какие могут быть проблемы на таможне
ТОП-5 проблем с таможней. И как их избежать?
Больше всего проблем с сертификацией возникает при прохождении таможенного контроля. Партию товаров могут просто не пропустить. Причём это далеко не единственные проблемы, которые угрожают тому, кто пытается ввезти продукцию. Возможны ещё и штрафы, и другие санкции. Ниже рассмотрены распространённые проблемы, с которыми регулярно сталкиваются компании на таможне в отношении сертификации.
Товар не требует сертификации, но таможенная служба требует сертификат. Что делать?
Это довольно распространённая ситуация. Вопрос в том, согласно каким именно стандартам можно не делать сертификацию, а по каким она обязательна. Есть регламенты ЕАЭС, есть технические регламенты Таможенного союза, и есть национальное законодательство (ГОСТы). И в некоторых аспектах они могут друг другу противоречить. Поэтому во избежание проблем, если сертификация не требуется, лучше всего вооружиться отказным письмом и предоставить его таможенной службе.
Таможенный орган потребовал документы, на основании которых выдан сертификат, а есть только сам сертификат. Что делать?
Таможенный орган имеет право по законодательству запрашивать документы, на основании которых оформлена декларация или выдан сертификат. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, нужно возить с собой протоколы испытаний. Они станут доказательством того, что процедура подтверждения соответствия была пройдена грамотно, согласно всем правилам и регламентам. Поэтому у лабораторий и у сертификационных органов необходимо запрашивать обязательно протоколы.
У компании изменились регистрационные данные, таможенные органы отказываются принимать сертификаты. Что делать?
Официально таможенный орган должен принимать соответствующие документы, если компания не изменилась (не поменялась организационно-правовая форма, состав учредителей).
На практике нередко на таможне начинаются вопросы к расхождению данных в документах.
Во избежание такого конфликта желательно заранее узнавать, пропустят ли партию товара с необходимыми документами. В некоторых случаях приходится повторно оформлять сертификат, даже если его срок годности ещё не истёк.
Таможенные органы не пропускают товар или даже арестовывают партию груза. Основание — недействительность сертификата
Такой риск возможен, если компания купила в Интернете сертификат или декларацию вместо того, чтобы пройти всю процедуру оформления. В последнем случае фирме нужно потратить больше времени и денег, однако риск намного меньше. С 2017 года контроль за сертификацией продукции становится всё более жёстким. Причём эти требования ужесточаются и по отношению к тем, кто ввозит партии товара, и по отношению к сертификационным органам, а также по отношению к лабораториям, в которые обращаются для прохождения испытаний. Поэтому попытки обмануть будут чреваты серьёзными негативными последствиями. И лучше их не предпринимать, так как риски — объективно большие.
Партия товара уже пересекла границу, а сертификат аннулировали. Как быть?
Это довольно распространённая ситуация. В таком случае компания должна сдать продукцию на склад временного хранения. Дальше делают условный выпуск на весь груз. Нужно взять образец из товара, который находится на складе, сдать его в лабораторию, пройти испытания и получить сертификат. На всё по закону отводится 45 дней. Если не получается уложиться в данный срок, сертификат всё равно можно оформить на партию товара и её ввезти, но уже со штрафами. А чтобы не попасть в такую ситуацию, стоит изначально заказывать услуги по сертификации у организации, которой можно доверять. Тогда риск минимизируется.
ТОП-5 самых частых проблем таможенного оформления
Тимур Давиташвили, директор по таможенным операциям логистической компании «ДАКСЕР», рассказывает о том, какие сложные ситуации могут возникнуть при таможенном оформлении, и как их избежать
Много зависит от места таможенного оформления, будь то аэропорт, морской порт или таможенный терминал, в который поступают грузы, перевозимые автомобильным транспортом и железнодорожным, а также на процедуру таможенного оформления оказывает влияние и вид товара. Во всем есть много нюансов и, чтобы сильно не углубляться в детали оформления грузов, перевозимых отдельными видами транспорта, рассмотрим процесс таможенного оформления с момента подачи декларации на товары (ДТ) в таможенный орган без привязки к месту оформления и, не рассматривая отдельные виды товаров.
После присвоения номера декларации начинается проверка всех заявленных данных, при которой могут сработать риски. Это дополнительные меры контроля, которые определяет система таможенного администрирования. Она создана для предотвращения нарушений таможенного законодательства согласно СУР (система управления рисками) и работает исходя из принципа выборочности, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы.
Это очень краткое изложение основных проблем при таможенном оформление. Самостоятельно участнику ВЭД очень сложно разобраться во всех тонкостях этих процессов. Знать все нюансы могут только опытные специалисты. Логистическая компания, которая может предоставить полный комплекс услуг, станет отличным решением в данном вопросе.
Тимур Давиташвили, директор по таможенным операциям логистической компании «ДАКСЕР»
Посылка зависла на таможне — что делать
Совершая онлайн-покупки заграницей, вы должны понимать, что посылки с Алиэкспресс проверяет таможня. В ряде случаев, может возникнуть необходимость предоставить паспортные данные и ИНН.
Бывают и другие проблемы с таможней. В этой статье мы рассмотрим, как действовать, если таможня не пропускает посылку.
Любителям зарубежного интернет-шопинга лучше заранее изучить алгоритм, как действовать в случае задержки таможенной очистки заказа с Алиэкспресс.
Почему посылка может быть задержана на таможне
Существует целый ряд причин, почему товар с Алиэкспресс может «зависнуть» на этапе таможенного оформления:
Обратите внимание! Для контроля беспошлинных лимитов таможня использует ИНН и паспортные данные, которые покупатель указывает при оформлении заказа на Алиэкспресс.
И если о самом факте задержки вам станет известно довольно скоро – через сервис отслеживания почтовых отправлений, либо от службы доставки, то, причину проблем с таможней вам никто не озвучит. Чтобы ее узнать, придется связываться непосредственно с таможенным органом.
Что делать, если заказ застрял на таможне
Срок таможенной очистки – величина не постоянная. Бывает, посылки «проскакивают» этап буквально за несколько часов, но иногда процедура затягивается на 3 – 5 дней, и это тоже считается нормальным. В любом случае, пока не прошел этот период, паниковать не стоит. Просто периодически проверяйте статус посылки через систему отслеживания, и наберитесь терпения. Возможно, задержка вызвана техническими проблемами или высокой загруженностью таможни, и в ближайшее время ваш заказ благополучно будет выпущен и отправится в ваше почтовое отделение.
Когда же наступает время начать беспокоиться и что в таком случае можно предпринять? Зайдите на сайт Почты России и по идентификатору проверьте статус посылки. Если заказ «завис» на этапе «Начата таможенная очистка» и находится без движения 10 и более дней, имеет смысл самостоятельно связаться с таможней и выяснить, в чем дело. Возможно, таможня запросит у вас паспортные данные, ИНН и другую необходимую информацию. Может потребоваться внести пошлину.
Второй статус – «Таможенная очистка не пройдена» означает, что с посылкой возникла проблема, и необходимо связаться с продавцом или таможней. Последний вариант предпочтительней, поскольку позволит быстрее выяснить причину задержки и понять, что делать дальше.
Если в проблеме есть ваша вина, как покупателя, к примеру, вы заказали товар, запрещенный к ввозу, или не хотите платить пошлину, у вас могут возникнуть трудности с возвратом денег за заказ. Селлеры неохотно соглашаются на 100% компенсацию средств, поскольку уже понесли затраты на несостоявшуюся доставку. Попробуйте для начала договориться непосредственно с продавцом, пока действует защита заказа. И уже следующий шаг – открытие спора на Алиэкспресс.
Будьте осторожны! Открывая спор по причине задержки товара на таможне, приготовьтесь доказывать, что вашей вины здесь нет. Иначе велик риск, что решение будет принято не в вашу пользу.
Как и когда открывать спор на Алиэкспресс
Стандартный срок пребывания задержанной посылки Алиэкспресс на таможне составляет 14 – 30 дней с момента уведомления получателя, в зависимости от типа почтового отправления. По истечении этого времени заказ отправляется обратно в Китай. Именно в тот момент, когда трек показывает, что товар возвращается, можно начинать переговоры с продавцом. Возможно он не будет торговаться, увидев, что посылка уже на подходе, и согласится вернуть вам полную стоимость товара.
Если вы сами виноваты в проблемах с таможней, неплохим компромиссом будет договориться о возврате денег, за вычетом расходов на доставку. Соглашайтесь на такой вариант, ведь если вы решите пойти на обострение спора, Алиэкспресс может стать на сторону продавца, и вы лишитесь не только товара, но и всей суммы, уплаченной за заказ.
Почтовые правила гласят, что пока посылка не доставлена покупателю, ответственность за нее лежит на продавце. Он обязан сам разыскивать пропажу, решать вопросы с документами, и в случае неполучения клиентом компенсировать ему стоимость товара.
Однако в случае с таможенным возвратом все не так просто. Если заказанный на Алиэкспресс товар задержан на таможне, площадка возлагает бремя доказательства на покупателя и выделяет ему на это всего 7 суток. Причем скриншота с заказа оказывается, как правило, недостаточно, и при открытии спора требуют предоставить «живые» документы с печатями и подписями.
При этом, запрос в таможенную службу на получение нужных бумаг может обрабатываться до 30 дней.
Поэтому, прежде чем открывать диспут, навестите распределительный почтовый пункт.
Обязательно возьмите с собой:
Постарайтесь урегулировать все вопросы с таможней, если требуется, оплатите пошлину.
На основании поданного запроса государственная служба выдаст вам официальные бумаги, содержащие обоснование отказа в таможенной очистке.
Как только документы окажутся на руках, смело открывайте спор и обязательно в недельный срок прикрепите сканы.
Не отчаивайтесь, если поблизости у вас нет таможенного пункта, чтобы оперативно собрать документы. Когда будете открывать спор, напишите медиаторам, что живете в отдаленном месте, и не имеете возможности получить ответ в отведенные сроки. Приложите скриншот из заказа с вашим адресом и Google Maps, где обозначьте расстояние до ближайшей таможни. В сервисе по отслеживанию посылок сделайте скриншот информации о возврате посылки продавцу. Обязательно ссылайтесь на почтовую конвенцию, обязывающую отправителя нести ответственность за посылку до момента ее вручения покупателю.
Часто задаваемые вопросы
По треку выдано сообщение «Ошибка таможенного оформления» или «Для таможенного оформления требуется дополнительная информация.». Что делать?
Прежде всего, нужно подождать несколько дней.
Во многих случаях этот статус меняется на «Выпущено таможней» и посылка продолжает свой путь.
Если этого не произойдет, возможно несколько вариантов дальнейшего развития событий:
1) Через некоторое время посылку вернут продавцу
2) Таможня свяжется с вами или вы свяжетесь с таможней.
3) Посылка «потеряется» на таможне. Такое бывает нечасто, но, все же бывает.
Соответственно, можно либо ждать и следить за трек-номером, либо попробовать самостоятельно связаться с таможней.
Внимание: Если речь идет о китайской таможне, связаться с ней и предоставлять необходимые документы, должен продавец.
Друзья, если вам помогла эта статья, вы тоже можете помочь моему сайту.
Как это сделать?
В настоящий момент, я не даю консультаций связанных с прохождением посылок через таможню.
Отследить свою посылку и получить консультацию по ее прохождению вы всегда сможете на нашем сайте в разделе Отслеживание посылок
Проблемные вопросы взаимодействия с участниками ВЭД при совершении таможенных операций, влияющие на проведение таможенного контроля
13 декабря 2019 г. состоялось расширенное заседание консультативного совета по взаимодействию с участниками ВЭД при Приволжском таможенном управлении. Представляем вашему вниманию доклад С. А. Ждановича.
За 11 месяцев Приволжским ЦЭД выпущено более 300 тысяч товарных партий, в которых заявлено 1,3 млн товаров. Декларирование осуществляли 7 тысяч участников ВЭД. В процессе функционирования мы добились значительного сокращения сроков выпуска «безрисковых» товаров
Значительно возросло применение автоматических алгоритмов:
Поступило более 25 тысяч обращений декларантов о внесении изменений в декларации после выпуска товаров. В январе – около полутора тысяч КДТ, по итогам ноября – почти в два раза больше. Этому способствует значительное увеличение применения автоматических алгоритмов.
Зачастую КДТ поступает в течение получаса после автовыпуска или на следующий день. 6% таких деклараций подлежит корректировке. Доля остается стабильной при значительном увеличении данных показателей в абсолютном выражении. На слайде представлена жалоба на отсутствие действий инспектора по проверке заявленных сведений. На их неоднократность. В обращении указано на допущенную ошибку и отсутствие возможности оперативно ее исправить. Возникает закономерный вопрос об «исходящем контроле» со стороны декларантов – обеспечении качества заполнения декларации перед её отправкой в таможенный орган.
Приведу пример на основе отказов в регистрации декларации. В 85% случаев ЦЭД принимал решение из-за допущенных декларантом технических ошибок:
Зачастую, работниками декларанта не отслеживаются изменения в законодательстве. Например. С 10 ноября доверенность представителя или работника заявляется в 54 графе с новым кодом (было 11003, стало 11004). Однако по настоящее время отдельные декларации заполнены не в соответствии с Решением КТС от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов».
После выяснения обстоятельств неверного указания сведений устанавливается, что декларантом своевременно не осуществлено обновление своих программных продуктов. И в половине случаев технически невозможно внести правильные сведения. Что напрямую влияет на качество подготовки документов.
Другая часть ошибок выявляется после регистрации декларации. Конечно, часть из них устраняется до выпуска. Но при неверном заявлении сведений не только в декларации, но и при формализации документов – установить необходимость корректировки до выпуска невозможно и она переносится на этап после выпуска. Кроме того, представленные сейчас на слайде ошибки препятствуют прохождению автовыпуска товаров. Необходимо активизировать со стороны декларантов работу по контролю качества заполнения ДТ. Трудозатраты на внесение изменений приводит к нерациональному использованию ресурсов таможенного поста. Рост количества обращений – к увеличению сроков их рассмотрения и финансовым издержкам со стороны участников ВЭД. Основная функция ЦЭД – выпуск товаров, а не исправление ошибок в декларациях. Мы неоднократно на площадках консультативных советов говорили об этом, тем не менее ситуация не улучшается.
В начале года подавляющее большинство вопросов, поступающих на «Горячую линию» касались сроков совершения операций при регистрации и выпуске товаров. В настоящее время каждое третье относится к корректировке сведений.
Внесение изменений и дополнений в декларацию осуществляется в соответствии со Спецификацией интерфейса взаимодействия и предполагает представление таможенному органу:
Схема неизменна, но до настоящего времени мы продолжаем фиксировать:
Законодательством четко определена обязанность декларанта одновременно с обращением и КДТ представлять документы. Данные факты приводят к отказам во внесении изменений. ЦЭДом принято более 1000 таких решений – 4% от рассмотренных обращений.
Отдельные отказы формируются информационной системой. Замечу, что повторное направление обращений не приводит к ускорению их рассмотрения. Кроме того, технология предусматривает проверку самого первого. Если целью направления последовательных сообщений является изменение уже поданной корректировки, то в данном случае декларанту необходимо обратиться в ЦЭД об отказе во внесении изменений по первому обращению. И дождаться получения отказа таможенного органа.
В настоящее время отработано 92% обращений. В отдельных случаях необходимость внесения изменений в декларацию вызвана объективными причинами. Например, дополнением недостающих сведений при неполном и периодическом декларировании. Во-вторых, при представлении разрешительных документов после условного выпуска товаров, недостающих сведений в рамках контроля таможенной стоимости и классификации товаров, а также подтверждающих представление преференциальных льгот. Доля подобных обращений составляет 70%. 30% носит субъективный характер.
7 тысяч деклараций были заполнены неверно при их подаче и сопровождались неверно формализованными документами. Более подробно остановлюсь на обращениях данной категории.
На слайде отражены сведения об обращениях, представленных отдельными участниками ВЭД.
Несмотря на значительные декларационные объемы, довольно устойчивую номенклатуру товаров и необходимость оперативного их использования, таможенный орган получает многочисленные обращения о внесении изменений.
Сейчас представлены типичные ошибки, допущенные по субъективным причинам. Мы постарались сепарировать их по графам декларации. Это – сведения о декларанте и отправителе, характеристиках товаров, транспортных средств, уникальном номере контракта и представленных документов.
Отдельно остановлюсь на ошибках при заявлении сведений для целей валютного контроля. Если декларация является подтверждающим документом по контракту и не будет направлена в уполномоченный банк, такие ошибки могут привести к:
В течение последних месяцев значительно увеличилось количество обращений в связи с представлением документов по стране происхождения и неприменения антидемпинговых мер.
В рамках Совета по этому вопросу запланировано отдельное выступление.
И в заключение хочу проинформировать о сложившемся порядке рассмотрения обращений с учетом действующего штатного программного обеспечения. Спецификация взаимодействия не позволяет в полной мере ранжировать их по степени срочности отработки. Все обращения попадают в единый список и отрабатываются чаще всего в порядке «живой» очереди. Корректировки по изменению номера транспортного средства и касающиеся, например, изменения классификационного кода по решениям таможенного органа визуально для инспектора ничем не отличаются.
Учитывая общую заинтересованность: декларанта – в скорейшей корректировке ДТ, таможенного органа – в соблюдении сроков рассмотрения обращения, предлагаю сопровождать такие обращения официальным письмом. Пример представлен на слайде. Акцентирую внимание, что данное письмо не подменяет собой необходимость представления обращения (в установленных случаях) и обязательно подтверждающих документов через Спецификацию взаимодействия. Уверен, что комплекс совместных мероприятий будет способствовать успешному дальнейшему сотрудничеству с бизнес-сообществом.
4 причины, по которым могут возникнуть проблемы на таможне, и как их избежать
1. Неправильное декларирование
Существует импорт для личных и для коммерческих целей. В первом случае имеются нормы для ввоза без использования таможенной декларации (500 евро/25 килограмм для наземного транспорта, 10.000 евро/50 килограмм для авиа), но этот вариант не подходит для бизнеса, так как поставки из-за рубежа намного превышают данные суммы. Для импортёров нет общих лимитов, а сложность и стоимость ввоза зависят от категории товара, его количества, страны происхождения и множества других нюансов. И если ты бизнесмен, импортёр или владелец интернет-магазина и хочешь ввезти товары из другой страны, то тебе придётся иметь дело с заполнением декларации.
Этот документ сложно заполнять даже опытным бизнесменам, так как для этого требуются профессиональные знания: термины, таможенное законодательство, нюансы. Кроме того, все декларации в настоящий момент подаются в электронном виде через специальную программу, с которой тоже нужно уметь работать. По данным специалистов компании «Альтерна», в 100 процентах случаев самостоятельное заполнение декларации бизнесменом, впервые работающим с этим документом, оканчивается неудачей. И 99 процентов — что ты заполнишь декларацию неправильно, даже имея опыт импорта товаров. В лучшем случае придётся заново подавать декларацию, а в худшем — оплачивать штраф, и можно даже попасть под уголовное преследование. На этом этапе многие импортёры потеряли время, деньги, нервы и свободу. Поэтому стоит воспользоваться услугами профессионалов, к примеру, компании «Альтерна», работающей на рынке уже десять лет. Богатый опыт ее сотрудников позволяет проводить растаможку товаров по всем правилам в условленные сроки. Организация проконтролирует груз на всех этапах его прохождения через таможню, так что тебе останется просто оплатить услуги и избавиться от головной боли с правильным оформлением.
2. Неверный код ТН ВЭД ТС
Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза — это классификатор товаров, который применяется таможенными органами и другими участниками внешнеэкономической деятельности. Каждый товар, ввозимый в страны Таможенного союза, должен маркироваться десятизначным или четырнадцатизначным кодом, который служит для идентификации товара, отслеживания пересечения границы и упрощения автоматизированной обработки. В классификаторе 21 раздел и 99 групп, и ошибиться с присвоением кода достаточно просто.
При указании неверного кода ТН ВЭД ТС импортёр рискует получить следующие проблемы:
— переплата пошлин. Самый «безобидный вариант» — возникнет в том случае, если бизнесмен укажет более дорогой товар;
— от штрафа до уголовной ответственности. Дорогой товар ввозят под видом дешёвого — при выявлении данного нарушения таможня будет считать ошибку за подлог документов, контрабанду или другое уголовное преступление.
Избежать этого можно, если воспользоваться услугами опытных специалистов, например, компании «Альтерна». Кстати, у них есть приложение для iOS и Android, в котором ты сможешь правильно подобрать код ТН ВЭД, точно рассчитать стоимость таможенных платежей, узнать, входит ли твой товар в реестр объектов интеллектуальной собственности, и посмотреть примеры декларирования товаров.
3. Неправильно рассчитанная пошлина
Таможенная пошлина является обязательной: её оплачивают все импортёры. Исключение составляет беспошлинный ввоз для физических лиц, но статья не о них. Ставка пошлины рассчитывается по справочнику ТН ВЭД ТС. В зависимости от вида ставки, сумма пошлины рассчитывается по адвалорной (таможенная стоимость, умноженная на ставку пошлины в процентах), специфической (количество ввозимого товара, умноженного на ставку пошлины) или комбинированной (сочетает адвалорную и специфическую ставку, выбирается либо наибольший показатель, либо сложение величин) ставке. Посчитать размер пошлин достаточно сложно. Кроме того, необходимо учесть другие возможные платежи, а также узнать, нужно ли оплачивать сборы, акцизы, НДС и так далее.
Занижать фактурную стоимость товара (ту, по которой ты покупал его за границей) опасно. От нее идёт расчёт размеров пошлин, сборов и других платежей. Инспекторы досмотрят товар, сверят коды ТН ВЭД ТС с платежами и проверят, соответствуют ли значения. Если выявлено занижение, то это серьёзное преступление. Груз будет задержан, а сам импортёр заработает штраф или уголовное преследование. Если всё в порядке, то после досмотра таможня вынесет решение о пропуске груза через границу. Рассчитать пошлину можно в таможенном калькуляторе, который разработала «Альтерна». Он позволяет узнать ориентировочную стоимость таможенного оформления товаров и грузов из Китая, Кореи, Японии, США и других стран. По запросу сотрудники компании рассчитают итоговую сумму всех таможенных платежей.
4. Отсутствуют сертификаты
Сертификация соответствия необходима для некоторых групп товаров. К примеру, требуется сертификация соответствия безопасности в случае ввоза бытовой техники, а также экологическая сертификация. Второе необходимо для того, чтобы на таможне понимали, что ввозимое в страну средство имеет класс экологичности не меньше разрешённого. Не все товары подлежат обязательной сертификации. Для каждого отдельного товара необходима своя процедура и документы. Для одних требуется сертификат соответствия, для других — декларация соответствия, а для третьих — свидетельство о государственной регистрации.
Отсутствие сертификации — основание для изъятия груза. Подделка сертификатов — серьёзное уголовное преступление. Сертификация — достаточно сложный процесс, в котором может запутаться даже опытный импортёр. Досконально о сертификации знают только профессионалы, такие как специалисты компании «Альтерна». Они оказывают консультационную поддержку в данном вопросе, помогают в оформлении документации для импорта и экспорта товаров.