какие мысли передают нам поэты рассказывая о родине и о родной природе 5 класс
Какие мысли передают нам поэты, рассказывая о Родине и родной природе?
Литература 5 класс 1. Какие мысли передают нам поэты, рассказывая о Родине и родной природе, вспоминая минуты особого состояния души?
Практически у любого поэта можно найти проникновенные строки о своей родине, о родной земле, о родной природе. Все эти стихотворения передают прежде всего огромную любовь к своей Родине. авторы восторгаются ее красотами, вспоминают минуты своего счастливого детства, описывают картины природы, которые произвели на них наибольшее впечатление.
Это могут быть стихи о любом времени года, о любом месте, например о поле или дороге, о речке, о стареньком домике с голубыми ставеньками, о катании с горки.
Во всех этих стихотворениях мы встречаем восторженное описание родины, и у каждого поэта это описание сове, чем-то отличающееся от описания других.
Видимо такова была судьба главного героя, потерять галошу и никакие достижения цивилизации не смогли изменить этого предначертания.
Гордая бразильская пальма росла в теплой оранжерее, но ей хотелось обрести свободу. Она воспринимала тепличные условия в которых ее содержали как оковы, а саму оранжерею как темницу, хотя в той было и светло и тепло, и воды хватало.
Она с презрением слушала перебранку других растений о том, что кому-то не дали вдоволь воды, а кому-то и так хорошо, и призывала другие растения объединиться, чтобы вместе добыть свободу.
Пальма не знала, что ее ждет за стеклом, она пробила-таки крышу и оказалась под холодным осеннем дождем. Она замерзала и погибала, и ее срубили.
Это сказка о прекрасной мечте, исполнение которой обернулась трагедией.
Мораль сказки «Attalea princeps» в том, что не следует стремится к неизвестности. Она может оказаться куда страшней даже очень неприятной реальности. Иногда мечты наши сбываются совсем не так, как мы того хотели.
Согласно очередности вопросов учебника, нашелся вот такой симпатичный вариант примерных ответов из интернета, который мы дополним недостающими темами, например иллюстрациями и пересказом от 3-го лица с тем, чтобы иметь полную версию ГДЗ. И начнем, естественно, с вопроса о петушином пении.
Но все же, если данное произведение ориентировано на учащегося 5 класса, тогда очевидными рисунками или иллюстрациями все равно станут петушки всех мастей, или, как вариант, утро и солнышко, которому радуется человек, проснувшийся от его веселых лучиков. Поэтому подборка из предполагаемых картинок выглядит следующим образом.
Источник найденного образца ГДЗ.
И небольшой пересказ произведения Куприна «Золотой петух» от 3-го лица (напоминалка: он, она, они).
Конспект урока по литературе в 5 классе на тему»Русские поэты XIX века о Родине и родной природе»
Конспект урока литературы в 5 классе.
Тема: Русские поэты XIX века о Родине и родной природе.
Тема: Русские поэты XIX века о Родине, о родной природе и о себе.
познакомить учащихся с русскими поэтами XIX века;
раскрыть основные темы лирики русских поэтов XIX века;
учить восприятию и истолкованию лирического произведения.
помочь учащимся «войти» в художественный мир поэтов;
учить мыслить диалектически;
учить вчитываться в художественный текст, пытаясь уловить оттенки авторской интонации;
обучение выразительному чтению.
развивать умения обосновывать свою точку зрения,
формировать исследовательские навыки;
развивать умения публичного выступления;
развивать образное мышление, наблюдательность.
воспитывать у учащихся чувство взаимоуважения и взаимопомощи;
воспитывать любовь к природе, учить чувствовать и понимать красоту родного края;
формировать умение работать в коллективе;
воспитывать у учащихся терпимость к чужому мнению.
предупреждать переутомление путем смены деятельности.
Оборудование: учебник литературы для 5 кл. I часть, презентация по теме, дидактический материал, мультимедийный проектор.
Фёдор Иванович Тютчев . «Зима недаром злится. », «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь. », «Есть в осени первоначальной…».
Алексей Николаевич Плещеев . «Весна».
Иван Саввич Никитин . «Утро», «Зимняя ночь в деревне».
Аполлон Николаевич Майков «Ласточки».
Кто с лаской тихою помыслил о березке, за здравье Родины затеплил тот свечу.
Запись темы урока в тетрадь.
Учитель называет слово, а ученики молча записывают поэтические ассоциации, возникающие у них. Ученики читают свои записи вслух .
— Когда мы думаем о поэзии и говорим слово природа, что мы первым делом вспоминаем?
— Что мы представляем, когда говорим весна, лето, осень, зима?
Прочитать статью учебника из раздела «Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе» (с. 271—272) и статьи учебника «Духовное родство со своей землёй» (с. 283).
— Найдите предложения, которые связаны с нашей работой по выявлению ассоциаций.
Запишем эти предложения в тетрадь.
«В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большее, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали».
«Природа изображалась не просто фоном, на котором проходит жизнь и деятельность человека, но частью его души. »
Образ весны. Ф. И. Тютчев. «Зима недаром злится. », «Весенние воды». Ученики читают стихотворения о весне.
-Какие чувства вызвали у вас эти стихотворения?
-Какие впечатления оставили?
(Стихотворения Федора Ивановича Тютчева оставляют доброе, радостное впечатление. «Зима недаром злится. » похоже на игру, оно более бодрое. «Весенние воды» более задумчивое, нежное.
Отрывок из стихотворения Алексея Николаевича Плещеева «Весна» вызывает чувство радостного ожидания, предчувствия счастья).
-Какой образ весны складывается у нас под впечатлением этих стихотворений?
(Весна — это образ праздничный, молодой, нежный и радостный).
Рассмотрим репродукции картин, данные в учебнике (с. 275, 278) :
— Каким стихотворениям более соответствуют эти картины?
1. Картине И. Левитана «Весна — большая вода» созвучны строки стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенние воды»:
А воды уж весной шумят —
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят.
2.Стихотворение Ф. И. Тютчева подходит к картине И. Левитана «Март»:Весне и горя мало:
И лишь румяней стала
Сейчас перед нами тексты.
-Прочитать стихотворение «Утро» и проследить, как меняется ритм и интонация по мере углубления в содержание.
-Можно обратить их внимание на размер с помощью ритмического проговаривания (в ритме вальса):
Звез-ды мерк-нут и гас-нут.
Раз-два-ТРИ, раз-два-ТРИ, раз-два-ТРИ, раз-два-ТРИ.
Метафора : «В огне облака», — т. е. алый свет зари сравнивается с огнем, в котором облака выглядят алыми, словно горят.
-Что хочет нам передать поэт: описание утра, свои впечатления от летнего утра, впечатления людей, действия людей?
первые восемь строк — описательные,
вторая часть стихотворения —повествовательная (в ней почти нет эпитетов, есть рассказ о событиях летнего утра).
Вторая часть выделена графически — отступом (с опозданием на строку).
— Какие ощущения возникают у нас, когда мы слышим стихотворение Никитина?
-Что мы чувствуем? (в стихотворении И. С. Никитина «Утро» мы спокойно любуемся красотой тихого утра, а затем вместе с автором и героями стихотворения (рыбаками, пахарем) приветствуем солнце).
— Удалось ли передать это настроение чтецу?
— На что похоже это произведение? (Дети почувствуют близость стихотворения к народной песне. Но есть особенности, которые отличают текст от фольклора, например не постоянные, а авторские эпитеты).
— Найдите и выпишите эпитеты из первых восьми строк стихотворения.
Белый пар (т. е. туман; эпитет является частью метафоры),
по зеркальной воде, алый свет, чуткий камыш,
тропинка росистая, роса серебристая.
В стихотворении встречаются повторы слов, характерные
для фольклора: морщит-рябит, горит-разгорается.
Обратим внимание на простонародную форму
возвратных глаголов: скрылися, пробудилися.
— Соответствует ли стихотворению Никитина картина В. Поленова «Заросший пруд» (с. 293)?
-Расскажите о картине строками стихотворения. (О картине «Заросший пруд» В. Поленова можно сказать так: Дремлет чуткий камыш. Тишь-безлюдье вокруг.Чуть приметна тропинка росистая).
(Описать картину «Заросший пруд», но учитель должен помнить о недостаточном качестве репродукции, которое не дает полного впечатления от пейзажа (так, например, в тени, на скамье, сидит молодая женщина, которая на репродукции только угадывается).
Ф. И. Тютчев. «Как весел грохот летних бурь. »
Прочитать и стихотворение Ф. И. Тютчева «Как весел грохот летних бурь. », контрастное по настроению и ритму стихотворению И. С. Никитина «Утро».
(Строки, богатые аллитерацией,
насыщенные выразительными глаголами
и эпитетами, завораживают своей стремительностью.)
— В начальной школе вы уже учили одно стихотворение Ф. И. Тютчева, которое по ритму и настроению очень похоже на только что прочитанное. Что это за стихотворение?
— В нем тоже говорится о грозе, но только не летней, а весенней. (Важно, чтобы дети ощутили родство интонации и ритма в строках «Люблю грозу в начале мая. » и «Как весел грохот летних бурь. »).
— В одной строфе у Тютчева восемь строк. Какой тип рифмовки в этих восьмистишиях? (Дети обнаружат редко встречающуюся кольцевую (опоясывающую) рифмовку).
— Вам надо постараться в уме, мысленно представить себе, нарисовать картины, которые описывает поэт. Будто вы прямо сейчас видите перед глазами то, о чем он говорит.
«Как весел грохот летних бурь. »: летняя буря — это не просто гроза,
но обязательно сильный ветер, иногда даже смерч,
перемена температуры воздуха, ливень.
— Видели ли вы в жизни такое явление природы, которое можно было бы назвать летней бурей? Почему грохот летних бурь для Тютчева весел?
У Тютчева этот глагол употребляется в первозданном значении: сделать мутным, темным.
— Описывает ли Тютчев сам ливень? (Перед нами только буря — преддверие грозы, когда налетает ветер, доносятся раскаты грома, но первые капли дождя еще не упали).
Образ осени. Ф. И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной. ». А. Н. Майков.«Ласточки»
-Какое осеннее переживание вы хотели бы сохранить в своей душе навсегда?
— Сейчас мы послушаем (прочитаем), какие картины осени больше всего запомнились двум выдающимся поэтам XIX в. — Федору Ивановичу Тютчеву и Аполлону Николаевичу Майкову.
— Чему посвящено это стихотворение? Какие чувства вызвало оно у вас?
— Какое настроение хотел передать автор? Удалось ли передать это настроение чтецу?
Образ зимы. И. С. Никитин. «Зимняя ночь в деревне». И. З. Суриков. «Зима»
Чтение и обсуждение стихотворения.
-Как вы представляете образ зимы?
Можно обратиться к картине Л. Каменева «Зимняя дорога».
Зимний пасмурный день. На санях по заболоченной местности, покрытой чахлым кустарником, по деревянному мосту через небольшую речку едет крестьянская семья: мы видим фигуры мужчины и женщины, закутанной в платок. Впереди по снежной целине бежит собака —может быть, она хочет спугнуть ворон, которые сидят на заснеженной болотине, может быть, почуяла знакомый запах и мчится напрямик к дому.
Слева от саней торчит вешка — палка с привязанными наверху ветками. Такие вешки в старину ставили вдоль дорог зимой, чтобы даже в буран можно было найти правильный путь.
Справа синеет еловый лес, на фоне елей белеют треугольниками крыши жилья и дворовых построек. Судя по количеству крыш, перед нами не деревня, а хутор (выселки), на котором живет только одна семья.
Колорит картины холодный, мрачный: все словно бы говорит нам о долгой зиме в скудном крестьянском доме, где горит лучина и трудно заснуть под завывания вьюги. О грусти и зимней тоске человека напоминают нам торчащая вешка и одинокий след саней на дороге.
Оживляют пейзаж только кумушки-вороны да бегущая собака.
— Подберите строки, которые соответствуют картине Л. Каменева «Зимняя дорога» (с. 278). (К «Зимней дороге» можно подобрать строки из стихотворения И. С. Никитина «Зимняя ночь в деревне»:
Вспоминаются строки И. З. Сурикова из стихотворения «Зима»:
Стихосложение – это особая организация речи, в основе которой лежит звуковая и ритмическая структура. В русском языке значительнее паузы между словами, поэтому четче определяется роль ударных слогов и порядок их расположения. Именно от этого зависит деление ритма стихотворения на размеры. Всего существует пять основных размеров стиха. Они делятся на двусложные и трехсложные. Двусложные размер состоят из двух слогов. К ним относятся ямб и хорей. К трехсложным, состоящим из трех слогов, относятся анапест, дактиль и амфибрахий.
Запись определений в тетрадь.
Ямб – двусложный размер стиха, в котором первый слог безударный, второй ударный.
Ямбом любил писать А.С.Пушкин. Четырехстопный ямб – наиболее распространенный стихотворный размер. Шестистопный ямб чаще встречался в произведениях восемнадцатого века.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись…
Хорей – двусложный размер стиха, в котором на первом месте стоит ударный слог, на втором безударный. Вот пример стихотворения, написанного четырехстопным хореем:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Подведем итоги нашего урока.
1.С произведениями каких поэтов мы познакомились?
2. Какова главная тема поэзии русских поэтов XIX века?
IX. Домашнее задание
Написать мини – сочинение на тему: «Времена года».
Конспект урока по литературе в 5 классе на тему: «Русские поэты ХIХ века о родине, родной природе и о себе»
Конспект урока по литературе в 5 классе на тему:
«Русские поэты ХIХ века о родине, родной природе и о себе»
Цель: познакомить учащихся с русскими поэтами XIX века, раскрыть основные темы лирики русских поэтов XIX века; учить восприятию и истолкованию лирического произведения.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать основные нормы русского литературного языка; уметь создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, имеет способность к самооценке своих действий, поступков.
Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, фонохрестоматия к учебнику.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
2.Мотиваци к учебной деятельности.
Чтение стихотворения под фоновую музыку
Все в тающей дымке –
Здесь краски не ярки
Здесь медленны реки,
Здесь мало увидеть,
Здесь надо всмотреться.
Чтоб ясной любовью
Здесь мало услышать
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Чтоб вдруг отразили
Всю прелесть застенчивой
3. Актуализация и пробное учебное действие.
-О чём стихотворение?
-Какие поэты посвящали свои работы описанию русской природы?
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
-Что мы должны узнать?
5.Изучение новой темы.
19 век – золотой век русской литературы. Именно тогда творили А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет и др. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэтического слова. Родная природа всегда вдохновляла поэтов. Неяркий русский пейзаж преображается под их пером и, являясь, всякий раз по-новому, волнует и удивляет нас. Но только ли о природе говорят эти стихи, может быть через описание пейзажа, леса, луга поэт передает настроение, чувства, мысли человека?
-Природа вдохновляла не только поэтов, но и композиторов. Я предлагаю вам прослушать пьесу А. Вивальди «Времена года» (прослушивание произведения)
-Сможете ли вы услышать в музыке то, о чем писали поэты?
— Что вы услышали в музыке?
( Шум ветра, дождь, солнце. Каждому времени года присуще свое настроение и свои звуки).
-Как музыка влияет на состояние человека?
-Как музыка связана с поэзией?
Прочитаем статью учебника из раздела «Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе» (с. 271—272) и статьи учебника «Духовное родство со своей землёй» (с. 283).
Чтение и анализ стихотворений. (Включение аудиозаписи стихотворения: фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»)
1.Стихотворение Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»(слайд 1)
-Тема и идея стихотворения?
-В этом стихотворении Зима и Весна изображены как герои – персонажи, действующие сообразно их характерам.
-Какая здесь Зима? Какая – Весна?
-Какими словами поэт выражает свое отношение к Зиме и к Весне?
-Я вас просила нарисовать образы Зимы и Весны, какими вы их себе представляете. Расскажите, какими вы видите на своих рисунках Зиму и Весну? Соответствуют ли эти образы тем, которые представлены в стихотворении Ф.И.Тютчева?
-Прочитайте стихотворение наизусть, постарайтесь передать свое личное отношение к хохотунье Весне, к ворчливой Зиме.
-Определите размер стихотворения.
-Какие средства выразительности использовал автор? Найдите.
2.Стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенние воды»(слайд 2)
-Вы прослушали стихотворение Ф.И.Тютчева о весне. Оно наполнено бурными, радостными звуками весеннего многоголосия.
-Как вы думаете, почему в стихотворении так много глаголов: шумят, бегут, будят, блещут, гласят?
(Автор передает радостное настроение от весеннего пробуждения природы.)
-Какими звуками передает автор состояние природы?
-Определим размер и рифму.
-Какая тема стихотворения?
3.Стихотворение Н.А.Плещеева «Весенние воды»(слайд 3)
-Весне посвящено и следующее стихотворение. Его автор Алексей Николаевич Плещеев.
— Какие чувства волнуют поэта?
(Волнуют чувства радости и какой-то смутной тревоги)
4.Стихотворение И.С.Никитина «Утро»(слайд 4)
-Вы прослушали стихотворение и заметили, что интонация чтеца – актера, тембр его голоса, громкость звучания часто меняются.
-Какую часть стихотворения актер произносит тихим проникновенным голосом, близким к шепоту? Прочитайте эти строки.
-В какой части стихотворения слышна громкая полнозвучная интонация русской песни? Прочитайте эту часть стихотворения.
5.Стихотворение Ф.И.Тютчева «Как весел грохот летних бурь…»(слайд 5)
-Какому времени года посвящено это стихотворение?
-Какое явление природы описывает автор?
-Какие чувства вы испытали при чтении стихотворения?
6.Стихотворение Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»(слайд 6)
-Вы прослушали стихотворение. Обратили внимание на музыкальное сопровождение при чтении этого стихотворения?
-Какие оттенки настроения передает и добавляет музыка?
(Мелодия стиха плавная, настроение светлое, ясное.)
7.Стихотворение А.Н.Майкова «Ласточки»(слайд 7)
-В стихотворении имеется три части:
первая – грусть от увядания природы и наступления осени;
вторая – воспоминание о лете, о счастливой хлопотливой семье ласточек;
третья – сожаление поэта о том, что он не может улететь от осени, как птица.
чтение стихотворения учителем
6.Первичное применение приобретенных знаний в новых условиях с целью формирования умений
Пейзажная лирика передает настроения, чувства человека, созвучна его душе. Мир души человека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии. С жизнью и творчеством этих и других поэтов 19 века мы более подробно будем знакомиться в старших классах. Главное сейчас, читайте стихотворения, которые вам нравятся, которые хочется перечитывать, которыми хочется наслаждаться!
-Мы завершили чтение стихов. Можно ли сказать, что мы на уроке знакомились с лирическими произведениями? Почему?
(Каждое из прочитанных произведений передает чувства, переживания поэта, и мы, читатели, тоже это чувствуем.)
-Так, что же такое ЛИРИКА? (слайд 8)
(Лирика – способ отражения переживаний человека, его чувств, мыслей)
-Расскажите о своём настроении.
-Что было сложным для вас?
8.Домашнее задание : выразительное чтение наизусть по выбору
Конспект урока по литературе для 5 класса на тему: Н. Рубцов «Родная деревня».
Введение
Конспект урока будет удобен на уроке литературы для 5 класса, так как здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, вступление, слово учителя, биография Рубцова, актуализация опорных знаний, физкультминутка, анализ произведения, работа с таблицей, закрепление, итог, домашнее задание.
Конспект урока по литературе для 5 класса на тему: Н. Рубцов «Родная деревня».
— введение понятия «инверсия»;
— развитие речи учащихся;
— развитие умений работы с лирическим произведением;
— развитие творческих способностей детей;
— привитие любви к родному краю;
— воспитание нравственных качеств личности.
1. Орг. момент. Психологический настрой.
А ручки и тетрадки?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.
Чтобы литературные тайны познавать,
Нужно всё серьёзно изучать.
— проверка готовности класса к уроку:
Я рада новой встрече с вами,
Приятно ваше общество, друзья!
Ответы ваши вы готовьте сами,
Их с интересом буду слушать я.
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок
Активно включайся в работу, дружок!
Вот книжки на столе,
Сегодня в классе у ребят
А почему он важный –
Добрый день, мои друзья,
Встрече с вами рада я.
Сели ровно, все достали,
Вспоминаем все, что знали,
Оставляем все заботы
И включаемся в работу.
Прозвенел уже звонок,
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Хорошо проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку … («пять»)
Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться.
Я очень рада
Войти в наш светлый дружный класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый в классе гений.
Но без труда талант не впрок:
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок!
Я хочу поделиться с вами улыбкой. У вас такие солнечные, лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь гостям!
Прочувствуйте теплоту, свет, радость, подаренные друг другу, пронесите это настроение через весь урок.
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться,
Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..
2. Актуализация знаний
Учитель: Сегодня мы продолжим с вами разговор о Родине, родной природе; рассмотрим, какие мысли передают нам поэты, рассказывая о родной природе, месте, где родился и вырос. Эти вопросы должны волновать каждого из нас, потому что Родина – это святое, как мама. И куда бы нас не занесла судьба, мысль о родном «гнезде» всегда будет вспоминаться с любовью. Вот в этом мы должны с вами сегодня убедиться. Сейчас я зачитаю вам отрывки из сочинений уч-ся нашей школы, что для них значит Родина. А теперь посмотрите, узнаете ли вы эти уголки нашей местности.
Беседа с уч-ся по домашнему заданию.
Учитель: Ребята, а какие чувства вы испытываете, когда речь идет о Родине.
— Какие мысли передают поэты, рассказывая о Родине и родной природе, вспоминая минуты особого состояния души?
— Какие строки понравились, запомнились?
Появился на свет Николай Михайлович Рубцов в 1936 году 3 января в селе Емецк (Архангельская область). Семья переехала в Вологду в 1940 году, там Рубцовых и застала Великая Отечественная война. Николай рано стал сиротой – его отец, Михаил Андреянович, начальник ОРСа леспромхоза, ушёл на фронт и, как дети считали, погиб уже в 1941 году (на самом-то деле Рубцов просто бросил свою семью и жил после войны отдельно в Вологде, где и умер только в 1962 году). В 1942 году умерла мать, Александра Михайловна, и Николай был отправлен под Вологду в детский дом, а в 1943 году был переведён в Никольский детдом, который находился в Тотемском районе Вологодской области. Здесь Николай закончил семь классов школы.
Николай Рубцов проходил армейскую службу с 1955 по 1959 год на Северном флоте (в звании сначала матроса, а позже старшего матроса). После демобилизации он устроился жить в Ленинграде. В 1962 году поступил в Москве учиться в Литературном институте имени М. Горького.В конце жизни вернулся на родину в Вологду.
«Малая родина» в Вологодской области дала Рубцову самую главную тему его будущего поэтического творчества – старинную русскую самобытность, которая стала центром жизни для него, священной землёй. Сегодня мы познакомимся со стихотворением Н. Рубцова «Родная деревня».
Мы на цыпочки привстали,
Ручки кверху мы подняли,
Мы вздохнули, потянулись
И друг другу улыбнулись.
Выдохнули, руки вниз,
Повторим теперь на «бис»!
— А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
Раз — мы встали Раз — мы встали, распрямились. Два — согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять — руками помахать. Шесть — на место сесть опять
Рисуй глазами треугольник
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально,
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Часики Не поворачивая головы, вращать глазами в разные стороны, по кругу.
Нарисуйте глазами облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.
Проведем, друзья, сейчас
Упражнение для глаз.
Вправо, влево посмотрели,
Глазки все повеселели.
Снизу вверх и сверху вниз.
Ты, хрусталик, не сердись,
Посмотри на потолок,
Чтобы мышцы крепче стали,
Смотрим мы по диагоналям.
Мы не будем циркуль брать,
Будем взглядом круг писать.
А теперь слова напишем.
Чьи же буквы будут выше?
За окном у нас видна.
За окно ты посмотри.
Что ты видишь там вдали?
А теперь на кончик носа.
Лучше будет видеть глаз.
Глазки нас благодарят,
Поморгать нам всем велят.
Плавно глазками моргаем,
Потом глазки закрываем.
Чтобы больше было силы,
К ним ладошки приложили.
Работа над комплексным анализом стихотворением Н. Рубцова «Родная деревня».
«Особенно люблю темы Родины и скитаний, жизни и смерти, любви и удали. Думаю, что стихи сильны и долговечны тогда, когда они идут через личное, через частное, но при этом нужна масштабность и жизненная характерность настроений, переживаний, размышлений».
1) Выразительное чтение стихотворения Н. Рубцова «Родная деревня».
2) План анализа стихотворения:
Вологодский поэт, жил с 1936 по 1971 г., трагически погиб. Человек и природа – основные темы стихотворения.
2. Основная тема стихотворения.
Отношение к тому месту, где ты родился и вырос.
3. Мысли и чувства автора.
Любовь к деревне; несогласие с поспешным желанием покинуть ее, поменять на город; уверенность в том, что такое чувство любви есть у каждого человека.
4. Главная мысль (идея).
Выражена в последней строфе: сравнение с благополучием столицы и заграницы вернет человека к родным местам.
5. Художественные средства, использованные автором.
Инверсия, прямая речь, эпитет (пылкий мальчик, нейтральная и разговорная лексика – язык стихотворения прост и ясен.
3) работа над выразительным чтением стихотворения «Родная деревня».
4) прослушивание выразительного чтения над стихотворением одного из уч-ся.
— Что вы узнали на уроке?
— Ребята, чему же учат произведения поэтов, художников, композиторов?
— Что хочет каждый из них донести до читателя?
Домашнее задание. С. 158 (стихотворение наизусть), анализ с использованием опорной лексики.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.