какие модули курса орксэ обеспечивает линия учебников издательства русское слово

какие модули курса орксэ обеспечивает линия учебников издательства русское слово. Смотреть фото какие модули курса орксэ обеспечивает линия учебников издательства русское слово. Смотреть картинку какие модули курса орксэ обеспечивает линия учебников издательства русское слово. Картинка про какие модули курса орксэ обеспечивает линия учебников издательства русское слово. Фото какие модули курса орксэ обеспечивает линия учебников издательства русское слово

«Учебно-методическое обеспечение модуля ОСЭ курса ОРКСЭ и предметной области ОДНКНР»

Параметры, характеризующие УМК

Учебно-методические комплекты по модулю ОСЭ

(авторский коллектив, издательство)

Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. – 4 класс. – М.: Просвещение.

Студеникин М. Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. – 4 класс. – М.: Русское слово

Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики – М.: Дрофа

достаточность и содержательная целесообразность материала учебника для раскрытия темы урока

Содержание учебника складывается из текстов, различных по стилю и языку: научных, художественных, религиозных и исторических. (-) тексты не всегда целесообразны для раскрытия темы.

(-) – не все темы освещены в данном учебнике, излишняя концентрация на правилах этикета.

(+) содержание текстов доступно, достаточно для раскрытия темы.

Учебник содержательно насыщен.

(-) тексты объемны и сложны для среднего ученика.

Содержание достаточно, целесообразно и доступно

особенности структурирования материала внутри каждого параграфа

Параграф состоит из нескольких текстов. Далее идут рубрики:

Вопросы для повторения

Вопросы для размышления.

Практические и творческие задания.

Построен в едином ключе. Каждый параграф содержит следующие рубрики:

Каждый параграф содержит:

вопросы и задания для мотивации учащихся в начале урока и рефлексии в конце

включение вопросов и заданий непосредственно в текст урока

включение в учебный материал уроков цитат общественных

деятелей, писателей, философов.

Каждый параграф содержит рубрики:

Из этого урока ты узнаешь.

Все рубрики с вопросами и заданиями непосредственно включены в контекст урока.

особенности методического аппарата учебников

Методический аппарат содержит вопросы развивающего характера, практические и творческие задания, работа с изречениями мыслителей.

Учитель может использовать мет. аппарат по своему усмотрению.

Методический аппарат содержит много заданий, связанных с обращением к личному, нравственному, социальному опыту. Осуществляется работа с понятиями. Есть задания развивающего характера, работа с пословицами.

Методический аппарат учебника дифференцирован на:

• задания для обязательного выполнения,

• задания, требующие от учащихся более глубокого осмысления материала,

• перспективные задания: мини-проекты, задания творческого и

Методический аппарат учебника предполагает выполнение учащимся интеллектуальных

действий разного уровня и характера, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с

работой в малых группах, что позволяет эффективно решать проблему соотношения обучения,

развития и социализации.

наличие рабочих тетрадей, методических пособий для учителя, электронных пособий и прочих материалов

Примерная рабочая программа. Нет информации о содержании всего УМК

соотнесение содержания учебника, рабочей тетради и методического пособия для учителя

Методическое пособие содержит примерные поурочные разработки, рекомендации по организации внеурочной деятельности, особое внимание уделено приёмам выстраивания этического диалога между учителем и учениками. Пособие поможет понять, как наилучшим образом использовать учебник, выстроить урок.

Рабочая тетрадь является целесообразным дополнением учебника. Содержит творческие задания к каждой теме урока. Методическое пособие содержит дополнительный материал и рекомендации, которые облегчают подготовку учителя к урокам

реализация в УМК приемов, обеспечивающих диалоговый и деятельностный подходы к преподаванию предмета;

Принципы деятельностного подхода реализуются в проектной деятельности, при выполнении творчеких заданий, а в основном за счет умения учителя вовлечь детей в этический диалог.

Вопросы репродуктивного характера. Развивающие задания. Обращение к личному опыту учащихся. Творческие задания.

Диалогический принцип подачи материала создает условия для организации деятельности на уроке.

Учебник является не только основным источник информации, но

средством организации деятельности учащихся по достижению УУД. Ориентация на жизненный опыт учащихся. Сложные вопросы направлены на

сравнение, сопоставление, объяснение, обобщение. Дискуссии и обсуждения.

общее оформление УМК, качество, адекватность и наглядность иллюстративного материала и т.д

Учебник привлекателен. Много красочных иллюстраций.

(-) иллюстрации в основном являются тематическим отображениием текстов. Нет исторически портретов или фотографий мыслителей, исторически деятелей.

Учебник красочный, интересный. Хорошие иллюстрации, которые являются составной частью методического аппарата.

Учебник интересный. Содержит богатый иллюстративный материал.

Учебник качественный. Методически грамотно подобран иллюстративный материал.

Среди учебников по основам светской этики учебник Васильевой Т.Д. является наиболее качественно методически и содержательно разработанным. В учебный материал включены тексты художественных произведений и притч разных народов мира. Задания носят деятельностный характер.

Основным недостатком учебника Шемшуриной А.И. является то, что в нем целенаправленно умалчивается о важнейших этических учениях, которые связаны с религиозными представлениями. Учебник очень «сух» по изложению материала, содержит небольшое количество вопросов и заданий для размышления.

Учебник Студеникина М.Т. также имеет недостатки в выборе тем и в изложении материала, однако главным его плюсом является использование автором различных текстов, иллюстраций, интересных заданий и вопросов.

Учебник Шемшурина А.А. интересный, содержательно насыщенный, но тексты объемны и сложны для среднего ученика. Учитель вполне может превратить эту особенность учебных материалов в их достоинство.

Источник

Какие модули курса орксэ обеспечивает линия учебников издательства русское слово

Федеральный перечень учебников по ОРКСЭ (выписка из Приложения к приказу Минпросвещения России от 20.05.2020 г. № 254)

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 20 мая 2020 г. № 254

«Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»

В соответствии с частью 5 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2019, № 49, ст. 6962), частью 3 статьи 4 Федерального закона от 2 декабря 2019 г. № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, № 49, ст. 6962), подпунктом 4.2.8(1) пункта 4 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 г. № 884 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 32, ст. 5343; 2020, № 11, ст. 1547), в целях реализации пунктов 2, 36 Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 декабря 2019 г. № 695 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2020 г., регистрационный № 57418), п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить прилагаемый федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

2. Установить, что учебники из числа учебников, входящих в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, включаются в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный пунктом 1 настоящего приказа, на 5 лет [1] со дня вступления в силу настоящего приказа.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Басюка B.C.

Министр С.С. Кравцов

[1] Часть 7 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; пункт 36 Порядка формирования федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 декабря 2019 г. № 695 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2020 г. регистрационный № 57418).

(выписка из Приложения к приказу)

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 20 мая 2020 г. № 254

Федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность

1. Перечень учебников, допущенных к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы, в том числе учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков наро­дов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке

Порядковый номер учебника

Класс, для которого учебник разработан

Правообладатель (наименование юридического лица, либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, которому в установленном законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное право на учебник)

Язык издания учебника (указывается для учебников, изданных на государственных языках республик или на языках народов Российской Федерации)

Информация о возможности использования учебника при реализации адаптированных общеобразовательных программ (специальный учебник), а также общеобразовательных программ с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение)

Фамилия, имя, отчество (при наличии) экспертов, осуществлявших экспертизу учебника (не указываются в случае, предусмотренном частью 3 статьи 4 Федерального закона от 2 декабря 2019 г. № 403-ФЗ[1])

Реквизиты приказа Министерства просвещения Российской Федерации, в соответствии с которым учебник включен в федеральный перечень учебников

Срок действия экспертного заключения, на основании которого учебник включен Министерством просвещения Российской Федерации в федеральный перечень учебников[2]

1.1. Учебники, используемые для реализации обязательной части основной образовательной программы

Начальное общее образование

Основы религиозных культур и светской этики (предметная область)

Основы религиозных культур и светской этики (учебный предмет)

Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур

Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М. и другие; под редакцией Шапошниковой Т.Д.

Общество с ограниченной ответственностью «Дрофа»

Общество с ограниченной ответственностью «Дрофа»

От 20 мая 2020 года № 254

Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики

Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и другие; под редакцией Шапошниковой Т.Д.

Общество с ограниченной ответственностью «Дрофа»

Общество с ограниченной ответственностью «Дрофа»

От 20 мая 2020 года № 254

Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры

Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В.; под редакцией Шапошниковой Т.Д.

Общество с ограниченной ответственностью «Дрофа»

Общество с ограниченной ответственностью «Дрофа»

От 20 мая 2020 года № 254

Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры

Амиров Р.Б., Насртдинова Ю.А., Савченко К.В.; под редакцией Шапошниковой Т.Д.

Общество с ограниченной ответственностью «Дрофа»

Общество с ограниченной ответственностью «Дрофа»

От 20 мая 2020 года № 254

Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры

Пропирный Н.Г., Савченко К.В., Бурмина Т.Ю.; под редакцией Шапошниковой Т.Д.

Общество с ограниченной ответственностью «Дрофа»

Общество с ограниченной ответственностью «Дрофа»

От 20 мая 2020 года № 254

Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры

Китинов Б.У., Савченко К.В., Якушкина М.С.; под редакцией Шапошниковой Т.Д.

Общество с ограниченной ответственностью «Дрофа»

Общество с ограниченной ответственностью «Дрофа»

От 20 мая 2020 года № 254

Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры

Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

От 20 мая 2020 года № 254

Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры

Латышина Д.И., Муртазин М.Ф.

Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

От 20 мая 2020 года № 254

Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры

Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В.

Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

От 20 мая 2020 года № 254

Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры

Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

От 20 мая 2020 года № 254

Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур

Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и другие

Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

От 20 мая 2020 года № 254

Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики

Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

От 20 мая 2020 года № 254

Основы религиозных культур. Основы светской этики

Саплина Е.В., Саплин А.И.

Общество с ограниченной ответственностью «Дрофа»

Общество с ограниченной ответственностью «Дрофа»

От 20 мая 2020 года № 254

Основы религиозных культур и светской этики. Основы религиозных культур народов России

Сахаров А.Н., Кочегаров К.А.; под редакцией Сахарова А.Н.

Общество с ограниченной ответственностью «Русское слово – учебник»

Общество с ограниченной ответственностью «Русское слово – учебник»

От 20 мая 2020 года № 254

Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики

Общество с ограниченной ответственностью «Русское слово – учебник»

Общество с ограниченной ответственностью «Русское слово – учебник»

От 20 мая 2020 года № 254

Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры

Общество с ограниченной ответственностью «Русское слово – учебник»

Общество с ограниченной ответственностью «Русское слово – учебник»

От 20 мая 2020 года № 254

Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры

Янушкявичене О.Л., Васечко Ю.С., протоиерей Виктор Дорофеев, Яшина О.Н.

Общество с ограниченной ответственностью «Русское слово – учебник»

Общество с ограниченной ответственностью «Русское слово – учебник»

От 20 мая 2020 года № 254

Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры

Общество с ограниченной ответственностью «Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества»

Общество с ограниченной ответственностью «Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества»

От 20 мая 2020 года № 254

[1] Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Источник

Рекомендации Синодального отдела по учебно-методическому обеспечению преподавания учебных предметов, курсов, модулей православной культуры

Министерством просвещения Российской Федерации утверждён новый Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию в общеобразовательных организациях (приказ от 28 декабря 2018 года № 345). В разделах нового Федерального перечня по предметным областям «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России» произошли изменения, в частности в Федеральный перечень включены новые учебники по православной культуре (ОПК), обеспечивающие возможность преподавания православной культуры на уровне основного общего образования (5–9-е классы).

Рекомендации предназначены для работников епархиальных ОРОиК, церковных организаций и специалистов, осуществляющих взаимодействие с государственными и муниципальными образовательными организациями по вопросам учебно-методического обеспечения и развития преподавания православной культуры (ОПК) в школе, профессиональной подготовки учителей к преподаванию православной культуры.

Синодального отдела религиозного образования и катехизации

Русской Православной Церкви

по учебно-методическому обеспечению преподавания учебных предметов, курсов, модулей православной культуры в связи с принятием нового Федерального перечня учебников для общеобразовательных организаций (2018 г.)

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 № 345 утверждён новый Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. Текст документа на сайте «Консультант +» в свободном доступе. Режим доступа.

Федеральный перечень включает учебники по православной культуре:

1) по «Основам православной культуры» в составе предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) для 4 класса на уровне начального общего образования в первом разделе «1. Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы»;

2) по православной культуре (ОПК) в рамках предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) на уровне основного общего образования во втором разделе:«2. Учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений».

В предметной области ОРКСЭв Федеральный перечень включены пять учебниковпо основам православной культуры:

–учебник издательства «ДРОФА», авторы Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др. (№ 1.1.5.1.1.3 в перечне);

–учебник издательства «Просвещение», автор Кураев А.В. (№ 1.1.5.1.2.1 в перечне);

–учебник издательства «Русское слово»,автор Бородина А.В. (№ 1.1.5.1.4.3 в перечне);

–учебник издательства «Русское слово»,авторы Янушкявичене О.Л., Васечко Ю.С., протоиерей Виктор Дорофеев, Яшина О.Н., под редакцией И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой (№ 1.1.5.1.4.4 в перечне);

–учебник издательства «Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества», автор Л.Л. Шевченко (№ 1.1.5.1.5.1 в перечне).

Все эти учебники были включены и в предыдущий Федеральный перечень учебников, вышедший в 2014 году.

В перечне имеются ссылки на адреса страниц об учебниках на официальных сайтах издательств, где можно получить сведения по закупке учебников, соответствующих учебно-методических комплектов (УМК).

Исключен из Федерального перечня 2018 г. учебник «Основы православной культуры» издательства «ВЕНТАНА-ГРАФ» (авторы Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В.). Данный учебник не обеспечивал изучение Основ православной культуры в полном объеме 34 учебных часов и не проходил экспертизу в Синодальном ОРОиК, не был рекомендован Русской Православной Церковью.

В новом Федеральном перечне сохранился один учебник(№1.1.5.1.3.1 в перечне), не соответствующий предметному содержанию ОРКСЭ, не предусматривающий выбор одного из шести предметов (модуля) родителями для изучения их ребенком в рамках ОРКСЭ. Это учебник издательства «Дрофа, Астрель» автора Саплина Е.В. и др. с названием «Основы мировых религиозных культур и светской этики». Модуля с таким названием нет в составе предметной области ОРКСЭ. Использование этого учебника в практике не является реализацией ОРКСЭ, нарушает право родителей на свободный выбор одного из модулей ОРКСЭ.

В предметной области ОДНКНР (5-9 классы), которая в настоящее время реализуется пока в части учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений, в Федеральный перечень в подразделе «Учебные курсы, обеспечивающие образовательные потребности обучающихся, курсы по выбору» включены четыреучебника по православной культуре:

– учебник издательства «ООО Русское слово-учебник», авторы протоиерей Виктор Дорофеев, Янушкявичене О.Л. для 5 класса, «ОДНКНР. Основы православной культуры» (№2.2.5.2.1 в перечне);

– учебник издательства «ООО Русское слово-учебник», авторы протоиерей Виктор Дорофеев, Янушкявичене О.Л. и др. для 6 класса, «ОДНКНР. Основы православной культуры» (№ 2.2.5.2.2 в перечне);

– учебник издательства «ООО Русское слово-учебник», авторы Метлик И.В., Потаповская О.М. для 5 класса,«ОДНКНР. Православная культура» (№ 2.2.5.3.3 в перечне);

– учебник издательства «ООО «Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества»» автор Шевченко Л.Л. для 5 класса, «ОДНКНР. Основы православной культуры» (№ 2.2.5.4.1 в перечне).

