какие могут быть льготы при поступлении в вуз
Как я поступила на бюджет в престижный вуз
Без высоких баллов за ЕГЭ и диплома Всероссийской олимпиады школьников
В 2016 году я поступила на бюджет в московский НИУ ВШЭ без вступительных экзаменов.
Я получила право на льготное зачисление вне конкурса, потому что выиграла перечневую олимпиаду из списка Минобрнауки. В этой статье я расскажу, какими бывают школьные олимпиады, какие льготы они дают и как к ним готовиться.
Как вообще поступить в вуз
Поступить в вуз на бакалавриат или специалитет можно разными путями.
По результатам ЕГЭ. Для каждой специальности свой перечень экзаменов. Обычно это 3 или 4 предмета. Один из них устанавливает Минобрнауки, остальные — по выбору вуза.
Некоторые вузы вправе провести дополнительные испытания. Перечень таких вузов каждый год определяет правительство по рекомендации Минобрнауки и Рособрнадзора. Каждый год список вузов меняется, но чаще всего в перечень попадают топовые заведения: МГУ, МГИМО, СПбГУ, МФТИ.
По результатам ЕГЭ и творческого испытания. Вуз может назначить дополнительное профессиональное или творческое испытание или собеседование.
В 2018—2019 учебном году кроме творческих специальностей — актеров, режиссеров, дизайнеров и архитекторов — профессиональные испытания нужно сдать для поступления на:
По результатам внутренних экзаменов. Вместо ЕГЭ можно сдать только вузовские экзамены. Этим правом обладают люди с инвалидностью, иностранные граждане, обладатели дипломов о среднем профессиональном или высшем образовании и выпускники школы до 2009 года.
Без вступительных испытаний, то есть ЕГЭ или дополнительные внутривузовские экзамены сдавать не нужно. Такую льготу при поступлении получают:
Всерос и перечневые олимпиады
Олимпиадники до сих пор ведут ожесточенные споры: Всéрос или Всерóc
Победители и призеры заключительного этапа получают право в течение 4 лет поступить на бюджет по специальности профиля олимпиады. То есть если я хотела бы поступить на экономический факультет, мне нужно было выиграть Всерос по экономике.
На первых этапах Всероса достаточно хорошего знания школьного предмета. С регионального этапа задания усложняются. Школьникам уже требуются доскональное знание материала, широкая эрудиция и творческое мышление.
Перечневые олимпиады. Другой тип олимпиад — перечневые. Это олимпиады из списка, который каждый год устанавливает Минобрнауки. Перечневые олимпиады состоят из двух этапов: заочный и очный. Часто их организуют вузы. Например, «Покори Воробьевы горы!» и «Ломоносов» — олимпиады МГУ, «Высшая проба» — НИУ ВШЭ.
Решение о приеме выпускников по результатам олимпиад из перечня каждый вуз принимает самостоятельно: за один и тот же результат один вуз может принять без вступительных экзаменов, другой — дать 100 баллов за предмет.
Базово олимпиады из перечня делятся по уровням:
У победителей олимпиады тоже есть градация: они получают диплом I, II или III степени. Это как 1, 2 и 3 места: I степень — победители олимпиады, II и III — призеры. Чем выше уровень олимпиады и диплома, тем больше льгот. В зависимости от вуза перечневая олимпиада может дать:
Учебные заведения могут каждый год менять правила рассмотрения результатов перечневых олимпиад. Актуальную информацию лучше всегда проверять на сайтах вузов.
Моя история с олимпиадами. Я участвовала в олимпиадах с начальной школы. Сначала просто проходила для галочки, потому что была хорошей ученицей и не хотела подводить классного руководителя.
В средней школе вузовские олимпиады сориентировали меня в мире профессий: сначала я хотела быть дипломатом, потому что они много путешествуют. Я решала задания по международным отношениям и географии, но поняла, что это не мое. Потом я хотела стать журналистом: ходила на олимпиады по журналистике и литературе, но там мои творческие способности никто не оценил.
К старшей школе я поняла, что мне нравится история и иностранные языки. Я сделала упор на эти предметы и участвовала во всех олимпиадах по ним в 11 классе.
Куда я хотела поступить
Я хотела учиться в престижном вузе на нетехнической специальности. Родители хотели, чтобы я училась в Москве или за рубежом. Они были готовы взять кредит на мое образование, но мне было бы неловко: высшее образование — мое желание, а не их финансовое обязательство.
Я собиралась подавать документы в МГУ, МГИМО и НИУ ВШЭ. В этих вузах высокий средний балл у зачисленных на бюджетные места. В 2016 году мне нужно было получить минимум 87,1 балла за каждый экзамен.
Забегая вперед, мой средний балл за ЕГЭ без учета олимпиад был 82,5. Для поступления на мою программу мне не хватило бы 14 баллов: всего у меня было 330 баллов, а проходной начинался с 344.
Специальность. В 11 классе я не знала точно, на кого буду поступать. Мне нравились история, обществознание, иностранные языки. С таким набором можно подавать документы на истфак, религиоведение, политологию, международные отношения, социологию, юрфак, лингвистику, философию, культурологию — и это еще не все. Информация по другим предметам и направлениям подготовки — в приказе Минобрнауки от 04.09.2014 № 1204.
За месяц до ЕГЭ я определилась с факультетом для поступления — политология в НИУ ВШЭ. Получилось это так: в лицее мы писали научно-исследовательские работы. После защиты мне предложили подать мою работу на конференцию в Вышку. Мне понравилась атмосфера и преподаватели. Особенно понравился факультет социальных наук.
Я изучила на официальном сайте учебные курсы каждой образовательной программы. Больше всего понравились политология и социология. Для социологии нужно было сдавать профильную математику на выпускных экзаменах, но запись на сдачу закончилась в декабре, поэтому я не смогла бы подать документы.
Правила приема. В каждом вузе свои правила приема. Обычно их публикуют на отдельной странице для абитуриентов. Предметы по каждой специальности имеют разный приоритет. Например, для поступления на политологию в Вышку нужно принести результаты ЕГЭ по истории, обществознанию, иностранному и русскому языку — в порядке приоритета. Если у двух абитуриентов будет одинаковое количество баллов, возьмут того, у кого выше результат по истории.
За интеллектуальные и спортивные достижения можно получить особое право при поступлении — прием без вступительных испытаний. Я не планировала участвовать в Олимпийских играх, первенствах Европы или мира, поэтому решила попробовать свои силы в учебных состязаниях.
олимпиад в перечне на 2018—2019 учебный год. 2 года назад их было 176
Подготовка к олимпиадам
Моя подготовка состояла из двух частей: подтягивание базовых школьных знаний и натаскивание на олимпиадных заданиях.
По иностранному языку и обществознанию мои результаты были неважными: я не прошла ни на региональный этап Всероссийской олимпиады, ни в очный этап вузовских олимпиад. Поэтому во втором полугодии 11 класса я больше сконцентрировалась на олимпиадах по истории.
Я прошла на регион и была приглашена в финал олимпиады «Ломоносов» по истории и политологии, «Высшей пробы» по истории и востоковедению, Московской олимпиады школьников по истории.
В олимпиадных заданиях важно знать критерии оценки. Лучше всего с ними знакомиться на примерах заданий прошлых лет. Я делала так: засекала время, как на олимпиаде, решала задания, а потом проходилась по ключам. Сначала было тяжело: мне не хватало знаний, я не соблюдала структуру и писала медленнее, чем нужно было.
Я тратила разное время на подготовку, но старалась садиться за историю не меньше, чем на час каждый день. За неделю до регионального этапа я вместо школы шесть дней провела в библиотеке. Учителя ругались, но все же шли навстречу: я проходила минимальный контроль знаний, а потом снова возвращалась к подготовке к олимпиадам и ЕГЭ.
Вот какие рекомендации могу дать по подготовке к олимпиаде по истории.
Изучать карты сражений, присоединений территорий, изменения внутренних границ регионов. Начиная с муниципального этапа, на Всеросе есть задания на историческую географию. Также этот навык пригодится на ЕГЭ.
Смотреть и запоминать портреты исторических деятелей. Это частое задание в олимпиадах — обидно терять баллы за него. У меня была флешка, где я создала папки по векам, куда сохраняла все портреты деятелей, которых встречала по ходу изучения исторического периода. Потом включала режим слайд-шоу и гоняла изображения, пока не запомнила все.
Изучать культуру. Обычно за задания с картинами, архитектурой, литературой или фильмами получают меньше всего баллов. Запоминать это сложно. Я запоминала «механически»: рисовала от руки важные памятники, читала содержания произведений и смотрела фильмы.
Общаться с ребятами из олимпиадного движения. Во Вконтакте очень развиты группы обсуждения олимпиад. В них часто ищут единомышленников для совместной подготовки.
Мне такой формат не подошел, но я общалась с несколькими ребятами, с которыми познакомилась на занятиях подготовки московской команды по истории. Мы обменивались с ними найденными материалами, поддерживали друг друга во время состязаний и вместе обсуждали поступление.
Смотреть памятные даты. В олимпиадах любят давать задания на события, которым исполнилась круглая дата в этом году. Например, на олимпиаде 2017 года по истории российской государственности было задание про выборы в Учредительное собрание, которые проходили 100 лет назад.
Как проходят перечневые олимпиады
Заочный этап перечневой олимпиады состоит из нескольких заданий, которые нужно выполнить дистанционно. Обычно на их решение дают ограниченное количество времени, но есть и олимпиады, где можно сдавать работу в течение нескольких дней. Многие гуглят ответы во время этого этапа или даже решают его вместе с учителем на уроке. Иногда время начала состязания совпадает с расписанием в школе, поэтому нужно уметь договориться о временном отсутствии на занятиях.
Иногда на олимпиаду просят принести с собой распечатанный титульный лист и бумагу для черновика. Писать в нем я рекомендую только тем, кто хорошо умеет контролировать время. Задания, не перенесенные на бланк, обычно не проверяют, а терять баллы из-за собственной нерасторопности обидно.
Отвечать нужно строго по заданию, писать максимально разборчивым почерком. Лучше не пытаться списать, но это дело совести каждого. Если поймают на списывании — удалят из аудитории и аннулируют работу.
На результаты олимпиады можно подать апелляцию. На мой взгляд, на перечневых она проходит более спокойно, чем на Всеросе или ЕГЭ. По некоторым олимпиадам можно апеллировать через интернет: в формате чата или по Скайпу.
Какую олимпиаду я выиграла
У меня получилось занять призовые места в двух олимпиадах.
Московская олимпиада школьников по истории. Дистанционный этап проходил в декабре. Было две части: «А» и «Б». В части «А» был тест с выбором одного ответа и вопросы с кратким ответом, в «Б» — работа с источниками и вопросы с подробным ответом. Проходной балл был от 110. У меня было 127 баллов: 58 — за первую часть и 69 — за вторую.
Очный этап проходил в марте и шел 3,5 часа. В нем мне помог разбор ошибок после участия во Всеросе: я хорошо справилась с проектом по русско-японской войне и работой с миниатюрами из Лицевого летописного свода.
Олимпиада «Ломоносов» по политологии. Отборочный этап проходил дистанционно в два тура. Задания были похожи на те, что бывают в олимпиаде по истории российской государственности. Они показались мне простыми.
На заключительном очном этапе меня ждал неприятный сюрприз: задания очень отличались от того, что я решала дистанционно в отборочном этапе. Там была смесь из истории, обществознания и географии.
Меньше всего я была готова к эссе. Нужно было дать оценку высказыванию Валерии Новодворской. Поскольку я изучала историю последовательно по годам, то на момент написания олимпиады с темой 90-х годов была знакома очень поверхностно.
Еще было немного обидно, что варианты сильно отличались. Например, вместо государственных символов во втором варианте нужно было сопоставить ученых и их направление деятельности или изобретение. По географии мы не учим государственную символику всех стран мира, а изобретения и имена ученых есть в обязательной программе по всемирной истории. Поэтому, на мой взгляд, сопоставить государственные символы сложнее.
Поступление по результатам олимпиады
Когда получены все дипломы олимпиад, новое испытание — сдать ЕГЭ на нужный балл. Часто олимпиадники пренебрегают подготовкой и теряют право на поступление без вступительных испытаний.
Я была очень рада, что у меня все получилось с олимпиадой, но не забывала про ЕГЭ. На самом экзамене очень нервничала, а когда сразу после окончания по памяти проверяла ответы, в панике писала знакомым: «О нет, я не набрала 75 баллов!» Волнения были напрасны: я набрала 89 баллов из 100 и смогла удержать право на бюджетное место.
Для выпускников со льготами на поступление прием документов заканчивается раньше основного потока. До этого времени нужно окончательно определиться с факультетом и образовательной программой и принести оригинал аттестата. При подаче документов право на поступление без вступительных испытаний можно использовать только один раз по одному диплому. Для этого нужно предоставить оригинал диплома или распечатанную копию из личного кабинета Российского совета олимпиад школьников.
29 июля 2016 года меня зачислили на бюджет образовательной программы «политология» в НИУ ВШЭ. Я добилась своей цели — получила право на поступление без экзаменов с помощью перечневой олимпиады. Надеюсь, что при должном упорстве у других старшеклассников тоже получится.
Как подростку с инвалидностью поступить в вуз: советы учителей и истории выпускников
В 8 реабилитационно-образовательных центрах и школах-интернатах, подведомственных столичному Департаменту труда и соцзащиты, учится более 2000 ребят с инвалидностью или ОВЗ. При этом более 60% выпускников поступают в высшие учебные заведения и успешно реализуют себя в различных профессиональных областях. О том, как ученикам с инвалидностью подготовиться к экзаменам, перебороть стереотипы, стать специалистами в своей области и душой компании в коллективе, рассказали Наталья Починок, ректор РГСУ, учителя и психологи Реабилитационно-образовательного центра № 76.
Об университетской среде
Москва с каждым годом становится комфортней и доступней для разных категорий населения, а столичные университеты увеличивают число мест для людей с инвалидностью. Так, в Российском государственном социальном университете (РГСУ) на данный момент учатся 213 студентов с инвалидностью и ОВЗ.
Наталья Починок, ректор университета, отметила, что для привлечения молодых людей с инвалидностью в вузы необходимо организовать доступную среду, адаптировать все образовательные программы, обеспечить студентов специальными техническими средствами, позволяющими сделать образовательный процесс легче и доступнее, вести постоянную работу по повышению квалификации преподавателей и сотрудников в вопросах инклюзивного образования. «Особенно важно не делать различий между студентами с инвалидностью и без. В нашем университете все студенты, вне зависимости от особенностей их здоровья, ведут активный образ жизни, привлекаются к реализации внешних и внутренних проектов, участвуют в волонтерском движении, общественных и развлекательных мероприятиях», — подчеркнула Наталья.
Для комфортной учебы студентов с инвалидностью в РГСУ создан Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ (РУМЦ). Центр ведет методическую поддержку учебного процесса, обеспечивает студентов необходимыми техническими средствами в соответствии с их потребностями, поддерживает и помогает психологически. Кроме того, все студенты, как с инвалидностью, так и без, на первом курсе слушают лекции по инклюзивной среде и корректному общению друг с другом. «Инклюзию надо воспитывать. С первых дней обучения мы формируем среди своих студентов инклюзивную культуру, представление о различных нозологиях, о культуре взаимодействия с людьми с инвалидностью. Многие студенты проходят практику на базе Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ и учатся применять свои знания об инклюзии на практике», — объясняет ректор.
О подготовке к поступлению
Подготовка к поступлению в высшие учебные заведения, как правило, начинается с 9-го класса. Сначала ученики реабилитационно-образовательных центров и интернатов посещают уроки профориентации: с помощью тестов и опросов они выбирают, какой вид деятельности наиболее им подходит.
В 10-м классе помощь ребятам с выбором будущей профессии становится приоритетной задачей педагогов: продолжаются профориентационные уроки. Кроме того, ученики приходят на дни открытых дверей в вузах в рамках программы «Университетские субботы». Таким образом, к началу 11-го класса большинство школьников уже определяется с университетом и направлением и начинает усиленную подготовку к сдаче ЕГЭ.
Об экзаменах
Выпускники с инвалидностью или ОВЗ поступают в высшие учебные заведения наравне с ребятами без инвалидности. Тем не менее, важно учитывать, что для поступающих с инвалидностью время выполнения экзаменационной работы увеличивается на 1,5 часа.
Учителя реабилитационно-образовательного центра № 76, где учатся ребята преимущественно с нарушениями опорно-двигательной системы, сформулировали пять правил, которые помогут вовремя подготовиться и без паники сдать экзамены.
О родительской поддержке
В непростой период подготовки к выпускным экзаменам и поступлению подросткам не менее важны внимание и помощь родителей. Психологи отмечают, что волнение родителей практически всегда передается детям, поэтому важно оставаться спокойным и уверенным при любых обстоятельствах.
«Если подросток не против, помогите ему в составлении плана подготовки к экзаменам. Обсудите, какие темы для него сложные и как их лучше повторить», — рекомендует педагог-психолог реабилитационно-образовательного центра № 76 Марина Бессмертная.
Не менее важно продолжать соблюдать режим дня и не допускать перегрузок и дистресса, отмечают специалисты. «Подбадривайте подростка за то, что у него хорошо получается, и чаще напоминайте, что результаты экзаменов никак не повлияют на вашу любовь к нему», — заключает педагог.
Истории выпускников
Елизавета Кайсина — выпускница 2020 года Реабилитационно-образовательного центра № 76. Сейчас девушка воплотила свою мечту — учится в РНИМУ им. Н. И. Пирогова на первом курсе педиатрического факультета.
С детства Елизавета много времени проводила в больницах и поликлиниках. Девушка вспоминает, что врачи и медсестры всегда были добры и готовы помочь, поэтому она с ранних лет вдохновлялась их деятельностью. А позднее, в средней школе, заинтересовалась биологией и химией: так выбор пал на медицинские университеты.
«Я уже в 9-м классе поняла, что хочу стать врачом. А занятия по профориентации только укрепили мое желание поступить в медицинский, — вспоминает Елизавета. — Уже в университете я поняла, что, выбрав педиатрический факультет, поступила верно. Дети открытые, с ними намного легче общаться».
Для поступления Елизавете необходимо было сдать 3 экзамена: биологию, химию и русский язык. Будущая студентка начала усиленно готовиться к ЕГЭ с середины 10-го класса: полгода была передышка, чтобы «отойти от экзаменов после 9-го класса».
«Я читала много учебников и решала тренировочные тесты. К тому же наши учителя приложили все усилия, чтобы мы сдали экзамены максимально хорошо. У нас были дополнительные занятия и консультации. А учительница по биологии в течение года готовила нас к предпрофессиональному экзамену, который сдается в медицинские вузы и дает дополнительные баллы к сумме ЕГЭ», — рассказывает Елизавета.
Сейчас студентка успешно отучилась первое полугодие и с нетерпением ждет начала следующего. Конечно, учеба в университете сильно отличается от школы. «Я считаю, что выпускникам нужно учиться самим учиться. В школе педагоги буквально разжевывали каждую тему. В университете такого нет. Если ты хочешь получать знания, стать востребованным специалистом, нужно самому прикладывать усилия», — делится Елизавета.
Несмотря на дистанционный формат учебы, Елизавета уже успела подружиться с одногруппниками и влиться в коллектив. «Когда я только поступила, очень переживала, что попаду в отчужденный коллектив. Но оказалось, что у меня чудесные одногруппники: они всегда готовы помочь, объяснить, скинуть дополнительные материалы. Мне очень повезло. Я думаю, не нужно ничего бояться, тогда все непременно получится», — верит Елизавета.
В этом году первокурсница составила алгоритм-советы, как поступить учиться без паники:
Соблюдая рекомендации педагогов и учитывая опыт студентов, нынешние выпускники смогут вовремя подготовиться, успешно сдать экзамены и поступить в желаемые вузы.
Советы по поступлению других выпускников реабилитационно-образовательных центров и школ-интернатов читайте по ссылкам:
https://dszn.ru/press-center/news/4959 — Ольга Крылова, студентка экономического факультета ВШЭ, выпускница Школы-интерната № 1 для слепых.
https://dszn.ru/press-center/news/4321 — Илья Бурма, студент экономического факультета МГУ, выпускник Реабилитационной школы-интерната № 32.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
За что абитуриентам дают скидки на платное обучение?
Слышала, что есть вузы, которые предлагают успешным абитуриентам, не прошедшим на бюджет, обучение на договорной основе со скидкой. Расскажите, как устроены эти программы? На сколько так можно уменьшить плату за обучение? И что нужно сделать, чтобы получить скидку?
Вузы предлагают скидки на платное обучение разным категориям абитуриентов, в том числе выпускникам средних профессиональных учреждений. Например, их дает РЭУ им. Г. В. Плеханова. Еще льготы часто положены детям сотрудников вузов.
Расскажу про самые распространенные случаи скидок — их получают выпускники с хорошими результатами ЕГЭ, а также победители и призеры школьных олимпиад — и в каких крупных российских вузах можно рассчитывать на льготы.
Как победить выгорание
В каких вузах есть скидки на обучение
Не существует единой статистики или списка, какие вузы предоставляют скидки, а какие нет. У каждого учебного заведения свои правила и свое положение об оплате обучения, в котором по решению ученого совета или другого органа может быть информация о скидках.
Например, самый распространенный вид скидок — за высокие баллы ЕГЭ — в 2020 году предоставляли такие вузы:
А не предоставляли:
Информация о скидках на обучение всегда актуальна только на текущий год. Поэтому лучше смотреть условия предоставления скидок на официальном сайте учебного заведения во время начала приемной кампании — с 20 июня — или незадолго до нее. Как правило, нужная информация будет в разделе «Для абитуриентов» или «Приемная кампания».
Еще, чтобы узнать информацию о скидках, можно зайти в раздел «Сведения об образовательной организации» на сайте вуза, затем в «Платных образовательных услугах» найти положение об оказании платных образовательных услуг или даже отдельный порядок предоставления скидок на оплату. Кроме того, скидки легко находятся через поисковые запросы в интернете.
Обычно скидку предлагают сами сотрудники приемной комиссии, когда заключают с абитуриентами договоры об оказании платных образовательных услуг. Если результаты ЕГЭ — как правило, это основной критерий — подходят под условия предоставления скидок, то помимо договора оформляется дополнительное соглашение, где указывается размер скидки и срок ее предоставления.
Скидки по результатам ЕГЭ
Чаще всего размер скидки зависит от суммы баллов ЕГЭ абитуриента. Скидка может быть единой, когда определенный процент начинается с определенного количества баллов, или дифференцированной: чем больше сумма баллов, тем больше скидка.
Обратите внимание, что у вузов разные подходы к сроку действия скидок по результатам ЕГЭ: кто-то дает на семестр, а кто-то — сразу на год. Ниже покажу это на конкретных примерах.
Дифференцированная скидка. Скидки в зависимости от суммы баллов ЕГЭ предоставляют, например, НИУ ВШЭ, РЭУ им. Г. В. Плеханова и Финансовый университет при Правительстве РФ. В ФУ скидка дается только на первый учебный год и зависит от количества баллов.
п. 3.1 порядка предоставления скидок по оплате обучения в ФУPDF, 944 КБ
Можно рассчитать, сколько абитуриент экономит при помощи скидки при поступлении в Финансовый университет. Например, в 2020 году обучение по программе «Финансовые рынки и банки» стоило 380 000 Р за год. Скидка также зависела от суммы баллов за три ЕГЭ:
Бывает и другая дифференцированная скидка: ее размер зависит от числа баллов, которые абитуриент не добрал до проходного. Поступающий не может знать заранее, подходит его сумма баллов для скидки или нет. Поэтому приходится ждать конца итоговой приемной кампании на бюджетные места.
Например, РНИМУ им. Н. И. Пирогова предлагает снизить стоимость обучения при недоборе нескольких баллов до зафиксированного проходного в рамках приемной кампании каждого конкретного года. Скидка предоставляется на один учебный год.
Раздел 5 порядка предоставления скидок на оплату образовательных услуг РНИМУ им. Н. И. Пирогова PDF, 499 КБ
Стоимость платных образовательных услуг в 2021/2022 учебном году PDF, 397 КБ
Единая скидка. Иногда вуз не дифференцирует размер скидки от суммы баллов, а дает фиксированную скидку, если выполняются определенные условия. Так, в Государственном университете управления в 2021 году скидка 50% предоставляется абитуриентам на первый семестр с возможностью продления. Чтобы получить скидку, нужно набрать от 83 баллов по каждому из трех ЕГЭ.
п. 3.1 положения о специальных преференциях в ГУУ в 2021/2022 учебном году PDF, 524 КБ
Р от установленной годовой стоимости образовательных услуг» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Другой пример единой скидки предлагает МГПУ. Для всех выпускников колледжей, которые входят в состав этого вуза, предусмотрена скидка 20% на очной форме обучения.
Скидки при приеме на обучение по программам высшего образования в МГПУPDF, 1,1 МБ
МГИМО не дает абитуриентам скидки в зависимости от баллов ЕГЭ, но для детей, чьи родители работают в этом вузе не менее пяти лет, на первый учебный год предусмотрена скидка 50%.
п. 4.19 положения об оказании платных образовательных услуг в МГИМО (У) МИД РФPDF, 8 МБ
Стопроцентная скидка. Идеальный вариант для абитуриентов — это стопроцентные скидки для обладателей самых высоких баллов за единый экзамен.
Например, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы в 2020 году предоставлял абитуриентам скидку 100% на год обучения с возможностью продления. Ее получали все, кто набрал на ЕГЭ по необходимым предметам больше 250 баллов и хотел поступить на направления «Психология», «Конфликтология» и «Клиническая психология».
Положение о порядке оказания платных образовательных услуг СПбГИПСРPDF, 595 КБ
На эти направления в 2020 году не были выделены бюджетные места, но при этом вуз хотел набрать сильных абитуриентов, так как от этого зависит престиж учебного заведения.
Стопроцентная скидка существует и в НИУ ВШЭ. Вуз набирает студентов за счет собственных средств. В 2020 году почти все бюджетные места на направлении «География» были заняты победителями школьных олимпиад. Согласно приказу о зачислении их было 17 человек. Вышка решила выделить деньги и дать возможность поступить на это направление еще и абитуриентам с высокими баллами ЕГЭ.
Приказ НИУ ВШЭ от 22.08.2020 № 6.18.1-05/2208-11 PDF, 500 КБ
Скидки за результаты олимпиад
Кажется, что олимпиадникам не нужны скидки, так как они и так могут без экзаменов поступить в большинство вузов. На деле многие могут не попасть на бюджет на этапе приоритетного зачисления из-за конкурса среди олимпиадников: их число зачастую превышает количество бюджетных мест. В таком случае вуз может предоставить перспективному абитуриенту скидки, иногда даже стопроцентные.
Например, Финансовый университет при Правительстве РФ обещает такие скидки на весь период обучения:
Раздел 2 порядка предоставления скидок по оплате обучения в ФУPDF, 944 КБ
Подобные системы действуют и в Московском инженерно-физическом институте: те, кто имеет право на зачисление без вступительных испытаний, но кому не хватило бюджетных мест по рейтингу, могут претендовать на скидку 100%. Это так называемое обучение за счет собственных средств вуза.
п. 77 правил приема в МИФИPDF, 682 КБ
Соотнесение олимпиад школьников и льгот за них в МИФИPDF, 681 КБ
Вузы не хотят отпускать олимпиадников, потому что это не только высоко мотивированные студенты, но и важный показатель престижа: университеты часто с гордостью объявляют количество олимпиадников, которые к ним поступили.
Что еще надо знать о скидках на обучение
Стопроцентную скидку могут не продлить. Основания для этого обычно прописаны в положении об оказании платных услуг вуза. Студенту стоит уточнить, зависит ли скидка от результатов сессии и какие еще есть основания ее сохранения.
Чаще всего скидку можно потерять из-за неуспеваемости — неудовлетворительных оценок и пересдач. Или из-за выговоров: например, за курение на территории университета, распитие алкогольных напитков, сквернословие, порчу имущества университета, систематические прогулы и тому подобное. А вот административное правонарушение, совершенное не в стенах вуза, не должно стать основанием для каких-либо санкций со стороны учебного заведения.
Во время дальнейшего обучения за скидки придется бороться. Вузы стараются завлечь абитуриентов большими скидками. Но, как правило, они даются на первый год или семестр. Дальше размер скидки будет зависеть от результатов сессии. Зато скидки после первого года доступны уже всем студентам, а не только успешным абитуриентам.
То, что в условиях скидок не так-то просто разобраться, хорошо видно на примере Финансового университета. Абитуриентам с высокими баллами на первый год предлагают максимальную скидку 60%. На второй год скидок нет, а на третий они зависят от успеваемости: скидки 40% даются только тем, кто закрыл сессию на отлично. Таким образом, скидку можно потерять из-за оценки одного преподавателя — даже из-за одной четверки скидка 40% превращается в 20%.
п. 1 раздела 2 положения о предоставлении скидок студентам ФУPDF, 1,31 МБ
Что в итоге
Несмотря на наличие скидок для абитуриентов, на мой взгляд, не стоит рассчитывать затраты на обучение после первого года или семестра исходя из возможности их получить: слишком уж легко лишиться скидки.
В интернете можно найти примеры ребят, которые поступили на платное по результатам ЕГЭ с высокой скидкой, а по итогам учебы не смогли удержать такой процент. Конкуренция за высшие строчки рейтинга текущей успеваемости очень высока. Все хотят скидку и готовы стараться.
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают
Если 400 тыщ для вас много, то нет смысла платить. Пущай идет туда, куда пройдет на бюджет, тем более раз отличник. Пускай у вас останутся лишние деньги, чтобы обеспечить приемлимую жизнь вашему чадо, снять квартиру возле вуза и.т.д.
Шевалье, тоже не понимаю смысла тратить такие деньги. Лучше уж ребенку купить квартиру.
Я не соглашусь с теми комментаторами, которые говорят «зачем тратить такие деньги, если можно в Европе». Можно, но есть немало причин, по котором многие семьи не идут на такой шаг, и, я так полагаю, аноним либо не рассматривала эту опцию (тогда она с сыном могут посмотреть немало материалов на эту тему, в том числе и тут), либо отклонила по одной из причин.
Я полагаю, что ваш сын, если он активный олимпиадник, давно уже в курсе того, где он может претендовать на БВИ, где на какую скидку и т.п. В курсе, что помимо скидок есть призрачная возможность перевестись на бюджет. Дальше вам нужно просто решить, что делать.
Российское образование, к сожалению, не стоит тех денег, которые за него просят (когда я поступала, мой факультет хотел 320к, в 2020 году они с первокурсников запрашивают чуть менее 600к за год, а оно и тех трех сотен в год не стоило, что уж говорить о текущих цифрах). Но в вуз идут не только за тем, чтобы сидеть за партой 4 года, он обычно собирает таких же одаренных и амбициозных подростков, предоставляет возможности для насыщенной студенческой жизни, обменов за границу, изучение иностранных языков на льготных условиях и т.п. Ну и плюс, конечно же, скрининг с дипломом условного МГУ все же больше шансов пройти, чем с дипломом условного педа.
При этом есть очень высокая вероятность, что ваш сын сам не захочет, чтобы вы за него платили. Тогда, если вы верите в то, что лучше топовый вуз на платном, чем средний на бюджете, обсудите образовательные кредиты. Год назад их выдавали под 3% годовых и первые годы обязательно было погашать только часть набежавших процентов.