какие модели разрабатываются с помощью bpmn
Что такое BPMN-диаграмма и зачем она нужна в разработке
Схемы по методу моделирования бизнес-процессов (BPMN) используются в разных сферах, например, в продажах и ведении проектов. В разработке этот инструмент важен на этапе бизнес-аналитики: с помощью BPMN описываются все сценарии взаимодействия пользователей и системы.
Эта система условных обозначений создавалась специально для того, чтобы найти общий язык между аналитиками и управленцами без технической подготовки.
В YuSMP Group мы отдаем BPMN-диаграммы продуктов после окончания дискавери-фазы. Эта нотация входит в список обязательных артефактов, которые получает клиент.
Business Process Model and Notation (нотация моделирования бизнес-процессов) — это система условных обозначений, которая отображает бизнес-процессы с помощью блок-схем. BPMN диаграмма показывает в какой последовательности совершаются рабочие действия и перемещаются потоки информации.
При помощи моделирования можно описать любой бизнес-процесс, но в контексте этой статьи мы говорим больше о веб-системах, сайтах и приложениях.
Наглядная схема показывает, где в процессах есть узкие места или вовсе тупики, из-за которых клиенты уходят или не заканчивают целевое действие (заявка, покупка, звонок). BPMN подсвечивает места, которые можно улучшить и моделирует способы адаптации под новые условия.
Главное преимущество BPMN-диаграмм — это то, что они понятны и внутри организации, и за ее пределами. Нотация описывает процессы языком, который доступен всем участникам проекта. Его понимает команда разработки (бизнес-аналитики, программисты, продакт-менеджеры) и сторона заказчика (владелец и сотрудники).
Информация в графическом виде более доступна для восприятия, чем сложный технический текст. Схемы упрощают работу над проектом: заказчику понятно, как будет работать система и он может вносить коррективы еще на этапе обсуждения проекта.
Но если этот язык легок для восприятия, это не значит, что им может пользоваться кто угодно. BPMN-схемы готовят специалисты — бизнес-аналитики. Они подробно и последовательно описывают бизнес-процессы так, чтобы проект потом можно было легко внедрить в разработку.
На примере фрагмента схемы, которую мы создавали для платформы онлайн-обучения, покажем основные объекты языка BPMN и как они взаимодействуют друг с другом.
На иллюстрации: «Вход на сайт».
На иллюстрации: «Есть логин и пароль?».
На иллюстрации: «Да/Нет».
На иллюстрации: «Запросить у владельца курса логин и пароль».
BPMN — это схема из блоков и соединительных элементов, которые отображают все действия, происходящие в системе. Эту диаграмму составляют на дискавери-фазе бизнес-аналитики.
С помощью BPMN-диаграмм работа идет динамичнее: бизнес-аналитики быстрее отдают проект разработчикам, которым не нужно тратить время на то, чтобы вникать в систему и разбираться в процессах.
Команда разработки и заказчик лучше понимают друга, BPMN исключает возможность «двойного прочтения», а значит и недопониманий тоже.
Диаграмма улучшает коммуникацию не только внутри компании, но и создает единое информационное поле в общении с заказчиком.
BPMN наглядно показывает слабые места, где потенциальные клиенты могут уйти. А значит, исправить или вовсе предотвратить “утечку” будет намного проще.
А какое его истинное назначение?
Руководство для начинающих по использованию BPMN в повседневной работе
Что такое BPMN?
Не верь чужим речам, а верь своим глазам. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Не рассказывайте сказок. Именно такие поговорки сделали Нотацию моделирования бизнес-процессов (BPMN) чрезвычайно популярной среди многих типов компаний, отраслей и профессий. Но что такое BPMN и как этот метод работает?
В двух словах, BPMN — это стандартизированный метод отображения блок-схем, который позволяет создавать и обмениваться простыми для понимания диаграммами. Эти диаграммы могут визуально моделировать этапы бизнес-процесса от начала до конца.
Пример схемы процесса изменения адреса BPMN (выше)
Хотя существует несколько методов моделирования процессов, BPMN быстро на практике стала стандартом моделирования процессов, и для этого есть веская причина.
Каковы ее возможности?
Одно из наиболее значительных преимуществ BPMN заключается в ее способности создавать блок-схемы, которые могут быть столь просты или сложны, насколько это необходимо. Это позволяет заинтересованным сторонам на всех уровнях (техническом или нет) понять их.
