какие московские проекты являются ярким подтверждением образовательных трендов являются
Какие московские проекты являются ярким подтверждением образовательных трендов являются
Во-первых, это создание новых условий и активных методик обучения, которые являются основой образовательной парадигмы.
Во-вторых, возрастающие требования со стороны общества к подготовке критически мыслящей и функционально грамотной личности, способной к непрерывному обновлению своих знаний, быстрому переучиванию и смене области применения своих способностей для успешной жизни в быстро меняющемся мире.
Подробнее:
10 трендов Российского образования
Эксперты Центра образовательных разработок бизнес-школы СКОЛКОВО подготовили обзор нового отчета NMC Horizon о будущем высшего образования на ближайшие пять лет.
Предлагаем познакомиться с ключевыми тенденциями преобразований в образовательной сфере на сайте авторов исследования.
Подробнее:
Геймификация в обучении
Еще несколько лет назад о геймификации никто ничего не слышал, а сейчас она является одним из популярных трендов современного образования, в том числе и электронного.
Оставляя за порогом дискуссии, которые ведутся по поводу эффективности данного тренда, скажем, что геймификация выросла из практики применения игровых элементов на неигровом поле в целую науку со своими адептами, методами и моделями.
«Cторителлинг» в обучении
Чему учат мумий-тролли и плащ-невидимка?
Художница и писательница, Туве Янсон, создала чудесный мир милых созданий мумий-троллей, любивших приключения и свою семью. «Каждый нуждается в том, чтобы время от времени рассказывали хорошую историю», – говорят ее персонажи.
«Сторителлинг» (от англ. «storytelling») – рассказывание историй. Метод, который широко применяется в обучении.
Тренды e-Learning
Индустрия e-Learning – одна из самых быстро развивающихся в мире технологий. Это можно объяснить огромным спросом пользователей, число которых растет в геометрической прогрессии. Поскольку преимуществами онлайн-обучения пользуются все больше образовательных учреждений и коммерческих компаний, e-Learning процветает и движется вперед со скоростью света.
Вот почему трудно уследить за всеми изменениями. Чтобы оптимизировать этот процесс, люди делают прогнозы и создают тренды, о которых мы и собираемся рассказать.
Но всегда ли этим трендам стоит следовать? Могут ли они принести больше вреда, чем пользы? Давайте выясним!
«Перевернутый класс»: модель обучения 21-го века
«Перевернутый класс» – модель смешанного обучения, предполагающая предварительное знакомство обучающихся с теоретическими основами темы до урока, при выполнении домашнего задания. Таким образом, освоение нового материала происходит в самостоятельной домашней работе ученика на основе электронных ресурсов, а отработка и закрепление – на уроке в классе. При этом наиболее трудные вопросы по-прежнему обсуждаются в классе, но большая часть урока отводится на практическую деятельность, в ходе которой требуется применить полученные знания для решения расчетных или творческих задач, выполнения упражнений.
Заинтересованы? Предлагаем познакомиться с данной моделью более подробно.
Главные тренды в образовании
В мире глобальной конкуренции качество образования становится тем, что позволяет как отдельной личности, так и обществу в целом получить и сохранить лидирующие позиции на рынке. Поэтому внимание авторитетных изданий к трендам в сфере образования не случайно – Forbes, The Guardian, The New York Times, Huffingtonpost, The Economist и многие другие регулярно представляют свое видение тенденций развития высшего образования и, соответственно, источники хороших кадров.
Среди главных трендов в образовании ближайшего будущего названы такие:
От экологии до киберспорта: какие образовательные проекты доступны московским школьникам
Столица является лидером в процессе воспитания подрастающего поколения. Юные москвичи знакомятся с разными профессиями, историей Отечества не только в школах и колледжах, но и в учреждениях культуры, вузах, на предприятиях, в парках и памятных местах.
В Москве реализуются проекты, направленные на патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти. В новом учебном году для школьников откроется возможность стать участниками ярких проектов, в некоторых из них — вместе с родителями.
Олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы»
1 сентября начнется очередной сезон олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы». Школьники 1–11-х классов смогут расширить свой кругозор, узнав много нового об истории и культуре города и страны. Участники олимпиады посетят музеи, парки и усадьбы и выполнят задания, для решения которых нужно внимательно изучить соответствующую экспозицию. Необходима предварительная регистрация на официальном сайте проекта.
«Турнир большого города»
6 сентября в Москве стартует «Турнир большого города» — первое масштабное киберспортивное мероприятие нового учебного года. Принять участие в нем могут все жители столицы. Игроки будут состязаться в 11 киберспортивных дисциплинах разных жанров. Турнир пройдет в онлайн-режиме и даст возможность москвичам разных поколений найти новые темы для общения, лучше понять друг друга, расширить круг общих интересов. А юные киберспортсмены смогут продемонстрировать мастерство и зарекомендовать себя в профессиональной среде. Регистрация на турнир завершится 5 сентября в 21:00.
Учебный день в музее и в библиотеке
В сентябре начнется сразу два проекта, в рамках которых уроки будут проходить за пределами школы, — «Учебный день в музее» (для учеников 3–11-х классов) и «Учебный день в библиотеке» (для учеников 5–11-х классов). В рамках последнего проекта на занятиях под руководством сотрудников библиотек школьники освоят азы проектной деятельности, самостоятельно подготовят проекты. Такие занятия помогают сформировать у детей целостную картину мира. Подробная информация размещена на сайте.
«Московское кино в школе»
Увидеть и обсудить с педагогами, актерами и режиссерами фильмы из золотого фонда отечественного кинематографа можно будет уже в сентябре.
Школьники разных возрастов и студенты колледжей погрузятся в атмосферу фильмов, которые любят и пересматривают их родители, изучат историю, культуру и фильмографию российского кино. Фильмы разных жанров включены в образовательный процесс.
Ознакомиться со списком рекомендованных фильмов с учетом возрастных особенностей детей можно на официальном сайте проекта «Московское кино в школе».
«Экологический календарь»
Волонтеры столичных школ и колледжей в новом учебном году начинают проект «Экологический календарь», направленный на формирование у горожан осознанного отношения к природе и экологической грамотности. Календарь включает более 30 праздников, посвященных природе нашей планеты и ее защите, — от Дня заповедников и национальных парков до Международного дня гор. Почти каждую неделю для участников будут проходить лекции, фотовыставки, мастер-классы, квизы, просмотры фильмов, экологические акции и другие мероприятия. Ознакомиться с содержанием календаря можно в экологическом буклете, разработанном московскими волонтерами.
«Анимация в твоем смартфоне»
В 2021/2022 учебном году во второй раз пройдет творческий проект «Анимация в твоем смартфоне». Его участникам предстоит создать короткие мультипликационные фильмы на тему волонтерства и добрых дел. Научиться мобильной анимации им поможет специальный онлайн-курс. Работы школьников оценят представители индустрий анимационного и документального кино, волонтерских организаций и медиа. Проект начнется в ноябре, а награждение победителей состоится в апреле, в День российской анимации. Подробная информация о проекте будет опубликована на сайте.
11 трендов образования будущего: на что обратить внимание в 2021 году?
Содержание
Небольшое вступление
2020 год изменил систему образования кардинальным образом. Глобализация, резкий скачок в мире технологий, переход в диджитал и сверху добавим немного пандемии коронавируса – это всё оказало существенно влияние на многие сферы нашей жизни, в том числе и на образование.
На дворе начло 2021 года, а значит, настала пора поговорить о том, какие образовательные тренды будут доминировать в сфере образования в будущем, на что стоит обратить внимание и чего ожидать в ближайшие месяцы и годы в своих школах, колледжах и вузах.
Это интересно!
Современные образовательные тренды ищут всё новые пути и способы заинтересовать учащихся в процессе. Если раньше было достаточно использовать новые технологии, то сейчас ими не удивить. Поэтому всё больше рождается идей, где роли ученика и учителя изменяются, преображаются, а иногда даже и меняются.
Итак, 11 трендов образования будущего! Почему 11? Потому что 10 – слишком просто и избито, а 9 – слишком мало. 11 в самый раз!
Тренд № 1: Lifelong Learning или Обучение всю жизнь
Принцип Lifelong Learning уже многие века ходит по миру: ещё в начале нашей эры Луций Анней Сенека выдал золотую цитату, актуальную и по сей день: «Век живи – век учись тому, как следует жизнь». Правда к 21 веку её сократили до «Век живи – век учись», но суть осталась той же: учиться нужно всегда, всегда нужно расти и развиваться ведь стагнация ничем не лучше деградации.
В 21 веке непрерывное обучение стало невероятно популярным, люди осознали важность саморазвития (одна из причин – постоянная конкуренция на работе, в личной жизни и т.д.). Информационный поток окружает нас 24/7/365, новости, события, новые открытия, всё это обновляется с невероятной скоростью, роботы и искусственный интеллект начинают людей. Доходит до того, что между выпускным и первым рабочим днём ваши знания уже устарели. Именно поэтому так важно обучаться всегда, обучаться везде и ни на секунду не останавливаться в своём развитии.
Даже старость не может стать оправданием
Это важно!
Современные тенденции привели к тому, что сейчас уже вряд ли кто-то может устроиться в одну компанию и проработать в ней до самой пенсии. Сейчас вполне нормально менять место работы каждые 5 лет – это профессиональное развитие, вот и всё.
Тренд № 2: Тотальная цифровизация
Цифровизация образования происходит уже довольно долго, но лишь в последние годы она набрала такой масштабный ход. Цифровизация – это внедрение современных технологий в ту или иную сферу жизни человека, в данный момент речь идёт об образовании.
Один из важных флагов успешности этого процесса – то, с какой легкостью все школы и вузы смогли перестроиться на дистанционную систему обучения. Ещё 5 лет назад подобное даже представить бы не вышло.
Ещё одна из причин тотальной цифровизации системы высшего образования: общий рост числа студентов. Население Земли растёт, количество студентов неминуемо увеличивается и вузы не всегда могут позволить себе обучать всех желающих очно, поэтому продолжается рост курсов в интернете от конкретного вуза. Хорошо это и для студентов-иностранцев, которым больше не надо преодолевать огромные расстояния, чтобы получить диплом престижного вуза.
Интернет в каждый дом!
Доступ к глобальной паутине в России имеют более 80% от всего населения нашей страны, а это порядка 120 миллионов россиян.
Тренд № 3: Онлайн-курсы всего и вся
Если вы сидите на YouTube, то во второй половине 2020 года наверняка обратили внимание на обилие интеграций различных онлайн-школ, курсов и так далее. Это глобальное изменение в системе образования плавно вытекает из двух предыдущих. Массовые открытые онлайн-курсы эффективно справляются с двумя задачами:
Отдельного внимания заслуживает интернет-площадка «Массовые открытые онлайн-курсы». На ней вы найдете современные программы обучения по ведущим и перспективны направлениям: программирование, IT-разработка, дизайн, менеджмент и так далее.
Тренд № 4: Геймификация образования
Слова Шекспира о нашей жизни отдаются в умах каждого поколения. Через игровой процесс даже обучаться становится легче. Игры и развлечения стали настолько неотъемлемой частью образовательного процесса, что появился даже специальный термин в английском языке, образованный от слияния слов «обучение» и «развлечение» – Edutainment.
Геймификация – внедрение в образовательный процесс элементов игр и развлечений – помогает школьникам и студентам в процессе обучения развивать креативное и адаптивное мышление, совершенствуя свои soft skills, без которых невозможно выживать в современном мире.
Яркий пример геймификации!
Практически все образовательные игры для детей построены на играх. Что в детском саду, что на смартфонах. Обратите на это внимание.
Тренд № 5: Дополненная и виртуальная реальность
Казалось бы, только недавно в наш мир ворвались технологии VR и AR, а сейчас они уже вовсю используются везде даже в образовании. При правильном подходе это позволяет учителю и ученику погрузиться в процесс гораздо глубже, сделать его более объёмным, уникальным и увлекательным. Виртуальная и дополненная реальность повышают границы восприятия, позволяют нагляднее и обширнее оценить различные моменты. А в некоторых моментах теория и практика и вовсе становятся одним целым.
Это интересно!
Ряд исследований подтвердил, что использование технологий Virtual Reality и Augmented Reality существенно повышает эффективность и восприятие образовательной информации.
Тренд № 6: Методология Agile и Scrum
Наши читатели уже знают об Agile и Scrum, поэтому мы лишь вскользь затронем то, о чем говорили ранее, а если вам станет интересно, то можете прочитать подробнее в нашей статье «Методы Agile и Scrum в образовании: что это и как работает?».
В узком понимании Agile – это собирательное слово для большого количества «гибких» подходов, которые применяются при создании и разработке продуктов программного обеспечения. В более широком, Agile – определенный склад мышления и особенности, которыми характеризуются все эти подходы. И если обращаться к более широкому подходу, то можно прийти к идее, что Agile можно реализовать не только в IT-сфере.
Scrum принято считать за фреймворк, каркас, основу, структуру Agile-подхода.
Схема работы Agile-методологии
Scrum исходит из идеи четкого распределения ролей, задач и процессов. Над каждым проектом работает определенная команда специалистов, а их действия координирует заказчик и scrum-мастер. Это два разных человека и у каждого разные задачи: первый следит чтобы итоговый продукт соответствовал задачам, которые на него будут возлагаться, второй же – контролировать действия команды и направлять в нужную сторону в случае необходимости. Вся работа будет состоять из коротких этапов длиной в 1-2 недели – спринтов. На плече каждого работника возлагаются конкретные задачи и каждый ответственен за итоговый результат. Такой подход позволяет быстро создать продукт, поддерживать высокую мотивацию команды и не тратить время и деньги на неэффективные действия.
Тренд № 7: Активная работа над проектами
Если раньше студенты большую часть времени проводили за выполнением домашних работ, а также на лекциях с семинарами, то сейчас всё меняется. Всё чаще студентам дают групповые задания или проекты, ведь это гораздо ближе к реальным кейсам, которые ждут студентов во взрослой жизни, а не работы на лекциях и семинарах. Также это ведёт к росту личной ответственности и осознанию своей роли в самостоятельной работе.
Преимуществ у такого подхода масса:
Тренд № 8: Использование принципов адаптивного обучения
Наконец-то в сферу образования пришли принципы адаптивности. Преподаватели поняли, что не студенты должны подстраиваться под них, а наоборот – педагоги под учащихся. Об этом долго ходили разговоры, но лишь с развитием искусственного интеллекта, AI (Artificial Intelligence) это стало реальным. Используя принципы адаптивности и искусственный интеллект, становится реальным подстроить образовательный процесс под каждого учащегося в отдельности, используя в полной мере его сильные стороны, и подтягивая слабые.
К сожалению, в 2021 году адаптивные программы не достигли пика своего развития: они ещё недостаточно хороши для гуманитарных программ и тех специальностей, где изменения происходят постоянно (привет программистам). Что будет в 2024? Кто знает.
Тренд № 9: Интегральный подход
Интегральный подход в образовании и в жизни предполагает междисциплинарное обучение. В классической медицине болезнь — это физический недуг, который нужно лечить лекарственными или оперативными методами. Специалист, который использует интегральный подход, рассматривает заболевание не только с точки зрения физического тела, но также учитывает психологическое состояние пациента, его отношения с другими, семейную историю, знает альтернативные методы лечения.
Если вы хотите быть действительно востребованным специалистом, стоит подумать о развитии междисциплинарных навыков, которые позволят изучить предмет с разных сторон.
Тренд № 10: Нейротехнологии и Big Data
Забыть про развитие нейротехнологий и про Big Data – непозволительно! Последние пару лет эти технологии настолько активно врываются в современный мир, что в ближайшие годы охватят и образовательную сферу тоже. Начавшись как элемент маркетинга, всё это разрослось до таких высот, что сейчас проще выбрать сферу, где не нужна Big Data, чем перечислить все те, где её используют.
Невозможно переоценить важность Big Data в современном мире
Что же касается образования, то здесь всё просто: нейротехнологии используются для грамотной интеграции информации в образовательный процесс, чтобы удерживать внимание студентов как можно дольше. Big Data обрабатывает килотонны информации для того, чтобы аналзиировать всё, и делать на основе собранной информации выводы с целью улучшения образовательного процесса.
Тренд № 11: Изменение роли педагога в образовательном процессе.
В классическом стиле образования преподаватель занимает практически надзирательную роль, всё должно быть так, как этого хочет он, педагог находится в центре и руководит всеми процессами. А вот в современных трендах всё иначе, преподаватель становится скрам-мастером, который лишь помогает, корректирует, но не полноценно руководит процессом. Он выступает скорее помощником и советчиком, а не руководителем.
Преподаватель сейчас же занимается слегка другими задачами, чем раньше:
Заключение
На этом наш топ-11 подходит к своему логическому завершению. Мы надеемся, что вы смогли здесь отметить что-то интересное для себя. Если у вас остались вопросы или предложения – милости просим в комментарии.
А компания «ПроСтудента» – одна из лучших на рынке помощи студентам. Идеальное оформление работ по ГОСТу, касательно содержания, всё на высшем уровне, также в компании работают самые оперативные менеджеры, готовые оказать помощь буквально сразу же после запроса. Ну, и самое важное – цены у нас не кусаются. Всё от людей и для людей!
Какие московские проекты являются ярким подтверждением образовательных трендов являются
Сейчас в разработке находятся несколько проектов по улучшению российской системы образования. Так, в федеральную программу образования, которую обещают внедрить до 2025 года, входят два обсуждаемых проекта — «Образование» и «Стратегия-2025».
Национальный проект «Образование»
По данным международного исследования PISA, Россия находится на 34–36 месте по качеству общего образования. Цель Правительства — войти в десятку лучших.
Для этого разработана специальная программа развития школы, которая состоит из девяти федеральных проектов, рассчитанных до 2024 года:
В «Экстернате и домашней школе Фоксфорда» уже сейчас каждый ребёнок может получить рекомендации профессионального тьютора по построению индивидуального образовательного маршрута. Если ребёнок хочет заниматься биоинженерией, его ждут углублённые курсы по химии и биологии, а если он мечтает превзойти Цукерберга, то с головой окунётся в информатику и программирование.
Программа развития школ в Москве «Стратегия-2025»
Московские школы входят в десятку лучших школ мира, но стремятся быть в первой тройке. Для этого разработан план развития образования в Москве на ближайшие семь лет — «Стратегия-2025».
Главные направления стратегии развития школы:
Плюсы и минусы «Стратегии-2025», как и нацпроекта «Образование», обсуждаются в сфере российского образования. Основные положения звучат резонно, но удастся ли реализовать задуманное в полной мере?
Обе программы в данный момент находятся на стадии разработки. Что вы думаете об этих проектах? Поделитесь своим мнением в комментариях.
Создавая будущее: ТОП-10 трендов московского образования
Столичное образование стремительно развивается как одно из приоритетных направлений городской политики. Интеграция всех ресурсов города, формирование умений для жизни в современном мире, образование для будущего — вот главные принципы развития московских школ сегодня. О тенденциях, трендах и технологиях — Ирина Толстикова.
Тренд № 1
Москва — большая школа
Задача мегапроекта «Готов к учебе, жизни и труду в современном мире» — формирование умений и навыков, необходимых в будущей профессии и жизни в высокотехнологической среде города.
Этот проект столичного Департамента образования, стартовавший в 2016 году, направлен на интеграцию общего, дополнительного, профессионального и высшего образования на межпредметной основе. В его реализации активно задействованы вузы, колледжи, научные организации, технопарки, музеи, предприятия города. В результате у столичных школьников есть все условия для того, чтобы уже в старших классах решить, где они хотят продолжить обучение, определиться с индивидуальной стратегией развития и освоить базовые профессиональные навыки. Выпускник каждой московской школы сегодня уверен — и небезосновательно, — что он нужен своему городу и найдет здесь достойную работу. Старшеклассник современной столицы — не большой ребенок. Он не только многое знает, но и многое умеет.
Тренд № 2
Академические классы: обучение научному мышлению и научному творчеству
В этих классах школьники учатся самостоятельно проводить исследования, формируют научный кругозор и мышление, практикуются в школьных академиях естественных наук, сотрудничающих с подведомственными ФАНО (Федеральное агентство научных организаций — прим. ред.) структурами.
«Академические классы» столицы начали свою работу в декабре 2016 года. Пока в проекте участвует десять школ. Образование в «академическом классе» — предпрофильное, построенное на нескольких принципах: межпредметность, академичность, практико-ориентированность, инновационность и, конечно же, взаимодействие с исследовательскими организациями и высокотехнологичными предприятиями. В реализации проекта участвуют многие подразделения Российской академии наук, например, Институт конструкторско-технологической информатики, Математический институт им. В. А. Стеклова, Институт космических исследований, Институт биоорганической химии и другие. В рамках этого общегородского проекта предпрофессионального образования школьники осваивают современные методы научных исследований и учатся важнейшим слагаемым научной деятельности. Они проводят эксперименты и реализуют прикладные проекты под руководством известных ученых.
Тренд № 3
Московская электронная школа: умные решения сложных задач
«Московская электронная школа» — инновационная комплексная разработка, не имеющая аналогов в мире. Это уникальный IT-инструмент для слаженной, удобной и увлекательной работы всех участников образовательного процесса. Проект запущен в столице 1 сентября 2016 года.
В столичные школы пришли технологии будущего. В рамках проекта проводится комплексная технологическая модернизация оборудования: точки доступа WI-FI, отдельный сервер, интерактивные панели, планшеты и ноутбуки учителей — раньше об этом можно было только мечтать. Отечественные программисты разработали для МЭШ электронный классный журнал/дневник и общегородскую платформу образовательных материалов. Уже сегодня московскими учителями разработано и внесено в платформу 43 966 интерактивных сценариев уроков по всем обязательным предметам с 1 по 11 класс. Также в системе опубликовано 32 электронных учебных пособия по химии, физике, биологии и истории для 5–11 классов. Дети говорят, что с Московской электронной школой уроки проходят невероятно увлекательно, а родители особенно отмечают полезные функции системы, среди которых — виртуальное уведомление об отсутствии ребенка на занятиях, возможность отслеживать его успеваемость и режим пребывания в школе.
Тренд № 4
«Мои достижения»: объективная самопроверка
«Мои достижения» — это первый онлайн-сервис по самоподготовке школьников. С его помощью школьник может оценить и скорректировать свой уровень владения любой дисциплиной. Система позволяет проверить свой уровень знаний в удобное время и в любом месте. Нужен только гаджет и выход в Интернет.
Новый сервис, разработанный Московским центром качества образования, включает в себя предметные и метапредметные проверочные работы, а также задания из международных исследований: специально для «Моих достижений» Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) предоставила банк открытых заданий PISA из предыдущих циклов. По результатам прохождения тестирования учащийся получает не только уведомление о правильных или неправильных ответах и итоговый балл, но и развернутую информацию по своей работе: видит, по каким темам у него есть те или иные затруднения, какую конкретную тему необходимо дополнительно изучить. Эксклюзивная опция сервиса — онлайн-консультация со специалистом по оценке работы в соответствии с критериями. На вопросы ребят отвечают эксперты, которые имеют опыт работы в предметных комиссиях, разрабатывают диагностические системы высокого качества. На сегодняшний день в сервисе зарегистрировано уже 35 тысяч пользователей и пройдено 40 тысяч проверочных работ.
Тренд № 5
«Субботы московского школьника»: интересный и полезный выходной
В рамках проекта для столичных школьников и их родителей проходят открытые и бесплатные лекции, мастер-классы, практикумы и экскурсии. В специальном разделе на сайте московского Департамента образования можно ознакомиться со всеми возможностями, которые предлагает город, и зарегистрироваться на разнообразные мероприятия.
«Субботы московского школьника» — проект комплексный и многосоставный: он включает в себя «Университетские субботы», «Исторические субботы», «Спортивные субботы», «Арт-субботы», «Субботы мужества», «Космические субботы», «Субботы активиста», «Эко-субботы», а также проекты «Профессиональный импульс» и «Профессиональная среда». «Субботы» ориентированы на школьников разных возрастов и предусматривают варианты различных форм участия: индивидуальное, групповое и семейное. Лекции, тренинги и другие занятия проводят ученые, преподаватели вузов, специалисты высокого класса. Цель проекта — способствовать всестороннему образованию и развитию московских школьников, стимулировать их интерес к науке, помочь найти свою дорогу в жизни.
Тренд № 6
«Учебный день в технопарке» для развития практических инженерных и конструкторских навыков
В Москве создана система детских технопарков, благодаря которой школьники могут освоить самые востребованные высокотехнологичные специальности с использованием инновационного оборудования.
Совместный проект столичных департаментов образования и науки, промышленной политики и предпринимательства «Учебный день в технопарке» реализуется в столице с января 2017 года. Он направлен на поиск, подготовку и поддержку нового поколения молодых исследователей, способных работать на стыке перспективных областей знаний. Московские технопарки — это пространства, объединяющие научно-исследовательские институты, индустриальные объекты, деловые центры. Их основная задача — дать новые компетенции учащимся школ и студентам колледжей города по направлениям национально-технологической инициативы, например, таким, как современная космонавтика, геоинформатика и робототехника. Работая как единый слаженный механизм, технопарки осуществляют подготовку квалифицированных кадров для современных высокотехнологичных предприятий столицы.
Тренд № 7
«Игра 2030»: образование будущего
В столице разрабатывается игра, где дети в существующей и дополнительной реальностях развивают и демонстрируют свои знания по ряду предметов. Вероятно, экзамен скоро действительно станет праздником.
«Игра 2030» — первый проект комплексного решения как для обучения, так и для диагностики умений и знаний московских школьников в игровом формате. Он предлагает задания в реальном и виртуальном мире. На основе анализа цифровых следов ребенка, оставленных им в игре, искусственным интеллектом создается отчет о том, на каком уровне сформированы те или иные компетенции. Предполагается, что в будущем проект заменит отдельные аттестационные процедуры.
Игра, например, может предложить школьнику такое задание: нужно принять решение о строительстве в определенном регионе гидроэлектростанции. Для того чтобы выполнить его правильно, ученику необходимо собрать всю информацию о регионе, тщательно изучить физическую карту местности, рассчитать затраты на строительство, провести инженерные исследования и т. д. И здесь ребенку не обойтись без применения знаний и умений из самых различных областей науки: математики, физики, географии, экономики, социологии и других. Таким образом, в «Игре 2030» реализуется и принцип межпредметности, конвергентности: картина мира представлена целостно, без разделения на отдельные дисциплины.
Тренд № 8
«Кружок от чемпионов»: секрет ярких побед
Школьный учитель дает необходимую базу знаний и навыков, а недавний победитель или призер олимпиады рассказывает и показывает, как на практике достичь высокого результата в ходе соревнования.
Преподаватели «Кружка от чемпионов» — победители и призеры школьных олимпиад, которые уже стали студентами вузов, и студенты колледжей — победители WorldSkills. Этот кружок работает под эгидой столичной Ассоциации победителей олимпиад, и за год существования его программы по 24 предметам прошли уже 12 000 школьников. Ключевой принцип «Кружка» от чемпионов» — не работать за школу, а работать вместе со школой. Теперь спокойно готовиться к соревнованиям можно в родных «пенатах»: прошедшие все «круги» олимпиады преподаватели выезжают к школьникам, чтобы провести факультатив. Каждый «чемпион» предлагает ребятам не столько свои знания и навыки (хотя и это тоже), сколько неформальное общение с сильным практиком олимпиадного движения, способным объяснить, чего ожидать на олимпиаде, как подойти к решению нестандартного задания, как правильно настроить себя.
Тренд № 9
Олимпиада мегаполисов — международный командный турнир школьников
«Москва — город открытый, Москва — город открытий!» — именно эти слова стали девизом Международной олимпиады мегаполисов, которая впервые прошла в нашем городе в сентябре 2016 года по инициативе Мэра столицы Сергея Собянина.
В Первой московской олимпиаде школьников крупных городов и столиц мира приняли участие 173 участника из 22 мегаполисов. Умники и умницы прибыли в столицу России из Абу-Даби, Алматы, Астаны, Белграда, Берлина, Бишкека, Будапешта, Джакарты, Дюссельдорфа, Еревана, Лейпцига, Милана, Минска, Нью-Дели, Пекина, Риги, Санкт-Петербурга, Софии, Таллина, Тель-Авива, Хельсинки. Олимпиада мегаполисов представляет собой командный турнир по четырем дисциплинам: математике, информатике, химии и физике. Её участниками могут стать старшеклассники от 14 до 18 лет, команду города представляют восемь школьников. По формату и уровню сложности задания состязания сравнимы с традиционными международными олимпиадами, а его интересной особенностью является междисциплинарный блиц-тур. Первое место на Олимпиаде мегаполисов — 2016 заняла команда московских школьников. Также золотые медали получили команды из Санкт-Петербурга и Белграда. В этом году (надеясь, конечно, что наша команда подтвердит свое лидерство) мы желаем удачи всем участникам Второй международной Олимпиады мегаполисов.
Тренд № 10
«Московский образовательный»: интернет-телеканал о столичном образовании
Первый и единственный на сегодняшний день телеканал о московском образовании в сети Интернет (mosobr.tv) создает единую информационную среду для всех участников учебного процесса.
Смотреть программы «Московского образовательного» можно в любое удобное время: интернет-вещание в круглосуточном режиме позволяет не пропустить что-либо важное. Команда канала создает как традиционные телевизионные, так и интерактивные форматы передач, рассказывает «человеческим языком» о целях и задачах столичного Департамента образования и механизмах, с помощью которых московские школы достигают высоких результатов. Кроме того, телеканал — это открытая площадка для общения в эфире учеников, родителей и учителей. К новому учебному году для зрителей проекта подготовлены сюрпризы: новый сайт, который отличается более удобным интерфейсом, и мобильное приложение для просмотра контента с персональных гаджетов. Теперь любимый «Мособр.тв» всегда с вами на экране вашего собственного девайса! Приложение доступно на операционных системах iOs и Android.
текст: И. Толстикова фото: Н. Арефьева, пресс-служба Департамента образования города Москвы