В перечне также имеются ссылки на адреса страниц об учебниках на официальных сайтах издательств, где можно получить сведения по закупке учебников, соответствующих УМК.

Данные учебники, учебно-методические комплекты (включающие учебные программы, методические пособия для учителя, электронные формы учебников, рабочие тетради для школьников) могут использоваться для преподавания православной культуры в урочной форме как учебного предмета по выбору участников образовательных отношений, школы.

Кроме учебников по православной культуре в новый Федеральный перечень учебников в предметной области ОДНКНР включены ещё три учебника для 5 класса: два учебника издательства «ООО Русское слово-учебник» и учебник издательства «Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ».

Учебники издательства «ООО Русское слово-учебник»: «ОДНКНР. Основы религиозных культур народов России», 5 класс, авторы Сахаров А.Н., Кочегаров К.А., Мухаметшин Р.М., под редакцией А.Н. Сахарова (№ 2.2.5.1.3.1 в перечне) и учебник «ОДНКНР. Основы светской этики», 5 класс, автор Студеникин М.Т. (№2.2.5.1.3.2 в перечне). Эти учебники обеспечивают преемственность с ОРКСЭ в начальной школе в преподавании религиозных культур и светской этики по выбору на уровне основного общего образования, в 5-9 классах. При введении преподавания православной культуры в 5 классах они могут использоваться как альтернативные, для обеспечения выбора учебного предмета в 5 классе родителями в рамках предметной области ОДНКНР.

Учебник для 5 класса издательства «Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ» с названием «Основы духовно-нравственной культуры народов России», авторы Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В., не обеспечивает преемственность с ОРКСЭ в начальной школе.

Таким образом, в настоящее время имеется возможность преподавания учебного предмета по православной культуре в 5-6 классах по учебникам из Федерального перечня учебников в преемственности с преподаванием Основ православной культуры в 4 классе в рамках ОРКСЭ. Для этого можно использовать учебники издательства «ООО Русское слово-учебник», формирующие две линии учебников: авторов Янушкявичене О.Л. и др. в 5-6 классах; авторов МетликаИ.В. и др. в 5 классе (учебник по этой линии для 6 класса издательство планирует выпустить в 2019 г.); а также учебник издательства «ООО «Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества»» автора Шевченко Л.Л. для 5 классапреемственно с учебником этого автора по Основам православной культурыдля 4 класса в ОРКСЭ.

Важно отметить, что согласно последним рекомендациям о реализации предметной области ОДНКНР(Письмо Минобрнауки России от 19.01.2018 № 08-96 «О методических рекомендациях») образовательные организации, школы должны предусмотреть преподавание учебных предметов в рамках ОДНКНР в урочной форме, в учебном расписании. Минимально — в объеме 64 учебных часов за 2 учебных года, чтобы можно было поставить отметку по обязательной предметной области ОДНКНР в документ об окончании основного общего образования. В «Методических рекомендациях» указано: «Преподавание учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в урочной форме необходимо предусмотреть в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, так как ОДНКНР — обязательная предметная область в учебном плане. При этом необходимо учитывать, что минимальный объем учебной нагрузки для возможности последующего выставления учащемуся в аттестат об основном общем образовании итоговой отметки по реализуемым в рамках обязательной предметной области ОДНКНР учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) в соответствии с учебным планом образовательной организации должен составлять не менее 64 часов за 2 учебных года». Текст документа на сайте «Консультант +» в свободном доступе. Режим доступа.

На это следует обратить особое внимание, поскольку в предыдущих рекомендациях Министерства от 2015 г. сообщалось, что реализация ОДНКНР в урочной форме может быть одной из трёх форм реализации этой предметной области наряду с внеурочными занятиями и включением знаний о религиях в курсы других гуманитарных дисциплин. В настоящее время эта позиция скорректирована, преподавание в рамках ОДНКНР учебных предметов по выбору в урочной форме, в учебном расписании является обязательным, минимально 64 учебных часа за два учебных года (по выбору школы, участников образовательных отношений возможно и больше). И если в реализации ОРКСЭ в начальной школе допускается безотметочная система, то изучение православной культуры в 5-9 классах должно оцениваться отметкой. По федеральному законодательствуосуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к компетенции образовательной организации(Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ст. 28.3.10; 58.1).

Таким образом, в настоящее время основным способом реализации ОДНКНР с учётом нового Федерального перечня учебников фактически является преподавание православной культуры и альтернативных предметов по светской этике, традиционным религиозным культурам народов России по выбору участников образовательных отношений, родителей (законных представителей) школьников. Распределение учащихся по учебным группам для реализации ОДНКНР в 5-6 классах в урочной форме может проводитьсяв школах на родительских собраниях в конце 4 класса с учётом параметров выбора ОПК в начальной школе, в рамках ОРКСЭ. На таких собраниях могут присутствовать церковные представители. Как и при выборе модулей ОРКСЭ выбор родителями изучения православной культуры или альтернативных учебных предметов в рамках ОДНКНРследует фиксировать их личным заявлением.

Для преподавания православной культуры в урочной форме в 5-9 классах и по другим годам обучения также могут использоваться, допущены наряду с учебниками из Федерального перечня учебников учебные пособия, изданные в издательствах, включенных в специальный перечень Минобрнауки России. Перечень этих издательств, организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются для использования в образовательной деятельности в общеобразовательных организациях, утвержден приказом Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699. Текст документа на сайте «Консультант +» в свободном доступе. Режим доступа.

В числе этих организаций есть издательства, выпускающие учебные пособия, издания, образовательные материалы по православной культуре (ОПК) по разным годам обучения.В частности: «АНО «Центр межнационального образования «Этносфера»» (№ 5); «Межрегиональный общественный фонд содействия развитию образования и культуры «Основы православной культуры»» (№ 7, учебники и пособия А.В. Бородиной и др.); «ООО «Русское слово-учебник»» (№ 34), «ООО «Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества»» (№ 40, учебники и пособия Л.Л. Шевченко и др.), а также «Издательский дом «Истоки»» (№ 36, учебники и пособия по социокультурному учебному курсу «Истоки» авторов А.В. Камкина, И.В. Кузьмина и др.).

Включение в новый Федеральный перечень учебников по православной культуре (ОПК)в предметной области ОДНКНР в настоящее время способствует развитию практики преподавания православной культуры в 5-9 классах. Епархиальным отделам религиозного образования, церковным организациям и специалистам, осуществляющим взаимодействие с государственными и муниципальными органами управления образованием, образовательными организациями, организациями подготовки учителей необходимо активизировать работу по развитию и поддержке преподавания православной культуры на уровне основного общего образования. Она может включать: распространение информации в родительском сообществе о возможностях изучения детьми православной культуры после окончания начальной школы, с 5 класса и далее в преемственности с изучением ОПК в 4 классе; инициирование введения преподавания православной культуры в 5-6классах во взаимодействии с педагогическим сообществом, школами, управлениями образованием; инициирование подготовки учителей (здесь уже в основном учителей-предметников, по профильным программам, возможно в большем объёме) к преподаванию православной культуры на уровне основного общего образования, разработки программ такой подготовки, участие в такой подготовке учителей по различным профессиональным программам. Это будет формировать условия для расширения в будущем гарантированного преподавания православной культурыв 5-9 классах по формату ОРКСЭ в соответствии с принципиальной позицией Русской Православной Церкви о необходимости обеспечения гарантий изучения школьниками православной культуры по выбору их родителей (законных представителей) по всем уровням общеобразовательной школы, годам обучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *