какие на ваш взгляд воспитательные технологии способствуют эффективному саморазвитию личности

«Современные воспитательные технологии саморазвития личности в современной школе»

какие на ваш взгляд воспитательные технологии способствуют эффективному саморазвитию личности. Смотреть фото какие на ваш взгляд воспитательные технологии способствуют эффективному саморазвитию личности. Смотреть картинку какие на ваш взгляд воспитательные технологии способствуют эффективному саморазвитию личности. Картинка про какие на ваш взгляд воспитательные технологии способствуют эффективному саморазвитию личности. Фото какие на ваш взгляд воспитательные технологии способствуют эффективному саморазвитию личности

«Современные воспитательные технологии саморазвития личности

в современной школе»

(районный семинар классных руководителей при МОУ Лямбирская СОШ №1, 31.03.08.)

В последнее время в социальной сфере резко усилились политические, экономические, экологические процессы, принимая подчас кризисный характер. Это вынуждает человека усиливать свою жизненную активность, проявлять все способности к выживанию и развитию.

И поэтому одним из направлений воспитательной работы школы на современном этапе является подготовка ученика как личности интеллектуальной, высоконравственной, творческой, стремящейся к постоянному самосовершенствованию, создание условий в школе для дальнейшей социальной адаптации учащихся.

Сегодня в пространстве социального воспитания имеются разнообразные технологии, опирающиеся на субъектную активность личности и ставящие целью развивать различные ее виды.

Особенностью воспитательного процесса в школе, осуществляющей технологию саморазвития личности, является ее направленность на самовоспитание и самосовершенствование школьников. Внеурочная деятельность учащихся должна удовлетворять их потребности в саморазвитии с помощью методов и форм, обеспечивающих переход от воспитания к самовоспитанию.

В своей практике классного руководителя я опираюсь на технологию саморазвития личности, автором которой является профессор Института развития образования г. Селевко совместно с группой ученых-практиков.

Главными аспектами технологии саморазвития являются:

— индивидуальный подход, развитие индивидуальности каждого ученика;

— создание благоприятных условий для саморазвития, самовоспитания;

— признание прав ребенка: на ошибку, свободу выбора вида деятельности, добровольное участие, собственное мнение

В своей работе я руководствуюсь принципом гуманизма (во всех мероприятиях и классных делах ориентироваться на общечеловеческие ценности: нравственные и демократические) и

принципом удовлетворения разнообразных потребностей саморазвития.

Воспитательную деятельность организую как удовлетворение не только познавательных потребностей, но и ряда других, актуальных для школьного возраста потребностей саморазвития личности:

— в самоутверждении (через самоуправление, ЧТД);

— в самоактуализации ( подготовка себя к адаптации в социуме).

Стараюсь, чтобы внеурочная деятельность учащихся была направлена на:

— развитие уверенности в себе, самоутверждение, самовыражение;

— создание отношений сотрудничества всех участников;

— предоставление ребенку свободы выбора и смены деятельности.

Для реализации поставленных выше целей, пытаясь охватить все стороны жизни учащихся класса и создать для них возможность для самовыражения и удовлетворения потребностей, использую вариант построения деятельности классного руководителя по целевым программам, предложенным известным педагогом О. Газманом: «Учение», «Здоровье», «Общение», «Досуг», «Нравственность», «Семья».

Цель программы «Семья», которую я включила в план своей воспитательной работы, предусматривает: сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности. Задачами программы являются:

· организация и совместное проведение досуга детей и родителей;

· организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;

· создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;

· создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель».

Работа с родителями – один из труднейших участков в деятельности учителя. Эта работа требует разносторонней подготовки, прежде всего знания психологии и педагогики. Когда я принимаю новый класс, меня волнует в одинаковой степени, что представляют из себя мои будущие ученики, какие у них родители, как они воспитывают своих детей, будут ли они моими помощниками.

Знакомство с жизнью семьи начинается с анкеты, которую по моей просьбе заполняют родители перед началом учебного года. На протяжении всех лет обучения ставлю перед собой задачу – проводить работу с родителями так, чтобы, уходя, с собрания они всегда имели надежду, что вместе мы можем преодолеть многое. Многие классные мероприятия проводятся с участием родителей. Это и спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», развлекательно-познавательные конкурсы, такие как «Счастливый случай», «Верно служу – ни о чем не тужу», «Весенняя сессия», «Парни на все 100» и другие, где родители являются как членами жюри, так и участниками. Общие дела и интересы сплачивают детей и родителей, воздействуют на формирование личности ребенка.

Родительские собрания – одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей, формирующая их общественное мнение, родительский коллектив. Я провожу собрания, используя разные формы сотрудничества. Это и собрания-диспуты, практикумы, беседы.

Перед каждым собранием родители отвечают на вопросы анкеты, что позволяет мне лучше узнать их интересы, компетентность в рассматриваемых проблемах.

Так, например, к собранию на тему «Взаимоотношения в семье» были предложены следующие анкеты:

1. Кому из членов семьи доверяешь секреты?

2. Все ли знают о тебе родители?

3. Понимают ли тебя мама и папа?

4. Всегда ли справедливы к тебе в семье?

5. Если тебе плохо, то к кому ты обращаешься в первую очередь?

Анкеты для родителей включали следующие вопросы:

1. Доверяют ли вам дети свои секреты? Если «Да», то кому?

2. Всегда ли вы справедливы к детям?

3. С кем из членов семьи наиболее близок ваш ребенок?

4. Кому из членов семьи ребенок рассказывает о своих делах?

Содружество семьи и школы выражается также в том, что родители вникают в дела класса, в его жизнь, участвуют в оформлении интерьера, ремонте класса. Работа с родителями включает в себя и посещение семей.

Родители нуждаются в помощи школы, им нужно помочь овладеть навыками, которые бы способствовали развитию позитивных детско-родительских отношений.

Работа с родителями – это экзамен, который должны достойно выдержать обе стороны: и учитель, и родители. На родительском собрании всегда говорю что-то хорошее о каждом ребенке, не зачитываю оценки слабых учеников, не отчитываю родителей за промахи детей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *