какие моющие средства можно использовать в школе по санпину
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл
Санитарный надзор
Уборка в школе
Уборка в школе
Старшеклассники нередко возмущаются, когда приходится убираться в классе. Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. С одной стороны, самообслуживание и элементарные трудовые навыки должны быть нормой школьной жизни. С другой – желающих работать нянями и уборщицами все меньше. Кто же все-таки должен убираться в классе? Как часто должна проводиться влажная уборка в школе? Эти и другие вопросы, которые волнуют родителей учеников и самих учащихся, регламентируются СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Все помещения общеобразовательной организации подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств, а в школах, работающих в две смены – дважды в день. Для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания предусмотрен перерыв не менее 30 минут, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.
Для проведения уборки и дезинфекции в общеобразовательной организации и интернате при общеобразовательной организации используют моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные в установленном порядке к применению в детских учреждениях, соблюдая инструкции по их применению.
Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены. Уборку учебных и вспомогательных помещений проводят после окончания уроков, в отсутствии обучающихся, при открытых окнах или фрамугах. Если общеобразовательная организация работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены: моют полы, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы и др.).
Очистка осветительной арматуры светильников проводится по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год. Вытяжные вентиляционные решетки ежемесячно очищают от пыли. Уборку помещений интерната при общеобразовательной организации проводят не реже 1 раза в сутки.
Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений общеобразовательной организации и интерната при общеобразовательной организации должна проводиться генеральная уборка. Причем проводить ее надо непременно с применением не только моющих, но и дезинфицирующих средств, поэтому привлекать к подобной уборке детей не разрешается.
Также не допускается привлекать обучающихся к работам с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет, а также к уборке санитарных узлов и мест общего пользования, уборке помещений пищеблока, мытью окон и светильников, уборке снега с крыш и другим аналогичным работам.
Уборочный инвентарь для уборки помещений должен быть промаркирован и закреплен за определенными помещениями. Уборочный инвентарь для уборки санитарных узлов (ведра, тазы, швабры, ветошь) должен иметь сигнальную маркировку (красного цвета), использоваться по назначению и храниться отдельно от другого уборочного инвентаря.
По окончании уборки весь уборочный инвентарь промывают с использованием моющих средств, ополаскивают проточной водой и просушивают. Хранят уборочный инвентарь в отведенном для этих целей месте. Дезинфицирующие и моющие средства должны храниться в соответствии с инструкцией в недоступном для обучающихся месте. Готовятся дезинфицирующие растворы для мытья полов непосредственно перед применением в туалетных комнатах и в отсутствии обучающихся.
С целью предупреждения распространения инфекции при неблагополучной эпидемиологической ситуации в общеобразовательной организации проводят дополнительные противоэпидемические мероприятия по предписаниям органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Требования к дезинфекционным препаратам и проведению обработки в образовательных учреждениях
В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано около 1000 наименований дезинфекционных препаратов зарубежного и российского производства.
При выборе дезинфекционного препарата следует обращать на следующие требования:
В дошкольных детских учреждениях применяют дезинфекционные средства только IV класса опасности. В присутствии детей не допускается проводить дезинфекцию методами орошения и разбрызгивания.
При выборе препарата необходимо обращать внимание на активно действующее вещество: хлорсодержащие, кислородосодержащие, четвертично-амонийные соединения (ЧАСы), спирты, производные фенола, альдегидосодержащие.
В детских дошкольных учреждениях не допускается применение альдегидосодержащих препаратов. К наиболее эффективным препаратам относятся кислородосодержащие и хлорсодержащие препараты, но они обладают умеренным местно-раздражающим действием на слизистую оболочку глаз. Такие препараты хорошо использовать во время проведения генеральных уборок. Чаще всего при текущей уборке используются ЧАСы в комплексе с другими действующими веществами. Вместе с тем, кислородосодержащие препараты чаще всего таблетированы и их очень удобно разводить в зависимости от препарата 1-3 таблетки на 10 литров воды.
При выборе дезинфекционного средства так же необходимо обращать внимание на возбудителей каких инфекций протестировано дезинфекционное средство. Для целей дезинфекции в дошкольных учреждениях рекомендуется использовать препараты, обладающие антимикробной активностью в отношении грамотрицательных и грамположительных бактерий (в том числе возбудителей внутрибольничных инфекций, туберкулеза), грибов родов Кандида и Трихофитон, вирусов гепатита В, ВИЧ, гриппа, парагриппа, т.е. они должны обладать бактерицидным, туберкулоцидным, вирулоцидным действием, а также моющими свойствами. Недопустимо использовать препараты, обладающие только микробостатическим действием, т.е. только задерживать рост микроорганизмов.
В целях экономии при покупке дезинфекционного препарата при его выборе обращайте внимание на количество выхода литров рабочего раствора при разведении нужной концентрации одного литра препарата и соответственно цену одного литра рабочего раствора.
Необходимо в целях предупреждения распространения инфекционных заболеваний в детских дошкольных коллективах использовать кожные антисептики, их достаточно много на рынке дезинфекционных препаратов. К хорошим относятся те кожные антисептики, где на упаковке будет указана сумма процентов концентрации спиртов более 60%.
Рабочие растворы дезинфекционных препаратов готовят строго в соответствие с методическими указаниями. Если рабочий раствор используется более одного дня (в соответствие с методическими указаниями) необходимо применять химические индикаторы, за контролем сохранения концентрации рабочего раствора с отметкой в журнале. Разведенный рабочий раствор должен храниться в отдалении от источников тепла, закрытый крышкой во избежание снижения концентрации рабочего раствора. Емкость с рабочим раствором дезинфекционного препарата должна иметь надпись: название препарат, концентрация, дата разведения, дата конченого срока реализации, функциональное назначения препарата.
Профилактическая дезинфекция проводится постоянно, при эпидемиологическом благополучии, силами персонала объекта. Профилактическая дезинфекция на объектах включает работы по обеззараживанию помещений, оборудования, мебели, посуды, технологического оборудования по переработке сырья и пищевых продуктов питания остатков пищи, санитарно- технического оборудования.
Влажную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств проводят не менее 2 раз в день с обработкой поверхностей, пола, ручки дверей, перил лестниц, барашков кранов.
Один раз в месяц проводится генеральная уборка помещений (мытье стен, окон, подоконников, дверей, бытового оборудования, пола) с применением дезинфекционного средства по вирулицидному режиму. Дни проведения генеральных уборок должны быть утверждены руководителем объекта. Для проведения генеральных уборок выделяются отдельные промаркированные емкости с маркировкой «окна», «оборудование бытовое», «стены», «пол».
Выделяется отдельно уборочный инвентарь для текущей уборки, отдельно для генеральной уборки. При проведении генеральных уборок обязательно выдерживается часовая экспозиция дезинфекционного средства при смачивании поверхностей, с последующим промыванием чистой водой. Для целей промывания используется чистая (после стирки) или новая ветошь. Также необходимо поменять спецодежду на новую чистую спецодежду.
Персонал, работающий с дезинфекционными средствами обязан хорошо знать потенциальную опасность дезинфекционных средств, соблюдать требуемые условия хранения и технику безопасности при их разведении, правила противопожарной безопасности, правила поведения в аварийных ситуациях а также меры оказания первой помощи при случайном отравлении.
При хранении дезинфекционные средства защищают от воздействия прямых солнечных лучей. Дезинфекционные средства хранят в таре (упаковке) поставщика с этикеткой, в специально предназначенных помещениях (складах). Тарная этикетка хранится весь период хранения (реализации) дезинфекционного средства
Помещение персонала, занимающегося дезинфекционной деятельностью, должно быть оборудовано шкафчиками для хранения личной и рабочей одежды отдельно, аптечкой первой помощи при отравлении дезинфекционными средствами, средствами индивидуальной защиты, нормативной литературой по применению дезинфекционных препаратов.
Ответственным лицом введется учет поступления и расхода дезинфекционных средств. Мероприятия по профилактической дезинфекции проводит специально обученный персонал, проходящий ежегодный инструктаж по применению дезинфекционных средств.
В г.Южно-Сахалинске в настоящее время в дошкольных образовательных учреждениях применяют при проведении текущей дезинфекции следующие дезинфекционные средства:
Запомните, что дезинфекционные препараты необходимо периодически заменять и желательно использовать дезсредства, обладающие одновременно антимикробным и противовирусным действием.
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Сахалинской области, 2006-2021 г. Адрес: 693020, г. Южно-Сахалинск, ул. Чехова, 30-А Как проводить уборку и дезинфекцию в образовательной организацииГлавное в статье Дезинфекция – действенное профилактическое мероприятие по предупреждению заболеваний. В образовательных организациях ее проводят для обеззараживания помещений, посуды, белья, игрушек, пищевых продуктов. Какие бывают виды дезинфекции раз в месяц школы обязаны проводить генеральную уборку помещений с использованием моющих и дезинфицирующих средств Дезинфекция бывает трех видов: Цель профилактической дезинфекции – предотвратить заболевания среди детей и работников. Ее проводят ежедневно. Если в детском саду или школе обнаружена инфекция, в течение определенного периода проводят текущую дезинфекцию, а перед снятием ограничительных мер – заключительную. Их цель – не дать болезни распространиться. Требования к дезинфекционным мероприятиям содержат СП 3.5.1378–03, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 07.06.2003. Отдельные нормы указаны в санитарных правилах для детских садов и школ. Кто вправе проводить дезинфекционные мероприятия Профилактическую и текущую дезинфекцию проводят специально обученные работники образовательной организации, заключительную – специально обученные работники либо организация, которая занимается дезинфекционной деятельностью. Если вы проводите текущую и заключительную дезинфекцию своими силами, то процесс должен проходить под контролем работников санитарных служб и дезинфекционной станции. Дезинфицировать медицинский кабинет можно в том случае, если у образовательной организации есть лицензия на медицинскую деятельность. Проводить дезинфекцию других помещений можно без лицензии. Об этом говорится в письме Минздрава России от 09.06.2016 № 14–5/993. Как проводить дезинфекцию при инфекционных заболеваниях Дезинфекционные мероприятия зависят от заболевания, которое зафиксировано в образовательной организации. При паразитарных болезнях ориентируйтесь на положения СанПиН 3.2.3215–14, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.08.2014 № 50, при выявлении чесотки – на нормы Руководства по медицинской дезинсекции Р 3.5.2.2487–09, утвержденного Главным государственным санитарным врачом РФ 26.02.2009. Не забудьте изучить региональные и муниципальные документы. При некоторых заболеваниях федеральное законодательство требует проводить лишь текущую дезинфекцию, однако местные органы власти вправе установить необходимость заключительной дезинфекции. Пример. В Москве при выявлении чесотки нужно проводить и текущую дезинфекцию, и заключительную – силами дезинфекционной станции. Об этом говорится в приказе Департамента здравоохранения города Москвы от 26.09.2005 № 383 «О совершенствовании мероприятий по профилактике чесотки и дерматомикозов». При выявлении любой болезни проведите текущую дезинфекцию. Продезинфицируйте места общего пользования, кабинеты, посуду, при необходимости – белье. Обратите внимание Ребенка с подозрением на инфекцию нужно изолировать, а затем максимально быстро транспортировать в лечебно-профилактическое учреждение Сделайте влажную уборку полов и поверхностей дезинфицирующими средствами. Очистите воздух в кабинетах, в том числе проведите ультрафиолетовое облучение. Используйте для этой цели ультрафиолетовые бактерицидные облучатели и установки. Включенная бактерицидная лампа не выделяет озон, поэтому ее применение безопасно для органов дыхания, а помещения с непрерывно работающими бактерицидными лампами не требуют проветривания. Облучатели закрытого типа разрешено применять в присутствии людей, открытого типа – только когда в помещении никто не находится. Удобнее использовать передвижные бактерицидные облучатели. Мероприятия текущей дезинфекции проводите систематически, пока есть опасность, что инфекция распространится. Заключительную дезинфекцию проведите после того, как заболевший покинул здание образовательной организации или перед снятием ограничительных мер (карантина), особенно тщательно – в очагах тех заболеваний, возбудители которых устойчивы к воздействию факторов окружающей среды (сальмонеллез, полиомиелит, глистные инвазии, педикулез). При организации дезинфекционных мероприятий учитывайте предписания органа Роспотребнадзора. Если не хватает сил и средств, привлеките специалистов дезинфекционной станции. До заключительной дезинфекции медработник образовательной организации или руководитель дезинфекционной бригады осматривает помещения, выясняет эпидемиологическую обстановку, определяет объем, содержание и очередность дезинфекционных мероприятий, выбирает дезинфицирующее средство. Затем сотрудники, которые будут проводить дезинфекционные мероприятия: Важный документ Какие дезсредства относятся к IV классу опасности, говорится в ГОСТ 12.1.007–76, утвержденном постановлением Госстандарта СССР от 10.03.1976 № 579 · готовят растворы дезинфекционных средств; · обеззараживают важные в эпидемиологическом отношении объекты (мокроты, выделения, остатки пищи, посуду, белье), отбирают вещи, которые подлежат камерному способу обеззараживания; · уничтожают насекомых, если они обнаружены в очаге заболевания; · обеззараживают предметы, собранные с мест, где присутствовал больной. Методы и средства заключительной дезинфекции зависят от предметов и поверхностей, которые требуют обработки. Пример. Продезинфицировать белье значит прокипятить и прогладить его с обеих сторон. Шерстяные одеяла, ковры, матрацы, пледы, занавески обрабатывают пылесосом, затем подсушивают на солнце и проглаживают горячим утюгом через ветошь. Пыль из контейнеров пылесосов после обезвреживания утилизируют в общую канализацию. Какой инвентарь подходит для уборки и дезинфекции Уборку и дезинфекцию проводят промаркированным уборочным инвентарем. После применения его промывают горячей водой с моющими средствами и просушивают. Для замачивания посуды в дезинфицирующем растворе используют промаркированную емкость с крышкой, для обеззараживания – сухожаровой шкаф. Чтобы провести текущую и заключительную дезинфекцию, понадобятся: · ведра с мерными отметками; · щетки для чистки мягких вещей; · распылители порошков и жидкостей; · мешки для транспортировки вещей в дезинфекционную камеру; · клеенчатые мешки для чистой и использованной ветоши и для использованных комплектов спецодежды; · средства индивидуальной защиты (очки, резиновые перчатки). Где посмотреть перечень разрешенных дезинфекционных средств Перечень моющих и дезинфекционных средств, которые разрешены к использованию в образовательных организациях, нормативными правовыми актами не утвержден. В письме Роспотребнадзора от 25.01.2006 № 0100/626-06-32 указаны некоторые зарегистрированные в России дезинфицирующие средства с противовирусным действием. Периодичность уборки и дезинфекции в школе Периодичность Основание Влажная уборка туалетов, столовой, вестибюлей, рекреации После каждой перемены Уборка обеденных залов После каждого приема пищи Влажная уборка учебных и вспомогательных помещений при открытых окнах или фрамугах После окончания уроков или смены. Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут. При неблагополучной эпидемиологической ситуации перерыв для дезинфекционной обработки увеличивают до 60 минут Пункты 10.13, 2.3СанПиН 2.4.2.2821–10 Санитарная обработка технологического оборудования пищеблока Ежедневно по мере загрязнения и по окончании работы Дезинфекция помещений туалета, душевых, раздевалок, обходных дорожек, скамеек, дверных ручек и поручней бассейна Ежедневно, по графику уборки и дезинфекции Уборка туалетов, душевых, буфетов, помещений медицинского назначения с использованием дезинфицирующих средств Уборка помещений интерната (при его наличии) Обеззараживание санитарно-технического оборудования Обработка моющими средствами спортинвентаря Чистка ковровых покрытий с использованием пылесоса (в помещениях начальной общеобразовательной школы, групп продленного дня, интернате) Смена постельного белья и полотенец По мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю Генеральная уборка всех помещений школы и интерната (при его наличии) Чистка вытяжных вентиляционных решеток Генеральная уборка всех помещений, оборудования и инвентаря пищеблока с последующей дезинфекцией Генеральная уборка помещений бассейна с профилактическим ремонтом и последующей дезинфекцией Обработка постельного белья в дезинфекционной камере Перед началом учебного года Дезинфекция медицинских инструментов в медкабинете В соответствии с указаниями по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации изделий медицинского назначения Дезинфекция посуды и инвентаря По эпидемиологическим показаниям согласно инструкции по применению дезинфицирующих средств К использованию в образовательных организациях допускаются дезинфекционные средства только IV класса опасности. Чаще всего в качестве действующих веществ в них входят катионные поверхностно-активные вещества (ПАВ) и полигексаметиленгуанидин гидрохлорид (ПГМГ-хлорид). В № 2, 2017 электронного журнала читайте статью о том, как мыть посуду с учетом санитарных правил и норм У дезинфекционного средства должны быть: · свидетельство о госрегистрации; · сертификат соответствия системы ГОСТ Р; Внимательно прочитайте инструкцию. Она должна содержать: 1) указание на возможность применения средства в детских садах и школах; 2) токсикологическую характеристику средства и его рабочих растворов; 3) информацию о приготовлении таких растворов (расчеты по препарату или по действующему веществу), мерах предосторожности при работе со средством, условиях его хранения, требованиях к упаковке. Дезинфекционные средства нужно периодически менять, чтобы не появлялись устойчивые к ним штаммы микробов. К СВЕДЕНИЮ Как хранить дезинфекционные средства Храните дезинфекционные средства в оригинальной упаковке в сухом, темном, прохладном, недоступном для детей месте отдельно от лекарственных препаратов и пищевых продуктов. Легковоспламеняющиеся, горючие, взрывоопасные жидкости держите вдали от источников тепла и солнечных лучей. Такими местами могут быть закрытые шкафы в санузле, подвальные и технические помещения. Следите за сохранностью упаковки. Не допускайте попадания неразбавленного вещества в сточные, поверхностные или подземные воды и в канализацию. Нормы расхода моющих и дезинфицирующих средств для образовательных организаций на федеральном уровне не установлены. Проверьте, возможно, такой документ разработан органами местного самоуправления. Если нет, определите нормы для образовательной организации и утвердите их приказом руководителя. За основу возьмите примерные нормы расхода, утвержденные приказом Минпроса СССР от 28.01.1986 № 45. Нормативный правовой акт утратил силу, но его можно использовать в качестве примера. СанПиН — 2021: что изменилось для общепитаБлижайшие 6 лет — до 1 января 2027 года — будут действовать новые санитарные требования. Они не только учитывают существенные изменения, которые за последние десятилетия произошли в сфере общепита, но и дают некоторые послабления небольшому бизнесу. Необходимость в актуализации санитарных требований назрела уже давно. В последний раз СанПиН для общепита утверждали 20 лет назад. И эти правила были бессрочными. Сейчас для них установлен конкретный период действия, так как рынок даже за несколько лет сильно меняется. СанПиН 2.3/2.4.3590-20 утвержден Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32. Он включает требования 17 актов в сфере общепита и учитывает особенности питания взрослых и детей, а также питание в различных учреждениях: школах, больницах, детских садах и т.д. Роспотребнадзор отмечает одну из особенностей нового документа — в нем делается акцент на здоровьесберегающую функцию питания. В действующих с 1 января 2021 года правилах учтены новые форматы бизнеса, которые сегодня активно развиваются: кейтеринг, доставка, продажа навынос. Рассмотрим все новшества по порядку: Особенности новых санитарных правилВ основе новых требований для общепита лежат несколько ключевых принципов. Учет различных факторовСанПиН прописывает требования с учетом биологических, химических, физических и иных факторов. К биологическим факторам относятся микробиологические и паразитарные загрязнения, размножение патогенных микроорганизмов. Чтобы предотвратить эти риски, сотрудники должны соблюдать ряд требований и придерживаться строгих правил при организации рабочего процесса. В частности, они обязаны сообщать о случаях заболевания кишечными инфекциями своих родственников, с которыми проживают. Также сотрудники должны использовать одноразовые перчатки, когда готовят холодные закуски и салаты. Если целостность перчаток нарушается, то их следует менять на новые. Для устранения биологических факторов нужно придерживаться правил при раздаче и реализации блюд. Так, например, готовые блюда, требующие разогревания перед употреблением, не должны находиться на раздаче более трех часов с момента изготовления. Готовые блюда нельзя замораживать и продавать на следующий день. Соусы к блюдам подаются в индивидуальной потребительской упаковке. К химическим факторам следует относить загрязнения токсичными веществами. Чтобы не допустить их попадания в продукты, моющие и дезинфицирующие средства нужно применять по инструкции и хранить в специальных местах. Общепиту нельзя использовать ртутные термометры. К физическим факторам относится тепловое воздействие. В правилах указано, что температура горячих блюд, холодных супов, напитков, реализуемых через раздачу, должна соответствовать технологическим документам. Презумпция добросовестностиНовые правила основаны на принципах ХАССП. Эта аббревиатура переводится с английского как анализ рисков и критические контрольные точки. Предприятиям общепита предоставлены возможности для самостоятельного контроля своей деятельности. Но им нужно внедрять систему ХАССП (разрабатывается под конкретное предприятие) и расписывать все инструкции и требования. Игнорирование этого условия грозит штрафами по ст. 14.43 КоАП. Семь принципов ХАССППо сути ХАССП это система идентификации, оценки и управления опасными факторами, которые влияют на пищевую продукцию. Она в том числе предполагает разработку для этих целей специальной документации. Смысл ХАССП — предупредить риски до их реального появления. Существует семь принципов, на которых основана система ХАССП: 1. Анализ рисков через оценку значимости опасных факторов на всех этапах работы с продуктами. Для чего нужно: когда выявлены риски, можно сформулировать меры для их предотвращения. 2. Определение критических точек контроля. Для чего нужно: позволяет предотвратить потенциальную опасность. 3. Определение критических пределов для контрольных точек. Для чего нужно: понимая лимиты, можно действовать так, чтобы в критических точках ситуация не вышла из-под контроля. 4. Внедрение процедур мониторинга всех критических точек контроля. Для чего нужно: позволяет установить систему наблюдения и надзор в критических точках. 5. Формулировка корректирующих действий. Для чего нужно: помогает в ситуациях, когда наблюдения сигнализируют о возможном выходе ситуации из-под контроля. 6. Ведение и учет документации. Для чего нужно: система работы с документами позволяет отмечать важные данные. 7. Внедрение процедур проверки документов. Для чего нужно: позволяет следить за актуальностью информации и проведением всех необходимых действий. Плюсы новых санитарных правил для небольшого бизнесаНовый СанПиН смягчает некоторые требования для маленьких заведений, не рассчитанных на высокие потоки посетителей. Определяющим признаком в этом случае является количество посадочных мест. Если у вас их менее 25, то можете рассчитывать на послабления. Из новых правил исчезло требование о привлечении отдельного персонала для уборки туалета, что немаловажно для микробизнеса, для которого лишний сотрудник влечет дополнительные траты. Эту обязанность могут выполнять другие сотрудники, главное — соблюдать нормы безопасности. Важные изменения в санитарных правилах с 2021 годаВ актуализированных правилах учтены новые форматы бизнеса. В частности, кейтеринг, доставка, продажа навынос. Сказано, что такого рода услуги теперь не требуют оформления декларации о соответствии пищевой продукции, как это было ранее. С 1 января 2021 года технологическая карта становится важной частью работы предприятий общепита. Правилами установлено, что блюда нужно готовить в соответствии с этим документом, поскольку в нем описан весь производственный процесс. Создавайте технологические карты блюд, контролируйте себестоимость блюда и наценку Если раньше за определенной категорией блюд закреплялось конкретное значение температуры, то новый СанПиН предусматривает наличие термометров для контроля температуры блюд на линии раздачи. Важно, чтобы температура блюд совпадала с той, что прописана в технологической карте. Отдельно прописаны требования к складским помещениям, где хранятся продукты. Они должны быть оборудованы приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха, а холодильное оборудование — контрольными термометрами. На предприятиях общепита без цехового отделения, но имеющих дело с полуфабрикатом, работа с использованием сырья не допускается. То есть, если вы закупаете сырое мясо и овощи, у вас должен быть хотя бы один обрабатывающий цех. Работники общепита должны предупреждать потребителя о наличии в готовой продукции ингредиентов, вызывающих аллергические реакции. Таким образом, если в меню указано, что посетитель перед заказом может уточнить состав блюда, то официанты должны очень хорошо знать ингредиенты, которые входят в то или иное наименование. Если наименование блюд и кулинарных изделий в меню не соответствует их наименованиям в технологических документах, это считается нарушением. Сегодня заведения нередко проводят кулинарные мастер-классы с участием детей и взрослых. В актуальных санитарных правилах прописано, что такие мероприятия допускаются только в том случае, если созданы условия, обеспечивающие безопасность пищевой продукции, и соблюдается технология приготовления блюд. Повышенные требования к сотрудникамКо всем сотрудникам, которые занимаются приготовлением блюд и имеют непосредственный контакт с продуктами и сырьем, требования ужесточились. Теперь они каждый день должны проходить осмотр на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела. Прежде чем допустить персонал к работе, нужно убедиться в отсутствии признаков инфекционных заболеваний. До 2021 года такие требования распространялись лишь на некоторых сотрудников, а именно на тех, кто работал в холодном, горячем и кондитерском цехах. Зачем нужен гигиенический журналВ приложениях к СанПиН представлена форма Гигиенического журнала (сотрудники). Ее следует использовать, чтобы фиксировать результаты осмотра и опроса сотрудников. В журнале указываются ФИО сотрудника, его должность, предусмотрены графы для подписи сотрудника об отсутствии признаков инфекционных заболеваний у него и членов его семьи, а также об отсутствии заболеваний верхних дыхательных путей и гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела. В отдельную графу вносится результат осмотра медицинским работником (ответственным лицом) – о том, допускается ли к работе или отстраняется от нее конкретный сотрудник. Какие требования исчезли из СанПиН для общепитаВ новых правилах не указан четкий перечень журналов, которые обязательны для общепита. Предполагается, что все эти документы разрабатываются в рамках внедрения ХАССП на конкретном предприятии. Кроме того, на усмотрение самого бизнеса отдали решение таких вопросов, как: Не пропустите новые публикацииПодпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
|