какие молитвы читают в петров пост дома

Как правильно молиться в течение Петровского поста?

Накануне Дня святых, славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла православные верующие соблюдают Петровский пост. Он начинается через неделю после Дня Святой Троицы (Пятидесятницы) и продолжается от 8 до 42 дней. В 2021 году Перовский пост соблюдают с 28 июня по 11 июля.

Святые Петр и Павел стали символом чистоты, искренней веры и ревностного служения Богу. Истории их жизненного пути значительно различаются, но их служение Христу и принятие мученичества объединило апостолов.

Согласно преданию, они умерли в один день либо с разницей ровно в один год. Дату празднования Дня памяти Петра и Павла также связывают с днем перенесения их мощей в Риме, состоявшемся 12 июля (29 июня по старому стилю) 258 года.

Петровский пост установлен в память о том, как постились апостолы перед тем, как начать проповедовать христианство разным народам. Известно, что христиане соблюдали его с IV века.

В эти дни не употребляют скоромной пищи (мяса, яиц, молочных продуктов), но можно есть рыбу и добавлять в блюда растительное масло. Воздержание в питании в дни Петрова поста очищает тело, а каждодневная молитва – душу.

Молитвы в Петров пост на каждый день

Мы расскажем, какие молитвы читать в Петров пост дома перед вкушением пищи и после этого. Подобные чтения способны объединить всю семью. Если за столом находится несколько человек, молитву читает один из них, обычно самый старший.

Молитва перед вкушением пищи:
«Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения».

После вкушения:
«Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас».

Приведем другие молитвы читаемые в течение Петровского поста. Их можно читать как утром, так и вечером – стоя, обратившись лицом к иконе и совершая крестное знамение в начале и конце молитвы.

Величание
«Величаем вас, апостоли Христовы Петре и Павле, весь мир ученьми своими просветившия и вся концы ко Христу приведшия».

Какие ещё молитвы читают во время Петрова поста? Мы приведем те из них, что обращены к апостолам Петру и Павлу. К ним верующие обращаются в сложных жизненных ситуациях, просят утвердить их в вере, исцелить от различных заболеваний, ниспослать удачу в различных начинаниях.

Акафист святым первоверховным апостолам Петру и Павлу

Кондак 1
«Избраннии проповедницы Агнца Непорочнаго, за ны закланнаго, Христа Бога, преславнии апостоли Петре и Павле! Яко Боговедением концы мира озарившии и обильно струями благодати напоившии, и ныне с любовию призрите на чтущия усердно память вашу. Исполните нас духа премудрости, сердца наша верою утвердите, да непрестанно благодарственная вам поем, со умилением зовуще: Радуйтеся, святии первоверховнии апостоли Петре и Павле».

Икос 1
«Ангели благовестницы явистеся на земли, апостоли Петре и Павле блаженнии, зане от Самаго Виновника спасения нашего на делание ваше призвани бывше, широту всея земли обтекосте, иудеом и еллином Христа распятаго, Божию Силу и Божию Премудрость проповедающе. Темже и мы, светом учений ваших озаряеми, сердцем и усты взываем к вам сицевая: Радуйтеся, звезды светозарныя, от востока возсиявшия и всем людем путь ко Христу показавшия; радуйтеся, Церкве Христовы утверждение и столпи непоколебимии. Радуйтеся, власть вязати и решити грехи наша от Христа приимшии; радуйтеся, во святых писаниих ваших к вере и упованию на Бога вся ны призывающии. Радуйтеся, в житии вашем образы обращения согрешающим явившии; радуйтеся, высоту любве истинныя словом и делом нам показавшии. Радуйтеся, святии первоверховнии апостоли Петре и Павле».

Еще одна молитва на Петровский пост звучит так:
«О преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас, молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и Брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь».

Какие еще молитвы читать в Петров пост дома?

«О святии апостоли Петре и Павле, не отлучайтеся духом от нас, грешных раб Божиих (имена), да не разлучимся вконец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков».

Приведем слова других молитв в Петровский пост:

«О верховнии Апостоле: Петре, веры Христовой твердый изобразителю, и Павле, сладковещательная ластовица учения Господня! Зрим вас, аки многотекущую реку сказаний Христовых словес, истекающую от истинных недр Божиих и всю глубину кладезя истин богооткровенных пред нами, жаждущими их, открывающую. Зрим вас, аки светила, с небесе токи теплоты любве божественныя нам уясняющия: ублажаем вас, приемших труды и поты, во еже всеяти учений божественных семена: целуем стопы ваша, обтекавшия вся концы земли, и в трепете греховнем зрим главы ваша, смиренно преклоненныя к пречистым стопам Господним: единаго крестным путем (повешением) и другаго мечным усечением. Умильно просим вас, святии Апостоли, сотворите и нас в буести греховней преклоненными пред Учителем нашим Господом, сотворите гордости нашей главы усекновение учением богооткровенным: глад душевный наш да утолит Господь брашном, указуемым с самаго неба, якоже Петру: — ты же, Павле, богонасыщенный Христовых словес, потщися и нас до третьяго небесе возвести твоими непрестанными о нас ко Господу молитвами, да и мы тамо прославим с лики ангельскими и апостольскими дивнаго во святых своих Отца всяческих и Его же послал в мир спасаяй и наставляяй к жизни вечной, Господа Иисуса Христа, и единосущнаго Им Святаго Духа. Аминь».

«Святый верховный Апостоле Петре, каменю веры, на Христе, краеугольном камени, в Церковь исповеданием назданный! Моли, да и аз, умными помышлении и плотскими похотении всегда колеблемый, на тоемжде Христе, Камени живом, избранном, честном, верою наздан всегда совершаюся любовию в храм духовен, в священство свято, вознесити жертвы духовныя Богови Иисусу Христу. Святый верховный Апостоле Павле, сосуде избранный Христов, благодати и славы Божия преисполненне! Моли имущаго власть над тварию Творца, да мя, ныне сосуд погубленный, сотворит Себе сосуд в честь, освящен и благопотребен, на всякое благое уготован. Аминь».

Будем надеяться, что, зная, какие молитвы нужно читать дома на протяжении Петровского поста, вы проведете эти дни в соответствии с православными традициями.

Источник

Какие молитвы необходимо читать в Петров пост дома

какие молитвы читают в петров пост дома. Смотреть фото какие молитвы читают в петров пост дома. Смотреть картинку какие молитвы читают в петров пост дома. Картинка про какие молитвы читают в петров пост дома. Фото какие молитвы читают в петров пост дома

В православии первым летним постом является Петров пост, который также называют апостольским. Он соблюдается перед праздником Петра и Павла – учеников Христовых, умерших в мучениях за Него. Петров пост считается самым легким, поскольку приходится на период, когда в изобилии свежие овощи, фрукты, ягоды, зелень. К тому же, можно есть рыбу и морепродукты. Перед приемом пищи, и после него дома православные читают молитвы. Молиться нужно и в течение всего поста.

Что нельзя делать в Петров пост

какие молитвы читают в петров пост дома. Смотреть фото какие молитвы читают в петров пост дома. Смотреть картинку какие молитвы читают в петров пост дома. Картинка про какие молитвы читают в петров пост дома. Фото какие молитвы читают в петров пост дома

В Евангелие сказано, что Петров пост установлен апостолами Петром и Павлом – они соблюдали его перед своей миссионерской деятельностью. Изначально летом постились те православные, которые не соблюли Великий пост, но со временем поститься начали все. Летний пост позволяет духовно подготовиться к празднику Петра и Павла. В Петров пост необходимо помнить о запретах на:

Петров пост соблюдают, чтобы очиститься, в первую очередь духовно. Постясь, необходимо совершать добрые дела, благотворительные поступки.

Дома перед трапезой и после нее читают в Петров пост молитвы

какие молитвы читают в петров пост дома. Смотреть фото какие молитвы читают в петров пост дома. Смотреть картинку какие молитвы читают в петров пост дома. Картинка про какие молитвы читают в петров пост дома. Фото какие молитвы читают в петров пост дома

Каждый постный день перед тем, как приступить к трапезе, и по окончанию ее, православные молятся, читают специальные молитвы. В голос это делает самый старший член семьи.

Перед принятием пищи должна быть произнесена такая молитва:

«Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Очи всех на Тя, Господи, уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении, отверзаеши Ты щедрую руку Твою и исполнявши всякое животное благоволения».

По окончанию приема пищи читают такую молитву:

«Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небесного Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел еси, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас».

Ежедневно в утреннее и вечернее время суток в Петров пост также молятся, при этом обратившись лицом к иконе. Сначала нужно перекреститься, прочитать молитву, и еще раз перекреститься. Молитва такая:

«Величаем вас, апостоли Христовы Петре и Павле, весь мир ученьми своими просветившия и вся концы ко Христу приведшия».

Петру и Павлу посвящены акафисты:

«Избраннии проповедницы Агнца Непорочнаго, за ны закланнаго, Христа Бога, преславнии апостоли Петре и Павле! Яко Боговедением концы мира озарившии и обильно струями благодати напоившии, и ныне с любовию призрите на чтущия усердно память вашу. Исполните нас духа премудрости, сердца наша верою утвердите, да непрестанно благодарственная вам поем, со умилением зовуще: Радуйтеся, святии первоверховнии апостоли Петре и Павле».

«Ангели благовестницы, явистеся на земли, апостоли Петре и Павле блаженнии, зане от Самаго Виновника спасения нашего на делание ваше призвани бывше, широту всея земли обтекосте, иудеом и еллином Христа распятаго, Божию Силу и Божию Премудрость проповедающе. Темже и мы, светом учений ваших озаряеми, сердцем и усты взываем к вам сицевая: Радуйтеся, звезды светозарныя, от востока возсиявшия и всем людем путь ко Христу показавшия; радуйтеся, Церкве Христовы утверждение и столпи непоколебимии. Радуйтеся, власть вязати и решити грехи наша от Христа приимшии; радуйтеся, во святых писаниих ваших к вере и упованию на Бога вся ны призывающии. Радуйтеся, в житии вашем образы обращения согрешающим явившии; радуйтеся, высоту любве истинныя словом и делом нам показавшии. Радуйтеся, святии первоверховнии апостоли Петре и Павле».

В Петров пост читают еще две сильные молитвы:

«О, преславнии апостоли Петре и Павле, души за Христа предавшии и кровию вашею пажить Его удобрившии! Услышите чад ваших молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О сильнии! Понесите немощи наша, не отлучайтеся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас, молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и Брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь».

«О, святии апостоли Петре и Павле, не отлучайтеся духом от нас, грешных раб Божиих (имена), да не разлучимся вконец от любве Божия, но крепким заступлением вашим нас защитите, да помилует Господь всех нас молитв ваших ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение во веки веков».

В Петров пост корректируют свое питание: нельзя употреблять мясные, колбасные и молочные изделия, яйца, молоко. Рыба с морепродуктами запрещена только в среду и пятницу – в иные дни их едят.

Понедельник – прием горячей пищи без масла, даже растительного или оливкового. Это могут быть постные каши, легкие супы, тушеные овощи.

Среда, пятница – дни сухоядения. Необходимо приготовить блюда, основными ингредиентами которых будут овощи, фрукты, ягоды с орехами, сухофрукты с хлебом, мед, вода с солью.

Нельзя пропускать пост монахам, священникам. Послабления предусмотрены для людей с хроническими и иными серьезными заболеваниями, пенсионеров, маленьких детей, путешественников. Послабления существуют и для тех, чья работа связана с тяжелыми физическими нагрузками, а также для беременных, и женщин, которые кормят детей грудью.

Источник

Как провести Петров пост

Когда был уста­нов­лен Петров пост

Уста­нов­ле­ние Пет­рова поста отно­сится к первым вре­ме­нам Пра­во­слав­ной Церкви.

О цер­ков­ном уста­нов­ле­нии этого поста упо­ми­на­ется в поста­нов­ле­ниях апо­столь­ских:

«После Пяти­де­сят­ницы празд­нуйте одну сед­мицу, а потом пости­тесь; спра­вед­ли­вость тре­бует и радо­ваться по при­ня­тии даров от Бога, и поститься после облег­че­ния плоти».

Но осо­бенно этот пост утвер­дился, когда в Кон­стан­ти­но­поле и Риме, тогда еще не отпав­шем от Пра­во­сла­вия, были постро­ены храмы во имя пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Петра и Павла. Освя­ще­ние кон­стан­ти­но­поль­ского храма совер­ши­лось в день памяти апо­сто­лов 29 июня (по новому стилю – 12 июля), и с тех пор этот день стал осо­бенно тор­же­ствен­ным и на Востоке и на Западе. В Пра­во­слав­ной Церкви утвер­ди­лось при­го­тов­ле­ние бла­го­че­сти­вых хри­стиан к этому празд­нику постом и молит­вой.

С IV века сви­де­тель­ства отцов Церкви об апо­столь­ском посте ста­но­вятся все чаще, о нем упо­ми­нают св. Афа­на­сий Вели­кий, Амвро­сий Медио­лан­ский, а в V веке – Лев Вели­кий и Фео­до­рит Кир­ский.

Св. Афа­на­сий Вели­кий, опи­сы­вая в своей защи­ти­тель­ной речи к импе­ра­тору Кон­стан­цию бед­ствия, при­чи­нен­ные пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам от ариан, гово­рит: «Народ, постив­шийся в неделю, сле­ду­ю­щую за св. Пяти­де­сят­ни­цею, отошел для молитвы на клад­бище».

Почему этот пост назван апо­столь­ским

Этот летний пост, кото­рый сейчас мы назы­ваем Пет­ро­вым, или апо­столь­ским, раньше назы­вали постом Пяти­де­сят­ницы.

Цер­ковь при­зы­вает нас к этому посту по при­меру святых апо­сто­лов, кото­рые, приняв Свя­того Духа в день Пяти­де­сят­ницы, в посте и молитве (в труде и в изну­ре­нии, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте – 2Кор.11:27 ) гото­ви­лись ко все­мир­ной про­по­веди Еван­ге­лия.

Апо­столы Хри­стовы всегда при­го­тов­ляли себя к службе постом и молит­вой – они, совер­шив пост и молитву и воз­ло­жив на них руки, отпу­стили их ( Деян.13:3 ).

По словам свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста «пост с верою много при­дает кре­по­сти; ибо научает вели­кому любо­муд­рию, чело­века соде­лы­вает Анге­лом, да еще укреп­ляет против сил бес­те­лес­ных… тот, кто молится, как должно, и притом постится, немно­гого тре­бует; а кто тре­бует немно­гого, тот не будет среб­ро­лю­бив; а кто не среб­ро­лю­бив, тот любит пода­вать мило­стыню. Кто постится, тот ста­но­вится легким и окры­ля­ется, и с бодрым духом молится, уга­шает злые похоти, уми­ло­стив­ляет Бога и сми­ряет над­мен­ный дух свой. Поэтому-то апо­столы всегда почти пости­лись».

Почему Петров пост сле­дует за днем Пяти­де­сят­ницы

День Пяти­де­сят­ницы, когда в пяти­де­ся­тый день после исше­ствия Своего из гроба и в деся­тый день по воз­не­се­нии Своем Гос­подь, вос­сев­ший одес­ную Отца, нис­по­слал Пре­свя­того Духа на всех Своих уче­ни­ков и апо­сто­лов, — один из вели­чай­ших празд­ни­ков. Это совер­ше­ние нового веч­ного завета с людьми, о кото­ром пред­ска­зал пророк Иере­мия: «Вот насту­пают дни, гово­рит Гос­подь, когда Я заключу с домом Изра­иля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заклю­чил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы выве­сти их из земли Еги­пет­ской; тот завет Мой они нару­шили, хотя Я оста­вался в союзе с ними, гово­рит Гос­подь. Но вот завет, кото­рый Я заключу с домом Изра­и­ле­вым после тех дней, гово­рит Гос­подь: вложу закон Мой во внут­рен­ность их и на серд­цах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим наро­дом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и гово­рить: «познайте Гос­пода», ибо все сами будут знать Меня, от малого до боль­шого, гово­рит Гос­подь, потому что Я прощу без­за­ко­ния их и грехов их уже не вос­по­мяну более» ( Иер.31:31-34 ).

Дух Святой, сошед­ший на апо­сто­лов, Дух истины, Дух пре­муд­ро­сти и откро­ве­ния начер­тал вместо Синай­ского новый Сион­ский закон, не на скри­жа­лях камен­ных, но на пло­тя­ных скри­жа­лях сердца ( 2Кор.3:3 ). Место Синай­ского закона засту­пила бла­го­дать Свя­того Духа, зако­но­по­ла­га­ю­щего, пода­ю­щего силы к испол­не­нию Закона Божи­его, изре­ка­ю­щего оправ­да­ние не по делам, а по бла­го­дати.

Мы не постимся в Пяти­де­сят­ницу, потому что в эти дни Гос­подь пре­бы­вал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заста­вить сынов чер­тога брач­ного поститься, когда с ними жених? ( Лк.5:34 ). Обще­ние с Гос­по­дом есть как бы пища для хри­сти­а­нина. Итак, во время Пяти­де­сят­ницы мы пита­емся Гос­по­дом, с нами обра­ща­ю­щимся.

«После про­дол­жи­тель­ного празд­ника Пяти­де­сят­ницы пост осо­бенно необ­хо­дим, чтобы подви­гом его очи­стить нам мысли и соде­латься достой­ными даров Свя­того Духа,- пишет св. Лев Вели­кий. — За насто­я­щим празд­не­ством, кото­рое Дух Святой освя­тил Своим соше­ствием, обык­но­венно сле­дует все­на­род­ный пост, бла­го­де­тельно уста­нов­лен­ный для вра­че­ва­ния души и тела, и потому тре­бу­ю­щий, чтобы мы про­вож­дали его с долж­ным бла­го­во­ле­нием. Ибо мы не сомне­ва­емся, что после того, как апо­столы испол­ни­лись обе­то­ван­ною свыше силой, и Дух истины все­лился в сердца их, между про­чими тай­нами небес­ного учения, по вну­ше­нию Уте­ши­теля, пре­по­дано также учение и о духов­ном воз­дер­жа­нии, чтобы сердца, очи­ща­ясь постом, дела­лись спо­соб­ней­шими к при­ня­тию бла­го­дат­ных даро­ва­ний, …нельзя сра­жаться с пред­сто­я­щими уси­ли­ями гони­те­лей и ярост­ными угро­зами нече­сти­вых в изне­жен­ном теле и утуч­нен­ной плоти, поскольку то, что услаж­дает нашего внеш­него чело­века, раз­ру­шает внут­рен­него, и напро­тив, разум­ная душа тем больше очи­ща­ется, чем больше умертв­ля­ется плоть.

По этой-то при­чине уста­нов­лен неиз­мен­ный и спа­си­тель­ный обычай – после святых и радост­ных дней, празд­ну­е­мых нами в честь Гос­пода, вос­крес­шего из мерт­вых и потом воз­нес­ше­гося на небеса, и после при­ня­тия дара Свя­того Духа, про­хо­дить поприще поста.

Этот обычай необ­хо­димо, усердно соблю­дать и для того, чтобы в нас пре­бы­вали те дары, кото­рые сооб­щены ныне Церкви от Бога. Соде­лав­шись хра­мами Свя­того Духа и, более чем когда-либо, быв напо­ены Боже­ствен­ными водами, мы не должны покор­ство­вать ника­ким вожде­ле­ниям, не должны слу­жить ника­ким поро­кам, чтобы жилище доб­ро­де­тели не осквер­ни­лось ничем нече­сти­вым.

При помощи и содей­ствии Божием мы все можем достиг­нуть этого, если только, очищая себя постом и мило­сты­ней, будем ста­раться осво­бо­дить себя от скверн гре­хов­ных и при­но­сить обиль­ные плоды любви». Далее св. Лев Рим­ский пишет: «Из апо­столь­ских правил, кото­рые внушил Сам Бог, пер­во­сто­я­тели цер­ков­ные, по вну­ше­нию Свя­того Духа, первым поста­вили то, чтобы все подвиги доб­ро­де­тели начи­нать с поста.

Это они сде­лали потому, что запо­веди Божии можно испол­нить хорошо только тогда, когда воин­ство Хри­стово ограж­дено от всех соблаз­нов греха святым воз­дер­жа­нием.

Итак, воз­люб­лен­ные, должны мы упраж­няться в посте пре­иму­ще­ственно в насто­я­щее время, в кото­рое запо­ве­ду­ется нам пост, по окон­ча­нии пяти­де­сяти дней, про­тек­ших от вос­кре­се­ния Хри­стова до соше­ствия Свя­того Духа и про­ве­ден­ных нами в особом тор­же­стве.

Этот пост запо­ве­дан, чтобы предо­хра­нить нас от бес­печ­но­сти, в кото­рую очень легко впасть из-за дол­го­вре­мен­ного раз­ре­ше­ния на пищу, кото­рым мы поль­зо­ва­лись. Если ниву нашей плоти не воз­де­лы­вать непре­станно, на ней легко воз­рас­тают терние и вол­чицы, и при­но­сится такой плод, кото­рый не соби­рают в жит­ницу, а обре­кают на сожже­ние.

Поэтому мы обя­заны ныне со всем тща­нием хра­нить те семена, кото­рые при­няли в наши сердца от небес­ного Сея­теля, и осте­ре­гаться, чтобы завист­ли­вый враг как-нибудь не испор­тил даро­ван­ного Богом, и в раю доб­ро­де­те­лей не взросли терние поро­ков.

Отвра­тить же это зло можно только мило­стию и постом».

Бл. Семион Фес­са­ло­ни­кий­ский пишет, что пост уста­нов­лен в честь апо­сто­лов, «потому что через них мы спо­до­би­лись многих благ и они яви­лись для нас дея­те­лями и учи­те­лями поста, послу­ша­ния… и воз­дер­жа­ния. Это против воли сви­де­тель­ствуют и лати­няне, чествуя апо­сто­лов постом в их память. Но мы, согласно с поста­нов­ле­ни­ями апо­столь­скими, состав­лен­ными Кли­мен­том, после соше­ствия Свя­того Духа одну неделю тор­же­ствуем, а потом, со сле­ду­ю­щей за тем, чествуем пре­дав­ших нам поститься апо­сто­лов».

Почему апо­столы Петр и Павел назы­ва­ются пер­во­вер­хов­ными

По сви­де­тель­ству слова Божия, апо­столы зани­мают особое место в Церкви – каждый должен разу­меть нас, как слу­жи­те­лей Хри­сто­вых и домо­стро­и­те­лей тайн Божиих ( 1Кор.4:1 ).

Обле­чен­ные равной силой свыше и оди­на­ко­вой вла­стью раз­ре­шать грехи, все апо­столы сядут на две­на­дцати пре­сто­лах возле Сына Чело­ве­че­ского ( Мф.19:28 ).

Хотя неко­то­рые апо­столы и отли­чены в Писа­нии и пре­да­нии, напри­мер Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был глав­ным и даже пре­вос­хо­дя­щим честью осталь­ных.

Но так как в Дея­ниях апо­столь­ских пре­иму­ще­ственно повест­ву­ется о трудах апо­сто­лов Петра и Павла, то Цер­ковь и святые отцы, бла­го­го­вея при имени каж­дого из апо­сто­лов, этих двоих назы­вают пер­во­вер­хов­ными.

Цер­ковь про­слав­ляет апо­стола Петра как пред­на­чав­шего из лика апо­сто­лов испо­ве­дать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потру­див­ше­гося и при­чис­лен­ного к высшим из апо­сто­лов Духом Святым ( 2Кор.2:5 ); одного – за твер­дость, дру­гого – за свет­лую муд­рость.

Назы­вая двоих апо­сто­лов вер­хов­ными, по пер­вен­ству порядка и трудов. Цер­ковь вну­шает, что глава ее есть один только Иисус Хри­стос, а все апо­столы – слу­жи­тели Его ( Кол.1:18 ).

Святой апо­стол Петр, до при­зва­ния своего носив­ший имя Симон, стар­ший брат апо­стола Андрея Пер­во­зван­ного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выра­же­нию св. Иоанна Зла­то­уста, это был чело­век пла­мен­ный, некниж­ный, про­стой, бедный и бого­бо­яз­нен­ный. Он был при­ве­ден к Гос­поду своим братом Андреем, и при первом же взгляде на про­стого рыбака Гос­подь пред­на­рек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гре­че­ски – Петр, то есть камень. По избра­нии Петра в число апо­сто­лов Гос­подь посе­тил его убогий дом и исце­лил тещу от горячки ( Мк.1:29-31 ).

В числе трех уче­ни­ков Своих Гос­подь удо­стоил Петра быть сви­де­те­лем Своей Боже­ствен­ной славы на Фаворе, Своей Боже­ствен­ной силы при вос­кре­ше­нии дочери Иаира ( Мк.5:37 ) и Своего по чело­ве­че­ству уни­чи­же­ния в саду Геф­си­ман­ском.

Петр горь­кими сле­зами рас­ка­я­ния омыл свое отре­че­ние от Христа, и первым из апо­сто­лов вошел в гроб Спа­си­теля по вос­кре­се­нии Его, и первым из апо­сто­лов удо­сто­ился узреть Вос­крес­шего.

Апо­стол Петр был выда­ю­щимся про­по­вед­ни­ком. Сила его слова была столько велика, что он обра­щал ко Христу по три, по пять тысяч чело­век. По слову апо­стола Петра обли­ча­е­мые в пре­ступ­ле­нии падали мерт­выми ( Деян.5:5,10 ), мерт­вые вос­кре­сали ( Деян.9:40 ), боль­ные исце­ля­лись ( Деян.9:3-34 ) даже от при­кос­но­ве­ния к ним одной тени про­хо­дя­щего апо­стола ( Деян.5:15 ).

Но у него не было пер­вен­ства власти. Все цер­ков­ные дела реша­лись общим голо­сом апо­сто­лов и пре­сви­те­ров со всей Цер­ко­вью.

Апо­стол Павел, говоря об апо­сто­лах, почи­та­е­мых стол­пами, постав­ляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна ( Гал.2:9 ), себя же при­чис­ляет к ним ( 2Кор.11:5 )

и срав­ни­вает с Петром. Собор посы­лает Петра на дело слу­же­ния так же, как и других уче­ни­ков Хри­сто­вых.

Апо­стол Петр совер­шил пять путе­ше­ствий, про­по­ве­дуя Еван­ге­лие и многих обра­щая ко Гос­поду. Послед­нее путе­ше­ствие окон­чил в Риме, где с вели­ким усер­дием бла­го­вест­во­вал веру Хри­стову, умно­жая число уче­ни­ков. В Риме апо­стол Петр обли­чил обман Симона волхва, кото­рый выда­вал себя за Христа, обра­тил ко Христу двух жен, люби­мых Неро­ном.

По пове­ле­нию Нерона 29 июня 67 года апо­стол Петр был распят. Он просил мучи­те­лей рас­пять себя голо­вой вниз, желая этим пока­зать раз­ли­чие между своими стра­да­ни­ями и стра­да­ни­ями своего Боже­ствен­ного Учи­теля.

Чудесна исто­рия обра­ще­ния свя­того апо­стола Павла, до этого носив­шего еврей­ское имя Савл.

Савл, вос­пи­тан­ный в законе иудей­ском, нена­ви­дел и терзал Цер­ковь Хри­стову, и даже выпро­сил у синед­ри­она власть всюду нахо­дить и пре­сле­до­вать хри­стиан. Савл терзал цер­ковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отда­вал в тем­ницу ( Деян.8:3 ). Одна­жды «Савл же, еще дыша угро­зами и убий­ством на уче­ни­ков Гос­пода, пришел к пер­во­свя­щен­нику и выпро­сил у него письма в Дамаск к сина­го­гам, чтобы, кого найдет после­ду­ю­щих сему учению, и мужчин и женщин, связав, при­во­дить в Иеру­са­лим. Когда же он шел и при­бли­жался к Дамаску, вне­запно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услы­шал голос, гово­ря­щий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Гос­поди? Гос­подь же сказал: Я Иисус, Кото­рого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в тре­пете и ужасе сказал: Гос­поди! что пове­лишь мне делать? и Гос­подь сказал ему: встань и иди в город; и ска­зано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оце­пе­не­нии, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с откры­тыми гла­зами никого не видел. И повели его за руки, и при­вели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» ( Деян.9:1-9 ).

Он совер­шал непре­стан­ные путе­ше­ствия в разные страны для про­по­веди Еван­ге­лия иудеям и осо­бенно языч­ни­кам. Эти путе­ше­ствия сопро­вож­да­лись необы­чай­ным могу­ще­ством про­по­веди, чуде­сами, неусып­ным трудом, неис­то­щи­мым тер­пе­нием и высо­кой свя­то­стью жизни. Труды апо­столь­ского слу­же­ния Павла были бес­при­мерны. Он сам о себе гово­рил: более всех их потру­дился ( 1Кор.15:10 ). За свои труды апо­стол пре­тер­пел неис­чис­ли­мые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апо­сто­лом Петром он принял муче­ни­че­скую кон­чину в Риме. Как рим­ский граж­да­нин он был обез­глав­лен мечом.

Пра­во­слав­ная Цер­ковь почи­тает апо­сто­лов Петра и Павла как про­све­тив­ших запад­ный мрак, про­слав­ляет Пет­рову твер­дость и Павлов разум и созер­цает в них образ обра­ще­ния согре­ша­ю­щих и исправ­ля­ю­щихся в апо­столе Петре – образ отверг­ше­гося от Гос­пода и пока­яв­ше­гося, в апо­столе Павле – образ сопро­тив­ляв­ше­гося про­по­веди Гос­под­ней и потом уве­ро­вав­шего.

Сколько длится Петров пост

Петров пост зави­сит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому про­дол­жи­тель­ность его раз­лична. Он всегда начи­на­ется с окон­ча­нием Триоди, или после недели Пяти­де­сят­ницы, и пре­кра­ща­ется 12 июля (29 июня по ст. стилю), если празд­ник святых апо­сто­лов Петра и Павла будет не в среду и не в пят­ницу.

Самый про­дол­жи­тель­ный пост заклю­чает в себе шесть недель, а самый корот­кий – неделю и один день.

Антио­хий­ский пат­ри­арх Феодор Валь­са­мон (XII век) гово­рит: «За семь дней и больше до празд­ника Петра и Павла все верные, то есть мир­ские и монахи, обя­заны поститься, а непо­стя­щи­еся да будут отлу­чены от сооб­ще­ния пра­во­слав­ных хри­стиан».

Как пра­вильно питаться в дни Пет­рова поста

Подвиг Пет­рова поста менее строг, чем Четы­ре­де­сят­ница: во время Пет­рова поста устав Церкви пред­пи­сы­вает еже­не­дельно, по три дня – по поне­дель­ни­кам, средам и пят­ни­цам – воз­дер­жи­ваться от рыбы, вина и масла, и сухо­ясти в девя­тый час после вечерни; в осталь­ные же дни сле­дует воз­дер­жи­ваться только от рыбы.

В суб­бот­ние, вос­крес­ные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо вели­кого свя­того или дни хра­мо­вого празд­ника также раз­ре­ша­ется рыба.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *