какие модели конкуренции характерны для современного рынка

Основные виды конкурентов

Работа в условиях рынка закономерно связана с понятием конкурентов и конкуренции, борьбы за клиентов. Попытки избежать конкуренции обычно успеха не имеют. Разобраться, какие конкуренты могут оказывать влияние на тот или иной бизнес, и выработать эффективную стратегию работы с ними вполне возможно.

Какие они?

Специалисты используют ряд категорий, по которым конкурентов разделяют на группы и оценивают. Обычно они связаны с уровнем конкуренции, степенью влияния на бизнес.

Прямые и косвенные

Определение прямой конкуренции говорит само за себя. Прямой конкурент наиболее неблагоприятно влияет на бизнес, поскольку у него с фирмой одинаковые:

Прямые конкуренты, уже прочно занявшие позиции на рынке, — это сформировавшаяся деловая репутация, круг постоянных потребителей, которые менять налаженные деловые связи ради новых продавцов сразу не готовы.

Пример. Фирма работает в сфере продаж обуви. Её прямые конкуренты:

Каждый из них может отвлечь потенциального покупателя выгодными условиями: интернет-магазин предложит недорогую или бесплатную доставку, рыночные цены обычно ниже, поскольку нет необходимости оплачивать аренду помещения, аналогичный магазин способен привлечь гибкой ценовой политикой (скидки), оптовый склад предлагает обувь в розницу по оптовым (или сопоставимым с ними) ценам.

Косвенная конкуренция

Здесь совпадают потребители и рынок сбыта, а продукция им предлагается другая. При этом косвенные конкуренты убеждают потребителей, что их предложение с успехом может заменить уже существующий товар или услугу. Привлекают они чаще всего более низкой ценой, качественно сопоставимыми с более дорогими предложениями услугами, товарами либо делают акцент на долговечности их товара, по сравнению с товаром конкурентов.

Примеры. Одна фирма торгует спичками в коробках, а другая — бытовыми кухонными зажигалками; телевидение конкурирует с интернетом, производители бумажных книг с производителями электронной книжной продукции и т.д. Несмотря на то что конкуренция косвенная, на сбыт, а далее и на прибыль влияние будет значительным.

Определенные виды конкуренции и конкурентов с первого взгляда таковыми не являются и влияния на бизнес не оказывают. Однако это не совсем так.

Неявная конкуренция

Лучше всего видна на примере. На первый взгляд магазины быттехники и ювелирных изделий конкурентами не являются. Однако в период новогодних праздников, когда наступает «подарочный бум», они превращаются в конкурентов. Здесь выбор будут делать потребители, располагающие определенной суммой денег: между новой стиральной машиной и ювелирным украшением в подарок.

Потенциальная конкуренция

Выявлять и анализировать таких конкурентов наиболее сложно, но необходимо. Потенциальные конкуренты – явление неоднородное. Пример: фирмы, которые хотят выйти на тот же рынок с аналогичными товарами; разрабатывают новое, улучшенное программное обеспечение (по сравнению с выпускаемым данной фирмой).

Товарная конкуренция

Этот вид конкуренции может в определенный момент превратиться в сотрудничество. Конкуренция на уровне товара самая «безобидная», поскольку разными фирмами выпускается схожий продукт, но ориентированный на разные группы потребителей.

Пример: производители декоративной косметики повседневного спроса и производители профессиональной косметики.

Как их распознать?

В первую очередь работа будет направлена на определение прямых и косвенных конкурентов, как наиболее значимых. Информацию о ключевых конкурентах собирают поэтапно.

Первый этап предполагает определение возможно большего числа конкурирующих фирм и сбор информации о них. Далее на основании данных делается вывод о том, какие из конкурентов являются ключевыми. Наконец, необходимо разработать стратегию взаимодействия с ними и следовать ей с целью минимизировать возможные потери прибыли. Качественный сбор информации является фундаментом успеха.

Возможностей здесь много:

Конкуренты и стратегии

Для сохранения и расширения своих позиций в условиях конкуренции выработаны определенные стратегии, модели поведения на рынке, как правило, рассчитанные на перспективу:

Мобильную стратегию иногда выделяют в отдельный вид, однако, по сути, это сопутствующая любой другой, применяемая параллельно ей, стратегия. Она заключается в оперативном отслеживании спроса, предложения, своевременном анализе ситуации и реагировании на нее. Без мобильности любая выбранная стратегия перестает приносить пользу.

Наличие конкурентов, в первую очередь прямых, является не только проблемой, но и стимулом развития компании: расширения ассортимента продукции, определения резервов для снижения цен, поиска наиболее выгодных партнеров по бизнесу, проведения оригинальных, эффективных рекламных компаний. Конкуренция требует уделять пристальное внимание кадрам, в том числе и их обучению.

Источник

Современный рынок и конкуренция. Модели рынка

Рынок и конкуренция в значительной степени синонимы: одно без другого не существует. При рассмотрении основных видов конкуренции применительно к рыночной структуре можно выделить четыре модели рынка.

2. Рынок монополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция возникает тогда, когда для удовлетворения одной и той же потребности продавцы предлагают покупателям товары-аналоги. Это тип рыночной ситуации, в которой монополистическая власть каждой фирмы распространяется лишь на изготовление особой разновидности товара, но не на контроль над рынком всех товаров однотипного назначения. Фирмы при такой конкуренции вступают в отрасль сравнительно легко, при этом значительный упор делается на рекламу, торговые знаки, марки и т. д.

3. Рынок олигополистической конкуренции (олигополия).

Если каким-то фирмам удалось придумать наиболее привлекающие покупателей разновидности товаров или привлечь наибольшее число покупателей за счет низких цен, они смогут в итоге вытеснить с рынка остальных, менее удачливых продавцов и стать хозяевами рынка, ведя конкурентную борьбу лишь между собой. На рынке олигополистической конкуренции возможности покупателей выторговать себе наилучшие условия покупки еще меньше, чем на рынке монополистической конкуренции, т. к. практически весь товар определенного типа производится и предлагается к продаже всего несколькими фирмами, и купить его больше не у кого.

4. Рынок чистой монополии.

На таком рынке для покупателя складываются самые худшие условия. При чистой монополии возможности покупателя торговаться становятся крайне ограниченными, т. к. альтернативного изготовителя (продавца) не существует. Огромная доля продукции выпускается одним предприятием – абсолютным монополистом. Единственный метод борьбы покупателя со всевластием монополиста-изготовителя – не покупать товар. Но не всегда этот метод можно использовать. Если покупатель не может обойтись без товара, он вынужден будет его покупать даже ценой отказа от других благ.

Источник

Модели современного рынка

какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Смотреть фото какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Смотреть картинку какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Картинка про какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Фото какие модели конкуренции характерны для современного рынка какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Смотреть фото какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Смотреть картинку какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Картинка про какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Фото какие модели конкуренции характерны для современного рынка какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Смотреть фото какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Смотреть картинку какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Картинка про какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Фото какие модели конкуренции характерны для современного рынка какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Смотреть фото какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Смотреть картинку какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Картинка про какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Фото какие модели конкуренции характерны для современного рынка

какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Смотреть фото какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Смотреть картинку какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Картинка про какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Фото какие модели конкуренции характерны для современного рынка

какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Смотреть фото какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Смотреть картинку какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Картинка про какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Фото какие модели конкуренции характерны для современного рынка

Если на заре капитализма господствовала свободная конкурен­ция, то позднее (особенно на рубеже XIX-XX вв.), с развитием и укрупнением производства, стал набирать силу монополизм. В со­временной экономике конкуренция и монополия сосуществуют и подчас сложно переплетаются. В многообразии сегодняшних ры­ночных ситуаций можно выделить четыре главные модели совре­менного рынка (рисунок 16).

какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Смотреть фото какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Смотреть картинку какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Картинка про какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Фото какие модели конкуренции характерны для современного рынка

• на рынке взаимодействуют множество продавцов и покупате­лей, объектами купли-продажи являются однородные товары;

• большее число продавцов и покупателей означает, что ни один из них не может диктовать цену товара;

• возникновение равновесной цены на товар как результат сво­бодного взаимодействия свободного спроса и свободного предло­жения;

• отсутствие препятствий перед продавцами и покупателями для появления на рынке или ухода из него;

• все участники располагают полной информацией о конъюнк­туре рынка, так как одинаковость качества и незначительные ко­лебания в цене сводят рыночную информацию к минимуму.

Монополистической конкуренции присущи следующие черты:

• относительно большое число производителей;

• наличие на рынке похожей, но не идентичной (с точки зре­ния покупателей) продукции. Каждая фирма продает особый то­вар, который отличается качеством, оформлением, престижно­стью, в результате чего у потребителя складываются «неценовые предпочтения». Товар может быть дифференцирован по условиям послепродажного обслуживания, по близости к покупателям и интенсивности рекламы;

• контроль над ценами ограничен возможностью замены товара;

Олигопольная конкуренция (олигополия) является преобладающей формой современной рыночной экономики и характеризует рынок, на ко­тором существует несколько фирм, контролирующих значитель­ную часть рынка. Основные черты олигопольной конкуренции:

• предложение однородной (руда, нефть, сталь, цемент) и диф­ференцированной (автомобили и другие потребительские товары) продукции;

• использование ценовой и неценовой конкуренции (высокие качество и надежность изделий, современные методы сбыта, про­ведение рекламных кампаний и т.д.), а именно:

— «жесткость» цен, даже когда при изменении цен или спроса определенная фирма не склонна к изменению цены;

— лидерство в ценах, когда при формировании цен на свою продукцию компания ориентируется на цены, установлен­ные лидером (скрытый сговор);

— соглашение о специализации и кооперации производства;

• вступление других фирм в олигопольный рынок затруднено.

Чистая монополия, является антиподом со­вершенной конкуренции, ей присущи следующие основные черты:

• наличие одного продавца;

• производство товаров, не имеющих заменителей;

• полный контроль объема предложений товара и цен;

• наличие непреодолимых барьеров (авторское право, лицен­зии, патенты) для потенциальных участников рынка.

Примерами монопольного рынка могут служить: сеть рестора­нов, станций технического обслуживания, предприятия рознич­ной торговли и т.д.

Антимонопольное законодательство.Правительство отслеживает негативные тенденции монополи­зации экономики и принимает определенные меры против фирм, злоупотребляющих своим монопольным положением. Антимоно­польное законодательство представляет собой одну из форм госу­дарственного регулирования экономики.

какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Смотреть фото какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Смотреть картинку какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Картинка про какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Фото какие модели конкуренции характерны для современного рынка

В России основным фактором, под воздействием которого сфор­мировалась антимонопольная политика, является открытие эко­номики для иностранной конкуренции и установление курса руб­ля по отношению к доллару. Закон РФ «О конкуренции и ограни­чении монополистической деятельности на товарных рынках» от 21.04.95 предусматривает дополнительные меры противодействия антиконкурентной практике предпринимательских фирм.

Для обеспечения антимонопольной политики осуществляют следующие мероприятия: охрану и поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занимающими монопольные позиции на рынке; контроль над ценообразованием; защиту интересов потребителя; содействие деятельности мелких и средних фирм.

Источник

Модели современного рынка.

В многообразии сегодняшних рыночных ситуаций можно выделить четыре главные модели:

1.ЧИСТАЯ КОНКУРЕНЦИЯ имеет место там, где действует множество независимых производителей однородных товаров и услуг (например, стандартизированной пшеницы или молока, услуг по обмену валют или купле-продаже ценных бумаг и т. п.). В этих условиях доля каждого отдельного производителя в общеотраслевом выпуске настолько мала, что он не может ощутимо изменять совокупное предложение продукции, а значит, и сложившуюся рыночную цену. Из-за одинаковости товара неценовая конкуренция здесь отсутствует. Приспосабливаясь к рыночной цене, фирмы стремятся добиться эффективности и рентабельности своего производства. Сотни и тысячи из них при этом не выживают. Однако свободный доступ в подобные конкурентные отрасли привлекает туда все новых и новых предпринимателей.

2.ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ. Она существует, когда одна фирма является единственным производителем данного продукта. Например, газовые, электрические, водопроводные, телефонные и другие подобные компании. Манипулируя объемом предложения своей продукции, монополист, по существу, диктует потребителям и свою цену. А экономическая мощь и эффективность его малозатратного производства делают практически невозможным проникновение в эту отрасль дополнительных фирм.

3.МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, как следует из ее названия, предполагает сочетание монополии и конкуренции. Причем, если конкуренция присутствует здесь в очень значительном объеме, то монополия – лишь в небольшой дозе. Такая рыночная ситуация может складываться там, где много сравнительно небольших производителей (продавцов) предлагают похожую, но не одинаковую продукцию (скажем, различные виды одежды или обуви, мебели или книжной продукции, рознично-торговых услуг и т. д.). Многочисленность этих независимых фирм, как правило, не позволяет каждой из них в отдельности существенно влиять на рыночное предложение и цену. То же обстоятельство мешает их тайному сговору для овладения рынком. Поэтому между ними идет как ценовая, так и неценовая конкуренция. Что касается монополии, то она возникает здесь в результате дифференциации продуктов (т. е. создания их разновидностей) компаниями-соперницами. Однако монополия в подобных отраслях не преобладает над конкуренцию.

4.ОЛИГОПОЛИЯ характерна для таких отраслей, в каждой из которых господствует несколько крупных фирм (производство стали и алюминия, автомобиле- и сельхозмашиностроение, сфера оптовой торговли и т. п.). Немногочисленность олигополистов означает, что каждый из них обладает большим рыночным весом и может влиять на цену. В этих условиях фирмы оказываются взаимозависимыми, а «безудержная» конкуренция между ними угрожает «неприятностями» для всех. Вот почему в ситуации олигополии фирмы пытаются «регулировать» взаимную конкуренцию, избегают «войну цен», идут на объединение или картельные и иные монополистические соглашения. Вхождение новых фирм в отрасли с олигополией также очень затруднено.

Дата добавления: 2015-11-28 ; просмотров: 3213 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Краткая характеристика моделей современного рынка

какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Смотреть фото какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Смотреть картинку какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Картинка про какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Фото какие модели конкуренции характерны для современного рынка какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Смотреть фото какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Смотреть картинку какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Картинка про какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Фото какие модели конкуренции характерны для современного рынка какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Смотреть фото какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Смотреть картинку какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Картинка про какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Фото какие модели конкуренции характерны для современного рынка какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Смотреть фото какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Смотреть картинку какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Картинка про какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Фото какие модели конкуренции характерны для современного рынка

какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Смотреть фото какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Смотреть картинку какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Картинка про какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Фото какие модели конкуренции характерны для современного рынка

какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Смотреть фото какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Смотреть картинку какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Картинка про какие модели конкуренции характерны для современного рынка. Фото какие модели конкуренции характерны для современного рынка

Виды конкуренции.

Конкуренция представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия производства, продажи и купли товаров.

В современной экономической науке выделяют 4 модели рынка, а соответственно 4 вида конкурентной борьбы:

Ø совершенную (чистую) конкуренцию;

Ø монополистическую конкуренцию;

Ø олигополию;

Ø чистую монополию.

Чистая конкуренция и чистая монополия – это две крайние и, достаточно редкие ситуации. Между ними расположены более характерные для современного рынка модели под общим названием несовершенная конкуренция.

Модели рынкаОсновные характерные черты
Число фирмКонтроль над ценойВступление в отрасльПримеры
1. Чистая конкуренцияочень большоеотсутствуетСовершенно свободнос/х, фондовые биржи
2. Чистая монополияочень значительныйпрактически исключеноэл-, газо-, водоснабжение, метрополитен, связь и т.д.
3. Монополистическая конкуренцияочень многоочень ограниченныйсравнительно свободноепроизводство одежды, обуви, мебели и т.д.
4. Олигополиянесколькозначительный (особенно при сговоре)очень затрудненопроизводство стали, добыча нефти.

1. Чистая конкуренция имеет место там, где действует множество независимых производителей однородных товаров и услуг (стандартизированной продукции). В этих условиях доля каждого отдельного производителя в общеотраслевом выпуске настолько мала, что он не может ощутимо изменять совокупное предложение продукции, а значит, и сложившуюся рыночную цену. Из-за одинаковости товара неценовая конкуренция здесь отсутствует. Приспосабливаясь к рыночной цене, фирмы стремятся к эффективности и рентабельности своего производства. Сотни и тысячи из них при этом «не выживают».

2.Чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем данного продукта (газо-, водоснабжение, связь). Манипулируя объемом производства своей продукции, монополист по существу диктует потребителю и свою цену. Экономическая мощь и эффективность его мало затратного производства делают практически невозможным проникновения в эту отрасль дополнительных фирм.

3.Монополистическая конкуренция предполагает сочетание монополии и конкуренции, причем, если конкуренция присутствует здесь в очень значительном объеме, то монополия лишь в небольшой дозе. Такая рыночная ситуация может складываться там, где много сравнительно небольших производителей (продавцов), которые предлагают похожую, но не одинаковую продукцию (одежда, мебель, обувь). Многочисленность этих независимых фирм, как правило, не позволяет каждой из них в отдельности существенно влиять на рыночное предложение и цену. То же обстоятельство мешает их тайному сговору для овладения рынком, поэтому между ними идет как ценовая, так и неценовая конкуренция.

4.Олигополия характерна для таких отраслей, в каждой из которых господствует несколько крупных фирм (производство цветных металлов, добыча нефти). Немногочисленность олигополистов означает, что каждый из них обладает большим рыночным весом и может влиять на цену. В этих условиях, фирмы оказываются взаимозависимыми, а «безудержная» конкуренция между ними угрожает «неприятностями» для всех. Поэтому, в ситуации олигополии, фирмы пытаются регулировать взаимную конкуренцию, избегают войны цен, идут на объединения или олигополистические соглашения. Вхождение фирм в отрасли с олигополией также очень затруднено.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *