какие музыкальные коллективы являлись предшественниками знаменитого ныне кубанского казачьего хора

Кубанский казачий хор как выдающийся феномен музыкального искусства

какие музыкальные коллективы являлись предшественниками знаменитого ныне кубанского казачьего хора. Смотреть фото какие музыкальные коллективы являлись предшественниками знаменитого ныне кубанского казачьего хора. Смотреть картинку какие музыкальные коллективы являлись предшественниками знаменитого ныне кубанского казачьего хора. Картинка про какие музыкальные коллективы являлись предшественниками знаменитого ныне кубанского казачьего хора. Фото какие музыкальные коллективы являлись предшественниками знаменитого ныне кубанского казачьего хораПротоиерей Кирилл Россинский

О выдающемся церковном и культурном деятеле Кубанского края святителе Кирилле Россинском необходимо сказать особо. В начале ХIХ века, 31 июля 1803 года (по новому стилю) по просьбе Черноморского казачьего войска Кирилл Васильевич был назначен войсковым протоиереем. Он вошел в историю как организатор строительства 27 церквей и первых десяти школ края. Протоиерей Кирилл Россинский был первым директором Екатеринодарской гимназии с уникальной библиотекой, основал Екатеринодарское духовное училище, учредил в станицах более десяти приходских училищ. Видный церковный деятель и пастырь проявил себя как блестящий проповедник и ученый, проявивший себя в области развития гуманитарной науки: его перу принадлежат 4 тома речей и проповедей, а также «Краткие правила российского правописания». Благодаря ходатайству Россинского была создана первая в крае типография. Деятельность Кирилла Васильевича всецело была отдана делу просвещения в Черноморском крае. Однако главное своё предназначение он видел в деле воспитания духовности и патриотизма казачества, которое призывал на брань духовную, на бой в защиту родного Отечества. Девизом его жизни было древнее изречение, которое уподобляет человека горящей во тьме свече: «Aliis inserviendo ipse consumor!», что означает «Служа другим, сгораю».
Горячий любитель и знаток поэзии и музыки, Кирилл Васильевич 14 августа 1810 года написал в Войсковую канцелярию Черноморского казачьего войска прошение об организации Войскового певческого хора.
Его поддержали члены канцелярии и сам атаман войска Федор Яковлевич Бурсак.

какие музыкальные коллективы являлись предшественниками знаменитого ныне кубанского казачьего хора. Смотреть фото какие музыкальные коллективы являлись предшественниками знаменитого ныне кубанского казачьего хора. Смотреть картинку какие музыкальные коллективы являлись предшественниками знаменитого ныне кубанского казачьего хора. Картинка про какие музыкальные коллективы являлись предшественниками знаменитого ныне кубанского казачьего хора. Фото какие музыкальные коллективы являлись предшественниками знаменитого ныне кубанского казачьего хораНаказный атаман, генерал-майор Ф.Я. Бурсак

Позже, 30 января 1811 года Одесский и Херсонский генерал-губернатор Дюк де Ришелье своим «Предложением» в адрес Войсковой канцелярии официально утвердил создание нового коллектива. Первые полгода хор существовал исключительно на средства протоиерея Кирилла Россинского, но уже в феврале 1811 года коллектив был поставлен на довольствие Черноморского казачьего войска.Фактически хор начал действовать уже осенью 1810 года, поскольку уже тогда первым регентом коллектива дворянином Константином Гречинским по куреням были набраны первые певцы. Как правило, это были талантливые дети из небогатых казачьих семей, зачастую сироты. Служба в хоре приравнивалась для них к войсковой службе, они получали здесь очередные войсковые чины, награды и находились на полном обеспечении Черноморского казачьего войска.
В день Покрова Пресвятой Богородицы, 14октября 1811 года, который стал считаться праздником Войскового хора, коллектив уже выступал как официально учрежденный Войсковой певческий хор Черноморского казачьего войска. За свои труды протоиерей Кирилл Россинский был удостоен ордена Святого Владимира и ордена Святой Анны. Память о нем живет в названии одной из улиц Краснодара, Института международного права, экономики, гуманитарных наук и управления.Его имя запечатлено на памятнике Екатерине II.Имя протоиерея Кирилла Россинского носит премия администрации Краснодарского края в области литературы.
Спустя 200 лет Государственный академический Кубанский казачий хор творчески продолжает традиции основателя коллектива – протоиерея Кирилла Россинского. В ходе празднования юбилея Кубанский казачий хор с благодарностью вспоминает тех, кто стоял у истоков хора. Старейший казачий коллектив страны 24 декабря вместе с жителями края отмечают память выдающегося духовного просветителя Кубани – протоиерея Кирилла Россинского.В 1861 г. хор переименовывается из Черноморского в Кубанский Войсковой певческий хор и с этого времени, кроме участия в церковных богослужениях, дает светские концерты по области, исполняя наряду с духовными, классические произведения и народные песни.В 1911 г. прошли торжества по случаю 100-летия Кубанского Войскового певческого хора.
Драматическим событием в истории хора стало его закрытие в послеоктябрьский период: летом 1921 г. решением властей деятельность коллектива была прекращена, и лишь в 1936 г. Постановлением Президиума Азово-Черноморского крайисполкома был создан Кубанский казачий хор, который возглавили Григорий Концевич и Яков Тараненко, долгое время бывшие регентами Кубанского Войскового певческого хора. Однако в 1937 г. Г.М. Концевич был репрессирован и расстрелян.

Источник

200 лет с песней. Кубанский казачий хор: история и современность

200 лет с песней. Кубанский казачий хор: история и современность

Историческим предшественником современного Кубанского казачьего хора является Войсковой певческий хор Черноморского казачьего войска. Его основателем стал первоприсутствующий Екатеринодарского Духовного Правления, войсковой протоиерей Кирилл Васильевич Россинский.

В августе 1810 года он обратился в войсковую канцелярию Черноморского казачьего войска с прошением о создании Певческого хора. Предложение было одобрено войсковым атаманом Ф. Я. Бурсаком и членами канцелярии. В августе были подготовлены сметы на жалование регенту, певчим, а также средства на приобретение костюмов.

На праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября 1810 года ст.ст. Войсковой певческий хор впервые выступал в Войсковом Воскресенском соборе. Первым регентом хора стал дворянин Константин Гречинский. Первоначально хор существовал на средства протоиерея Кирилла Россинского, но в январе 1811 года Одесским и Херсонским генерал-губернатором герцогом де Ришелье были официально утверждены штаты, смета и выделены деньги на содержание Войскового певческого хора.

1 октября 1811 года в день Покрова Пресвятой Богородицы, который стал считаться праздником Войскового хора, коллектив уже выступал как официально учрежденный Войсковой Певческий хор Черноморского казачьего войска. 22 декабря 1811 года император Александр I издал указ «О заведении в Черноморском казачьем войске духовой музыки из 24 музыкантов», то есть духового оркестра. Оркестр был назван Войсковым музыкантским хором. Певческий и музыкантский войсковые хоры развивались параллельно. Насыщенная, многообразная и плодотворная творческая деятельность двух хоров продолжалась до апреля 1920 г. Их выдающуюся роль в духовном, культурном и патриотическом воспитании
кубанцев невозможно переоценить. По признанию современников, то были лучшие на периферии военно-художественные учреждения России.

В 1860‑м Черноморское казачье войско переименовывается в Кубанское. Соответственно переименовывались и войсковые хоры. Кроме участия в церковных богослужениях, Певческий хор давал и светские концерты в Екатеринодаре и по всему югу России. Исполнялась духовная музыка, народные песни, классические произведения. Хор стал кузницей музыкальных кадров и для учреждений культуры, и для православной церкви, и для армии Российской Империи. Деятельность хора высоко оценивалась Российскими императорами: император Александр II находил его «замечательным по голосам и стройности исполнения», а император Александр III выразил хору благодарность «за отличное исполнение музыкальных программ» и повелел войсковому начальству озаботиться расширением и улучшением хора.

С приходом к власти на Кубани большевиков Войсковой певческий хор был переименован в Государственный. Однако, в связи с проведением политики репрессий по отношению к казачеству, хор подвергся гонениям. 21 апреля 1920 г. Кубано-Черноморский областной ревком постановил: «Все войсковые хоры и оркестры, ныне переименованные в государственные, со всем личным составом, библиотеками, музыкальными инструментами переходят в ведение областного отдела образования. Всем дирижерам, музыкантам, певчим и прочим, имеющим у себя казенные инструменты и ноты, сдать таковые немедленно… Лица, укрывающие вышеуказанное имущество, будут преданы революционному трибуналу». Летом 1921-го решением большевистских властей деятельность коллектива была окончательно прекращена. В 1920 году, не признав новую власть, двадцать семь участников Войскового певческого хора вместе с тысячами кубанских казаков вынужденно эмигрировали в Грецию, Турцию, Сербию и другие страны. Там, в эмиграции, ими были созданы несколько хоровых коллективов, которые носили имя Кубанского Войскового казачьего хора и сохраняли традиции Войскового певческого хора. Вместе с тем, в 1925-1932 гг. на Кубани вел гастрольную деятельность Кубанский мужской квартет — осколок былого хорового коллектива. К несчастью, руководитель коллектива Александр Авдеев был репрессирован и расстрелян в 1929-м.

В связи с некоторым ослаблением политики репрессий по отношению к казачеству в 1936 году Постановлением Президиума Азово-Черноморского крайисполкома учрежден Государственный Кубанский казачий хор, который возглавили Г. М. Концевич и Я. М. Тараненко, бывшие до революции регентами Кубанского Войскового певческого хора. Именно они перенесли в новообразованный Государственный Кубанский казачий хор богатые певческие и музыкальные традиции, народный песенный репертуар и свой высокий художественный вкус, соединив тем самым в единое целое историю Войскового певческого и Государственного Кубанского казачьего хора.

Работать в условиях, созданных советской властью, было невероятно трудно. Тем не менее, Г. М. Концевич не терял веру в будущую великую миссию вновь созданного хора. 3 марта 1937 г. в газете «Красное знамя» он пророчески писал: «Теперь создан Кубанский казачий хор в 40–50 человек из лучших голосов казаков станиц и хуторов. Его будущее, несомненно, блестяще. Этот высокохудожественный коллектив украсит нашу Кубань и яркой звездой окрасит край». Однако, вскоре первый художественный руководитель Государственного Кубанского казачьего хора, выдающийся ученый-фольклорист Г. М. Концевич был арестован по ложному обвинению в «покушении на Сталина» и приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение 26 декабря 1937 года. Г. М. Концевич был реабилитирован посмертно в 1989‑м. В 1939 году, в связи с включением в состав хора танцевальной группы, коллектив хора был переименован в Ансамбль песни и пляски кубанских казаков. С началом Великой Отечественной войны ансамбль был расформирован и его солисты призваны в ряды Красной Армии. Коллектив был воссоздан в апреле 1944-м при Краснодарской краевой филармонии. Первое выступление восстановленного Ансамбля песни и пляски кубанских казаков состоялось уже в сентябре 1944 года. Однако, в 1961 года по инициативе Н. С. Хрущева ансамбль снова был расформирован вместе с другими десятью государственными народными ансамблями и хорами СССР.

Но, трижды уничтоженный, он вновь возвратился к жизни. По многочисленным просьбам кубанцев Краснодарский крайисполком принял 4 января 1969 г. решение о воссоздании Государственного Кубанского казачьего хора. Художественным руководителем хора был назначен заслуженный деятель искусств России С. А. Чернобай. Танцевальную группу возглавил талантливый балетмейстер Г. Ю. Гальперин, оркестровую — Борис Уткин. Кубанский казачий хор впервые начал петь в народной манере. 15 августа 1971 г. Кубанский казачий хор выступил в городе Бургасе (Болгария) на VII международном фестивале и был удостоен диплома и медали фестиваля.

14 октября 1974 г. (судьбоносное совпадение — снова, как и при основании хора, это праздник Покрова Пресвятой Богородицы) художественным руководителем хора назначается Виктор Гаврилович Захарченко — ученый-фольклорист, хормейстер и композитор, прошедший школу выдающегося хорового дирижера профессора В. И. Минина и патриарха отечественной фольклористики профессора Е. В. Гиппиуса. Руководство танцевальной группой перешло к Вячеславу Модзолевскому, затем к Леониду Милованову, а после него — к Николаю Кубарю.

С приходом к руководству хором Виктора Гавриловича коллектив поднялся на вершины творчества и приобрел всемирную известность. За 35 лет своей деятельности на Кубани В. Г. Захарченко удалось всесторонне реализовать свои художественные, научные и просветительские устремления и вывести коллектив на качественно новые творческие рубежи.

За годы руководства коллективом хора В. Г. Захарченко воспитал талантливую плеяду хормейстеров. Ныне главным балетмейстером хора является Валерий Анучин. Неотъемлемой частью хоровой и танцевальной группы является оркестровая, которую в разное время возглавляли: Эдуард Козловский, Федор Каражов, Юрий Булавин, Сергей Чанцев и в настоящее время заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный артист Украины Борис Качур. Нельзя не отметить высокий уровень исполнительского мастерства артистов оркестровой группы: Андрея Ильичева, Игоря Шмоткина, Александра Подгорного, ударника и солиста-вокалиста, заслуженного артиста РФ Виктора Сорокина.

Сегодня в составе коллектива 146 артистов. За время руководства хором В. Г. Захарченко превратил коллектив в ансамбль международного класса. География гастролей хора необозрима, ему рукоплещут на пяти континентах, в десятках стран мира. Сотни концертов дал хор по всей России, во всех бывших республиках СССР. Вместе с тем, коллектив регулярно выступает в городах и станицах Кубани. Ныне он базируется в Краснодаре, в собственном здании, специально выделенном для него руководством Краснодарского края.

Кубанский казачий хор вынес на сцену подлинный песенный фольклор кубанского казачества. Это стало результатом работы Захарченко-фольклориста в станицах Краснодарского края, где им собраны тысячи народных песен. Усилиями В. Г. Захарченко переизданы разрозненные и выпавшие из поля зрения музыкальной науки 14 сборников песен кубанских казаков, составленных дореволюционным подвижником А. Д. Бигдаем, а также сборники Г. М. Концевича из репертуара Войскового певческого хора. Сам Виктор Гаврилович выпустил около двадцати фольклорных и авторских сборников песен. Кубанский казачий хор под руководством В. Г. Захарченко вернул к жизни песню, написанную полковым священником Константином Образцовым в годы 1‑й мировой войны — «Ты, Кубань, ты наша Родина». Эта песня, которая еще в 1920‑е годы считалась неофициальным гимном кубанского казачества и всего края, в обработке Виктора Гавриловича впервые официально была исполнена Кубанским казачьим хором на заседании Законодательного Собрания Краснодарского края 5 мая 1995 г. и утверждена в качестве краевого Гимна. В. Г. Захарченко является автором Гимна столицы Кубани — города Краснодара: «Ты душа Кубани, Краснодар!». Можно отметить, что многие песни в исполнении Кубанского казачьего хора воспринимаются зрителями как гимновые — их слушают стоя, с истинно патриотическим чувством и большим душевным подъемом.

Стараниями Виктора Гавриловича Кубанский казачий хор возвращается к своим истокам и обращается к первоначальному репертуару: православным песнопениям, литургической музыке. В августе 1995 г. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II во время пребывания в Краснодаре благословил Кубанский казачий хор петь на праздничных литургиях. После окончания одной из служб Святейший Патриарх Алексий II, обращаясь к артистам хора, сказал: «Исполнением духовной музыки, а также народных песен и патриотической музыки вы великое дело делаете». Таким образом, Кубанский хор стал единственным светским профессиональным хоровым коллективом, который допущен к богослужениям в храмах. Закономерным этапом в жизни коллектива стало принятие в октябре 1996 г. Постановления главы администрации Краснодарского края «О признании правопреемства (исторического) Государственного академического Кубанского казачьего хора от Войскового хора Кубанского казачьего войска». Так были преодолены разрывы в драматической истории легендарного коллектива, вызванные трагичностью истории казачества и всей нашей многострадальной Родины. 1 сентября 2010 года в день празднования Донской иконы Божией Матери в Донском монастыре коллектив принял участие в Божественной литургии, которую служил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По завершении литургии Предстоятель сказал: «Как сегодня на Божественной литургии пел Кубанский казачий хор — таким же слаженным должно стать российское казачество!». Государственный академический Кубанский казачий хор — это живой, развивающийся организм. Он идет в ногу со временем, со всей страной.

Хор активно готовится к встрече будущих Олимпийских игр в Сочи 2014 года — он уже участвует в Культурной Олимпиаде. К Олимпиаде-2014 подготовлен Культурно-олимпийский проект Государственного академического Кубанского казачьего хора: «22 концерта Кубанского казачьего хора — к XXII Зимним Олимпийским играм в Сочи!» — это будет специальный Олимпийский гастрольный тур коллектива по столицам Зимних Олимпийских игр. Принципиально новым словом в концертной деятельности Кубанского казачьего хора является подготовка больших программ, призванных раскрыть богатый потенциал коллектива. Так, уже готов грандиозный спектакль «Большая казачья история» (в двух
действиях и восьми картинах), посвященный жизни казаков Запорожской Сечи и истории переселения их на Кубань. Есть все основания полагать, что достойная встреча 200‑летия Государственного академического ордена Дружбы народов Кубанского казачьего хора под руководством В. Г. Захарченко послужит дальнейшему развитию и процветанию нашей Кубани и великой Родины — России!

А.А. Соловьев, заместитель директора
Государственного академического Кубанского казачьего хора

Источник

Разделение или раскол? Юга.ру выяснили, что происходит в Кубанском казачьем хоре

В Кубанском казачьем хоре, известном не только в России, но и далеко за ее пределами, назрел скандал. Он связан с реорганизацией коллектива — танцевальная группа отделяется от хора. Юга.ру решили выяснить, что происходит в прославленном ансамбле.

Кубанский казачий хор — знаменитый певческий коллектив, правопреемник основанного в 1811 году Черноморского Войскового певческого хора. Это единственный в России профессиональный ансамбль народного творчества, имеющий непрерывную преемственную историю с начала XIX века. Согласно данным официального сайта, в состав хоровой группы входят 74 человека, еще 35 в танцевальной и 18 в оркестровой.

Что, собственно, произошло?

25 октября на официальном сайте Кубанского казачьего хора появилась новость о том, что 22 октября первый заместитель генерального директора коллектива Виктор Захарченко — младший (внук художественного руководителя и главного дирижера Виктора Гавриловича Захарченко) провел встречу с артистами танцевальной группы, чтобы создать самостоятельный коллектив. С января 2022 года он будет официально выступать отдельно от хора и уже в феврале танцевальная группа выйдет на сцену Московского международного дома музыки.

Как говорится в официальном сообщении, это необходимо для развития ее творческого потенциала. И хор, и танцевальная группа уже не раз выступали сольно, и в дальнейшем Захарченко-младший хочет независимо создавать собственные концертные программы.

Как происходящее видит руководство?

Утром 29 октября в официальном инстаграм-аккаунте Кубанского казачьего хора появилось официальное заявление руководства, согласно которому о ликвидации танцевальной группы речь не идет. Совместные концерты хора, оркестра и танцевальной группы также сохранятся.

Танцевальная группа остается в составе Кубанского казачьего хора и не теряет свое имя. Но теперь коллектив сможет давать сольные концерты и якобы даже больше зарабатывать. А чтобы эти выступления могли проходить, хотят расширить состав оркестра.

В видеообращении Виктор Гаврилович Захарченко уточнил, что за первые 110 лет истории Кубанского казачьего хора в его составе никогда не было танцевальной группы, она появилась в 1936 году.

«Чтобы понимать то, что происходит сейчас, надо знать историю. Почему принимаются те или иные решения. Есть много материала для создания новых танцев, но они не появляются. Мы продолжаем крутиться на месте. Мы делаем концерты не только хора, но и его солистов, и ансамбля «Благовест». Это новая страница. Также новая страница должна появиться в развитии танцевальной и оркестровой групп. Нужен талантливый постановщик, видящий перспективу, который будет создавать новые произведения. Сегодня такого человека нет, это кризис. Никто не собирается расформировывать танцевальную группу. Эти разговоры запускаются специально, кто-то хочет мазнуть наш праздник — 210 лет», — сказал Виктор Гаврилович Захарченко.

Он также добавил, что никто не будет уволен или лишен зарплаты. Посмотреть видеообращение можно здесь.

Что говорят участники танцевальной группы?

28 октября журналистка Юга.ру попыталась связаться с несколькими участниками танцевальной группы и узнать, что сейчас происходит в коллективе, но никто не захотел говорить даже анонимно. Только один артист сказал, что они ждут официальных бумаг, добавив, что краевое министерство культуры не рекомендует такое разделение. Кроме того, еще должен прийти ответ от федерального минкульта, но окончательное решение все же за руководством.

какие музыкальные коллективы являлись предшественниками знаменитого ныне кубанского казачьего хора. Смотреть фото какие музыкальные коллективы являлись предшественниками знаменитого ныне кубанского казачьего хора. Смотреть картинку какие музыкальные коллективы являлись предшественниками знаменитого ныне кубанского казачьего хора. Картинка про какие музыкальные коллективы являлись предшественниками знаменитого ныне кубанского казачьего хора. Фото какие музыкальные коллективы являлись предшественниками знаменитого ныне кубанского казачьего хора

какие музыкальные коллективы являлись предшественниками знаменитого ныне кубанского казачьего хора. Смотреть фото какие музыкальные коллективы являлись предшественниками знаменитого ныне кубанского казачьего хора. Смотреть картинку какие музыкальные коллективы являлись предшественниками знаменитого ныне кубанского казачьего хора. Картинка про какие музыкальные коллективы являлись предшественниками знаменитого ныне кубанского казачьего хора. Фото какие музыкальные коллективы являлись предшественниками знаменитого ныне кубанского казачьего хора

какие музыкальные коллективы являлись предшественниками знаменитого ныне кубанского казачьего хора. Смотреть фото какие музыкальные коллективы являлись предшественниками знаменитого ныне кубанского казачьего хора. Смотреть картинку какие музыкальные коллективы являлись предшественниками знаменитого ныне кубанского казачьего хора. Картинка про какие музыкальные коллективы являлись предшественниками знаменитого ныне кубанского казачьего хора. Фото какие музыкальные коллективы являлись предшественниками знаменитого ныне кубанского казачьего хора

какие музыкальные коллективы являлись предшественниками знаменитого ныне кубанского казачьего хора. Смотреть фото какие музыкальные коллективы являлись предшественниками знаменитого ныне кубанского казачьего хора. Смотреть картинку какие музыкальные коллективы являлись предшественниками знаменитого ныне кубанского казачьего хора. Картинка про какие музыкальные коллективы являлись предшественниками знаменитого ныне кубанского казачьего хора. Фото какие музыкальные коллективы являлись предшественниками знаменитого ныне кубанского казачьего хора

Вечером 28 октября в редакцию Юга.ру написал работник хора, пожелавший остаться анонимным.

По его словам, предпосылки к реорганизации появились довольно давно. Виктор Захарченко — старший на репетициях неоднократно говорил, что при войсковом певческом хоре никаких танцев не было, а репертуар войскового хора был в большей степени духовной (церковной) направленности. Но тогда все это воспринимали просто как исторический факт.

«Безусловно, в коллективе говорили о том, что такое может произойти, но всё это воспринималось как слухи. Далее было то, что уже всем известно: количество танцевальных номеров стало сокращаться, пошли разговоры о том, что балет вообще ему не нужен. По итогу мы получили, что 29.10.2021 артистам танцевальной группы должны вручить уведомления — по закону за два месяца до вступления в силу существенных изменений в условиях труда», — рассказал источник.

На вопрос, что ждет танцевальную группу и сам Кубанский казачий хор, он ответил, что если убрать танцевальные номера, по мнению многих коллег и зрителей, это приведет к деградации концертных программ. Как результат — большая часть артистов танцевальной группы будет вынуждена уволиться, так как их доходы сократятся минимум на 40%. Им придется пойти в другие творческие коллективы, поэтому от былой танцевальной труппы в 18 пар останется небольшой ансамбль в 6–8 пар.

По его словам, восполнять такие массовые увольнения будет объективно некем — профессиональный артист балета попросту не пойдет к ним рисковать своим здоровьем, поскольку эта работа травмоопасна. Кроме того, вряд ли кто-то со стороны захочет работать на тех условиях, которые собирается утвердить семья Захарченко.

«Зритель сегодня и так костерит каждый концерт, на котором присутствует Захарченко. Есть записи в книге жалоб Государственного Кремлевского дворца о том, что они не готовы платить за вечер тщеславия Виктора Гавриловича, проповеди и лекции в его исполнении. Без танцевальной группы зрительский интерес угаснет окончательно и прославлять историю нашего родного края будет не для кого и некем», — добавил собеседник.

На вопрос, какая атмосфера сейчас царит в коллективе, спикер ответил, что его участники не понимают, что происходит, ощущают встревоженность и обеспокоенность. Им не ясно, как будет выстроена концертная деятельность хоровой группы, что будет с танцорами. По его словам, в оркестре поговаривают, что если Виктор Гаврилович пойдет дальше в сторону церковного песнопения, то их следующих после балета могут вывести в отдельный коллектив и лишь периодически привлекать к участию в совместных концертах с хором.

«Вопрос с танцорами всех встревожил, но, к сожалению, не сплотил, так как большинство боится угодить в немилость к семье и лишиться работы, запевов и прочего», — объяснил собеседник.

По его словам, руководство озвучило свое решение на собрании, но саму концепцию и ее стратегическую необходимость артистам не объяснили.

«В общих словах понятно, что хотят видеть сольные концерты танцевальной группы, новые постановки, но из чего они будут состоять и в каком формате проходить — этого Виктор Витальевич [Захарченко-младший — прим. Юга.ру] не озвучил. На просьбу одного из артистов, что мы хотим, чтобы процесс находился под контролем краевого министерства культуры, Виктор Захарченко — младший ответил резко: «Министерство мне не указ». Более того, все убеждены в том, что вопрос кроется исключительно в корыстных помыслах семьи, которая сейчас распоряжается заработными платами сотрудников. Сам маэстро Виктор Гаврилович никаких переговоров с артистами танцевальной группы по этому поводу не ведет. Всё делегировано молодому управленцу», — подытожил работник хора.

Вечером 29 октября он прислал фотографии приказа от 26 октября 2020 года (в документе нет номера и подписей руководителей). В нем говорится, что танцевальная группа становится самостоятельным структурным подразделением — государственным ансамблем танца «Кубанские казаки».

«Вы можете представить уровень беспредела, который творится в организации, что пытаются людям вот такую туфту под роспись сунуть. Более того, по тексту присутствует создание государственного ансамбля танца «Кубанские казаки», но при этом ни одного слова о том, что есть некое распоряжение или приказ министерства культуры о создании подобного коллектива. Это просто театр абсурда какой-то, семейство решило, что может своими внутренними приказами создавать государственные коллективы. Увы, экземпляра с подписью и номером нам так и не выдали. Артисты балета в один голос отказались подписывать что-либо», — добавил работник хора.

Кроме того, вечером 28 октября источник, тоже пожелавший остаться анонимным, сообщил редакции, что руководство хочет сделать руководителем танцевальной группы Анатолия Арефьева. Сейчас он занимает должность директора Кубанского казачьего хора. Освободившееся место руководителя хора займет первый заместитель генерального директора Виктор Захарченко — младший, но при этом будет совмещать два поста.

Что говорит министерство культуры Кубани?

В официальном комментарии сказано, что ведомство обеспокоено принятым решением и считает его неконструктивным, так как «данная мера может нарушить целостность великого творческого коллектива, привести к раздробленности, внести дисбаланс в концертные программы и повлечь снижение интереса зрительской аудитории к творчеству Кубанского казачьего хора».

Что думают бывшие участники коллектива?

По словам бывшего артиста танцевальной группы Кубанского казачьего хора Валерия Курилова, в его бытность в составе коллектива они ни с чем подобным не сталкивались, занимались общим делом и чувствовали себя одной семьей.

В 2017 году Валерий Курилов вышел на пенсию и лишь иногда узнавал о ситуации внутри ансамбля от других артистов. По его словам, в репертуар перестали вводить хореографические постановки приглашенных балетмейстеров.

«Много версий, почему это происходит. Я склонен к такой — уничтожение целостности народного достояния России. Ведь не Виктор Захарченко и его внук вводили в состав хора танцевальную группу, и не им убирать ее», — считает он.

По словам Курилова, реструктуризация уничтожит танцевальную группу. Раньше многие артисты балета стремились попасть в состав коллектива Кубанского казачьего хора, а сейчас его авторитет упал.

«Теперь получается, что я могу гордиться, что когда-то служил в хоре во времена танцевальной группы. Последней каплей было то, что убрали все афиши с изображением группы, на них сейчас только хор и оркестр. Как будто ее и не было никогда, как будто без нее зарабатывался этот многострадальный грант», — добавил Курилов.

Также спикер напомнил, что при школе-интернате народного искусства для одаренных детей имени Виктора Захарченко есть танцевальная группа.

«Мы растим детей, чтобы была преемственность в коллективе, чтобы было наследие молодое. Балет был для них мотиватором. Получается, что сейчас им просто некуда стремиться», — подытожил Курилов.

Своим видением ситуации с журналисткой Юга.ру поделился и бывший солист Кубанского казачьего хора Виктор Сорокин.

По его словам, каждый артист, который работал в хоре в разное время, с теплотой вспоминает гастроли, концерты, репетиции. Всё было похоже на грандиозный праздник.

«Мы любили и ценили, были преданы работе. Конечно, без него меня бы никто не знал как артиста, награды и звания — заслуга хора. Потом наступил такой период, когда работа стала не в радость, а в тягость. Это связано с внутренним переустройством, когда навязывают идеи, тебе не подходящие. Виктор Гаврилович сделал многое, чтобы перестроить хор, вернуться к истокам. Это отразилось на репертуаре в первую очередь. Из-за чего люди выражали недовольство? Стало много церковных песнопений, авторской музыки», — рассказал артист.

По воспоминаниям Сорокина, руководитель хора и дирижер стали больше и больше включать свои произведения в репертуар, вытесняя постепенно все казачьи и народные песни. Такая политика озадачила и зрителей, и артистов. Танцевальный коллектив перестал соответствовать новой концепции.

«Может быть, он ничего плохого и не хотел сделать, но это разделение остро ощутил на себе слушатель. Реорганизация по документам должна была начаться в январе будущего года, а по факту это происходит давно. В знаковых концертах в Москве и Санкт-Петербурге ставили какие-то балетные номера, но их было очень мало. В основном упор был на хоровые песни в сопровождении оркестра и акапельные номера», — рассказал Виктор Сорокин.

Отдельно он остановился на том, что помочь коллективу пытаются бывшие участники ансамбля, зрители и поклонники, а от действующих артистов реакции на происходящее нет. Если их всё устраивает, то любые попытки что-то изменить останутся тщетными.

Как отреагировали зрители?

Информация о новой творческой концепции появилась и в официальном инстаграм-аккаунте Кубанского казачьего хора. Новости о реорганизации обрадовались не все. Точнее, практически никто.

Многие поклонники сожалеют о случившемся и считают, что коллектив — это синтез песни и танца. Один из комментаторов задал вопрос, почему уже на юбилейных концертах не было танцевальной группы.

«Все, кто присутствовал, остались недовольны их отсутствием. Крайне неправильное решение руководства. Так вы только отдалите и так снижающееся количество поклонников», — написал он.

Еще одна пользовательница поинтересовалась, что мешает танцевальной группе развиваться в целостном составе Кубанского казачьего хора. Ответа на свой вопрос она не получила.

Другой зритель написал, что хор — единый организм, нельзя «вырезать сердце и сказать «пусть бьется само по себе». Он считает, что наследник разрушит всё, что создавалось его предком, а уникальность Кубанского казачьего хора будет утеряна.

Поклонник творчества коллектива спрашивает в комментариях, зачем в концертном зале убрали все фотографии артистов танцевальной группы. «Это череда совпадений или планомерных действий — избавление от балета?»

Один из комментаторов рассказал о своем опыте посещения юбилейного концерта: «Очень жаль, что не было балетной труппы. Шли на праздник, а попали на похороны. Это не юбилейный концерт, а творческий вечер имени Захарченко. Было много лишних разговоров, хор стоял и ждал, когда выговорится Виктор Гаврилович. Начало концерта затянули видео с приветствиями. Все знают мировой уровень коллектива, чего воду в ступе толочь?»

В целом реакция аудитории говорит о том, что даже многолетние поклонники Кубанского казачьего хора недовольны происходящим и всё больше разочаровываются. Юга.ру будут следить за ситуацией.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *