какие мульт герои запрещены на тортах список
Никаких мульт-героев на тортах!
Детский День Рождения!
Родители заказывают торт с любимыми мультяшками малыша, кондитер добросовестно его готовит.
Принцесса Эльза – как живая! А снеговик Олаф вот-вот сбежит с вершины торта в тарелку именинника )
Ребенок в восторге, родители счастливы, а кондитер…
А кондитер получает гигантский штраф за отлично выполненную работу!
Потому что все мульт персонажи – как из иностранных, так и из российских и советских мультфильмов – являются объектами авторского права, и правообладатели могут подать в суд на любого, кто использовал известное изображение без юридически оформленного разрешения!
Знали об этом?
Исков – вагон и тележка.
Судебных решений не в пользу кондитеров – большинство.
Суммы исков – огромные.
За использование образа 1 персонажа правообладатель может потребовать от 50 до 200 тыс. рублей (размер санкций для юр.лиц). То есть “посадили” на торт стоимостью 3 тыс. рублей пятерых смешариков – получили иск на миллион.
Правообладатели сами под видом тайных покупателей заказывают торты у кондитеров, а еще активно шерстят интернет и соцсети в поисках специалистов, которые в неведении выкладывают фото своих работ. Короче – опасность повсюду )
Сейчас, правда, есть выход: можно сотрудничать с некой компанией, которая заключила договор с правообладателями об использовании их героев в кондитерском деле. Они могут передать права на их использование кондитерским – разумеется, тем, которые подпишут договор уже с ними. Разумеется – за деньги. Компания просит депозит в размере 70 тр. и комиссию 20% от стоимости каждого торта с мультяшками, помимо других усложняющих жизнь кондитера условий
Интересно, что автором выдуманного героя можете стать вы! Поэтому к пряничницам с художественным образованием теперь должна выстроиться очередь ))
Другие полезные бизнес-статьи
Полезные советы начинающему кондитеру : какой инвентарь купить в первую очередь? Если Вы действительно хотите стать профессионалом в кондитерском деле с нуля …
С чего стоит начать свой кондитерский путь
Как уберечь семью от коронавируса? Эффект плацебо и коронавирус. Психологическое здоровье и как его защитить. Ноцебо и плацебо в борьбе с коронавирусом. Сладости против коронавируса
За Лунтика и Ко: производитель тортов поплатился за мультяшку
Подмосковная кондитерская попалась на «сладкой» авантюре: пекли торты с известными мультипликационными героями, но разрешения у правообладателя не спросили. Итог: суд, штраф и запрет на использование дорогих детскому сердцу персонажей. По мнению экспертов, образы известных героев мультфильмов способны повысить продажи: их узнают, у покупателей возникают положительные эмоции. Где только не увидишь Человека-паука, Машу с Медведем и без, Фиксиков, Лунтика, Кота Матроскина: на игрушках и тортах ко дню рождения, одежде и канцелярских товарах, молочных продуктах… О том, как нарушают права на использование изображений мультипликационных героев, чем это грозит и во сколько обойдется лицензия, читайте в материале «Известий».
Оставили на десерт
Предприятие, зарегистрированное в Истре, выдал сайт. Малышне — на радость, правообладателям — на печаль в кондитерской можно было купить торты с изображением Лунтика и его друзей: Кузи, Милы, Пчеленка. По данным СМИ, для привлечения внимания на сайте красовались портреты Алеши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца — точь-в-точь с постеров сериала «Три богатыря».
В итоге предпринимателя оштрафовали в общей сложности на 130 тыс. рублей за нарушение авторских прав. В аналогичной ситуации оказался и вологодский кондитер, который после почти двух лет разбирательств заплатит 150 тыс. рублей за торт с фигурками из «Смешариков». Как сообщают местные СМИ, в суде находятся еще несколько заявлений на незаконное использование образов мультипликационных героев другими кондитерами.
По словам управляющего партнера юридической компании по защите интеллектуальной собственности «Тулубьева, Осипов и партнеры» Ирины Тулубьевой, безболезненно изображения мультипликационных героев можно использовать только в личных целях — перерисовал в альбом и любуешься, показываешь домашним. На публичную демонстрацию образа мультгероя, в том числе в интернете, требуется письменное согласие правообладателя. Шьешь и продаешь сумки с известным персонажем? Будь добр заключить договор.
«Нарушений бывает очень много, но во многих случаях никто даже об этом не знает и не предъявляет претензии. Кто-то 20 лет выпускает торты или конфеты, используя образы персонажей мультфильмов, а кто-то только начал производство, и тут же на него обратили внимание — наступает совершенно серьезная ответственность», — отмечает в беседе с «Известиями» специалист по авторскому праву и смежным правам.
Максимальная планка — до 5 млн рублей взыскания с нарушителя (в зависимости от характера нарушений и обстоятельств дела).
Кошмар торговца
Осенью 2019 года говорили о всплеске активности правообладателей: на предпринимателей из разных регионов посыпались иски за продажу нелицензированных товаров с изображением Маши и Медведя, Смешариков, Свинки Пеппы и других мультгероев. Причем держать ответ перед законом в большинстве случаев пришлось продавцам, а сумма исков оказалась в разы больше, чем стоимость одной единицы товара. Судите сами: предпринимательница Людмила Круглова, которая торговала игрушками в Чебоксарах, рассказывала, что за 50-рублевый конструктор с изображением Фиксиков с нее потребовали компенсацию в 170 тыс. рублей. Некоторые эксперты называют такую деятельность представителей правообладателей скорее выгодным бизнесом, нежели просто защитой авторских прав (владелец получает, как правило, не более 10% от суммы иска). Впрочем, это палка о двух концах.
«Распространение контрафактной продукции тоже наказуемо, — напоминает Ирина Тулубьева. — Должен быть договор с поставщиками, и тогда в известном порядке взыщут с поставщиков. Это нормальные деловые отношения. Поставщик гарантирует, что к товару не могут предъявлять никакие требования. Если такие требования предъявляются, то поставщик обязуется возместить все издержки».
Представители правообладателей, в свою очередь, отмечают: они бы и рады разобраться с производителями контрафакта, да только не всякий торговец «сдаст» своих поставщиков.
«Они предпочитают уплатить штраф, лишь бы не потерять налаженные связи. Ведь кроме контрафакта, с которым мы боремся, они по этим каналам получают и другую продукцию», — заметил один из представителей правообладателя.
Кстати, поплатиться можно и за изображение на коробке. Так, житель Перми, чтобы поднять продажи наборов игрушек, изобразил на коробке героев мультсериала «Три кота» — Коржика, Компота, Карамельку и их маму. За нарушение авторских прав с пермяка взыскали 40 тыс. рублей.
Встречаются на первый взгляд неожиданные претензии: застройщик поплатился за рекламу жилого комплекса только потому, что в кадр попала девочка в футболке с медведем (известный персонаж — серый с заплатками). Случайное «дефиле» не прошло незамеченным: с застройщика потребовали 300 тыс. рублей за нарушение исключительного права. Правда, получили только 20 тыс. рублей.
«Бывают такие хитрости, когда используют образ не напрямую: как бы между прочим мимо проходит человек в брендированной футболке. Если кто-то попадает в кадр (не центральный объект съемки) в репортажной съемке, то это допускается законодательством, но в рекламном ролике ничего случайного не бывает», — считает Ирина Тулубьева.
Коня Юлия на скаку остановят
Как рассказали «Известиям» в лицензионном агентстве «Мельница» (представляет одноименную анимационную студию), чаще всего подделывают игрушки, детскую одежду и канцелярские товары.
«До 60% отдельных категорий рынка детских товаров — контрафакт, — поясняет управляющий партнер ООО «Правовая группа «Интеллектуальная собственность» и представитель лицензионного агентства Василий Абрамов. — Среди наших брендов наиболее часто используют персонажей «Барбоскиных» и «Лунтика».
Как-то поймали ломбард на незаконной рекламе: в качестве моделей те использовали персонажей из «Трех богатырей». Однажды почти на скаку остановили плюшевого Коня Юлия. Аниматор не только привлекал внимание мультяшной гривой, но и позорил образ: сначала предлагал туристам с ним сфотографироваться, а потом требовал денег — до 5 тыс. рублей за фото. «Коня» задержала полиция, костюм изъяли. В общем, нарядиться можно в кого угодно, но зарабатывать на этом без разрешения нельзя.
«Проводится комплексная работа с правоохранительными органами, ведется постоянный мониторинг мест торговли. Также поступают регулярные сигналы от недовольных качеством контрафактного товара потребителей», — Василий Абрамов поясняет как выходят на нарушителей.
Как сообщало в 2019 году издание «Реальное время», опираясь на данные базы «Спарк-Интерфакс», «Мельница» выступала истцом в более чем 2,3 тыс. арбитражных процессах по всей России на общую сумму свыше 200 млн рублей. Причем, выявляя нарушителей, представители правообладателя не только производят привычную «контрольную закупку» товара, но и выезжают в районные ДК и частные театры, где показывают спектакли по мотивам известных мультфильмов. Так, из-за нарушения авторских прав в Колпино закрыли спектакль.
Как вариант (не считать инструкцией по применению) из разряда «вредных советов» — изменить внешность персонажа. Приделать лишние уши, ноги, перекрасить, и вот он — новый герой. Какие претензии? Впрочем, будет ли интересен покупателю измененный ради обхода закона мультгерой? Да и за переделку можно серьезно поплатиться.
«Это не только несоблюдение авторских прав, но и незаконная переработка образа. Оценку, в какой степени было использовано оригинальное произведение, даст экспертиза — суд не будет брать на себя такую ответственность, — говорит Ирина Тулубьева. — Проигравшей стороне придется возмещать расходы по экспертизе, а это десятки тысяч рублей».
В законное пользование
Хотите законно выпускать одеяла с «Микки Маусом» или «Машей и Медведем»? Выходите на правообладателя. Это не закрытая информация, в Сети несложно найти, кому принадлежат права на того или иного персонажа. Эксперты советуют тщательно подойти к выбору героя: одни стали уже классикой или не теряют зрительской симпатии на протяжении нескольких лет, другие популярны лишь определенное время — пока, например, мультфильм идет в прокате (в этом случае лучше выпустить ограниченную серию брендированных товаров).
Нарушают ли авторские права персонажи мультиков на торте, изготовленном по индивидуальному заказу?
Правообладатель заказал и получил торт с изображением мультперсонажей. После этого он подал на кондитера в суд с требованием денежной компенсации за нарушенные права.
Суды отказали в компенсации: ведь это было не массовое изготовление, а индивидуальный заказ. Однако Суд по интеллектуальным правам (СИП) пояснил, что должны были оценить суды для установления факта нарушения прав. При повторном рассмотрении суд первой инстанции частично удовлетворил иск правообладателя.
Суть дела
ООО «Студия анимационного кино «Мельница» (далее – Общество, Студия) является правообладателем товарных знаков «Лунтик», «Кузя», «Божья Коровка Мила», «Гусеницы Вупсень и Пупсень», а также обладателем исключительных авторских прав на произведения изобразительного искусства-рисунки (изображения) этих персонажей. В апреле 2018 года Общество заказало у ИП Н. (далее – предприниматель) торт с изображением персонажей мультфильмов «Лунтик» и «Смешарики». Получив торт, Общество направило претензию в адрес предпринимателя с предложением об уплате компенсации в размере 300 000 руб. за нарушение исключительных прав на товарные знаки.
Кондитер не ответил на претензию, и Общество обратилось в суд. Оно потребовало взыскать с предпринимателя 90 тысяч руб. за нарушение исключительных прав на товарные знаки и изображения мультипликационных персонажей («Лунтик», «Кузя», «Божья Коровка Мила», «Гусеницы Вупсень и Пупсень»), а кроме этого судебные расходы и расходы на экспертизу.
Что решили суды?
Позиция ответчика
Предприниматель пояснила, что:
По мнению предпринимателя, в действиях истца усматриваются признаки злоупотребления правом, т.к. торт был заказан исключительно для получения в дальнейшем компенсации. Общество является более сильным участником гражданского оборота, который пытается заработать на более слабом.
Суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении требований.
Суд пришел к выводу, что у истца отсутствуют правовые основания для предъявления иска о взыскании компенсации.
Апелляция согласилась с этим решением.
Студия обратилась в СИП.
Что решил СИП?
Позиция истца
Общество в кассационной жалобе указало:
СИП решения судов отменил.
1. Установлено, что представитель истца заказал у предпринимателя торт по каталогу. В данном случае «каталог представляет собой не информационный ресурс, то есть совокупность отдельных документов, массивов документов, обычно структурированных в базы данных и используемых определенной информационной системой, а является предложением к продаже товаров по образцам (пункт 1 статьи 497 ГК РФ), содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, представленным в фотографиях и других информационных материалах».
В соответствии со статьями 1259, 1273, 1286 ГК РФ «введение товара в гражданский оборот на территории Российской Федерации может выражаться, в том числе в предложениях к продаже либо оказанию услуг по его изготовлению».
2. Нижестоящие суды должны были в совокупности оценить доказательства истца, подтверждающие не только размещение предпринимателем в каталоге предложения по изготовлению торта с персонажами мультфильма «Лунтик» и его единичное изготовление, но и саму возможность изготовить такой торт по заказу любого лица.
3. Нижестоящие суды расценили действия истца как злоупотребление правом. «При этом злоупотребление правом должно носить достаточно очевидный характер, а вывод о нем не должен являться следствием предположений». Однако доказательств, свидетельствующих о злоупотреблении правом со стороны истца, не представлено. Сам по себе факт обращения истца в суд за защитой своих нарушенных авторских прав не может говорить о злоупотреблении правом.
СИП направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Суд первой инстанции, рассмотрев дело повторно, иск Общества удовлетворил частично.
Суд, учитывая все обстоятельства дела, снизил размер компенсации на 50%: до 45 000 руб. (по 5 тысяч руб. за 5 товарных знаков и 4 персонажа).
Что касается возмещения расходов на экспертизу (10 000 руб.), то суд пояснил:
Суд не принял заключение эксперта в качестве доказательства и отказал истцу в компенсации расходов на экспертизу.
Тортик в тумане
В Поморье большой резонанс вызвали шесть однотипных исков к производителям кондитерских изделий. Во всех случаях правообладатели действовали по одной схеме: они сами заказывали кондитерам торты с изображением большого количества «своих» персонажей. Процесс получения готового изделия заказчики снимали на видео, а запись вместе с чеком затем представляли в суд. Как правило, в продаже таких тортов нет, их изготавливают по индивидуальным заказам к детским праздникам.
Производство по двум делам из шести прекращено в связи с заключением мирового соглашения. Еще два иска арбитражный суд удовлетворил частично: вместо заявленных 600 тысяч рублей правообладатель получил только три тысячи.
В случаях со специально заказанными тортами многие ответчики и их юристы сочли недопустимыми подобные «контрольные закупки». Ведь если бы правообладатель сам не сделал заказ, и правонарушения бы не было. В российской судебной практике были прецеденты, когда суд рассматривал такие действия как заключение договора подряда и отказывал в удовлетворении исков, поскольку подрядчик изготавливал торт не для себя, а для заказчика и передавал ему все права на изделие.
По мнению Андрея Гуранича, законодатель, защищая правообладателей, не побеспокоился о предпринимательской среде. В силу сложившихся обычаев делового оборота и низкой культуры соблюдения авторских прав в нашей стране многие предприниматели даже не предполагают, что нарушают закон, рисуя на торте мультгероя или продавая детские футболки с его изображением.
Северодвинское предприятие общественного питания заключило с правообладателем одного мультсериала мировое соглашение, по которому выплатит ему 10 тысяч рублей. Но еще продолжается тяжба с анимационной студией, которой принадлежат права на героев других четырех мультфильмов. В Арбитражном суде Архангельской области только от этой студии сейчас рассматривается 25 исков к предпринимателям.
Предприятие признает, что использовало изображения в коммерческих целях, хотя и не нарушало авторских прав осознанно. По мнению директора, можно было ожидать, что правообладатель сначала выйдет с предупреждением или коммерческим предложением:
— Но вместо этого за дело сразу берутся юристы, которые действуют достаточно жестко. Когда мы спросили у представителей правообладателя, как действовать по закону, нам предложили заключить договор. Согласно этому договору, заказ на изготовление торта покупатель может оформить только через специальный сайт с курьерской доставкой. Мы не сможем производить изделия по своим технологиям. Цены на торты будет устанавливать правообладатель, а его представители станут приезжать к нам с аудитом. Но самое интересное, что в своих кондитерских мы должны будем отсылать всех клиентов с аналогичными заказами на этот сайт. По условиям конфиденциальности мы не вправе даже говорить клиентам, что это торты нашего производства. Кроме того, в договоре содержится порядка пятнадцати санкционных пунктов. Разумеется, с коммерческой точки зрения нам такие условия невыгодны.
Надежда Семенова, пресс-секретарь Арбитражного суда Архангельской области :
Исков к продавцам игрушек в виде мультгероев подается в разы больше, чем к кондитерам. Ответчиками также выступают в основном индивидуальные предприниматели. В суде они поясняют, что приобрели игрушки у оптовых фирм в Москве и полагались на их добросовестность. Если уж вести полноценную борьбу с контрафактом ради детской безопасности, логично в первую очередь предъявлять претензии к крупным компаниям. Тогда и мелких нарушений в разных регионах станет меньше. Но судиться с кондитерами и розничными продавцами, конечно, проще.
Особенности авторских прав для кондитеров: как не нарушить закон
Авторское право для кондитера приобретает масштабное значение, о чем знают далеко не все производители. Десерты давно уже перестали быть просто сладостями. В настоящее время торты, пирожные, крамболы и муссы стали настоящим произведение искусства. При создании оригинального продукта в материальной форме изготовитель приобретает право собственности и авторства. На законодательном и практическом уровне существует много правоприменительных трудностей.
Что важно знать?
К дизайну тортов применяются законы интеллектуальной собственности. Различные персонажи мультфильмов в декоре могут породить судебные споры. Примером служат многочисленные иски в арбитражных судах, поданные мультипликаторами против кондитеров.
В то время как технологии производства позволяют с максимальной точностью штампировать в качестве декора различные изображения популярных героев, законодательство остается на стороне создателей этих персонажей. Результат – выигранные судебные дела и многочисленные штрафы кондитерам на суммы от 100 до 300 тысяч рублей.
Формы нарушений:
На торты и другие кондитерские изделия распространяется положение двух основных отраслей интеллектуальной собственности – авторского права и промышленной собственности. В первом случае речь идет о защите авторства на оригинальные и уже воплощенные в материальную форму идеи.
Защита дизайна тортов
Дизайнерское оформление тортов можно без преувеличения назвать произведением искусства, а его создателя – творцом. Одновременно такой подход подразумевает вероятность нарушения чьих-то авторских прав. Так, известные герои мультиков смешарики неоднократно оспаривались правообладателями, которые подали в суды многочисленные иски на кондитеров. Изготовители в свою очередь отрицают вину, ссылаясь на индивидуальную подготовку заказов.
Для того чтоб предотвратить нарушение авторских прав, важно знать ключевые направления защиты дизайна любого произведения, в том числе и кондитерских творений:
Почему можно защищать дизайн торта?
Существует несколько причин, по которым можно отнести дизайнерское оформление кондитерских изделий к авторству:
Если кондитерскому изделию присущи все условия патентования, перед создателем раскрыты широкие возможности. Но такой сценарий чаще всего подходит профессиональным мастерам, которые экспериментируют с современными технологиями и ноу-хау, используют возможности молекулярной кухни и новаторские разработки.
Схема привлечения к ответственности
Правообладатели таких персонажей, как Маша и Медведь, Смешарики, Фиксики, Тедди, а также диснеевских героев проводят агрессивно-активную политику в выявлении нарушителей как среди частных кондитеров, так и в кругу крупных изготовителей.
В рамках программы по поиску нарушителей представителями совершается контрольная закупка в магазинах, через сайты и социальные сети. Скриншоты изображений заверяются в нотариальном порядке. После оформления заказа (часто представитель настаивает именно на изображении конкретного персонажа) процесс передачи товара и оплаты услуг фиксируется на камеру.
На основании собранной доказательственной базы выставляется претензия к изготовителю, в которой излагается требование по выплате компенсации. Отказ в удовлетворении претензии служит основанием обращения в суд.
Диапазон санкций, которые назначает суд, варьируется от 10 тысяч до 5 миллионов рублей за каждый случай. То есть если на торте несколько изображений, сумма компенсации кратно увеличивается.
Авторское право в части изготовления и дизайна тортов представляет собой сложную категорию. Для того, чтоб минимизировать риски и избежать ответственности, у кондитеров есть два пути. Первое – получить разрешение у автора, то есть составить лицензионный договор. Второе – отказаться от заезженных образов. Ведь изображенная, например, мельница или ферма зверей, на детском торте вместо повсеместно распространенных фиксиков не сделает продукцию менее вкусной. Такое решение позволит раскрыть авторский почерк, творческую фантазию кондитера.