какие мюзиклы и рок оперы российских композиторов вы знаете
Десять лучших мюзиклов с высоким рейтингом
Музыка и кино неразрывно связаны между собой. Сегодня невозможно себе представить фильм без саундтрека. А параллельно с некоторыми фильмами и вовсе выпускаются целые альбомы, состоящие из композиций, звучавших в картинах. Но есть жанры, где музыка играет главенствующую роль. Конечно, речь идет о мюзикле.
Вообще у мюзикла довольно интересная история становления. Считается, что этот жанр оформился в США во времена Великой депрессии в 30-е годы – в то время, когда человеку как никогда нужно было добавить в свою жизнь ярких красок и хорошего настроения. Говоря о мюзиклах, в голову сразу приходит Бродвей. И действительно, на одной из главных улиц Нью-Йорка показывали умопомрачительные постановки, которые впоследствии экранизировались. Какие-то из них завоевывали высшие награды.
Мы решили вспомнить о самых интересных мюзиклах, которые были с радушием встречены зрителем и без которых уже сложно представить себе этот жанр.
1. Призрак оперы, 2004
Страна: Великобритания
Режиссер: Джоэл Шумахер
Рейтинг IMDb: 7,2
Рейтинг Кинопоиска: 7,8
Вообще этот мюзикл экранизировали трижды, но самым успешным, пожалуй, можно назвать фильм 2004 года с Джерардом Батлером и Эмми Россам в главных ролях. Он был номинирован на «Оскар» и «Золотой глобус», а также получил ряд престижных премий. Нет такого ценителя мюзиклов, который бы не посмотрел этот масштабный по своим декорациям и костюмам фильм.
Главная героиня мюзикла – начинающая певица Кристина – слышит таинственный голос в недрах Парижской оперы. Невидимым покровителем девушки оказывается призрак в маске с обезображенным лицом.
2. Бриолин, 1978
Страна: США
Режиссер: Рэндал Клайзер
Рейтинг IMDb: 7,2
Рейтинг Кинопоиска: 7,6
Яркий и легкий мюзикл, действие которого разворачивается в Америке 50-х. Конечно, фильм не лишен пародийности, некоторые персонажи слишком карикатурные. Но тем он и хорош. В нем можно увидеть все атрибуты, без которых сложно себе представить еще одноэтажную Америку: закат пышных юбок а-ля стиляги, как их называют у нас, яркий кричащий мейкап и много – ооочень много бриолина на пышных прическах девушек и идеально прилизанных волосах мужчин.
Сразу хочется предупредить всех, кто сядет за просмотр этого мюзикла: он совершенно не несет в себе никакого посыла. Если кто-то задастся любимым нам со школы вопросом: «А что хотел этим всем сказать автор?», то получит довольно противоречивый ответ, ведь главные герои – школьники, которых играют 30-летние актеры (ну что поделать, специфика индустрии тех лет): они дурачатся, влюбляются, занимаются любовью, беременеют и бесконечно поют. Одним словом, не надо искать смысла там, где его нет – этот мюзикл создан для наслаждения яркой картинкой и хорошими песнями в исполнении умопомрачительного Джона Траволты и обладающей невероятным тембром Оливией Ньютон-Джон.
Мюзикл в российской истории — от истоков до современности
Мюзикл – жанр театрально-музыкальной постановки, где сплетаются воедино хореография и музыка, пение и диалоги, театральная драматургия.
Возникновение мюзикла как жанра, понятие и особенности
Зародился данный вид искусства в США в 20-е годы прошлого века. Однако как самостоятельное направление этот вид искусства был признан только в 40-х годах, когда на Бродвее с успехом был поставлен первый в истории мюзикл «Оклахома». Несмотря на то, что сами авторы называли произведение «музыкальной комедией», зрителями она была воспринята, как нечто новое, необычное. Позднее сами авторы назвали свое произведение просто «musical» – это и дало название новому жанру. «Оклахома» просуществовала на сцене пять лет. А в 2002 году снова вернулась на сцену.
Долгое время музыкальные представления были прерогативой исключительно американской индустрии развлечений. Только в 80-х годах прошлого столетия на лондонской сцене поставили «Отверженные» – с этого момента начинается история европейских постановок этого жанра.
Основные «три кита» жанра:
Мюзикл как жанр искусства. Отличие от водевиля и оперетты
Оперетту можно по праву считать предшественницей мюзикла. Она возникла в 19 веке в Европе, а в Америку пришла значительно позже.
Оба этих направления искусства имеют много схожих черт. Так, например, до начала 20-го века мюзикл называли «американской опереттой». После того, как в основу музыкальных произведений стали ложиться местные традиции и предпочтения, он стал самостоятельным жанром искусства. Оперетта воспринимается легким, комедийным жанром, в котором музыка – это существенная часть спектакля. В отличие от нее, в мюзикле главными являются диалоги, приближенная к эстрадной музыка, более сложное хореографическое и музыкальное оформление. Причем танцы – это неотъемлемая часть жанра.
Водевиль представляет собой комедийную пьесу с танцами и песенками-куплетами. Он более легкий в восприятии, менее затратный в плане производства и использования различных эффектов.
Наиболее известные мировые мюзиклы
Известные мировые произведения, такие как
«Моя прекрасная леди», «Кабаре», «Кошки», «Чикаго», «Эвита», «Отверженные», «Призрак оперы», «Мама миа»
не теряют своей актуальности, их до сих пор ставят на Бродвее и в Лондоне.
Самым легендарным произведением, занесенным в книгу рекордов Гиннесса как мюзикл-чемпион, является «Фантастикс». Он пользовался популярностью на протяжении 42 лет. За это время состоялось 17 162 представления.
Известнейшая постановка «Иисус Христос-суперзвезда», которая покоряла зрителей своей зрелищностью и трагизмом, ставилась по всему миру только на протяжении 33 лет (речь идет только об оригинальной постановке).
Музыка и драматургия как отражение основы мюзикла
Основными составляющими мюзикла являются в равной степени:
Они дополняют, поясняют друг друга, придавая постановке динамичность. Музыкальная драматургия – важная часть действия, обобщающее средство, которое присутствует в спектакле от начала и до конца. Музыка сопровождает происходящее на сцене, следует за текстом, отражает смену настроений, радости и трагедии, выражает основную идею произведения. Все вместе это позволяет зрителю прочувствовать всю глубину драматургии произведения.
Драматургия музыкального представления заключается в отражении остро-социальных вопросов своего времени и их критической оценке. Это еще одна особенность развития жанра.
Зарождение мюзикла в России
В России так же, как и в США, предпосылкой к возникновению этого направления стал джаз.
И.Дунаевский и Г.Александров в своих произведениях 30-х годов прошлого столетия смогли органично соединить русский менталитет с легкостью голливудских сюжетов, славянскую музыку и джазовые аранжировки, русско-народные танцы и американский степ.
Однако политическая обстановка того времени не позволила этому направлению развиваться дальше, и на долгие сорок лет советские композиторы забыли об этом жанре.
После 60-х годов на советской сцене вновь пытаются поставить мюзиклы. Так, например, в театре им. Ленинского комсомола была поставлена «Вестсайдская история». Несмотря на то, что эту постановку было сложно назвать мюзиклом в прямом смысле слова, она имела широкий отклик у зрителей.
«Российский путь» развития мюзикла отличается от американского. Он возник в русской театральной среде, имеет другую специфику, нежели его «коллега» из-за океана. Так, в 70-е годы им стали считать музыкально-драматические спектакли, которые основывались на классических произведениях, в которых для максимального эффекта восприятия постановки параллельно шло музыкальное сопровождение.
Американские музыкальные постановки, наоборот, активно используют особую форму театральной практики, широко распространенной на Бродвее: антрепризу. Актеры-универсалы, продюсеры – все работают над коммерческим успехом спектакля. Для них контакт со зрителем так же важен, как и финансовая часть, в отличие от российского, где материальное – второстепенно.
Тем интереснее судьба произведения «Юнона и Авось», которое пошло именно по американскому пути развития, сохраняя зрительскую аудиторию на протяжении нескольких десятков лет.
Мюзикл в СССР: от Утесова до «Трех мушкетеров»
После выхода на экран «Веселых ребят», где так блестяще сыграла джаз-банда Леонида Утесова, в СССР впервые заговорили о мюзикле. Хотя в фильме было не так много музыкальных номеров, тем не менее, они являлись участниками фильма, наравне с основными актерами. После этого музыкальная линия стала прослеживаться и в других фильмах: «Цирк», «Волга-Волга», где музыкальные номера были вмонтированы в фильм.
Благодаря успеху вышедших на экран фильмов, в таком же жанре один за другим выходят в свет постановки: «Алые паруса», «Орфей и Эвридика», «Юнона и Авось», «Вольный ветер», «Белая акация» и другие.
Помимо театральных постановок, на советские экраны выходят музыкальные фильмы не только для взрослых, но и для детей: «Буратино», «Чертенок». А экранизация романов А.Дюма «Три мушкетера» принесла актерам и режиссеру ошеломляющий успех у зрителей, и сам фильм до сих пор не утратил своей привлекательности.
Современный мюзикл в России
Мюзиклы российского периода не поддержали громких успехов подобных постановок СССР. Только в конце 90-х годов такие постановки стали появляться на российской театральной сцене. Первой постановкой этого жанра был адаптированный вариант польского «Метро» (1999 г.).
В течение нескольких лет один за другим появляются:
«Нотр-Дам де Пари», «Чикаго», «Сорок вторая улица» (все 2002 год),
В 2006 году вышла постановка на основе песен группы ABBA – мюзикл «Мамма Миа!» — он стал самым успешным на тот момент в России. Однако, кроме «12 стульев», это все были постановки по лицензии иностранных авторов.
Важной вехой в истории развития жанра в современной России является 2008 год. В это время на экраны вышел первый российский музыкальный фильм «Стиляги». С этого времени постановка мюзиклов в России была поставлена на поток. Известные и не очень, успешные и провальные, иностранные и российские – ежегодно выходили по 5-7 произведений.
Сегодня мюзиклы по-прежнему востребованы и не утратили популярности, их переводят на разные языки мира и играют по всему свету. Появляются новые постановки, которым еще предстоит завоевать своего зрителя.
Композиторы жанра мюзикл СССР:
И. Дунаевский.
Г. Гладков.
А. Рыбников.
А. Колкер.
В. Дашкевич.
М. Дунаевский.
Композиторы жанра мюзикл РФ:
М. Дунаевский.
А. Рыбников.
А. Градский.
А. Журбин.
А. Иващенко.
Г. Васильев.
Самые известные мюзиклы мира
Мюзикл — один из самых популярных жанров театрального искусства. Ведь его сюжет разыгран не только в словах и действиях, но и в песнях и танцах. К тому же мюзиклы, как правило, отличаются массовостью и яркостью, чем и привлекают зрителей. В нашем списке мы решили вспомнить самые известные мюзиклы мира, их авторов и композиторов.
«Моя прекрасная леди»
Премьера мюзикла состоялась 15 марта 1956 года. Главную роль, Элизу, сыграла Джули Эндрюс. Шоу сразу же завоевало невероятную популярность, а вскоре получило несколько престижных театральных премий.
Описание
В основу этого мюзикла легла пьеса Бернарда Шоу «Пигмалион», в которой рассказывается, как главная героиня, цветочница Элиза Дулиттл, становится очаровательной леди. Такое превращение состоялось из-за спора профессора фонетики и его друга-лингвиста. Элиза перебралась в дом ученого, чтобы пройти нелегкий путь обучения и преображения.
В 1964 году на экраны вышел одноименный фильм, в котором роль Элизы исполнила Одри Хепберн.
«Звуки музыки»
Премьера состоялась 16 ноября 1959 года. Мюзикл получил 8 театральных премий «Тони». В 1965 году вышел одноименный фильм. Его сюжет немного отличался от пьесы, но именно он принес «Звукам музыки» настоящую мировую известность.
Сюжет
Немецкий фильм «Семья фон Трапп» стал основой для этого мюзикла. Картина повествовала об австрийской семье, которая, спасаясь от нацистов, отправилась в Америку. Сюжет был основан на книге Марии фон Трапп — непосредственной участницы тех событий.
«Кабаре»
Премьера мюзикла состоялась 20 ноября 1966 года. Постановка получила 8 премий «Тони». В 1972 году на экраны вышел одноименный фильм режиссера Боба Фосса. Образ Салли блистательно воплотила Лайза Минелли.
Описание
Основа сюжета легендарного мюзикла — рассказы «Берлинские истории» Кристофера Ишервуда о жизни в Германии в начале 30-х годов. Еще одна часть повествования пришла из пьесы Джона Ван Друтена «Я — камера», повествующей о любви молодого писателя и певицы берлинского кабаре Салли Боулз. Судьба занесла героя в столицу Германии в начале 30-х. Здесь он и знакомится с Салли и влюбляется в нее. Но она отказалась последовать за ним в Париж, разбив ему сердце.
«Иисус Христос — суперзвезда»
Произведение породило множество споров и стало культовым для поколения хиппи.
Музыку для этого мюзикла написал Эндрю Ллойд Вебер. В отличие от традиционных постановок, в этой вся история рассказывается только с помощью песен. Также он стал оригинальным благодаря рок-музыке и современной лексике в текстах. Это и сделало постановку настоящим хитом.
Впервые рок-опера прозвучала в виде альбома в 1970 году, главную роль в ней исполнил солист группы Deep Purple Иэн Гиллан. Произведение породило множество споров и стало культовым для поколения хиппи. Через год оно было поставлено на Бродвее.
Сюжет
Повествование в ней идет о последних семи днях жизни Иисуса, которые проходят перед глазами Иуды Искариота, разочарованного учением Христа.
«Чикаго»
11 марта 1924 года в газете «Чикаго Трибьюн» журналистка Морин Уоткинс рассказала об актрисе варьете, убившей своего любовника, — это стало отправной точкой для сюжета мюзикла. В те времена рассказы о преступлениях на сексуальной почве были весьма популярны, и Уоткинс продолжила писать о них. 3 апреля 1924 года появилась ее новая заметка о женщине, застрелившей бойфренда. Позже Уоткинс написала пьесу «Чикаго».
В 2002 году вышел фильм «Чикаго» с Рене Зелльвегер (Рокси), Кэтрин Зетой-Джонс (Вельма) и Ричардом Гиром (Билли Флинн).
Описание
История мюзикла рассказывает о танцовщице кордебалета Рокси Харт, хладнокровно убившей своего любовника. В тюрьме Рокси знакомится с Велмой Келли и другими преступницами, а потом нанимает адвоката Билли Флинна, с помощью которого избегает наказания, а заодно становится настоящей звездой. Премьера мюзикла состоялась 3 июня 1975 года.
«Кошки»
В «Кошках» нет занавеса, а сцена сливается с залом в единое пространство. Здесь необычно все — на сцене нет занавеса, она сливается в единое пространство с залом. Сама сцена оформлена, как свалка. Актеры предстают в виде грациозных кошек благодаря сложному многослойному гриму. Их костюмы расписаны вручную, парики, хвосты и воротники выполнены из шерсти яка. Мюзикл впервые был показан 11 мая 1981 года в Лондоне.
Сюжет
Основой для этого популярного мюзикла послужил цикл детских стихов Т.С. Элиота «Книга старого Опоссума о практичных кошках», вышедший в Англии в 1939 году. В сборнике иронично рассказывалось о привычках и повадках кошек, в которых угадывались человеческие черты. Стихи Эллиота понравились Эндрю Ллойду Вебберу.
«Призрак оперы»
Премьера «Призрака оперы» состоялась 9 октября 1986 года в Королевском театре, на ней присутствовали даже члены семьи Ее Величества. Шоу стало первым по длительности демонстрации мюзиклом за всю историю Бродвея, обогнав даже «Кошек».
В 2004 году мюзикл стал фильмом, в котором образ призрака в маске воплотил Джерард Батлер.
Описание
«Призрак оперы» создан по одноименному роману Гастона Леру. Романтическая, но мрачная история рассказывает о живущем в подземелье под Парижской оперой загадочном существе со сверхъестественными способностями. Оно влюбляется в молодую певицу Кристину и становится ее покровителем.
«Эвита»
Мюзикл вышел 21 июня 1978 года, а через 20 лет решено было снять фильм по его мотивам. Режиссером выступил Алан Паркер, главную роль сыграла Мадонна.
Сюжет
Идея создания мюзикла появилась случайно — в октябре 1973 года Тим Райс в машине услышал окончание радиопередачи, в которой речь шла об Эвите Перон — жене аргентинского диктатора Хуана Перона. История ее жизни заинтересовала поэта. Сюжет шоу повествует о том, как она приехала в Буэнос-Айрес в 15 лет и стала сначала известной актрисой, а затем и женой президента страны. Эта женщина помогала бедным, но при этом способствовала воцарению диктатуры в Аргентине.
«Мама Миа»
Впервые этот веселый и яркий мюзикл был показан зрителям в 1999 году, а в 2008 году свет увидел фильм по нему с Мерил Стрип, Пирсом Броснаном, Колином Фертом, Амандой Сэйфрид и другими актерами.
Описание
Популярность песен группы ABBA столь велика, что идея о создать мюзикл на их основе неудивительна. В мюзикл вошли 22 хита легендарного квартета. Его авторами стала мужская половина ABBA. Сюжет следующий: Софи готовится выйти замуж. На свадьбу она собирается пригласить отца, чтобы тот отвел ее к алтарю. Только вот мать девушки, Донна, никогда не говорила о нем. Софи нашла дневник матери, где рассказывалось о ее отношениях с тремя различными мужчинами, в результате приглашение отправляется всем им. Когда на свадьбу начинают прибывать гости, начинается самое интересное…
«Нотр-Дам де Пари»
Мюзикл поставлен по мотивам романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Впервые он был показан в Париже 16 сентября 1998 года и попал в Книгу рекордов Гиннеса как имевший самый успешный первый год работы.
Сюжет
По сюжету юная девушка-цыганка по имени Эсмеральда своей красотой привлекает к себе внимание мужчин. Среди них — епископ Собора Парижской Богоматери Фролло, молодой красавец — капитан королевских стрелков Феб и уродливый звонарь Квазимодо, воспитанник Фролло.
Эсмеральда без памяти влюбляется в самого красивого из них — Феба. Он не против воспользоваться этим, несмотря на то что у него есть невеста — Флер-де-Лис. Фролло же обуреваем ревностью и терзаем сомнениями — ведь он, как священник, не имеет права любить женщину. Квазимодо восхищается юной цыганкой, видя в ней ту недосягаемую неземную красоту, которая является полной его противоположностью.
«Юнона и Авось»
Мюзикл «Юнона и авось» — без преувеличения самая известная российская постановка данного жанра. Его премьера состоялась 9 июля 1981 года. Режиссером выступил Марк Захаров, а главные роли сыграли Николай Караченцов и Елена Шанина. В основу была положена поэма «Авось» Андрея Вознесенского.
Описание
По сюжету граф Резанов, похоронив жену, решил отдать все силы служению России. Его предложения о необходимости попытки наладить торговые отношения с Северной Америкой долго не встречали отклика у властей, но, наконец, ему повелели отправиться туда. Там он знакомится с юной Кончитой, и они влюбляются друг в друга. Обстоятельства заставляют их расстаться, но они успевают тайно обвенчаться. И хотя им не суждено будет увидеться вновь, любовь их будет жить вечно.
Оцените автора материала. Статью уже оценили 34 чел.
Ваше мнение 11
Джейсон Стэтхэм и Рози Хантингтон-Уайтли
Подпишись на журнал Kleo.ru в социальных сетях:
Все права на материалы, размещенные в женском интернет-журнале «Клео.ру», защищены законодательством об авторском праве и смежных правах. Материалы женского портала не могут быть использованы без активной ссылки на источник «Клео.ру». За содержание рекламных материалов на женском сайте редакция ответственности не несет. Пользователь сайта kleo.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству. Пользователь сайта kleo.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование владельцами сайта kleo.ru.
Сетевое издание «KLEO.RU» (Клео.РУ) Регистрационный номер серии № ФС 77-74583, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 декабря 2018 года. 18+
Учредитель: Исмагилов Евгений Рамильевич Главный редактор: Исмагилов Евгений Рамильевич
Контактные данные редакции для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора): [email protected], +79677638370
Адрес редакции: г.Самара, ул пер.Тургенева дом 7 квартира 74.
О российской рок-опере
Рок-опера – интересный жанр, сочетающий в себе рок и оперную музыку. Сюжет состоит из арий, которые написаны в стиле рока. Иногда на сцене вместе с певцами находятся гитаристы и другие рок-музыканты. Из этого топа 10 самых лучших рок-опер Вы узнаете о самых интересных произведениях в этом жанре.
Создателями рок-оперы «Квадрофения» являются рок-группы «The Who». Вышло данное произведение 19 октября 1973 года. В 1979 году появился фильм «Квадрофения», основанный на этой рок-опере, но этот фильм не является музыкальным. Сюжет данной рок-оперы рассказывает о молодежи 1964-1965 годов, живущей в городах Лондон и Брайтон.
Музыку для рок-оперы «Кентервильское привидение» написал Владимир Калле. Создателем либретто для этого произведения стал Вячеслав Вербин. Премьера данной рок-оперы состоялась 28 января 2008 года. Это произведение на первый взгляд выглядит довольно легким, но, на самом деле, в нем таится множество вопросов. Они ставят персонажей перед выбором: любовь или расчет, честность или корысть.
Данную рок-оперу также называли зонг-оперой. Ее создатели: композитор Александр Журбин и драматург Юрий Димитрин. Впервые зрители увидели данное произведение 25 июля 1975 года.
Сюжет рок-оперы не очень похож на миф «Орфей и Эвридика», но прослеживаются некоторые моменты из мифологии: любовь Орфея и Эвридики заканчивается разлукой, он пытается вернуть ее, затем вынужден возвращаться к обычной жизни без возлюбленной. В конце персонажи вновь воссоединяются.
Данная рок-опера была создана Александром Градским по мотивам одноименного романа Михаила Булгакова. Аудиозапись этого произведения была сделана в 2009 году. Постановки на сцене пока что не было.
Данная рок-опера Владимира Калле была создана на основе произведения Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Режиссером и автором либретто является Владимир Подгородинский.
Создатели рок-оперы постарались отразить в ней творческое наследие Сергея Сергеевича Прокофьева и Петра Ильича Чайковского, а также отобразить в своей музыке неаполитанские музыкальные традиции.
Сюжет соответствует истории из пьесы Уильяма Шекспира, но вот смотрят на эти события авторы данной рок-оперы немного по-другому. Сложности в отношениях родителей и детей отодвинуты на задний план, а главная тема этого произведения – судьба.
Текст и музыку к данной опере создали Лариса Бочарова, Лина Воробьева, Антонина Каковиди и Евгений Сусоров. Это произведение рассказывает историю известной исторической личности, которая жила в XV веке: Жанны Д’Арк.
Создателями рок-оперы «Стена» является группа «Pink Floyd», которая исполняла песни в стиле прогрессив-рок. В 1982 году была создана киноадаптация рок-оперы «Стена». Тема данного произведения – отчуждение и замкнутость.
В итоге, Пинк решает отгородиться от общества.
Это произведение – метал-опера, которая является концептуальным альбомом пауэр-метал группы «Эпидемия». Выпущена «Эльфийская рукопись» была 13 февраля 2004 года. У данного произведения существует два продолжения: «Эльфийская Рукопись: Сказание на все времена» и «Сокровище Энии».
Данную рок-оперу создали два автора: Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс. Произведение было написано в 1970 году и представлено на Бродвее в 1971 году. Существует две экранизации мюзикла: одна была создана в 1973 году, вторая – в 2000 году. Сюжет рок-оперы рассказывает о событиях, описанных в Евангелии. Однако многие моменты сюжета трактуются в данной рок-опере совсем не так, как в Евангелии.
Композитором для данной рок-оперы стал композитор Алексей Рыбников. «Юнона и Авось» создана на стихи Андрея Вознесенского. Впервые зрители увидели ее 9 июня 1981 года. Сюжет этой рок-оперы рассказывает о реальных событиях. Данное произведение повествует о истории любви Николая Петровича Резанова и Кончиты Аргуэльо.
Прослушав арии из вышеперечисленных произведений, Вы насладитесь необычным сочетанием рока и оперной музыки.
Русские рок-оперы. Аккорды, звучащие в сердцах
Ритмичные аккорды, динамичная музыка, басы, созвучные со стуком сердца… Заметили ли вы, как прочно вошла музыка в стиле рок в нашу жизнь? А ведь еще совсем недавно, при расцвете Советского Союза, данный стиль музыки был запрещен. А такого понятия, как «русские рок-оперы», даже не существовало. И лишь в 1970 годах первые творения данного жанра были представлены на людской суд.
Сейчас же мы вслушиваемся в знакомые аккорды и подпеваем энергичным музыкантам. И хотя в России данное направление появилось относительно недавно, гениям музыкального жанра уже удалось создать несколько удивительных произведений. Итак, какие же они, русские рок-оперы?
Русские рок-оперы. Орфей и Эвридика
allpainter.com
История русских рок-опер начинается с 1975 года. Именно в это время создается первое произведение, относящееся к данному жанру — «Орфей и Эвридика». Музыку написал композитор Александр Журбин, а постановкой руководил известнейший на то время драматург Юрий Димитрин. Но идея принадлежала Анатолию Васильеву – руководителю ансамбля под названием «Поющие гитары». Именно он решил: пришло время русскому зрителю увидеть кардинально новую постановку.
Известно, что в период существования СССР все произведения культуры и искусства подвергались жесткой цензуре. Так как слово «рок» вызывало негативные ассоциации у власти имущих, первоначально спектакль носил название зонг-оперы. Но суть от этого не меняется – «Орфей и Эвридика» стала первым лучом восходящего солнца русского рока.
cultuurpodiumonline.nl
Спустя 28 лет после первого выхода рок-опера была занесена в Книгу рекордов Гиннеса. Ее достижение – самое большое количество сыгранных одним коллективом спектаклей.
Итак, знакомы ли вы с греческим мифом о любви и смерти? Если нет, то пришло время узнать судьбу певца Орфея и его возлюбленной нимфы Эвридики. А чтобы проникнуться этой историей и испытать всю глубину чувств, которые переживают герои, обратитесь к творению музыкантов, создавших прекрасную рок-оперу.
groovecollector.com2
Но его судьба незавидна: враги все-таки одерживают над ним верх. И опасаясь, что мстительный дух вернется, отрубают голову поверженного врага.
Русские рок-оперы. Юнона и Авось
msk.ticketbest.info
Самая известная рок-опера, которая была создана в нашей стране – это «Юнона и Авось» Алексея Рыбникова. Название мюзикла соответствует именам кораблей, на которых совершил путешествие вокруг света Николай Рязанов.
Основной сюжет базируется на произведении «Авось!» поэта Вознесенского. Это отражение реальных событий – главный герой существовал в реальности, как и его встреча с женщиной, перевернувший все его представления. Печальная история любви, которая длилась даже после смерти одного из влюбленных, способна растрогать даже самых черствых людей.
Русские рок-оперы. Эльфийская рукопись
genefis-gbr.ru
Не только советские музыкальные гении занимались созданием рок-опер. В современной российской действительности также есть одаренные люди, занимающиеся подобными проектами. К ним относится известнейшая российская рок-группа – «Эпидемия».
Их рок-опера совсем не похожа на те, которые выпускались в советское время. Ведь музыкальные особенности жанра с тех пор претерпели значительные изменения. Да и сами люди тоже изменились.
«Эльфийская рукопись» — масштабный проект, на данный момент состоящий из трех частей. В качестве исполнителей выступают звезды российской рок-музыки, среди которых Артур Беркут, Кирилл Немоляев и Максим Самосват.
Сюжет перенесет слушателей в другой мир, где живут необычные существа – эльфы, гномы и волшебники. Сказанье о борьбе со злом и великой любви, прекрасная музыка в жанре power-metal – вот что ждет тех, кто решит обратить внимание на шедевр рок-группы «Эпидемия»
Русские рок-оперы. TODD
beyazperde.com
Музыканты, исполняющие музыку в стиле панк, также создали свою версию рок-мюзикла. Панк-коллектив «Король и шут» в 2012 году представил зрителям свою версию пьесы Кристофера Бонда, повествующей о судьбе Суини Тодда — парикмахера, безвинно осужденного и начавшего мстить всем людям за свою несчастную судьбу. Создатель идеи и человек, исполняющий главную роль – Михаил Горшенев, главное лицо коллектива «Король и Шут». Однако солист панк группы скончался летом 2013 года. Но его зонг-опера ужасов «TODD», состоящая из двух актов, пользуется огромной популярностью по сей день.
На этом у нас все. Мы очень рады, что вы заглянули на наш сайт и провели немного времени для обогащения новыми познаниями.
Первая российская рок – опера. История создания | Обморок и Мама этно-фолк группа
Создание первой рок-оперы
Никого не могла оставить равнодушным судьба чилийского народа, потерявшего более тридцати тысяч своих сограждан во время военного переворота. На этот мотив было создано полноценное музыкальное произведение.
Спектакль выдержал 17 сезонов в родном театре и был многократно показан в других городах страны на различных сценических площадках и стадионах.
Основная идея, фабула оперы
Действие спектакля происходит во время золотой лихорадки в Калифорнии в середине девятнадцатого века. Сюжет оперы развивается на протяжении 3-х лет. Романтика золотоискателей, которой не чуждается и главный герой событий Хоакино, захватывает и янки, и коммивояжеров, и ковбоев.
Музыка ярко передает колорит американского севера, рельефно рисует музыкальные портреты – характеристики главных персонажей.
Сюжет, написанный в лучших традициях вестерна, содержит бурное развитие и трагическую развязку событий.
Хоакин Мурьета, герой латиноамериканского фольклора, подобно Робин Гуду, пытающийся создать вокруг себя атмосферу торжества правды и справедливости в конце концов погибает в неравной борьбе за это.
«Звезда и жизнь Хоакино Мурьеты» несет в себе основные черты популярного во всем мире оперного жанра.
Столкновение противоборствующих сил, конфликтность, многообразие сюжетных линий, а главное – великолепная музыка Алексея Рыбникова ставят спектакль в один ряд с лучшими операми, написанными в стиле «рок».
В любом случае рок-опера на сегодняшний день является популярным направлением музыки. Оно развивается в том числе за счет огромных творческих вложений современных рок-музыкантов.
Яростные русские рок-оперы
Гитарист ансамбля «Ариэль» Сергей Антонов
За первые 10 лет своего существования челябинский ансамбль «Ариэль» стремительно прошел сразу несколько творческих этапов. Самодеятельные музыканты начинали с битловских каверов, потом на музыку Леннона-Маккартни накладывали свои тексты, затем перешли к биг-биту собственного сочинения. Добились успеха у себя в городе, но тут же ушли от битловского копирования в арт-рок на основе русских народных песен, чем удивили уже весь СССР. И немедленно обратили на себя внимание лучших композиторов страны. Для «Ариэля» специально писали Раймонд Паулс, Александр Зацепин, Александр Морозов. Их усилиями оригинальный челябинский прогрессив-фолк сменился на набор отменных поп-шлягеров: «На острове Буяне», «В краю магнолий», «Баба-Яга».
Однако на исходе уникальной десятилетней дороги к успеху челябинская группа резко шагнула за творческий горизонт, создав, быть может, самые главные свои музыкальные произведения – трилогию из русских национальных рок-опер: «Емельян Пугачев», «Мастера» и «За землю русскую».
Игравшихся на сцене вживую силами одного только «Ариэля» — шестерых талантливых уральских артистов.
Увы, сегодня те рок-оперы абсолютно забыты, они не были изданы на «Мелодии», удивительные произведения не были даже записаны в нормальной студии, у челябинских меломанов остались только ужасающего качества «концертники».
Валерий Ярушин в роли Кирпичникова в рок-опере «Емельян Пугачев»
Первая рок-опера вышла у «Ариэля» в 1978 году – «Емельян Пугачев». Автором идеи и продюсером выступил музыкант ансамбля «Песняры» Валерий Яшкин, он же написал удачное либретто, переработав поэму Сергея Есенина «Пугачев».
— Яшкин предложил мне сочинить для всего этого мелодии, и чем больше я вчитывался в поэму, тем сильнее ощущал какую-то беспомощность перед потрясающим есенинским стихом, — вспоминает лидер «Ариэля» Валерий Ярушин. — Несколько месяцев я просто не мог приступить к написанию музыки — все обдумывал, писал на бумажных клочках неожиданно возникающие темы. Потом подсчитал, на работу над «Пугачевым» у меня ушло ровно 9 месяцев.
Из более двадцати действующих лиц есенинской поэмы Яшкин выбрал шесть главных персонажей и сделал под них либретто. Емельяна Пугачева сразу прописали под харизматичного вокалиста группы Льва Гурова. Образ Сторожа очень подошел поющему барабанщику, очень артистичному Борису Каплуну. Валерий Ярушин взял себе скромную роль Кирпичникова.
И совершенно звездный час наступил для вокалиста и клавишника Ростислава Геппа, который сыграл и спел партии мятежника Хлопуши. Того самого Хлопуши, знаменитый монолог которого в те же годы читал со сцены театра на Таганке Владимир Высоцкий.
От сравнений было никуда не деться, но умеющий когда надо включать отменный баритон, а когда надо просто по львиному рычать, челябинец сыграл без малейшего заимствования.
Ростислав Гепп в образе Хлопуши
Как водилось, «Ариэль» обкатал рок-оперу в родном Челябинске, премьера состоялась 8 мая 1978 года в ДК «Автомобилист». Восторг! А 13 декабря «Емельян Пугачев» сделал то, что не удалось совершить 200 лет назад казачьему атаману – взял Москву.
В клуб МГУ Ярушин и администратор ансамбля Юрий Белишкин (позже работал с группой «Кино») собрали весь бомонд: чиновников из Союзконцерта и Госконцерта, композиторов Никиту Богословского и Александра Журбина (автора первой советской рок-оперы «Орфей и Эвридика»), авторитетных журналистов. И вишенка на торте, среди зрителей – Алла Пугачева! Первые ряды трясли драгоценностями и, самодовольно оглядываясь вокруг (о, а неплохая компания собралась!), вежливо сводили ладоши. А с галерки веселые и жадные до всего нового студенты МГУ отчаянно аплодировали практически после каждой сцены.
— Мы старались, ведь это была первая отечественная рок-опера, поставленная силами одного ансамбля, — говорит Гепп. – Вышедшая годом ранее «Орфей и Эвридика» Журбина формально принадлежит «Поющим гитарам», но по факту там человек сорок выходило на сцену, а нас – всего шестеро.
Журбин, кстати, потом поздравил с успехом, Алла Пугачева нашу рок-оперу очень хвалила, за кулисами после премьеры хлопала Гурова-«Пугачева» по плечу и с усмешкой называла Батей.
А заслуженный композитор Богословский, который своими публикациями нас нередко выручал, не сказал после премьеры ни слова, ушел молча и затем вообще от «Ариэля» отвернулся.
Выяснилось потом, что Никита Богословский как раз в это время начал активно продвигать своего сына Андрея, который написал мюзикл «Алые паруса», тоже рок-оперу, по сути. И тут мы семейству Богословских дорогу перебегаем со своим «Пугачевым».
Пролог из «Емельяна Пугачева»
С «Пугачевым» «Ариэль» проехал весь Советский Союз, дав по всей стране 274 представления. И везде челябинскую рок-оперу принимали отлично. Но до записи на «Мелодии» дело так и не дошло.
Валерий Ярушин решил не останавливаться на достигнутом, вновь в творческом тандеме с Валерием Яшкиным погрузившись в работу над рок-ораторией «Мастера» на стихи Андрея Вознесенского. Это было очень смелое решение.
Ведь еще недавно Первый секретарь ЦК КПСС на съезде Союза писателей в лицо именно Вознесенскому выкрикнул с трибуны: «Господин Вознесенский, вон из страны!».
Но «Ариэль» продолжал гнуть свою тему русской народной рок-музыки, а для этого стихи гонимого поэта подходили как нельзя кстати.
Кудри — стружки, Руки — на рубанки. Яростные, русские,
Холод, хохот, конский топот да собачий звонкий лай. Мы, как дьяволы, работали, а сегодня — пей, гуляй! Гуляй!
Девкам юбки заголяй!
«Мастера» — это положенный на музыку взволнованный рассказ о строительстве храма Василия Блаженного, о страшном противостоянии отчаянных русских зодчих и государственной бюрократической машины, о творческом русском восстании перед боярской элитой, преклоняющейся перед Западом. (Сегодня, кстати, рок-опера звучит мегаактуально!).
Поэма о Средневековой Руси, написанная современным языком, дала возможность «Ариэлю» раскрыть ее содержание современными же музыкальными средствами. Экспрессивный текст. Смелые мелодии Ярушина. Профессиональная игра музыкантов, знающих толк в арт-роке.
И во время премьеры для большего погружения в тему – видеоряд слайдов иконописи Андрея Рублева.
Оформление сцены на премьере рок-оперы «Мастера»
— Это был шок! – делится впечатлениями от первого просмотра «Мастеров» Александр Красноперов, один из побывавших на премьере зрителей. — 40 минут рок-оратории ввели меня в какой-то столбняк, так что в перерыве я мог только молча курить, стоя у стены, не в силах что-либо сказать. Подобное состояние было почти у всех присутствующих в зале.
Это было откровение, открытие, прозрение и катарсис! Я, разбирающийся в рок-музыке как в своем доме, побывавший на «Тбилиси-80», читающий лекции по музыке и поэзии, был оглушен и раздавлен. Это был РУССКИЙ РОК! Нет, не тот рок, который поют на русском языке с английским акцентом.
Это была рок-музыка, созданная на основе русских народных гармоний, входящая прямо в душу и выворачивающая ее наизнанку.
— Если в «Емельяне Пугачеве» было, на мой вкус, слишком много театра, то «Мастера» — это шедевр, который во время прослушивания не требует визуального ряда и действа, здесь царит МУЗЫКА, — говорит композитор Дмитрий Локтионов.
— Арт-рок, сочиненный по стандартам мирового уровня, с яркими аранжировками и классными инструментальными находками.
«Мастера» — это сложная, разносторонняя, многоплановая интеллектуальная музыка, совершенно не похожая на тот примитив, который играется современными группами в XXI веке.
В начале 80-х одним людям хотелось делать сложную музыку, а другим — хотелось ее слышать. В «Мастерах» чувствуется влияние на «Ариэль» и Yes, и Genesis, и King Crimson, где-то слышен Рик Уэйкман. Минимум фирменной для «Ариэля» фолк-составляющей, по максимуму – самая продвинутая на тот момент музыка Запада.
Замечательная клавишная работа, за которую отвечали в челябинской группе Сергей Шариков и Ростислав Гепп. Потрясающий инструментальный тандем! «Ариэль» в 81-му году был экипирован отличными инструментами, которых не было у «Веселых ребят» или «Голубых гитар», игравших примитивный ВИА-музон.
А у челябинцев кроме рояля имелось и «Хоннер-пиано», клавишный инструмент, внутри которого проходили гитарные струны, с помощью него Гепп создавал «Ариэлю» уникальный саунд. И у Шарикова – аналоговые клавиши Korg Delta и Korg Poly-61, которыми он умел пользоваться в совершенстве.
Слова «похоже на Рика Уэйкмана» — это комплимент, а не усмешка. В аналоговую эпоху сыграть так, как Уэйкман, в мире могли единицы! Это вам не цифровой синтезатор, тогда нужно было играть и думать. Шариков с Геппом создавали тембры авторские, дизайнерские, бутиковые — удивительно красивую музыкальную палитру.
Так же мастерски в «Мастерах» работает ритм-секция в лице Валерия Ярушина и Бориса Каплуна, как инструменталисты они здесь выложились по полной.
Отрывок из «Мастеров»
«Мастера» произвели фурор среди музыкальных экспертов, но не тронули массовую аудиторию. Слишком сложно… Плюс «Ариэль» допустил продюсерский просчет, строя премьерную программу из двух отделений: в первом давались «Мастера», во втором шли эстрадные «В краю магнолий», «На острове Буяне» и прочая «Старая пластинка».
Конечно, необычное впечатление от завернутого арт-рока и сложных стихов Вознесенского тут же смазывалось более доступными танцевальными хитами.
Трудно представить, чтобы творивший в одно время с «Ариэлем» Алексей Рыбников после представления «Юноны и Авось» (вышедшей в один год с «Мастерами») вдруг бы начал после арии Резанова и финального «Аллилуйя» потчевать зрителей поп-песенками типа «Бу-ра-ти-но!» или «Я тебе, конечно, верю». Мол, а вот еще это у меня есть…
Увы, на «Мелодии» охотно издают «ариэлевские» развлекательные «магнолии», но опускают шлагбаум худсовета перед музыкой серьезной и очень русской.
Фотосессия для оформления афиши для рок-оперы «За землю русскую»
И все же Валерий Ярушин решается на эксперимент по созданию еще одной крупной музыкальной формы – рок-думы «За землю русскую» на тему «Слова о полку Игореве».
— В 1985 году исполнялось 800 лет знаменитому славянскому писанию, и я по предложению все того же Яшкина опять окунулся в серьезную атмосферу, — вспоминает Валерий Ярушин.
Увы, премьера в Москве в кинотеатре «Новороссийск» прошла не так, как бы я хотел, — скромновато. Собрался бомонд, но кайфа, какой был в «Пугачеве», не случилось. Отсутствовал трепет — самая важная составляющая любого успеха.
Идет представление «За землю русскую»
Валерий Ярушин скромничает, а зрители приняли его рок-думу очень тепло, собрав на премьерный показ аншлаг во дворце спорта «Юность». В «За землю русскую» уже больше фолка, и оттого произведение выглядит очень цельным.
У Ярушина получился практически идеальный синтез западного арт-рока, прогрессив-рока и русской пентатоники. Пожалуй, это в наибольшей степени «ариэлевская» работа, чем предыдущие рок-оперы, здесь царит напевность и народность в музыке, присущая челябинскому ансамблю.
Талант Валерия Ярушина как аранжировщика в ней проявился в высшей степени. Безумно обидно, что такая достойная рок-опера не была записана в нормальной студии.
Рыбникову с его «Юноной и Авось» повезло (она ставилась в Москве), а работавшему в провинциальном и не имевшем своей студии Челябинске «Ариэлю» зафиксировать ни на виниле, ни даже в виде магнитоальбома «За землю русскую» не удалось.
Мастера челябинской филармонии сделали для «Ариэля» специальные доспехи и отковали холодное оружие
— В «За землю русскую» поражает сочетание хтонических русских мотивов и современных, — говорит поэт и автор мюзиклов Константин Рубинский. – Вообще всей этой трилогией «Ариэль» четко застолбил себе место в высшей лиге мирового фолк-рока. Да, иногда фрагменты и даже аккорды «ариэлевских» рок-опер почти дословно повторяют западную музыку.
Например, начало композиции «Сторож» из «Пугачева» очень похоже на начало фрагмента «This Jesus Must Die» из знаменитого произведения Уэббера и Райса. А в «Мастерах» — «Их было смелых семеро» — аккомпанемент мне напоминает почему-то музыкальный рисунок в композиции «Fasten Seat Belt» ансамбля Space.
Но это и понятно, ведь «ариэлевцы» жили этим тогда, дышали тем, что очень неявственно доносилось из-за рубежа. И что могли, подхватывали, отражали, развивали, транслировали, но и прививали к исконно русскому народному корешку, подвергали перекличке времен, рифмовали со знаковыми событиями русской истории и культуры.
Вот почему музыкальная ткань этих сюит разнообразна, динамически подвижна, эмоционально пластична. И в то время эти вещи, думаю, были невероятным открытием для слушателя.
«За землю русскую» — ария князя Всеволода и его дружины
Все три произведения Ярушина и «ариэлевцев» пронизаны любовью к России, содержат элементы русской народной музыки, сюжеты всех трех рок-опер держатся на событиях русской истории.
То есть тренд на «народность» и «русскость» в своем творчестве, заданный Ярушиным и «Ариэлем» в середине 70-х, был бережно сохранен и увеличен в иной форме, подаче и стиле – оратория и арт-рок. Настоящий патриот России Валерий Ярушин при этом не имеет звания народного артиста России.
Малахольный танцор «голубой луны» Боря Моисеев – народный артист. Поп-куколка из «Рефлекса», без голоса, но с четвертым размером, награждена орденом «За заслуги перед Отечеством». Болгарин в перьях, поющий про синюю яму – народный.
А сделавший в миллион раз больше для русского искусства Ярушин – не заслужил. Когда звучат слова «Министерство культуры РФ», хочется взять в руки автомат…
Сергей Антонов из «Ариэля»
Советская трилогия русских рок-опер из Челябинска сегодня прочно забыта. Концертные записи переизданы не были и беспорядочно гуляют исключительно по Интернету. Живой камбэк возможен, но, увы, не в полном составе. Двое из великолепной уральской шестерки, с гитарами наперевес вышедшими постоять «за землю русскую», Лев Гуров и Сергей Антонов уже поют вместе с ангелами.
Рок-опера — это… Что такое Рок-опера?
Рок-о́пера (англ. rock opera) — это опера в жанре рок-музыки.
Рок-оперы представляют собой музыкально-сценические произведения, где в ариях, исполняемых множеством вокалистов по ролям, раскрывается сюжет оперы. При этом по музыке арии написаны в стиле рок, на сцене могут вместе с солистами присутствовать гитаристы и прочие рок-музыканты.
Рок-оперы могут быть как единоразовой записью, так и постоянно действующим представлением с постоянным или меняющимся составом исполнителей. Часто для записи или живого исполнения рок-опер на главные роли приглашают солистов из известных групп. Наличие ролей и сюжета отличает рок-оперы от простого концептуального альбома.
История
Жанр рок-оперы возник в 1960-х годах. Основоположником жанра и изобретателем самого термина «rock opera» считается Пит Таунсенд, лидер рок-группы The Who.
Именно этот коллектив в 1969 году выпустил альбом «Томми» (Tommy), на обложке которого впервые значилось название нового жанра. Однако исторически первооткрывателями жанра может считаться британская группа The Pretty Things с концептуальным альбомом «S.F.
Sorrow», записанным в 1967 и вышедшем в 1968 году, но не имевшем, в отличие от «Томми», оглушительного коммерческого успеха.
Рок-оперы в России
Русскоязычные рок-оперы представлены рядом произведений советского периода:
а также современными произведениями:
Немного об Авторах
Алексей Рыбников позиционирует свои произведения как «современную оперу», Виктор Аргонов определил жанр своей оперы «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» как оперу в стиле техно.
Вместе с тем, общей особенностью большинства перечисленных произведений является крупная форма, наличие как вокальных, так и речевых и инструментальных участков, философская и историческая направленность, связь с русскими классическими традициями (в особенности у Рыбникова и Артемьева.
В последнее время на территории России стали популярными фолк-рок-оперы, такие как «Тампль», «Жанна д’Арк» и другие, а также рок-опера по мотивам произведений фэнтези «Дорога без возврата».
Существенное отличие произведений советского периода заключается в широкой известности, которую они получили, тогда как современные произведения жанра являются сугубо адресными продуктами, не способными получить коммерческую известность.
Печальным примером здесь может служить опера Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание», которая писалась автором почти 30 лет, но выход которой в 2007 году практически не был замечен широким слушателем, несмотря на мировую известность автора.
Постановки в этом жанре, как правило, реализуются антрепризно или в театрах других направлений — драматических, в лучшем случае музыкальных. Единственный театр в нашей стране, специализирующийся на рок-операх, это Санкт-Петербургский театр «Рок-опера».
Известные рок-оперы
См. также
Ссылки
От «Томми» до «Юноны и Авось»: 7 знаменитых рок-опер
«Вечёрка» предлагает вашему вниманию подборку классических рок-опер, ставших визитными карточками жанра.
1. «Tommy» (1969)
После того, как капитан Уокер не возвращается после одного из сражений Первой мировой войны, его жене Норе приходит «похоронка». Через четыре года капитан возвращается домой и, обнаружив, что жена нашла себе любовника, убивает его.
Свидетелем преступления становится маленький Томми, которого мать с отцом убеждают в том, что он ничего не видел, не слышал, и никому ничего не скажет. Очень быстро ребёнок действительно становится глухим, немым и слепым. В своём подсознании он учится интерпретировать все физические ощущения как музыку.
Спустя ещё несколько лет Томми обнаруживает в себе талант игры в пинбол, становится международной знаменитостью и освобождает своё измученное сознание.
Культовый альбом The Who долгое время не сходил с театральных подмостков, а в 1975 году был успешно экранизирован Кеном Расселлом. Роли в картине исполнили сами участники группы, а также Элтон Джон, Тина Тёрнер, Эрик Клэптон и Джек Николсон.
Самой популярной книгой в истории человечества была и остаётся Библия, самой популярной музыкой в 1970 году был хард-рок. В своём третьем по счёту совместном мюзикле Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс решили заново рассказать историю Иисуса Христа – посредством рок-песен, каждая из которых звучала как радиохит.
В своём либретто Райс в основном следовал евангельским текстам, однако при этом по-своему трактовал многие ключевые моменты Нового Завета.
В частности, роль ведущего персонажа была отдана Иуде, представленном рациональной и последовательной личностью в противовес чересчур эмоциональному и не вполне понимающему цель собственной жертвы Иисусу. Партию Спасителя исполнил вокалист группы Deep Purple Иэн Гиллан.
Изначально эта роль была предложена Джону Леннону, однако тот выставил условие, чтобы роль Марии Магдалины исполнила Йоко Оно, и Уэббер отказался от своего предложения.
В 1971 году альбом с рок-оперой возглавил чарты Billboard, в этом же году на Бродвее состоялась премьера одноименного мюзикла.
В 1973 году режиссёр Норман Джуисон осуществил экранизацию постановки, подвергшуюся нападкам со стороны различных религиозных организаций, однако снискавшую успех у зрителей и критиков.
В 2000 году рок-опера была переснята австралийскими кинематографистами с новым режиссёрским решением и вышла на DVD под названием «Jesus Christ Superstar. Millennium Version».
Переведённый на многие языки мира, «Иисус Христос Суперзвезда» по сей день пользуется фантастической популярностью у любителей театра и рок-музыки. В Москве спектакль идёт в театре имени Моссовета и Московском театре музыки и драмы Стаса Намина.
По рекомендации Юрия Энтина, к написанию музыки был привлечён преподаватель Московской консерватории Алексей Рыбников.
Предпремьерные показы вызвали бурю негативной критики среди чиновников из Управления культуры, в результате чего спектакль 11 раз запрещали к показу.
Роль Мурьеты в спектакле исполнил Александр Абдулов, роль Смерти — Николай Караченцов. В 1982 году режиссер Владимир Грамматиков снял одноименный полнометражный фильм.
5. «The Lamb Lies Down On Broadway» (1974)
«Уберите ваши пальцы от моих глаз!» — такими словами начинается либретто к одному из самых противоречивых и амбициозных концептуальных произведений в истории рок-музыки.
Последний альбом Genesis с Питером Гэбриэлом, «The Lamb Lies Down On Broadway» до сих пор вызывает множество ожесточённых споров в среде меломанов, причём как на родине музыкантов, так и во всем мире. Некоторые считают пластинку вершиной творчества группы, другие путаются в хитросплетениях сюжета и музыкальных «наворотах».
«Это было что-то наподобие «Одиссеи», но с уличным характером, в кожаном жакете и рабочем костюме», — рассказывал Гэбриэл в своих поздних интервью.
В первой половине семидесятых музыкальный театр Genesis «гремел» на весь мир – мало кто мог устоять перед невероятной харизмой солиста, делающего из прог-шедевров мини-спектакли. Многие критики относят последний выход Гэбриэла в составе коллектива к жанру рок-оперы, однако партии всех персонажей были исполнены им в одиночку.
Маленький Пинк Флойд растёт без отца под параноидальной опекой матери и сталкивается с жестоким миром в лице подавляющих личность учителей, что не может не отразиться на его дальнейшей истории. Так и не сумев со временем привыкнуть к суровым реалиям мира, Пинк оказывается на грани жизни и смерти и понимает, что справиться с ситуацией можно только разбив стену отчуждения между людьми.
Альбом 23 раза становился платиновым и занимает третье место в списке самых продаваемых в истории альбомов в США. В 1982 году Алан Паркер снял на основе альбома полнометражный фильм, главную роль в котором исполнил Боб Гелдоф — основатель группы Boomtown Rats и будущий организатор фестивалей «Live Aid» и «Live 8».
В 1978 году композитор Алексей Рыбников показал режиссёру Марку Захарову свои импровизации на темы православных песнопений. Тогда же возникла идея о создании музыкального спектакля на сюжет «Слова о полку Игореве».
Захаров обратился с предложением о написании либретто к поэту Андрею Вознесенскому, однако тот идею не поддержал, предложив свою поэму «Авось» (1970).
Сюжет произведения был посвящён путешествию русского государственного деятеля Николая Резанова в Калифорнию и его встрече с юной дочерью коменданта Сан-Франциско Кончитой Аргуэльо.
Поскольку словосочетание «рок-опера» в то время было запрещено, авторы представили произведение как «современную оперу». В главных ролях были задействованы Николай Караченцов, Елена Шанина, Александр Абдулов и Павел Смеян. Параллельно с работой над спектаклем в 1980 году была записана аудиоверсия оперы с другими исполнителями.
Премьера рок-оперы состоялась 9 июля 1981 года, через некоторое время (благодаря Пьеру Кардену) состоялись гастроли во Франции, США, Германии, Нидерландах и других странах. За 30 с лишним лет спектакль выдержал более тысячи представлений и до сих пор идёт с неизменным аншлагом. Опера была переведена на многие языки и поставлена в Польше, Венгрии, Чехии, Германии, Южной Корее и Украине.
[OBJ «Ангел, стань человеком» из рок-оперы «Юнона и Авось» (1983, в роли Резанова – Николай Караченцов, Кончита – Елена Шанина)]