Именно это качество, вероятно, объясняет популярность BPMN. Опрос 2016 года показал, что 64% компаний заинтересованы в использовании BPMN для упрощения своих бизнес-процессов. Цель для большинства компаний проста: сэкономить деньги за счет снижения затрат и повышения производительности.
Почему это необходимо?
Ставки высоки. Рассмотрим статистику из опроса предприятий 2018 года:
Помимо повышения эффективности, другие важные причины для поддержки работы по созданию бизнес-процессов включают в себя:
От ИТ, финансовых услуг, страхования и производства до образования, телекоммуникаций, розничной торговли, компьютеров и программного обеспечения — каждая компания может извлечь выгоду из улучшения бизнес- или организационных процессов.
Использование BPMN
Цель BPMN — дать всем четкое представление о процессе от его начала до конца. Это помогает обеспечить визуализацию, которая ликвидирует пробелы информации, показывая последовательность деловых операций, необходимых для перехода от начала бизнес-процесса к его завершению.
Вот несколько преимуществ, которые бизнес может получить при использовании BPMN:
Примеры моделирования процессов
Бизнес-ориентированные
Многие специалисты и организации хотят моделировать на высоком уровне процесс, ориентированный на людей. В этом случае использование нескольких символов требует меньше глубоких знаний о BPMN, поэтому запись проста. И наоборот, эти модели могут быть скорректированы, чтобы быть чрезвычайно подробными для ИТ и других технических участников.
Вот лишь несколько примеров процессов, которые могут визуально отображены посредством этих блок-схем:
Технически-ориентированные
Как упоминалось ранее, вы можете детализировать диаграммы по мере необходимости, например, для изображения ИТ-ориентированных процессов, кодирования и многих других:
В более развернутых версиях можно моделировать сложные бизнес-события, такие как сообщения, таймеры, бизнес-правила и условия сообщений об ошибках. Давайте рассмотрим больше этих развернутых версий BPMN.
Элементы и символы BPMN 2.0
Нотация BPMN имеет пять основных категорий элементов, которые включают много разных форм и символов. Вот их краткий обзор:
Объекты потока
Они показывают поведение в бизнес-процессе и включают в себя:
Объекты данных
Они содержат информацию о данных в процессе. Данные представлены четырьмя способами:
Соединяющиеся объекты
Они связывают объекты потока друг с другом или другой информацией и показывают поток процесса:
Swimlanes
Этот термин обозначает бассейны и дорожки.
Артефакты
Они дают дополнительную информацию о процессе. Существует два типа артефактов:
Упрощение BPMN с помощью программного обеспечения
Когда необходимо создать блок-схему, вам не нужно изобретать велосипед, особенно если вы только начинаете работать с BPMN.
Использование программы позволит вам быстрее создавать диаграммы и повышать эффективность модели вашего бизнес-процесса. При выборе ПО убедитесь, что оно позволяет вам:
Советы по началу работы
Являетесь ли вы опытным владельцем бизнес-процессов или аналитиком, вы в любом случае сможете упростить свои бизнес-процессы, какими бы простыми или сложными они ни были. Если информация кажется немного ошеломляющей, имейте в виду: вы можете создать простую диаграмму BPMN, а затем основываться на ней в дальнейшей разработке.
Сведения об авторе
Нотация BPMN 2.0: ключевые элементы и описание
BPMN (Business Process Management Notation) – это язык моделирования бизнес-процессов, который является промежуточным звеном между формализацией/визуализацией и воплощением бизнес-процесса.
Говоря проще, такая нотация представляет собой описание графических элементов, используемых для построения схемы протекания бизнес-процесса.
Как минимум, такая схема нужна, чтобы выстроить в соответствии с ней бизнес процесс и понятно регламентировать его для всех участников. Немаловажным является то, что моделирование BPMN позволяет впоследствии провести автоматизацию бизнес-процессов в соответствии с имеющейся схемой.
Является ли нотация BPMN лучшей для поставленных перед ней задач? Хороший ответ, актуальный до сих пор, дал еще в семидесятых годах XX века Чарльз Бокс «Все модели неверны, некоторые полезны». BPMN точно полезна, а некоторые ограничения, которые нотация имеет, по мнению экспертов не столь важны на практике:
Моделируя что-либо, мы удаляем некоторые аспекты реального мира, чтобы их визуализировать. И все же ИТ-профессионалы продолжают искать одну истинную нотацию моделирования и набор семантики, чтобы управлять сразу всем. Они предполагают, что должно быть возможно перевести все аспекты и их взаимосвязи на визуальный язык. Я думаю, что большинству людей бизнеса это не нужно. Они используют модели для общения друг с другом … и да, в ходу круги и стрелки, прямоугольники и облака, и … лишь очень немногие заинтересованы в том, чтобы отразить взаимосвязь всех аспектов друг с другом.
Дерек Миерс (Derek Miers) – Отраслевой аналитик и консультант. Более 25 лет специализируется в сферах управления бизнес-процессами, цифровой трансформации, бизнес-архитектуры и технологических инноваций. В настоящее время работает в Gartner время на позиции директора по исследованиям в сфере Enterprise Architecture (EA)
История возникновения BPMN
Основные графические элементы BPMN
BPMN-процесс – это любой бизнес-процесс, отражённый с помощью нотации. Процессы состоят из элементов, каждый из которых обозначается на схеме специальным значком.
Элементы нотации BPMN – это элементы графической схемы, но также и элементы самого бизнес-процесса.
Нотация опирается на следующие базовые графические элементы:
BPMN элементы “Пул” и “Дорожка”
Весь бизнес-процесс состоит из пулов: совокупности операций + лиц, которые эти операции выполняют.
Например, пулом окажется весь набор действий по погрузке товара и отправке его клиенту.
При этом выделяют так называемые “дорожки”, из которых состоит любой пул. Для нашего примера одной из дорожек станет оформление документов, касающихся погрузки и отправки товара, второй дорожкой – физическая погрузка нужной партии на автомобиль и поездка автомобиля к клиенту. Обе эти дорожки дополняют одна другую, проходят параллельно, но в целом служат выполнению одного и того же этапа бизнес-процесса.
Пул | Используется для обозначения границ бизнес-процесса | |
Дорожка | Используется для отражения ответственных исполнителей и их ролей в процессе |
BPMN элемент “Действие”
Под “действием” понимается единица работы, выполняемой в ходе исполнения бизнес-процесса. Действия могут быть как элементарными (задача/task), так и составными (подпроцесс/sub-process).
Есть несколько типов элементарных действий, которые отличаются условиями выполнения:
BPMN элементы “Развилка” или “Шлюз”
Под шлюзами понимаются элементы, определяющие ветвление и слияние потоков работ.
BPMN описывает 7 типов развилок. В качестве основных выделяют 2 типа:
Шлюз исключающего «или» | Используется для создания альтернативных потоков процесса или сходящихся потоков управления. | |
Параллельный шлюз | Используется для создания параллельных путей без оценки какого бы то ни было условия или для сходящихся потоков и синхронизации параллельных веток выполнения процесса. |
Двух развилок, описанных выше достаточно для построения бизнес-процессов любой сложности. Остальные типы развилок, описанных в BPMN, позволяют строить более компактные схемы процессов, но это преимущество многие эксперты ставят под сомнение, т.к., маловероятно, что люди без специальной подготовки поймут такие схемы.
Пример использования шлюза исключающего «или» для создания альтернативных потоков процесса:
Фактически, шлюзы являются одними из самых ответственных и сложных этапов бизнес-процессов. От того, насколько грамотно будут прописаны все условия и следствия по принципу “Если… то”, во многом зависит эффективность работы всей системы.
BPMN элемент “Событие”
“Событие” является одним из главных элементов BPMN и служит для описания того, что должно случиться (в отличие от задачи, когда что-то должно быть сделано). Событием может быть, например, подписание договора, или разговор с клиентом.
Графические элементы событий в BPMN классифицируют двумя способами:
BPMN элементы “Потоки”
Поток – это последовательность действий, которая обозначается стрелкой. Элемент “поток” показывает какое действие после какого необходимо совершить.
Поток управления | На стандартный поток управления не воздействуют условия и он не проходит через шлюзы, т.е. является неконтролируемым. | |
Условный поток управления | Используется для того, чтобы показать, что дальнейшее выполнение процесса будет происходить по определённому потоку только в том случае, если выполнятся заданное условие. Ромбик у основания стрелки добавляется, если условный поток управления является исходящим от процесса. Ромбик не добавляется, если условный поток управления является исходящим от шлюза. | |
Поток управления по умолчанию | Используется тогда, когда необходимо показать, что дальнейшее выполнение процесса будет происходить по определённому потоку только если не выполняется ни одно из заданных условий. | |
Поток сообщений | Используется для отображения межпроцессного взаимодействия – отображает передачу сообщений или объектов из одного процесса в другой процесс или внешнюю ссылку. | |
Ассоциация | Применяется для визуализации связи между элементами потока и объектами, не являющимися элементами потока (артефактами). |
BPMN элементы “Артефакт”
Под артефактами в BPMN понимают объекты, которые не влияют на исполнение бизнес-процесса напрямую. Это могут быть документы, данные, информация.
Основные виды артефактов:
Группа объектов | Используется для группировки графических элементов, принадлежащих одной и той же категории и позволяет повысить простоту восприятия диаграммы. | |
Текстовая аннотация | Применяется для уточнений к диаграмме – комментариев и пояснений, которые увеличат читабельность диаграммы. | |
Объект данных | Используется для отображения информации о данных, которые обрабатывается в ходе процесса. |
Преимущества BPMN
BPMN-описание бизнес процесса имеет несколько преимуществ.
Первое – простота трансляции диаграмм в исполняемые модели с помощью языка формального описания бизнес-процессов.
Описание элементов BPMN является понятным для большинства участников бизнес-процессов и часто не требует никаких дополнительных разъяснений. С помощью простого графического выражения можно составить конкретные регламенты, которые будут исполняться сотрудниками.
Наряду с тем, что описание нотации BPMN 2.0 позволяет добиться понимания сотрудниками того, как происходят бизнес-процессы, данную нотацию поддерживают большинство современных инструментов бизнес-моделирования, что позволяет импорт готовых схем бизнес-процессов в BPM-системы.
Comindware Business Application Platform – современная платформа для автоматизации бизнес-процессов с поддержкой нотации BPMN 2.0, включая как возможность моделирования BPMN-процессов прямо в платформе, так и импорт схем бизнес-процессов из сторонних инструментов моделирования для их дальнейшего исполнения в системе Comindware.
Хотите узнать больше о платформе Comindware и оценить насколько она подойдёт для вашей компании? Закажите бесплатную демо-презентацию.
Елена Гайдукова, маркетолог-аналитик. Работает в сфере BPM и автоматизации процессов с 2014 года. В настоящее время является бренд-менеджером решений на базе Comindware Business Application Platform.
Элементы нотации BPMN
Важно отметить, что одной из причин создания BPMN явилась необходимость построения простого механизма для проектирования как простых, так и сложных моделей бизнес- процессов. Для удовлетворения двух этих противоречащих требований был применен подход систематизации графических элементов нотации по категориям. Результатом явился небольшой перечень категорий нотаций, позволивший людям, работающим с диаграммами BPMN, без труда распознавать основные типы элементов и осуществлять корректное чтение схем. Основные категории элементов допускают внутренние вариации, а также добавление информации для удовлетворения требований сложности без внесения значительных изменений в общую структуру диаграммы для легкости её понимания.
Существуют пять основных категорий элементов:
Элементы потока являются важнейшими графическими элементами, определяющими ход бизнес-процесса. Элементы потока, в свою очередь, делятся на:
Данные на диаграмме могут быть представлены любыми из следующих четырех элементов:
Выделяют четыре вида соединяющих Элементов потока, связывающихся друг с другом и с другими элементами:
Существуют два способа группировки основных элементов моделирования с помощью Зон ответственности:
Артефакты используются для добавления дополнительной информации о Процессе.
Выделяют два типовых Артефакта, что, однако, не запрещает разработчикам моделей бизнес-процессов либо программам моделирования добавлять любое необходимое количество Артефактов. Для широкого круга пользователей, а также для вертикальных рынков существует возможность стандартизации более полного перечня Артефактов. На данный момент текущий перечень Артефактов включает в себя следующие элементы:
7.2.1. Основные графические элементы моделирования
Таблица 7.1 содержит перечень основных графических элементов моделирования, изображенных при помощи графических нотаций.
Событие – это то, что происходит в течение бизнес-процесса или его Xореографии. Событие оказывает влияние на ход бизнес-процесса и чаще всего имеет причину (триггер) или воздействие (результат). Изображается в виде круга со свободным центром, предназначенным для дифференцировки внутренними маркерами различных триггеров или их результатов. Согласно влиянию Событий на ход бизнес-процесса, выделяют три типа: Стартовое событие (Start), Промежуточное событие (Intermediate) и Конечное событие (End).
Действие – общий термин, обозначающий работу, выполняемую исполнителем в ходе бизнес-процесса. Действия могут быть либо элементарными, либо неэлементарными (составными). Выделяют следующие виды действий, являющихся частью модели Процесса: Подпроцесс (Sub-Process) и Задача (Task). И Задача, и Подпроцесс изображаются в виде прямоугольников с закругленными углами. Все Действия могут являться элементами как стандартных Процессов, так и Хореографий.
Шлюзы используются для контроля расхождений и схождений Потока операций как в Процессе, так и в Хореографии. Таким образом, данный термин подразумевает ветвление, раздвоение, слияние и соединение маршрутов. Внутренние маркеры указывают тип контроля развития бизнес-процесса.
Поток операций (Sequence Flow)
Поток операций служит для отображения того порядка, в котором организованы действия Процесса или условия Хореографии.
Поток сообщений (Message Flow)
Поток сообщений служит для отображения обмена сообщениями между двумя участниками, готовыми эти сообщения отсылать и принимать. На диаграмме взаимодействия BPMN два отдельно взятых Пула представляют собой двух участников Процесса (бизнес-сущности или бизнес-роли).
Ассоциация служит для установления связи между информацией или Артефактами (объектами, не относящимися к Элементам потока) и элементами потока. Текстовые объекты, а также графические объекты, не относящиеся к элементам потока, могут соотноситься с элементами потока. При необходимости Ассоциация может указывать направление потока (например, потока данных).
Пул представляет собой Участника Взаимодействия.
Пул также может выступать в качестве Зоны ответственности или графического контейнера, отвечающего за разделение определенного набора действий, относящихся к другим Пулам, что обычно встречается в ситуациях типа «бизнес для бизнеса» (B2B). Внутри Пула МОЖЕТ находиться дополнительная информация по выполняемому Процессу. В случае, если такой информации в Пуле не содержится, то он МОЖЕТ представлять собой «черный ящик».
Дорожка используется для отображения распределения ролей и может быть как вертикальной, так и горизонтальной (также может использоваться для разделения внутреннего пространства Пула). Служит для упорядочивания и категоризации Действий.
Объект данных (Data Object)
Объект данных предоставляет информацию о том, какие действия необходимо выполнить и/или каков результат этих действий. Может изображаться как в единственном экземпляре, так и в нескольких. Входные и Выходные данные Объекта данных представляют собой одну и ту же информацию о Процессе.
Сообщение используется для отображения сущности взаимодействия между двумя Участниками бизнес-процесса (Участники определяются командами business PartnerRole или business PartnerEntity).
(блок, содержащий группу объектов одной категории)
Группа предназначена для группировки графических элементов, принадлежащих одной и той же категории. Такая группировка не оказывает влияния на Поток операций. На диаграмме бизнес-процесса название категории, к которой принадлежат сгруппированные элементы, отображается в качестве названия группы. Такого рода группировка может использоваться в целях составления документации или при проведении анализа. Графически Группы отображаются так же, как и Категории объектов.
(связана с Ассоциацией)
Текстовые аннотации являются механизмом, позволяющим разработчику модели бизнес-процесса вводить дополнительную информацию для тех, кто работает с BPMN диаграммами.
7.2.2. Полный перечень графических элементов диаграмм бизнес-процессов
Таблица 7.2 содержит более полный перечень основных графических элементов моделирования бизнес-процессов, изображенных при помощи графических нотаций.
Событие – это то, что происходит в течение бизнес-процесса или его Xореографии. Событие оказывает влияние на ход бизнес-процесса и чаще всего имеет причину (триггер) или воздействие (результат). Изображается в виде круга со свободным центром, предназначенным для дифференцировки внутренними маркерами различных триггеров или их результатов. Согласно влиянию Событий на ход бизнес-процесса, выделяют три типа: Стартовое событие (Start), Промежуточное событие (Intermediate) и Конечное событие (End).
Состав потока (Flow Dimension) (например, Стартовое событие, Промежуточное событие, Конечное событие)
Как видно из названия, Стартовое событие указывает на то, в какой точке берет начало тот или иной Процесс или Хореография(Choreography).
Промежуточное событие происходит на отрезке, ограниченном Стартовым и Конечным Событиями. Промежуточное событие оказывает влияние на ход Процесса или Хореографию, однако, не может являться началом или непосредственным завершением Процесса.
Как видно из названия, Конечное событие указывает на то, в какой точке завершится тот или иной Процесс или Хореография.
Тип (Type Dimension)
(например, Неопределенный, Сообщение, Таймер, Ошибка, Отмена, Компенсация, Условие, Связь, Сигнал,Множественный, Завершение)
Стартовые и некоторые Промежуточные события имеют триггеры, определяющие причины происхождения Событий данных типов (см. разделы Стартовое событие и Промежуточное событие далее по тексту). Существует множество причин, инициирующих появление События. Конечные события МОГУТ определять результат, являющийся следствием окончания Потока операций. В отличие от Стартового события, которое лишь обрабатывает триггер, Промежуточное может как обрабатывать триггеры, так и возбуждать их. Конечное событие лишь определяет результат (инициирует триггер). Маркеры Событий, обрабатывающих триггеры, отображаются без заливки, в то время, как маркеры инициирующих триггеры Событий закрашены.
Кроме того, некоторые типы Событий, используемые в BPMN 1.1 для прерывания хода Действия, в данной редакции могут использоваться для других целей. Такое Событие изображается в виде круга с пунктирными границами (см. ряд Событий справа).
Действие – общий термин, обозначающий работу, выполняемую исполнителем в ходе бизнес-процесса. Действия могут быть либо элементарными, либо неэлементарными (составными). Выделяют следующие виды действий, являющихся частью модели Процесса: Подпроцесс (Sub-Process) и Задача (Task). И Задача, и Подпроцесс изображаются в виде прямоугольников с закругленными углами. Все Действия могут являться элементами как стандартных Процессов, так и Хореографий.
(элементарное действие) (Task)
Задача представляет собой элементарное действие, включенное в состав Процесса. Используется в случае, если Процесс не детализируется далее в данной Модели.
Задача Хореографии (Choreography Task)
Задача Хореографии представляет собой элементарное действие в составе Хореографии. Отображает один или несколько случаев обмена сообщениями и подразумевает наличие как минимум двух Участников. Название Задачи Хореографии и имена Участников отображаются в трех разных частях данного графического элемента. Таким образом, графически Задача Хореографии должна быть разделена на дорожки с именами участников (две или более), а также содержать дорожку, предназначенную для названия данной Задачи.
Подпроцесс представляет собой комплексное Действие, включенное в состав Процесса. Такой вид действия считается составным, т.к. может быть разбит на составляющие (Процесс, Хореография (Choreography)) благодаря использованию поддействий (sub-Activities).
Диаграмма не отображает детали Подпроцесса. Знак «плюс» находится в центре нижней части фигуры, символизирующей Подпроцесс, и
указывает на то, что данное действие является Подпроцессом. В данном случае детали Процесса находятся на нижнем уровне.
Границы Подпроцесса расширены. Внутри границ просматриваются детали. Важно отметить, что Поток операций не может пересекать границ Подпроцесса.
Скрытая Подхореография (Collapsed Sub- Choreography)
Диаграмма не отображает детали Подхореографии. Знак «плюс» находится в центре нижней части дорожки с названием Задачи и указывает на то, что данное Действие является Подпроцессом. В данном случае детали Хореографии находятся на нижнем уровне.
(Expanded Sub- Choreography)-
Границы Подхореографии расширены. Внутри границ просматриваются детали. Важно отметить, что Поток операций не может пересекать границ Подхореографии.
Шлюзы используются для контроля расхождений и схождений множественных Потоков операций Процесса и Хореографии. Таким образом, данный термин подразумевает ветвление, раздвоение, слияние и соединение маршрутов. Могут содержать внутренние маркеры, предназначенные для дифференцировки направления потоков.
(Gateway Control Types)
Выделяют следующие типы Шлюзов:
Шлюзы каждого из типов оказывают влияние как на входящие, так и на исходящие потоки.
Поток операций служит для отображения того порядка, в котором выполняются действия Процесса или Хореографии.
Стандартный поток операций
Стандартный поток операций относится к потокам, берущим начало от Стартового события и следующим по ходу выполнения Действий.
Неконтролируемый поток операций
Неконтролируемый поток операций относится либо к потокам, на которые не воздействую никакие условия, либо к потокам, не проходящим через Шлюзы. Простейшими примерами
Неконтролируемого потока операций могут послужить отдельно взятый Поток операций, объединяющий два Действия, или составной Поток операций, сходящийся в Действии или расходящийся от него. Для каждого Неконтролируемого потока операций возникает «токен», проходящий от ресурсного объекта до целевого.
Условный поток операций
Поток операций может зависеть от условных выражений, оценивающихся согласно времени выполнения для того, чтобы определить, будет ли использоваться поток или нет (например, будет ли токен перемещаться вместе Потоком операций). В случае, если Условный поток операций является исходящим от Действия, то у основания линии изображается небольшой ромбик (см. фигуру справа). Если же Условный поток операций является исходящим от Шлюза, то никакого ромбика у основания линии не будет (см. фигуру ряда выше).
Поток операций по умолчанию
Для основанных на данных Эксклюзивных и Неэксклюзивных Условий предназначен лишь один тип потоков – Условный поток операций по умолчанию. Поток операций данного типа используется в том случае, если все остальные исходящие Условные потоки операций не являются верными во время выполнения действия. Для изображения таких Потоков операций используются диагональная черточка, располагающиеся у основания линии (см. фигуру справа).
Поток исключений встречается за пределами Стандартного потока операций. Основывается на Промежуточных событиях, возникающих в ходе Процесса.
Поток сообщений используется для отображения потока сообщений между двумя участниками Процесса, готовыми принимать и отсылать сообщения. На диаграмме взаимодействия два отдельно взятых Пула представляют собой двух
Участников Процесса (e.g., PartnerEntities and/or PartnerRoles).
Компенсирующая ассоциация происходит за рамками Стандартного потока операций. Основой такого рода Ассоциации служит Промежуточное
событие «Компенсация», инициируемое ошибкой, совершенной в ходе транзакции, либо инициирующим триггер Событием Компенсация. Целью Компенсирующей ассоциации ДОЛЖНО являться компенсирующее действие.
Однако Объект данных предоставляет информацию о том, какие действия необходимо выполнить и/или каков результат этих действий. Может изображаться как в единственном экземпляре, так и в нескольких. Входные и Выходные данные Объекта данных представляют собой одну и ту же информацию о Процессе.
Сообщение используется для отображения сущности взаимодействия между двумя Участниками бизнес-процесса (Участники определяются командами business PartnerRole или business PartnerEntity).
Термин «раздвоение» служит в BPMN для обозначения разделения на два или более параллельных маршрутов (данное явление также называется «И-Разделение»). Раздвоение происходит в том случае, если предпочтение отдается параллельному выполнению действий, нежели последовательному.
Существуют два типа Раздвоения:
Термин «соединение» используется в BPMN для обозначения слияния двух или более параллельных маршрутов в один (данное явление также называется И-Соединение или синхронизация).
Параллельный Шлюз предназначается для объединения множественных потоков.
Условие, Точка ветвления
(Decision, Branching Point)
Условиями являются Шлюзы, находящиеся в рамках Процесса или Хореографии, где контрольный поток движется по одному или нескольким альтернативным маршрутам.
Эксклюзивный шлюз представляет собой Точку ветвления, в которой выбор маршрута основывается на условных выражениях (conditional Expressions), хранимых в исходящем Потоке операций. В данном случае может быть выбран лишь один из предложенных маршрутов.
Шлюз, основанный на Событиях
Данный вид Шлюзов представляет собой Точку ветвления, в которой выбор маршрута основывается на Событии, происходящем в данной точке в ходе Процесса или Хореографии. Отдельно взятое Событие, обычно являющееся получением Сообщения, определяет выбор необходимого маршрута. Также могут использоваться другие типы Событий, например, Событие «Таймер». В данном случае может быть выбран лишь один из предложенных маршрутов. Существуют два пути получения сообщения: через Задачи типа «Получение» (см. фигуру справа вверху) и Промежуточные события «Сообщение» (см. фигуру справа ниже).
Данный вид Шлюзов представляет собой
Точку ветвления, в которой выбор маршрута основывается на условных выражениях, хранимых в Исходящем потоке операций. В некотором смысле, данный вид Шлюзов является группировкой связанных между собой независимых Бинарных Шлюзов (Да/Нет). Т.к. любой из маршрутов является независимым, то МОГУТ использоваться любые сочетания маршрутов (от нуля до максимального количества комбинаций маршрутов). Однако при построении диаграмм необходимо учитывать то, что должен быть выбран хотя бы один маршрут. Для проверки того, что выбран по меньшей мере один маршрут, может быть использовано Условие по умолчанию.
Существую два вида данного типа Шлюзов.
Термин «слияние» используется в BPMN для обозначения исключающего объединения двух или более маршрутов в один (данное явление также называется ИЛИ-Соединение). Эксклюзивный шлюз «Слияние» предназначается для отображения слияния множества потоков. В случае, если все Входящие потоки операций являются альтернативными, то необходимость в Шлюзе отпадает. Это означает, что такое же влияние на ход Процесса оказывает и Неконтролируемый поток операций (см. фигуру справа ниже).
В BPMN существуют два механизма, обеспечивающих цикличность внутри Процесса.
Атрибуты Задач и Подпроцессов указывают на то, будут ли они повторяться или будут выполнены единожды. Существуют два вида циклов: Стандартный и Многоэкземплярный. Графически цикличность отображается в виде небольшого маркера в центре нижней части фигуры.
Цикличность Потока операций
(Sequence Flow Looping)
Циклы могут появляться благодаря присоединению Потока операций к «противоположному» объекту. Объект является противоположным в том случае, если от него направлен Исходящий поток операций, ведущий к ряду других Потоков операций, последний из которых является Входящим потоком операций для исходного объекта.
Атрибуты Задач и Подпроцессов указывают на то, будут ли они повторяться или будут выполнены единожды. Три горизонтальные полоски в центре нижней части фигуры указывают на последовательную многоэкземплярность (см. фигуру справа вверху). Три вертикальные полоски в центре нижней части фигуры указывают на параллельную многоэкземплярность (см. фигуру справа ниже).
Перерыв в Процессе
(что-то, способное приостановить Процесс и не подающееся управлению)
Перерыв в Процессе представляет собой участок Процесса, указывающий, на каком его отрезке произойдет ожидаемая задержка. Для отображения действительного хода Процесса используется Промежуточное действие (см. фигуру справа вверху). Необходимо отметить, что Артефакт Перерыва в Процессе по желанию разработчика модели или программы моделирования может быть отнесен к Событиям, что подчеркнет расположение задержки внутри потока.
Транзакция представляет собой Подпроцесс, поддерживаемый особым протоколом, гарантирующим то, что между всеми участвующими сторонами заключено соглашение о том, что действие следует либо завершить, либо отклонить. Графические элементы действия указывают на то, является ли действие соглашением. Граница, выполненная двойной линией, указывает на то, что данный Подпроцесс является Транзакцией.
Process (Inline Block))
Вложенный (или встроенный) Подпроцесс представляет собой действие, имеющее тот же набор данных, что и родительский Процесс. Данный тип Подпроцесса является противоположным независимому Подпроцессу, который может быть использован заново и на который ссылается родительский Процесс. При использовании Потока операций данные должны передаваться основному, а не вложенному Подпроцессу.
На диаграмме данный вид Подпроцесса не имеет никаких особых маркеров
(блок, содержащий группу объектов одной категории)
Группа предназначена для группировки графических элементов, принадлежащих одной и той же категории. Такая группировка не оказывает влияния на Поток операций. На диаграмме бизнес-процесса название категории, к которой принадлежат сгруппированные элементы, отображается в качестве названия группы. Такого рода группировка может использоваться в целях составления документации или при проведении анализа. Графически Группы отображаются так же, как и Категории объектов.
«Связь». Предназначен в основном для печати.
Ассоциация служит для установления связи между информацией или Артефактами (объектами, не относящимися к Элементам потока) и элементами потока. Текстовые объекты, а также графические объекты, не относящиеся к элементам потока, могут соотноситься с элементами потока. При необходимости Ассоциация может указывать направление потока (например, потока данных).
(связана с Ассоциацией)
Текстовые аннотации являются механизмом, позволяющим разработчику модели бизнес-процесса вводить дополнительную информацию для тех, кто работает с BPMN диаграммами.
Пул представляет собой Участника Взаимодействия. Пул также может выступать в качестве Зоны ответственности или графического контейнера, отвечающего за разделение определенного набора действий, относящихся к другим Пулам, что обычно встречается в ситуациях типа «бизнес для бизнеса» (B2B). Внутри Пула МОЖЕТ находиться дополнительная информация по выполняемому Процессу. В случае, если такой информации в Пуле не содержится, то он МОЖЕТ представлять собой «черный ящик».
Дорожка используется для отображения распределения ролей и может быть как вертикальной, так и горизонтальной (также может использоваться для разделения внутреннего пространства Пула). Служит для упорядочивания и категоризации Действий.