какие могут быть преподаватели
Навыки успешного преподавателя
Какие качества делают преподавателя успешным? Какими навыками, талантами и характеристиками он должен обладать? Хотя у каждого преподавателя есть свой особый, уникальный стиль, существуют универсальные качества, которые помогут преподавателю стать лучше.
Отличные коммуникативные навыки. Казалось бы, что самой важной характеристикой преподавателя является наличие знаний, однако не менее важным является навык передачи этих знаний. Независимо от того, насколько осведомлен человек, если он не может передать то, что знает, другим людям понятным и интересным способом, само знание становится бесполезным. Коммуникативные навыки, заключающиеся в вербальных и невербальных способах передачи информации, помогают доносить знания более эффективно. Это также означает понимание того, когда аудитория поняла сообщение, а когда — нет. Хороший преподаватель часто перефразирует свою мысль, использует иллюстрацию или текст, если становится очевидным, что студенты не поняли его.
Постановка целей. Объяснение ожиданий, реалистичных целей обучения, без постановки сильных ограничений позволяет преподавателю извлечь максимальный потенциал из каждого ученика. Успешные преподаватели имеют высокие стандарты, постоянно побуждают студентов делать все возможное и поощряют их учиться с максимальной отдачей. Постановка целей связана еще с двумя важными задачами преподавателя, заключающимися в реагировании на изменения успеваемости и обеспечении обратной связи. Хороший преподаватель выясняет причины плохой успеваемости и составляет план, чтобы вернуть студента в нужное русло. Формулировка реакции на негативное поведение требует такта и тонкости, которые аккуратно подводят студента к изменениям. Исследования педагогических навыков показывают, что донесение положительной обратной связи: поощрение, похвала, благодарность, являются критически важным навыком для преподавателей. Хорошо построенная обратная связь не просто состоит в том, чтобы сказать правильно ли студент сделал задание или нет, а ведет к самокоррекции и саморегуляции студента. Например, вместо того, чтобы просто сказать студенту: «Вы правильно изложили точку зрения автора», хороший преподаватель дает более подробный отзыв. Частый, подробный и конкретный отзыв помогает учащимся понять, что от них хотят и показать нужный результат.
Превосходные навыки слушателя. В идеальной учебной среде учителя задают важные вопросы, а затем активно и внимательно слушают, что говорят ученики. Преподаватели, которые умеют слушать и наблюдать, часто улавливают страхи и неуверенность студентов. Эффективные навыки слушания также помогают преподавателю лучше понимать студентов и адаптировать уроки под их потребности.
Глубокое знание и страсть к предмету. Преподаватель понимает, что знание предмета не является фиксированной совокупностью фактов, а является сложным и постоянно развивающимся процессом. Поэтому он стремится быть в курсе новых идей в этой области. Любовь к предмету побуждает человека учиться больше, копать глубже и усерднее думать, она вдохновляет на поиск более глубоких знаний. Лучшие преподаватели — это те, кто явно любит свои предметы и передает эту страсть и желание учиться своим студентам. Когда преподаватель не только имеет правильный ответ на вопрос ученика, но и может расширить обсуждение яркими примерами, фактами и забавными анекдотами, то каждый урок становится вдохновляющим.
Желание осваивать новое. Независимо от того, изучает ли преподаватель психологические аспекты образовательной деятельности или современные технологии для дистанционного обучения, такая целенаправленная деятельность является ключом к расширению знаний студентов. Для преподавателей важно никогда не быть слишком уверенными в своих знаниях и оставаться открытыми для новых впечатлений. Независимо от уровня образования, он всегда может чему-то научиться у всех, с кем общается, включая коллег и студентов.
Способность выстраивать прочные отношения со студентами. Не только ум, но и сердце помогает учить. Чтобы создать успешную учебную среду, преподавателю необходимо сформировать доверительные отношения со студентами. Успешные преподаватели помогают, делают лучше и совершенствуют. Еще один ключ к вовлечению студентов и улучшению их обучения заключается в том, чтобы относиться к каждому студенту как к личности, проявляя сочувствие и понимание. Очень важно быть наблюдательным, внимательным, чутким и по возможности иметь позитивный настрой, хотя иногда это слишком трудно. Отличные преподаватели понимают важность создания благоприятных условий для обучения, способствуя здоровым и уважительным отношениям между учениками. Они знают, как устанавливать руководящие принципы и назначать роли, чтобы заручиться поддержкой и участием. В идеале каждый студент должен чувствовать не только, что его принимают, но и то, что его присутствие является необходимым. Сочувствие и понимание со стороны преподавателя помочь установить связь со студентом, напрямую повлиять на его обучение в классе.
Дружелюбие и доступность. Поскольку работа преподавателя заключается в том, чтобы помочь студентам учиться, преподаватели не могут быть неприступными и высокомерными звездами. У студентов будут вопросы, на которые невозможно ответить, если преподаватель недружелюбен и с ним сложно разговаривать. Если ученики считают преподавателя своим врагом, они, конечно, многому не научатся. Лучшие преподаватели открыты и приветливы. Преподавание является одной из самых сложных работ и лучшие преподаватели делают все, чтобы помочь своим ученикам. Они всегда находят время и всегда готовы помочь. Если что-то не получается, они будут работать без устали, пока не найдут решение.
Подготовленность. Мало кому доступен навык эффектной импровизации, и если преподаватель приходит на урок без хорошо подготовленного плана, ничего не выйдет. Организация времени и подготовка материалов напрямую влияют на обучение. Хорошие преподаватели проводят бесконечные часы, готовясь, разрабатывая лекции, узнавая больше и думая о новых и интересных способах изучения материала. У хороших преподавателей есть план лекций и заданий, которые они постоянно совершенствуют, чтобы обеспечить максимальное понимание и интерес.
Адаптивность. Преподаватели должны уметь работать в постоянно меняющейся среде и корректировать свои методы преподавания в зависимости от студентов, ресурсов, практики и требований. Постоянные изменения в сфере образования, особенно переход на смешанные форматы учебного процесса, включающие технологии, заставляют преподавателей быть адаптивными. Изменения происходят всегда, и научиться приспосабливаться к ним является одним из ключевых навыков преподавателя. Использование современных образовательных технологий на лекциях и семинарах облегчает обучение на всех уровнях.
Обмен информацией и самоаудит. Образование является очень практической областью и часто требует экспериментов, чтобы определить, какие методы общения со студентами работают лучше всего. Для того чтобы быть хорошим преподавателем, нужно делиться своими результатами и лучшими практиками в этой области с другими. Наблюдение за коллегами дает преподавателям возможность учиться друг у друга, помогает познакомиться с различными учебными стилями и стратегиями, стимулируя критический анализ собственной методологии. Некоторые преподаватели не только изучают новые инструменты, но и проводят самоаудит, с помощью дневников или даже записей урока на аудио или видео. Записи уроков могут отразить динамические, повседневные процессы, которые заметны только при отстранении.
Заключение: Нет единого ответа на вопрос, какие качества делают преподавателя успешным. Тем, кто никогда не учил, трудно понять, насколько разнообразен и динамичен набор навыков, необходимый для успеха в напряженной и требовательной обстановке учебного заведения. Однако развивая мягкие навыки, можно стать если не самым лучшим, то точно хорошим преподавателем и завоевать любовь студентов.
Качества идеального преподавателя
Последнее время на хабре все чаще стали появляться статьи на тему того какие преподаватели несправедливые, глупые и неправильные. Хочу чуть чуть порассуждать на эту тему и попробовать вывести образ идеального преподавателя.
Во первых стереотипы давайте уберем. Последнее время все думают что преподом становятся чтобы брать на лапу от студентов. Но это бред. Почему? А вот почему.
Как становятся преподавателем? Поступают в аспирантуру, что то там делают и пробуют себя в роли педагога. Да, многие поступают в аспирантуру из-за армии, и этих людей заставляют преподавать. НО! По федеральной компоненте аспирант должен отвести 100 часов за три года(!). Это в принципе один — два курса за семестр. Если человеку не хочется, его не будут заставлять работать сверх нормы. И за один — два семестра все точки будут расставлены над i. Дальше человек преподает лишь по своей инициативе. И цель его не деньги со студентов. Потому что пока он аспирант, он точно не будет брать денег.
Да, конечно есть люди которые из корыстных побуждений преподают, но это скорее исключение чем правило.
Далее получается что преподаватель преподает, и смотрит на студентов. Он многое начинает понимать. Понимает что большинство студентов ни к чему не приспособленные увальни, которых то и обучать не хочется, потому что вся работа канет в лету. И не забывайте что все таки зарплата у препода не большая, больше энтузиазма.
Энтузиазм основан на том, что ты можешь что то дать. Именно вот тому смышленому парню или девушке, в общем студенту который скажет спасибо за то что вы делаете.
Но ведь нет. Давно уже студенты видят во всем лишь некомпетентность преподавателя или его глупость. Студенты считают что правы по любому вопросу они. То вот преподаватель придирается, то что то еще не так. А теперь давайте взглянем правде в глаза, если вы знаете и разбираетесь в предмете, то проблем не будет.
Тот же пост про девушку которая пришла сдавать лабу, но преподаватель отправил ее что то делать еще. Суть того поста в том, что девушка не разбирается, не может разбираться, потому что она во-первых не будет работать по специальности, а во вторых не может что то сделать сама. Вот и получается, что преподавателю не хочется ставить оценку студенту, он не заслужил. А с другой стороны не хочется отчислять, потому что это может поломать жизнь ребенка. Чувствуете какая проблема?
Итак получается что преподаватель должен быть человеком гуманным, но требовательным, даже чуть чуть жестким (не жестоким :-)) и справедливым. Если человек старается, то может быть стоит его еще подтолкнуть, дать задач побольше. Если человек правда старается, он примет эти задачи с радостью, кто нет — встанет в штыки, и напишет о том какие преподы несправедливые.
Чему должен научить преподаватель? Научить работать в первую очередь. Не ленится и работать. А еще стоит вспомнить древних учителей. Которые были очень мудры. Они хотели показать ученикам разные ситуации и научить из них выходить. Например показать что такое несправедливость, что такое ложь. Но это так, на заметку, мы пока не о том.
Преподаватель должен быть компетентен, да бывают преподы которые ничего не понимают. Но это не часто и это чаще всего только некоторые аспиранты. Потому как защита кандидатской уже подразумевает не малое погружение в предметную область. Про докторов вообще говорить нечего.
Но очень часто я слышу что, мол, да, мужик он умный но объяснять не умеет. Давайте подумаем, должен ли доктор каких нибудь наук быть хорошим оратором? Безусловно да. И более того, на моей памяти нет ни одного кандидата или доктора, который не умел бы хорошо говорить. Да, безусловно что бы его понимать надо обладать знаниями, и порой немалыми, но эти люди знают о своей области многое и нам важно впитывать эти слова как губка, потому что с нами делятся по настоящему умными вещами. Да может быть он не умеет объяснять то, что он делает без непонятных терминов и слов. Просто он по другому и не сможет. А мы слушая лекции, должны понимать преподавателя, и для этого стоит посидеть дома, посмотреть какие то термины, почитать книги, поразвиваться в требуемом направлении.
Да, я за то что бы преподаватели проходили подготовку в направлении педагогики, все таки это наука и там есть много чего интересного. Но у нас в ВУЗах часто это не так. Это минус. Но в этом есть один маленький плюсик, преподаватели не стараются подстраиваться под студента, студент должен подстраиваться под педагога, и это правильно, это часть жизни. А ВУЗ должен помимо обучения, должен сделать из школьника взрослого человека, способного жить в нашем мире.
Так вот что получается, преподаватель должен быть гуманным, требовательным, компетентным и должен быть неплохим оратором. Самое ужасное то, что некоторые вещи очень трудно уместить в одном человеке.
Но ведь никто не понимает как это сложно и ответственно, все говорят лишь о том какая вы сволочь, хотите меня отчислить и завалить. Все жалуются за спиной и усмехаются. Но ведь именно этот человек, ваш преподаватель, гораздо выше вас в духовном и интеллектуальном плане. Отнеситесь по человечески, вам никто не желает зла.
Итак идеальный преподаватель гуманный, требовательный, жесткий, справедливый, компетентный, обладающим ораторским искусством человек, к которому относятся с уважением, он этого ждет и он этого заслуживает.
Наверное все. Вообще это скорее пост из категории накипело. Но может быть какой то студент прочитает и поймет цель обучения. Надеюсь это будет мой студент. 🙂
Преподаватель
Выбирая профессиональный путь, связанный с преподавательской деятельностью, нужно четко понимать, что ожидает в будущем, и к чему нужно быть готовым. Сегодня мы предлагаем подробно рассмотреть различные аспекты преподавательской деятельности, что позволит абитуриентам до конца разобраться, подходит ли им данная профессия.
Преподаватель – профессия, которая долгое время считалась престижной и уважаемой в обществе. И это не удивительно, поскольку преподаватели выполняют социально полезную и важную работу – готовят новых специалистов во всех сферах деятельности человека. Эта профессия требует от специалиста не только глубоких познаний в выбранной области, но и постоянного самосовершенствования. Также она может принести много радости людям, которые любят заниматься наукой и делиться собственным опытом.
Кто такой преподаватель?
Преподаватель – специалист, который ведет преподавательскую деятельность в средних и высших образовательных учреждениях. Он проводит семинары и практические задания, принимает экзамены и зачеты у студентов, а также занимается научной и исследовательской деятельностью.
Хотя образовательные системы существовали еще в древних государствах, история профессии преподавателя в современном понимании начинается в XII веке. В этот период в Европе были основаны первые высшие школы – университеты, в которых обучение студентов проводили преподаватели. Кстати, на заре своего становления эта профессия была крайне не престижной, поскольку ее представители не производили никаких материальных вещей, по которым люди могли бы оценить их труд.
В настоящее время должность преподавателя является промежуточной между старшим преподавателем и ассистентом. Стандартная должностная инструкция преподавателя включает следующие пункты:
Отметим, что получить должность старшего преподавателя можно после того, как будет наработан 3-летний стаж научно-педагогической деятельности. Если у преподавателя есть ученая степень кандидата наук, для получения более высокой должности достаточно 1 года стажа. Старший преподаватель имеет право проводить все виды учебных занятий, а также консультировать простых преподавателей и ассистентов. Кроме того, он оказывает им методическую помощь и может контролировать качество занятий, которые они проводят.
Какими личностными качествами должен обладать преподаватель
Чтобы вести преподавательскую деятельность, необходимо, прежде всего, иметь высокий интеллект, искренне интересоваться наукой и любить учиться. Также важно:
Поскольку данный вид деятельности сопряжен с высоким уровнем стресса, преподавателю очень пригодиться эмоциональная устойчивость. Работа со студентами, которые не всегда демонстрируют прилежное поведение, уважение к старшим и стремление к знаниям, потребует от преподавателя хорошего самообладания и выдержки, а также доброжелательности и чувства такта.
Работа преподавателя тесно связана с выступлениями перед большим количеством людей, поэтому специалисту очень важно уметь держаться перед аудиторией, излагать материал структурировано и логично, а в идеале еще и ярко, чтобы у студентов возникало желание слушать.
Преподаватель должен постоянно самосовершенствоваться и отслеживать новые технологии в своей сфере. Ему положено знать не только собственный предмет, но и различные методики преподавания, основы психологии, физиологии и педагогики. При этом преподаватель должен досконально разбираться в современных методах воспитания и обучения.
Преимущества профессии преподаватель
Данная профессия во многом является творческой и предоставляет простор для самореализации – помимо, собственно, преподавательской деятельности преподаватели могут заниматься наукой, проводить исследования и ставить эксперименты.
Нельзя не сказать о том, что участие в научных мероприятиях дает возможность путешествовать. Причем, в случае сотрудничества с крупными учебными заведениям, преподаватели могут посещать научные конференции не только в своей стране, но и за рубежом. Кстати, преподаватели имеют возможность не только удовлетворять свои профессиональные амбиции, но и полноценно отдыхать – они получают почти два месяца гарантированного отпуска в летнее время.
Преподаватель – это уважаемая профессия, которая несет пользу, как для каждого человека в отдельности, так и для всего общества в целом. Особо талантливые специалисты могут оставить свой след в истории (например, путем создания хорошего учебного пособия). Кроме того, вращаясь в преподавательских кругах, можно завести множество интересных и полезных знакомств.
Недостатки профессии преподаватель
Основной недостаток преподавательской деятельности – значительные психологические и эмоциональные нагрузки. Особенно сложной эта работа может быть для интровертов. Ведь преподаватель должен постоянно контактировать с большим количеством учащихся, и не каждый из них спокоен, вежлив и усидчив. Преподавателю также приходится регулярно сталкиваться с еще одним стрессовым фактором – высоким уровнем ответственности, который наиболее ощутим во время сессии.
Преподаватели частенько сталкиваются с ненормированным рабочим днем. При этом заработная плата у них не всегда высокая (во многом она зависит от того, насколько престижным является учебное заведение и в каком городе оно расположено). Хотя правительство уже не первый год декларирует повышение зарплаты (и, нужно отметить, кое-какие шаги в этом направлении все-таки делаются), в среднем уровень оплаты до сих пор оставляет желать лучшего – среднестатистический показатель колеблется в пределах 15-50 тысяч рублей в месяц.
Где можно получить профессию преподаватель
Для того чтобы стать преподавателем в ВУЗе или ССУЗе, необходимо получить высшее образование по направлению, в котором хочется работать в дальнейшем. При этом чтобы устроиться в ВУЗ, потребуется по меньшей мере 1 год стажа работы в общеобразовательном учреждении. Однако в случае, если соискатель имеет ученую степень кандидата наук либо получил послевузовское профессиональное образование, его примут на должность преподавателя ВУЗа без стажа.
Примечательно, что стать преподавателем в университете можно без специального педагогического образования (в отличие от учителя). Поэтому в ТОП ВУЗов России для получения данной профессии входят учебные заведения, которые занимают лидирующие позиции в общем рейтинге:
Кстати, для преподавателей крайне полезно поработать несколько лет по специальности, чтобы иметь возможность поделиться со студентами собственным опытом.
Подбираем «золотой ключик»: классификация преподавателей и как себя правильно с ними вести
Они такие разные, и все-таки в одном месте: вузовские преподаватели. Хотите сдать экзамен без труда и проблем? Тогда вам следует довольно точно определить тип вашего преподавателя, чтобы умело найти подход к нему и успешно сдать даже самый сложный экзамен.
Итак, приступаем: вот вам самые часто встречающиеся типы учителей и классификация преподавателей. И если вы еще не знаете, какие бывают преподаватели и учителя – эта информация поможет вам пробиться в университет и существенно облегчит процесс обучения.
Борец за справедливость
Это довольно часто встречающийся класс, какие категории учителей бывают. Кроме того, именно из этого типа преподавателя чаще всего мутируют все остальные.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Пиявка
Эта классификация учителей в школе однозначно подходит и для преподов в универе. Читайте, узнавайте, ищите своих:
Флегматик
Принципиальный преподаватель
Принципиальный до мозга костей
С этим видом сложнее всего. Такой препод – наказание каждому студенту, и вот почему:
«Зеленый»
Еще вчерашние студенты уже сегодня пришли на работу или на практику. И с ними тоже будет непросто, и вот почему:
Терпеливый западлист
Западлист
С ним, к сожалению, ничего поделать нельзя. Он перестанет вас мучить только тогда, когда ему станет скучно это делать. Так что расслабьтесь и получайте удовольствие.
Конечно, ото всех бед вы не можете быть спасены. Но если вам понадобится существенная подстраховка и помощь – студенческий сервис в вашем распоряжении!
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
Профессиональные и личностные качества учителя. Каким должен быть учитель
Профессиональная готовность
Если кратко перечислить качества учителя, то они будут следующие:
Качества первого школьного учителя
В современной системе образования понятие «педагог начальной школы» стало использоваться более широко, чем раньше. Если когда-то его функции были ограничены только тем, что он давал базовые знания детям, то теперь его поле деятельности значительно расширилось.
Поэтому требования к качествам учителя начальных классов теперь следующие:
Учитель начальных классов не соизмерим с педагогами среднего и старшего звеньев. Его функции даже шире, поскольку он всегда является классным руководителем и преподает несколько дисциплин. Конечно, немаловажными являются качества учителя как профессиональные, так и личные.
Какими умениями и навыками обладает педагог
Каким должен быть учитель? Это определяется стандартами, которые прописаны в ФГОСе, а также качествами, перечисленными другими известными личностями в педагогике. Например, такой работник должен постоянно самообразовываться и повышать свою квалификацию. Профессиональные качества учителя выделяют следующие:
Немаловажными качествами учителя являются и его знания и умения, полученные им во время учебы и во время профессиональной деятельности. Также он должен уметь применять их в своей работе учителя.
Личностные качества учителя
Очень важно, чтобы у педагога была теоретическая база, которая является основой образовательного процесса. Но даже если человек знает все о воспитании и обучении детей, он может и не стать хорошим преподавателем. Каким должен быть учитель с личностной точки зрения? Квалифицированного специалиста определяют следующие качества:
Ведущие способности в педагогической деятельности
Кроме вышеперечисленных черт характера, некоторые выделяют и качества, которые являются главными в педагоге:
Перечисленные личностные особенности в совокупности с теоретической базой и постоянным применением в профессиональной деятельности и являются педагогической компетентностью.
Взаимодействие педагогов и учащихся
Немаловажным в образовательном процессе является общение между учителем и учеником. Ведь именно через такое взаимодействие происходит передача накопленных знаний и формирование необходимых умений. Поэтому педагогу важно построить правильные отношения со своими подопечными.
Взаимодействие учителя и ученика не должно ограничиваться только общением в школе и на уроках. Педагог (а в особенности это касается классных руководителей) должен активно вовлекать учащихся в школьную и общественную жизнь. Это может быть организация праздников, походы, поездки на культурные мероприятия.
На уроках учитель должен использовать различные методы работы:
Сами занятия должны проводится так, чтобы заинтересовать учащихся и мотивировать на дальнейшую работу. Но уважительное отношение учеников будет зависеть от того, есть ли у педагога авторитет среди учащихся. Что это такое?
Авторитет учителя
Это характеристика отношения к педагогу, которая определяет его профессионально-личностное положение в обществе, принятие и признание его ведущей роли в образовательном процессе. Для того чтобы учитель пользовался уважением у учащихся, они должны видеть в нем не только того, кто передает им знания, но и наставника.
Педагог должен не только видеть возможный потенциал в каждом ученике, но и уметь критиковать, чтобы стимулировать своих подопечных и скорректировать их развитие и обучаемость. Также учитель не должен выделять никого из своих учащихся, в каждом ему надо видеть и уважать личность. Педагог должен поддерживать дисциплину в классе и воспитывать в своих учениках ответственность. Учитель является для детей справедливым наставником.
Отличия профессии педагога от других
Образовательная деятельность обладает рядом отличительных характеристик. Какие же есть особенности профессии учителя?