какие молитвы должен читать христианин каждый день
12 главных молитв, которые должен знать каждый православный христианин
Почти все верующие люди ежедневно обращаются к Господу, используя для этого молитвы. В молитвослове находится множество священных текстов, рассчитанных на разные случаи жизни. Но есть несколько главных молитв, без которых невозможно обойтись, поэтому их должен знать каждый христианин. Их используют как во время богослужений, так и молясь дома.
«Отче наш»
Одним из самых древнейших молитвенных текстов является «Отче наш». Главная христианская молитва, данная еще Иисусом Христом своим ученикам, считается универсальной. Она помогает при множестве проблем.
Согласно этому молитвенному тексту истинный христианин:
Любому православному верующему нужно знать эти священные слова наизусть и читать молитву ежедневно.
Текст главной молитвы христиан:
«Отче наш, иже еси на небесах! Да святится имя Твое, да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя яко на земли, так и на небеси; хлеб наш насущный дай нам днесь; и оставь нам долги наша, яко же и мы оставляем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избави нас от лукавого; ибо Твое есть Царствие и Сила и Слава во веки веков. Аминь».
«Псалом 90»
Этот священный текст, написанный Давидом, имеет второе название – «Живой в помощи». Суть «Псалма 90» состоит в том, что искренне верующему человеку Господь придает силы преодолеть любые трудности.
При чтении священных строк душа человека очищается и соединяется с Богом. «Псалом 90» помогает:
Молитвенные слова читают каждый день по три раза. Перед молитвой нужно как следует настроиться, чтобы сосредоточиться на каждом слове. Так как текст довольно сложный, не всегда получается быстро выучить его наизусть. Поэтому первое время псалом можно читать с листа.
Звучит «Живой в помощи» следующим образом:
«Символ веры»
Основные догматы православия кратко изложены в тексте одной из основных молитв – «Символе веры». Главное отличие этой молитвы от других – отсутствие прямого обращения к Господу, Богородице либо святым. Читая этот священный текст, верующий человек подтверждает свою веру в единого Бога-Отца и его Сына – Иисуса Христа.
«Символ веры» читается крестными во время крещения младенца. Поэтому перед таинством Крещения будущим крестным родителям нужно обязательно выучить молитвенный текст наизусть.
Священные слова «Символа веры»:
«Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено. Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с небес и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного. И воскресшего в третий день, согласно Писанию. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопоклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков. В единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Признаю одно крещение для прощения грехов. Ожидаю воскресения мертвых. И жизни будущего века. Аминь».
Молитва к Пресвятой Богородице
Во время чтения утренних молитв обращаются не только к Господу Богу, но и к пресвятой Деве Марии.
К пресвятой Богородице принято обращаться с молитвой, прославляющей Царицу Небесную и ее Сына. Священнослужители рекомендуют читать эти молитвенные слова несколько раз на протяжении дня, поэтому их нужно обязательно заучить.
Хвалебную песнь Богородице читают:
Краткий молитвенный текст «Богородица, радуйся»:
«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с тобою; благословена Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».
«Иисусова молитва»
Обращение к Иисусу Христу постоянно звучит из уст верующих. Достаточно произнести несколько коротких слов, и восстанавливается душевное спокойствие, уходит тоска, облегчается боль. Особенно важна вторая часть молитвы, где человек признает себя грешным. «Иисусову молитву» произносят перед тем, как собираются помолиться, попросить чего-либо у Господа.
Эта короткая священная фраза, состоящая всего из нескольких слов, обладает большой силой. Звучит она так:
«Господи Иисус Христос, Сын Божий, молитвами Пречистой Твоей Матери, преподобных и богоносных отцов наших и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь».
«Трисвятое»
Любой христианин, хоть раз побывавший на церковной службе, слышал текст Трисвятой молитвы. Это мощный оберег, защищающий человека от разных бед.
Ее принято читать ежедневно, вместе с другими молитвами. С этими молитвенными словами верующие обращаются к Пресвятой Троице, поэтому молитва считается чудотворной. Читать ее желательно перед иконой Святой Троицы, предварительно выбросив из головы все мысли о мирских заботах. После произнесения каждый строфы следует накладывать на себя крестное знамение и кланяться.
Молитва короткая, запомнить ее не сложно:
«Святой Бо́же, Святой Кре́пкий, Святой Безсме́ртный, поми́луй нас. (Читают три раза, с крестным знамением и поясным поклоном). Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь».
Святому духу
Святой Дух является третьей ипостасью Святой Троицы. Он был послан Господом дабы исполнить Его волю. Святой Дух есть Божество, живущее внутри каждого христианина и помогающее побороть дьявольское искушение. Святой Дух способствовал появлению Вселенной, написанию Библии. Благодаря Божеству люди смогли постигнуть суть христианства.
Молитвенные слова, обращенные к Святому Духу, помогают:
Божий Дух призывают перед чтением основных молитв, чтобы духовно подготовиться.
Текст обращения к Святому Духу:
«Царю Небесный, Утешитель, Душе истины, Ты же везде есть и все исполняешь, Сокровище благих и жизни Податель, приди и вселись в нас, и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Блаже, души наша».
Пресвятой Троице
Одной из самых сильных молитв считается обращение к Святой Троице. В ней сначала звучит обращение одновременно ко всем трем Ипостасям, а затем к каждому Божественному Лику по отдельности. Святая Троица способствует наставлению человека на истинный путь и очищению от грехов. Она помогает молящимся во время жизненных трудностей, вселяя надежду на преодоление сложных испытаний. К Святой Троице обращаются, преклонив колени перед образом либо иконостасом.
Слова молитвенного текста:
«Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твое́го ра́ди. Го́споди, поми́луй. (Трижды). Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь».
Ангелу-хранителю
Каждый человек, приняв таинство Крещения, получает ангела-хранителя, оберегающего его до самой смерти. Ангела-хранителя просят:
При обращении к незримому Божественному существу желательно уединиться, полностью сосредоточившись на молитвенных словах, звучащих следующим образом:
«Ангел Христов, хранитель мой святой и покровитель души и тела моего, все мне прости, если согрешил в этот день, и от всякого лукавствия противного меня врага избавь меня, да ни в каком либо грехе прогневаю Бога моего; но моли за меня грешного и недостойного раба, как да достойна меня покажешь благости и милости Всесвятой Троицы и Матери Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь».
«Псалом 50»
Любой человек грешен, но спасение и исцеление души невозможно без покаяния. На такие случаи существует «Псалом 50», написанный царем Давидом.
Покаянная молитва читается:
Священный текст читают дважды в день: утром и вечером. На церковных богослужениях молитвенный текст читается на церковнославянском языке. Но дома хвалебную песнь можно произносить на русском языке.
Старославянский вариант молитвы:
«Поми́луй мя, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́й мя от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя; я́ко беззако́ние мое́ аз зна́ю, и грех мой пре́до мно́ю есть вы́ну. Тебе́ еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х; яко да оправди́шися во словесе́х Твои́х, и победи́ши внегда́ суди́ти Ти. Се бо, в беззако́ниих зача́т есмь, и во гресе́х роди́ мя ма́ти моя́. Се бо, и́стину возлюби́л еси́; безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми еси́. Окропи́ши мя иссо́пом, и очи́щуся; омы́еши мя, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие; возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от грех мои́х и вся беззако́ния моя́ очи́сти. Се́рдце чи́сто сози́жди во мне, Бо́же, и дух прав обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́ржи мене́ от лица Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь ми ра́дость спасе́ния Твоего́ и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя. Научу́ беззако́нныя путе́м Твоим, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́; возра́дуется язы́к мой пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, дал бых у́бо: всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу дух сокруше́н; се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бог не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожега́емая; тогда́ возложа́т на олта́рь Твой тельцы́».
Текст «Псалма 50» на русском языке:
«Помилуй меня. Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.
Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мной.
Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.
Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.
Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость (Твою).
Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.
Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости. Тобою сокрушенные.
Отврати лицо Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.
Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.
Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня.
Возврати мне радость спасения Твоего и Духом Владычественным утверди меня.
Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.
Избавь меня от кровей. Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.
Господь, отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою:
ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.
Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.
Облагодетельствуй, Господь, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима:
тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов».
Благодарственная
Многие люди привыкли обращаться к Господу только, когда попадают в сложную ситуацию. И очень часто забывают поблагодарить Всевышнего либо благодарят, лишь получив помощь.
Но благодарственный молебен Иисусу Христу следует возносить ежедневно. Ведь Господь находится рядом постоянно, даруя жизнь, природные сокровища, семью, здоровье, детей, друзей, родных.
Благодарить Бога нужно за все, что имеет человек на данный момент. Научившись ценить каждую мелочь, человек начинает понимать, что все происходящее в мире подвластно Воле Всевышнего.
Текст благодарственного молебна:
«Благодарим Тя, Господи Боже наш, о всех благодеяниях Твоих яже от перваго возраста до настоящего, в нас, недостойных рабех Твоих (имена), бывших, ихже вемы и не вемы, о явленных и неявленных, яже делом бывших и словом: возлюбивый нас якоже и Единороднаго Твоего Сына о нас дати изволивый, сподоби и нас достойны быти Твоея любве. Даждь словом Твоим мудрость и страхом Твоим вдохни крепость от Твоея силы, и аще что хотяще или нехотяще согрешихом, прости и не вмени, и сохрани душу нашу святу, и представи ю Твоему Престолу, совесть имущу чисту, и конец достоин человеколюбия Твоего; и помяни, Господи, всех призывающих имя Твое во истине, помяни всех, блага или сопротивная нам хотящих: вси бо человецы есмы, и всуе всяк человек; темже молимся Тебе, Господи, подаждь нам Твоего благоутробия велию милость».
«О живых»
Каждый человек желает своим близким здоровья, добра, благополучия. Благодаря короткой молитве «О живых» верующие имеют возможность обратиться к Богу, прося за своих ближних. Такая молитва оказывает помощь не только тем, за кого молятся, но и молящемуся, ибо укрепляет его веру. При чтении священного текста просят не только за родных, но и за духовных наставников, друзей, коллег, знакомых.
Краткий текст молитвы о живых:
«Спаси Господи и помилуй отца моего духовнаго (имя), родителей моих (имена), сродников (имена), начальников, наставников, благодетелей и всех православных христиан».
Читая ежедневно эти молитвенные тексты, можно не беспокоиться за свою жизнь и здоровье. Господь милостив и дарует прощение и благодать людям, живущим согласно Божьим заповедям.
Молитвенное правило
Моли́твенное пра́вило – 1) ежедневные молитвы, которые совершают христиане, минимально — утренние и вечерние (рекомендуемые тексты можно найти в молитвослове); 2) регламентированное чтение этих молитв.
Правило бывает общим – универсальным для всех или индивидуальным, подбираемым для верующего духовником с учетом его духовного состояния, сил и занятости.
Этот жизненный ритм необходим, поскольку в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком большом и трудном деле, одного «вдохновения», «настроения» и импровизации недостаточно.
Чтение молитв связует человека с их творцами: псалмопевцами и подвижниками. Это помогает обрести духовный настрой, родственный их сердечному горению. В том, чтобы молиться чужими словами, пример нам – Сам Господь Иисус Христос. Его молитвенные возгласы во время крестных страданий – строки из псалмов ( Пс. 21:2; 30:6 ).
Наиболее распространённые молитвенных правила:
1) Молитвенное правило, которое печатается в «Православном молитвослове».
2) Молитвенное правило по Часослову. См. проект: Домашний Часослов.
3) Краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского: три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево» и один раз «Символ веры» – для тех исключительных дней и обстоятельств, когда человек находится в крайнем утомлении или весьма ограничен во времени.
Совсем опускать молитвенное правило нежелательно. Даже если молитвенное правило читается без должного внимания, слова молитв, проникая в душу, оказывают свое очищающее воздействие.
Основные молитвы следует знать наизусть (при регулярном чтении они постепенно запоминаются человеком даже с очень плохой памятью), чтобы они глубже проникли в сердце и чтобы их можно было повторять в любых обстоятельствах. Желательно изучить текст перевода молитв с церковнославянского языка на русский (см. «Толковый молитвослов»), чтобы понимать значение каждого слова и ни одно слово не произносить бессмысленно или без точного осмысления. Очень важно, чтобы приступающий к молитвословию изгнал из сердца обиды, раздражение, горечь. Без усилий, направленных на служение людям, на борьбу с грехом, на установление контроля над телом и душевной сферой, молитва не может стать внутренним стержнем жизни.
В условиях современного быта, учитывая загруженность и ускоренные темпы, мирянам нелегко отводить для молитвы определенное время. Врагом молитвы утренней является спешка, а молитвы вечерней – усталость.
Утренние молитвы лучше всего читать до начала всякого дела (и до завтрака). В крайнем случае, их произносят по дороге из дома. Поздно вечером часто бывает трудно сосредоточиться из-за усталости, поэтому можно рекомендовать читать вечернее молитвенное правило в свободные минуты до ужина или еще раньше.
Во время молитвы рекомендуется уединиться, возжечь лампаду или свечу и встать перед иконой. В зависимости от характера внутрисемейных взаимоотношений можно рекомендовать чтение молитвенного правила вместе, всей семьей, или каждому члену семьи отдельно. Общая молитва рекомендуется перед вкушением пищи, в торжественные дни, перед праздничной трапезой и в других подобных случаях. Семейная молитва – это разновидность церковной, общественной (семья – своего рода «домашняя Церковь») и поэтому не заменяет молитву индивидуальную, а лишь дополняет ее.
Перед началом молитвословия следует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом. Трудность молитвы – нередко признак ее подлинной действенности.
Молитва за других людей (см. помянник) – неотъемлемая часть молитвословия. Предстояние Богу не отдаляет человека от ближних, но связывает его с ними еще более тесными узами. Не следует ограничиваться только молитвой за близких и дорогих нам людей. Молитва за тех, кто причинил нам огорчение, вносит в душу мир, оказывает воздействие на этих людей и делает нашу молитву жертвенной.
Хорошо окончить молитвословие благодарением Богу за дарованное общение и сокрушением о своей невнимательности. Приступая к делам, надо прежде подумать о том, что предстоит говорить, делать, видеть в течение дня и испросить у Бога благословения и сил для следования Его воле. В гуще трудового дня надо творить краткую молитву (см. Иисусова молитва), которая поможет и в повседневных делах находить Господа.
Можно ли сокращать молитвенное правило?
Этот вопрос волнует многих современных людей. Однако, как представляется, дать на него однозначный ответ, «да» или «нет», безотносительно к обстоятельствам нельзя.
С одной стороны правило для того и существует, чтобы его соблюдать. Важность молитвенного правила заключается в том, что оно ориентирует христианина в правильном русле.
Входящие в состав правила молитвы способствуют формированию надлежащих отношений богомольца с Богом, святыми и вообще с ближними, предохранению его от действий лукавых сил и внутренних страстей.
Многие, не имей они этого спасительного правила, может быть даже и не знали бы, как именно, о чём именно и с какой регулярностью должно молиться Богу и Его угодникам.
С другой стороны существует различные жизненные ситуации, когда верующему, либо ввиду немощи телесной или духовной, либо ввиду иных причин (например, в случае особо ответственных вахт и дежурств, караулов, активных боевых действий) регулярно читать молитвенное правило целиком бывает или крайне затруднительно, или практически невозможно.
В подобном случае следует помнить, что молитвенное правило хотя и является правилом, подразумевающим уместность его исполнения, однако не предполагает абсолютной, безусловной необходимости его соблюдения.
Иногда бывает лучше прочесть меньше молитв, но искренне и с усердием (от сердца), чем все (составляющее полное правило), но «формально» (небрежно, скороговоркой, перепрыгивая через строчки и т. п.).
Существуют, к слову, и сокращённые варианты молитвенного правила.
Но всё же в случае возникновения сомнений по этому поводу есть смысл обратиться за конкретной рекомендацией к опытному, духовно мудрому пастырю, духовнику.
Хорошо ли, если молитвенное правило будет побольше: кроме обычных утренних и вечерних молитв – акафисты, каноны?
Самое главное в исполнении молитвенного правила – постоянное ежедневное исполнение его. При нужде оно сокращается. Надо иметь такое правило, чтобы оно не превышало ваших сил и чтобы совесть не укоряла за леность.
Утреннее и вечернее правила – это лишь необходимая духовная гигиена. Молиться же нам заповедано непрестанно (см. молитва Иисусова). Святые отцы сказали: если будешь сбивать молоко, получится масло, так и в молитве – от количества переходит в качество.
преподобный авва Исайя:
“Не оставляй молитвенного правила, чтобы не впасть в руки врагов твоих. Тщательно исполняй твое молитвенное правило. Остерегись! не допусти себе пренебречь им. От тщательного исполнения правила просвещается и укрепляется душа”.
протоиерей Алексий Уминский:
“Чтобы правило стало не препятствием, а настоящим двигателем человека к Богу, необходимо, чтобы оно было соразмерно его духовным силам, соответствовало его духовному возрасту и состоянию души. Многие люди, не желая себя отягощать, сознательно выбирают слишком легкие молитвенные правила, которые из-за этого становятся формальными и не приносят плодов. Но иногда и большое правило, выбранное из неразумной ревности, тоже становится кандалами, ввергая в уныние и мешая духовно расти.
Правило — не застывшая форма, в течение жизни оно обязательно должно меняться и качественно, и внешне”.
Святитель Феофан Затворник так кратко систематизирует советы по прочтению молитвенного правила:
“а) никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев… В древности все читаемые молитвы брались из псалмов… Но нигде не встречаю слова “читать”, а везде “петь”…
б) во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте…
в) чтобы подсечь позыв на спешное чтение, положите — не то и то вычитывать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час… сколько обычно выстаиваете… и затем не заботьтесь… сколько прочитаете молитв, — а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать…
г) положив это, однако ж, на часы не посматривайте, а так становитесь, чтобы стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед…
д) чтобы способствовать движению молитвенных чувств в свободное время, перечитывайте и передумывайте все молитвы, которые входят в ваше правило, — и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, знать, наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце…
е) никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда перерывайте их своеличною молитвою, с поклонами, в средине ли молитв придется это сделать или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее правило — самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного… Если какое иное чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а чтение оставьте… так до самого конца положенного времени”.
митрополит Сурожский Антоний:
Мой духовный отец мне советовал так читать утpенние или вечерние молитвы: стал, помолчал, предстал перед Богом, пеpекрестился: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», – не в свое имя и не ради себя самого, а во имя Божие и ради Него. Потом пpочти пеpвую фразу молитвы, помолчи мгновение, совеpши земной поклон и повтоpи ее, помолчи мгновение и повтоpи ее еще раз; тогда пеpеходи на следующую фразу. Это значит, что утpенние или вечерние молитвы (с поклонами) занимают приблизительно два часа с половиной, – но они доходят. Они доходят, потому что ты услышишь те же слова три раза и заставишь свое тело поклониться и восстать. Конечно, дойдут, сколько возможно, в пределах твоей глубины. (Источник).