какие мультипликаторы относятся к финансовым

Что такое мультипликаторы

И как ими пользоваться

Может ли инвестиция в «М-видео» быть примерно такой же по прибыльности, как в автомойку?

В прошлой статье мы узнали, что да, может. Чтобы окончательно в этом убедиться, нужно сравнить их мультипликаторы.

Пример сравнения компаний по мультипликатору

Компания «Большой холдинг» стоит 10 млрд рублей и приносит 20 млн прибыли в год. Это большие числа, но мультипликатор P/E у компании 500. Это значит, что если целиком купить «Большой холдинг» за 10 млрд рублей, то инвестиции окупятся за 500 лет.

Компания «Маленькая лавочка» стоит 200 млн рублей и приносит те же 20 млн прибыли в год. Всё еще большие числа, но мультипликатор P/E уже не 500, а 10 — соотношение стоимости и прибыли лучше, чем у «Большого холдинга».

Мультипликаторы помогают сравнить разные компании на единой шкале.

Мультипликаторы лежат в основе стоимостного подхода к инвестированию, который предлагает находить и покупать акции недооцененных компании. Подробнее об этом мы рассказывали в статье о твиттере и шаурме.

Акции недооцененных компаний приносят более прогнозируемый и стабильный доход, также они менее подвержены риску просадки на фоне кризиса или чрезвычайных событий

Теперь разберем на примерах основные мультипликаторы.

Как инвестировать в акции и не прогореть

P/E — отношение цены компании к прибыли. Если точнее, рыночной цены акции к чистой прибыли на одну акцию. Или рыночной капитализации всей компании к годовой чистой прибыли.

Отношение цены к прибыли — основной показатель. Он отражает, за сколько лет компания себя окупает, и дает сравнивать компании из разных отраслей. Если этот мультипликатор от 0 до 5, то компания недооценена. Если больше — вероятно, переоценена. Мультипликатор меньше 0 говорит о том, что компания принесла убыток.

Но надо понимать, что просто сравнивать две принципиально разные компании по одному показателю P/E опрометчиво. В одной компании на ранней стадии могут быть большие капитальные расходы, которые съедают большую прибыль. А в другой прибыль гораздо меньше, но и капитальных расходов меньше, из-за этого ее показатель P/E будет выглядеть лучше.

P/E — хороший показатель, но не единственный.

P/E «Роснефти» и «Газпрома»

«Роснефть»«Газпром»
Рыночная капитализация42003600
Прибыль за год201411
Мультипликатор P/E20,98,76

В этой и в остальных таблицах мультипликаторы рассчитаны по итогам 2016 года по данным financemarker.ru

Капитализация и выручка указаны в млрд рублей

Мультипликатор P/S — это отношение рыночной цены акции к выручке, приходящейся на одну акцию. Его используют для сравнения компаний одной отрасли, где маржинальность будет на одном уровне. Лучше всего подходит для тех отраслей, где считается, что выручка последовательно создает соответствующие объемы прибыли или денежного потока, — например для торговли.

Значение коэффициента меньше 2 считается нормой. P/S меньше 1 указывает на недооцененность. Преимущество P/S в том, что его можно рассчитать для всех компаний, так как его значение бывает только положительным, потому что выручка может быть только положительной.

P/S для НКХП и «М-видео»

НКХП«М-видео»
Рыночная капитализация1569
Выручка4,7183
Мультипликатор P/S3,190,38

Капитализация и выручка указаны в млрд рублей

Мультипликатор P/BV — это отношение рыночной цены акции к стоимости активов, приходящихся на одну акцию. Его удобно использовать для сравнения банков, потому что активы и пассивы банков почти всегда соответствуют их рыночной стоимости. P/BV не говорит о способности компании приносить прибыль, но дает представление о том, не переплачивает ли акционер за то, что останется от компании, в случае ее мгновенного банкротства.

P/BV меньше единицы — хорошо. На 1 рубль рыночной капитализации приходится более одного рубля реальной стоимости компании. Если компания разорится и акционерам разрешат вернуть свои доли, то им будет что возвращать.

P/BV больше единицы — плохо. На 1 рубль рыночной капитализации приходится менее одного рубля реальной стоимости компании. Если компания разорится и акционерам разрешат вернуть доли, то на всех не хватит.

P/BV банков «Открытие» и «Санкт-Петербург»

«Открытие»«Санкт-Петербург»
Рыночная капитализация31529
Собственные активы компании15560
Мультипликатор P/BV2,030,48

Капитализация и активы указаны в млрд рублей

EV — enterprise value

Мультипликатор EV — это справедливая стоимость компании. Определяется так: EV = Рыночная капитализация + Все долговые обязательства − Доступные денежные средства компании.

Посмотрите на две компании и скажите, какая из них обойдется вам дороже при покупке?

EV «Русгидро» и «Интер рао»

«Русгидро»«Интер рао»
Капитализация358396
++
Долг332152
Доступные деньги6796
==
EV623452

Капитализация, долг и доступные деньги указаны в млрд рублей

Цена «Русгидро» на фондовом рынке — 358 млрд рублей, цена «Интер рао» — 396 млрд. Получается, что «Интер рао» как будто дороже для вас на целых 38 млрд рублей. Но на самом деле это не так, и EV нам это объясняет:

EV — очень важный показатель сам по себе, но главная его польза — в сравнении со следующим показателем.

EBITDA

Мультипликатор EBITDA — это прибыль компании до выплаты процентов, налогов и амортизации.

EBITDA нужна нам, чтобы понять, какую прибыль приносит непосредственно бизнес компании. Умеет компания зарабатывать деньги?

Если еще проще, то EBITDA — это сколько бы компания зарабатывала в идеальных условиях, если бы все заводы у нее уже были, станки не изнашивались, а государство ввело для нее нулевую налоговую ставку.

Отдельная польза мультипликатора EBITDA в том, что он позволяет удобно сравнивать компании одной отрасли, но из разных стран. Ведь если в одной стране налог 13%, а в другой 50%, то, имея одну и ту же прибыль от бизнеса, мы получим разную чистую прибыль. По EBITDA прибыль будет одинаковой.

EBITDA «Русгидро» и «Интер рао»

«Русгидро»«Интер рао»
Прибыль до налогов5568,5
++
Амортизация2423
++
Процентные расход(−0,902)14
==
EBITDA78,1105,5

Прибыль, амортизация и расходы указаны в млрд рублей

Мультипликатор EV / EBITDA — это рыночная оценка единицы прибыли.

Помните, мы говорили, что по P/E некорректно сравнивать компании из разных отраслей и в разных жизненных фазах? Проблема была как раз в том, что мы делили рыночную капитализацию на прибыль после всех выплат, налогов и капитальных расходов. А теперь мы смотрим на более чистые и достоверные показатели — по ним компании уже можно сравнивать с большей уверенностью.

EV/EBITDA «Русгидро» и «Интер рао»

«Русгидро»«Интер рао»
Рыночная капитализация358396
Общий долг332152
Денежные средства компании6796
EV623452
Прибыль до налогов5568,5
Чистая прибыль39,861,3
Амортизация2423
Уплаченные проценты−0,90214
EBITDA78,1105,5
P/E9,016,47
EV/EBITDA7,954,29

Все показатели, кроме мультипликаторов, указаны в млрд рублей

Принцип оценки EV / EBITDA такой же, как и P/E — чем меньше, тем лучше, а отрицательное значение, как правило, говорит об убытках.

Мультипликатор Долг/ EBITDA отражает количество лет, которое нужно компании, чтобы погасить своей прибылью все долги. Чем меньше лет, тем лучше.

Самые недооцененные компании на этой визуализации будут слева внизу, около начала координат. Разумному инвестору остается выбрать компанию слева снизу, изучить ее и проинвестировать.

Например, по итогам 2016 года «Детский мир» показал рост прибыли на 291%. После выхода финансового отчета цена акций поднялась на 35% и сейчас находится в восходящем тренде.

По итогам 2016 года ретейлер «Дикси» показал падение прибыли на 573%. После выхода финансового отчета цена акций упала на 35% и сейчас находится в нисходящем тренде.

При этом сильно полагаться на изменение EPS не стоит. Лучше использовать этот мультипликатор как дополнительный критерий отбора, когда уже произведен отсев по основным мультипликаторам, рассмотренным выше.

Мультипликатор ROE — это доходность акционерного капитала в процентах годовых, то есть рентабельность. По нему можно судить об эффективности компании.

Например, возьмем две автомойки: первая рассчитана на 30 машин, а вторая на 5. Собственных активов у первой намного больше: бо́льшая площадь земли, больше само здание автомойки, больше оборудования. Но если при этом обе автомойки дают одинаковую прибыль, мы увидим перекос в показателе ROE : у маленькой автомойки он будет намного выше. ROE сообщит нам, что маленькая автомойка эффективнее и что закупленное ей оборудование (собственный капитал) окупается гораздо быстрее. Так что мы как инвесторы выберем именно автомойку на 5 машин.

А вот реальный пример с уже рассмотренными ранее компаниями.

ROE «Русгидро» и «Интер рао»

«Русгидро»«Интер рао»
Прибыль за год4061
//
Собственные активы компании650419
× 100%× 100%
ROE6%15%

Прибыль и активы указаны в млрд рублей

Получается, что «Интер рао» — более эффективная компания, рентабельность собственного капитала у нее выше.

Особенности использования мультипликаторов

Мультипликаторы следует применять для сравнения компаний из одной отрасли, потому что в зависимости от типа бизнеса компании, его цикличности или других свойств показатели мультипликаторов могут заметно отличаться.

Представьте, например, насколько могут отличаться собственные средства и капитал у Яндекса и «Газпрома». Яндексу не нужно строить трубопровод, чтобы зарабатывать деньги.

А если сравнить отношение прибыли Яндекса к выручке и, например, прибыль сети «Магнит» к выручке? Рентабельность бизнеса совершенно иная, поэтому такое сравнение не всегда корректно.

Разумная инвестиционная стратегия — найти лучшие по мультипликаторам компании в каждой отрасли и составить диверсифицированный инвестиционный портфель.

Источник

Аналитики говорят о каких-то мультипликаторах, а я не понимаю. Помогите!

какие мультипликаторы относятся к финансовым. Смотреть фото какие мультипликаторы относятся к финансовым. Смотреть картинку какие мультипликаторы относятся к финансовым. Картинка про какие мультипликаторы относятся к финансовым. Фото какие мультипликаторы относятся к финансовым

Для чего нужны мультипликаторы?

Мультипликаторы, учитывающие рыночную стоимость компании

P/BV = Капитализация / Собственный капитал

Чем меньше, тем лучше

Пожалуй, самый «простой» показатель. Он соотносит рыночную стоимость компании с размером собственного капитала, зафиксированного в последней финансовой отчетности.

Можно сказать, что P/BV показывает, сколько стоит на рынке один рубль акционерной (балансовой) стоимости компании. Предполагается, что чем меньше P/BV, тем больший потенциал роста имеют акции.

Но у этого мультипликатора есть один большой недостаток — он не учитывает будущих доходов компании. К примеру, убыточная компания может показаться более выгодной для вложения по сравнению с высокоприбыльной корпорацией с таким же уровнем P/BV.

Другое проявление этого недостатка в том, что P/BV очень немного может сказать о компаниях, где человеческий капитал важнее стоимости оборудования и зданий — например, о разработчиках программного обеспечения или медийных компаниях.

Поэтому этот мультипликатор на практике можно использовать только как дополнение к другим оценочным коэффициентам.

P/E = Капитализация / Чистая прибыль

Чем меньше, тем лучше

Самый популярный коэффициент. Он сравнивает стоимость компании с главным итогом деятельности — прибылью. В классическом варианте для сравнения берется капитализация за последний завершенный торговый день и чистая прибыль из последней годовой отчетности.

Другой вариант расчета — деление биржевой цены одной акции компании на величину прибыли на одну акцию, указанную в отчетности ( EPS ).

Правда, и с P/E есть одна проблема. Чистая прибыль — показатель весьма изменчивый. Даже большие компании могут в каком-нибудь квартале или году показать убыток, а не прибыль. Тогда этот мультипликатор вообще теряет смысл.

Кроме того, прибылью можно манипулировать бухгалтерскими методами. Об этом обычно пишут в годовых отчетах, но непрофессионалу трудно оценить значение этих изменений. Этого недостатка лишен следующий показатель.

P/S = Капитализация / Выручка

Чем меньше, тем лучше

Отношение рыночной цены компании к выручке. P/S во многом похож на P/E, только вместо прибыли в знаменателе используется выручка.

Строго говоря, с точки зрения акционера прибыль важнее. Ведь это именно те деньги, которыми акционеры вправе полностью распоряжаться после того, как сотрудники получили зарплату, поставщики — оплату, кредиторы — проценты, а государство — налоги. Но у P/S есть два преимущества перед «сводным братом» P/E:

Недостаток этого коэффициента состоит в том, что он не учитывает эффективности работы компании — одинаковое значение P/S может оказаться у убыточной и прибыльной компании.

EV / EBITDA

Чем меньше, тем лучше

Этот мультипликатор очень похож на P/E с одной существенной разницей. В таком виде он становится интересен в том числе кредиторам (скажем, держателям облигаций). Чтобы этого добиться, P/E изменяется с «поправкой» на задолженность компании.

В числителе к капитализации прибавляется долгосрочный долг и вычитаются наличные средства — так получается справедливая стоимость компании (EV, Enterprise Value), то есть стоимость бизнеса с учетом долга.

Как и в случае с P/E, чем меньше коэффициент — тем выше вероятность, что компания недооценена. Анализ по этому мультипликатору используется покупателями облигаций и другими кредиторами.

Долг в данном случае — это не плохо. Ведь это дополнительные деньги, которые компания может использовать для извлечения прибыли. Главное, чтобы долговая нагрузка не была чрезмерной. Об этом просигналит следующий коэффициент.

Мультипликаторы без учета рыночной стоимости

ROE = Чистая прибыль / Собственный капитал * 100%

Чем больше, тем лучше

Этот коэффициент показывает, насколько эффективно компания использует деньги акционеров для извлечения прибыли. Иными словами, ROE — это доходность акционерного капитала, выраженная в процентах. Чем больше доходность, тем лучше для компании и ее акционеров.

Собственный капитал, обозначенный в знаменателе — это часть баланса, которая отражает стоимость имущества акционеров. Если компания распродаст все активы по ценам, по которым учитывает их в отчетности (по «балансовой» стоимости), и вернет все долги поставщикам, банкам, держателям облигаций и государству, у нее останется собственный капитал — деньги акционеров.

Однако и с ROE не все гладко. Этот показатель можно «накрутить», активно используя заемные деньги. А большие долги означают дополнительные риски для бизнеса.

Осторожно, ROE

По итогам 2016 года «Башнефть» и «Трубная металлургическая компания» (ТМК) имели близкие уровни ROE — 20%. Но при этом, доля займов у ТМК составляла больше 60% пассивов, а у «Башнефти» 20%. В итоге на долю прибыли в выручке компании у ТМК приходилось только 4,8% против 10,5% у «Башнефти», а отношение чистого финансового долга к EBITDA (показатель уровня долга) у ТМК в 5 раз больше, чем у «Башнефти».

Другой подвох RОЕ кроется в том, что он может показать большое значение даже при незначительной прибыли. Это возможно в том случае, когда величина собственного капитала у компании мала.

Например, Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ) показал в 2016 году ROE 58,8%. Это больше, чем у «Полиметалла» (54%) при меньшем размере прибыли и несопоставимой доле прибыли в выручке (6,3% у ЧТПЗ и 24,1% у «Полиметалла»). Такая высокая рентабельность капитала ЧТПЗ объясняется тем, что завод только второй год как вернулся к положительному значению собственного капитала, сохраняя его низкую величину.

Поэтому ROE хорошо рассматривать в паре с коэффициентом, который мы рассматривали ранее — P/BV. Компания считается недооцененной, если ее ROE выше, а P/BV ниже, чем у конкурентов.

Долг / EBITDA

Чем меньше, тем лучше

Этот коэффициент отражает долговую нагрузку. Он показывает, сколько лет компании потребуется на выплату долга, если всю EBITDA тратить исключительно на эти цели. Чем быстрее расплатится, тем лучше для акционеров.

Какой коэффициент выбрать

«Золотого» мультипликатора, который выявил бы идеальный объект для инвестиций, не существует. Даже компании из одной отрасли придется сравнивать сразу по нескольким направлениям: разные коэффициенты описывают разные особенности работы компании — долг, доходность проектов, эффективность затрат. Запросто может оказаться, что компания, лучшая по одному коэффициенту, будет хуже по нескольким другим.

Отдельная специфика у финансовых компаний. При оценке инвестиций в акции банков и страховых компаний некоторые мультипликаторы нельзя использовать в силу того, что суть бизнеса отличаются от большинства нефинансовых структур.

Банки и страховщики не используют такое понятие как выручка, не вычисляют EBITDA и не измеряют уровень долговой нагрузки. Поэтому применять мультипликаторы P/S, EV/EBITDA и долг/EBITDA в отношении банков не получится. Для оценки перспектив вложения в акции банков и страховых компаний остается использовать P/E, ROE и P/BV.

Стоимость компании на рынке, рассчитанная из количества акций компании, умноженного на их текущую цену. Капитализация фондового рынка – суммарная стоимость ценных бумаг, обращающихся на этом рынке. Показатель, указывающий на количество средств, которое компания может выплатить на каждую обыкновенную акцию из чистой прибыли. Существует в нескольких вариантах. Лицо, выпускающее ценные бумаги. Эмитентом может быть как физическое лицо, так и юридическое (компании, органы исполнительной власти или местного самоуправления). Аналитический показатель, указывающий на объем прибыли до вычета расходов по выплате процентов, налогов, износа и амортизации. Несмотря на свою популярность, комиссия по ценным бумагам США (SEC) не считает его частью Общепринятых Принципов Бухгалтерского Учёта (GAAP). Расчетный показатель. Позволяет оценить уровень недооцененности или переоцененности активов рынком. Считается как отношение показателя, содержащего рыночную стоимость актива (капитализация, цена акции, стоимость бизнеса) с отчетным финансовым показателем (выручка, прибыль, EBITDA и др.). Недооцененность или переоцененность актива оценивается при сравнении значения мультипликатора с мультипликаторами конкурентов. Соотношение капитализации компании к ее чистой прибыли. Популярный показатель для оценки стоимости акций и поиска недооцененных и переоцененных компаний Финансовый инстурмент, используемый для привлечения капитала. Основные типы ценных бумаг: акции (предоставляет владельцу право собственности), облигации (долговая ценная бумага) и их производные. Подробнее

Источник

Мультипликаторы для инвестора. Какие бывают и как их правильно использовать?

какие мультипликаторы относятся к финансовым. Смотреть фото какие мультипликаторы относятся к финансовым. Смотреть картинку какие мультипликаторы относятся к финансовым. Картинка про какие мультипликаторы относятся к финансовым. Фото какие мультипликаторы относятся к финансовым

какие мультипликаторы относятся к финансовым. Смотреть фото какие мультипликаторы относятся к финансовым. Смотреть картинку какие мультипликаторы относятся к финансовым. Картинка про какие мультипликаторы относятся к финансовым. Фото какие мультипликаторы относятся к финансовым

какие мультипликаторы относятся к финансовым. Смотреть фото какие мультипликаторы относятся к финансовым. Смотреть картинку какие мультипликаторы относятся к финансовым. Картинка про какие мультипликаторы относятся к финансовым. Фото какие мультипликаторы относятся к финансовым

Мультипликатор P/E: хороший или плохой?

Мультипликатор P/E (цена/прибыль) один из самых популярных, однако, использовать его для сравнения компаний, в некоторых случаях может быть некорректно.

Price-to-Earning (P/E) — показатель, равный отношению рыночной стоимости акции к годовой прибыли, полученной на одну акцию. Это самый популярный и известный мультипликатор среди инвесторов, который показывает за сколько лет окупятся вложения в ту или иную акцию. Часто используют перевернутый показатель E/P, который обозначает теоретическую доходность.

P/E (Price/Earnings) рассчитывается как размер капитализации к годовой прибыли компании.

Из-за различий в ставках ЦБ и показателей инфляции, в разных странах инвесторы рассчитывают на различные доходности.

В одной валюте нормальной считается доходность 5% (P/E = 20), в другой 10% (P/E = 10). Поэтому данный мультипликатор для компаний России и США отличается.

Еще один подводный камень – прибыль компании меняется.

Для стагнирующей компании, у которой показатели увеличиваются всего на несколько процентов в год, значение мультипликатора будет близко к реальной окупаемости

Для компании роста, P/E не работает. Если компания имеет P/E = 100 и, например, удваивает прибыль ежегодно, то окупится данная компания не через 100 лет, а через 6.

Сравнение по P/E подходит только для стагнирующих компаний в рамках одной страны. Для компаний роста мультипликатор не работает.

Кому и зачем нужен мультипликатор P/E?

Коэффициент P/E показывает количество лет за которые окупятся ваши вложения в акции компании. Также мультипликатор помогает искать недооцененные активы относительно их прибыли.

Выделяют три вида P/E в зависимости от используемых для расчета данных:

Считается, что малые значения показателя говорят о дешевизне акций, а большие о дороговизне. Однако не всё так просто.

Для инвесторов всегда важно понимать, что лежит в основе вычисления мультипликатора.

Например, у одной компании P/E = 2, а у второй P/E = 7. Выбор очевиден?

Не совсем. Нужно смотреть и на другие показатели компаний.

У второй компании могла произойти разовая переоценка, вследствие чего прибыль сильно снизилась. Поэтому и коэффициент P/E в моменте сильно снизился.

P/E может необъективно оценивать актив. Высокое значение P/E — не всегда плохо. Возможно, на рынке завышенные ожидания от компании. Низкая оценка говорит о быстрой окупаемости, а также показывает сомнения инвесторов в перспективах компании.

P/E — простой показатель, который помогает провести экспресс-анализ компании. Однако не стоит применять лишь его для выбора бумаг в свой портфель.

Почему мультипликатор P/E помешает вам заработать?

О чудодейственных свойствах мультипликатора P/E разные «гуру» в интернете пишут каждый день. При этом мало кто из них уделяет внимание коварству этого показателя. А зря.

Но не все так просто

Многие начинающие инвесторы, прочитав книги Бенджамина Грэма или Уоррена Баффета, начинают слепо верить в этот мультипликатор и принимают решение о покупке акций лишь на его основе.

При наложении графика среднего значения P/E по индексу S&P500 на сам бенчмарк, видно, что в моменты разворотов американского рынка, значения мультипликатора были далеки от минимальных значений.

какие мультипликаторы относятся к финансовым. Смотреть фото какие мультипликаторы относятся к финансовым. Смотреть картинку какие мультипликаторы относятся к финансовым. Картинка про какие мультипликаторы относятся к финансовым. Фото какие мультипликаторы относятся к финансовым

Получается, что в момент самых “вкусных” цен на рынке, показатель P/E говорил о переоценке компаний, входящих в индекс. Инвесторы, ориентирующиеся только на один этот показатель, были вынуждены покупать уже изрядно подорожавшие акции.

Чтобы понять, насколько переоценен или недооценен фондовый рынок, часто используют коэффициент Р/Е.

Однако этот метод оценки далек от совершенства. Эффект разового падения прибыли в силу чрезвычайных ситуаций (коронавирус, к примеру) завышает значение Р/Е, что не обязательно и не во всех случаях свидетельствует о переоценке фундаментально сильных компаний.

В данный момент совокупная оценка Р/Е компаний, входящих в индекс S&P 500, составляет 39,81х. Кажется, что это запредельно много.

Коэффициент P/E Шиллера, устраняющий колебания, вызванные разовым изменением прибыли в течение деловых циклов, составляет 35,7х. Это ниже рекордной оценки 44х на крахе доткомов 2000 года.

Оцененная в 20 Р/Е компания, прибыль которой растет на 5% в год, не является интересной инвестицией, поскольку математически проигрывает компании с Р/Е 40, но темпами роста прибыли по 15% в год.

Кроме того, чтобы ответить на вопрос, насколько переоценен / недооценен рынок, нужно смотреть не на прошлые исторические оценки и размышлять о пузыре, а на доходность альтернативных инвестиций в настоящем и в будущем (например облигаций).

Ищем недооценённые акции с мультипликатором P/S

Price-to-Sales (P/S) показывает отношение стоимости компании к её годовой выручке. Например: компания стоит 1 000 000 рублей, а её выручка 500 000 руб. в год.

P/S = 1 000 000 / 500 000 = 2.

Чем меньше показатель, тем быстрее компания окупит свою стоимость за счет выручки.

Высокий P/S — акции дорогие. Низкий означает, что акции стоят дешево (недооценены). А это именно то, что интересно инвестору!

В среднем по рынку оптимальным считается P/S не больше 2. Однако для каждой отрасли он может отличаться. Как понять, какой показатель является нормой для вашего сектора? Нужно взять несколько компаний и сравнить их мультипликаторы между собой.

Почему выгодно использовать P/S, а не P/E?

P/E = отношение стоимости компании к прибыли. Но прибыль может быть отрицательной, и тогда мультипликатор P/E неприменим.

А вот выручка всегда положительна. По параметру P/S смело оцениваем любую компанию.

Выручка не так сильно колеблется, как прибыль. Поэтому P/S зачастую более объективен.

Друзья, при анализе компании не полагаемся только на мультипликаторы! Смотрим и другие показатели: долговая нагрузка, денежные потоки, ситуация в бизнесе в целом.

P/S — лишь один из параметров, которым можно пользоваться для оценки акций! Хотя и очень удобный.

Мультипликатор EV – Enterprise Value

Enterprise Value (EV) – это мера общей стоимости компании. EV часто используется в качестве более комплексной альтернативы рыночной капитализации.

В отличие от капитализации, которая показывает нам только сумму, в которую участники рынка оценивают компанию, Enterprise Value учитывает долги компании и денежные средства

MC – Рыночная капитализация. Рассчитывается как произведение цены одной акции на общее количество акций.

Total Debt – Сумма долгосрочных и краткосрочных кредитов компании.

Как понять что такое Enterprise Value?

Представьте, что компания А хочет поглотить компанию В. Компания-покупатель заплатит по сделке определенную цену (капитализацию), но вместе с этим компания А получит все долги и деньги компании B.

Если долгов больше чем денежных средств и эквивалентов (чистый долг положительный):

Часть долга можно погасить за счет денежных средств приобретенной компании, а часть все равно останется и компания А будет вынуждена погасить его в будущем. EV = MC + оставшаяся часть долга.

Если долгов меньше чем денежных средств и эквивалентов (чистый долг отрицательный):

EV используется для расчетов мультипликаторов. EV/EBITDA, EV/EBIT, EV/Sales(Выручка) и EV/FCF. Они являются продвинутыми аналогами P/E, P/S и P/FCF соответственно.

Значение мультипликатора EV/EBITDA в анализе

Популярный среди инвесторов и аналитиков мультипликатор EV/EBITDA имеет свои преимуществ и недостатки, как и любой другой мультипликатор.

Преимущества EV/EBITDA

При расчете EBITDA процентная ставка по займам игнорируется, а налоги не учитываются, поскольку они могут сильно варьироваться в зависимости от доходов и убытков в предыдущие периоды.

EBITDA упрощает сравнение разных компаний с разными структурами капитала, налоговыми ставками и политикой амортизации.

Недостатки EV/EBITDA

EV/EBITDA не применим для компаний финансового сектора, так как у них понятие долга в отчетности имеет совсем иной смысл.

Неоднозначность — отрицательный EV/EBITDA не ответит на вопрос, что происходит в компании.

EV/EBITDA не применим для оценки растущих компаний: убыток или низкая прибыль искажают восприятие реальной ценности компании.

Баффет — один из критиков показателя EBITDA, говорит, что EBITDA не учитывает амортизацию, и это неправильно.

EBITDA не равно Денежному потоку (Cash Flow).

EBITDA игнорирует налоги и проценты по кредитам, хотя это реальные денежные затраты — как их можно не учитывать в анализе?

EBITDA не учитывает капитальные затраты — текущие, важные денежные издержки каждой компании.

EBITDA не учитывает многие аспекты бизнеса, игнорирует денежные затраты и фактически завышает денежный поток.

Использование только EBITDA, в отрыве от реального денежного потока чревато получением ложной информации.

Ключевые мультипликаторы, на которые нужно обратить внимание при оценке REIT

Можно использовать модифицированный показатель Price / adjusted FFO: это более точный «мультик», поскольку он дает представление об истинной способности REIT выплачивать дивиденды.

Другими словами, это рыночная стоимость недвижимости, принадлежащей REIT. Соотношение цены к чистой стоимости активов (P / NAV) > 1 означает, REIT торгуется с премией к своим NAV, и наоборот.

Как оценить эффективность компании c помощью мультипликаторов?

Чтобы определить насколько эффективно работает компания, достаточно взглянуть на ее показатели рентабельности. Эти показатели бывают разных видов, но мы рассмотрим самые основные.

ROS (Return On Sales) — рентабельность продаж. Этот показатель рассчитывается как прибыль/выручка предприятия. Он показывает сколько сколько прибыли приносит каждый рубль выручки. Т.е. если ROS составляет 20%, это значит, что на каждый полученный рубль выручки у компании осталось 20 копеек прибыли.

ROA (Return On Assets) — рентабельность активов. Рассчитывается, как прибыль / активы предприятия. Он показывает насколько эффективно работают все активы компании.

ROE (Return On Equity) — рентабельность капитала. Рассчитывается, как прибыль / собственный капитал предприятия. Он показывает, насколько эффективно генерируется прибыль за счет собственных средств компании, без учета обязательств.

Но высокий ROE не обязательно означает эффективное управление. Если компания использует большой объем заемных средств, то её ROE может быть даже очень высоким, но долговая нагрузка — прямая угроза финансовой устойчивости компании.

Это далеко не полный список всех показателей рентабельности, но логика подсчета у всех примерно одинаковая: финансовый результат делится на исходящий показатель.

Обычно, чем выше показатель, тем лучше, но, как мы уже сказали, бывают исключения.

Также стоит отметить, что сравнивать эти показатели стоит только у компаний из одной отрасли.

К примеру, в ритейле показатель чистой рентабельности всегда очень низок (примерно 2%), при этом в секторе добычи золота, он вполне может быть на уровне 30-50%. Поэтому сравнивать Магнит и Полюс по рентабельности — это не лучшая идея. То же самое относится и к остальным мультипликаторам.

Как не купить потенциального банкрота?

Перед покупкой акций компании всегда учитывайте финансовое состояние бизнеса эмитента. Особенно это касается дивидендных компаний, ведь большая долговая нагрузка усложняет выплату дивидендов.

Основные мультипликаторы, на которые нужно обращать внимание:

D/E (Debt–to–Equity) — отношение долга компании к ее капиталу. Показатель демонстрирует сколько заемных средств приходится на каждый рубль собственного капитала. Приемлемый показатель находится на уровне до 1,5х.

Current ratio (коэффициент текущей ликвидности) — рассчитывается, как оборотные активы / текущие займы. Показывает возможность компании платить по краткосрочным обязательствам (до 1 года) за счет оборотных активов.

Net debt/EBITDA (Чистый долг/EBITDA) — отношение чистого долга к EBITDA компании (прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации). Мультипликатор условно показывает, сколько лет необходимо бизнесу, чтобы рассчитаться по своим долгам с учетом текущей прибыльности. Относительно безопасный уровень находится на отметках ниже 2х, если коэффициент превышает 3х — это уже говорит о закредитованности эмитента.

Мультипликаторы — это лишь дополнение к финансовому анализу компании. Для более детального рассмотрения стоит анализировать отчетность и отслеживать другие долговые параметры и внешние факторы.

Рентабельность активов (ROA) и продаж (ROS)

ROA (return on assets) – это отношение чистой прибыли к средней стоимости активов компании за период. Показывает, насколько эффективно компания использует свои активы (здания, станки, интеллектуальную собственность и т.д.).

Активы всегда равны пассивам, поэтому по сути ROA показывает отдачу на все источники капитала (собственных и заемных).

Если ROA = 10%, значит на каждый доллар стоимости активов приходится 10 центов прибыли.

Рентабельность активов следует сравнивать со средним значением по отрасли: у капиталоёмких компаний (нефтяных, коммунальных, финансовых и т.д.) значение будет куда ниже, чем у технологических.

Также можно отдельно рассчитать рентабельность внеоборотных активов (зданий, станков, машин и т.д.) и оборотных (сырья, готовой продукции и т.д.)

Использовать ROS стоит для сравнения компаний с одинаковыми бизнес-моделями в одном и том же секторе.

Рентабельность капитала (ROE)

Если ROE = 10%, значит на каждый доллар собственного капитала приходится 10 центов прибыли.

ROE можно соотнести с рыночной ставкой доходности, чтобы узнать, имеет ли существование компании хоть какой-то смысл.

Если ROE = 3%, а ставка по банковскому депозиту = 5%, то ведение бизнеса невыгодно. Проще распродать все активы, отдать долги и вложить средства в банк.

По сути дела, инвесторы могли бы выбирать компании с самим высоким ROE. Однако всё не так просто.

Особенно важно при оценке рентабельности собственного капитала понимать текущую рыночную конъюнктуру и уровень доступности кредита.

Как получить максимальную доходность на рынке? Коэффициенты альфа и бета

Чем выше риск, тем выше доходность. Это знают все. Однако можно ли собрать такой портфель, который будет иметь минимальный риск и максимальную доходность? И ответ: да, можно. В этом нам помогут альфа- и бета- коэффициенты. Давайте разберемся, что это такое и с чем их едят

Бета-коэффициент

Доходность широкого рынка обычно измеряется доходностью индекса. В РФ основным индексом выступает ММВБ, а в США — S&P500. Считается, что все акции в долгосрочной перспективе всегда следуют за индексом. Однако в краткосрочной перспективе бумаги могут отклоняться от индекса, то опережая его, то отставая.

Учитывая эти отклонения, У. Шарп рассчитал бета-коэффициент. Проще говоря, бета-коэффициент показывает, насколько бумага отклоняется от индекса.

Еще редко встречается отрицательная бета. Это значит, что при росте индекса актив будет падать, а при падении — расти.

Альфа-коэффициен

Всем известно, что высокая доходность равна высокому риску. Однако многие известные инвесторы часто обгоняли рынок. Значит ли это, что они просто брали на себя повышенный риск? Или это говорит о мастерстве управляющего?

Чтобы это выяснить, экономист Майкл Дженсен рассчитал альфа-коэффициент. Грубо говоря, альфа-коэффициент показывает мастерство управляющего.

При пассивном инвестировании альфа равна 0, так как никаких действий не предпринимается. Если альфа положительна, то портфель управляющего показывает доходность лучше рынка, если отрицательна — хуже.

Сегодня альфа рассчитывается не только для управляющих, но и для акций. К примеру, если альфа равна 1, то акция стабильно опережает рынок на 1%.

Таким образом, для получения максимальной доходности при минимальном риске, альфа портфеля должна иметь наиболее высокое значение, а бета — наиболее низкое. Коэффициенты можно рассчитать самостоятельно, а можно прибегнуть к специализированным сервисам, например Investing или Тинькофф Инвестиции.

Необычные мультипликаторы, о которых вы не знали

Мало кто знает, но помимо классических мультипликаторов (P/E, P/S, P/B) есть еще и специфические. Они имеют такое название, потому что применяются только для конкретных отраслей.

Их можно посмотреть либо на платных сервисах, либо в релизе самой компании, либо же рассчитать самостоятельно. Рассмотрим подробнее какие они бывают.

Как мы уже сказали, у каждой отрасли есть свои спецмультипликаторы.

Так, в финансовом секторе специфическими являются показатели чистой процентной маржи или соотношение кредитов и депозитов. Для ясности: чистая процентная маржа — это разница между ставкой, под который банк выдает кредиты, и процентом, под который он сам занимает. Чем процентная маржа выше, тем эффективнее работает банк.

В ритейле — это показатели выручки на метр площади или LFL (like-for-like) продажи. Они не учитывают открытие новых магазинов, поэтому с их помощью можно оценить, насколько эффективно работают действующие.

Для интернет-компаний могут применятся количество посещений сайта или приложения, количество кликов в сутки и т.д.

В телекоммуникациях часто используется показатель годовой выручки на одного абонента.

В нефтегазовом секторе могут использоваться такие показатели, как EV/Production (стоимость компании/ежедневная добыча в баррелях) или EV/Reserves (стоимость компании/размер запасов).

Использование специфических мультипликаторов помогает лучше разобраться в бизнесе компании и учесть особенности именно её отрасли.

Однако одних мультипликаторов недостаточно для полноценного анализа компании, поэтому важно обращать внимание и на другие показатели бизнеса.

Другие cтранные мультипликаторы. Что такое Forward и LTM?

Изучая мультипликаторы компаний, вы можете заметить, что некоторые из них помечены странными обозначениями — LTM и Forward.

Что это значит?

Аббревиатура LTM расшифровывается как Last Twelve Months. Такие мультипликаторы рассчитываются на основе показателей за последние 12 месяцев.

Обозначение Forward означает, что мультипликатор рассчитан на основе прогнозов на текущий или следующий год. Такие мультипликаторы называют форвардными.

Как рассчитать LTM и Forward?

Для примера возьмем мультипликатор P/E. В качестве P в нем всегда берется текущая капитализация компании, а значение E (чистой прибыли) зависит от метода расчета.

▪️ Стандартный метод. За величину E берется размер чистой прибыли, полученной компанией за финансовый год.

Например, капитализация компании равна 100 млрд руб., а ее чистая прибыль за 2020 год составила 10 млрд руб. Тогда P/E равен: 100 млрд / 10 млрд = 10.

▪️ Метод LTM. Для расчета E нам потребуются данные о чистой прибыли компании за последние 12 месяцев (то есть за 4 квартала).

Сейчас 3 квартал 2021 года. Допустим, у нас есть отчеты за 1-й и 2-й кварталы этого года. Тогда для расчета E мы сложим чистую прибыль за 1-2 кварталы 2021 года и 3-4 кварталы 2020 года.

Подставив полученное значение E в формулу P/E, мы и получим P/E LTM.

▪️ Форвардный метод. В качестве Е берем прогноз по чистой прибыли компании.

Например, прогноз аналитиков говорит, что чистая прибыль нашей компании по итогам года составит 20 млрд руб. Тогда ее форвардный P/E будет равен: 100 млрд / 20 млрд = 5

Методами LTM и Forward можно рассчитать и другие мультипликаторы.

Показатель EPS: сколько денег вам даст владение акцией?

Продолжаем изучать тему фундаментального анализа! И вновь поговорим о показателях.

Наша сегодняшняя тема – EPS, расшифровывается как «Earnings Per Share», или «Прибыль на акцию». EPS = чистая прибыль / количество акций.

Отдельно выделяют Diluted, или Разводненный EPS. Для расчёта этого показателя берут средневзвешенное количество акций за анализируемый период. Это делает его более точным.

Как работает EPS? Рассмотрим на примере

Если компания проводит дополнительное размещение акций или SPO, то её EPS снижается, так как увеличивается число акций в обороте. Соответственно, акционеры начинают зарабатывать меньше, цена бумаг падает. Если же компания проводит обратный выкуп акций, то EPS, наоборот, растет. А значит, будет расти и цена акций.

Интерпретировать EPS можно, анализируя его рост в течение последних лет. Например, в «Тинькофф Инвестициях» под показателем EPS есть показатель “Рост EPS”: средний рост прибыли на акцию за последние 5 лет. Если он равен 10%, значит, EPS росла в среднем на 10% в год последние 5 лет. Чем выше темпы роста, тем лучше.

Бывает, что EPS растет быстрее или медленнее, чем прибыль компании. Это происходит из-за снижения/увеличения числа акций в обращении. Зачастую рост EPS говорит даже больше, чем сам объём прибыли.

Вот такой простой и информативный показатель, которым очень легко пользоваться!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *