какие мотивы побуждали толстого добиваться перевода в действующую армию
Служба Толстого в армии
В 1851 году Толстой добивается назначения на воинскую Службу на Кавказ, где вместе со старшим братом Николаем, профессиональным военным, в качестве добровольца участвует в военных действиях против чеченцев. Свое психологическое состояние накануне отъезда писатель передал в повести “Казаки” (1852-1863). Князь Оленин, морально опустошенный, окончательно разочаровавшийся в жизни, очень напоминающий лермонтовского Печорина, едет в действующую армию. Герой надеется отвлечься на фоне прекрасной природы от прежних разочарований, пытается возродиться
Оленин живет среди казаков, дружит со старым охотником дядей Ерошкой, увлекается казачкой Марьяной. Но, как и у пушкинского Алеко (из поэмы “Цыганы”), опрощения не происходит. Станица отвергает чужака, и даже Марьяна куда ближе лихач Лукашка, чем князь Оленин.
Во время Службы на Кавказе появляются первые литературные опыты – рассказы “Набег (1853), “Рубка леса” (1855). Их тема – война. Как и в более поздних произведениях, она показана без всякой патетики, акцента на героизм, а как нечто обыденное, как простое ремесло.
Сам автор указывал, что была задумана книга “Четыре эпохи развития”, но описаны только три из них: повесть “Молодость” осталась неосуществленным замыслом. Главное, что интересует автора в трилогии, – становление личности человека. Оно, как показывает писатель, происходит в мелких, ничего не значащих для взрослых событиях, но именно их влиянием растущий человек незаметно меняется, взрослеет.
В 1854 году по личной просьбе Толстого перевели на службу в Севастополь, где он участвовал в обороне четвертого бастиона, проявив редкое бесстрашие, за что был награжден орденом св. Анны и двумя медалями “за защиту Севастополя”. Это один из самых трагических и героических эпизодов Крымской Войны (1853-1856). Писатель был потрясен героизмом русских солдат.
По горячим следам создаются “Севастопольские рассказы” (опубликованы в “Современнике” в 1856 году). Это цикл из трех произведений (“Севастополь в декабре 1854 г.”, “Севастополь в мае 1855 г.” и “Севастополь в августе 1855 г.”), объединенных темой, местом действия и героями. “Севастопольские рассказы” совершили настоящий переворот в русской баталистике. Толстого интересуют не причины, не диспозиция, а то, как война влияет на человека. Вместо бравых героев-удальцов писатель изображает людей, занятых спокойным будничным делом.
А дело это – война, в настоящем ее проявлении – в страданиях, в крови, в смерти. Жители осажденного города и солдаты, выведенные в рассказах (имен очень мало – настолько типично было то, о чем писал Толстой ), без всякой суеты или растерянности, вовсе не ради наград или званий приняли ужасные условия существования в военном Севастополе. Писатель смог разгадать чувство, которое ими руководило: “чувство проявляющееся, стыдливое в русском народе, но лежащее у каждого в глубине души, – любовь к родине”.
Именно патриотизм побуждал совершать подвиги, “Севастопольские рассказы” отличаются сдержанностью стиля, по силе воздействия приближаются к публицистике, напоминая репортаж с места боев или очерк о жизни осажденного города.
Related posts:
Вопросы по литературе 10 класс учебник Лебедева часть 2 Страница 145-172
Вопросы для самопроверки
1. Какую цель ставил перед собой писатель, работая над циклом из трёх повестей «Детство», «Отрочество», «Юность»?
2. Какие особенности первой повести Толстого вызвали восторженную оценку критики?
3. В чём Толстой продолжал и в чём оспаривал традицию изображения детских и отроческих лет в литературе?
4. Что ценит писатель в мироощущении ребёнка?
5. Какие переживания отроческих лет делают этот период особенно драматичным?
6. Какие открытия и новые кризисы таит в себе ранняя юность,
по наблюдению Толстого?
1. Перечитайте уже знакомые вам страницы повестей «Детство», «Отрочество», «Юность». Подготовьте комментированное чтение одного из фрагментов, раскрыв мастерство автора в изображении внутреннего мира героев.
2. Подготовьте сообщение на тему: автобиографические мотивы в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность»
Вопросы для самопроверки
1. Какие мотивы побуждали Толстого добиваться перевода в действующую армию?
2. Почему пребывание в осаждённом Севастополе вызвало у писателя сложные, противоречивые чувства?
3. Какие события, этапы Севастопольской обороны отразились
в рассказах Толстого?
4. Почему в самые трудные дни, находясь среди простых солдат
и матросов, писатель испытывает душевный подъём?
5. Какие нравственные качества участников обороны Севастополя позволяют писателю изобразить их духовно непобеждёнными?
Для индивидуальной работы
1. Подготовьте сообщение об участии Толстого в Крымской войне и обороне Cевастополя, о «Севастопольских рассказах»
как итоге этого периода в жизни и творчестве писателя.
2. Объясните, почему «Севастопольские рассказы» можно считать вступлением к «Войне и миру».
Вопросы для самопроверки
1. Какие особенности художественного метода Толстого Чернышевский определил формулой «диалектика души»?
2. Почему Толстой считал невозможным описывать характер человека как набор определённых устойчивых свойств?
3. В чём, по мысли писателя, выражается текучесть, изменчивость человеческого характера?
4. Как связано изображение душевных противоречий с верой Толстого в нравственное самосовершенствование человека?
Вопросы для самопроверки
1. Какова философская проблематика повести «Казаки»?
2. В чём источник противоречий и взаимного непонимания между главным героем повести и миром казачьей станицы?
3. Какую беду современной европейской цивилизации изображает Толстой в рассказе «Люцерн»? В чём он видит путь выхода из духовного кризиса?
Для индивидуальной работы
Прочитайте повесть «Казаки». Обратитесь к дополнительной литературе. Объясните, как идеи Руссо и личный опыт жизни в Старогладковской соединились в художественном мире произведения.
Вопросы для самопроверки
1. Какие идеалы воодушевляют Толстого в период Крестьянской
реформы? В чём он видит смысл своей общественной и просветительской деятельности?
2. С какими препятствиями столкнулся писатель на этом поприще?
Для индивидуальной работы
1. Подготовьте сообщение о яснополянской школе для крестьянских детей. Подберите материал о педагогических идеях и сочинениях Толстого.
2. Представьте одноклассникам выдержки из сочинений писателя, раскрывающие его взгляды на воспитание и образование.
Вопросы для самопроверки
1. Как развивался замысел романа-эпопеи «Война и мир»?
2. Почему историческое произведение оказалось тесно связано с важнейшими событиями современности?
Какие мотивы побуждали Толстого добиваться перевода в действующую армию?
В 17:27 поступил вопрос в раздел ЕГЭ (школьный), который вызвал затруднения у обучающегося.
Вопрос вызвавший трудности
Ответ подготовленный экспертами Учись.Ru
Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике «ЕГЭ (школьный)». Ваш вопрос звучал следующим образом: Какие мотивы побуждали Толстого добиваться перевода в действующую армию?
После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:
Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.
ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!
Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.
Деятельность компании в цифрах:
Зачтено оказывает услуги помощи студентам с 1999 года. За все время деятельности мы выполнили более 400 тысяч работ. Написанные нами работы все были успешно защищены и сданы. К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах.
Площадка Учись.Ru разработана специально для студентов и школьников. Здесь можно найти ответы на вопросы по гуманитарным, техническим, естественным, общественным, прикладным и прочим наукам. Если же ответ не удается найти, то можно задать свой вопрос экспертам. С нами сотрудничают преподаватели школ, колледжей, университетов, которые с радостью помогут вам. Помощь студентам и школьникам оказывается круглосуточно. С Учись.Ru обучение станет в несколько раз проще, так как здесь можно не только получить ответ на свой вопрос, но расширить свои знания изучая ответы экспертов по различным направлениям науки.
Пример сочинения 1
Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» является историческим свидетелем, который отображает русского народа мужество и доблесть в войне 1812 г. Главным героем у автора является народ. Толстой в романе очень красочно описывает убийства, кровопролитие, обрисовывает человеческие страдания, которые приносит любая война. Также он показывает читателю как проходил, на тот момент времени, голод, заставляет нас представить чувство находящегося в человеческих глазах страх. Не стоит забывать о том, что описанная писателем война, нанесла России, как материальные, так и иные жертвы, а также разрушила города.
Толстой в своём романе разделяет людей на группы по отношению к долгу защиты отечества и по принципам нравственности. Автор в тексте также разделяет действия каждого человека на две группы, которые связаны с патриотизмом истинным и ложным. Истинный патриотизм заключается в действиях народа, которые направлены на то, чтобы повысить уровень славы своей отчизны и разрешить дальнейшую судьбу своего народа. По мнению писателя, народ России является самым патриотичным из всего мира. Это было подтверждено строками романа. Например, когда французы всё-таки смогли занять город Смоленск, крестьяне начали быстро уничтожать всё, что может попасть в руки врага. Такие действия каждого крестьянина показывали гнев и ненависть к врагу. Не стоит забывать и про отдачи должной похвалы жителям сердца России, так как они все покинули свои дома, чтобы не угадить род власть, которую принесут французы.
Олицетворением ложного патриотизма является Анатоль Курагин. Это фальшивый человек, слова которого не соответствуют действиям. Своими низменными желаниями, он ничего не добивается, в его жизни мало чего-то действительно стоящего. Показывает автор и людей такого типа вроде Бориса Друбецкого, который мечтают лишь о том, чтобы ничего не делать и получать награды за собственное бездействие.
Толстой явно обличает героев, которые считаются ложными. Это дает ясно понять, что от таких персонажей сложно ожидать конкретных действий, направленных на защиту своей родины. Печально то, что люди своим равнодушием к стране не принимают никаких решений, заботы к ней. Лжепатриотизм не лечится, к сожалению. Истинным солдатом родины считается тот, кто осознает свою ответственность перед ней. Патриотом может стать тот, кто в душе своей не таит темные обиды, корыстные планы, тяжкие невзгоды. Нет, людям, которые проявляют любовь к Отечеству, нет дела до материальных средств, чинов, положения. От этого они не зависимы, ибо понимают, что в трудный час родина нуждается в своих спасителях.
Патриотом может быть не столь какой-то возвышенный человек, им может стать любой, кто предан стране, кто переживает за ее дальнейшее будущее. В романе Толстого рисуются образы обычных людей, которые своей простотой привлекают внимание, ибо душа их чиста и полна теплых чувств к родине. Это и Тушин, и Михаил Кутузов, и Андрей Болконский и др. Истинным выразителем патриотизма, конечно, является Кутузов, его роль значительна, так как не думая о себе, он заботиться о других: о своих солдатах, которых, как Наполеон, мог бы бросить и забыть тут же, но герой не столь эгоистичен и тщеславен.
Этим и примечательны персонажи, являющиеся олицетворением истинного патриотизма: они осознают, что «когда Россия больна, ей нужен человек». Жить чувствами, настроениями и интересами солдат, народа, вот что не хватает тем, кто исполнен верой в легкую жизнь.
Пример сочинения 2
Война – испытание характера личности
Несмотря на развернутую систему персонажей произведения, его главным героем является русский народ. Как известно, свои истинные качества люди проявляют, оказавшись в сложных жизненных ситуациях. Нет ничего более страшного и ответственного как для отдельно человека, так и для нации в целом, чем война. Она подобно волшебному зеркалу способна отразить истинное лицо каждого, сорвав маски притворства и псевдопатриотизма одних, подчеркнуть героизм, готовность к самопожертвованию ради гражданского долга других. Война становится своеобразным испытанием для личности. В романе русский народ изображен в процессе преодоления этого испытания в виде Отечественной войны 1812 года.
В ходе изображения войны автор прибегает к приему сравнительного сопоставления настроений и поведения как военных, так и светского общества, сравнивая 1805–1807 годы, когда бои происходили за пределами Российской Империи, с 1812-м – периодом вторжения французов на территорию государства, заставившим народ подняться на защиту Отечества.
Главным художественным приемом, которым автор мастерски оперирует в произведении, является антитеза. Метод противопоставления автор использует и в оглавлении романа-эпопеи, и в параллельном ведении сюжетных линий, и в создании персонажей. Герои произведения противопоставляются друг другу не только своими моральными качествами и поступками, но и своим отношением к гражданскому долгу, проявлением истинного и ложного патриотизма.
Олицетворение истинного патриотизма
Война коснулась различных слоев населения. И многие стараются внести свою лепту в дело общей победы. Крестьяне и купцы сжигают или раздают свое имущество только для того, чтобы оно не досталось захватчикам, москвичи и жители Смоленска покидают свои дома, не желая находиться под гнетом врага.
С особым проникновением и гордостью создает Лев Николаевич образы русских солдат. Героизм и отвагу они продемонстрировали в эпизодах боевых действий под Аустерлицем, Шенграбеном, Смоленском и, конечно же, на Бородинском сражении. Именно там проявилось несравненное мужество простых солдат, их любовь к Родине и стойкость, готовность пожертвовать собственной жизнью ради свободы и Отечества. Они не пытаются выглядеть героями, подчеркнуть свою удаль на фоне других, а лишь стараются доказать свою любовь и преданность Отчизне. Невольно в произведении читается идея о том, что истинный патриотизм не может быть показным и позерским.
Одним из самых ярких персонажей, олицетворяющим истинный патриотизм в романе «Война и мир», является Михаил Кутузов. Назначенный главнокомандующим русским войском вопреки царской воле он сумел оправдать возложенное на него доверие. Логичность его назначения лучше всего объясняется словами Андрея Болконского: «Пока Россия была здорова, хорош был Барклай де Толли… Когда Россия больна, ей нужен свой человек».
Одно из самых сложных решений, которое довелось принять Кутузову во время войны, – это приказ об отступлении. Только дальновидный, опытный и глубоко патриотичный полководец мог взять на себя ответственность за такое решение. На одной чаше весов была Москва, а на другой – вся Россия. Как истинный патриот, Кутузов принимает решение в пользу всего государства. Свой патриотизм и любовь к народу продемонстрировал великий полководец и после изгнания захватчиков. Он отказывается воевать за пределами страны, считая, что русский народ выполнил свой долг перед Отчизной, и больше нет смысла проливать его кровь.
Особая роль в произведении отведена партизанам, которых автор сравнивает с дубиной, «поднявшейся со всей своей грозно и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, гвоздившей французов, пока не погибло все нашествие».
Ложный патриотизм в произведении
Однако не всем героям произведения знакомы искренние чувства любви к Родине и разделение народного горя. Настоящим борцам с захватчиками Толстой противопоставляет ложных патриотов, которые продолжали шикарную жизнь в салонах, посещали балы и говорили на языке захватчика. К лжепатриотам относит автор не только светское общество, но и большинство офицерского состава русской армии. Многие из них рады войне как способу получения орденов и карьерного роста. Автор обличает большую часть офицерства, которое ютится в штабах и не участвует в битвах, прикрываясь простыми солдатами.
Прием антитезы в изображении наигранного и настоящего патриотизма является одной из идейных линий романа-эпопеи «Война и мир».
По мнению автора, истинные чувства любви к родной земле продемонстрировали представители простого народа, а также те дворяне, которые проникнуты его духом. Те, кому нет покоя в минуты общего горя, и отражают искреннюю любовь к Родине. Эта идея является одной из основных в произведении, а также в сочинении на тему «Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир». Данное убеждение автор изображает через мысли Пьера Безухова, который осознает, что настоящее счастье в единстве со своим народом.
Пример сочинения 3
Истинный и ложный патриотизм в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» является важным предметом изображения, становясь мерилом человечности, духовного развития героев.
Роман-эпопея «Война и мир» изображает картину мира во всей ее многогранности, в нем отразились размышления автора над судьбами людей и общества в целом.
Все повествование в романе основано на противопоставлении, которое содержится в самом названии. Толстой показывает жизнь человека в мире и на войне. Именно сложные военные условия заставляют человека проявлять свою настоящую сущность.
В произведении Толстой очень любил «мысль народную». На этом уровне появляется первое противопоставление – роль народа и личности в истории. Действие начинается в 1805 году, князь Андрей отправляется на войну. Он мало думает о необходимости военных действий, о том горе, которое несет людям война. Он восхищается Наполеоном, его мысли заняты стремлением к славе.
Случай отличиться предоставляется ему во время Аустерлицкого сражения, со знаменем в руках Болконский возглавляет атакующих солдат и ведет их за собой. Он получает ранение, падает и видит над собой высокое, вечное и бесконечное небо. Он понимает тщетность своих стремлений. Он по-новому смотрит на жизнь, на Наполеона. Небо под Аустерлицем перевернуло жизнь Болконского.
Военных на передовой Толстой противопоставляет штабным офицерам. Для них военная жизнь мало отличается от светской, они приехали на войну за чинами и наградами.
Говоря о войне 1805 года, Толстой размышляет о причинах побед и поражений русской армии. Он приходит к выводу, что не талант полководцев, не численность войска приводят к успеху. Дух войска определяет победу. Сравнивая два сражения, писатель подчеркивает, что малочисленная плохо оснащенная русская армия выиграла Шенграбенское сражение потому, что шла на сближение с подкреплением. Люди понимали, за что они погибают. Сражение под Аустерлицем было проиграно из-за слабости народного духа в армии, не понимающей целей чужой, захватнической войны.
Отечественная война 1812 года показывает русскую армию с другой стороны. Характер военных действий противопоставлен происходящему в 1805 году. Русская армия защищает Отечество, проявляя небывалый патриотизм. На защиту родной земли поднялось все население. Партизанское движение сыграло огромную роль в исходе войны. Покинутая Наполеоном армия оказалась со всех сторон окружена русскими воинами. Солдаты не стремятся выглядеть героями, главной наградой для них является победа над врагом, освобождение своей земли.
Мирное население вносило свой вклад в победу. Купцы раздавали свой товар, семья Ростовых помогает раненым. Свои мысли Толстой вкладывает в уста Пьера Безухова, который оказывается в центре событий. Близость к народу в тяжелое для страны время на многое открывает глаза. Пьер встречается с Платоном Каратаевым, философом из народа. Общение с ним помогает Пьеру понять, в чем счастье жизни. Народ, считает Толстой, является носителем лучших личностных качеств: доброты, благородства, мужества, честности, бескорыстия, любви к Родине.
В борьбе с общим врагом совпадают интересы «любимых» героев Толстого: Кутузова, Ростовых, Болконского, Безухова, Денисова. Все вместе они становятся людьми, силами которых творится история. Единство дворянства и народа лежит в основании победы.
В доме Ростовых вместе росли сын Николай и бедный родственник Борис. По возрасту они были почти ровесники. По характеру очень отличались друг от друга. Николай искренний, не способный на ложь и лукавство. Иногда он совершает поступки, которые вызывают двойственное отношение, но они не вызывают антипатии к герою. Например, когда его ранили, он страшно испугался, что умрет. Потом ему было стыдно за эти мысли. Он обещал жениться на Соне и не сдержал слова. По большому счету Николай никогда не ошибается. Он честно служит, переживает за судьбу Отечества.
Борис Друбецкой положительный молодой человек. Он офицер, так же как Николай. Его поступки внешне выглядят благородно. Он все делает правильно, но почему-то не вызывает симпатии. Возможно, потому, что в нем нет той искренности, что есть в Наташе, Николае, Пьере. Он старается завести знакомства с полезными людьми, мечтая попасть в высшие круги. Женится на богатой невесте. Нельзя сказать, что он совершает плохие поступки, он не убивает, не крадет, но все его цели однобоки. Он стремится только к карьере и богатству, мало заботясь о благе Отечества.
Образы этих героев ярко иллюстрируют истинный и ложный патриотизм в романе. Можно не быть предателем, но и не быть патриотом, как Борис Друбецкой. Можно просто любить Родину и не жалеть для нее жизни своей, как Николай Ростов.
Прием антитезы в изображении патриотизма помог автору донести до читателя одну из главных идей произведения. Настоящее чувство проявили простые люди и дворяне, проникнутые народным духом, близкие к простой народной философии. Истинный патриотизм рассматривается Толстым как высшее проявление нравственной силы.
Изображение войны на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир»
ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ НА СТРАНИЦАХ РОМАНА
Л.Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА и МИР»
ЦЕЛЬ УРОКА: идейно-художественные особенности изображения войны; проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: лекция с элементами беседы, сообщения учащихся
ОБОРУДОВАНИЕ: индивидуальные карточки, фрагменты видеофильма, таблица «Изображение войны на страницах романа»
2. Проверка домашнего задания.
3. Вступительное слово учителя.
Идя вслед за Толстым, мы должны разобраться в характере войны, которая ярко изображается на страницах романа, познакомимся с историческими событиями эпохи, увидим, как по-разному ведет себя человек на войне, как относится автор к войне. И снова мы встретимся с толстовским «срывание всех и всяческих масок» и контрастным сопоставлением разных групп героев.
ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ 1805-1807 ГГ.
— Каковы были цели войны и как смотрели на войну ее непосредственные участники?
Русское правительство вступило в войну из боязни распространения революционных идей и желания воспрепятствовать захватнической политике Наполеона. Толстой удачно выбрал для начальных глав войне сцену смотра в Бранау. Идет смотр людям и снаряжению.
— Что он покажет? Готова ли русская армия к войне? Считают ли солдаты цели войны справедливыми, понимают ли они их? (Зачитать гл.2)
Эта массовая сцена передает общность настроения солдат. Крупным планом выделяется образ Кутузова. Начиная смотр в присутствии австрийских генералов, Кутузов хотел убедить последних в том, что русская армия не готова к походу и не должна идти на соединение с армией генерала Мака. Для Кутузова эта война не была священным и необходимым делом, поэтому его цель – удержать армию от боя.
ВЫВОД: непонимание солдатами целей войны, отрицательное отношение к ней Кутузова, недоверие между союзниками, бездарность австрийского командования, нехватка провианта, общее состояние неразберихи – вот что дает сцена смотра в Бранау. Главная особенность изображения войны в романе – автор сознательно показывает войну не в героическом плане, а акцентирует внимание на « крови, страданиях, смерти».
— Какой же выход может быть найден для русской армии?
Шенграбенское сражение, предпринятое по инициативе Кутузова, дало русской армии возможность выйти на соединение со своими частями, шедшими из России. История этого сражения еще раз подтверждает опытность и стратегический талант Кутузова – полководца. Отношение его к войне, как при смотре войск в Бранау, осталось прежним: Кутузов считает войну ненужной; но здесь речь шла о спасении армии, и автор показывает, как действует полководец в этом случае.
— Кратко охарактеризуйте план Кутузова.
Этот « великий подвиг», как назвал его Кутузов, был нужен для спасения всей армии, и поэтому Кутузов, так берегший людей, пошел на это. Толстой еще раз подчеркивает опытность и мудрость Кутузова, его умение найти выход в сложной исторической обстановке.
Что такое трусость и героизм, подвиг и воинский долг – эти моральные качества понятны всем. Проследим контраст между поведением Долохова и штабных, с одной стороны, и Тушина, Тимохина с солдатами – с другой.(гл.20-21).
Вся рота Тимохина проявила героизм. В условиях растерянности, когда застигнутые врасплох войска побежали, рота Тимохина «одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов». Толстой видит героизм роты в их мужестве и дисциплинированности. Тихий, до боя казавшийся нескладным, командир роты Тимохин сумел удержать роту в порядке. Рота выручила остальных, взяла пленных и трофеи.
После боя один Долохов похвалился своими заслугами и ранением. Храбрость его показная, ему свойственна самоуверенность и выпячивание себя на первый план. Настоящий же героизм совершается без расчета и выпячивание своих подвигов.
На самом жарком участке, в центре сражения, без прикрытия находилась батарея Тушина. Более тяжелой обстановки в Шенграбенском сражении ни у кого не было, тогда как результаты стрельбы батареи были наибольшими. В этом трудном бою капитан Тушин не испытывал ни малейшего страха. Рассказать о батарее и Тушине. В Тушине Толстой открывает прекрасного человека. Скромность, самоотверженность, с одной стороны, решительность, мужество, с другой, основывающиеся на чувстве долга, это и есть толстовская норма поведения человека в бою, которая определяет истинный героизм.
АУСТЕРЛИЦКОЕ СРАЖЕНИЕ (ч.3, гл.11-19)
Это композиционный центр, к нему идут все нити бесславной и никому ненужной войны.
Аустерлиц стал эпохой позора разочарований не только всей России, но и отдельных героев. Совсем не так, как ему хотелось бы, вел себя Н. Ростов. Даже встреча на поле боя с государем, которого Ростов обожал, не принесла ему радости. С ощущением величайшего разочарования в Наполеоне, бывшем раньше его героем, лежит на Праценской горе и князь Андрей. Наполеон представился ему маленьким, ничтожным человечком. Ощущение разочарования в жизни в результате осознания ошибок, совершенных героями. В этом плане примечательно, что рядом с аустерлицкими батальными сценами стоят главы, повествующие о женитьбе Пьера на Элен. Для Пьера это его Аустерлиц, эпоха его позора и разочарования.
ВЫВОД: Всеобщий Аустерлиц – таков итог 1 тома. Страшная, как всякая война, уничтожением человеческой жизни, эта война не имела, по Толстому, хотя бы объясняющей ее неизбежность цели. Затеянная ради славы, ради честолюбивых интересов русских придворных кругов она была непонятна и не нужна народу и поэтому завершилась Аустерлицем. Такой исход был тем позорнее, что русская армия могла быть мужественной и героической, когда ей хоть сколько-нибудь были понятны цели сражения, как это было при Шангребене.
ИЗОБРАЖЕНИЕ ВОЙНЫ 1812 ГОДА
1. « Переправа французов через Неман» (часть 1, гл. 1-2)
Французский лагерь. Почему же «должны были миллионы людей, отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума, идти на Восток с Запада и убивать себе подобных»
Во французской армии есть единство – и среди солдат, и между ними и императором. НО единство это было корыстным, единством захватчиков. Но это единство непрочное. Потом автор покажет, как оно распадается в решительную минуту. Это единство выражается в слепой любви солдат к Наполеону и принятии ее Наполеоном как должное( гибель уланов при переправе! Они гордились, что умирают на глазах своего императора! Но тот даже не смотрел на них!).
2. Оставление русскими своих земель. Смоленск(часть2, гл. 4), Богучарово(часть 2 гл. 8), Москва(часть 1 гл. 23)
Единство же русских людей основано на другом – на ненависти к захватчикам, на любви и привязанности к родной земле и людям, живущей на ней.
БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ ( том 3, часть 2, гл. 19-39)
Это кульминация всего действия, т.к. во-первых, Бородинское сражение было поворотным моментом, после которого французское наступление захлебнулось; во-вторых, это точка пересечения судеб всех героев. Желая доказать, что Бородинское сражение было только нравственной победой русской армии, Толстой вводит в роман план сражения. Большинство сцен до и вот время боя показано глазами Пьера, так как Пьер, ничего не понимающий в военном деле, воспринимает войну с психологической точки зрения и может наблюдать за настроением участников, а оно-то, по Толстому, и является причиной победы. Все говорят о необходимости победы при Бородине, об уверенности в ней: « Одно слово – Москва», «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение». Князь Андрей высказывает главную для понимания войны мысль: речь идет не об абстрактном жизненном пространстве, а о той земле, в которой лежат наши предки, за эту землю идут в бой солдаты.
1. Настроение французского лагеря (гл.26-29)
2. Батарея Раевского (гл. 31-32)
3. Поведение Наполеона и Кутузова в битве (гл. 33-35)
4. Ранение князя Андрея, его мужество (гл. 36-37)
Как итог Бородинского сражения звучит вывод Толстого о нравственной победе русских (гл. 39).
5. Ответить на вопросы:
1. Война 1805-1807гг. Дать характеристику.
2. Готова ли русская армия к войне?
3. Почему была одержана победа в Шенграбенском сражении?
4. Почему русская армия потерпела поражение под Аустерлицем?
5. Кто из героев романа терпит свой « Аустерлиц»?
6. Отечественная война 1812 года. Дать характеристику.
7. Понятны ли русским солдатам ее цели?
8. Почему, по мнению Толстого, под Бородином русской армией была одержана нравственная победа?
9. Охарактеризуйте партизанскую войну? Какую роль она сыграла в победе русской армии над французскими захватчиками?
10. Какую роль сыграла Отечественная война 1812 года в судьбе героев романа?
6. Подведение итогов урока.
7. Домашнее задание.
1. Ответить на вопросы:
Соответствуют ли реальным историческим личностям образы Кутузова и Наполеона в романе?
Покажите разницу в авторской оценке внешнего облика Кутузова и Наполеона?
Кому противопоставлены и на кого похожи в романе эти герои?
4. Почему Толстой отрицательно относится к Наполеону и с любовью к Кутузову?
5. Претендует ли Кутузов на роль героя в истории? А Наполеон?
2. Подготовить сообщение: «Наполеон» и «Кутузов» Историческая справка.