какие музыкальные жанры были наиболее популярны у первых российских композиторов
Какие музыкальные жанры были наиболее популярны у первых российских композиторов?
Жанры музыкальных произведений, преобладавших в России до XVIII в. – церковные песнопения.
Первые музыкальные произведения, близкие к опере, появилась в последнее десятилетие XVIII в. на сюжеты из русской жизни, в которых использовались народные мелодии и народные инструменты. Первой оперой считается сочинение Н. А. Львова (либретто) и Е. И. Фомина (музыка) «Ямщики на подставе». Наиболее яркий след в музыке, в том числе в оперной, оставил Д.С. Бортнянский.
Насколько я помню протекали Волга, Десна, Днепр и Двина.
Россия на рубеже XVI-XVII вв. Смутное время
В исторической литературе события конца XVI — начала XVII в. принято называть Смутой. Еще современники выделяли этот период в особый эпизод истории России. В дореволюционной историографии за ним закрепился термин «Смутное время», или просто «Смута», под которым понималось «общее неповиновение, раздор меж народами и властью». Однако происхождение и причины этого явления определялись по-разному.
Современники событий, церковная историография первопричину Смуты искали в духовной сфере, грехе гордыни, который явился искушением самовластья, соблазнившим соборную душу Руси. С этой точки зрения Смута — одновременно кара за безбожную жизнь и дар, мученический венец, чтобы дать возможность народу явить силу своей веры.
С.М. Соловьев считал причиной Смуты падение народной нравственности, явившейся результатом столкновения новых государственных начал со старыми, дружинными. Это столкновение выразилось в борьбе московских государей с боярством. Другой причиной Смуты он считает чрезмерное развитие казачества с его противогосударственными стремлениями.
К.А. Аксаков рассматривал Смуту как случайное явление, коснувшееся лишь людей государства, которые боролись за власть.
Н.И. Костомаров обратил внимание на социальные причины Смуты, обвиняя в ней все социальные слои русского общества, но главной причиной считал интриги папства, иезуитов и польскую интервенцию.
В.О. Ключевский усматривал причины Смуты, во-первых, в «вотчинно-династическом взгляде на государство», и, во-вторых, в «тягловом строе государства». Под первой причиной подразумевалось наличие удельных пережитков в политическом сознании, когда на Московское государство смотрели как на вотчину княжеской династии, из владений которых со времен Ивана Калиты оно выросло. На самом деле государство было союзом великорусского народа. Это противоречие вело к Смуте. Вторую причину Ключевский видел в неодинаковом раскладе государственных повинностей. И если дворяне желали оградить себя от беззаконий Грозного и Годунова, обеспечить свои права и привилегии, то недовольство низших классов вело к «общественной розни», «к ожесточенной классовой вражде».
Само развитие событий Смуты историк рассматривал как «последовательное вхождение в Смуту всех слоев русского общества «сверху вниз». «Отличительной особенностью Смуты, — писал Ключевский, — является то, что в ней последовательно выступают все классы русского общества, и выступают в том самом порядке, в каком они лежали в тогдашнем составе русского общества, как были размещены по своему сравнительному значению в государстве на социальной лестнице чинов. На вершине этой лестницы стояло боярство, оно и начало Смуту». Таким образом, В.О. Ключевский основное внимание уделил социальным моментам. По его мнению, общество находилось в состоянии социальной неустойчивости, когда шла борьба между всеми сословиями за баланс обязанностей и привилегий.
В наиболее развернутом виде концепция причин и сущности Смуты, в основе которой лежал социальный кризис, а не борьба внутри господствующего класса, сформулирована С.Ф. Платоновым в «Лекциях по русской истории»: «Начальным фактом и ближайшей причиной Смуты послужило прекращение царской династии». Ученый продолжал развивать свои взгляды на Смуту и в советское время, вплоть до его ареста и ссылки в Самару в 1931 г. как создателя «реакционной» школы в исторической науке и даже главы некоего мифического «заговора».
После этого употребление самого слова «смута» было объявлено «ненаучным» и «буржуазным», а вместо прежнего термина, довольно точно передававшего суть событий начала XVII в., было введено громоздкое и даже, по определению В.Б. Кобрина, бюрократическое наименование «крестьянская война и иностранная военная интервенция в России». Новое название определяло не столько сущность явления, сколько те границы и направления, которых полагалось придерживаться историкам в их исследованиях. При этом выпадали из рассмотрения такие проблемы, как политическая борьба правящих классов за власть, роль казачества в Смуте, история церкви в этот период.
В советский период историки также внесли вклад в изучение Смутного времени. Работы И.И. Смирнова, А.А. Зимина, В.И. Корецкого существенно дополнили историографию исследованием истории классовой борьбы в годы «московской разрухи», анализом процесса формирования крепостного права при Борисе Годунове, введением в научный оборот новых архивных материалов.
Краткая история Русской музыки
История русского народу поистине многогранна, широка, и очень интересна, но как и в любой культуре, дело не обошлось без музыки. Она звучала на площадях во время народных гуляний, в роскошных княжеских хоромах, и даже в церковных монашеских кельях.
Музыка Древней Руси датируется IX-XII веками. О ней рассказывают памятники литературы и искусства: летописи, иконы, фрески. В житии новгородского епископа Нифонта (XIII в.), в поучениях монаха Георгия (XIII в.) и ряде других документов содержатся сведения о том, что музыканты выступали на улицах и площадях городов.
Музыка была обязательной частью обрядовых праздников — Масленицы (проводы зимы и встреча весны), Ивана Купалы (день летнего солнцестояния) и др. Проходили они обычно при большом стечении народа и включали игры, пляски, борьбу, конные состязания, выступления скоморохов. Скоморохи играли на гуслях, трубах, сопелях, бубнах, гудках.
Наиболее распространённым инструментом были гусли. Не случайно в «Слове о полку Игореве» (XII в.) воспет Боян — эпический сказитель-гусляр. Однако отношение к гуслям было двоякое. Они пользовались уважением за сходство с музыкальным инструментом библейского царя-псалмопевца Давида
С принятием христианства появляется богослужебное пение.
Торжественные государственные церемония великосветские обряды не проходили без участия музыкантов. Фанфарами встречали князей и его дружину из военных походов. При многих княжеских дворах были и профессиональные музыканты. Пиршества князей со своей дружиной, сопровождались песнями, плясками, игрой на музыкальных инструментах. Скоморохи были первыми древнерусскими актерами, соединившими в себе музыканта, плясуна, сказителя, лицедея, акробата.
Расцвет русской музыкальной классики приходится на первую половину XIX в. И связан с именем Михаила Ивановича Глинки (1804–1857), вошедшего в историю как первый русский композитор мирового значения. Глинка считается основателем русской классической музыки. Его оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» во многом определили дальнейшее развитие русской оперной музыки. Отличительной чертой творческого подхода композитора было использование мотивов русского фольклора, народной музыки.
Традиции Глинки развили в своем творчестве такие композиторы как Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков. Очень часто в своем творчестве композиторы обращались к сюжетам русской истории и фольклора: «Борис Годунов», «Хованщина» Мусоргского; «Князь Игорь» Бородина; «Снегурочка», «Псковитянка», «Золотой петушок» Римского-Корсакова.
Величайшим композитором в истории русской и мировой музыки был Петр Ильич Чайковский – создатель высочайших образцов опер («Евгений Онегин» 1878 г., «Мазепа» 1883 г., «Пиковая дама» 1890 г., «Иоланта» 1891 г.), балетов («Лебединое озеро» 1876 г., «Спящая красавица» 1889 г., «Щелкунчик» 1892 г.), симфонических и камерных произведений.
На рубеже веков русская музыка была обогащена творчеством новых талантливых композиторов и исполнителей. Автором монументальных симфонических произведений и балетов был А. Н. Глазунов. Одним из основателей современного музыкального языка, современной симфонической музыки считается композитор и пианист А. Н. Скрябин. Неповторимым своеобразием и оригинальностью отличались музыка и исполнительское мастерство С. В. Рахманинова, выдающегося композитора, пианиста и дирижера.
Составной частью развития музыкальной культуры и прямым ее следствием была мировая слава, которой достигли мастера русского музыкального театра – оперы и балета. Лидирующее положение среди музыкальных театров занимали петербургский Мариинский театр и Большой театр в Москве. Имена знаменитого оперного баса Федора Шаляпина, балерины Анны Павловой получили широкую известность, как в России, так и за рубежом.
Русская музыка 18 века — история, жанры, виды, первые композиторы
Вторая половина 17-го и 18-й век (петровская и послепетровская эпохи) являются переломным периодом в отечественной истории. Именно в 18 веке произошли многие значимые изменения в культурной и общественной жизни, на десятилетия предопределившие развитие государства.
все это не могло не сказаться на культурном облике страны. Большое место в духовной жизни людей стали занимать музыка и литература.
Положение народной музыки до Петра I
Но так было не всегда. В 1648 году под влиянием церкви, считавшей скоморохов «богопротивными», был издан царский указ, который запрещал скоморохам участвовать в торжествах и повелевал уничтожать их маски и музыкальные инструменты. Поэтому, начиная с этого времени, музыканты, исполняющие народные песни, переходили на нелегальное положение и лишались всех привилегий.
А с приходом к власти Петра I в 1682 году положение музыкантов существенно изменилось. Реформы Петра I дали толчок развитию всего светского искусства в целом и музыкального в частности.
Русская светская музыка 18 века – ассамблеи, салоны, маскарады, зарождение романса
При императорском дворце, а затем и в домах вельмож, появились первые инструментальные капеллы. Знать и аристократы организовывали открытые музыкальные вечера, так называемые «ассамблеи», которые мог посетить любой желающий. Прославились на весь Петербург концерты, проводившиеся еженедельно в доме тайного советника Бассевича. На них представляла репертуар европейских композиторов 18 века капелла герцога Голштинского. По негласному правилу молодым дворянам вменялось обязательное посещение ассамблей. Там они могли не только слушать музыку, но и общаться, танцевать и даже играть в карты.
В салонах и аристократических домах развивалось любительское (или «салонное») музицирование. Молодые дворяне обучались игре на клавесине, виоле, арфе, флейте, гитаре, клавикордах, сочинялись и исполнялись лирические канты, так называемые «арии» – прообразы будущих романсов.
Именно с распространением любительского («салонного») музицирования в русской музыке 18 века тесно связано развитие так называемой камерной музыки. Самыми популярными на домашних концертах были различные танцевальные пьесы – менуэты, полонезы, экоссезы, аглезы, контрдансы и другие. Не меньшей любовью пользовались и вариации на темы народных песен. Большое количество таких вариаций для скрипки написал и издал первый композитор И.Е. Хандошкин (1747–1804).
В середине 18 века в русской музыке века возник еще один уникальный «салонный» жанр – российская песня. Эти песни, по стилистике и исполнению очень похожие на лирические канты и будущие романсы, создавались на стихи русских поэтов, таких как А. Сумароков, Г. Державин, Н. Львов и другие.
Первые российские песни были изданы в сборнике «Между делом безделье», принадлежащего перу государственного деятеля и ученого Г. Теплова. Другие известные авторы российских песен – И.А. Козловский и скрипач-любитель М.Ф Дубянский.
Помимо ассамблей, Петр I учредил также придворные маскарады, торжества и пиршества с музыкой. Специально для царского дворца он выписал из-за границы группу иностранных музыкантов и певцов. В 1690-х годах царь утвердил Всешутейший, Всепьянейший и Сумасброднейший Собор – шутовской «орден», пародирующий своей деятельностью католическое и православное богослужение. Собор просуществовал более 30 лет. Все годы вдохновителем и организатором «ордена» был Петр I.
Возникновение русских военных духовых оркестров в 18 веке
«Любимая дочь русского народа» Елизавета Петровна, взошедшая на престол в 1741 году, продолжала прогрессивные реформы своего отца, особенно в области культуры. Ее эпоха вошла в историю как эпоха просвещенного абсолютизма.
Русская светская музыка 18 века при Елизавете Петровне – капеллы, симфонический и бальный оркестры
В 1763 году императрицей организована Придворная певческая капелла. Ее выпускники — первые русские композиторы М.С. Березовский и Д.С. Бортнянский — полностью реформировали русскую хоровую музыку, связав национальные особенности русского многоголосного пения с достижениями прогрессивных европейских музыкантов.
Первый русский композитор-классицист Д.С. Бортнянский (1751-1825), вернувшись из заграницы после обучения у итальянских профессоров, был назначен капельмейстером (директором) Придворной певческой капеллы. Именно при Бортнянском музыканты капеллы достигли новых вершин творчества. Сам композитор прославился как автор опер на французский текст, квинтетов, концертных симфоний и большого количества сонат и пьес для фортепиано.
Параллельно с певческой капеллой при дворе существовал особый оркестр, играющий только для императорских и приближенных к ним особ. Из среды придворного оркестра выделились такие талантливые русские композиторы, как В.А. Пашкевич и И.А. Хандошкин.
Постепенно в 1760-е года музыканты оркестра разделились на две принципиально различающиеся группы:
Исполнители оперно-симфонической группы принимали участие в театральных постановках, а исполнители бальной музыки играли популярные в то время мелодии на торжествах, пиршествах и балах.
Запись нот музыки в 18 веке
Развитие книгопечатания позволило в 1730 году впервые в стране воспроизвести с гравировальных досок ноты на бумаге, а в 1766 году изобретатель С.И. Башковский разработал способ наборного воспроизведения нот. Теперь в российских типографиях возможность делать нотные записи народных песен.
Были отпечатаны первые сборники фольклорных песен – «Собрание русских простых песен с нотами» певца и гусляра В. Трутовского, «Собрание народных русских песен с их голосами» поэта и фольклориста Н. Львова и чешского композитора И. Прача.
Темы и жанры русской профессиональной музыки 18 века
Профессиональные музыканты при написании своих произведений – опер, симфоний, увертюр, вариаций – часто использовали народные мотивы в своих работах. Поэтому сборники фольклорных песен сыграли значительную роль в творчестве первых русских композиторов.
Но все же народные песни чаще всего использовались в комических операх, которые в век просвещенного абсолютизма стали самым популярным жанром в русской музыке 18 века. (Знакомство же с первыми операми произошло еще в 30-е годы 18 века, в эпоху царствования Анны Иоанновны, но эти оперы не получили широко распространения. В частности, из-за того, что они исполнялись на французском или итальянском языке. Русской музыке 18 века требовался новый жанр — национальная опера.
Первые русские национальные оперы
В 1755 г. на российской сцене была поставлена первая опера, написанная на оригинальный русский текст и исполненная только русскими артистами, под названием «Цефал и Прокрис». Музыку написал знаменитый в то время композитор неаполитанской школы Ф. Фрайя, либретто (текст) – «придворный» драматург-классицист А.П. Сумароков.
Другие первые русские оперы – это
«Мельник – колдун, обманщик и сват» М. Соколовского, «Санкт-Петербургский гостиный двор», «Несчастье от кареты» и «Скупой» В. Пашкевича, «Сокол» и «Сын-соперник» Д. Бортнянского, «Ямщики на подставе» Е. Фомина.
Популярным автором русских опер был Е. Фомин (1761–1800) – первый русский композитор-трагик. Он написал оркестровую увертюру к мелодраме «Орфей и Эвридика» (1792) на текст Я. Княжнина, которая оказалась первым примером русской драматической симфонии. Вообще, мелодрама «Орфей и Эвридика», по мнению музыкальных критиков, является
«самым величественным памятником русского музыкального театра» той эпохи.
Концертная жизнь и гастроли в России 18 века
Концертная жизнь постепенно приобрела все более систематический характер. Для многих оркестров и театров, особенно крепостных, гастроли становились привычным делом. Помпезные оратории и хоровые концерты русской музыки имели огромный успех у самой разной публики.
Одновременно набирала обороты и сольная деятельность исполнителей. Большой известностью пользовались клавесинисты и органисты В. Пальшау, И. Гесслер, А. Сартори, которые выступали не только в частных домах для ограниченного круга гостей, но и на городских площадях, театральных подмостках, в расположениях воинских частей. Многие из сольных исполнителей подрабатывали также музыкальными наставниками у детей обеспеченных дворян.
Значение периода 18 века для русской музыки
Музыка в России 18 века – особое явление в истории отечественной музыки. В этот период произошли имевшие большое значение события:
Оркестры крепостных театров
Большое значение в культурной жизни России играл и крепостной театр. В стране и за рубежом был известен крепостной театр графа Нарышкина, конкурирующий по качеству исполнения не только с отечественными, но и европейскими театрами. Особенностью крепостных театров было использование роговых оркестров. Оркестры насчитывали десятки исполнителей. У каждого из них был рог, способный извлекать только одну ноту определенной тональности. Несмотря на кажущуюся простоту и даже примитивность исполнительских средств, роговые оркестры исполняли множество произведений из репертуара современной тогда музыки, включая симфонии Гайдна и Моцарта, а иногда принимали участие в оперных спектаклях.
Император демонстративно ушёл с премьеры оперы Глинки
Михаил Иванович Глинка по праву считается основоположником отечественной русской классической музыки и первым русским композитором-классиком, которому удалось достичь мировой славы.
Успех композитору принесла его опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). В этом музыкальном произведении композитору удалось органично соединить европейскую оперную и симфоническую практику с русским хоровым искусством. Впервые появился национальный герой, воплотивший в себе лучшие черты национального характера.
Высшему обществу опера не понравилась, публика её освистала, а император Николай I и вовсе, не дождавшись конца оперы, после четвёртого акта демонстративно вышел из зала.
Впрочем, современники отмечали, что оперу эту Глинка писал более чем небрежно. В.П.Энгельгардт 1894 году писал М.Балакиреву: « Полной автографной партитуры «Руслана» никогда не существовало. Отдельные номера посылались им в театральную контору для переписки, оттуда не возвращались и там пропадали ». А план оперы, если верить современникам, и вовсе «намахал» Константин Бахтурин « в четверть часа под пьяную руку ». Тем не менее опера в первый свой сезон прошла 32 раза в Петербурге и столько же в Париже, тогда как, по свидетельству Ференца Листа, опера «Вильгельм Телль» Джоакино Россини в свой первый парижский сезон была дана только 16 раз.
Известно, что Михаил Иванович Глинка был слаб здоровьем. Это, однако, не мешало ему путешествовать, к тому же географию композитор знал прекрасно. Он свободно владел шестью иностранными языками, среди которых был и персидский.
Прокофьев придумал особый вид шахмат
Сергей Сергеевич Прокофьев – дирижёр, пианист и один из крупнейших русских композиторов ХХ века. Его считают русским музыкальным вундеркиндом: композировал он с 5 лет, в 9 написал две оперы, а в 13 лет стал студентом Санкт-Петербургской консерватории.
Покинув Родину в 1918 году, в 1936 он вернулся в СССР. Но уже в 1948 Полибюро ЦК ВКП(б) издало постановление, обвиняющее Прокофьева и других музыкантов в «формализме», а их музыка была объявлена «вредной». Первая супруга композитора, испанка по происхождению, была сослана в лагеря, где провела три года. После этого композитор практически безвыездно жил на даче. Там он создал такие яркие произведения как балеты «Золушка», «Ромео и Джульетта», оперы «Повесть о настоящем человеке» и «Война и мир», написал фортепьянные концерты и музыку к кинофильмам «Иван Грозный» и «Александр Невский».
Страстью Прокофьева были шахматы. Он не только любил в них играть, но и обогатил эту игру собственными идеями, предложив так называемые «девятерные» шахматы – доска с полем 24х24, на которой играют сразу девятью комплектами фигур. Известно, что однажды Прокофьев играл шахматную партию с экс-чемпионом мира по шахматам Э.Ласкером и смог свести её к ничьей.
Умер Сергей Прокофьев в один день со Сталиным. Родственникам было весьма проблематично организовать похороны, поскольку вся Москва была блокирована милицейскими постами.
Кембридж удостоил Чайковского звания доктора музыки без защиты диссертации
Пётр Ильич Чайковский – одна из самых ярких фигур мировой классической музыки и композитор, который сумел поднять русское музыкальное искусство до небывалых высот.
Многие считали его западником, но ему удавалось удивительным образом соединять наследие Шумана, Бетховена и Моцарта с русскими традициями. Чайковский творил практически во всех музыкальных жанрах. Он написал 10 опер, 7 симфоний, 3 балета, 4 сюиты и 104 романса.
Родные прочили ему карьеру военного офицера и были категорически против поступления в консерваторию. Известно, что родной дядя будущего великого композитора с горечью заявил: « Петя, какой позор! Променял юриспруденцию на дудку! »
Кембриджский университет без защиты диссертации, заочно, удостоил Петра Ильича Чайковского звания доктора музыки, а Академии Изящных искусств Парижа избрала его своим членом-корреспондентом.
Римский-Корсаков умер из-за своей оперы
Одной из любимых его тем в творчестве были сказочные произведения. Оперы «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок» закрепили за ним прозвище Сказочник.
Опера «Золотой петушок» Римским-Корсаковым была написана 1908 году по одноимённой сказке Пушкина. Цензура узрела в этом произведении язвительную сатиру на самодержавие, и оперу запретили. Это стало причиной инфаркта композитора. Скончался он от повторного приступа в усадьбе Любенск 21 июня 1908 года.
Композитор Бородин основал Русское химическое общество
Александр Порфирьевич Бородин – русский композитор-самородок. Профессиональных учителей-музыкантов у него не было, и всего в музыке он достиг, благодаря самостоятельному овладению техникой композирования. Своё первое музыкальное произведение Бородин написал в 9 лет. Играл на фортепиано, флейте и виолончели.
Самым известным музыкальным произведением Бородина является опера «Князь Игорь», созданная по сюжету «Слова о полку Игореве». Идею написания этой оперы Бородину подсказал В.Стасов. За работу Бородин взялся с огромным энтузиазмом: изучал музыкальные и исторические того времени и даже побывал в окрестностях Путивля. Написание оперы растянулось на 18 лет. В 1887 году Бородин умер, так и не окончив это музыкальное произведение. Известно, что сам Бородин успел оркестровать часть пролога, речитатив, арии Ярославны, Кончака, князя Владимира Галицкого, плач Ярославны, народный хор. Завершили же работу по записям Бородина Римский-Корсаков и Глазунов.
Стоит отметить, что музыка была не единственной страстью Бородина. Он весьма успешно занимался медициной и химией, получив 1858 году степень доктора медицины. Бородин руководил руководил химической лабораторией, был ординарным профессором и академиком Медико-хирургической академии, почётным членом Общества русских врачей и одним из основателей Русского химического общества. У композитора Бородина более 40 работ по химии, а его именем назвали химическую реакция серебряных солей карбоновых кислот с галогенами, которую он исследовал первым ещё в 1861 году.
Руки Сергея Рахманинова оценили в миллион долларов
У Рахманинова была уникальная особенность – самый большой из всех известных пианистов охват клавиш. Он охватывал сразу 12 белых клавиш, а левой рукой брал совершенно свободно аккорд «до ми-бемоль соль до соль». При этом у него в отличие от многих концертирующих пианистов были изумительной красоты руки без вздувшихся вен и без узлов на пальцах.
Как-то Рахманинов заслонился от папарацци, не желая сниматься, а вечером в газете появилось фото композитора: лица видно не было, только руки. Подпись под фото была такой: «Руки, которые стоят миллион!»
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов