какие могут быть проблемы в бизнесе
Остаться в живых: пять ситуаций в бизнесе, которые нужно преодолеть
Предпринимательские потери — это норма, которая встречается чаще, чем предпринимательский успех. Среди всех неудач есть несколько основных, которых вам вряд ли удастся избежать на бизнес-пути. В любом случае рекомендую: столкнувшись с любой из пяти ситуаций, работайте дальше — вы найдете новые возможности, и ваш бизнес будет развиваться.
Потеря денег
Потеря денег — это «привычный риск» для любого бизнеса. По вашему финансовому благополучию может ударить что угодно: неудачная сделка, изменение курса валют, форс-мажор на предприятии — бывает даже так, что против вас играет законодательство! Серьезно: история крупнейшей проблемы моего бизнеса началась с изменения законов.
Каждый бизнесмен должен помнить, что он может потерять все в любую минуту. Но потеря денег — это не конец: с вами остаются опыт и знания. А значит, упущенное всегда можно наверстать. Главное — сохранить для этого энергию и уверенность в себе. И, конечно, рекомендуем заранее обезопасить себя от наиболее вероятных рисков. Не вкладывайте больше 30% от своих средств в один проект, держите деньги минимум в двух-трех валютах (на случай резких скачков курса) и старайтесь диверсифицировать свои активы и расходы. Тогда, даже если что-то пойдет не так, всех денег сразу вы не лишитесь.
Потеря партнеров
Взаимовыгодные деловые отношения двигают бизнес вперед, но ни одни отношения не бывают вечными. Обычная ситуация: работали вместе, у вас на партнера многое завязано, а у него меняются приоритеты и интересы. Все, на этом моменте у организации возникают проблемы, которые могут быть очень серьезными.
Потеря клиентов
Ваш бизнес может идеально производить какой-то продукт, но, если его некому покупать, вы оказываетесь в сложной ситуации. Клиенты уходят по самым разным причинам, и далеко не все из этих причин зависят от вас.
И старайтесь всегда получить от уходящего клиента обратную связь: что именно его не устраивает и почему клиент отказывается от сотрудничества? Если же выясняется, что изменить ситуацию вы не можете, просто работайте дальше и не переживайте из-за того, на что не можете повлиять.
Потеря репутации
Деньги можно заработать, занять, получить из привлеченных инвестиций. Партнеров и клиентов всегда можно найти новых. Гораздо тяжелее пережить репутационные потери, потому что испорченная репутация сразу же влечет за собой все остальные проблемы, и она же мешает с ними справиться. Клиенты и партнеры не пойдут работать с компанией, которая заслужила себе дурную славу.
Тем не менее потери репутации практически неизбежны. В бизнесе никогда не бывает так, что все идет гладко. Сорвали сроки по контракту, отгрузили партию бракованных товаров, просто не смогли выполнить заказ — все эти проблемы бьют по репутации. К счастью, большинство из них не смертельно: за сорванные сроки можно предложить скидку, брак можно отозвать, заказ передать другому подрядчику. Правильные действия по разрешению ситуации помогут свести потери репутации к минимуму, и бизнес продолжит жить.
Потеря личной жизни
Эта потеря бьет не по вашему бизнесу, а по вам лично. Решив начать свое дело, помните, что как минимум в первые годы личной жизни у вас практически не будет. Вам придется работать по 8-10-12 часов в сутки, причем в «свободное» время вы все равно будете отвечать на звонки и думать о работе.
Такова цена успеха. Абсолютно все будет требовать вашего внимания, а до времени, когда бизнес вырастет и вы сможете делегировать большую часть задач помощникам, пройдут годы. У меня в какой-то момент времени оставалось около 20 минут свободного времени в сутки — я их тратил на то, чтобы пообщаться с любимой дочкой. И так работают все успешные бизнесмены. Марисса Майер, руководитель Yahoo и бывший топ-менеджер Google, во времена становления Google работала по 130 часов в неделю (18,5 часа в сутки). Джек Дорси — Twitter и Square — тратит на работу 16 часов в сутки. Билл Гейтс с 1978 по 1984 год взял всего 15 выходных.
Решение часто встречающихся проблем бизнеса: волшебных рецептов не существует
Генеральный директор ГК «Современные технологии управления»
Данная статья содержит выводы проведенного исследования «Анализ качества управления бизнес-процессами в российских компаниях» и посвящена рекомендациям по устранению наиболее часто встречающихся проблем. Сразу хочется отметить, что в данной статье не будет волшебных рецептов, тренинги по которым сегодня широко рекламируются в Интернете. Речь пойдет о необходимости скрупулёзной и методичной работы по строительству бизнеса и необходимости повышения уровня самосознания руководителей.
В начале 2016 года в нашей компании были подведены итоги исследования по оценке качества проектирования и выполнения бизнес-процессов в российских компаниях с помощью открытого сервиса BIZDIAGNOSTICS. На протяжении последних 2 лет на сайте прошли диагностику 165 компаний, оценке подверглись более 1300 бизнес-процессов. В итоге каждая компания получила интегральную оценку качества управления, а также перечень имеющихся проблем. В свою очередь, мы проанализировали результаты и сделали комплексный анализ качества управления в российских компаниях по следующим направлениям:
Рис. 1. Оценка качества бизнес-процессов в современных российских компаниях (база — 165 кейсов)
Учитывая, что источником мнений является персонал компании, полученный результат свидетельствует о том, что руководители и сотрудники абсолютного большинства обследованных компаний осознают наличие проблем, тормозящих выполнение различных бизнес-процессов.
Среди наиболее проблемных респонденты отмечали следующие процессы (Рис.2):
Рис. 2. Оценка качества отдельных бизнес-процессов в современных российских компаниях (общая база — 1300 оцененных процессов)
Спускаясь ниже, можно обнаружить наиболее частые причины проблем в протекании бизнес-процессов. Вот примеры некоторых из них, собранных из разных бизнес-процессов:
Далее мы попытались найти «первопричины» обнаруженных проблем. К счастью, оказалось, что количество первопричин, в отличие от проблем, невелико. Однако плохой новостью является то, что руководители с трудом, а иногда и полностью неспособны осознать главные из них. Далее, в порядке убывания значимости, мы разберем каждую первопричину подробно.
Первопричина 1. В компании отсутствует технология осуществления необходимых видов деятельности.
Данная первопричина – безусловный лидер среди остальных. Она лежит в корне 85% проблем, которые были выявлены в исследуемых компаниях.
Что такое технология применительно к бизнесу? Это описание результата, который нужно получить, операций, объектов и средств деятельности, требований к исполнителям. Почему в компании отсутствуют технологии? Как правило это происходит из-за банального непонимания, что бизнес – это сложная социотехническая система. И, как любая сложная система, бизнес-система должна проектироваться. Проектирование позволяет получить среди многих других два главных эффекта:
Следствием вышесказанного, является то, что в компании должна быть когорта бизнес-архитекторов и регулярно осуществляемая деятельность по организационному проектированию. На практике лучшим решением является подход, когда возглавляет эту деятельность квалифицированный специалист (Директор по организационному развитию), которому функционально подчинены все руководители. Главная нетривиальная идея здесь, что все руководители должны являться бизнес-архитекторами. А точнее, у них должно быть время на то, чтобы занимать такую роль. На практике же возникает порочный круг: «Чтобы подумать об оптимизации деятельности, у нас нет времени. А чтобы время появилось, нужно оптимизировать деятельность». Разорвать этот круг может только воля топ-менеджера. Об этом мы поговорим в следующей первопричине.
Примеры причин, в основе которых лежит отсутствие технологии:
Первопричина 2. Отсутствие представления об организационном проектировании у первого лица компании
После выявления первопричины 1, возникает резонный вопрос – а почему собственно в компании не поставлена деятельность по разработке технологий деятельности (просим прощения, за тавтологию)? Почему компании позволяют терять себе деньги из-за неэффективности? Ответ прост – отсутствие представления у большинства топ-менеджеров об организационном проектировании. Особенно удручающую картину приходится наблюдать в регионах. «Пропитка» нужными знаниями голов первых лиц идет, но идет медленно. Плюс, многие отечественные ТОП-менеджеры и владельцы бизнеса живут «здесь и сейчас», и зачастую ищут инструменты, которые должны помочь решить локальные проблемы быстро, порой без оглядки на долгосрочное развитие бизнеса, без оглядки на взаимосвязи отдельных объектов в бизнес-системе.
Подтверждением этому служит популярность тренингов и семинаров в духе «10 секретов успешных продаж», «5 секретов успеха в маркетинге» и т.д. Список можно продолжать долго. Мы не против тренингов. Мы их любим. Просто поиск «волшебной кнопки», которая помогает решать проблемы бизнеса в три приема, зачастую становится обыденной практикой менеджеров. При этом лишь единицы задумываются о том, что основная причина многих проблем, которые они хотят решить, кроется в отсутствии системного подхода к развитию бизнеса. Опять же возвращаемся к организационному проектированию как особому виду деятельности. К деятельности, которую первые лица в бизнесе не имеют права игнорировать! (Поправка — в условиях конкурентной среды. Там, где конкуренции нет, там технологии развития, пожалуй, не столь востребованы).
Также говоря о об организационном проектировании хочется отметить, что респонденты исследования отмечали следующие проблемы при осуществлении разработки стратегии развития компании:
Далее рассмотрим оставшиеся самые редкие три первопричины.
Первопричина 3. Нет средств
Очевидно, что для осуществления многих видов деятельности, необходимых для долгого и благополучного существования компании, в т.ч. и деятельности по оргпроектированию, необходимы бюджеты. К сожалению, у нас нет рецептов как устранить эту первопричину для компаний, у которых есть средства только на осуществление текущей операционной деятельности. Позволить себе не обращать внимание на развитие, на эффективность свой деятельности могут только монополисты. Хотя, как мы видим сейчас в России, что даже монополисты начали активно заниматься вопросами эффективности своей деятельности. Поэтому, наилучшее развитие событий в условиях отсутствия средств – это продажа компании.
Первопричина 4. Нет контроля
Действительно, бывают ситуации, когда и технология разработана, и персонал обучен, но при этом работа не выполняется как нужно. Например, респонденты отмечали следующие проблемы, связанные с отсутствием контроля:
Методы контроля исполнения требований регламентов*
А суть проблемы – соответствующий менталитет сотрудников, не привыкших и не понимающих необходимость работы по правилам, вследствие чего компании приходится помнить о необходимости контроля, а самое главное – тратить на него деньги. Эти деньги ложатся «мертвым грузом» на себестоимость продукции и услуг, отнимая ресурсы на действительно необходимую деятельность.
Первопричина 5. Нет информационной системы
Как ни странно, только одна проблема, которую отмечали респонденты, может быть явно связана с отсутствием необходимого средства для работы – информационной системы. Эта проблема:
Заключение
Мы закончили рассмотрение первопричин проблем, выявленных в исследовании качества управления бизнес-процессами. Некоторые из предложенных решений, возможно, выглядят достаточно необычно. Но, к сожалению, чудес не бывает: чтобы построить успешный бизнес, нужно быть… бизнес-архитектором.
10 психологических проблем предпринимателей (1 часть)
А между тем есть сложности, которые подстерегают не извне, а изнутри, возникающие в голове предпринимателя, а не во внешнем мире.
Статья будет состоять из нескольких частей и вот какие сложности мы разберем:
1. Конфликты с партнерами и командой
2. Тревога из-за внешних факторов в условиях неопределенности
3. Управленческое одиночество
4. Гиперответственность и гиперконтроль
5. Дисбаланс работы-семьи-себя
6. Неудачи, которые сложно пережить
7. Неумение расставить приоритеты
8. Недоверие команде, сложности с делегированием
9. Разочарование от бизнеса: «занимаюсь не своим делом»
10. Стресс: «страшно, что не вывезу»
Лучше понимать реальное положение вещей, чем закрывать глаза на то, что очевидно всем, кроме вас.
У меня нет задачи наступать вам на больные мозоли. Есть идея о том, что профилактика и своевременное «лечение» психологических проблем куда дешевле (по времени и деньгам) на этапе возникновения, чем на этапе разрастания.
1. Конфликты с партнерами и командой
Кажется, ну это-то вообще ерунда, у всех это бывает, покажите, в какой компании этого нет? Зубы тоже есть у всех и периодически они болят, значит ли это, что не нужно их чистить?
В ситуации, когда партнерам сложно договориться, страдают не только они сами. Недоговоренности, отсутствие доверия создают напряжение. И вместо того. чтобы решать задачи бизнеса, вы пытаетесь выжить в условиях скрытого конфликта. Возникает поле для подковёрных интриг.
2. Тревога из-за внешних факторов в условиях неопределенности
Прошлый год показал, что к кризису были готовы не все. Ситуация с ковидом была относительно новая и из зоны комфорта пришлось выйти практически всем.
Но даже если взять «мирное время», у предпринимателей есть и другие факторы, вызывающие тревогу, например, изменение законов, влияющих на бизнес, внезапные изменения условий работы с партнерами, смена структуры спроса, выход на рынок сильных конкурентов и т.д. Чем быстрее предприниматель примет эти факторы, тем быстрее адаптируется.
При этом стадии принятия изменений очень похожи на стадии проживания горя:
1) Отрицание: «Спрос упал, но это ненадолго, ничего страшного не случится»
2) Гнев: «Опять все перестраивать, только наладили все процессы!»
3) Торг: «А может мы поменяем только вот это и все наладится..»
4) Депрессия: «Как все заколебало. «
5) Принятие: «Ладно, встряхнулись, действуем, вот что нам нужно предпринять».
Застревание на какой-либо фазе только усугубляет ситуацию, поэтому есть смысл перейти к принятию как можно быстрее, ведь только на этом этапе возможны кардинально новые адекватные действия.
Итак, мы разобрали 2 пункта из 10.
Про какие пункты интереснее почитать дальше? Ставьте цифру в комментариях.
8 проблем, с которыми ты столкнешься при открытии бизнеса
Поэтому стоит рассмотреть список проблем, с которыми сталкивается большинство предпринимателей, решивших открыть бизнес. И с которыми гарантированно столкнешься ты.
1. Больше нет работы
Если тебе пришла в голову очередная 100%-ая бизнес-идея и ты бежишь писать заявление об увольнении начальнику, то с большой вероятностью останешься без средств к существованию через несколько месяцев — все зависит от опыта ведения бизнеса и жизненной зрелости.
Лучше открывать бизнес параллельно с работой или совместно с опытным партнером, без всяких ИП и ООО (в первое время!) — так и средства на жизнь останутся, и сможешь вкладывать их в дело. Кстати, кредитные карты, которые могут выручить в сложных ситуациях, банки легче дадут работающему человеку (начинающих предпринимателей они не любят). Ну а если бизнес не пойдет, то это не ударит по тебе.
Главное — понимать, что нельзя построить успешный бизнес, не уделяя все свободное время своему детищу. Поэтому, если ты веришь в себя и уверен в достижении своей цели, то смело прощайся со своей наемной работы и безоговорочно занимайся реализацией своей собственной мечты, ведь, продолжая работать по найму, ты теряешь время на развитие собственного бизнеса, да и на подсознательном уровне сложно оторваться от насиженного места. Ведь бизнес — это риск. Нельзя построить успешный бизнес, если не углубиться в процесс на 1 000 000 %.
Компания является партнером множества банков и за счет постоянной поставки оным клиентов имеет эксклюзивные условия для заемщиков. Рекомендуем ознакомиться с их предложениями.
2. Усталость
Скорее всего, тебе придется впахивать в безостановочном режиме 24/7. Мало сна, много проблем, куча вопросов, непонимание, что делать и как-что работает, — это и физическая, и, что еще опаснее, психическая усталость. Почему режим будет таким жестким? Потому что время — деньги. Каждая минута будет стоить тебе денег. Поэтому ты будешь думать о бизнесе всегда, без остановки. И без отпуска и выходных.
Когда ты наемный сотрудник, ты работаешь в уже построенной или строящейся бизнес-системе и получаешь не всю прибыль, а только ее маленькую часть, так как собственники потратили кучу времени на постройку бизнес-процессов. В своем деле тебе нужно будет сделать то же самое — максимально быстро построить бизнес-процессы, чтобы бизнес «завелся» и работал автономно. Это требует колоссальных усилий и затрат — как временных, так и денежных.
3. Ответственность
Огромная ответственность за все аспекты твоей деятельности и жизни в целом. Каждое действие будет влиять на будущее. Это еще хуже, чем когда тебе исполняется 18. Потому что ты рискуешь всем тем, что накопил или взял в долг к моменту запуска бизнеса. К слову, под риск могут попасть и отношения с другими людьми. В такой момент важна поддержка родных и близких — так легче пережить все провалы, которые будут без налаженной бизнес-системы.
4. Нехватка средств
Если у тебя нет опыта предпринимательства, все твои расчеты и бизнес-план можно засунуть коту под хвост. Есть популярное правило: все расходы умножай на три — всю потенциальную прибыль дели на три. Потому что траты будут поджидать тебя на каждом шагу. Особенно в первое время, когда ты только запускаешь и настраиваешь бизнес-процессы, без которых невозможно «работать» нормально. Ты будешь тратить средства и время именно на это. Гораздо меньшая часть времени уйдет на продажи, которые приносят доход. Именно поэтому многие попадают в такую ловушку, как яма: денег нет, а драгоценное время потрачено на построение бизнес-процессов. А не на продажи, генерирующие прибыль.
5. Кадры
Никто не хочет работать за маленькую зарплату. И твои сотрудники, если они у тебя будут, тоже не захотят. Ты окажешься по ту сторону баррикад, когда к любому действию или задаче будешь трепетно относиться только ты сам. Все остальные будут работать из-под палки. А еще будет сложно найти толковых и ответственных исполнителей. Если вообще кто-то согласится работать в новой и непонятной организации.
6. Законы и коррупция
Да, эти слова стоят рядом и стали уже привычным явлением для нашей страны. Когда ты зарегистрируешься как ИП или ООО — перейдешь на следующий круг твоего персонального ада. Вести белый бизнес в России может быть сложно. Как только ты станешь ИП — будь добр отчислять денежки в Пенсионный фонд (около 40К в год), даже если ты в минусе. За каждого работника — туда же, плюс налоги. И еще масса трат.
Бухгалтерия вообще отдельный вопрос. Если ты не будешь работать по патентной системе налогообложения и УСН, то тебе точно понадобится толковый бухгалтер, который сможет разрулить сложные ситуации, правильно составить документы и подать отчетность. К счастью, сейчас бухгалтерское дело проще отдать на аутсорс, чем нанимать бухгалтера.
Компания Succes Finance, о которой мы уже упомянули выше, оказывает такие услуги. Это постоянная поддержка, грамотные специалисты и низкие тарифы. Ты можешь воспользоваться как полным бухгалтерским сопровождением своего бизнеса, так и использовать отдельные услуги: регистрацию ООО или ИП, нулевую отчетность, расчет з/п сотрудникам, ведение бухучета, отчетность в ФСС и ПФР, УСН и ОСН.
7. Ошибки и провалы
Конечно же, они будут. Это нормально. И по большому счету это стоит рассматривать как положительный момент. Вопрос лишь в том, сможешь ли ты пережить их и вынести правильные уроки, быстро адаптироваться и принять реальность такой, какой она является. Сложнее будет с большими провалами: неудачи сильно бьют по нашей самооценке. Бизнес может закрыться не только из-за «классических» проблем, но и просто потому, что ты опустишь руки.
8. Отказы и отсутствие клиентов
Почему так? Потому что у тебя либо хреновый продукт, либо хреновый маркетинг. Сейчас впаривают кому угодно и практически что угодно. Тут зависимость очевидная: чем хуже продукт/услуга, тем лучше должен быть маркетинг. Причем плохим продукт может быть не только по характеристикам, но и просто потому, что он никому не нужен. Именно поэтому лучше начинать свое дело в той сфере, где у тебя максимум знаний и опыта.
И, конечно же (мы об этом писали десятки раз), тебе нужен будет сайт, соцсети, различного рода сервисы, реклама, полиграфия. Сделать «хороший» конверсионный и продающий сайт достаточно дорого и долго, а если нет опыта в сфере — практически невозможно. К тому же сайт требует наличия отзывов и обратной связи, а где их взять, если не было продаж? Даже фотографию команды не разместить, ее ведь нет. И тут вариантов тоже немного: либо трата личного времени, либо денег. Ну и не забывай про конкуренцию: она или есть, или появится со временем.
Возможно, ты скажешь, что мы отбили у тебя всякое желание заниматься бизнесом. Но постой: есть альтернативный вариант — франшиза. Эта модель бизнеса предполагает, что ты не начинаешь с нуля, а берешь под свое управление и развитие уже готовый, работающий бизнес с налаженными процессами и моделью работы. Как раз к такому относится бизнес компании Success Finance.
Стоимость франшизы в разы компенсирует затраты на построение бизнес-процессов и всевозможные задачи, а также ошибки и провалы, которые случаются из-за отсутствия опыта. Франшиза подойдет для начинающих предпринимателей, которые не работали в бизнесе, для опытных предпринимателей, не работающих в данной сфере деятельности франшизы, и для тех, кто хочет снизить риски в разы.
При удачном запуске и активной работе Success Finance обещает выйти в точку безубыточности через 4 месяца с заработком от 300К в месяц. Большинство рисков, которые описаны в статье, при этом нивелируются.
Как решать проблемы возникающие в бизнесе
Попробуем посмотреть на проблемы бизнеса с точки зрения того, что все, что мы сейчас имеем, это результат наших предшествующих мыслей и действий.То есть, если нас в бизнесе окружает “дубовая роща” проблем, значит когда то мы сами садили желуди и создавали условия для их роста и развития. Но опять же, если есть проблема и есть причина генерирующая ее, то убрав причину, мы избавимся и от проблемы. Вопрос лишь в том, как разобраться какая причина к какой проблеме задаче ведет.
И здесь на помощь нам приходят древние знания наших предков. Придумывать ничего не надо, все уже есть вокруг нас, внутри нас. Необходимо лишь быть внимательным и владеть кое какими знаниями. Я буду опираться на источники мудрости Тибета и Индии, а именно знания, которые передает нам “Алмазный огранщик” – потрясающая книга Геше Майкла Роуча, прочитанная мной три года назад и оставившая колоссальное впечатление. Способы решения проблем в бизнесе, рекомендованные мудрецами похожи по способу подачи информации на способы решения проблем со здоровьем,описанные в книге Лиз Бурбо “Слушай свое тело”, если у вас насморк – значит вы что то не принимаете в себе и т.д. Только здесь все про бизнес.
К тому, что написано ниже можно отнестись по разному. Можно поверить и попробовать применять в повседневной жизни, можно сказать, что все это херня фигня. Но я хочу задать вам один вопрос: “А что вы потеряете, если начнете применять эти рекомендации в своей жизни”?
Итак, основные проблемы в бизнесе. Их сорок пять. В один пост описание этих проблем не войдет, да и процесс написания и осмысления не такой быстрый, как хотелось бы, поэтому будет несколько постов по этой теме. И еще, не стесняйтесь оставлять комментарии, очень важна обратная связь!
Проблема бизнеса №1. Финансы вашей компании не стабильны, доходы все время скачут.
Решение: Охотнее делитесь своими доходами с теми, кто помог вам их заработать, и самым строжайшем образом следите за тем, чтобы не наварить ни копеечки каким бы то ни было левым способом. Помните, размер суммы, которой вы поделитесь с другими не так важен, как ваша готовность всегда делиться тем, что вы заработали, даже если это не так много.
Проблема бизнеса №2. Капиталовложения не окупаются. Например производственное оборудование или компьютеры быстро устаревают, транспорт постоянно ломается и становится ненадежным.
Решение: Перестаньте завидовать другим предпринимателям и чужому бизнесу. Занимайтесь своим делом: Сконцентрируйтесь на том, чтобы сделать собственную компанию новаторской,творческой и бодрой. Постарайтесь искренне радоваться успехам других.
Проблема бизнеса №3. Ваше положение в компании нестабильно; вам кажется, что вы теряете авторитет.
Решение: Самым внимательным образом следите за тем, чтобы не проявлять высокомерие по отношению к другим; будьте с подчинёнными на равных, не отрывайтесь от коллектива, прислушивайтесь к тем, с кем работаете. Будьте внимательны к людям, которые вас окружают. (Будь проще и люди к тебе потянутся).
Решение: Не завидуйте результатам усилий других, перестаньте сравнивать себя с другими, просто наслаждайтесь тем, что имеете. Если вы недостаточно счастливы от того, что имеете, вы не будете счастливы даже, если будете владеть всем миром. Будьте хозяином самому себе и цените то, что есть у вас самих.
Проблема бизнеса №5. Вам кажется, что руководство и персонал все время борются друг с другом.
Решение: Очень внимательно следите за тем, чтобы никогда не вступать в разговоры, которые явно выраженным или скрытым образом нацелены на раскол среди людей. И совершенно не имеет значения, правда или ложь звучит в разговорах, ибо главное намерение в таких “костеперемываниях”-сделать двух людей дальше друг от друга. “Ты слышал, что она о тебе говорила?”, “А ты знаешь, что он на самом деле думает о твоем проекте?” Вы знаете как это происходит.
Важно помнить, что семена имеющихся у нас проблем, возможно засеяны были очень и очень давно. И потребуется немало времени для устранения их последствий, будьте методичны, последовательны и терпеливы.Работайте даже если результаты еще не видны.Продолжайте лечение изо дня в день.
Кстати вы заметили, что решение не имеет почти ничего общего с тем, чтобы пойти к этим людям и просто по человечески призвать их лучше относиться друг к другу. Ключ решения здесь в том, что они сражаются друг с другом именно в вашем присутствии, в вашей картине мира, потому что зерно этой проблемы находится в вашем сознании и вы генерируете проблему. Работайте над собой, исправляйте свою жизнь, свой бизнес и свой мир, исправляя себя.
Проблема бизнеса №6. У вас постоянно возникают проблемы с вашими бизнес-партнерами, вы ссоритесь с ними снова и снова.
Решение: То же, что и в предыдущем случае.
Проблема бизнеса №7. Вы замечаете за собой склонность к нерешительности, вы постоянно пересматриваете собственные решения.
Решение: Эта проблема имеет две причины, в корне отличающиеся друг от друга. С одной стороны-недостаток заботы о других членах руководства и своих подчиненных, с другой-стремление выдать себя перед клиентами и поставщиками за того, кем в действительности вы не являетесь. Избежать этого очень трудно в мире современного бизнеса, где все строится на обмане и пускании пыли в глаза. Но если вы все же сможете, проявив всю свою волю, оставаться тем, кем являетесь на самом деле, если вы способны стать целостной, гармоничной личностью, тогда ваш собственный ум и принимаемые решения будут ясными, волевыми и по настоящему эффективными.
И помните, вопрос не в том, что ваши клиенты, постепенно убеждаясь в вашем умении попадать точно в цель, начинают вам больше доверять. Семена будущих точных попаданий прорастают в вашем сознании и ум буквально создает окружающую вас реальность, в которой люди честны, решения принимаются незамедлительно, а деньг сами идут в руки.
Некоторые люди думают,что эта создаваемая реальность не такая настоящая как предыдущая их “реальная” реальность. На самом деле она была всегда такой. Упавшая с дерева ветка, упавшая на крышу вашего автомобиля-возможно всего лишь результат проросшего семечка, посаженного вами при нанесении вреда другому человеку. Но в крыше то вмятина и для ремонта потребуется какая то сумма денег и время.
Привыкайте к этому. В жизни именно так все и происходит, но вы сможете с этим справится.
Проблема бизнеса №8. Вам срочно нужны инвестиции в бизнес, но требуемой суммы денег у вас нет и вы нигде не можете их найти.
Решение. Все очень просто. Перестаньте быть скрягой в бизнесе и в личной жизни. Делитесь с другими, отдавайте больше, чем берите. Убедитесь, что от проведенной сделки в выигрыше обе стороны. И снова стоит вспомнить, что дело не в размере денежных сумм, а в том, чтобы с утра до вечера поддерживать щедрое, творческое и отзывчивое состояние ума, так называемое состояние изобилия. Поддерживать в мозгу желание видеть всех преуспевающими.
Проблема бизнеса №9. Вашему бизнесу наносят ущерб непредвиденные аварии, форс-мажорные обстоятельства, стихийные бедствия-в общем, известные каждому проблемы: плохая погода, наводнения, жара, пожары в лесах, отключения электричества или водоснабжения.
Решение: Очень серьезно отнеситесь к выполнению своих обещаний, особенно принятых вами обязательств придерживаться особых принципов ведения деловых отношений и личной жизни. В человеческом разуме не укладывается, что такие внешние проявления природы как засуха и наводнение или многочасовые пробки, как например в Москве, могут быть результатом наших прошлых поступков, но согласно законам древней мудрости, истоки этих проблем исходят оттуда. Помните как в анекдоте про кораблекрушение: Бог говорит:- “Я вас десять лет на этот корабль собирал”. Но ведь на корабле оказались не все, кто то в это время сидел дома и пил чай (возможно потому что по какой то причине на корабль опоздал). Кто-нибудь въедет в город с другой стороны по “зеленой волне”, минуя пробки, а кто то побьет все рекорды продаж кондиционеров в жару (как это было в этом году в Москве).
Позитивное или негативное воздействие на вас каких то событий или вещей исходит не из самих этих вещей и событий, они сами по себе нейтральны. Даже если подумать об этом несколько минут, станет очевидным, что такое воздействие есть нечто исходящее из наших ощущений. Но и у них есть причина. Вас вынуждают испытывать эти ощущения ваши собственные прошлые поступки и стиль вашего поведения, причем конкретное содержание вашего поведения(например, неумение держать слово) сходно с вызываемым им внешним проявлением (непостоянная переменчивая погода и ненадежные партнеры).
Проблема бизнеса №10. Вы обнаружили, что не способны концентрироваться или удерживать свой ум в сосредоточении, встречаясь в бизнесе с непредвиденными обстоятельствами или необходимостью принимать сложные решения.
Решение: Ежедневно уделяйте время для спокойных, сосредоточенных размышлений о смысле жизни и о смысле бизнеса. Правильно ли расставлены жизненные ценности? Станете ли вы делать прямо сейчас то, что делаете прямо сейчас, если вдруг узнаете, что жить осталось три дня? Нет ли более важных вопросов, касающихся образа вашей жизни, от которых, вы похоже, скрываетесь за суетой дел, загружая себя сверхурочной работой и борьбой за обьем продаж?
Остановите свой бег, оглянитесь на свою жизнь и на то, что по настоящему важно. Семена от такого ежедневного упражнения обязательно прорастут и проявятся в вашем сознании как способность к максимальной концентрации и сосредоточению.
Проблема бизнеса №11.
Вы вдруг обнаруживаете, что не в состоянии понять основные концепции бизнеса, или схему маркетинг плана, или динамические структуры, такие как полные производственные циклы или системы.
Решение: Приготовьтесь увидеть недостатки собственного понимания глобальных основ устройства мироздания. Итак, существует только три основных объяснения того, почему и как всё происходит: глобальное потепление или военные действия в каких-то странах в этом месяце или даже сам факт рождения и смерти, — то есть того вопроса, зачем мы здесь, как мы сюда попали, почему всё происходит именно так.
Вы не можете проигнорировать вопрос, почему мир работает именно так, а не иначе, и после этого ожидать, что сможете понять, почему ваш бизнес работает (или не работает) именно так, а не иначе. И это не вопрос веры или религиозной ориентации или чего-то ещё в этом роде, так же как причина взрыва атомной бомбы не зависит от того, житель России вы или уроженец Нигерии.
Объяснение номер один. Всё на свете появляется из ничего, всё совершенно случайно, в том, как и почему происходят те или иные вещи, нет никаких закономерностей, никакой логики вообще. Это научный подход — теория «Большого взрыва». «Всё проистекает из чего-то ещё, и научный метод целиком основан на том, чтобы причина неизменно предшествовала следствию. Кроме таких беспричинных, но важных вещей, как начало всего, которое просто само взяло, да и выскочило из ничего». Вы здесь, потому что где-то там что-то там взорвалось много- много лет тому назад.
Какие-то электроны чудом натолкнулись на другие электроны и вместе с ними непонятно как объединились в какие-то атомы, те, в свою очередь, неизвестно зачем образовали всевозможные молекулы, их стало много, и оттого что они держались вместе, появился газ, который сначала вращался вокруг, а потом затвердел, потому что столкнулся с другими маленькими такими не-помню-как-их-там-мама-называла. В общем, так родилась материя, её кусочек стал Солнцем, а плевочек — Землей. Раскинулось море широко, из него выползли наши предки — маленькие мыслящие сороконожки, потом у них отвалились лишние ножки и хвост, и ваши прапрадедушка с прапрабабушкой тоже где-то там появились, к счастью для вас, встретились и. ну, в общем, всё случайно и непредсказуемо. Если вам сейчас смешно, то вы смеётесь над самыми основами того, каким образом ваша культура видит мир, над самой парадигмой, а вот это и на самом деле смешно.
Объяснение номер два. Мир вокруг вас, всё в этом мире, есть результат сознательного созидательного усилия очень могущественного существа обычно недоступного нашему непосредственному восприятию. Эта теория, во-первых, не объясняет, откуда появилось само это существо (уж не создало ли его сознательное усилие другого большого существа?). Во-вторых, она не объясняет необъяснимую жестокость, которой так много в нашей жизни — когда дети погибают в ужасных пожарах, мгновенно охватывающих верхние этажи жилых многоэтажек; когда некоторые люди всю свою жизнь на этой планете проводят в страхе и одиночестве; когда мы обречены на расставание со всем тем, ради чего мы работаем, и всеми теми, ради кого живём.
Объяснение номер три. Это те самые принципы, которые мы с вами обсуждаем. Нет ничего случайного, всё взаимосвязано, и вне нас нет никого, кто был бы виновен в несовершенстве нашего собственного мира. Всё происходит с нами в полном согласии с тем, как мы относимся к окружающим, не по приговору высшего судии, а в точном соответствии с нравственным законом, который так же надёжен, так же неотвратим и так же беспощаден, как земное притяжение. По меньше мере несколько часов в неделю посвящайте честным размышлениям о том, откуда на самом деле мог бы появиться весь этот мир, его люди и события. Такая практика поистине творит чудеса, даруя вам способность с лёгкостью осмыслять сложные рыночные схемы и коммерческие структуры и превращая вас в более успешного бизнесмена.
Проблема бизнеса №12.
Арендная плата слишком высока! Никак не найти помещение под склад или для размещения нового филиала.
Решение: Обязательно помогайте найти пристанище тем, кто в нём нуждается. Такая схема снова может показаться вам слишком упрощённой: ну какая может быть связь между вашим отказом предоставить на пару дней комнату, приехавшей в гости на праздники теще, и провалом в поисках офиса в центре города для перспективного филиала с многомиллионным оборотом. Однако эта связь существует и в точности подчиняется правилам, которые мы здесь установили. Небольшой ментальный отпечаток укореняется в подсознании, растёт там до времени и потом попадает в сознательный ум, заставляя вас лицезреть отсутствие необходимого помещения. Не отмахивайтесь от этого, как от очередной глупости, а возьмите и попробуйте, и вы увидите, что из этого выйдет.
Только помните: мы говорим о том, что усилия по обеспечению помещением тех, кто в нём нуждается, должны быть согласованы с непрерывным переосмыслением упомянутых здесь принципов, ибо ментальные отпечатки, возникающие в сознании обладают гораздо большей мощью, когда вы закладываете их с полным пониманием того, что делаете.
Проблема бизнеса №13.
Похоже, те компании и крутые боссы из мира вашего бизнеса, которых вы считаете особенно достойными, не торопятся вступать с вами в деловые отношения.
Решение: Такая ситуация возникает из-за неразборчивости в выборе компаньонов. Для бизнеса типично включать в команду тех, кто может оказать нам максимальную финансовую поддержку вроде серьёзной субсидии, обеспечить крышу, выдать поручительства или предоставить другие необходимые средства, свои определённые навыки или контакты — и в определённых условиях мы можем закрыть глаза на некоторые вполне очевидные недостатки потенциальных партнёров, такие как их характер, порядочность, моральный облик и тому подобные черты.
Однако когда-нибудь человеческая несостоятельность такого партнёра обязательно нанесёт ущерб вашему бизнесу, тогда как нравственное совершенство другого, наоборот, поможет бизнесу дорасти до серьёзного финансового успеха.
Проблема бизнеса №14.
Безжалостная конкуренция: только вам кажется, что вы идёте с конкурентами ноздря в ноздрю, как соперники снова одерживают верх.
Решение: Одна из главных причин этого явления — грубость в разговоре с окружающими. В древних книгах содержится интересный способ объяснения того, что же именно превращает сказанное вами в грубость. Они разделяют оскорбительные выражения на две категории: те, что сами по себе неприятны, и те, что вроде и звучат прилично, но сказаны с намерением оскорбить. Последовательно избегайте любой разновидности грубой речи в течение длительного срока времени, постоянно помня о том, сколько негативных отпечатков в своём собственном уме вам удалось избежать.
Проблема бизнеса № 15.
Решение: Такая ситуация формируется вследствие очень характерного отношения к окружающим. Когда мы видим неудачу другого в любой деятельности — будь то секретарша, опрокинувшая чашку кофе на свою новую блузку, которую она только что с гордостью продемонстрировала подругам, или наш конкурент, потерявший несколько миллионов долларов на банкротстве своего основного заказчика, — мы испытываем мелкое гадливое чувство удовлетворения или злорадства при виде чужих неприятностей. Эта особенная причуда, свойственная человеческому уму, так широко распространена, что древние книги Тибета включают её в первую десятку источников умственных бед. Похоже, у нас есть привычка проявлять нездоровый интерес к несчастьям окружающих; в самом отвратительном виде это проявляется во всеобщем ажиотаже вокруг бед знаменитостей.
Чтобы предотвратить появление такого отпечатка, старайтесь сострадать всем, у кого появляются проблемы, даже если это ваш конкурент. Гораздо веселее, когда дружеское соревнование ведут между собой энергичные, творчески-ориентированные компании, которые играют друг с другом честно, а их первые лица время от времени даже вместе обедают. И очень скверно, потирая руки, смеяться над человеком при виде его падения. К тому же вспомните афоризм: «Хорошо относитесь к людям, когда идёте наверх по лестнице успеха; вы можете снова встретить их, когда будете спускаться вниз».
Это обращение к благоразумию : уважайте всех — и уборщицу, и своего брата менеджера, и самого сильного конкурента. Есть сотни историй, когда большие начальники заканчивали тем, что оказывались под сапогом тех самых людей — своих бывших подчинённых, — над которыми они вдоволь поизмывались в своё время; можете себе представить, каково им теперь пришлось.
Проблема бизнеса № 16.
Вы продумываете важный проект, разрабатываете его до мельчайших деталей, напряжённо работаете над его осуществлением и запуском, а он берёт и проваливается.
Решение: Такая ситуация связана с непониманием того, как действительно работают вещи. Обратите внимание — это не то же самое, что неспособность понять те принципы, о которых мы здесь говорим. Каждый раз, когда вы принимаетесь за осуществление некоего проекта с какой-нибудь активной ложной идеей, связанной с механизмом работы вещей — «Если напряжённо работать, да ещё добавить нужное количество сверхурочных часов, то всё у нас получится!» — то вы внедряете в свой ум отпечаток, заставляющий вас продолжать неверно понимать, как работают вещи,и снова и снова терпеть неудачи.
И дело не в капитале — невероятное количество проектов с достаточными капиталовложениями проваливается. Дело не в людях — огромное число проектов с прекрасными людьми рушится. Дело не в рынке — кто-то на том же самом рынке развивает проект, который отлично работает. Дело не в том, как много вы работаете, — одни почти не ходят на работу и кажутся вполне преуспевающими, другие вкалывают не покладая рук — сверхурочно, да ещё выходные прихватывают, — а всё равно безрезультатно. Не в этом ключ к успеху, а в состоянии ума, в понимании принципов, которые мы с вами изучаем.
Проекты, сделанные во всеоружии этого знания, в этом состоянии понимания, работают. И точка! А вот прямолинейное, лобовое мышление создаёт ментальные отпечатки, которые возвращаются в сознание как рецидив прямолинейного же мышления.
Проблема бизнеса № 17.
Люди вокруг вас и пальцем не пошевелят, чтобы выручить вас, когда вам более всего нужна их помощь.
Решение: И снова во всём виновата привычка испытывать некое нездоровое удовольствие при виде чужих проблем. В идеале постарайтесь не упускать ни одного случая, когда вы можете помочь — будь то таблетка от головной боли, предложенная коллеге за соседним столом, или энергичное полуночное участие в аврале по подготовке завтрашней презентации для основного заказчика. Как минимум, держите свой ум под неусыпным контролем, отказывая себе в патологическом удовольствии кайфовать от неприятностей других.
Проблема бизнеса № 18.
Вы обнаруживаете, что не способны управлять своей злобой; вас раздражают сотрудники, поставщики, заказчики, погода, телефон и вообще всё и вся.
Решение: Раздражительность такого типа — это очень интересная проблема в мире потенциалов и ментальных отпечатков . Чтобы «добиться» такого результата, надо опять-таки желать другим несчастья или, как минимум,ни капельки не сочувствовать тем, у кого неприятности. Кстати, это совершенно обычное явление по отношению к тем, кто нам не нравится, и, если поразмыслить, одно из самых скверных свойств человеческого ума. Ну почему мы должны желать беды другому, даже тому, кто нам желает горя? Беды в нашей жизни, беды в нашем бизнесе, беды в наших семьях — это наш общий враг, вроде СПИДа или рака, страдание, которое никому не приносит добра, проклятие нашего мира.
Если мы хотим добиться успеха на любом уровне, на каждом уровне, на всех уровнях, мы должны уничтожить несчастье во всех его проявлениях, и в каждом уме — даже в умах тех, кто конкурирует с нами в борьбе за очередное продвижение своего товара на рынок.
Проблема бизнеса №19.
На вашем рынке царит хаос; кажется, что показатели прыгают вверх-вниз без всякого смысла и логики.
Решение: И снова, уже в который раз, виной этому хаосу — хаотическое намерение, пожелание неудачи другим. Беспорядок на глобальном уровне, на рыночном уровне, на уровне бизнеса (не важно вашего или вашего конкурента) и на личном уровне — это просто разновидности несчастья для того, кто бы ни находился в центре всего этого, а мы должны достичь такого состояния, чтобы не желать вреда никому. След, который отпечатывается в вашем уме от пожелания добра всем, кто вас окружает, даже соперникам, создаёт стабильный рынок, экономику, которая последовательно развивается и оказывает такую поддержку каждому участнику этой игры, о которой он даже и мечтать не смел.
Такой взгляд на экономику имеет большие последствия: неправда, что ресурсы ограничены и только определённое количество людей может жить богато в конкретный период времени. Но вспомните дополнительные богатства, созданные изобретением персонального компьютера, вспомните дополнительные богатства, созданные изобретением телефона, подумайте, какой потенциал для дополнительного всеобщего обогащения заложен в широко раскинутых сетях личных и корпоративных компьютеров — будь то Интернет или нечто идущее ему на смену.
С точки зрения потенциала и отпечатков это новое богатство — результат новых отпечатков в умах всех, кого это касается, входящих в их сознательный ум и создающих восприятие новых источников обогащения для больших групп людей. Ограниченные ресурсы для растущего населения — это событие со своими собственными предпосылками; если бы отпечатки были другими, то и картина стала бы другой: ресурсы, увеличивающиеся вместе с населением, а то и слегка опережающие его рост.
Мы должны иметь достаточно богатое воображение, чтобы создать новое неиссякаемое богатство, а не ограничивать себя и наше будущее рамками того, что мы имеем на сегодняшний день.
Проблема бизнеса № 20.
Коррупция проникает во все сферы вашего бизнеса: в его регуляцию со стороны правительства, во взаимодействие с другими компаниями, в поведение отдельных сотрудников.
Решение: И снова решение очень приятное: сознательно радуйтесь успехам каждого из тех, кто вас окружает, — маленьким успехам и большим успехам, успехам своей фирмы и успехам конкурентов. Восхищайтесь хорошо выполненной работой, независимо от того, кто её выполняет, и перестаньте поддаваться основной эмоции при виде чужого счастья — зависти. Жизнь очень коротка; и вы, и ваши конкуренты и глазом не успеете моргнуть, как умрёте и будете всеми забыты, а краткий миг счастья очень ценен. Когда кто-нибудь в вашей фирме отлично справляется с работой или заслуживает одобрения за важный вклад в общее дело, остановите его в коридоре и не упустите случай увеличить своё собственное счастье,вместе с ним радуясь его успеху, вместо того чтобы завидовать одному из тех радостных моментов жизни, которые и случаются очень редко, и заканчиваются очень-очень быстро.
Когда конкурент выступает с новой блестящей идеей, подойдите к нему на презентации и выразите своё искреннее удовольствие и восхищение его достижениями. Ментальный след, запечатленный таким поведением, проявится в вашем сознательном уме как ещё одна великолепная идея на рынке! И это не в пример интереснее, чем в одиночестве сидеть Дома и печалиться по поводу того хорошего, что произошло с другими.
Проблема бизнеса № 21.
По мере того как летят годы вашей корпоративной карьеры, вы замечаете, что обнаруживаются небольшие проблемы со здоровьем, которые затем становятся всё более серьёзными.
Решение: Существует вполне конкретное и результативное решение этой проблемы. Оглядите компанию с новой точки зрения, пройдя по всем коридорам и заглянув во все отделы. Постарайтесь выявить любое нарушение или просто недосмотр, которые могли бы негативно отразиться на здоровье любого сотрудника. Все ли рабочие столы и стулья установлены в строгом соответствии с требованиями удобства и здоровья людей? Вы чётко соблюдаете все требования пожарной и технической безопасности или просто понавесили плакатов и указателей, которыми более всего интересуются госинспекторы? Вы уделяете время, чтобы убедиться в том, что ваше руководящее звено и рядовые сотрудники не страдают от сверхурочной работы, причём не только от той, что вы на них возлагаете, но и от переработок по их собственной инициативе? Созревший плод отпечатка такого беспокойства о здоровье других попадает в сознательный ум в виде улучшения вашего личного здоровья.
Но и это, опять же, не случится в один день. Вспомните сравнение с обучением игре на фортепиано или овладением искусством гольфа.Чтобы ваша забота о благополучии тех, кто вас окружает в вашей фирме, ощутимо повлияла на ваше здоровье, она должна развиваться и, наконец, стать естественной частью вашей жизни. Она должна даваться вам легко, так же автоматически, как хорошо выученная фортепианная пьеска,когда руки, не глядя, скользят по клавишам и сами берут аккорды.
Проблема бизнеса № 22.
Рыночные стратегии, которые обычно хорошо работали на вас, больше не имеют успеха.
Решение: Если вы хоть сколько-ни будь занимались бизнесом, то знаете, как это происходит. Вы врываетесь в свою отрасль с новой идеей или новым продуктом. Деньги на вас отовсюду так и сыплются. Ваша единственная серьёзная проблема — как выполнить все заказы, как обучать новый персонал, ведь компания растёт не по дням, а по часам. Весь мир у ваших ног, вы всё делаете правильно, вы удивлены, как все эти компании вокруг вас не смогли до этого додуматься.
Проходит год или два, и в один прекрасный день ваш самый важный заказчик ставит вас в известность, что большую часть заказов перехватил некий поставщик, — и вот вы уже номер два. Даже название этой фирмы номер один вам ни о чём не говорит. Вы посылаете людей по магазинам, чтобы закупить образцы её продукции — что бы там она ни производила,— и пытаетесь выяснить, как этот ваш неожиданный конкурент её делает. Вам кажется, что вы и сами можете так сделать, и вот вы трубите своим войскам общий сбор и держите перед ними пламенную речь о том, что случилось с фирмой Coca-Cola, когда она позволила Pepsi встать на ноги. Вы направляете своих испытанных замов на самые важные участки фронта: они закалены в боях, они не подведут, они знают своё дело.
Строевым шагом замы выступают по месту службы, чтобы делать то, что делали всегда. Всем начинает казаться, что скоро всё снова пойдёт по-прежнему. Но проходят дни, за ними недели, и впервые вас посещает чувство, что вы месите сапогами грязь на длиннющей и запутанной деревенской дороге. Сначала заводит в тупик один надёжный путь к успеху, который в прошлом работал безотказно, потом подводит другой, затем проваливается третий. Это, пожалуй, первый настоящий моральный кризис в компании, когда до людей наконец доходит, что ситуация-то изменилась и старые трюки по неясным причинам не срабатывают с прежней лёгкостью.
Ну, тут вы начинаете искать причину в чём угодно. Конкуренция на рынке сильно возросла. Крупный прорыв в сфере производства вашей продукции уже не осуществим с той прежней лёгкостью, которая сопутствовала вам, когда вы только что вышли на рынок. Тех немногих, но незаменимых соратников, которые только и могли заставить всё вокруг крутиться и работать, больше нет рядом с вами. Заводы в такой-то заморской стране вовсю занялись демпингом. В общем, знакомая песня — тысячу раз приходилось через всё это проходить. Здесь архиважно понять то, что вы так и не определили, почему ваши прежние стратегические решения больше не работают; вы всего лишь установили, как они не работают.
Но настоящий вопрос не в том, какие факторы стали вдруг угрожать вашему традиционному подходу, а в том, почему эти факторы именно сейчас способны угрожать вашему бизнесу. А вот это опять результат отпечатка в вашем собственном уме, нечто посеянное в нём в прошлом и только сейчас возникшее на переднем крае ваших ощущений. Поймите же: причина не в том, что сами стратегии бизнеса утратили эффективность. Иногда стратегия работает годы, иногда она работает месяцы, иногда она не работает вовсе. Иногда разумно сменить стратегии, иногда разумно оставить всё как есть. Это не внешние условия меняются. Это ваше собственное восприятие изменилось.
Ваши стратегии будут то работать, то буксовать ровно столько, сколько вам понадобится для того, чтобы понять, что же действительно меняется. А меняются ваши собственные ощущения. Во всяком случае, тот отпечаток, который заставляет меняться ваши ощущения — то есть отпечаток, который как раз и объясняет, почему вы видите, что ваши традиционные стратегии под угрозой, — не представляет из себя ничего сложного, это одна из форм обмана, что-то вроде военной хитрости, неполная честность в том, как вы делаете деньги. Мы опять же совсем не говорим, что вы продавали огнетушители, которые не работают, и что вы при этом знали, что они никогда не будут работать, или делали ещё что-то настолько же сволочное.
Отпечатки, из-за которых мы попадаем в беду, опять-таки маленькие, совсем незначительные, из тех, что мы насаждаем ежеминутно и повседневно. Лёгкое преувеличение, чтобы окончательно развеять сомнения потенциального покупателя (параметры — вещь растяжимая!), делающего первый заказ; небольшая ложь во спасение (ну не для себя же!), объясняющая заказчику задержку с выполнением его заказа; крохотные подправки в бухгалтерском балансе для банка, который финансировал ваш последний проект. Избегайте таких «подправок» своей профессиональной этики, избегайте даже минимальных «растяжений» своей порядочности, и вы обнаружите, что ваш традиционный коммерческий подход продолжает прекрасно работать.