какие могут быть цели урока английского языка
Цели урока английского языка
Английский язык в современном обществе занимает примерно тоже место, которое в 18-19 веках принадлежало французскому. Знание его, как правило, демонстрирует образованность и незаурядный уровень интеллекта человека. Именно поэтому, давая уроки английского, преподавателю важно правильно определить цели, которые он преследует и четко следовать им. Только тогда становится возможным качественное и полноценное обучение.
Ошибкой было бы ограничивать цели урока английского языка лишь передачей навыков разговорной и письменной речи, чтения и перевода текстов. Подобный подход не обеспечивает достаточного уровня познаний и не позволяет вести полноценный диалог с носителями английского языка.
Грамотный преподаватель ставит перед собой гораздо более широкую задачу, рассчитанную на все время обучения. Его цели могут подразделяться на:
Образовательные цели уроков английского
Образовательные цели урока английского языка, как правило, подразумевают непосредственное обучение грамотному построению предложений на изучаемом языке, а также слушать и понимать услышанное. Здесь могут использоваться такие средства, как учебные тексты, аудиозаписи, диалоги между учащимися и учителем, а также другие, незнакомые языковые средства. Все это позволяет нарастить базовые знания, исходя из которых, будет происходить дальнейшее формирование языковых знаний и умений.
Воспитательные цели
Работая над формированием базовых знаний, нельзя забывать о том, что никакое обучение не завершиться успехом, если обучаемому человеку не интересен сам процесс работы над познанием иностранного языка. При этом он может отлично осознавать, зачем нужно учить значения слов и грамматику (например, для будущей работы, связанной с английским). Но даже такой стимул часто оказывается недостаточным.
Учителю, помимо обучения непосредственно языку, необходимо привить слушателям интерес к стране, где говорят на нем, воспитать любовь к традициям и культурным ценностям носителей языка, научить определенным правилам поведения, передать ученикам формулы вежливости, которые используются в англоязычных странах и их речевые клише.
Все это и есть воспитательные цели урока английского языка.
Развивающие цели
Развивающий аспект обучения английскому языку заключается в умении обобщать, доказывать и логически высказывать свои мысли. Ученик должен получить навыки сравнения, развивать содержательность и легкость речи для восприятия. Его английский не должен звучать чужеродно для уха гостя из Соединенных штатов или Англии.
Часто слушателей урока учат правильной, литературной английской речи. Но ведь повседневные диалоги редко соответствуют всем канонам классического языка. Здесь возможны оговорки, специфические выражения, сленг. Все это должен уметь использовать человек, в совершенстве владеющий английским языком.
Также при обучении важно правильно обучить выражать свои эмоции, мысли, целостно воспринимать речь собеседника, вникая во все тонкости, и «читать между строк», понимая подтекст устной или письменной информации.
Разумеется, для достижения всех этих целей требуется немало времени и колоссальный труд, как преподавателя английского, так и ученика. Месяцы, а может и годы кропотливой работы могут окончиться крахом, если цели обучения поставлены неправильно.
Поэтому учитель английского должен четко определять то, чего он хочет достигнуть на каждом отдельно взятом уроке и за весь срок обучения. Только тогда можно будет говорить о том, что ученик в полной мере воспринял передаваемую ему информацию и действительно овладел английским языком!
Таким образом, стратегические цели уроков английского языка можно свести к:
«Постановка целей и задач при написании конспекта урока английского языка в школе»
Постановка целей и задач при написании конспекта урока английского языка в школе
Постановка целей — не особо приятное занятие. И писать о них также не доставляет особого удовольствия. Однако есть необходимость вернуться к этой теме ещё раз. Мне не совсем нравятся примерные цели, представленные в одной из статей на нашем блоге. Как не превратить написание целей урока в «магию слов»? Как сформулировать осмысленные и конкретные цели урока, а не делать формальную отписку? Честное слово, как-то претит заниматься крючкотворством в угоду проверяющим — для себя бы составить представление и, в случае каких-то трений с проверяющими, обосновать свою точку зрения.
Прочитала множество документов в Интернете. Все они практически повторяют одно и то же, что «цель – прогнозируемый учителем результат, который должен быть достигнут к концу урока» и что «сформулированная цель должна быть
а) четкой; б) понятной; в) достижимой; г) проверяемой; д) конкретной.»
