какие модели жизненного цикла эис относятся к итерационным
ГОСы 2012
Технологии проектирования ЭИС, применяемые в настоящее время, предполагают поэтапную разработку системы. Этапы по общности целей могут объединяться в стадии. Совокупность стадий и этапов, которые проходит ЭИС в своем развитии от момента принятия решения о создании системы до момента прекращения функционирования системы, называется жизненным циклом ЭИС.
Основным нормативным документом, регламентирующим состав процессов ЖЦ ПО, является международный стандарт ISO/IEC 12207: 1995 «Information Technology — Software Life Cycle Processes». Он определяет структуру ЖЦ, содержащую процессы, действия и задачи, которые должны быть выполнены во время создания ПО. Российским аналогом является ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207–99. В соответствии с последним все процессы ЖЦ ПО разделены на 3 группы:
Каждый процесс ЖЦ характеризуется определенными задачами и методами их решения, исходными данными и результатами. Часто результаты более поздних процессов изменяют исходные данные более ранних этапов, поэтому ЖЦ ИС носит итерационный характер.
ЖЦ ИС включает следующие стадии:
Часто 2 и 3 объединяются в одну, кот. называется техно-рабочим проектированием или системным синтезом.
Существуют следующие модели ЖЦ ИС.
1. Каскадная модель предполагает последовательный переход на следующий этап после полного завершения предыдущего (без возвратов). Здесь характерна автоматизация отдельных несвязанных задач, не требующих выполнения информационной интеграции и совместимости программного, технического и организационного обеспечения. Применение каскадной модели ЖЦ к большим сложным проектам приводит к их практической нереализованности из-за большой длительности процесса проектирования, изменчивости требований за это время, позднего обнаружения проблем и др. Достоинством является то, что на каждой стадии формируется законченный набор проектной документации и выполняемые в логичной последовательности работы позволяют планировать сроки их завершения и соответствующие затраты.
2. Итерационная модель — это модель с итерационными возвратами на предыдущий этап после выполнения очередного этапа. Создание комплексных ЭИС предполагает проведение увязки проектных решений, полученных при реализации отдельных задач. Применяемый подход к проек-ю — «снизу вверх», т. е. От задач к подсистемам, создает необх-ть итерационных возвратов при комплектации проектных решений по отдельным задачам в общие системные решения. При этом возникает потребность в пересмотре ранее сформулированных требований. Из-за большого числа итераций возникают разногласия в выполненных проектных решениях и документации. Длительный ЖЦ разработки ЭИС заканчивается этапом внедрения, за которым начинается ЖЦ создания новой ЭИС.
Вопрос 43: понятие жизненного цикла ЭИС
Жизненный цикл ЭИС – совокупность стадий и этапов, которые проходит ЭИС в своем развитии от момента принятия решения о создании системы до момента прекращения функционирования системы. Определяется:
· Целью создания системы;
· Временем, когда необходимо окончить разработку;
· Затратами, необходимыми на разработку и реализацию.
Суть содержания жизненного цикла ЭИС:
1) предпроектная стадия Планирование и анализ требования (предпроектная стадия) – системный анализ (оформление технико-экономического задания на разработку)
3) Реализация (разработка и настройка программы, накопление баз данных, создание рабочих инструкций для персонала, оформление рабочего проекта)
4) Внедрение (опытная эксплуатация, отладка подсистем, обучение персонала, поэтапное внедрение системы по подразделениям, подписание актов приемки)
5) Эксплуатация (сбор информации, статистики о функционировании системы, исправление ошибок, недоработок, формулирование требований по модернизации информационных систем)
Вопрос 44: модели жизненного цикла ЭИС
1) Каскадная модель (применялась до 70-х годов)
Характерна автоматизация отдельных задач, не требующих выполнения информационной интеграции и совместимости, программного, технического и организационного сопряжения. Не применима к большим и сложным системам.
2) Итерационная модель (с возвратом на предыдущий этап после выполнения очередного)
Подход к проектированию «снизу вверх». Как правило, вследствие большого числа итераций возникают рассогласования в выполненных проектных решениях и документации.
3) Спиральная модель (предложена в 80-90-х годах)
Используется подход к организации проектирования ЭИС «сверху-вниз», когда сначала определяется состав функциональных подсистем, а затем постановка отдельных задач. Соответственно сначала разрабатываются такие общесистемные вопросы, как организация интегрированной базы данных, технология сбора, передачи, накопления информации, а затем технология решения конкретных задач. В рамках комплексов задач программирование осуществляется по направлению от головных программных моделей к исполняющим отдельные функции модулям. При этом на первый план выходят вопросы взаимодействия интерфейсов программных модулей между собой и с базой данных, а на второй план – реализация алгоритмов.
Вопрос 45: схема жизненного цикла ЭИС
Схема жизненного цикла ЭИС состоит из 4 стадий:
Стадия I: системный анализ
· сформулировать потребность в новой ЭИС (идентифицировать все недостатки существующей ЭИС);
· выбрать направление и определить экономическую целесообразность проектирования ЭИС
Стадия II: системный анализ
· Разработать функциональную архитектуру ЭИС, которая отражает структуру выполняемых функций;
· Разработать системную архитектуру выбранного варианты ЭИС, то есть состав обеспечивающих подсистем;
· Выполнить реализацию проекта
Стадия III: внедрение
· Опытное внедрение заключается в проверке работоспособности элементов и модулей проекта, устранении ошибок на уровне элементов и связей между ними
· Промышленное внедрение заключается в организации проверки проекта на уровне функций и контроля соответствия его требования, сформулированным на стадии системного анализа.
Стадия IV: эксплуатация
· Эксплуатация проекта системы
· Модернизация проекта системы
46. Понятие постановки задачи, состав документа постановка задачи.
Постановка задачи— это описание задачи по определенным правилам, которое дает исчерпывающее представление о ее сущности, логике преобразования информации для получения результата. На основе постановки задачи программист должен представить логику ее решения и рекомендовать стандартные программные средства, пригодные для ее реализации.
Документ должен содержать следующие разделы:
1)характеристики комплекса задач (цель, назначение, технико-экономическую (организационно-техническую) сущность комплекса задач и обоснование целесообразности его решения)
2)выходная информация (перечень и описание выходных сообщений, перечень и описание имеющих самостоятельное смысловое значение структурных единиц информации выходных сообщений: показателей, сигналов управления или ссылку на документы, содержащие эти данные.
3)входная информация (перечень и описание входных сообщений, перечень и описание структурных единиц информации входных сообщений или ссылку на документы, содержащие эти данные).
Иллюстрационный материал, таблицы или текст вспомогательного характера, а также документы, имеющие самостоятельные обозначения (чертежи форм документов, описания массивов информации, схемы и т. д.) допускается давать в виде приложений.
47. Этап внедрения информационной системы, состав и содержание работ.
Следует выделить три этапа внедрения информационной системы:
1. Исследование. Компания-внедренец проводит исследование бизнес процессов вашей компании.
2. Доработка системы. Программисты компании-внедренца настраивают или дорабатывают требуемую функциональность системы.
3. Запуск системы. Начало реального использования системы, включает процессы обучения персонала.
3.2. Жизненный цикл эис
Потребность в создании ЭИС может обусловливаться либо необходимостью автоматизации или модернизации существующих информационных процессов, либо необходимостью коренной реорганизации в деятельности предприятия (проведении бизнес-реинжиниринга). Потребности создания ЭИС указывают, во-первых, для достижения каких именно целей необходимо разработать систему; во-вторых, к какому моменту времени целесообразно осуществить разработку; в-третьих, какие затраты необходимо осуществить для проектирования системы.
Суть содержания жизненного цикла разработки ЭИС в различных подходах одинакова и сводится к выполнению следующих стадий:
Проектирование(техническое проектирование, логическое проектирование). Разработка в соответствии со сформулированными требованиями состава автоматизируемых функций (функциональная архитектура) и состава обеспечивающих подсистем (системная архитектура), оформление технического проекта ЭИС.
Реализация(рабочее проектирование, физическое проектирование, программирование). Разработка и настройка программ, наполнение баз данных, создание рабочих инструкций для персонала, оформление рабочего проекта.
Внедрение(тестирование, опытная эксплуатация). Комплексная отладка подсистем ЭИС, обучение персонала, поэтапное внедрение ЭИС в эксплуатацию по подразделениям экономического объекта, оформление акта о приемо-сдаточных испытаниях ЭИС.
Часто второй и третий этапы объединяют в одну стадию, называемую техно-рабочим проектированием или системным синтезом. На рис. 4.2 представлена обобщенная блок-схема жизненного цикла ЭИС. Рассмотрим основное содержание стадий и этапов на представленной схеме.
Системный анализ. К основным целям процесса относится следующее:
сформулировать потребность в новой ЭИС (идентифицировать все недостатки существующей ЭИС);
выбрать направление и определить экономическую целесообразность проектирования ЭИС.
Системный анализ ЭИС начинается с описания и анализа функционирования рассматриваемого экономического объекта (системы) в соответствии с требованиями (целями), которые предъявляются к нему (блок 1). В результате этого этапа выявляются основные недостатки существующей ЭИС, на основе которых формулируется потребность в совершенствовании системы управления этим объектом, и ставится задача определения экономически обоснованной необходимости автоматизации определенных функций управления (блок 2), то есть создается технико-экономическое обоснование проекта. После определения этой потребности возникает проблема выбора направлений совершенствования объекта на основе выбора программно-технических средств (блок 3). Результаты оформляются в виде технического задания на проект, в котором отражаются технические условия и требования к ЭИС, а также ограничения на ресурсы проектирования. Требования к ЭИС определяются в терминах функций, реализуемых системой, и предоставляемой ею информацией.
Системный синтез. Этот процесс предполагает:
разработать функциональную архитектуру ЭИС, которая отражает структуру выполняемых функций;
разработать системную архитектуру выбранного варианта ЭИС, то есть состав обеспечивающих подсистем;
выполнить реализацию проекта.
Этап по составлению функциональной архитектуры (ФА), представляющей собой совокупность функциональных подсистем и связей между ними (блок 4), является наиболее ответственным с точки зрения качества всей последующей разработки.
Рис. 4.2. Обобщенная технологическая схема жизненного цикла ЭИС
Построение системной архитектуры (СА) на основе ФА (блок 5) предполагает выделение элементов и модулей информационного, технического, программного обеспечения и других обеспечивающих подсистем, определение связей по информации и управлению между выделенными элементами и разработку технологии обработки информации.
Этап конструирования (физического проектирования системы) включает разработку инструкций пользователям и программ, создание информационного обеспечения, включая наполнение баз данных (блок 6).
Этап опытного внедрения (блок 7) заключается в проверке работоспособности элементов и модулей проекта, устранении ошибок на уровне элементов и связей между ними.
Этап сдачи в промышленную эксплуатацию (блок 9) заключается в организации проверки проекта на уровне функций и контроля соответствия его требованиям, сформулированным на стадии системного анализа.
Эксплуатация и сопровождение проекта. На этой стадии (блоки 11 и 12) выполняются этапы: эксплуатация проекта системы и модернизация проекта ЭИС.
Рассмотренная схема жизненного цикла ЭИС условно включает в свой состав только основные процессы, реальный набор которых и их разбиение на этапы и технологические операции в значительной степени зависят от выбираемой технологии проектирования, о чем более подробно будет сказано в последующих разделах данной работы.
Другой характерной чертой жизненного цикла является наличие нескольких циклов внутри схемы:
Чтобы исключить пятый цикл и максимально уменьшить необходимость выполнения третьего и четвертого циклов, необходимо выполнять проектирование ЭИС на всех этапах первого, основного цикла разработки ЭИС в соответствии с требованиями:
разработка ЭИС должна быть выполнена в строгом соответствии со сформулированными требованиями к создаваемой системе;
требования к ЭИС должны адекватно соответствовать целям и задачам эффективного функционирования экономического объекта;
созданная ЭИС должна соответствовать сформулированным требованиям на момент окончания внедрения, а не на момент начала разработки;
внедренная ЭИС должна развиваться и адаптироваться в соответствии с постоянно изменяющимися требованиями к ЭИС.
С точки зрения реализации перечисленных аспектов в технологиях проектирования ЭИС модели жизненного цикла, определяющие порядок выполнения стадий и этапов, претерпевали существенные изменения. Среди известных моделей жизненного Цикла можно выделить следующие модели:
Каскадная модель. Для этой модели жизненного цикла характерна автоматизация отдельных несвязанных задач, не требующая выполнения информационной интеграции и совместимости, программного, технического и организационного сопряжения. В рамках решения отдельных задач каскадная модель жизненного цикла по срокам разработки и надежности оправдывала себя. Применение каскадной модели жизненного цикла к большим и сложным проектам вследствие большой длительности процесса проектирования и изменчивости требований за это время приводит к их практической нереализуемости.
Итерационная модель. Создание комплексных ЭИС предполагает проведение увязки проектных решений, получаемых при реализации отдельных задач. Подход к проектированию «снизу-вверх» обусловливает необходимость таких итерационных возвратов, когда проектные решения по отдельным задачам комплектуются в общие системные решения и при этом возникает потребность в пересмотре ранее сформулированных требований. Как правило, вследствие большого числа итераций возникают рассогласования в выполненных проектных решениях и документации. Запутанность функциональной и системной архитектуры созданной ЭИС, трудность в использовании проектной документации вызывают на стадиях внедрения и эксплуатации сразу необходимость перепроектирования всей системы. Длительный жизненный цикл разработки ЭИС заканчивается этапом внедрения, за которым начинается жизненный цикл создания новой ЭИС.
Жизненный цикл при использовании RAD-технологии предполагает активное участие на всех этапах разработки конечных пользователей будущей системы и включает четыре основные стадии информационного инжиниринга:
анализ и планирование информационной стратегии. Пользователи вместе со специалистами-разработчиками участвуют в идентификации проблемной области;
проектирование. Пользователи принимают участие в техническом проектировании под руководством специалистов-разработчиков;
конструирование. Специалисты-разработчики проектируют рабочую версию ЭИС с использованием языков 4-го поколения;
внедрение. Специалисты-разработчики обучают пользователей работе в среде новой ЭИС.
мЕЛГЙС 5. цЙЪОЕООЩК ГЙЛМ ьйу
уХФШ УПДЕТЦБОЙС ЦЙЪОЕООПЗП ГЙЛМБ ТБЪТБВПФЛЙ ьйу Ч ТБЪМЙЮОЩИ РПДИПДБИ ПДЙОБЛПЧБ Й УЧПДЙФУС Л ЧЩРПМОЕОЙА УМЕДХАЭЙИ УФБДЙК:
1. рМБОЙТПЧБОЙЕ Й БОБМЙЪ ФТЕВПЧБОЙК (РТЕДРТПЕЛФОБС УФБДЙС) Ђ УЙУФЕНОЩК БОБМЙЪ. йУУМЕДПЧБОЙЕ Й БОБМЙЪ УХЭЕУФЧХАЭЕК ЙОЖПТНБГЙПООПК УЙУФЕНЩ, ПРТЕДЕМЕОЙЕ ФТЕВПЧБОЙК Л УПЪДБЧБЕНПК ьйу, ПЖПТНМЕОЙЕ ФЕИОЙЛП-ЬЛПОПНЙЮЕУЛПЗП ПВПУОПЧБОЙС (фьп) Й ФЕИОЙЮЕУЛПЗП ЪБДБОЙС (фъ) ОБ ТБЪТБВПФЛХ ьйу.
2. рТПЕЛФЙТПЧБОЙЕ (ФЕИОЙЮЕУЛПЕ РТПЕЛФЙТПЧБОЙЕ, МПЗЙЮЕУЛПЕ РТПЕЛФЙТПЧБОЙЕ). тБЪТБВПФЛБ Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ УП УЖПТНХМЙТПЧБООЩНЙ ФТЕВПЧБОЙСНЙ УПУФБЧБ БЧФПНБФЙЪЙТХЕНЩИ ЖХОЛГЙК (ЖХОЛГЙПОБМШОБС БТИЙФЕЛФХТБ) Й УПУФБЧБ ПВЕУРЕЮЙЧБАЭЙИ РПДУЙУФЕН (УЙУФЕНОБС БТИЙФЕЛФХТБ), ПЖПТНМЕОЙЕ ФЕИОЙЮЕУЛПЗП РТПЕЛФБ ьйу.
3. тЕБМЙЪБГЙС (ТБВПЮЕЕ РТПЕЛФЙТПЧБОЙЕ, ЖЙЪЙЮЕУЛПЕ РТПЕЛФЙТПЧБОЙЕ, РТПЗТБННЙТПЧБОЙЕ). тБЪТБВПФЛБ Й ОБУФТПКЛБ РТПЗТБНН, ОБРПМОЕОЙЕ ВБЪ ДБООЩИ, УПЪДБОЙЕ ТБВПЮЙИ ЙОУФТХЛГЙК ДМС РЕТУПОБМБ, ПЖПТНМЕОЙЕ ТБВПЮЕЗП РТПЕЛФБ.
4. чОЕДТЕОЙЕ (ФЕУФЙТПЧБОЙЕ, ПРЩФОБС ЬЛУРМХБФБГЙС). лПНРМЕЛУОБС ПФМБДЛБ РПДУЙУФЕН ьйу, ПВХЮЕОЙЕ РЕТУПОБМБ, РПЬФБРОПЕ ЧОЕДТЕОЙЕ ьйу Ч ЬЛУРМХБФБГЙА РП РПДТБЪДЕМЕОЙСН ЬЛПОПНЙЮЕУЛПЗП ПВЯЕЛФБ, ПЖПТНМЕОЙЕ БЛФБ П РТЙЕНП-УДБФПЮОЩИ ЙУРЩФБОЙСИ ьйу.
5. ьЛУРМХБФБГЙС ьйу (УПРТПЧПЦДЕОЙЕ, НПДЕТОЙЪБГЙС). уВПТ ТЕЛМБНБГЙК Й УФБФЙУФЙЛЙ П ЖХОЛГЙПОЙТПЧБОЙЙ ьйу, ЙУРТБЧМЕОЙЕ ПЫЙВПЛ Й ОЕДПТБВПФПЛ, ПЖПТНМЕОЙЕ ФТЕВПЧБОЙК Л НПДЕТОЙЪБГЙЙ ьйу Й ЕЕ ЧЩРПМОЕОЙЕ (РПЧФПТЕОЙЕ УФБДЙК 2-5).
уЙУФЕНОЩК БОБМЙЪ. л ПУОПЧОЩН ГЕМСН РТПГЕУУБ ПФОПУЙФУС УМЕДХАЭЕЕ:
— УЖПТНХМЙТПЧБФШ РПФТЕВОПУФШ Ч ОПЧПК ьйу (ЙДЕОФЙЖЙГЙТПЧБФШ ЧУЕ ОЕДПУФБФЛЙ УХЭЕУФЧХАЭЕК ьйу);
— ЧЩВТБФШ ОБРТБЧМЕОЙЕ Й ПРТЕДЕМЙФШ ЬЛПОПНЙЮЕУЛХА ГЕМЕУППВТБЪОПУФШ РТПЕЛФЙТПЧБОЙС ьйу.
уЙУФЕНОЩК БОБМЙЪ ьйу ОБЮЙОБЕФУС У ПРЙУБОЙС Й БОБМЙЪБ ЖХОЛГЙПОЙТПЧБОЙС ТБУУНБФТЙЧБЕНПЗП ЬЛПОПНЙЮЕУЛПЗП ПВЯЕЛФБ (УЙУФЕНЩ) Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ФТЕВПЧБОЙСНЙ (ГЕМСНЙ), ЛПФПТЩЕ РТЕДЯСЧМСАФУС Л ОЕНХ (ВМПЛ 1). ч ТЕЪХМШФБФЕ ЬФПЗП ЬФБРБ ЧЩСЧМСАФУС ПУОПЧОЩЕ ОЕДПУФБФЛЙ УХЭЕУФЧХАЭЕК ьйу, ОБ ПУОПЧБОЙЙ ЛПФПТЩИ ЖПТНХМЙТХЕФУС РПФТЕВОПУФШ Ч УПЧЕТЫЕОУФЧПЧБОЙЙ УЙУФЕНЩ ХРТБЧМЕОЙС ЬФЙН ПВЯЕЛФПН, Й УФБЧЙФУС ЪБДБЮБ ПРТЕДЕМЕОЙС ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙ ПВПУОПЧБООПК ОЕПВИПДЙНПУФЙ БЧФПНБФЙЪБГЙЙ ПРТЕДЕМЕООЩИ ЖХОЛГЙК ХРТБЧМЕОЙС (ВМПЛ 2), ФП ЕУФШ УПЪДБЕФУС ФЕИОЙЛП-ЬЛПОПНЙЮЕУЛПЕ ПВПУОПЧБОЙЕ РТПЕЛФБ. рПУМЕ ПРТЕДЕМЕОЙС ЬФПК РПФТЕВОПУФЙ ЧПЪОЙЛБЕФ РТПВМЕНБ ЧЩВПТБ ОБРТБЧМЕОЙК УПЧЕТЫЕОУФЧПЧБОЙС ПВЯЕЛФБ ОБ ПУОПЧЕ ЧЩВПТБ РТПЗТБННОП-ФЕИОЙЮЕУЛЙИ УТЕДУФЧ (ВМПЛ 3).
тЕЪХМШФБФЩ ПЖПТНМСАФУС Ч ЧЙДЕ ФЕИОЙЮЕУЛПЗП ЪБДБОЙС ОБ РТПЕЛФ, Ч ЛПФПТПН ПФТБЦБАФУС ФЕИОЙЮЕУЛЙЕ ХУМПЧЙС Й ФТЕВПЧБОЙС Л ьйу, Б ФБЛЦЕ ПЗТБОЙЮЕОЙС ОБ ТЕУХТУЩ РТПЕЛФЙТПЧБОЙС. фТЕВПЧБОЙС Л ьйу ПРТЕДЕМСАФУС Ч ФЕТНЙОБИ ЖХОЛГЙК, ТЕБМЙЪХЕНЩИ УЙУФЕНПК, Й РТЕДПУФБЧМСЕНПК ЕА ЙОЖПТНБГЙЙ.
уЙУФЕНОЩК УЙОФЕЪ. ьФПФ РТПГЕУУ РТЕДРПМБЗБЕФ:
— ТБЪТБВПФБФШ ЖХОЛГЙПОБМШОХА БТИЙФЕЛФХТХ ьйу, ЛПФПТБС ПФТБЦБЕФ УФТХЛФХТХ ЧЩРПМОСЕНЩИ ЖХОЛГЙК;
— ТБЪТБВПФБФШ УЙУФЕНОХА БТИЙФЕЛФХТХ ЧЩВТБООПЗП ЧБТЙБОФБ ьйу, ФП ЕУФШ УПУФБЧ ПВЕУРЕЮЙЧБАЭЙИ РПДУЙУФЕН;
— ЧЩРПМОЙФШ ТЕБМЙЪБГЙА РТПЕЛФБ.
ьФБР РП УПУФБЧМЕОЙА ЖХОЛГЙПОБМШОПК БТИЙФЕЛФХТЩ (жб), РТЕДУФБЧМСАЭЕК УПВПК УПЧПЛХРОПУФШ ЖХОЛГЙПОБМШОЩИ РПДУЙУФЕН Й УЧСЪЕК НЕЦДХ ОЙНЙ (ВМПЛ 4), СЧМСЕФУС ОБЙВПМЕЕ ПФЧЕФУФЧЕООЩН У ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС ЛБЮЕУФЧБ ЧУЕК РПУМЕДХАЭЕК ТБЪТБВПФЛЙ.
рПУФТПЕОЙЕ УЙУФЕНОПК БТИЙФЕЛФХТЩ (уб) ОБ ПУОПЧЕ жб (ВМПЛ 5) РТЕДРПМБЗБЕФ ЧЩДЕМЕОЙЕ ЬМЕНЕОФПЧ Й НПДХМЕК ЙОЖПТНБГЙПООПЗП, ФЕИОЙЮЕУЛПЗП, РТПЗТБННОПЗП ПВЕУРЕЮЕОЙС Й ДТХЗЙИ ПВЕУРЕЮЙЧБАЭЙИ РПДУЙУФЕН, ПРТЕДЕМЕОЙЕ УЧСЪЕК РП ЙОЖПТНБГЙЙ Й ХРТБЧМЕОЙА НЕЦДХ ЧЩДЕМЕООЩНЙ ЬМЕНЕОФБНЙ Й ТБЪТБВПФЛХ ФЕИОПМПЗЙЙ ПВТБВПФЛЙ ЙОЖПТНБГЙЙ.
ьФБР ЛПОУФТХЙТПЧБОЙС (ЖЙЪЙЮЕУЛПЗП РТПЕЛФЙТПЧБОЙС УЙУФЕНЩ) ЧЛМАЮБЕФ ТБЪТБВПФЛХ ЙОУФТХЛГЙК РПМШЪПЧБФЕМСН Й РТПЗТБНН, УПЪДБОЙС ЙОЖПТНБГЙПООПЗП ПВЕУРЕЮЕОЙС, ЧЛМАЮБС ОБРПМОЕОЙЕ ВБЪ ДБООЩИ (ВМПЛ 6).
чОЕДТЕОЙЕ ТБЪТБВПФБООПЗП РТПЕЛФБ (ВМПЛЙ 7-10). рТПГЕУУ РТЕДРПМБЗБЕФ ЧЩРПМОЕОЙЕ УМЕДХАЭЙИ ЬФБРПЧ: ПРЩФОПЕ ЧОЕДТЕОЙЕ Й РТПНЩЫМЕООПЕ ЧОЕДТЕОЙЕ.
ьФБР ПРЩФОПЗП ЧОЕДТЕОЙС (ВМПЛ 7) ЪБЛМАЮБЕФУС Ч РТПЧЕТЛЕ ТБВПФПУРПУПВОПУФЙ ЬМЕНЕОФПЧ Й НПДХМЕК РТПЕЛФБ, ХУФТБОЕОЙЕ ПЫЙВПЛ ОБ ХТПЧОЕ ЬМЕНЕОФПЧ Й УЧСЪЕК НЕЦДХ ОЙНЙ.
ьФБР УДБЮЙ Ч РТПНЩЫМЕООХА ЬЛУРМХБФБГЙА (ВМПЛ 9) ЪБЛМАЮБЕФУС Ч ПТЗБОЙЪБГЙЙ РТПЧЕТЛЙ РТПЕЛФБ ОБ ХТПЧОЕ ЖХОЛГЙК Й ЛПОФТПМС УППФЧЕФУФЧЙС ЕЗП ФТЕВПЧБОЙСН, УЖПТНХМЙТПЧБООЩИ ОБ УФБДЙЙ УЙУФЕНОПЗП БОБМЙЪБ.
ьЛУРМХБФБГЙС Й УПРТПЧПЦДЕОЙЕ РТПЕЛФБ. оБ ЬФПК УФБДЙЙ (ВМПЛЙ 11 Й 12) ЧЩРПМОСАФУС ЬФБРЩ: ЬЛУРМХБФБГЙС РТПЕЛФБ УЙУФЕНЩ Й НПДЕТОЙЪБГЙС РТПЕЛФБ ьйу.
тБУУНПФТЕООБС УИЕНБ ЦЙЪОЕООПЗП ГЙЛМБ ьйу ХУМПЧОП ЧЛМАЮБЕФ Ч УЧПК УПУФБЧ ФПМШЛП ПУОПЧОЩЕ РТПГЕУУЩ, ТЕБМШОЩК ОБВПТ ЛПФПТЩИ Й ЙИ ТБЪВЙЕОЙЕ ОБ ЬФБРЩ Й ФЕИОПМПЗЙЮЕУЛЙЕ ПРЕТБГЙЙ Ч ЪОБЮЙФЕМШОПК УФЕРЕОЙ ЪБЧЙУЙФ ПФ ЧЩВЙТБЕНПК ФЕИОПМПЗЙЙ РТПЕЛФЙТПЧБОЙС, П ЮЕН ВПМЕЕ РПДТПВОП ВХДЕФ УЛБЪБОП Ч РПУМЕДХАЭЙИ ТБЪДЕМБИ ДБООПК ТБВПФЩ.
чБЦОПК ЮЕТФПК ЦЙЪОЕООПЗП ГЙЛМБ ьйу СЧМСЕФУС ЕЗП РПЧФПТСЕНПУФШ»УЙУФЕНОЩК БОБМЙЪ Ђ ТБЪТБВПФЛБ Ђ УПРТПЧПЦДЕОЙЕ Ђ УЙУФЕНОЩК БОБМЙЪ». ьФП УППФЧЕФУФЧХЕФ РТЕДУФБЧМЕОЙА ПВ ьйу ЛБЛ П ТБЪЧЙЧБАЭЕКУС, ДЙОБНЙЮЕУЛПК УЙУФЕНЕ. рТЙ РЕТЧПН ЧЩРПМОЕОЙЙ УФБДЙЙ «тБЪТБВПФЛБ» УПЪДБЕФУС РТПЕЛФ ьйу, Б РТЙ РПЧФПТОПН ЧЩРПМОЕОЙЙ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС НПДЙЖЙЛБГЙС РТПЕЛФБ ДМС РПДДЕТЦБОЙС ЕЗП Ч БЛФХБМШОПН УПУФПСОЙЙ.
дТХЗПК ИБТБЛФЕТОПК ЮЕТФПК ЦЙЪОЕООПЗП ГЙЛМБ СЧМСЕФУС ОБМЙЮЙЕ ОЕУЛПМШЛЙИ ГЙЛМПЧ ЧОХФТЙ УИЕНЩ:
— РЕТЧЩК ГЙЛМ, ЧЛМАЮБАЭЙК ВМПЛЙ 1-12 Ђ ЬФП ГЙЛМ РЕТЧЙЮОПЗП РТПЕЛФЙТПЧБОЙС ьйу;
— ЧФПТПК ГЙЛМ (ВМПЛЙ: 7-8, 6-7) Ђ ГЙЛМ, ЛПФПТЩК ЧПЪОЙЛБЕФ РПУМЕ ПРЩФОПЗП ЧОЕДТЕОЙС, Ч ТЕЪХМШФБФЕ ЛПФПТПЗП ЧЩСУОСАФУС ЮБУФОЩЕ ПЫЙВЛЙ Ч ЬМЕНЕОФБИ РТПЕЛФБ, ЙУРТБЧМСЕНЩЕ, ОБЮЙОБС У 6-ПЗП ВМПЛБ;
— ФТЕФЙК ГЙЛМ (ВМПЛЙ: 9-10, 4-9) ЧПЪОЙЛБЕФ РПУМЕ УДБЮЙ Ч РТПНЩЫМЕООХА ЬЛУРМХБФБГЙА, ЛПЗДБ ЧЩСЧМСАФ ПЫЙВЛЙ Ч ЖХОЛГЙПОБМШОПК БТИЙФЕЛФХТЕ УЙУФЕНЩ, УЧСЪБООЩЕ У ОЕУППФЧЕФУФЧЙЕН РТПЕЛФБ ФТЕВПЧБОЙСН ЪБЛБЪЮЙЛБ РП УПУФБЧХ ЖХОЛГЙПОБМШОЩИ РПДУЙУФЕН, УПУФБЧХ ЪБДБЮ Й УЧСЪСНЙ НЕЦДХ ОЙНЙ;
— ЮЕФЧЕТФЩК ГЙЛМ (ВМПЛЙ: 12, 5-12) ЧПЪОЙЛБЕФ Ч ФПН УМХЮБЕ, ЛПЗДБ ФТЕВХЕФУС НПДЙЖЙЛБГЙС УЙУФЕНОПК БТИЙФЕЛФХТЩ Ч УЧСЪЙ У ОЕПВИПДЙНПУФША БДБРФБГЙЙ РТПЕЛФБ Л ОПЧЩН ХУМПЧЙСН ЖХОЛГЙПОЙТПЧБОЙС УЙУФЕНЩ;
— РСФЩК ГЙЛМ (ВМПЛЙ : 12, 1-12 ) ЧПЪОЙЛБЕФ, ЕУМЙ РТПЕЛФ УЙУФЕНЩ УПЧЕТЫЕООП ОЕ УППФЧЕФУФЧХЕФ ФТЕВПЧБОЙСН, РТЕДЯСЧМСЕНЩН Л ПТЗБОЙЪБГЙПООП-ЬЛПОПНЙЮЕУЛПК УЙУФЕНЕ Ч ЧЙДХ ФПЗП, ЮФП ПУХЭЕУФЧМСЕФУС НПТБМШОПЕ ЕЗП УФБТЕОЙЕ Й ФТЕВХЕФУС РПМОПЕ РЕТЕРТПЕЛФЙТПЧБОЙЕ УЙУФЕНЩ.
юФПВЩ ЙУЛМАЮЙФШ РСФЩК ГЙЛМ Й НБЛУЙНБМШОП ХНЕОШЫЙФШ ОЕПВИПДЙНПУФШ ЧЩРПМОЕОЙС ФТЕФШЕЗП Й ЮЕФЧЕТФПЗП ГЙЛМПЧ, ОЕПВИПДЙНП ЧЩРПМОСФШ РТПЕЛФЙТПЧБОЙЕ ьйу ОБ ЧУЕИ ЬФБРБИ РЕТЧПЗП ПУОПЧОПЗП ГЙЛМБ ТБЪТБВПФЛЙ ьйу Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У ФТЕВПЧБОЙСНЙ Ч УМЕДХАЭЙИ БУРЕЛФБИ:
— ТБЪТБВПФЛБ ьйу ДПМЦОБ ВЩФШ ЧЩРПМОЕОБ Ч УФТПЗПН УППФЧЕФУФЧЙЙ У УЖПТНХМЙТПЧБООЩНЙ ФТЕВПЧБОЙСНЙ Л УПЪДБЧБЕНПК УЙУФЕНЕ;
— ФТЕВПЧБОЙС Л ьйу ДПМЦОЩ БДЕЛЧБФОП УППФЧЕФУФЧПЧБФШ ГЕМСН Й ЪБДБЮБН ЬЖЖЕЛФЙЧОПЗП ЖХОЛГЙПОЙТПЧБОЙС ЬЛПОПНЙЮЕУЛПЗП ПВЯЕЛФБ;
— УПЪДБООБС ьйу ДПМЦОБ УППФЧЕФУФЧПЧБФШ УЖПТНХМЙТПЧБООЩН ФТЕВПЧБОЙСН ОБ НПНЕОФ ПЛПОЮБОЙС ЧОЕДТЕОЙС, Б ОЕ ОБ НПНЕОФ ОБЮБМБ ТБЪТБВПФЛЙ;
— ЧОЕДТЕООБС ьйу ДПМЦОБ ТБЪЧЙЧБФШУС Й БДБРФЙТПЧБФШУС Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У РПУФПСООП ЙЪНЕОСАЭЙНЙУС ФТЕВПЧБОЙСНЙ Л ьйу.
у ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС ТЕБМЙЪБГЙЙ РЕТЕЮЙУМЕООЩИ БУРЕЛФПЧ Ч ФЕИОПМПЗЙСИ РТПЕЛФЙТПЧБОЙС ьйу НПДЕМЙ ЦЙЪОЕООПЗП ГЙЛМБ, ПРТЕДЕМСАЭЙЕ РПТСДПЛ ЧЩРПМОЕОЙС УФБДЙК Й ЬФБРПЧ, РТЕФЕТРЕЧБМЙ УХЭЕУФЧЕООЩЕ ЙЪНЕОЕОЙС. уТЕДЙ ЙЪЧЕУФОЩИ НПДЕМЕК ЦЙЪОЕООПЗП ГЙЛМБ НПЦОП ЧЩДЕМЙФШ УМЕДХАЭЙЕ НПДЕМЙ:
— ЛБУЛБДОБС НПДЕМШ (ДП 70-И ЗЗ.) Ђ РПУМЕДПЧБФЕМШОЩК РЕТЕИПД ОБУМЕДХАЭЙК ЬФБР РПУМЕ ЪБЧЕТЫЕОЙС РТЕДЩДХЭЕЗП;
— ЙФЕТБГЙПООБС НПДЕМШ (70-80 ЗЗ.) Ђ У ЙФЕТБГЙПООЩНЙ ЧПЪЧТБФБНЙ ОБ РТЕДЩДХЭЙЕ ЬФБРЩ РПУМЕ ЧЩРПМОЕОЙС ПЮЕТЕДОПЗП ЬФБРБ;
— УРЙТБМШОБС НПДЕМШ (80-90 ЗЗ.) Ђ РТПФПФЙРОБС НПДЕМШ, РТЕДРПМБЗБАЭБС РПУФЕРЕООПЕ ТБУЫЙТЕОЙЕ РТПФПФЙРБ ьйу.
лБУЛБДОБС НПДЕМШ. дМС ЬФПК НПДЕМЙ ЦЙЪОЕООПЗП ГЙЛМБ ИБТБЛФЕТОБ БЧФПНБФЙЪБГЙС ПФДЕМШОЩИ ОЕУЧСЪБООЩИ ЪБДБЮ, ОЕ ФТЕВХАЭБС ЧЩРПМОЕОЙС ЙОЖПТНБГЙПООПК ЙОФЕЗТБГЙЙ Й УПЧНЕУФЙНПУФЙ, РТПЗТБННОПЗП, ФЕИОЙЮЕУЛПЗП Й ПТЗБОЙЪБГЙПООПЗП УПРТСЦЕОЙС. ч ТБНЛБИ ТЕЫЕОЙС ПФДЕМШОЩИ ЪБДБЮ ЛБУЛБДОБС НПДЕМШ ЦЙЪОЕООПЗП ГЙЛМБ РП УТПЛБН ТБЪТБВПФЛЙ Й ОБДЕЦОПУФЙ ПРТБЧДЩЧБМБ УЕВС. рТЙНЕОЕОЙЕ ЛБУЛБДОПК НПДЕМЙ ЦЙЪОЕООПЗП ГЙЛМБ Л ВПМШЫЙН Й УМПЦОЩН РТПЕЛФБН ЧУМЕДУФЧЙЕ ВПМШЫПК ДМЙФЕМШОПУФЙ РТПГЕУУБ РТПЕЛФЙТПЧБОЙС Й ЙЪНЕОЮЙЧПУФЙ ФТЕВПЧБОЙК ЪБ ЬФП ЧТЕНС РТЙЧПДЙФ Л ЙИ РТБЛФЙЮЕУЛПК ОЕТЕБМЙЪХЕНПУФЙ.
