какие надпредметные навыки развиваются у учеников

Формирование надпредметных умений учащихся 7–11-х классов на уроках информатики посредством алгоритмизации деятельности

Актуальность и перспективность опыта

“Информатика, информационные и коммуникационные технологии оказывают существенное влияние на мировоззрение и стиль жизни современного человека. Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Можно сказать, что она представляет собой “метадисциплину”, ориентированную на достижение метапредметных результатов, способствуя формированию общеучебных умений и навыков, обеспечивая технологическую основу в системе открытого образования, создавая условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий.

Становление непрерывного курса подготовки школьников в области информатики и ИКТ, совершенствование содержания и методики обучения этому предмету в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества является одним из актуальных направлений развития системы непрерывного образования”.

В школе была проведена диагностика соответствия запросов учителей и родителей к знаниям и умениям учащихся разных возрастных категорий по теме “Информационные коммуникационные технологии” реальным возможностям учащихся в данной области.

Анализ результатов проведённых анкет выявил противоречие.

Противоречие – несоответствие современных требований общества к учащимся по применению компьютерных знаний в повседневной жизни реальным умениям учащихся в области информационных коммуникационных технологий.

Проблема – при минимальном количестве уроков информатики на базовом уровне и большом объёме изучаемого материала по предмету “Информатика и ИКТ” развивать надпредметные умения использования компьютера во всех предметных областях.

Ведущая педагогическая идея опыта, его новизна

Ведущая педагогическая идея опыта – идея практико-ориентированного обучения через создание алгоритмов деятельности при решении учебных и практических задач.

Новизна опыта – формирование надпредметных умений учащихся в области информационных коммуникационных технологий при решении учебных и практических задач.

Уровень новизны – рационализация (результативное гибкое применение уже известных подходов, новизна проявляется в деталях, новом сочетании методов и приёмов для достижения поставленных целей).

Теоретическая база опыта

Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного развивающего процесса на уроках соблюдаются для всех учащихся. Но индивидуальные образовательные программы составляются для учеников, либо проявляющих интеллектуальные способности при изучении конкретных тем, либо имеющих по ряду причин “пробелы” в знаниях.

Постановка целей и задач педагогической деятельности

Цель педагогической деятельности: формирование надпредметных умений учащихся 7-11 классов через составление алгоритмов деятельности при решении учебных и практических задач на уроках информатики.

Организация учебно-воспитательного процесса

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом на курс информатики и ИКТ в основной школе отводится в 8 классе 1 час в неделю, в 9 классе – 2 часа в неделю, в старшей школе в 10 и 11 классах по 1 часу в неделю.

По учебному плану школы в 7 классе на информатику дополнительно отводится 2 часа в неделю из школьного компонента (68 часов в год), в 8 классе из школьного компонента добавлен 1 час и суммарно на информатику отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год. Причины увеличения часов – отсутствие уроков информатики в 5 и 6 классах, запрос школы на дальнейшее использование учащимися приобретенных знаний и умений в практической деятельности, и создание ими информационных объектов для оформления результатов учебной работы.

В 10 и 11 классах проводятся элективные курсы “Компьютерная графика”, “Сайтостроение”, “Готовимся к ЕГЭ по информатике”.

Проводится внеклассная работа по предмету – организация олимпиад, конкурсов на районном, областном, всероссийском уровнях; организация информационных соревнований в школе; работа школьного сайта.

Уроки проходят в специализированном компьютерном кабинете, оснащённом тринадцатью компьютерами, одним ноутбуком, проектором, интерактивной доской, чёрно-белым и цветным лазерными принтерами, сканером, цифровым фотоаппаратом.

Классы делятся на группы по 12-13 человек. Деление основано на диагностике учебной деятельности учащихся (интеллектуальные способности, темп работы на компьютере). Возможен переход учащихся из одной группы в другую по результатам учебной деятельности в течение всего учебного года.

В результате опыта работы было выявлено несоответствие между необходимостью использования учащимися умений по ИКТ в других предметных областях и их сформированностью на разных этапах обучения, согласно примерной программе базового курса “Информатика и ИКТ” в основной общей и средней (полной) школе.

Формы и методы учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения

В описании опыта представлена система работы по формированию надпредметных умений у учащихся через составление алгоритмов деятельности при решении учебных и практических задач на уроках информатики.

1. Основные понятия

Метапредметные результаты включают “освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками исследовательской, проектной и социальной деятельности”.

Надпредметные умения учащихся – это универсальные для многих школьных предметов способы получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной учебной дисциплины; они обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. (По Громыко Н.В.)

Алгоритмическое мышление осуществляется в соответствии с установленной последовательностью элементарных операций, необходимых для решения задач данного класса.

Метапредметный подход в преподавании учебных программ, реализующийся в формировании надпредметных умений, позволяет учащимся определять смысл учения и развивает желание учиться.

Громыко Нина Вячеславовна, кандидат философских наук, выделяет четыре основных метапредмета — метапредмет “Знание”, метапредмет “Знак”, метапредмет “Проблема”, метапредмет “Задача”, хотя список метапредметов открыт; и в настоящее время разрабатываются другие метапредметы.

Перечисленные метапредметы не преподаются в рамках общеобразовательной школы, но могут накладываться на содержание учебных курсов, в частности по информатике, способствуя развитию у учащихся мобильности, креативности, умения применять свои знания на практике, мыслить нестандартно.

Данный опыт раскрывает систему работы по формированию надпредметных умений у учащихся через составление алгоритмов деятельности при решении учебных и практических задач на уроках информатики.

2. Планирование изучения темы

3. Формы, методы, приёмы, средства обучения для развития алгоритмического мышления, направленные на формирование надпредметных умений, классифицированные по структурным элементам учебного занятия

При обучении учащихся с 7 по 11 класс учитель сталкивается с особенностями подросткового и юношеского возраста.

Т.к. надпредметные умения обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса и обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, то систематическая работа по их формированию невозможна без учёта возрастных особенностей учащихся.

При выборе предложенных форм, методов, приёмов и средств обучения по формированию надпредметных умений учащихся следует опираться на ведущие виды деятельности в конкретном возрасте учеников.

Перечисленные в работе формы, методы и приёмы не являются полным перечнем дидактических единиц, применяемых на уроках, но они наиболее чётко работают над формированием надпредметных умений в создании алгоритмов деятельности любой поставленной задачи.

Использование в системе описанных форм, методов, приёмов и средств обучения составлению алгоритмов деятельности при решении учебных и практических задач на уроках информатики в 7-11 классах (в соответствии с психолого-возрастными особенностями возраста учеников) способствует формированию надпредметных умений учащихся.

Полный текст работы представлен в Приложении 1 (со списком используемой литературы).

Источник

Формирование надпредметных умений и навыков на уроке

какие надпредметные навыки развиваются у учеников. Смотреть фото какие надпредметные навыки развиваются у учеников. Смотреть картинку какие надпредметные навыки развиваются у учеников. Картинка про какие надпредметные навыки развиваются у учеников. Фото какие надпредметные навыки развиваются у учеников

Формирование надпредметных умений и навыков на уроке.

Формирование надпредметных способностей – задача, которую ставили перед собой учебные заведения во все времена. И решалась эта задача в каждом предмете по-своему. Из опыта работы стало понятно, что осуществить перенос надпредметных умений и навыков, сформированных в предмете, в надпредметную область не всегда легко, а зачастую просто невозможно. Естественно, встал вопрос: как эту задачу решить вне предмета и при этом не уйти от предмета. Стала пробовать, и даже появились кое-какие положительные результаты.

Так, на уроке литературы в 10 классе по теме «Жизнь и творчество Н. В. Гоголя» я попросила учащихся определить цель урока и его задачи. При этом мы чётко поняли, что такое цель, а что такое задачи, развели эти понятия с точки зрения семантики и выяснили, что цель – это то, к чему стремятся, что надо осуществить, задача же – то, что требует исполнения, разрешения.

Значит, чтобы прийти к намеченной цели, необходимо выполнить ряд задач, направленных на её осуществление. Следовательно, при выполнении любой работы в проектно-исследовательском режиме эти знания просто необходимы.

Выйдя за рамки предмета, учащиеся глубоко осмыслили (казалось бы, хорошо им знакомые) понятия и, вернувшись в предмет, теперь уже осознанно попытались определить цель и задачи урока.

Конечно, нелегко это было сделать сразу, но главное учащимися было понято и принято.

Как при этом разворачивается на уроке деятельность учителя и деятельность ученика? Ответ на этот вопрос можно представить в виде таблицы, которая выглядит следующим образом:

В конце урока через рефлексию ребята смогли уже более грамотно оформить своё понимание цели и задачи по конкретной теме. Так, целью урока они определили следующее: расширить своё представление о писателе как личности через осмысление его судьбы и творчества. Задачи же сформулировали так:

1) вспомнить основные биографические данные Н. В. Гоголя, которые повлияли на формирование мировоззрение писателя;

2) выяснить, как знания о судьбе писателя, его мировоззрении помогают понять читателю идейное содержание произведений.

Всего несколько минут понадобилось нам для того, чтобы обозначить и понять, как важно для каждого человека научиться ставить перед собой цель и определять задачи, выполнение которых необходимо для её осуществления.

Источник

Формирование надпредметных способов учебной деятельности как условие достижения качественных результатов образования

какие надпредметные навыки развиваются у учеников. Смотреть фото какие надпредметные навыки развиваются у учеников. Смотреть картинку какие надпредметные навыки развиваются у учеников. Картинка про какие надпредметные навыки развиваются у учеников. Фото какие надпредметные навыки развиваются у учеников

Новгородова Ольга Дмитриевна

учитель французского языка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Хамагаттинский саха-французский лицей

Республика Саха (Якутия)

Формирование надпредметных способов учебной деятельности как условие достижения качественных результатов образования

В современной дидактической литературеобщеучебные умения называют надпредметными способами учебной деятельности т.е. способами самостоятельного добывания знаний. Овладение умениями и навыками происходит на базе усвоенных знаний: научных и прикладных, методологических и логических, исторических и философских, знаний о способах деятельности.

Общие учебные знания (как фундаментальные), одним из которых является умение читать, воспроизводить содержание текста, высказывать свои мысли, отличать существенное и второстепенное.

Специальные учебные умения (по предмету), представленные в учебных программах.

Необходимо понять, что нет какого-то набора правил и предписаний, уникального способа, который мог бы дать положительный результат в обучении за короткое время. Каждый ученик индивидуален, но есть очень много различных способов учения, о которых учащиеся должны знать и которыми должны владеть.

Наиболее ценной формой самосознания является открытие учеником способов мышления. Которые приводят к определенным результатам, а именно, к переходу от интуитивного представления к осмыслению своей деятельности при выполнении учебных задач, а также нахождению их творческого решения.

В ходе планирования урока на любом из его этапов: целеполагание, этапы содержания учебного материала, выбор методов обучения и т.д. требуется обращение учителя к проблеме формирования общеучебных умений. Все настолько взаимосвязано в уроке, что незнание, неумение учителя влекут за собой очень серьезные последствия: ближние – качество отдельного урока, отдаленные – уровень развития личности ученика.

В основе организационной работы по формированию обшеучебных умений лежит требование систематических занятий учителя с учащимися.

Обратимся к терминам «умения» и «навыки». Необходимо отметить, что к формулировкам их определений в литературе единого подхода нет. Понятие «умение», довольно сложное и многогранное, употребляется в двух смыслах. Простые умения связывают с действиями, совершаемыми на основе конкретных знаний: учитель объяснил, показал, ученик повторил один или несколько раз и далее он это действие производит, уже не думая о нем (навык). Более сложные умения связаны и с более сложными действиями, которые основаны на целой системе знаний, простых умений и навыков.

Умение – это готовность выполнять действие(А.В.Усова); способность выполнить работу качественно, в новых условиях и в определенные сроки (К.К.Платонов); возможность выполнять действие (деятельность) в соответствии с целями и условиями, в котором приходится действовать (педэнциклопедия). Модификаций термина «умение» много. Главное понятие – эффективность выполнения действия.

Навык – это автоматизированное сознательное действие человека, характеризующееся высокой мерой усвоения; действие, доведенное до автоматизма, то есть выполнение действия «само собой». Суть содержания навыка – в смысле слов «автоматизм» (промежуточный результат формирования умения) и «автоматизированный» (конечный результат формирования и применения на практике).

Умения и навыки формируются в действиях, но формируются разными путями. Умения – через упражнения в изменяющихся условиях, то есть постоянное перенесение действий в новые условия, в новую ситуацию. Навыки приобретаются в многократных упражнениях в одних и тех же условиях деятельности. Действие выполняется автоматически, контроль осуществляется подсознательно, что ведет к разгрузке мозга. Ученик, владеющий навыком, может совершать действие быстрее и эффективнее, нежели тот, у которого навык менее автоматизирован, что ведет к сокращению времени на выполнение любого действия, уменьшает количество ошибок.

Для чего необходимо формировать умения и навыки? Для того, чтобы научить учащихся учиться. В основе умения учиться лежит позиция ученика, который не только владеет способами усвоения учебного материала, но и сам регулирует, контролирует и корректирует процесс своего учения. Учиться – значит уметь:

— рационально организовать свой учебный труд;

— самостоятельно добывать знания;

— ориентироваться в стремительном потоке информации.

Формирование любого умения – это процесс длительный, систематический и целенаправленный.

Общеучебные умения и навыки в целом можно выделить в следующие группы:

— специальные умения (или предметные);

— умения рационального учебного труда;

Первая группа умений имеет специфику по каждому учебному предмету. Сущность второй группы умений заключается в самоорганизации, саморегуляции учебной деятельности. Это умения:

— пользоваться различными источниками знаний и оформлять результаты работы с этими источниками;

— планировать и организовывать свою учебную деятельность;

— контролировать результаты и корректировать их;

— управлять своей деятельностью.

Все они взаимосвязаны и представляют единое целое.

Третья группа умений является ядром учебной деятельности. Она объединяет все школьные предметы. Владеть мыслительными операциями: анализа и синтеза, обобщения и дифференциации, абстрагирования и конкретизации, сравнения и аналогии, установления причинно-следственных связей и антиципации – это значит: уметь учиться, быть свободным и уверенным в себе человеком, способным жить в этом быстро меняющемся мире.

В последние годы многие ученые, занимающиеся данной проблемой, в составе общеучебных умений стали выделять и коммуникативные. Коммуникативные умения предполагают владение устной и письменной речью.

В целом владение общеучебными умениями и навыками позволяет учащимся решать познавательные проблемы во всех видах деятельности: получать профессиональные знания, осуществлять непрерывное образование, всегда чувствовать себя комфортно в процессе учения. Вот в этом и эффективность работы школы.

Как формировать любое умение? Основополагающий аппарат составляют теория деятельности С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева и учение о типах ориентировки П.Я.Гальперина и Н.Ф.Талызиной.

Общепринятого перечня, а уж тем более строгой научной системной классификации учебных умений пока не существует. Разные авторы группируют их по разным основаниям: по значимости, по сложности, по возрастам формирования и др. Но, как бы то ни было, каждый учитель вынужден пользоваться ими, ибо без них невозможно осуществить сколько-нибудь эффективное обучение. Каждое умение при использовании его в разных предметах, для решения разных задач и, особенно – по мере развития ребенка от первого класса к выпускному усложняется, требует своего применения в новых областях знаний, в новых обстоятельствах. Учебных умений много и они относятся к факторам, которые необходимо развивать всю школьную жизнь ребенка. Каждое учебное умение должно по-разному, с разной степенью глубины, широты, взаимосвязи с другими умениями продумываться учителем прежде, чем он их будет применять. Половина детей неспособно сходу, без напоминания, без подготовки необходимых учебных умений осознанно воспринимать новый учебный материал. Общеучебные умения являются мыслительными инструментами, с помощью которых это понимание достигается.

Мы остановились на технологии Поташник М.М. и Левит М.В., которые предлагают следующую классификацию основных общеучебных и надпредметных умений:

— читать осмысленно, понимать прочитанное;

— запоминать и воспроизводить по памяти устный и письменный текст;

— вести учебный диалог;

— читать карту, таблицу, диаграмму;

— отвечать на вопросы, решать задачи, проблемы;

— ставить вопросы, формулировать задачи, видеть проблемы;

— составлять простой и сложный планы;

— составлять тезисы, конспекты;

— составлять структурные и логические схемы;

— записывать содержание урока;

— пересказывать текст устно, излагать письменно;

— создавать текст по образцу;

— действовать по инструкции, алгоритму;

— создавать текст по заданной теме, виду, жанру;

— использовать приобретенные знания в стандартной (аналогичной) ситуации;

-«переносить»- использовать приобретенные знания в нестандартной (новой) учебной ситуации.

На примере одного класса, хотела бы показать выявление степени обученности. Для начала изучили и адаптировали к своим учебным условиям предложенную классификацию.

В конце учебного года учащиеся 5-8 классов сдают переводной экзамен по французскому языку по заданиям, разработанными нами в результате тщательного анализа контрольных измерительных материалов ЕГЭ по всем видам речевой деятельности. На экзамене проверялись уменияучащегосяиспользоватьиностранный язык, а не то, что ученик знает о языке, т.е. проверяли, как ученик умеет слушать и понимать, читать и понимать, употреблять грамматические формы и лексику в соответствии с коммуникативным заданием, писать личное письмо и письменное высказывание с элементами рассуждения.

Все задания разрабатываются на текстовой основе. Почему текст? Умение работать с текстом является одним из основных общеучебных умений. Работа с текстом встречается во всех предметах, будь то математика химия, физика, не говоря о гуманитарных предметах. Навык чтения считается фундаментом всего последующего образования. Именно умение работать с текстом формирует такие важные компетенции, как устанавливать логико-смысловые связи, понять причинно-следственные связи в тексте, интерпретировать информацию и делать выводы, уметь отделять главные факты от второстепенных, детально понимать и интерпретировать и т.д.

Источник

что такое надпредметные навыки?

Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно умения, прежде всего, и развивает учитель, работая с учениками на определенном предметном содержании.

Традиционно педагог обращал внимание на предметное содержание и предметные умения. Вместе с тем в жизни мы нечасто сталкиваемся с задачами, аналогичными предметным. Напротив, чаще всего жизненные задачи требуют надпредметных умений, которые в школьной практике называют общеучебными умениями.

Специальному формированию умений этого типа не уделялось необходимого внимания, овладение ими не выделялось как отдельный компонент требований к результатам обучения, а поэтому фактически не контролировалось и не оценивалось учителем. На сегодняшний день, когда меняется представление о целях и ценностях образования, когда более важными становятся не конкретные знания, а умения их добывать, такие практико-ориентированные умения становятся все более актуальными.

В научной литературе нет однозначного определения содержания и структуры общеучебных умений и навыков. Я предлагаю принять за основу такую классификацию:

1. Учебно-организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися. К ним относятся:
определение индивидуальных и коллективных учебных задач;
выбор наиболее рациональной последовательности действий по выполнению учебной задачи;
сравнение полученных результатов с учебной задачей;
владение различными формами самоконтроля;
оценивание своей учебной деятельности и учебной деятельности одноклассников;
определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;
постановка цели самообразовательной деятельности;
определение наиболее рациональной последовательности действий по осуществлению самообразовательной деятельности.

2. Учебно-информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся:
работа с основными компонентами учебника;
использование справочной и дополнительной литературы;
различение и правильное использование разных литературных стилей;
подбор и группировка материалов по определенной теме;
составление планов различных видов;
создание текстов различных типов;
владение разными формами изложения текста;
составление на основе текста таблицы, схемы, графика;
составление тезисов, конспектирование;
подготовка рецензии;
владение цитированием и различными видами комментариев;
подготовка доклада, реферата;
использование различных видов наблюдения;
качественное и количественное описание изучаемого объекта;
проведение эксперимента;
использование разных видов моделирования.

3. Учебно-интеллектуальные общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач. К ним относятся:
определение объектов анализа и синтеза и их компонентов;
выявление существенных признаков объекта;
определение соотношения компонентов объекта;
проведение разных видов сравнения;
установление причинно-следственных связей;
оперирование понятиями, суждениями;
классификация информации;
владение компонентами доказательства;
формулирование проблемы и определение способов ее решения.

4. Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми. К таким навыкам относятся:
выслушивание мнения других;
владение различными формами устных публичных выступлений;
оценка разных точек зрения;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *