какие мышцы работают при пении
Как петь на опоре. Основы, которые должен знать каждый вокалист
Проверь свои вокальные способности на пробном уроке по скайпу >>>
Следующий педагог не сразу, но сумел дать мне ощущение опоры. Но и тогда у меня не было чувства комфорта и легкости. Там меня учили выжимать звук, напрягая все мышцы живота вниз, а иногда от напряжения у меня болело все внутри и я давилась звуком. Нужно ли «тужиться» во время пения? Об этом мы узнаем позже.
Оказалось, все намного проще, когда пришло точное понимание и ощущение, какие мышцы работают и что такое опора. И это было озарение, которое изменило мою жизнь и мое пение к лучшему. Я стала брать те ноты, которые несколько лет назад просто не сумела бы взять, причем, очень легко.
Способы почувствовать опору и понять как петь на опоре
1. В положении стоя отклоните корпус назад и так зависните. Автоматически напрягаются мышцы живота, которые не дадут вам упасть – это и будут нужные мышцы. Теперь распрямите тело, а мышцы оставьте в таком же напряженном положении – это и есть опора.
2. Лягте на пол, положите на живот не слишком тяжелый предмет, но и не невесомый. Попробуйте мышцами живота приподнять предмет вверх, но не надувайте его, поднимайте не воздухом, а именно мышцами. Мышцы, которые будут удерживать предмет – это и есть опора. Физиологически мышцы, которые работают при опоре, называются диафрагма.
3. Возьмите палочку (подойдет лак для волос, бутылка, зонтик – любой вытянутый округлый предмет, но не острый), приложите к животу одним концом, другим упритесь в стену, сделайте вдох и напрягите мышцы живота. Напряженными мышцами надавливайте на вашу «палочку», она будет упираться в стену, а напряженные мышцы будут оказывать палочке сопротивление и не дадут ей вдавиться в живот.
4. Представьте, что вы поднимаете тяжелый предмет (две сумки по бокам или диван) – нужные мышцы напрягутся автоматически.
5. Покашляйте – при кашле естественным образом работают мышцы опоры.
В нашей онлайн-школе “Петь легко” мы рекомендуем заниматься именно с “вокальной палкой” или “бутылкой” – она даст вам постоянное ощущение опоры. Когда вы поете, надавливайте предметом на живот, а мышцы живота напрягайте так, как будто хотите этот предмет вытолкнуть вперед, и пробуйте петь. Таким образом, диафрагма делает не втягивающие движения, а выдавливающие. Ощущение опоры может прийти не сразу, но его не спутать ни с чем: вам должно быть комфортно, будто есть на что опереться, и вы можете оттолкнуться и начать летать 😊
Опора – это не только напряженные мышцы живота, но, скорее, умение удерживать ими воздух. Чем лучше вы удерживаете воздух в легких и экономнее его расходуете при пении, тем лучше работает ваша опора.
Опора – это не только напряженные мышцы живота
Как отличить пение на опоре
Когда исполнитель поет на опоре, его пение громкое, выразительное, есть динамика тише-громче, он свободно переходит на высокие ноты и не вылетает на фальцет (головной писклявый звук). Его звук не зажат в носу или в голове. Он может петь мощно, но при этом без напряжения.
Для чего нужна опора вокалисту
Опора помогает снять напряжение с голосовых связок и расслабить гортань. Другими словами, сохранить здоровые связки и певческий аппарат на всю жизнь. Ведь пение – это большая нагрузка на весь организм, и, чтобы давать концерты, записываться в студии, много говорить, нужно правильно распределять напряжение и воздух в теле. И если вы хотите петь долго и счастливо, лучше сразу начинайте учиться пению у грамотных педагогов! Таким образом, мне понадобились годы, чтобы понять, что такое «воздушная подушка», где ее удерживать и как петь на опоре 😊
Жаль, что тогда у меня не было таких меток, которые мы сейчас используем в нашей школе.
Не повторяйте чужих ошибок – учитесь петь сразу правильно. В нашей школе вы научитесь удерживать опору во время пения уже с первых уроков на практике и под контролем хороших специалистов.
Пение, дыхание и лестничные мышцы
Много людей быстро устают, когда они поют. Что общего между пением и дыханием? Как правильно дышать во время пения? Как сделать пение полезным?
Сложности в пении
Согласно наблюдениям преподавателей пения, многие певцы страдают от того, что напрягаются слишком сильно при пении, стараются скорее музыкально кричать, чем петь. Таким образом, гортань поднимается гораздо выше, чем при обычном разговоре. Эта позиция малоэффективна, потому что заставляет голосовые связки напрягаться и требует от певца дополнительных сил. Если долго «мучить» свои связки подобным образом, может произойти нарушение голосообразования.
Несмотря на то, что физические процессы при пении и речи практически одинаковые, существует различие в распределении дыхания, расширении диапазона различных звуков и громкости. Мы произносим звуки на выдохе, а во время пения мы тянем слога, а значит, увеличиваем продолжительность выдоха.
Сложности в дыхании
Пение может быть хорошим терапевтическим упражнением, помогающим расслабиться, поменять химический состав крови, прочувствовать все свои ощущения, избавиться от болей, стать более восприимчивым к эмоциям, но это может быть нелегко.
Многие часто сами усложняют этот процесс. Дышат грудью, а не диафрагмой; перекрывают горло и начинают хрипеть; сглатывают, зевают, кашляют; складывают губы так, как будто дышат через трубочку. Трудности возникают практически у всех, кто учится петь.
Вы покидаете зону комфорта
Пение заставляет нас покинуть нашу зону комфорта, и мы этому сопротивляемся.
Многие люди настороженно относятся к пению, потому что оно выходит за рамки обычного будничного поведения. Мы ограничиваем свои выразительные возможности до разговора, жестов и электронных писем. Мы не поём.
Огромное количество ограничений, которым нас учат в детстве, со временем переходят в границы нашей зоны комфорта. Если мы не будем за этим следить, то ограничений будет появляться все больше, а зона комфорта превратится в клетку. Стараясь избегать неприемлемого в обществе поведения, мы теряем возможность выражать себя и переживать новые эмоции.
Люди рождаются, дыша глубоко, через диафрагму. На самом деле, все ограничения исходят из того, что мы контролируем и удерживаем своё дыхание. Задолго до того, как мы начинаем стыдиться петь, мы уже воздерживаемся от выразительного и полного бодрости глубокого дыхания. В действительности же, причина красоты пения как раз и заключается в том, что оно требует так много дыхания!
Во-первых, дыхание – это «двигатель» звуков, которые мы можем воспроизводить, во-вторых, глубокие вдохи и выдохи неразрывно связаны с переменчивостью нашего эмоционального состояния. Китайцы, например, отождествляют дыхание с жизнью: дышать, значит жить, а дышать глубоко, значит управлять своей душой и гармонизировать её.
Во время упражнений интенсивное дыхание необходимо для обмена веществ: тело нуждается в поступлении кислорода и выводе углекислого газа. Когда же вы тяжело дышите вне физических нагрузок, а ради удовольствия, то происходят совсем другие вещи: появляется возможность испытать новые чувства и ощущения, в том числе по-новому «осознать» свое тело.
Дыхание приводит нас к состоянию, в котором эмоции превалируют, и держать себя в рамках и ограничениях комфортной зоны становится труднее. Фактически, глубокое дыхание помогает расширить зону комфорта, вытесняя вас из неё. Ничего удивительного, что мы сопротивляемся.
Занятия вокалом – очень интересная демонстрация того, как люди преодолевают барьеры не только на пути к правильному дыханию, но и в жизни. Это помогает разработать новые направления в терапии.
С точки зрения массажиста человек представляет собой сложное переплетение различных ограничений, которые отражаются на мышцах. Расслабляются мышцы, смягчаются ограничения, и наоборот. Этот процесс отражается и на лестничных мышцах.
Странные лестничные мышцы
Группа лестничных мышц располагается на боку шеи, разветвляются от её костей, образуя треугольник и касаясь верха рёберной клетки, проходя за ключицей. Иногда они даже проходят через рёбра и касаются верней части лёгких!
Эти мышцы двигают шею, а также отвечают за дыхание. Кроме того, напряжение в лестничных мышцах может вызывать болезненные ощущения в голове, шее, плечах, спине, руках, груди и даже в ладонях и пальцах.
Лестничные мышцы тесно связаны с дыханием и механически, и эмоционально. Механически эти мышцы приходят на замену диафрагме, когда она не задействована. Обычно это происходит в случае «неожиданных» дыхательных актов, вроде чихания, они не должны быть задействованы в процессе дыхания постоянно, потому что они просто не приспособлены для этого. В результате они изнашиваются, становятся чувствительными и негибкими, что приводит к тому, что мы не можем полностью использовать нашу шею и горло, т.е. хорошо петь и даже правильно дышать.
К эмоциональной характеристике лестничных мышц относится их необычная восприимчивость к нашему эмоциональному состоянию и настолько же необычная возможность генерировать это состояние и даже управлять им. Наряду с другой мускулатурой горла лестничные мышцы определяют эластичность соединения головы с телом, а также жизнеспособность вашего голоса.
Изменить мышцы, изменить жизнь
Лестничные мышцы занимают привилегированное положение в нашем теле. Их значимость заключается еще и в том, что они в равной степени могут служить помощниками, как в переменах, так и в сохранении статуса кво. Мы используем их, чтобы установить и поддерживать нашу зону комфорта. Когда мы пытаемся выбраться из нее, они тянут нас обратно. С другой стороны, они занимают важное место, когда мы стараемся сломать преграды, ограничения, поменять привычки. Работайте с лестничными мышцами, и вы добьетесь перемен в голосе, дыхании и жизни.
Какие мышцы работают при пении
Меня, как профессионала в области вокала, часто спрашивали: «Что является залогом захватывающего исполнения?» Мы знаем, что певец должен иметь эмоциональную связь с текстом и иметь способность передавать значение между строк для публики. Многие певцы сегодня посещают актерские курсы, чтобы доводить до блеска свои способности отражения содержания текста реалистично и правдоподобно. Конечно, я доверяю такой вид тренинга преподавателю актерского мастерства. А после того, как я увидел хорошие результаты у некоторых моих учеников, я стал даже рекомендовать такие курсы для их профессионального развития.
Их «драматический рефлекс» никак не соединяется с нижней частью спины. Если певец чувствует свою поясницу, во время пения наиболее напряженных моментов, мышцы будут «выпрыгивать» на согласных или акцентированных нотах во фразе. Мы также должны помнить, что при пении «чистым легато» мышцы нижних отделов спины будут оказывать сопротивление давлению очень мягко, но устойчиво без таких «прыжков». Голосовые связки, конечно же, могут принимать на себя большое давление, но только пока не наступит усталость. Вокальная долговечность зависит от здорового, выверенного пения. Опора на дыхание в этом случае необходимость для развития подобных навыков. Певцу нужно научиться слушать свое тело, как во время драматичных моментов, так и во время простого легато. Драма не должна разрушать технику. Вместе они могут работать на создание профессионального исполнения.
Как устроен голос? Физиология певца и голосовые связки.
А вы знаете, как устроен голос? Почему мы поем, и как получается звук? Знать физиологию голоса необходимо, чтобы управлять голосом и петь красиво. Педагоги по вокалу советуют чувствовать голос в животе, на диафрагме, на кончике носа… Где угодно, но только не в горле, где расположены голосовые связки.
А ведь голос рождается на связках. Это главное знание про устройство голосового аппарата. От того, как работают голосовые связки, зависит, как вы будете петь — громко и звонко или тихим зажатым вокалом. Эта статья поможет вам лучше понять свой голос и сделать первый шаг к тому, чтобы научиться петь правильно.
О физиологии голоса и колебании голосовых связок
Получается, что мы не поем, а просто сотрясаем воздух вокруг
Звук постоянно движется, как и любая волна. У него есть направление. Поэтому методики вокала советуют посылать голос вперед, даже когда вы поете тихо. Иначе звуковая волна быстро угаснет, затихнет. В голосе не будет силы.
Если вы занимаетесь вокалом, но до сих пор не знаете, как выглядят и где находятся голосовые связки, видео ниже обязательно к просмотру:
Как видно на видео, связки легко тянутся и меняют форму в процессе пения. Становятся тоньше и длиннее на высоких звуках. Смыкаются краями. Внизу — они короткие и толстые, смыкаются более плотно. На этих механизмах связок построено большинство техник пения и вокальных приемов.
Устройство голосового аппарата
Процесс пения — это когда мы превращаем воздух в звук. Он задействует все части голосового аппарата: диафрагму, связки, гортань, глотку, рот, язык и нёбо. Посмотрите, какие этапы проходит поток воздуха, чтобы стать звуковой волной:
- Мы делаем вдох, легкие увеличиваются в объеме. На выдохе ребра плавно сужаются и диафрагма выводит воздух из легких Воздух поднимается из легких к горлу, где прикреплены голосовые связки. От потока воздуха голосовые связки начинают колебаться: смыкаться и размыкаться сотни раз за секунду и создают вибрации в горле.
вокальные ошибки при работе голосовых связок
Устройство голосового аппарата складывается из всех вышеописанных этапов. Если возникнут проблемы хотя бы на одном из них, вы не получите свободный и красивый голос. У новичков ошибки возникают на первом этапе — вокального дыхания. Вот как дышать при пении не правильно:
слишком много выдоха = несмыкание связок
Слишком мало выдоха = голосовой зажим
И наоборот, если вы слишком задерживаете выдох при пении, диафрагма находится в постоянном гипертонусе. Происходит зажим ложных связок, что случается всегда, если вы не выпускаете воздух. Без потока дыхания связки пытаются разомкнуться с силой самостоятельно. Они прижимаются друг к другу, из-за чего стирается слизистая и образуются мозоли, узелки на связках.
Есть такое понятие как «белтинг» или вокальный крик, и делается он с минимальным выдохом. Связки смыкаются очень плотно для громкого звука. Но петь таким приемом правильно можно, лишь соблюдая вокальную «технику безопасности» — не выдавливать звук, а смыкать связки на твердой атаке аккуратно. Не «запирать» воздух внутри, а выпускать его едва ощутимым потоком, создавая подсвязочное давление.
За движение связок отвечает около 15 мышц гортани — в ее устройстве есть хрящи, которые управляют вокальными мускулами, а те, в свою очередь, обеспечивают правильное смыкание связок. Мы не можем контролировать связки непосредственно — смыкать их, когда пожелаем. Мы их даже не ощущаем! Вокальные мускулы состоят из гладкой мускулатуры, из которой также состоят мышцы сердца и желудка — такой тип мускулов не подчиняется нервной системе напрямую, то есть мы не можем сжать сердце или желудок силой мысли! Эти механизмы «вшиты» в физиологию и работают самостоятельно.
То же происходит с голосовыми связками. Рычаги управления для них — это выдох и мышцы гортани. Выдох должен быть ровным. Голосовые связки смыкаются от давления воздуха. И натягиваются от движений гортани. Поэтому тембр голоса меняется от того, какое положение гортань принимает при пении. Например, голос станет выше, если вы поднимите гортань. Понимание, как устроен голосовой аппарат дает вам безграничные возможности: петь то мощным звуком, то звонким, то нежно и трепетно, то с берущим зрителей за душу, то криком! И все всего лишь от разного смыкания связок.
А вы знали. Кое-что из физиологии голоса
Какой длины и толщины голосовые связки у вас?
Чтобы узнать, какой у вас голос и строение связок, отправляйтесь к фониатору. Если вы решили учиться петь с педагогом, сходите на прием к врачу до уроков вокала. Убедитесь, что у вас нет проблем с голосом, нет узелков на связках и на занятиях вам будет комфортно.
Фониатр попросит вас спеть и покажет с помощью медициской техники, как смыкаются голосовые связки именно у вас в процессе пения. Расскажет, какой длины и толщины голосовые связки, какое подсвязочное давление, какая длина гортани и даже какой стиль музыки лучше подойдет голосу с такой физиологией, как у вас! Все это полезно знать, чтобы лучше использовать свой голосовой аппарат. Профессиональные певцы ходят один-два раза в год к фониатору для профилактики — убедиться, что с их связками все хорошо.
Голосовые связки работают, даже когда мы молчим!
Нам привычно использовать голосовые связки в жизни, мы не замечаем их колебаний. А работают они даже, когда мы молчим. Голосовой аппарат имитирует все звуки вокруг нас. Например, проезжающий мимо дребезжащий трамвай или басы из колонок на рок-концерте.
Поэтому прослушивание качественной музыки положительно влияет на голосовые связки и повышает ваш вокальный уровень. А беззвучные упражнения для вокалистов (есть и такие), особенно на дыхание, тренируют голос.
Педагоги по вокалу не любят объяснять физиологию голоса ученикам, а очень зря! Боятся, что ученик, услышав, как голосовые связки правильно смыкать, примется петь “на связках”, спровоцирует зажим.
Читайте в следующей статье, как работают связки при пении высоких нот и как это влияет на технику вокала.
Пение на опоре и управление дыханием
В этой статье вы найдёте объяснение тому, что такое опора и как она помогает вокалисту при пении. Упражнения улучшат ваши вокальные данные и расширят диапазон голоса, поэтому при регулярном их выполнении вы сможете брать высокие ноты без усилий. Нужно только прочитать статью!
На первом индивидуальном занятии по вокалу вы наверняка услышите от своего педагога слово «опора». И не факт, что вам смогут доступно объяснить, что это такое и как петь на опоре.
Опора – это удерживающий диафрагму верхний пресс. Для того, чтобы понять, где в теле она находится, надо приложить два пальца над пупком. При таком пении не нужно зажиматься и выдавливать из себя звук, у вас и так получится взять те ноты, на которые у вас прежде не хватило бы сил. Но, чтобы начать петь правильно и заняться постановкой красивого голоса, необходимо сначала понять, как почувствовать опору.
Преимущества пения на опоре
Учителя вокала настойчиво рекомендуют петь на опоре. И это неспроста. У такого пения есть множество преимуществ:
Физиология процесса
Выдох при пении управляется опорой дыхания с помощью диафрагмы и брюшных мышц. На этот процесс влияет слаженность работы брюшного пресса, включающего в себя диафрагму, мышцы ребер и живота, а также переднюю брюшную стенку.
Из-за того, что диафрагма прикреплена к верхнему отделу поясницы, при вдохе задействуются и спинные мышцы. Когда воздух втягивается, диафрагма опускается, а когда выпускается, она поднимается.
Пение на опоре снимает напряжение со связок и расслабляет гортань. Это способствует долгому сохранению голоса и уменьшает нагрузку на организм. И для пения не требуется большой поток воздуха, только давление, создаваемое в животе, а не в связках. Оно появляется за счет сопротивления диафрагмы напряжению пресса. Для его возникновения не надо сильно вдыхать, достаточно создать мощное сопротивление выдоху с помощью дыхательных мышц.
Как почувствовать опору
Есть несколько упражнений, которые помогут получить ощущение опоры:
ВАЖНО: нужно напрягать лишь верхние мышцы пресса, а не все мышцы живота, иначе можно подавиться звуком или может появиться сильная боль после либо во время занятия.
Для того, чтобы лучше почувствовать опору звука, учителя пения рекомендуют проводить занятия с вокальной палкой. Надо надавливать палкой на живот при пении. Напрягайте мышцы так сильно, словно собираетесь оттолкнуть упирающийся в тело предмет.
Почувствовать опору вы можете не с первого раза, но это ощущение вы узнаете в тот же миг. Петь станет комфортнее и легче, словно бы у вас появилось что-то, на что можно опереться — это и есть правильное дыхание при пении.
Обратите внимание, что опора – еще и способность держать воздух напряженными мышцами. Поэтому очень важно научиться экономно использовать воздух и уметь задерживать его в лёгких.
Упражнения для развития опоры и атака звука
Если вы уже знаете, как почувствовать опору, вам надо приступить к развитию данного навыка.
Для того, чтобы научиться петь на опоре, есть несколько упражнений:
Советы по пению с опорой:
Ошибки при задержке дыхания
Есть несколько ошибок, которые начинающие вокалисты совершают: