какие могут быть отношения на работе
Психология коллектива: правила взаимоотношений с коллегами
Отношения в коллективе имеют колоссальное влияние на эффективность рабочего процесса — об этом знает каждый грамотный руководитель. Для многих работа давно стала вторым домом. Именно поэтому знание психологии отношений в коллективе играет важную роль.
Каждый сотрудник индивидуален, имеет свой, порой непростой, характер, предпочтения и пожелания. Поэтому неудивительно, что нередко внутри коллектива происходят конфликты и ссоры. Как их избежать и создать атмосферу взаимопонимания?
Социальная психология коллектива
Коллектив на работе – это социальная среда. Она состоит из множества разных людей. У них отличные друг от друга взгляды на жизнь, воспитание, цели на будущее и способности. Однако им приходится некоторое время находится вместе и решать общие вопросы. Взаимодействие в этом случае – прямой путь к успеху компании.
Человек учится находить общий язык с коллективом с раннего детства. Сначала идет детский сад, потом школа, далее ВУЗ и, наконец, работа. И каждый раз приходится приспосабливаться к новым людям. Однако не всегда это легко делать. Как часто уже в более взрослом возрасте, люди уходят с работы из-за того, что не прижились в коллективе. И такие случаи нередки.
Отношения между коллегами можно продемонстрировать наглядным примером. Допустим, в компанию пришла новая сотрудница – молодая и красивая девушка. Что испытают в этот момент те, кто работает здесь уже давно? Скорее всего, это будет интерес и, вместе с тем, напряжение. Сотрудницу можно сравнить с инородным телом, которое находится на этапе исследования организмом (в этом случае коллективом). Ее рассматривают, изучают и оценивают.
Люди отнесутся к новому человеку по-разному. Кому-то девушка придется по душе своими профессиональными и личностными качествами. Других же она будет раздражать и нервировать. И в первом, и во втором случае мириться с новым сотрудником придется, поскольку от слаженной работы зависят отношения в коллективе в целом и деятельность компании.
Психология на работе и отношения в коллективе
Раздел психологии, изучающий отношения в коллективе, по праву считается самым сложным. И это не удивительно, потому что между коллегами постоянно возникает недопонимание. Есть несколько причин такого положения вещей:
Подобные проблемы случаются в каждом без исключения коллективе. От них можно не только легко избавиться, но и обернуть в свою пользу. Для этого нужны минимальные знания психологии общения и отношений с коллегами.
Типы отношений на работе
Отношения с коллегами по работе бывают разными. Они строятся по трем главным схемам, каждая из которых имеет свои особенности, преимущества и недостатки.
Психология равных или дружеских отношений
Это наиболее близкое общение. Люди хвалят друг друга, но при необходимости сделают замечание. Такой тип отношений не подходит для руководителя и кого-то из сотрудников. И на это есть свои причины.
Психология отношений старшего к младшему (с позиции старшего)
Такой вид взаимоотношений на работе делится на два подвида:
Психология отношения младшего к старшему (с позиции младшего)
Как и предыдущий вид отношений, этот делится на подвиды:
Каждая из перечисленных схем развития отношений дает возможность построить в коллективе здоровую атмосферу и наладить общение.
Правила хорошего тона
Отношения на работе с коллегами должны строиться согласно нескольким простым правилам. Первое касается приветливости. Не стоит из-за плохого настроения грубить или хамить окружающим. Быть вежливыми и благодарными не так уж и сложно. Эти качества располагают людей.
Однако здесь нужно проявлять осторожность, поскольку близкие отношения в коллективе и неформальное общение могут сыграть злую шутку. Например, молодая сотрудница покажется женщинам из коллектива соперницей. Мужчины же из-за ее слишком свободного поведения посчитают ее ветреной и утратят всякое уважение.
Второе правило является логичным продолжением первого. Не стоит рассказывать коллегам по работе личную информацию о себе. Хорошие побуждения и доверие легко превращаются в сплетни, домыслы и зависть. Достаточно рассказать общеизвестный минимум.
Третье правило созвучно с выражением «не бежать впереди паровоза». Конечно, хорошо, если способности позволяют выполнять работу быстро и при этом качественно. Однако коллектив состоит из разных людей. Кто-то работает быстрее, кто-то, наоборот, тратит на выполнение задач больше времени. Не стоит пытаться исправить или переучить коллег. Они могут принять это за вызов.
И, наконец, четвертое правило. Оно призывает не игнорировать ритуалы и традиции коллектива. Совместные обеды и праздники только улучшат отношения.
Первый день: фатальный успех
Отношения в коллективе на работе во многом зависят от первого впечатления о сотруднике. Ему придется пройти своеобразный тест, на результатах которого будет строиться его дальнейшее общение с коллегами.
Итак, в первый рабочий день нужно придерживаться ряда простых рекомендаций:
Выполнять перечисленные советы несложно. Достаточно просто расслабиться и попытаться получить удовольствие от работы.
Мы такие разные и все-таки мы вместе
Построить здоровые отношения на работе непросто. Все из-за того, что каждый человек индивидуален. Существует несколько видов сотрудников:
Это лишь несколько видов сотрудников. На самом деле их гораздо больше. И если не получается найти способ выстроить с ними отношения, нужно также обратить внимание на себя. Возможно, проблема кроется в вашем характере и поступках
Что может провоцировать коллег на конфликты
Согласно книгам по психологии, здоровые отношения в коллективе иногда находятся под угрозой. Причин этому много:
Отношения в мужском коллективе: расставим приоритеты
В мужском коллективе, равно как и в женском, часто случаются конфликты. Предотвратить их можно несколькими способами:
Как построить отношения после конфликта: советы психолога
Знание психологии отношений в коллективе на работе не является гарантией полного отсутствия конфликтов. Что делать, если он произошел?
Итак, какими бывают взаимоотношения в колективе? Обычно сложными, поскольку каждый человек является сформировавшейся личностью. У всех свои взгляды на жизнь и происходящее вокруг. В коллективе есть советники, провокаторы, завистники, педанты и даже артисты. Если найти к каждому из них индивидуальный подход, отношения станут гармоничными и здоровыми.
7 типов рабочих отношений
Давайте поговорим о типах рабочих отношений. Понимание различных типов отношений на работе поможет вам определить, какую роль играют ваши существующие отношения и каких из них вам, возможно, не хватает.
Прежде всего, не все рабочие связи одинаково хороши — некоторые из них будут способствовать развитию вашей карьеры, другие помогут вам сохранить рассудок, а некоторые могут даже навредить. Чем больше вы сможете построить крепких, конструктивных отношений, тем больше вероятность того, что вы не только добьетесь успеха, но и будете удовлетворены своей карьерой.
Во-вторых, существует два типа отношений на работе: профессиональные и личные. Профессиональные отношения служат исключительно для выполнения вашей работы. Они помогают вам продвигаться по карьерной лестнице и не существовали бы, если бы не ваша работа. Личные отношения на работе — это отношения, которые вы поддерживаете на рабочем месте по социальным причинам. Они никак не влияют на вашу работу, кроме того, что повышают удовлетворенность работой (на 96%!) и помогают вам оставаться в тонусе.
Эти различные типы отношений на работе не являются взаимоисключающими — некоторые люди относятся как к профессиональной, так и к личной категории. Это действительно важные отношения, которые делают работу интересной и продуктивной.
Понимая это Livingnotes.ru, давайте разберемся в 7 типах рабочих отношений (в порядке близости, от низшего к высшему):
1) Коллеги
Отношения с коллегами по работе не являются ни профессиональными, ни личными, а лишь косвенными. Они знакомы через вашу компанию, но помимо работы в одной организации, вы практически не взаимодействуете с ними. Cослуживцы не играют большой роли в профессиональном или личном плане, но играют ценную роль в том, что они часто являются резервом людей, с которыми будут завязываться другие, более значимые отношения.
2) Члены команды
Тип: Профессиональные
Описание: Сотрудники компании — это коллеги, которые работают в одной компании с вами. Это могут быть люди, с которыми вы работаете ежедневно, комитет, в который вы вступили, или группа, работающая вместе над одним мероприятием.
Роль: Сотрудники коллектива важны, потому что это те люди, с которыми вы фактически выполняете работу. Вместе вы планируете, проектируете, разрабатываете, выполняете и отслеживаете работу, связанную с вашей ролью. Чем лучше ваши отношения с коллегами, тем легче выполнить эту работу.
3) Друзья по работе
Тип: Личные
Описание: Друзья по работе — это люди, с которыми вы общаетесь на работе: вы сидите рядом с ними на совещаниях, ходите вместе на обед, общаетесь с ними на рабочих мероприятиях и в свободное время, а возможно, даже видите их время от времени вне работы.
Роль: Друзья по работе удовлетворяют нашу социальную потребность и не дают нам расслабиться от повседневной рутины. Вы, скорее всего, не стали бы с ними дружить, если бы не ваша взаимная работа в одной компании, но они служат нам системой поддержки в корпоративные часы.
4) Руководитель/директор
Тип: Профессиональные
Описание: Ваш руководитель — это тот, кто поручает вам работу, помогает вам добиться успеха и в конечном итоге влияет на работу, которую вы выполняете (или не выполняете). Ваши прямые подчиненные — это те, кто подчиняется вам (вы — их менеджер). Они также определяют, добьетесь вы успеха или нет.
Роль: Отношения между вами и вашим руководителем жизненно важны, поскольку они часто играют важную роль в определении вашего рейтинга, зарплаты и плана работы. Они также являются важным фактором вашей удовлетворенности на рабочем месте (как говорится, вы не уходите из компании, вы уходите от своего менеджера). Для ваших прямых подчиненных вы выполняете эти функции, в то время как они служат способом достичь большего в вашей организации без того, чтобы вы выполняли всю работу.
5) Офисная «жена»/»муж»
Тип: Личные
Описание: Ваш офисный супруг — это человек, с которым вы проводите значительное количество времени; он — ваш «палочка-выручалочка», к которому можно обратиться за советом, и, вероятно, в то или иное время о вас ходили слухи (даже если они носят платонический характер).
Роль: Роль офисного супруга заключается в том, чтобы быть вашим «товарищем по работе» или другом, когда у вас возникают трудности на работе. Они не дают вам спрыгнуть с карниза, являются тем самым человеком, которому вы доверяете делиться своими радостями и разочарованиями, и знают вас лучше всех из всех ваших друзей на работе.
6) Наставник/подопечный
Тип: Профессиональные
Описание: Ментор/подопечный — это самые высокие профессиональные отношения, которые у вас могут быть. По степени близости они похожи на отношения супругов, но служат вам в профессиональном плане. Ваш наставник — это человек, к которому вы обращаетесь за профориентацией и помощью в решении самых сложных проблем. Ваш подопечный — это тот, кто приходит к вам за советом.
Роль: Ваш наставник помогает вам ориентироваться в ситуации на вашей работе. Они помогают вам обдумать самые сложные проблемы, подсказывают, как вести себя в самых сложных отношениях, и в целом направляют вас к успеху. Вы служите той же цели для своего подопечного, в то время как он помогает вам оставаться на земле и держать руку на пульсе организации.
7) Друзья по жизни
Тип: Личные
Описание: Самые близкие отношения на работе — это те, которые вы даже не считаете связанными с работой, — это отношения с друзьями по жизни (IRL — in real life). Они были бы вашими друзьями, даже если бы вы больше не работали в компании.
Роль: Это друзья, которые выполняют ту же роль, что и ваши обычные друзья по общению, потому что они таковыми и являются. Вы вместе веселитесь, вместе смеетесь, вместе плачете и, возможно, вместе заводите романтические отношения. Это не друзья, которых вы знаете на работе, это друзья, с которыми вы случайно работаете.
7 типов отношений на работе | Livingnotes.ru
Очевидно, что реальный мир не так структурирован, как это изображено с помощью этих различий в отношениях. Некоторые люди относятся к нескольким категориям (менеджер и наставник), а некоторые стирают границы между двумя или тремя из них. Однако понимание основных типов отношений на работе может помочь вам определить цель этих отношений и то, как наилучшим образом использовать их для достижения успеха не только на работе, но и в жизни.
Секреты успешных отношений с коллегами: как правильно общаться и понимать друг друга?
Взаимодействие с сослуживцами
Преодоление барьеров общения в коллективе очень важно по многим причинам. Хорошие отношения между коллегами:
Как влиться в коллектив на новой работе?
Итак, вы устроились на новое место. Пора подумать о том, как выстраивать отношения с новыми людьми. Многие из нас считают, что это самый неприятный период трудовой деятельности, пока вы еще ни с кем не знакомы и не знаете принятых здесь норм.
Однако психологи уверены: если следовать приведенным ниже указаниям, проблемы установления связей обойдут вас стороной.
Если вдруг коллега вам ничего не подсказывает, попросите помощи у другого.
Способы добиться уважения в коллективе
Поговорим о том, как правильно общаться с коллегами на работе. Вот 10 основополагающих принципов.
Только не нужно лезть в душу и выспрашивать подробности его семейной жизни.
Существуют так называемые особые условия работы, когда вы находитесь в нестандартном окружении. Например:
Вокруг вас теперь неожиданно много представителей сильного пола. Одни считает вас за «блондинку» и уверены, что женщине на этой работе не место. Другие — выказывают знаки уважения и делают робкие попытки ухаживания. Третьи — сразу принимают за равную.
Теперь вам нужно держать себя в хорошей форме, больше обычного следить за внешностью.
Также возможны трудности с тем, чтобы проявить себя в качестве профессионала, вы можете столкнуться с высокомерным отношением.
Ну и, увы, придется забыть про разговоры с девочками из соседнего отдела о маникюре, новинках моды и других «женских» темах. Чтобы наладить отношения с мужчиной коллегой, придется потрудиться.
Теперь вас окружает множество очаровательных (и не очень) представительниц прекрасного пола. С одной стороны, вам приятно находиться в их обществе. С другой стороны, вы чувствуете повышенное внимание к собственной персоне, что может препятствовать нормальной работе.
При взаимодействии в процессе выполнения общих задач поддерживайте разговоры. Помните, женщины любят поговорить. Даже если сразу не сможете найти общий язык, не оставляйте попытки.
Следите за своей речью. Под полным запретом теперь нецензурная лексика.
Также старайтесь словами случайно не задеть кого-то из дам. Женщины по своей природе более обидчивы, чем мужчины. Вы же не хотите нажить себе врага?
Подарки
Рабочий коллектив — это люди, которых многое объединяет. Поэтому принято поздравлять коллег с различными праздниками и важными событиями, такими как:
Важно преподносить подарки, выбранные от души. Так чтобы коллеги искренне радовались вашем презенту.
Что делать, если сослуживец ни с кем не общается?
В каждой организации работают люди-одиночки. Они не ходят на корпоративы, обедают в одиночестве, общаются мало и только по работе, ничего не рассказывают о личной жизни.
Почему они так себя ведут? Может быть, это проявление высокомерия? Не спешите с выводами. Вот основные причины, заставляющие людей быть одиночками:
Если вы сами не общаетесь с другими
О причинах, которые могли побудить вас так себя вести, мы уже рассказали в предыдущем пункте. Осталось понять, нормально ли это или нужно срочно что-то делать?
Поймите, мы все живем в обществе. И на работе у нас есть свой круг сослуживцев, поддерживать отношения с которыми необходимо. Старайтесь хотя бы минимально включаться в коллективную жизнь.
Посещайте совместные мероприятия, даже если вам на них скучно. Так вы хотя бы продемонстрируете готовность быть членом этого коллектива.
Застенчивость не так уж сложно победить. Не спешите, действуйте шаг за шагом. Отыщите статьи психологов на эту тему, читайте книги. А еще лучше сходить на живой тренинг. Там вам будет легче раскрепоститься.
Возникающие проблемы
В коллективе не всегда царят гармония и уважение. Большинство из нас сталкивались с теми или иными проблемами во взаимоотношениях с коллегами по работе. Разберем их поочередно.
Зависть
Зависть в рабочем коллективе — это всегда неприятно. Вам могут начать завидовать из-за того, что вы:
Стукач в коллективе
Еще одна неприятность, это появление стукача. Кто-то из коллег доносит на вас начальству. Рассказывает о ваших промахах, ошибках в поведении или неподобающем внешнем виде.
Если вы столкнулись с «крысой» на работе, то примите 2 основных правила:
Поставить на место хама
Среди коллег иногда встречаются откровенные хамы или хамки. Они вставляют свои язвительные комментарии, стараются задеть вас. Такие люди обычно невоспитанны и не владеют хорошими манерами.
Молчать в ответ на хамство ни в коем случае нельзя. Так вы откроете ему дорогу и разрешите издеваться над вами. Вот варианты правильного поведения:
Вор среди своих
К сожалению, с воровством можно столкнуться на любой работе. Вычислить злоумышленника нелегко, потому что между коллегами обычно существует хотя бы минимальное доверие. И подозревать человека, работающего за соседним столом, морально сложно.
Избежать повторного воровства поможет установка скрытых камер в офисном помещении. Если случилась кража имущества из личного ящика, рекомендуется скинуться с коллегами на установку сигнализации.
Еще один метод поймать вора — это наживка. Сговоритесь с одним-двумя сослуживцами, которым доверяете на 100%. Подбросьте кошелек на видное место и оставьте его без присмотра. Зафиксировать кражу позволит скрытая камера. Вам не обязательно покупать специальную — подойдет любая, даже камера мобильного телефона.
Если сослуживец вас бесит
Бывают такие люди, находиться рядом с которыми нелегко. К примеру, коллега:
Что делать, если вам неприятно поведение коллеги? Для начала поговорите с ним, объясните, что громкие разговоры мешают вам сосредоточиться, а запах табака вызывает приступы аллергии.
Если все дело в каких-то индивидуальных особенностях человека, постарайтесь принять их. Вы не сможете изменить взрослого мужчину или женщину.
Конфликты
В любом коллективе время от времени происходят конфликты. Психологи дают полезные советы, которые помогут вам избежать неприятных ситуаций на работе:
Энергетический вампир
Порой на работе мы попадаем в лапы энергетических вампиров. Ими могут оказаться коллеги или начальство. Существует два основных типа вампиров:
Если сослуживец перестал с вами общаться
Скорее всего что-то произошло. Возможно, он затаил на вас обиду или готовит интригу против вас. Самое лучшее — это поговорить с коллегой тет-а-тет. Спросите, почему он избегает общения с вами?
Если коллега игнорирует ваши вопросы, лучше оставить его в покое, свести любые взаимодействия к минимуму.
Одновременно с этим обращайте внимание на поведение других сотрудников. Не охладели ли они к вам? Возможно, коллега не здоровается на работе.
Поддерживайте и укрепляйте связи с остальными сослуживцами, чтобы в случае чего вы не остались без защиты. Хуже, если все коллеги не хотят с вами общаться — это уже полноценный бойкот, который требует особого подхода.
Любовь
Любовь может настигнуть где угодно, в том числе на работе. Предлагаю разобрать типичные ситуации.
Как понять, что нравишься мужчине?
Существует ряд признаков, которые указывают на то, что вами заинтересовался коллега:
Если вы влюбились в мужчину на работе
Если вы замужем или он женат, то служебный роман — не лучшая идея. А вот когда оба свободны, есть над чем поразмыслить. Для начала оцените его возраст.
Если между вами большая разница, то скорее всего отношения не стоят ваших сил и нервов.
Если же мужчина ровесник или немного старше, у вас есть все шансы. Демонстрируйте ему свой интерес. Одевайтесь стильно и красиво, будьте всегда ухоженной. Вести себя с мужчиной коллегой следует достойно: не жалуйтесь, не кричите, не устраивайте скандалы или истерики.
Если вы (мужчина) влюбились в сослуживицу
Начинайте отношения коллегой лишь в том случае, если вы оба свободны. Нет смысла ввязываться в интрижку, когда вы женаты или она замужем. Вряд ли вам нужны лишние сплетни на работе.
Покажите девушке, что заинтересованы в ней. Делайте комплименты, провожайте с работы домой. Пригласите на свидание. Но не спешите, дайте коллеге время, чтобы подумать и оценить вас как мужчину, а не как сослуживца.
Полезное видео
Рекомендую посмотреть интересное видео на тему отношений с коллегами:
Таким образом, отношения с коллегами необходимо выстраивать аккуратно и постепенно. Не забывайте, что вы общаетесь с ними на работе, поэтому главными вопросами в беседах должны стать профессиональные. Дружба — это прекрасно, но близкие отношения с сослуживцами могут стать проблемой в будущем. Держите дистанцию, ведите себя корректно и уважительно со всеми. И тогда ваша работа будет приятной, а отношения с коллективом — стабильными.
ЖизньСлужебные романы:
Всё, что вы хотели знать
об отношениях на работе
И как сделать так, чтобы партнёрам было хорошо — в офисе и за его пределами
В 2019 году американское рекрутинговое агентство Vault представило опрос, который касался служебных романов. По данным компании, больше половины опрошенных — пятьдесят восемь процентов — вступали в романтические отношения на работе (причём в старшей группе респондентов их число выше — семьдесят два процента). Шестьдесят четыре процента скрывали его от сослуживцев, а почти половина (сорок один процент) опрошенных не знает, как к служебным романам относятся внутри компании и что на этот счёт говорят внутренние кодексы. Каждый пятый опрошенный изменял с коллегой своему постоянному партнёру. И, наконец, семьдесят два процента признались, что вновь завязали бы служебный роман, если бы у них была такая возможность.
В России, по данным HeadHunter, отношения на работе заводил сорок один процент россиян, причём у каждого пятого опрошенного они приводили к браку. При этом положительно к служебным романам относится чуть меньше трети опрошенных, а у половины из тех, кто заводил отношения с коллегой, падала эффективность работы.
Очевидно, у многих из нас есть опыт отношений с коллегами, но не всегда эти самые отношения могут окончиться хорошо. Проблемы в личной жизни могут влиять на рабочие отношения, и наоборот, рабочие трудности могут накладывать отпечаток на отношения за пределами офиса. Кроме того, роман с коллегой может быть абьюзивным, а прекратить подобные отношения — значит подвергнуть риску свою карьеру. Вместе с экспертами разбираемся, как начать и закончить служебный роман с минимальными рисками для себя и своей репутации.
Почему мы влюбляемся в коллег
Основная причина, почему мы влюбляемся в своих коллег, звучит прозаически: работа часто единственное место, где мы много общаемся с одними и теми же людьми. «Есть вполне веские причины, по которым сотрудники влюбляются друг в друга. Вы проводите огромное количество времени на работе — и если ведёте открытые беседы, то у вас есть хорошие шансы на установление романтических отношений», — говорит профессор психологии и маркетинга Техасского университета в Остине Арт Маркман. Об этом же в своём подкасте How’s Work рассказывает терапевтка Эстер Перель: работа — особенно это стало заметно в пандемию — остаётся нашим единственным постоянным комьюнити, которое мы не можем просто перестать посещать. По долгу службы мы встречаем разных людей, и совсем не удивительно, что они могут привлекать нас не только как профессионалы своего дела.
Психологи также отмечают, что мы склонны влюбляться в людей, которые в чём-то похожи на нас, — и найти таких на работе, конечно же, гораздо проще, чем на вечеринке в баре. Вероятность влюбиться повышает частота встреч, в пользу этого предположения говорят сразу два исследования. В первом студентам показывали фотографии лиц разных людей: одних — всего раз или два, других — до двадцати пяти раз. Затем участникам эксперимента предлагалось выбрать те изображения, которые им понравились больше всего, — и все они гораздо чаще выбирали те лица, которые видели чаще. В аналогичном исследовании, которое предполагало личную встречу, результат тот же: чем больше люди общались, тем больше они друг другу нравились.
Как компании регулируют отношения сотрудников
Эксперты сходятся во мнении, что не существует единственно верного подхода к служебным романам, которого могут придерживаться руководители или владельцы бизнеса. В целом меры можно разделить на три разных направления: полный запрет на романтические отношения внутри коллектива, разрешение с обязательным раскрытием факта отношений (и, возможно, подписью каких-либо документов), а также формальное разрешение любых романтических отношений, за исключением тех случаев, когда у партнёров существует дисбаланс власти.
При этом внимание к служебным романам — во всяком случае, в странах Запада — выросло на фоне публичных кейсов харассмента и движения #MeToo. Разумеется, харассмент или любые сексуальные отношения без согласия одной из сторон (или с согласием, полученным шантажом или угрозами) нельзя отнести к служебным романам, это пример злоупотребления властью, подкреплённый ощущением вседозволенности. Однако если два человека на работе вступают в отношения добровольно, то их отношения не регулируются нормами закона.
Эксперты отмечают, что служебные романы — слепое пятно в корпоративной этике. Законы, которые запрещают харассмент, к ним не относятся, а компании и её сотрудникам болезненные разрывы внутри коллектива всё ещё могут причинить вред. Но и полностью запрещать такие отношения вряд ли возможно. Во-первых, это вмешательство работодателя в личную жизнь человека, а оно недопустимо. Во-вторых, крепкие отношения (вне зависимости от того, какого они характера) повышают лояльность человека компании и снижают вероятность его ухода.
«В российских компаниях по-разному относятся к служебным романам, нельзя выделить какую-то общую тенденцию, — говорит куратор сервиса карьерных консультаций «Эйч» Анна Пясецкая. Анна объясняет, что одни компании не видят в этом ничего страшного, а другие — открыто не приветствуют. Пясецкая уточняет, что вне зависимости от отношения работодателя регламент компании должен быть понятным всем сотрудникам. «В целом жёсткая политика компаний в сфере отношений на работе может быть прописана даже в отдельных положениях и внутренних документах», — добавляет она.
Отношения с начальником
Вне зависимости от того, как компании относятся к романам сотрудников на равных должностях, никто из них не может и не должен поощрять отношения между коллегами, в отношениях которых существует неравенство. Даже если люди на разных должностных позициях вступают в отношения формально добровольно, проблемы в личных отношениях или даже расставание могут навредить всем: и им самим, и бизнесу в целом.
Анна Пясецкая говорит, что даже если компания нейтрально относится к романам на работе, то чаще всего это отношение не распространяется на те случаи, когда романтические партнёры находятся на разных ступенях корпоративной иерархии. «Роман возможен, если сотрудники работают в разных подразделениях, у них нет общих рабочих задач, они никак не могут повлиять друг на друга», — уточняет она. Куратор сервиса карьерных консультаций «Эйч» и руководитель HR-работы со стартапами технопарка «Сколково» Юлия Цапкова уточняет, что задача HR-специалистов в таком случае — «разными способами избежать подобной ситуации». «Конечно, не всегда HR знает все детали, но если знает — его обязанность вникнуть и постараться изменить текущее положение. Даже увольнения на моей памяти бывали», — говорит она.
Неравные отношения сложны по многим причинам — например, из-за невозможности адекватной оценки работы подчинённого или подчинённой. Или вопросов продвижения по службе: вне зависимости от уровня профессионализма и выполненных задач подчинённого, вышестоящий сотрудник может повлиять на повышение своего партнёра, что вполне резонно позволит другим сотрудникам заявить о фаворитизме. К тому же в подобных ситуациях довольно сложно отделить реальное согласие на отношения от домогательств, рассказывает HR-эксперт Кейт Бишофф. «По закону менеджеры — это представители компании. Когда начальник домогается, а компания знает о домогательствах и не пресекает их, это возлагает на компанию ответственность за всё, что делал менеджер. В этом случае работодатель может понести строгую ответственность за иск о сексуальных домогательствах, поданный сотрудником», — уточняет она.
Конфликт интересов
Любые романтические отношения на работе — причём неважно, есть ли в них иерархия или нет, — чреваты конфликтом интересов. Конфликты интересов бывают фактическими (перед сотрудником компании прямо сейчас встаёт вопрос, что главнее: профессиональное или личное?) и предполагаемыми (такой вопрос может появиться в будущем). Эксперты согласны, что молчать о них не нужно: конфликты интересов — как реальные, так и вероятные — нужно решать с помощью HR-специалиста. Выходов здесь может быть несколько, самый очевидный — развести сотрудников максимально далеко в рабочем процессе, чтобы их личные интересы не пересекались с рабочими. Если же решить конфликт интересов не получается, то встаёт совсем другой вопрос, что продолжать: отношения или работу? Универсального и всем подходящего ответа на него нет.
«Среди клиентов, которые вступают в служебный роман, я вижу сложность в сохранении границы между личным и бизнесом, — рассказывает корпоративный психолог и консультант сервиса YouTalk Лилия Радюшкина. — Нужно обязательно разграничивать эти две стороны жизни. Я не хочу запрещать или поддерживать отношения в офисе: это личный выбор каждого. Но нужно быть к себе бережными и помнить, что, если вы вступили в романтические отношения в рабочем пространстве, не нужно стирать границы между личным и бизнесом, привносить одно в другое».
Возможные риски
Первый шаг любого служебного романа — просчитать все возможные сценарии, напоминает Лилия Радюшкина. Психолог считает, что первое, о чём нужно задуматься, — это то, что компания — это компания, а не семья, друзья или клуб по интересам. «Именно поэтому, если вдруг ваш роман завершится или сложится неудачно, это может повлиять на вашу будущую карьеру и на то, сможете ли вы остаться на своём месте», — рассказывает эксперт. Также она обращает внимание на то, что в случае романа на работе вы не можете сбежать от партнёра на работу и отдохнуть там от отношений. «Поэтому часть моих клиентов предпочитают уйти с текущего места работы, если их роман успешный, потому что столкновение со своим возлюбленным в контексте офиса не всегда для них приемлемо», — объясняет Радюшкина.
О чём ещё нужно задуматься, прежде чем вступать в отношения с коллегой? Кандидат психологических наук и консультант онлайн-сервиса психологической помощи YouTalk Надежда Деянова объясняет, что необходимо помнить не только об официальном отношении компании к служебным романам и конфликте интересов, но и о том, как ваши отношения будут восприняты в коллективе. Психолог также советует рассчитывать потенциальный риск для вас лично в случае расставания. «Полезно задать себе также и вопрос о том, как отношения, если они не сложатся и прекратятся, отразятся на работе», — говорит она.
Ещё один возможный риск — это репутационные потери. Доцент психологии Университета Нью-Хейвена Эми Николь Бейкер объясняет, что под сомнение может быть поставлен ваш профессионализм, особенно если коллеги не считают ваши мотивы отношений положительными. Они имеют значение: если сослуживцы решат, что вами движут эгоистические соображения, то есть вы вступаете в отношения для продвижения в компании или исключительно ради собственного удовольствия, коллеги будут думать о вас менее благосклонно. «С другой стороны, исследования показывают, что коллеги в целом более положительно настроены, если они понимают, что вы влюбились и заботитесь друг о друге», — говорит она.
Скрывать или нет
Чтобы ответить на этот вопрос, HR-эксперты сначала советуют разобраться в своих чувствах. Рассказывать о первом свидании, вероятно, не стоит — но если вы твёрдо уверены в постоянстве и серьёзности ваших отношений, то скрывать их от начальника тоже не надо. Когда вы раскрываете факт отношений, вы избегаете неловкости. К тому же всё тайное рано или поздно становится явным, а скрывать романтические отношения весьма затратно с точки зрения внутренних ресурсов. «Это всегда сложно, — уточняет психолог Надежда Деянова. — Потенциально утаивание факта служебного романа может не только привести к ухудшению отношений в паре, но и отразиться на работе и даже привести к неврозу».
Анна Пясецкая говорит, что скрывать или не скрывать роман от коллег — это решение каждой пары, но в каждом случае нужно быть готовым к последующим действиям. «Если открыто сообщить о таких отношениях, то важно понимать, что это будет требовать каких-то дальнейших действий: возможно, перевода одного из сотрудников в другое подразделение, возможно — поиска альтернативных карьерных возможностей одного из сотрудников. Это тоже возможный вариант, если отношения действительно серьёзные».
Юлия Цапкова тоже советует не скрывать отношения, а принимать решения. «Если вы работаете вместе, то лучше поговорить с HR и либо поменять должность внутри компании, либо изменить место работы. Если вы в принципе независимы друг от друга — например, работаете в разных отделах или командах, — то стоит подумать, комфортно ли вам так. Я видела примеры прекрасного рабочего взаимодействия людей в отношениях», — уточняет HR-эксперт.
Как выйти из служебного романа без потерь
Наконец, служебный роман — как и любые другие отношения в нашей жизни — могут окончиться, и это нормально. Сложности возникают, когда вы не понимаете, как продолжать работать дальше: вероятно, расставание может негативно отразиться на рабочей коммуникации. «Как HR-директор, в недалёком прошлом я всегда старалась иметь различные сценарии развития служебных отношений от „спокойного“ до варианта с поиском кандидатов на место обоих сотрудников, — рассказывает Юлия Цапкова. — Нередко конфликты в отношениях завершаются увольнением».
Кроме того, разрыв попросту может переживаться тяжело, а регулярные встречи с бывшим возлюбленным или бывшей возлюбленной не помогают восстановлению душевного равновесия. «Лучший вариант, чтобы уберечь свою психику, если роман не сложился, — это поменять место работы, — считает Радюшкина. — Потому что вы будете сталкиваться с объектом вашего бывшего обожания и получать негативные эмоции. Особенно если его или её новые романтические отношения будут развиваться на ваших глазах». Психолог также говорит, что в случае расставания надо учитывать фактор обсуждения коллег и не сильно рассчитывать на их поддержку. «Коллеги и руководство не обязаны принимать чью-то сторону и с пониманием относиться к вашему конфликту», — напоминает она.
«Ответить на этот вопрос достаточно сложно, — считает Надежда Деянова. — Всё зависит от контекста разрыва, как это отражается на работе и переживается отдельной личностью. Если человек переживает боль, длительный стресс и дискомфорт, то я бы рекомендовала обратиться за психологической помощью к специалисту, который поможет справиться с текущими трудностями. Если разрыв сильно отражается на работе и отношениях с коллегами, то можно рассмотреть вариант перехода в другой отдел или другую компанию», — заключает Надежда Деянова.