какие музыкальные произведения написаны на былинные сюжеты
Презентация «Былинные герои в музыке»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Автор проекта: Алевтина Петровна Черпинская, учитель музыки Былинные герои в музыке
СОДЕРЖАНИЕ Аннотация Введение Теоретическая часть Практическая часть Заключение
Цель: формирование чувства гордости за историческое прошлое России через образы былинных героев в музыке русских композиторов Задачи: Расширить представление о Былинных героях в творческом наследии русских композиторов.
Введение Обращаясь к образцу былинных героев в музыке. Хочу показать, что сейчас как никогда необходимо осознать неразрывную связь прошлого, настоящего и будущего. Нам необходима национальная объединяющая идея, которая сплотила бы народы нашей страны. Поворотным моментом в этом вопросе может стать обращение к культурному наследию, которое ценно до сих пор и, несомненно, выдержало испытания временем. Проблема воспитания патриотизма актуальна во все времена. Своим исследованием попытаемся доказать, что образ былинного героя в музыке действительно является средством воспитания патриотических чувств.
С 19 века начинается более широкое обращение русских писателей к эпическому творчеству своего народа. Трудно назвать хоть одного крупного поэта, который бы в той или иной мере не испытал на себе воздействие былинного эпоса. В.А. Жуковский пишет комическую оперу “Алеша Попович”. Исторические сюжеты вдохновили лучших русских композиторов на создание гениальных произведений, в которых ярко выделяются русские национальные характеры.
Опера “Князь Игорь” А.П.Бородина – одно из лучших произведений, воспевших героизм русского народа. В основе либретто события времен борьбы Руси со “степью”, описанные неизвестным автором в “Слове о полку Игореве”. Опера насыщена многими деталями благодаря работе композитора с первоисточниками, которые усилили патриотическое звучание всего произведения. В народно-массовых, хоровых сценах воплощено народно-патриотическое начало, которое придает всей опере характер монументальной величественной фрески. Композитор обобщает образ главного героя оперы – князя Игоря (подлинно историчен, конкретен), наделяет лучшими чертами русских витязей (любовь к Родине, высокое осознание своего долга перед ней).
Былинные образы в живописи и музыке
Описание презентации по отдельным слайдам:
Русские былины в произведениях художников В середине XIX века русские былины начали активно публиковать и исследовать. Художественная среда живо отреагировала на этот процесс, и молодые художники стали осваивать богатырскую героику наряду с другими фольклорными сюжетами.
Что такое былины? Былины – это древнерусские эпические песни-сказания, воспеванием подвигов богатырей отражавшие исторические события 11 – 16 веков.
В былинах с потрясающей силой отразился дух независимого, могучего, трудолюбивого, сурового и добродушного русского народа, а их основными приметами стали врожденный патриотизм и неиссякаемая жизнерадостность
Илья Ефимович Репин «Садко»
Виктор Михайлович Васнецов «Богатыри»
«После побоища Игоря Святославича с половцами» Виктор Михайлович Васнецов
Виктор Михайлович Васнецов «Витязь на распутье»
Иван Яковлевич Билибин Серия «Богатыри»
Николай Константинович Рерих Богатырская тема нашла отражение и в творчестве Николая Константиновича Рериха. Его «Богатырский фриз» (соединяет историю и поэзию.
Русские былины в музыкальной культуре «Богатырские ворота в стольном граде Киеве» (из цикла «Картинки с выставки», 1874) М. П. Мусоргского;
Опера-фарс «Богатыри» (1876) – пародия на псевдоисторическую оперу Симфония № 2 «Богатырская» (1876) А.П. Бородина Симфония № 3 «Илья Муромец» (1909–1911) Р. Глиэра Н. Римский-Корсаков в 1896 г. написал оперу «Садко».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1209433
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября
Время чтения: 2 минуты
ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников
Время чтения: 3 минуты
Российские школьники завоевали пять медалей на олимпиаде по физике
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
музыкальные произведения, созданные по литературным произведениям (поэмам, былинам, сказкам и др.)
Балет П. И. Чайковского «Шелкунчик, » по сказке Гофмана; оперы его же «Евгений Онегин»(на фото сцена из оперы), «Пиковая дама» по произведениям А. С. Пушкина; Так же опера «Борис Годудунов» М. П. Мусоргского;
Вот еще несколько произведений А. С. Пушкина, ставших литературной основой опер: «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане» (Н. А. Римский-Корсаков), «Мазепа» (П. И. Чайковский), «Русалочка» (А. С. Даргомыжский), «Руслан и Людмила» (М. И. Глинка), «Дубровский» (Э. Ф. Направник).
(сцена из оперы «Борис Годунов М. П. Мусоргского)
На основе поэмы М. Ю. Лермонтова «Демон» написал оперу знаменитый композитора А. Г. Рубинштейн.
А. Г. Рубинштейн написал музыку еще к одному произведению Лермонтова: «Песня про купца Калашникова». Опера под названием «Купец Калашников»
Драма «Царская невеста» известного русского поэта Л. А. Мея легла в основу оперы Римского-Корсакова, как и его же опера «Псковитянка».
Римский-Корсаков также написал музыку для оперы «Снегурочка» по сказке великого русского драматурга А. Н. Островского.
Опера по мотивам сказки Н. В. Гоголя «Майская ночь». Другое произведение великого писателя, «Ночь перед Рождеством», стало литературной основой оперы П. И. Чайковского «Черевички».
Русские былины в творчестве композиторов- классиков
Содержимое разработки
Тема урока: «Русские былины»
Цель: познакомить учащихся со значением гуслей в русском фольклоре; образами народных сказителей былин: Баяна и Садко; вспомнить особенности народных песен; познакомить с новым понятием: «былины», «гусляры».
— обобщить представления учащихся о жанре оперы на примере фрагментов оперы Глинки «Руслан и Людмила», оперы-былины Римского-Корсакова «Садко»; расширить знания учащихся о народном музыкальном инструменте гуслях;
— развивать эмоционально-образную сферу учащихся;
— формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, презентация
На доске: тема урока «Русские былины»
Учащиеся должны уметь соотнести разные виды искусства и найти их общие изобразительные свойства. При разработке урока используется технология развивающего обучения, игровая технология, использование элементов здоровьесберегающих технологий, методы: «мозговой штурм», метод «погружения» в историческую эпоху, метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки. Каждый ученик даёт оценку по эффективности урока, которая является своеобразным индикатором для учителя: понял ли ученик материал урока или нет, на что нужно обратить внимание на последующих уроках.
I. Введение в тему урока:
Школьники (по знаку учителя) поют:
Ребята, наша страна имеет богатейшую историю. И сегодня на уроке мы переместимся на многие века назад.
Вы знаете такую форму народного творчества – былины?
У: Да, это длинные протяжные песни – повествования, в которых рассказывается о событиях в истории нашей страны, о ее героях. Очень известными являлись в старину былины о русских богатырях.
( педагог демонстрирует репродукцию картины» Богатыри» В. Васнецова)
Ребята, посмотрите на эту картину. Знакома ли она вам? Назовите имена богатырей.
Д: (В центре – Илья Муромец, слева – Добрыня Никитич, справа – Алеша Попович)
Наш народ всегда с уважением относился к богатырям – защитникам земли Русской. Вот почему про их подвиги складывались былины.
А еще в стародавние времена былина выполняла роль военной строевой песни. Когда русское войско отправлялось в поход, то бойцы во время перехода пели былины. И художник В. Васнецов, который нарисовал эту картину, тоже хотел подчеркнуть, что богатыри любили музыку. Посмотрите внимательно: к седлу самого молодого из богатырей – Алеши Поповича – привязан музыкальный инструмент. Это гусли. Знаком ли вам этот инструмент?
Гусли – это струнный инструмент, под звучание которого пелись былины.
Гусляры были желанными гостями и на княжеском пиру, и на воинском привале.
И сегодня к нам на урок пришёл настоящий гусляр!
(на фоне звучат гусли)
Ой, вы гусли – то яровчатые,
Расскажите нашим детушкам,
Как во старину-то вы играли-то,
Звуки издавали гусли звонкие,
Как народ вы потешали-то и радовали,
Как в годину горькую вы плакали,
Как богатырей Руси вы прославляли,
Тех, кто защищал всю землю русскую…
Кто же такие гусляры?
Уважаемый гусляр, расскажи нам о своём музыкальном инструменте.
Уважаемый гусляр, покажи нам, как играли на гуслях в старину? (Показ: клали на колени и проводили пальцами по струнам, извлекая звук.)
Гусляры проводили пальцами по всем струнам, перебирая их. Этот прием называется «переборы». Или дергали отдельные струны, щипали их, такой прием называется «щипки».
Давайте представим, что мы с вами играем на гуслях.
(Дети имитируют показ игры на гуслях)
Кто же играл на гуслях в древности?
Ребята, давайте поблагодарим нашего гостя-гусляра за интересный рассказ и предложим ему принять участие в нашем уроке.
Ребята, посмотрите как изобразил гусляров художник В. Васнецов
(демонстрация картины «Гусляры»)
Если бы вы были композиторами, то какую бы мелодию сочинили к этой картине?
Д: (широкую, протяжную)
У: О каких событиях и героях слагались блины?
В былине встречаются слова, которые помогают воссозданию ее плавного, напевного характера: «то не…», «да…», «ой – да…». Складывается впечатление, будто фразы вытекают одна из другой.
У: Одной из самых известных былин о богатырях была «Былина о Добрыне Никитиче». Познакомьтесь с текстом этой былины, в которой говорится о прощании Добрыни с матушкой.
( демонстрация текста в презентации)
Текст изложен старинным языком, не совсем привычным для нас.
О чем говорится в этой былине?
Сколько героев в этой былине? Один или два?
У: О чем просит Добрынюшка у матушки?
Д: (он просит благословить его на подвиги)
У: Давайте попробуем вместе проговорить текст былины нараспев, на время превратившись в старинных песенников – гусляров.
( учитель вместе с детьми показывает напевы начала былины)
(показ портрета Н.А. Римского-Корсакова)
Композитор Н.А. Римский-Корсаков услышал народный напев «Былины о Добрыне Никитиче» и записал его, сделав свою обработку.
А теперь послушайте эту былины в исполнении хора.
( слушание былины « Что не белая береза»)
Вы уже неоднократно слушали другие народные песни. Что у них общего с былинами?
Д: (распев, певучесть, плавность)
У: Уселись удобно, спинки выпрямите. Послушайте, я вам спою мелодию былины. Как звучит эта мелодия?
У: Давайте покажем рукой как движется мелодия.
А сейчас мы обратимся к творчеству знакомого для вас композитора М.И. Глинки, который написал оперу «Руслан и Людмила»
Мы знаем, что поэма начинается со свадебного пира.
В этой поэме есть такие слова
( отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)
Но вдруг раздался глас приятный
И звонких гуслей беглый звук;
Все смолкли, слушают Баяна:
У: Это певец сказитель, который путешествовал по разным странам и предупреждал о какой – либо беде.
Посмотрите сцену из оперы Руслана и Людмилы. Ария начинается словами из поэмы А.С. Пушкина:
Дела давно минувших дней
Преданья старины глубокой.
У: Я знаю, что все вы любите сказки. Перед вами иллюстрации к известным сказкам. Вспомните их названия.
Д: (школьники перечисляют названия сказок: «Волк и семеро козлят», «Снегурочка», «Конек – горбунок», «Спящая красавица»)
На сюжет этих сказок были созданы музыкальные произведения. Одна из таких «Садко»
Посмотрите видеофрагмент из оперы и обратите внимание на то, как будет звучать эта музыка.
(Просмотр видеофрагмента из оперы «Садко»)
Беседа по прослушанному произведению:
Каким был характер арии? (быстрым, бойким, игривым)
Скажите, звучали гусли или нет?
(Скорее всего, мнения разделятся. Нужно обратить внимание детей на то, что звучали не сами гусли, а была оркестровая имитация, подражание гуслям.)
Вокально- хоровая работа
Давайте послушаем эту песню.
( слушание песни «Сказки гуляют по свету»)
О каких сказках поется?
На сюжет многих сказок, которые мы услышали в песне, также написаны музыкальные спектакли.
Давайте разучим с вами первый куплет с припевом.
(разучивание и исполнение первого куплета песни)
С каким жанром русской народной музыки вы сегодня познакомились?
У: В сопровождении какого музыкального инструмента исполняют былины?
У: Как назывались на Руси исполнители былин?
У: О чем говорится в былинах?
Какую народную былину записал и обработал Н.А. Римский – Корсаков?
О чем говорится в «Былине о Добрыне Никитиче»?
Какие приемы игры на гуслях вы знаете?
Домашнее задание: Нарисовать рисунок к «Былине о Добрыне Никитиче»
У: На этом наш урок подошел к концу. До свидания!
Какие музыкальные произведения, картины и иллюстрации, написанные на былинные сюжеты вам известны?какое впечатленние они произвели на вас
События, происходящие в рассказе Льва Толстого «Кавказский пленник», относятся к периоду Кавказской войны во времена правления НиколаяI. Главные герои произведения русские офицеры, попавшие в плен к татарам, и маленькая девчушка из татарского аула. Несмотря на то, что Жилин и Дина принадлежат разным народам и относятся к разным возрастным категориям, они быстро находят общий язык. Впервые Дина, дочь аульского татарина, увидела Жилина, когда он после бессонной ночи в плену попросил воды.
Жилина поразило то, что такая маленькая и хрупкая девчушка несет на голове кувшин, полный воды. В свою очередь, Дина была поражена тем, как жадно этот пленный пил воду. Она смотрела на него вначале, словно на дикого зверя. Когда он ей вернул кувшин, она резко отпрыгнула. Со временем Жилин привык к местной атмосфере. В свободное время он мастерил глиняных кукол. Одну из таких кукол взяла себе Дина. Она тут же нарядила ее в красные лоскуты и нянчила, словно ребенка. Когда старая татарка сломала эту куклу, Жилин смастерил для нее новую. В благодарность она стала носить ему молоко, лепешки и мясо. Так началась их крепкая дружба.
Дину можно назвать единственным преданным другом Жилина в рассказе, так как на Костылина он положиться не мог. Мало того, что тот подставил его во время нападения татар, так он еще и сорвал план побега, который Жилин тщательно обдумывал на протяжении месяца. Во второй раз Жилину помогла именно Дина. Зная, что ее могут за это наказать, она все-таки принесла Жилину длинную палку, чтобы он выбрался из ямы и бежал. На прощание она принесла ему лепешек и расплакалась. Вскоре Жилин уже был на стороне русских, а Костылин еще месяц просидел в плену, дожидаясь выкупа.
Дружба Дины и Жилина – это одна из главных сюжетных линий рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Таким образом, автор хотел подчеркнуть значимость смелости и преданности в характере человека. Возраст не имеет никакого значения. Такие качества, как отвага, отзывчивость, преданность заложены в человеке с самого детства, также как и малодушие, трусость и слабость духа. Как оказалось, тринадцатилетняя девочка способна быть более преданным другом, нежели взрослый офицер.