какие мультики можно смотреть детям до года
Развивающие мультики для детей до года
Психолог, детский психотерапевт, эксперт Colady
Проверено экспертами
Весь медицинский контент журнала Colady.ru написан и проверен командой экспертов с медицинским образованием, чтобы обеспечить достоверность информации, изложенной в статьях.
Мы ссылаемся только на академические научно-исследовательские учреждения, ВОЗ, авторитетные источники и на исследования в открытом доступе.
Информация в наших статьях НЕ является медицинской консультацией и НЕ заменяет обращение к специалисту.
Время на чтение: 4 минуты
Развивающие мультики для детей до года помогают вашему чаду не только отдохнуть, но и усвоить ценные знания. Всестороннее развитие малыша – обязанность каждой ответственной и заботливой мамы. Но и маме иногда нужно хоть немножко передохнуть. Чем отвлечь ребенка до года, чтобы выиграть для себя 5-10 минут отдыха? Вариантов много – развивающие игрушки и мультфильмы. Правда, стоит помнить, что смотреть телевизор более пятнадцати минут в день для такой крохи – вредно.
По заданию редакции COLADY я подготовила для вас список лучших развивающих мультфильмов для детей.
Содержание статьи:
Какие мультфильмы стоит показывать детям до года?
Все «продвинутые» родители знают, что лучшие мультфильмы для малышей – это те, что способствуют всестороннему развитию, и способны увлечь ребенка.
Для данного возраста существуют специальные познавательные мультики, с помощью которых малыши узнают много нового и интересного в самых различных направлениях. Мультики для умных детей «рассказывают» о:
Дети до года и развивающие мультики
Стоит ли показывать мультфильмы детям до года?
Конечно, о пользе развивающих мультфильмов для детей до 1 года говорить не приходится. Бесспорно, польза от них есть. Причем, двойная – и малыш развивается, и мама может немножко отдохнуть. Но злоупотреблять телевизором не стоит. В столь «юные годы» более двадцати минут просмотра телевизора каждый день – это очки, которые придется носить в школе.
Развивающие мультфильмы и психика ребёнка
Споры по поводу «Стоит ли смотреть малышу до года мультфильмы?» и «Если стоит, то что смотреть?» не утихнут, наверное, никогда. Нет однозначных ответов на такие вопросы – каждый родитель решает эту задачу сам. Безусловно, мультфильмы – один из любимых вариантов времяпрепровождения для крохи. Но как они влияют на развитие ребенка? И влияют ли? Что нужно знать, прежде чем посадить свое чадо к экрану?
Какие мультфильмы выбирают родители? Рейтинг мультфильмов для детей до года — топ 10
Что подарить подруге?
Подарочный сертификат! Его можно подарить любимому человеку или использовать самому.
А еще мы каждый месяц разыгрываем сертификат на 3000 руб. среди новых подписчиков на Email. Подпишись!
Выбрать сертификат в магазине
Мультики для грудничка: мнение офтальмолога, психолога и мамы
Я была в гостях у подружки. Наши малыши лежали рядом на коврике. В один момент один из детей закапризничал и подруга поставила ему мультик Tiny Love. Так началось знакомство Платона с миром мультипликации.
Платон сначала, в 7 месяцев, не обращал внимание на мультик. Но когда позже я стала ставить ему мультфильм в машине, он прекращал плакать. И можно было доехать домой без ДТП, оценки 1 от водителей Uber и с целыми барабанными перепонками 🙂
Когда Платон подрос (8-9 месяцев), я стала оставлять его в кроватке и включать ноутбук с мультиком. Так у меня появилось время приготовить обед, убрать и просто попить кофе в тишине.
Конечно, как любую маму, меня мучит вопрос, насколько мультик может навредить маленькому человечку. Потому я решила расспросить об этом офтальмолога медицинской сети «Добробут» Оксану Коваленко и семейного психолога «Подольский» Татьяну Степанову.
И офтальмолог, и психолог согласны, что жить без компьютеров и гаджетов в наше время человечество уже не в состоянии. И полностью ограждать малыша от электроники не выйдет.
«Говорить только о вреде гаджетов – значит, безнадежно устареть и не понимать, что уже сейчас главная задача обучения — научиться добывать информацию, а в ближайшем будущем в каждой профессии будет необходимо работать, используя не один, а несколько гаджетов одновременно», — считает Татьяна.
Сколько времени можно проводить за экраном? Мнение психолога
И все же психолог отмечает, что чем младше ребенок, тем меньше времени он должен проводить с гаджетами.
«Сейчас трехлетний малыш быстрее взрослого разбирается в смартфоне или планшете, но завязать шнурки для него неразрешимая проблема. Когда ребенок смотрит в окно, он раздвигает пальцами изображение, пытаясь его увеличить, не понимая границы между виртуальным и реальным миром», — рассказывает психолог.
По нормативам Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), детские мультфильмы рекомендуется начинать смотреть не ранее трехлетнего возраста и не более 15 минут в день для младших дошкольников и 30–40 минут в день для детей старшего дошкольного возраста.
Для детей 4-5 лет можно порекомендовать суммарный просмотр видео в день не больше 1 – 1,5 часов, при этом не более 20 минут непрерывного просмотра. Детям 3 лет – не более 30-40 мин в день, не дольше 10-15 мин непрерывного просмотра.
ВОЗ не рекомендует смотреть видео детям до 3-х лет.
«В видео и мультфильмах скорость мелькания кадров 24 в секунду, мозг ребенка приспосабливается к такой скорости, выделяя гормон, замедляющий восприятие. Чем чаще и дольше ребенок смотрит мультфильмы и видео, тем больше его мозг работает в аномальном режиме, и, что совсем плохо, развивается привыкание к мельканию, ребенок начинает в нем нуждаться», — предостерегает Татьяна.
Кроме того, психолог отмечает, что мышление ребенка до 2 лет — предметно-манипулятивное, то есть, оно развивается в процессе игры ребенка с предметами.
«Когда ребенок просто смотрит видео, его мозг развивается менее активно, поскольку он не всегда понимает содержание увиденного, не имеет возможности с ним взаимодействовать, а просто воспринимает набор сигналов – звуковых, световых, цветовых. Просмотр видео утомляет мозг ребенка, делает его нервным, плаксивым, раздражительным. К тому же, есть исследования о том, что мелькание кадров вызывает у детей приступы эпилепсии», — рассказывает психолог.
Чересчур длительное нахождение за компьютером может привести к умственному переутомлению. Внешние признаки такого влияния выражаются в повышенной возбудимости, нервозности ребенка, его сложно уложить спать.
Если ребенок успокаивается только гаджетом или мультфильмами – это говорит о привыкании, и лишает малыша возможности научиться успокаиваться иначе, более естественными для него способами.
«Когда ребенок ест под мультфильм, это нарушает механизм насыщения: мозг получает сигнал о наполнении желудка, но не получает визуальный сигнал об уменьшении еды на тарелке».
Платона я никогда не кормила под мультики, а развлекаю его в это время сама. Зато у меня есть зависимость – сама ем и либо читаю книгу, либо смотрю сериал. Это ужасная зависимость, она мне стоит лишних 10 кг, потому понимаю, о чем предостерегает психолог (
Если ребенок пересидел за экраном, его сложно уложить спать
Вредны ли мультики для зрения? Отвечает офтальмолог
Длительное сидячее положение чревато не только нарушением осанки. Основной вред компьютера для детей заключается в нагрузке на зрение.
«Во время работы за компьютером глаза устают быстрее. Ухудшению зрения также способствуют слишком мелкий шрифт, маленький размер экрана и неправильно настроенная яркость монитора», — предостерегает офтальмолог, детский офтальмолог медицинской сети «Добробут» Оксана Коваленко.
Маленькие двигающиеся предметы воздействуют негативно на несформированную зрительную систему малыша. По этой причине окулист не рекомендует деткам до года–полутора смотреть телевизор и ноутбук вообще.
Для детей дошкольного возраста нахождение возле экрана телевизора или гаджета ограничивайте до 15 минут ежедневно. Наилучшее расстояние от ребёнка до экрана телевизора – свыше двух метров.
Зависимость не ребенка, но мамы
К сожалению, не смотря на все вышеперечисленные ужасы, я не могу отказаться от мультиков. Мой ребенок очень ручной, очень любопытный, ему нужно везде залезть, все посмотреть – и чтобы мама была всегда рядом. В таком режиме я не могу ничего делать – даже поход в туалет превращается в войну.
Тогда как с мультиком я могу расслабиться, сделать дела и просто выдохнуть.
Пока Платон смотрит мультик, мама может убрать, приготовить обед и выпить ТЕПЛЫЙ кофе
Расспросив многих мам, узнала, что многие ставили деткам мультики, даже до года и все было ок. При этом, конечно, стоит максимально обезопасить ребенка и делать это как можно реже.
Кроме ноутбука, я оставляю в кроватке и игрушки, часто Платон отвлекается на них и не смотрит мультик все время. Особенно хорош бизиборд – только следите, чтобы ребенок не вылез по нему из кроватки!
Я стараюсь ставить мультик на 15-20 минут утром и вечером, когда мы приходим с прогулки и нужно приготовить еду. Иногда получается и дольше – но обычно ребенок отвлекается и не смотрит все время в экран. Кроме того, иногда я просто включаю звуковой ряд мультика без изображения.
Вы ни разу не включали мультики ребенку? У вас просто ангельское терпение! 🙂
Как минимизировать риски при просмотре
Если вы, как и я, не представляете пока, как выжить без мультиков, вот несколько советов, которые помогут минимизировать риски для малыша.
«В дальнейшем ребенок может осматриваться в 3, 5 и 7 лет. Такие меры предосторожности помогут своевременно диагностировать многие заболевания, и как следствие — сохранить и скорректировать зрение, избежав потенциальных негативных последствий», — советует Оксана.
Дети, находящиеся в зоне риска (имеющие болезни, способные оказать негативное влияние на глаза, а также родителей и родственников с патологиями глаз), должны посещать офтальмолога чаще.
«Мой опыт работы с дошкольниками показывает, что дети младше 3 лет охотно играют с машинками, кубиками, пирамидками, картинками, рамками, бизибордами, книгами, рисуют, лепят и не интересуется мультфильмами, а смотреть их начинают только по настоянию взрослых», — рекомендует психолог.
«Свинка Пеппа» или «Маша и Медведь»? Какие мультики выбрать?
Какие мультики смотреть детям? Только соответствующие возрасту.
«Показывая двухлетке диснеевскую «Белоснежку» или «Король Лев», мы лишаем его возможности посмотреть эти мультфильмы в 5-6 лет и понять их смысл, а значит возможности развития», — предупреждает психолог.
Кадр из мультфильма Tiny Love
Мультфильмы для детей младшего дошкольного возраста должны быть короткими, представлять собой законченную, понятную историю, не содержать агрессивных или бессмысленных действий.
«Очень хороши мультфильмы про животных, по сказкам Сутеева, «Три поросенка», «Колобок», «Свинка Пеппа», «Бэби Энштейн», «Бэмби». Для детей постарше (4-6 лет) все старые диснеевские мультфильмы, «Фиксики», «Смешарики». Если мультик по известной сказке, хорошо перед просмотром прочесть сказку, а после просмотра проиграть увиденное с игрушками», — рекомендует Татьяна.
Пока Платон совсем маленький, я показываю ему Tiny Love и иногда ставлю «Малышарики».
Какие мультики не стоит показывать
«Активно не рекомендую для просмотра «Маша и медведь» — бессмысленный, слишком быстрое мелькание, иногда агрессивный, «Том и Джери» — агрессивный и бессмысленный, «Огги и кукарачи» — агрессивный и бессмысленный, хотя и очень забавный», — перечисляет психолог.
Наша бабушка почему-то против «Свинки Пеппы» и я обещала ее не показывать, только если малыш сам не попросит. Лично мне нравится «Лунтик».
Подводя итоги
Если вы можете обойтись без мультиков в раннем возрасте малыша – это замечательно. Если нет – старайтесь показывать их минимально.
Я осознаю, что мультики вредны для малыша, но истерики и злая мама, по-моему, немножко вреднее. Потому я стараюсь найти тонкий баланс в этом непростом деле.
А как поступаете вы? Со скольки лет или месяцев показываете мультфильмы? Какие? Смотрите ли вы их вместе?
Вред мультфильмов детям до 3 лет: мнения и исследования
В наш век интернета и телевидения гаджеты начинают становиться частью досуга все более и более маленьких детей. Рассмотрим, насколько допустимо или вредно влияние мультфильмов для малышей от 0 до 3-х лет.
Действительно ли вредны мультфильмы детям до трёх лет
Когда известного учёного Елену Смирнову, доктора психологических наук, профессора, специалиста в области детской психологии и психологии развития, на сегодняшний день научного руководителя Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Московского городского психолого-педагогического университета,
спросили, какие мультфильмы подойдут для детей до трёх лет, она ответила просто: никакие. По мнению Елены Олеговны, мультфильмы детям до трёх лет категорически противопоказаны по следующим причинам:
Мультфильмы способны блокировать развитие мозга. До трёх лет ребёнок не способен проследить сюжет и воспринимает показанное на экране как череду мелькающих ярких образов. И когда эти картинки отделены от реальной жизни (даже если ребёнок узнает на экране мяч, он не может взять его в руки), происходит блокировка развития корковых отделов мозга, нейронные связи не создаются в количестве, необходимом для полноценного развития.
Мелькание образов на экране блокирует развитие нейронных связей головного мозга у малыша
Мультфильмы способствуют отставанию в развитии речи ребёнка. Американский психолог Контон доказал, что ответную реакцию, а, следовательно, и возможность воспроизводить, вызывает исключительно живая речь: в процессе исследования как только младенец слышал слова, сказанные вживую, его тело плавно и активно настраивалось на говорящего, малыш откликался, пытался ответить. При воспроизведении записи различного формата и содержания этого отклика не происходило совсем. Таким образом, замещая живое общение электронным, мы помещаем ребёнка в своеобразный вакуум, где нет возможностей для развития речи.
Мультфильмы приводят к замедлению развития речи
Мультфильмы вызывают плохую усвояемость речи на слух и трудности с чтением. Данный пункт вытекает из предыдущего: отставание в речи приводит к недоразвитию внутренней речи, которая является механизмом запоминания и осознания входящей информации. Такие дети «теряют» из памяти даже предыдущую фразу, им сложно выстраивать предложения в логическую цепочку. Услышанное не приводит к созданию образа и четкого впечатления. Отсюда же проблемы с чтением: зная смысл слов и недлинных предложений, эти дети не в состоянии их связать и получить логическую картину.
Мультфильмы способны лишить ребёнка волшебства чтения, вызывая проблемы с восприятием
Ребёнок может перепутать реальность. До трёх лет дети изучают реальность предметно: кубики, конусы, мячи — это то, что малыш в состоянии познать через тактильные ощущения. До тех пор, пока ребёнок осваивает физический мир, его нельзя вводить в виртуальный. Елена Олеговна отмечает случаи, когда дети переносили виртуальную реальность в обычный мир: мальчик разводит пальцы на оконном стекле, на полной серьезности стараясь увеличить увиденное на улице. Или девочка, которая на ругающуюся маму говорит «Delete» (удалить).
Если раньше на оконном стекле рисовали, то сегодняшние дети его используют как сенсорный экран
Мультфильмы снижают фантазию и творческую активность. Если с младенчества показывать придуманные сюжеты, малыш вырастает неактивным. Такой ребёнок не тратит усилий для придумывания игр, ему неинтересно рисовать, лепить и т. д. Такого малыша ничего не увлекает.
Мультфильмы способны снизить интерес ребёнка к творчеству и вызвать скуку и апатию
Мульфильмы не смогут донести свою цель до малышей. Даже качественные, эстетические мультфильмы (те же Диснеевские) не выполнят свою обучающую роль и функцию привития художественного вкуса, если их начать показывать детям до трёх лет. Малыш в этом возрасте просто не отследит причинно-следственные связи, не поймёт сюжет. А когда возраст будет соответствующим, ребёнок просто не захочет смотреть то, что он уже видел.
Даже качественные мультфильмы не смогут привить ребёнку чувство прекрасного при слишком раннем показе
Мультфильмы способны привести к ранней половой самоидентификации ребёнка. Этот пункт — о современных мультфильмах. Сегодня есть тенденция полового разделения: мультфильмы отдельно для мальчишек и отдельно для девчонок. Для ребёнка до 3-х лет половая самоидентификация не должна являться первостепенной. Сначала он должен воспринять себя как человек и как часть мира, и только потом осознать половое разделение.
Гендерное разделение мультфильмов вызывает слишком раннюю половую самоидентификацию у малышей до трёх лет
Мультфильмы приводят к дефициту общения и снижения общения между сверстниками. Многие мамы оправдывают показ мультиков тем, что ребёнок «не будет в детском саду белой вороной и сможет на равных обсуждать мультфильмы». Но всё как раз наоборот: просмотр развлекательного контента приводит к снижению общения: дети перестают обсуждать, спорить, им легче нажать на кнопку и получить готовые впечатления.
Мультфильмы ухудшают общение малышей друг с другом
Мультфильмы приводят к гастриту и ожирению. Отдельная опасность заключается в показе мультфильмов во время еды. Мозг, «отвлечённый» мультиком, не даёт команду органам ЖКТ, а значит, не выделяется слюна и желудочный сок. В будущем это чревато для малыша гастритом и другими заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Помимо этого, из-за просмотра теряется контроль за количеством съеденного, что может привести к ожирению в более взрослом возрасте.
Привычка есть перед телевизором увеличивает риск ожирения во взрослом возрасте
В распространении синдрома дефицита внимания, гиперактивности и других отклонения у малышей Елена также подчеркивает влияние телевизора:
Исследования есть и определенная корреляция (статистическая взаимосвязь — Прим. Авт.) с конкретными отклонениями существует. Например, все гиперактивные дети подсажены на телевизор, дети, склонные к аутизму, неконтактные, не нуждающиеся в общении — это тоже оттуда. Буквально, 100% детей, которые не могут ни на чем сосредоточиться — это влияние телевизора. Это понятно, потому что с самого детства они привыкли, что внешне есть «держатель» внимания.
Елена Смирнова, профессор, научный руководитель Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Московского городского психолого-педагогического университета.
https://kaetanaameli.livejournal.com/87007.html
Елена Смирнова также обозначила невозможность изучения мультиков на предмет качества для малышей до трёх лет:
ВОЗ четко ограничила возраст — до 3-х лет ЗАПРЕЩЕНО смотреть ТВ, мультфильмы и т.д. Поэтому, если мы возьмём и начнем изучать мультфильмы на предмет — подходят ли они и насколько для детей до 3-х лет — это будет обман. Мы развяжем родителям руки, поддерживая их в том, что они показывают малышам мультфильмы. Поймите, не существует ни одного мультфильма для детей до 3-х лет.
Елена Смирнова, учёный, доктор психологических наук.
https://kaetanaameli.livejournal.com/87007.html
Более подробно о пагубном влиянии мультиков на детей 0–3 лет, с описанием физиологии и проведённых исследованиях и экспериментах, на которые ссылается Елена Олеговна, можно найти в электронной версии журнала «Дошкольное образование».
Иной точки зрения придерживается детский и семейный психолог Наталья Удовенко. Наталья утверждает, что мультфильмы становятся менее опасными, если около малыша будет находиться взрослый, объясняющий происходящее на экране. Аи вот если кроха сутками смотрит всё подряд без объяснения, это страшно.
По мнению Удовенко, показывать мультфильмы можно детям с двух лет, только от начала до конца, не допускается переключение с одного мультика на другой, «клацание».
Также Наталья Удовенко делает условное разделение на опасные и безопасные мультфильмы:
Опасными я назвала бы что-то наподобие «Черепашек ниндзя», те, где есть странные герои. Сюда отнесла бы и запутанные мультики, где не понятно, что происходит и какой сюжет. Например, «Человек-паук». Образ придуман нашим обществом и не понятно, кто это. Ребенок не сразу догадается, кто в мультике хороший, а кто плохой.
Наталья Удовенко, детский и семейный психолог оздоровительного центра
https://news.tut.by/society/263362.html?crnd=29509
Придуманный обществом герой человек-паук непонятен для детей, поэтому опасен
Вера Абраменкова рассказала о проведённом несколько лет назад в России исследовании.
Изучалось влияние на малышей мультфильмов «Ну, погоди!» и «Белоснежка и семь гномов». Выяснили, что в обоих мультфильмах есть скрытая агрессия. Также в ходе исследования был отмечен интересный факт: дети часто сочувствовали волку больше, чем зайцу, поскольку, по мнению маленьких респондентов, заяц обижал волка.
Вера Абраменкова, Православный психолог, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО
https://ria.ru/20131028/973030440.html
Таким образом, даже качественный мультипликационный продукт представляет реальную угрозу для неокрепшей психики малышей.
Наталья Матушкина устанавливает минимальный возраст первых мультфильмов — 3 года и указывает на законодательные меры:
Просмотр мультфильмов детьми раннего возраста (до двух лет) может вызывать необратимые изменения психики. В таком возрасте содержание мультфильма ребенком не воспринимается. Поэтому в настоящее время эксперты МГППУ направили свои рекомендации в Роскомнадзор. Сейчас будет разрабатываться новый закон об информационной безопасности и в отношении мультфильмов, вероятно, будет принята такая поправка, что будет ограничение возраста 3+.
Наталья Матушкина, начальник координационно-аналитического отдела Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ, педагог-психолог
https://ria.ru/20131028/973030440.html
Закончить статью хочу словами Елены Смирновой:
Главное право ребёнка — это его право на детство, на полноценное проживание всех возрастных периодов. Сажая дошкольника перед экраном и освобождая себя от лишних и утомительных занятий с ним, взрослые забирают у него это право и нарушают основной закон развития психики ребенка.
Елена Смирнова
http://dob.1september.ru/article.php?ID=200202302
Видео: Елена Смирнова о мультфильмах для детей
Давайте же помнить, что мы для ребёнка — целый мир, и не менять его на гаджеты. Ведь дарить своё время, внимание — это и значит любить.