Хорошо, согласимся. И с существованием триединой цели урока согласимся, так как на уроке ученики усваивают знания, выполняют умственные и физические действия, приобщаются к каким-то нравственным категориям. Отсюда вытекает триединая цель в трёх аспектах: 1) познавательном 2) развивающем 3) воспитательном.
Существует также понятие задач урока — это конкретизация целей. Только мне кажется, если написать три общие цели, а потом ещё и конкретизировать их в задачах, то написание плана урока превратится в сущий ад. Целей в плане будет прописано больше, чем этапов урока. Думается, что конкретизировать цели можно при составлении технологической карты урока. Смотрите образец (кстати, есть несколько вариантов написания технологической карты урока, этот именно с графой прогнозируемого результата, который и представляет собой задачи каждого этапа урока):
Что касается воспитательной и развивающей целей урока, тут я пришла к определённым выводам и могу с уверенностью сказать, как нужно формулировать эти аспекты целей и почему. Более того, скажу, что не обязательно ставить воспитательные и развивающие цели к каждому уроку, можно поставить одну цель на несколько уроков темы: невозможно за один урок улучшить память учащихся, научить анализировать и обобщать, воспитать доброту, гуманность, вежливость, а тем более проверить, насколько они сформированы. Значит, цели могут повторяться из урока в урок и это нормально.
Прописывая воспитательные цели, используйте следующие формулировки:
создать/обеспечить условия для воспитания чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам, ценности физического здоровья и т.д.
Развивающий компонент цели будем формулировать так:
создать условия для развития/способствовать развитию (логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умения составлять план и пользоваться им, и т. д.)
По-моему, довольно ясно: воспитательная – создать условия для воспитания (пишем чего), развивающая – создать условия для развития (пишем чего).
Примеры воспитательных целей:
«Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к будущей профессии …»
«Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения учащихся …»
«Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности …»
«Способствовать воспитанию бережливости и экономии …»
«Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету …»
«Организовать ситуации, акцентирующие формирование сознательной дисциплины при работе …»
«Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …»
«Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей природе …»
«Обеспечить высокую творческую активность при выполнении …»
«Создать условия, обеспечивающие воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ …»
«Обеспечить условия для воспитания творческого отношения к избранной профессии …»
«Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения …»
«Создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля …»
«Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности …»
Примеры развивающих целей:
«Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы …»
«Обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между …»
«Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать …»
«Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное …»
«Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях»
«Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли …»
«Обеспечить условия для развития внимательности, наблюдательности и умений выделять главное, оценке различных процессов, явлений и фактов …»
«Способствовать развитию волевых качеств учащихся при …»
«Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач …»
«Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического, творческого) мышления …»
«Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом решения проблемных и исследовательских задач …»
С воспитательной и развивающей целями разобрались.
Познавательную (образовательная, практическая, когнитивная — это всё названия одной и той же предметной цели) цель ставить труднее, потому что к её формулировке нет единого подхода. Но именно эта цель самая важная. Она самая конкретная, самая проверяемая, самая очевидная и достижимая. Она как мишень: поставь её перед собой и учениками и добивайся стопроцентного попадания.
Практические цели можно формулировать в зависимости от типа урока. (Оговорюсь, что однозначного мнения по вопросу типологии уроков нет). Есть, например, деление уроков на языковые и речевые. Тогда цели ставятся в зависимости от 1) типа урока и 2) аспекта языка или вида речевой деятельности.
Аспект языка: фонетика, лексика, грамматика.
Виды РД: аудирование (восприятие речи на слух), говорение (монологическая, диалогическая речь), чтение, письмо.
Типы уроков: 1) урок формирования речевых навыков; 2) урок совершенствования речевых навыков; 3) урок развития речевых умений.
Следовательно, на уроке по формированию грамматических навыков мы поставим цель, «Способствовать формированию (совершенствованию, развитию) грамматических навыков (для конкретизации укажем — употребления такого-то времени, такой-то структуры, такой-то группы местоимений, таких-то числительных).
Пример: Способствовать формированию грамматических навыков употребления структуры to be going to.
Но при таком подходе для учащихся цель придётся формулироваться иначе, потому как ученикам такая цель ни о чём не говорит. Она слишком общая. Перед учениками нужно поставить конкретную цель и указать способы её достижения: «Сегодня мы научимся говорить о своих планах, используя такие-то времена и такую-то структуру» или «Мы научимся сравнивать разные предметы с помощью степеней сравнения прилагательных». Это и будет конкретика, в конце урока учащиеся с помощью рефлексии (став на время учителем), скажут, чему они научились за урок. «Я научился рассказывать о лете, используя Past Simple». «Я научился рассказывать о своих планах на ближайшее будущее, употребляя структуру to be going to». (Предположим, что учащиеся будут в состоянии сформулировать то, чему они научились за урок, как это только что сделала я»)
То же и с видами речевой деятельности.
Способствовать формированию (совершенствованию, развитию) навыков МР/ДР, письма, восприятия речи на слух (по теме такой-то).
Для учащихся: «Мы научимся рассказывать о …, используя знакомые нам слова и такие-то времена». «К концу урока мы научимся обсуждать меню с другом и делать заказ в ресторане ».
При проведении контроля, устного или письменного, цель сформулируем так:
Организовать деятельность учащихся по проверке сформированности таких-то языковых или речевых умений (конкретизирую).
При работе с текстом цель сформулируем так:
Способствовать (создать условия для) формированию/совершенствованию/ развитию навыков просмотрового (изучающего, ознакомительного) чтения.
Способствовать формированию/совершенствованию/развитию лексических навыков по теме «Мy country».
Однако существует несколько иная классификация типов уроков:
— урок ознакомления с новым материалом;
— урок закрепления изученного;
— урок применения знаний и умений;
— урок обобщения и систематизации знаний;
— урок проверки и коррекции знаний и умений;
— комбинированный урок.
Что могу о ней сказать? Наш предмет обладает определённой спецификой: у нас не бывает ознакомления без закрепления. Мы не обучаем только одному аспекту языка или одному виду речевой деятельности. Мы учим всему сразу: и лексике, и грамматике, и говорению. Учитывая, что основная цель современного урока иностранного языка — направленность на речевую деятельность, практически все наши уроки комбинированные. Значит, практических целей у нас будет несколько, только одна будет превалировать, и не обязательно речевая.
Попробуем сформулировать цели урока в соответствии со второй классификацией типов урока:
Организовать деятельность учащихся по изучению и закреплению структур приветствия/прощания.
Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению букв алфавита А, В, С, познакомить с понятием транскрипции.
Организовать деятельность учащихся по повторению и обобщению пройденного материала, организовать проверку знаний алфавита.
Организовать деятельность учащихся по изучению лексики по теме «Семья», структуры I’ve got a…
Интересно также заглянуть в любую книгу для учителя и посмотреть, как цели урока ставят составители УМК.
to introduce
to develop
to familiarize
to encourage
to promote
И никто не поправит автора УМК, что учитель не может «to develop student’s memory» или «to widen students’ knowledge», потому как задачи эти не конкретные, не достижимые и не поддающие проверке в конце урока.
В заключение приведём примеры формулы грамотного формулирования когнитивных целей урока. Это то, что мы должны держать в голове, планируя свои уроки. Не встречала таких формулировок в отечественной методической литературе, зато встречала в зарубежной. Такая постановка целей кажется мне оптимальной. Именно таким образом я бы формулировала задачи урока.
1. Предполагается, что к окончанию урока учащиеся будут … (называть, распознавать, преобразовывать, приводить примеры и др.)
2. Планируется, что к окончанию урока ученики будут знать закон Ома …., уметь решать расчетные задачи в 2-3 действия на следующие формулы…
3. Планируется, что к окончанию урока ученики смогут выполнить следующий тематический тест… И приводится содержание теста.
4. Планируется, что к окончанию урока ученики будут владеть следующими умениями …
«Постановка целей урока английского языка и способов их достижения в соответствии с ФГОС на начальной ступени обучения»
МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»
Выступление на тему:
«Постановка целей урока английского языка и способов их достижения
на начальной ступени обучения»
Подготовила учитель английского языка
МОУ «Майская гимназия»
Зубкова Ксения Валерьевна
Выступление на тему:
«Постановка целей урока английского языка и способов их достижения
на начальной ступени обучения»
Зубкова Ксения Валерьевна,
МОУ «Майская гимназия»
Современный урок должен отражать владение структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи.
Мы подробнее остановимся на этапе целеполагания, который является одним из важнейших аспектов современного урока.
Целеполагание – это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть объективным и соответствовать планируемому результату. Рассмотрим наиболее распространенные ошибки, которые следует избегать при планировании урока.
Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения.
Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.
Завышение цели. Случается, что на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. Примером таких целей могут быть следующие: «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Т.о цель должна диагностична, что означает, имеются средства и возможности проверить, достигнута ли она
Постановка цели учителем, а не учащимися.
Итак, цели должны быть:
Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель.
ориентированы на результат
побуждать к действию
Цель не должна иметь расплывчатые формулировки . Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять».
Обучающие цели урока включают в себя овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками.
Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом :
«выбрать», «воспроизводить»,
«назвать», «употреблять»,
«дать определение», «написать»,«проиллюстрировать», «систематизировать»…
Воспитывающие цели способствуют:
воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.
Воспитательная работа на уроке должна планироваться самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной. Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели:
вызвать интерес,
пробудить любознательность,
выразить свое отношение…
прививать, укреплять. навыки;
Развивающие цели содействуют:
формированию общеучебных и специальных умений;
совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры;
осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом — становлению и развитию личности:
учить сравнивать,
учить выделять главное,
учить строить аналогии,
В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.
Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.
Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.
Цели должны быть достаточно напряженными, достижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гибкими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и возможности их достижения. Но это не является гарантией высокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы.
Даже самая совершенная система целей обучения мало поможет практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.
Умение согласования целей субъектов деятельности (учителя и ученика) является одним из критериев эффективности современного урока. При этом важно обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя. Традиционно учитель в начале урока называл его тему и четко проговаривал цель, что сразу предполагало субъектно-объектные отношения, при которых цель – прежде всего получение знаний.
S-Specific. Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки.
M-Measurable. Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели.
A-Achievable. Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете Вы и Ваши учащиеся.
R-Relevant. Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны соответствовать Вашим потребностям и (или) потребностям Ваших обучающихся
T- Time-limited. Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Точно определите время или период для достижения выбранной цели.
Для того, чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы:
Ситуация яркого пятна
2. Аудиальные:
Подводящий диалог
Проблема предыдущего урока.
Ситуация Яркого пятна :
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Например, предлагаю слова: I, He, My, You, We. Слово «My» выделено цветом. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Можно задать вопрос «Вы хотите узнать, как выглядит комната (комната Саймона, комната одноклассника, сказочного персонажа)?» Как это сделать?
1.Посмотреть на комнату.2. Послушать рассказ о комнате.3. Прочитать текст.
4. Расспросить. Так формулируются конкретные учебные цели.
Метод выяснения ожиданий и опасений
Очень важно, чтобы этап выяснения ожиданий и опасений был непосредственно связан с рефлексией: если в начале урока дети фиксируют свои личные цели и опасения (при помощи разных приемов), то в конце урока нужно обязательно вернуться к этим ожиданиям и проанализировать: что сбылось? что не сбылось? сбылись ожидания (т.е. цели)? сбылись опасения (т.е. цели не сбылись и у кого)? Чего больше: ожиданий или опасений? Почему? (т.е. проанализировать причины для того, чтобы эффективно организовать последующие уроки с учетом полученных результатов).
Ситуация яркого пятна
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете.
Например, слова: played, cooked, swam, helped. Слово «swam» выделено цветом. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
Предлагается разделить на группы ряд слов. Например : dogs, men, women children, boxes, feet, balls. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему слова множественного числа имеют разные признаки?» и будет целью урока.
Предлагается интересный эпизод, фильм, содержащий интригу и затруднения в объяснении, фотографии, текст, аудио, презентация, интересные факты из жизни. В ходе фронтальной беседы определяется цель познания.
Использование наглядного образа, объекта
Незаконченная схема, таблица или объекты, например, при изучении грамматики предлагается сравнить предложения, написанные в разных временах или предложения разных типов (вопросительные, отрицательные, утвердительные), что вызывает активизацию мыслительной деятельности учащихся, способствует выдвижению гипотез и формулированию целей.
Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.
Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:
– учет уровня знаний и опыта детей,
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность
Логическим завершением любого урока является сопоставление поставленных целей с достигнутым результатом на уроке в целом и каждым учащимся в частности.
Яркое начало урока, мотивирующее учащихся на познание, осознанно поставленные цели и задачи уроков, помогать сделать урок запоминающимся о полезным для учащихся.