уРЙТБМШОБС НПДЕМШ. йУРПМШЪХЕФУС РПДИПД Л ПТЗБОЙЪБГЙЙ РТПЕЛФЙТПЧБОЙС ьйу «УЧЕТИХ-ЧОЙЪ», ЛПЗДБ УОБЮБМБ ПРТЕДЕМСЕФУС УПУФБЧ ЖХОЛГЙПОБМШОЩИ РПДУЙУФЕН, Б ЪБФЕН РПУФБОПЧЛБ ПФДЕМШОЩИ ЪБДБЮ. уППФЧЕФУФЧЕООП УОБЮБМБ ТБЪТБВБФЩЧБАФУС ФБЛЙЕ ПВЭЕУЙУФЕНОЩЕ ЧПРТПУЩ ЛБЛ ПТЗБОЙЪБГЙС ЙОФЕЗТЙТПЧБООПК ВБЪЩ ДБООЩИ, ФЕИОПМПЗЙС УВПТБ, РЕТЕДБЮЙ Й ОБЛПРМЕОЙС ЙОЖПТНБГЙЙ, Б ЪБФЕН ФЕИОПМПЗЙС ТЕЫЕОЙС ЛПОЛТЕФОЩИ ЪБДБЮ. ч ТБНЛБИ ЛПНРМЕЛУПЧ ЪБДБЮ РТПЗТБННЙТПЧБОЙЕ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС РП ОБРТБЧМЕОЙА ПФ ЗПМПЧОЩИ РТПЗТБННОЩИ НПДХМЕК Л ЙУРПМОСАЭЙН ПФДЕМШОЩЕ ЖХОЛГЙЙ НПДХМСН. рТЙ ЬФПН ОБ РЕТЧЩК РМБО ЧЩИПДСФ ЧПРТПУЩ ПТЗБОЙЪБГЙЙ ЙОФЕТЖЕКУПЧ РТПЗТБННОЩИ НПДХМЕК НЕЦДХ УПВПК Й У ВБЪПК ДБООЩИ, Б ОБ ЧФПТПК РМБО Ђ ТЕБМЙЪБГЙС БМЗПТЙФНПЧ.
ч ПУОПЧЕ УРЙТБМШОПК НПДЕМЙ ЦЙЪОЕООПЗП ГЙЛМБ МЕЦЙФ РТЙНЕОЕОЙЕ РТПФПФЙРОПК ФЕИОПМПЗЙЙ ЙМЙ RAD-ФЕИОПМПЗЙЙ (rapid application development Ђ ФЕИОПМПЗЙЙ ВЩУФТПК ТБЪТБВПФЛЙ РТЙМПЦЕОЙК) Ђ J. Martin. Rapid Application Development. New York: Macmillan, 1991. уПЗМБУОП ЬФПК ФЕИОПМПЗЙЙ ьйу ТБЪТБВБФЩЧБЕФУС РХФЕН ТБУЫЙТЕОЙС РТПЗТБННОЩИ РТПФПФЙРПЧ, РПЧФПТСС РХФШ ПФ ДЕФБМЙЪБГЙЙ ФТЕВПЧБОЙК Л ДЕФБМЙЪБГЙЙ РТПЗТБННОПЗП ЛПДБ. еУФЕУФЧЕООП, ЮФП РТЙ РТПФПФЙРОПК ФЕИОПМПЗЙЙ УПЛТБЭБЕФУС ЮЙУМП ЙФЕТБГЙК Й НЕОШЫЕ ЧПЪОЙЛБЕФ ПЫЙВПЛ Й ОЕУППФЧЕФУФЧЙК, ЛПФПТЩЕ ОЕПВИПДЙНП ЙУРТБЧМСФШ ОБ РПУМЕДХАЭЙИ ЙФЕТБГЙСИ, Б УБНП РТПЕЛФЙТПЧБОЙЕ ьйу ПУХЭЕУФЧМСЕФУС ВПМЕЕ ВЩУФТЩНЙ ФЕНРБНЙ, ХРТПЭБЕФУС УПЪДБОЙЕ РТПЕЛФОПК ДПЛХНЕОФБГЙЙ. дМС ВПМЕЕ ФПЮОПЗП УППФЧЕФУФЧЙС РТПЕЛФОПК ДПЛХНЕОФБГЙЙ ТБЪТБВПФБООПК ьйу ЧУЕ ВПМШЫЕЕ ЪОБЮЕОЙЕ РТЙДБЕФУС ЧЕДЕОЙА ПВЭЕУЙУФЕНОПЗП ТЕРПЪЙФПТЙС Й ЙУРПМШЪПЧБОЙА CASE-ФЕИОПМПЗЙК.
цЙЪОЕООЩК ГЙЛМ РТЙ ЙУРПМШЪПЧБОЙЙ RAD-ФЕИОПМПЗЙЙ РТЕДРПМБЗБЕФ БЛФЙЧОПЕ ХЮБУФЙЕ ОБ ЧУЕИ ЬФБРБИ ТБЪТБВПФЛЙ ЛПОЕЮОЩИ РПМШЪПЧБФЕМЕК ВХДХЭЕК УЙУФЕНЩ Й ЧЛМАЮБЕФ ЮЕФЩТЕ ПУОПЧОЩЕ УФБДЙЙ ЙОЖПТНБГЙПООПЗП ЙОЦЙОЙТЙОЗБ:
— ЧОЕДТЕОЙЕ. уРЕГЙБМЙУФЩ ТБЪТБВПФЮЙЛЙ ПВХЮБАФ РПМШЪПЧБФЕМЕК ТБВПФЕ Ч УТЕДЕ ОПЧПК ьйу.