какие модели джили выпускают в беларуси
Атланты держат небо: как работает китайский завод Geely в Белоруссии
Ну вот, свершилось! В Белоруссии, в городе Жодино, заработал завод по сборке автомобилей Geely. Доволен присутствовавший на церемонии открытия предприятия Александр Григорьевич Лукашенко: теперь во вверенном ему государстве производят не только тракторы и грузовики, но и вполне современные легковые автомобили. Довольна администрация и жители Жодино: сразу столько рабочих мест образовалось, а ведь предприятие будет расти! И, конечно же, довольно руководство марки Geely, которая смогла обогнать другие китайские бренды и первой запустить на территории Таможенного союза не контрактное, а самостоятельное сборочное производство полного цикла.
О том, какое значение придают в Geely этому событию, говорит уровень прилетевших на церемонию открытия руководителей. Среди них — президент и генеральный директор Geely Auto Group Ан Цуйхуэй, генеральный директор Geely International Нан Шэнлян, вице-президент и технический директор Zhelijang Geely Holding Group Фон Куонфон и целая команда ведущих дизайнеров во главе с вице-президентом по дизайну Geely Holding Group Питером Хорбери. Событие действительно получилось знаковое… Судите сами: о планах по строительству собственных предприятий в РФ объявили, например, Haval и Lifan. Строительство завода Haval началось в сентябре 2015-го с плановым вводом завода в эксплуатацию в 2017 году. Но на настоящий момент в индустриальном парке «Узловая» в Тульской области забито 18 000 свай, вроде бы идет монтаж стен и перекрытий, но раньше 2019 года предприятие не заработает. Завод Lifan в СЭЗ «Липецк» также был заложен в 2015 году, причем с большой помпой. Но на настоящий момент можно констатировать, что реальное строительство находится в самой начальной фазе. А в Geely сделали ставку на площадку в Белоруссии… И не прогадали.
О кошках, греческих мифах и дизеле
Руководство компании не смутило резкое падение продаж марки в России, в котором в значительной мере виновато отсутствие товарных автомобилей в дилерских центрах. На прямой вопрос об этой проблеме вице-президент и технический директор Zhelijang Geely Holding Group Фон Куонфон ответил так: «Мы очень надеемся на нашу новую современную площадку, на которой вы сейчас находитесь. Ее продукция будет поставляться и в Россию. И если до этого вы в России были знакомы лишь со старым Geely, то сейчас здесь будут собираться совершенно новые автомобили абсолютно другого уровня».
Действительно, в качестве ударного инструмента, который должен будет сломить стену предубеждений против китайских автомобилей, был выбран новый кроссовер Geely Atlas. Название в высшей степени символическое: в греческой мифологии Атлас (или Атлант) — сын титана Япета и Климены, брат Менетия, Прометея и Эпиметея. По преданию, когда Атлас с остальными титанами хотели захватить небо, Зевс в наказание за это осудил его носить на себе небесный свод. И с тех пор «Атланты держат небо на каменных руках. ». Так справится или нет Geely Atlas с возложенной на него задачей, сможет ли поднять продажи и встать вровень с небожителями?
Ответ на этот вопрос может дать только время, но одно ясно: с точки зрения дизайна автомобиль получился. Приехавшие на церемонию открытия завода шеф-дизайнер марки Питер Хорбери и руководитель дизайн-студии Geely в Шанхае Гай Бергойн очень много и увлеченно рассказывали о разработке фирменного стиля и узнаваемого языка дизайна Geely. Этих вопросов Питер касался и в интервью, которое он в прошлом году дал нашему изданию, но в этот раз свои идеи он демонстрировал… на кошках. По его словам, в разработке фирменного стиля могут быть два подхода. Возьмем изображение некой кошки, и начнем его изменять в «Фотошопе». В одном случае удлиним ноги, в другом — туловище, в третьем сделаем туловище массивным. Да, всем будет видно, что это — одна и та же кошка, мордочка-то одинаковая, но некоторые варианты окажутся не слишком гармоничными. А теперь возьмем изображения нескольких разных видов кошачьих: обычного домашнего мурлыку, манула, сервала, пуму, леопарда, тигра… Каждый из них будет индивидуален, но, тем не менее, сразу видно, что все они относятся к семейству кошачьих. Вот по такому, более сложному, но и более правильному пути собирается идти Geely по словам Питера Хорбери.
И кстати, о кошках… При разработке линий кузова Geely Atlas дизайнеров вдохновлял образ бегущего гепарда. Действительно, посмотрите фото в интернете, и не в той фазе бега, когда гепард заносит задние ноги вперед, а в той, где он распластывается над землей в стремительном полете. Мыслено прочертите линии от основания хвоста до лопаток, и еще одну, нижнюю, подчеркивающую живот и грудную клетку. А теперь наложите эти линии на пластику боковин Atlas и убедитесь, что линии эти действительно совпадают! Мы уже дважды имели возможность прокатиться на Geely Atlas в режиме мини-теста, причем первый раз — когда автомобиль еще не имел имени собственного и назывался NL3, и все говорит о том, что автомобиль получился действительно незаурядный. Думаю, российскому потребителю он придется по душе.
«БелДжи» до конца года выпустит первую тысячу электромобилей для Беларуси. Заказы уже принимаются
Завод «БелДжи» к концу нынешнего года выпустит первую промышленную партию электромобилей в количестве 1000 единиц. Об этом рассказал первый заместитель министра промышленности Беларуси Сергей Гунько, сообщает телеграм-канал «Минэнерго Официальный».
«Есть договоренности с компанией «БелДжи» о выпуске первой тысячи электромобилей. Мы ожидаем ее к концу года, – отметил Сергей Гунько, выступая 16 июля на круглом столе по вопросам развития электротранспорта в парке «Великий камень». – Модель у нас уже есть, сейчас проводится ее тестирование. На сайте компании принимаются заказы».
На сайте «БелДжи», как уже сообщал Автобизнес, с 31 мая начат прием заказов на электрическую модель Geely Geometry С, которая имеет пятидверный кузов.
Этот электромобиль при длине кузова чуть более 4,4 м и багажном отделении объемом 340-1150 л можно отнести к С-классу. Хотя колесная база (2700 мм) и снаряженная масса (1607-1665 кг) более внушительные. Но это и понятно, учитывая наличие тяговой батареи. Трехкомпонентный литий-ионный аккумулятор, дополненный системой регулирования температуры, имеет емкость 53 или 70 кВт·ч. В первом случае заявленный запас хода по новому европейскому ездовому циклу составляет 400 км, во втором – 550 км.
Синхронный двигатель с постоянными магнитами развивает 204 л.с. и 310 Н·м. Разгон с места до 100 км/ч занимает 6,9-7 секунд в зависимости от емкости батареи, а максимальная скорость ограничена 150 км/ч.
«Первая промышленная партия необходима для того, чтобы изучить этот рынок, показать новую модель, привить культуру к покупке электромобиля с помощью системы кредитования и лизинга, – добавил первый заместитель министра промышленности. – На сегодняшний день поступило уже 254 заказа. Что касается стоимости, наша позиция такова: цена на электромобиль не должна превышать 30 тысяч долларов».
«Либо выпускать меньше Coolray, либо убирать GS». Директор «БелДжи» рассказал о нюансах производства Geely
Текущий год для Geely богат на события: белорусский завод поставил на конвейер обновлённый Atlas Pro, летом стартовали его продажи, а вдобавок в Минск привезли первые электрохетчбэки Geely Geometry C. Какие модели сегодня выпускаются на мощностях СЗАО «БелДжи», как обстоят дела с локализацией производства и наличием запчастей, а также какими новинками предприятие порадует в 2022-м?
Об этом и не только мы расспросили генерального директора Геннадия Свидерского. А ещё нам дали возможность походить по цехам и увидеть своими глазами, что работа кипит, а план по выпуску 30 тысяч автомобилей в год жесточайше выполняется.
Про работу завода, зарплаты, цех штамповки
По словам директора «БелДжи», сегодня на заводе работает 1 400 человек. Правда, до конца текущего года планируется нанять ещё минимум 100 сотрудников, а в начале 2022-го — закрыть 400 недостающих позиций.
— Сейчас предприятие функционирует с полной загрузкой в одну смену, однако заказов так много, что приходится трудиться сверхурочно и в выходные дни. Первостепенная задача — набрать и обучить персонал, чтобы перейти на двухсменный режим. Средний возраст сотрудников — 30 лет. По данным за сентябрь, средняя зарплата по заводу — чуть выше 1 500 рублей. Последние два года не проводятся стажировки в Китай, вся работа — а это не только обмен документацией, но и проведение испытаний, согласование — налажена в удалённом формате. Geely Coolray и Atlas Pro — результат труда онлайн, без командировок в КНР, при этом с полной подготовкой производства.
— В следующем году мы планируем модернизацию цеха покраски и сварки. В первом случае хотим докупить ещё роботов, чтобы практически полностью исключить ручные операции в процессе окраски, а во втором — выполнять больше сварочных работ, в том числе мелких деталей. Это позволит снизить себестоимость продукции за счёт уменьшения энергозатрат и увеличить производительность. Цех штамповки, конечно, повысил бы эффективность производства с точки зрения логистики, однако его строительство стоит недёшево (30—40 млн долларов с учётом оснащения), поэтому необходимо правильно расставлять приоритеты. Вот в нынешнем году мы задумали освоить новые модели, и у нас это получилось.
Про текущий модельный ряд и электрокары
Сегодня на белорусском заводе выпускают Geely Coolray и Atlas Pro, а также налажена крупноузловая сборка Tugella. А вот старый «Атлас» завершает свою жизнь на конвейере, производятся последние партии, и в 2022 году эту модель уже не будут собирать на мощностях СЗАО «БелДжи».
— Новинка закрывает фактически все модификации обычного Atlas. Как мы говорим нашим покупателям: пора из любителей превращаться в профессионалов. Что касается ухода модели GS, то этот вопрос связан с нашими возможностями. 30 тысяч машин — предельная производственная мощность при односменном режиме работы.
— Надо выбирать: либо выпускать меньше Coolray, либо убирать GS (их выпущено порядка 1 000 машин). Мы смотрим заказы у дилеров и на основании этого формируем план производства. В данном случае стали на сторону «Кулреев»: на них есть устойчивый спрос, мы уверены, что модель будет востребована в долгосрочной перспективе.
Не стоит забывать и про то, что проделана большая работа по электромобилям. В этом году в Беларусь из Китая ввезены три экземпляра Geometry C, они находятся у минских дилеров. Однако до конца 2021-го планировалось импортировать до 300 «электричек», а старт продаж намечали на ноябрь текущего года.
— Мы провели всесторонние испытания, получили первые образцы, в том числе ОТТС. И обучили дилеров. Претендуем на то, чтобы быть первыми, кто цивилизованно предложит электромобили в салонах. У нас подписан контракт на тысячу электрокаров. Сначала хотелось бы оценить, насколько рынок воспринимает стоимость, качество и так далее. Первая партия из 50 машин уже плывёт из Китая, надеюсь, в ноябре мы их получим. А вот остальные 250, вероятно, прибудут в начале января: это связано и с логистикой, и с мировым дефицитом микрочипов. Есть ли смысл стартовать с продажами 50 экземпляров? Пока думаем, как это лучше сделать.
К слову, недавно мы возили один из экземпляров Geometry C на станцию кузовной диагностики. Специалист отметил нюанс по батарее: со стороны кормы заметна незащищённая часть АКБ. При движении задом есть риск зацепить её, так как она закреплена значительно ниже балки и заднего бампера. Возможно, будет какая-то защита батареи? И как планируют решать вопрос с утилизацией?
— Мы сейчас занимаемся вопросами, связанными с эксплуатацией электромобилей. Теперь буду знать, что защита — это немаловажно для наших дорог. Гарантия на АКБ, как и у всех, восемь лет. Не исключено, что возможен ремонт. Тем не менее они будут поставляться к нам отдельно как запчасть. Насколько я знаю, после окончания срока эксплуатации их реально использовать в качестве источников энергии. Вообще, утилизация батарей — это задача, которой занимаются во всём мире. Думаю, за ближайшие десять лет что-то придумают. В целом электромобили для Geely — это в большей степени имидж бренда: хотим продавать новые электрокары в салонах, предложив гарантию и комплектующие.
А будут ли новинки?
В следующем году руководство завода не планирует масштабной модернизации модельного ряда. На вторую половину 2022-го намечена крупноузловая сборка полноразмерного кроссовера KX11, а вот насчёт Geely Preface (FS11), который мы обнаружили на территории завода, пока ещё не определились окончательно.
— Всё зависит от цены, спроса и наших возможностей. Это представительский седан с двухлитровым мотором, серийные поставки которого на следующий год не предусмотрены.
— Сейчас мы ждём Geely Emgrand четвёртого поколения с заводским индексом SS11, который прошёл сертификацию в Китае (ожидается, что у нас его стоимость будет в районе 35 тысяч BYN. — Прим. ред.). Есть желание вернуть седан, чтобы представить и более бюджетный сегмент. Планируем провести сертификацию модели в этом году и выпустить на рынок в следующем. Первоначально наладим крупноузловую сборку, а потом и по полному циклу. Думаю, тогда у нас будет сбалансированный ряд: от бюджетного седана до премиального кроссовера.
Что касается продаж минивэнов, то Геннадий Свидерский отвечает так: у Geely подобные планы есть, у Belgee — нет.
— Соотношение продаж внутри страны и экспорта составляет 25 на 75 процентов. Нам важно выбирать модели, востребованные в первую очередь на внешнем рынке. Появятся ли у нас рестайлинговые Coolray и Atlas Pro — это вопрос времени. Надо понимать: данные образцы в Китае отличаются от тех, что продаются в ЕАЭС. Чтобы поставлять их в Беларусь, они должны отвечать ряду требований. Документация, подготовка производства и выпуск — на всё это требуется определённый срок. Ту же работу по адаптации (технические усовершенствования, испытания) к европейскому рынку необходимо выполнить и в случае рестайлинга.
Локализация, цены и сроки доставки запчастей
— Думаю, пора уже переходить от понятия «уровень локализации» к выражению «уровень выполнения технологических операций на территории ЕАЭС». Если ранее было важно, сколько используется импортных и отечественных компонентов, то сегодня более актуальной является балльная система оценки (сварка, покраска, сборка двигателей и так далее). По старой терминологии мы сохранили около 50% локализации. Это и шины, и аккумуляторы, и моторы. Уже завершена работа по производству устройства системы «ЭРА-ГЛОНАСС» (ОАО «АГАТ — системы управления»), в России открылся завод по созданию стёкол, которые поставляются к нам.
— При новом методе оценки мы планируем получить не меньше 1 500 баллов, что соответствует уровню российских производителей, имеющих полный цикл. Для всех моделей приходит оцинкованный металл, а уже на предприятии применяются дополнительные способы его защиты, в том числе и катафорезное грунтование.
В текущем году завод столкнулся с задержками поставок запчастей. В некоторой мере это было связано с дефицитом транспорта в условиях пандемии, а также с приостановкой работы в Европе и дисбалансом грузопотоков.
30 тысяч машин — план до конца года
С таким количеством завод «БелДжи» рассчитывает завершить 2021-й, а за десять месяцев произведено 24 тысячи автомобилей.
— На сегодня мы имеем 270 млн долларов экспортных поставок, около 100 млн долларов отгрузили на внутренний рынок. Всего реализовано 24 200 экземпляров, из них 18 600 — это внешний рынок. Ставки льготного кредитования на покупку Geely постоянно меняются в лучшую сторону (от 5,5%, срок — до десяти лет). Наши финансовые партнёры поняли: это выгодное дело. Люди берут кредит на десять лет и, как мы видим из практики, погашают его через два-три года, когда заканчивается льготный период. Могу сказать так: в в 2022-м льготное кредитование продолжится, а условия станет диктовать рынок.
— Думаю, до конца 2021-го мы сделаем 30 тысяч. По крайней мере, будем стараться — коллектив настроен позитивно. Тем более что у нас есть дополнительный стимул: выпустить 100-тысячный автомобиль к своему десятилетнему юбилею в декабре.
История Geely’зации автопарка в Беларуси. От первых SС7 до премиальных GE
Беларусь очень долго шла к «своему» массовому легковому автомобилю. Первым мог быть Ford Escort, но не сложилось. Иранский Samand оставил свой след в истории промсборки иномарок на белорусской земле, но по-настоящему массовым не удалось стать и ему. Поначалу китайские Geely, казалось, тоже повторят судьбу Samand (единичные экземпляры у частников и поставки в госорганы за счет средств госбюджета же). Однако нет. Построен большой завод, по всей стране открываются салоны марки, физлица вполне себе покупают эти машины, причем добровольно. Собственный белорусский автомобиль состоялся?
Однако начиналась интервенция все же с поставок в министерства и ведомства. Потом марку распробовали таксисты, и только после них первые частные покупатели рискнули приобрести «Джили» за свои кровные для собственных бытовых нужд. Сегодня мы вспоминаем историю Geely в Беларуси. В первой части говорим только о седанах. Кроссоверы прибережем для отдельного рассказа.
Первые «лазутчики»
Вообще, автомобили этой марки стали появляться в Беларуси, когда еще ни о какой сборке у нас и речи не шло. Как они к нам приходили — отдельная история, но это факт.
Впервые Geely в нашей стране я увидел в июне 2009 года в Орше. Помните такую уже «былинную» модель Otaka? Под названием CK1 она появилась еще в 2005 году, а с 2007-го ее сборку наладили в российском Новоуральске на уже обанкротившемся ЗАО «Автомобили и моторы Урала», оно же АМУР. Вероятно, в Орше ездил экземпляр как раз новоуральской сборки.
Тогда еще никто не знал, что эта Otaka — предвестник массового пришествия марки в Беларусь.
Geely FC, она же Vision, — представитель более респектабельного «сегмента С». В первом поколении выпускалась с 2006 по 2011 год. Как и младшая Otaka, у нас встречалась крайне редко, но встречалась.
Этот экземпляр работал в качестве такси в Гомеле. Именно такие версии собирали в Украине, на Кременчугском автосборочном заводе (КрАСЗ). Украина от Гомеля «через дорогу». Вполне вероятно, что в областном центре работал Vision украинского происхождения.
Белорусский первенец Geely SC7. Примерка погон
Самые-самые первые SC7 были собраны в Борисове в тестовом режиме в первой половине 2012 года.
Предприятие «БелДжи« тогда представляло собой небольшой ангар на территории борисовского завода «Автогидроусилитель», где, грубо говоря, к машинокомплектам, пришедшим через литовский порт в Клайпеде, прикручивали колеса и кое-что еще по мелочи.
Товарные автомобили вышли на рынок в 2013-м и тогда же начали поставляться в министерства и ведомства.
Лично я первые SC7, одетые в спецмундир, увидел у МЧС. До этих машин парк штабных авто министерства был весьма разнообразным и многомарочным, но именно первые Geely заложили тенденцию к тому, что когда-нибудь штабным транспортным средством ведомства будут в основном модели этой марки.
Конечно же, МВД тоже начало закупать SC7. Первой такие автомобили распробовала ГАИ. Распространились они по всей стране, были и в Минске. Однако сегодня в столице их уже встретишь редко.
Обновления SC7 с заменой отделочных материалов салона ждать пришлось недолго. Совсем недолго.
Рестайлинг Geely SC7. Стремительное обновление и расширение клиентуры
В том же 2014 году в Беларусь стали поступать машинокомплекты для сборки SC7 рестайлинговой версии. Причем произошло это столь внезапно, что было неожиданностью даже для продавцов. Новая оптика, фальшрешетка, другой передний и немного измененный задний бампер.
Внешне обновленную версию отличить было легко. Ходовая часть и основные агрегаты не изменились, а вот отделочные материалы в салоне стали более качественными.
Чтобы убедиться в этом лично, как-то специально вызвал такси. Позвонил в 7788, которая первой купила партию обновленных SC7, и, набравшись терпения, терпеливо дождался своей «позиции в очереди двадцать четыре». Салон действительно стал лучше.
Именно в рестайлинговом виде SC7 совершит массовое пришествие в спецслужбы.
Что касается работы модели в такси, то партию таких автомобилей, помимо 7788, закупит и «Такси Семёрочка». Эта служба как-то быстро появилась и столь же быстро исчезла. Теперь по короткому номеру 7776 отвечает медицинский центр.
Жаль, что минская «Семёрочка» не выжила. Именно у нее была самая красивая ливрея за всю историю столичного такси. Служба с таким же именем по сей день существует в Бобруйске, но это, судя по всему, «однофамильцы».
С рестайлинговыми SC7 связана еще одна революция в такси. Именно эти машины стали первенцами службы «Трансфер», которую организовал Национальный аэропорт Минск. Отныне любой пассажир может добраться в город и в аэропорт за разумные деньги по фиксированной стоимости, а заодно и с продукцией белорусского автомобилестроения познакомиться. Когда самолеты летали, а командировок было немало, я тоже часто так поступал.
Конечно, основные спецслужбы тоже получили эти машины. К МЧС и ГАИ в ряды эксплуатантов добавилась Транспортная инспекция.