какие наиболее распространенные объединения корпораций в россии
Типы корпоративных объединений (включая примеры фактически существующих).
Объединения корпораций — это создаваемые коммерческими и некоммерческими юридическими лицами в целях координации своей предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов договорные образования, основанные на принципах добровольности, общности экономических интересов, равноправия и самоуправления участников совместной деятельности и объединения в целом в формах, предусмотренных законодательством.
Помимо общих принципов построения корпоративных взаимоотношений, в каждом корпоративном объединении могут возникать определенные особенности, вызванные спецификой организационной структуры корпорации, приобретенной собственности и др. Наиболее распространенные формы корпоративных объединений в России:
Ассоциация. Добровольное объединение физических и (или) юридических лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение членов.
Консорциум. Временное объединение корпораций, банков и других организаций на основе общего соглашения для осуществления капиталоемкого проекта или совместного размещения займа (несет солидарную ответственность перед заказчиками).
Концерн. Крупное объединение предприятий, связанных общностью интересов, договорами, капиталом, участием в совместной деятельности (часто такая группа объединяется вокруг холдинга, держащего акции этих корпораций).
Синдикат. Объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию, в целях организации ее коллективного сбыта через единую торговую сеть.
ФПГ (Финансово-промышленная группа). Зарегистрированная в установленном порядке в соответствующих ведомствах группа юридически независимых предприятий, финансовых и инвестиционных институтов, объединивших свои материальные ресурсы и капиталы для достижения общей экономической цели. Центральной (головной) корпорацией в ФПГ может быть как специализированная организация – «управляющая компания», так и входящее в группу производственное предприятие или объединение, банк, финансовая или страховая компания.
Холдинг. Акционерная компания, владеющая контрольными пакетами акций, управляющая или контролирующая деятельность других компаний, предприятий с целью осуществления контроля над их операциями. Холдинговая компания может не владеть собственным производственным потенциалом и не заниматься производственной деятельностью.
Корнер. Форма корпоративных объединений с целью переброски, аккумулирования, использования капитала для овладения рынками какого-либо товара. Соединённый капитал используют для скупки акций отдельных интересующих корнер корпораций с тем, чтобы впоследствии перепродать их, либо завладеть контрольным пакетом акций.
Трест. Объединение фирм, руководящиеся решением единого центра.
Конгломератное объединение. Группа предприятий, принадлежащих одной фирме и осуществляющих одну или более стадий производства разнообразных продуктов.
Конгломератное слияние. Слияние фирмы одной отросли с фирмой другой отросли.
Союз. Объединение по признакам в целях обеспечения общих интересов участников государственных, международных и иных организаций.
Франчайза. Объединение, где крупные корпорации обязуются снабжать мелкие компании своими товарами, рекламными услугами, технологиями и т.д.
Картель – Одна их основных форм соглашений о монополизации рынка, в отличие от концернов и трестов непосредственно не затрагивающих производственную и коммерческую самостоятельность вступивших в союз предпринимателей, договаривающихся между собой о монополизации и разделе рынка, об объемах (квотах) производства и реализации продукции, условиях сбыта товаров и найма рабочей силы, ценах и сроках платежа, рационализации производства и управления, обмене партнерами. Бывают внутренние, экспортные, импортные и международные. Создаются с целью ограничения конкуренции, монополизации производства и сбыта того или иного товара, установления на него единой, Обязательной для всех участников соглашения, монопольной цены и получения более высокой, чем средняя, прибыли.
Основные цели объединений:
· Увеличение рыночной доли
· Снижение издержек по сравнению с конкурентами
· Укрепление конкурентных позиций
· Рост применения инноваций.
Пример
Известно, например, что ОАО «Кондитерский концерн “Бабаевский”» занимает ведущие позиции по объему реализации продукции на российском кондитерском рынке. Его создание началось после того, как в 1995 г. Инкомбанк купил контрольный пакет акций Бабаевской фабрики. Сейчас в его состав входят ОАО «Бабаевское», ОАО «Рот Фронт», ОАО «Южуралкондитер», ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика», ЗАО «Шоколадная фабрика “Новосибирская”», сеть торговых домов в Мурманске, Оренбурге, Смоленске, Казани, Омске, Тамбове, Красноярске, а также в Белоруссии. Концерн совместно с банком ведет активную политику на рынке, скупая региональные фабрики и развивая распределительную сеть. Вот мнение генерального директора концерна: «Будущее за крупными корпорациями, концернами типа нашего. Мелким будет тяжело, ведь только мы собираемся в ближайшем будущем занять треть российского кондитерского рынка»
Компания Chrysler, занимающая третье место в мире среди производителей машин, объединилась с Daimler-Benz потому, что самостоятельно она дальше не могла процветать.
Какие наиболее распространенные объединения корпораций в россии
Корпоративное право в таблицах и схемах
Глава 4. Виды корпоративных объединений
«Концентрация и централизация капитала и производства приводят не только к образованию монополий, но и к появлению в хозяйственной жизни иных структур, образно говоря, молекулярного уровня. Это различного рода объединения юридически самостоятельных субъектов (обычно юридических лиц), связанных отношениями экономической зависимости».
§1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О КОРПОРАТИВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
ПОНЯТИЕ «КОРПОРАТИВНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ»
КЛАССИФИКАЦИЯ КОРПОРАТИВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
§2. ХОЛДИНГ
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ХОЛДИНГА
СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ХОЛДИНГОВ В РОССИИ
ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ХОЛДИНГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ (отношений экономического контроля)
— преобладающее участие одного общества в уставном капитале другого
— «иным образом определять решения», в том числе:
— косвенный контроль (через третьих лиц)
— право определять персональный состав органов управления через аффилированных лиц
— предоставление участникам (акционерам) прав по корпоративному договору
— другие обстоятельства, перечень которых является открытым (ст.67.3 ГК РФ), в том числе фактический контроль
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ХОЛДИНГА КАК КОРПОРАТИВНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
— Совокупность формально независимых юридических лиц, волю которых формирует холдинговая компания (основное общество) как центр интегрированной системы.
— Наличие экономического контроля одного участника над другими.
— Организационное единство (корпоративное управление осуществляется через органы юридических лиц, входящих в состав объединения).
— Осуществление согласованной политики в сфере деятельности участников холдинга, консолидированная позиция на рынке.
— Создание холдинга не влечет за собой его регистрацию.
— Холдинг как объединение юридических лиц может выступать субъектом отдельных правоотношений (в налоговой сфере, в сфере защиты конкуренции).
ВИДЫ ХОЛДИНГОВ ПО ТИПУ ЗАВИСИМОСТИ
ВИДЫ ХОЛДИНГОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФУНКЦИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕСТВА
ВИДЫ ХОЛДИНГОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ
ВИДЫ ХОЛДИНГОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ФОРМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ
— Горизонтальный тип холдинга может быть признан в соответствии с Законом о конкуренции картелем.
ВИДЫ ХОЛДИНГОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
ВИДЫ ХОЛДИНГОВ ПО СИСТЕМЕ УЧАСТИЯ
ВИДЫ ХОЛДИНГОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТЕРРИТОРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВИДЫ ХОЛДИНГОВ С ПОЗИЦИИ ОТРАСЛЕВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
Что такое концерн?
В современной экономике практически все крупные корпорации представляют собой объединения множества компаний. Они могут иметь различную структуру и характерные особенности, но обычному человеку сложно разобраться во всех отличительных чертах.
Почему компании объединяются в концерны, и какие они получают преимущества? В чем отличие концернов от других типов объединений? Какие существуют виды концернов, и какие компании России, США и Европы можно считать концернами? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в данной статье.
Что такое концерн?
Концерн – это одна из многочисленных форм объединения самостоятельных предприятий разных отраслей экономики. Все субъекты концерна остаются отдельными юридическими лицами, однако теряют часть своей независимости, так как становятся вынуждены следовать общей стратегии и политике группы, подчиняться единому руководству.
Во главе концерна обычно стоит самая крупная компания, имеющая контрольные пакеты акций других организаций или договор о сотрудничестве – такой вид концерна перекликается с объединениями холдингового типа. Но концерн может состоять и из равноправных компаний, объединяющих свою экономическую деятельность на основе договора и общей рыночной стратегии. В любом случае в концерне выбирается единое руководство, способное контролировать все предприятия не только посредством права собственности (владением голосующими акциями), но и посредством прямого управления.
Обычно концерн образуется вокруг производственных предприятий, которые имеют контроль над транспортными, торговыми и – что часто выделяют как характерную черту именно концернов – финансовыми компаниями. Например, немецкий концерн Volkswagen состоит не только из предприятий, производящих автомобили, но и из компании электронной, судостроительной, финансовой и других отраслей.
Важно! В российском законодательстве нет такого понятия, как концерн, поэтому на практике зачастую происходят расхождения в толковании этого слова. В разных источниках указываются разные характерные черты концернов, поскольку официально принятого определения не существует.
История возникновения концернов
По разным версиям, термин «концерн» пришел в русский язык из английского (concern) или немецкого (Konzern) языка. Однако это не особо важно, так как корни этого слова в обоих случаях латинские, где «concernere» означало «смешивать».
Родиной концернов принято считать Флоренцию конца XIV века, когда Козимо Медичи создал объединение торговых, банковских и транспортных компаний, ведущих свою деятельность в нескольких частях света: Европе, Азии и Африке.
Однако само понятие концерна сформировалось намного позже – лишь в XVIII веке, когда промышленная революция заставила предприятия объединяться для повышения конкурентоспособности, а финансовые организации стали играть более весомую роль в экономике развитых стран.
Больше всего развитие концернов связывают с немецкой экономкой, так как именно в законодательстве Германии они закреплены как официальная форма объединения предприятий. В русском языке концернами до сих пор чаще всего называют европейские объединения компаний: например, немецкие корпорации Siemens AG, Volkswagen AG и Drägerwerk AG. Широкое распространение они приобрели и в Японии: Mitsubishi Group, Hitachi LTD и другие. Зато американские объединения такой же структуры чаще называют финансово-промышленными группами.
Российскими организациями, которые чаще всего называют концернами, являются относительно небольшие компании АО «Концерн «Калашников», АО «Электроприбор», АО «НПО Энергомаш» и НПФ «Технохим». Теоретически и крупные российские компании, как «Газпром», подходят под характеристики концернов, однако за ними больше закрепилось название «холдинги».
Последние десятилетия наблюдается быстрое развитие сектора высоких технологий, которое коснулось и концернов. Если в XX веке крупнейшие компании в основном занимались производством автомобилей и промышленного оборудования, то в XXI веке акцент сместился на высокотехнологичное производство.
Примером концерна нового поколения можно назвать китайскую компанию Xiaomi. Она была создана в 2010 году и начала свою деятельность с разработки прошивки для смартфонов на базе операционной системы Android. Далее компания начала производить смартфоны, планшеты и наушники. Сейчас же Xiaomi владеет контрольными пакетами акций более 200 компаний, которые производят под собственным брендом или брендом Xiaomi бытовую электронику, спортивные товары, товары для дома, аудиооборудование, велосипеды и скутеры, ювелирные украшения и многое другое.
Классификация концернов
Изначально все концерны образовывались объединением предприятий одной технологической цепочки: первая компания занимается производством, вторая – транспортировкой, третья – продажей. Такие структуры называются вертикальными.
Во второй половине XX века стали распространятся концерны с горизонтальной интеграцией, поскольку крупные компании, стойко пережившие вторую мировую войну, стремились диверсифицировать свой бизнес. И обстановка для этого была более чем удачной: множество мелких компаний оказались после войны в сложном экономическом положении и были либо выкуплены, либо были вынуждены добровольно примкнуть к крупным корпорациям, которые и стали обладателями бизнесов из различных отраслей. Таким образом, концерны делятся на вертикальные (одна цепь производства) и горизонтальные (объединение компаний разных отраслей).
Отдельного внимания заслуживают конгломераты, которые иногда рассматриваются даже не как подвид концерна, а как отдельный тип объединений. Конгломерат также образовывается путем поглощений множества фирм одной крупной компанией: этот термин наиболее распространен в США, где им называют структуры, поглотившие большое количество фирм различных отраслей в короткие сроки. При этом связи по производству и сбыту настраиваются путем дальнейшего сращивания бизнесов под одним брендом.
Другая классификация – по типу подчинения. Как уже было сказано, концерн может образоваться в результате поглощения структуры крупной компанией. Тогда она станет материнской, остальные фирмы – дочерними, а объединение будет называться концерном подчинения. Если же объединение создается на добровольной и договорной основе, то оно будет носить название концерна координации.
Преимущества концернов
Благодаря объединению в одну сеть, субъекты конгломератов получают преимущества, помогающие увеличить конкурентоспособность каждого из них:
Недостатки концернов
Недостатки концернов главным образом связаны с тем, что они представляют собой одну из форм монополии. Причем чем ближе компания к монопольному положению, тем сильнее снижается конкуренция, что приводит к следующим последствиям:
В дополнение к этому можно сказать, что головные компании могут ущемлять права других акционеров, владеющих долями дочерних предприятий объединения. Реальная власть находится лишь в руках руководства концерна.
Отличия концернов от других объединений
В отличие от холдингового объединения, субъекты концерна обладают большей самостоятельностью в принятии решений и большей независимостью в экономической деятельности. Хотя границы между этими формами объединений условны. Более явным отличием можно назвать то, что концерны традиционно представлены в виде производственной компании с ее вспомогательными структурами. Холдинги же могут быть, например, полностью финансовыми, не имеющими своего производства.
Наименее тесной формой объединения является картель – его участники равны и не теряют своей независимости, хотя должны подчиняться установленным договоренностям. Синдикаты также позволяют снизить конкуренцию между членами объединения: они сохраняют производственную независимость, но утрачивают коммерческую. То есть члены синдиката производят продукцию самостоятельно, но реализуют ее через объединенные конторы. Тресты же являются наиболее прочными объединениями, так как их участники объединяют и производственные силы, и механизмы сбыта.
5.6. Объединения корпораций
Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество, или участвовать в таком обществе.
К объединениям предприятий относятся ассоциации, концерны, консорциумы, межотраслевые и региональные союзы, холдинговые компании и др.
Организация и деятельность объединения предприятий любой формы должны строиться на следующих основных принципах: •
добровольность объединения на основе общности экономических интересов; •
равноправие участников совместной деятельности; •
свобода выбора организационной формы объединения; •
самоуправление участников и объединения в целом; •
организация отношений между участниками на договорной основе.
Предприятия, входящие в состав объединения, сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.
Ассоциация (союз) — это организация созданная коммерческими юридическими лицами, которая имеет строго определенные цели: координацию осуществляемой ими предпринимательской деятельности, представление и защиту общих имущественных интересов. Возможность непосредственного осуществления объединением деятельности в иных направлениях, в том числе предпринимательской, исключается.
Если цели ассоциации (союза) коммерческих юридических лиц изменились и возникла необходимость ведения деятельности коммерческого характера, объединение должно быть преобразовано в хозяйственное общество или товарищество, участниками которых становятся его члены. При этом реорганизация производится с соблюдением требований ст. 57 ГК. В тех случаях, когда цели объединения не достигнуты, но на него возлагается ведение предпринимательской деятельности, ассоциация (союз) вправе учредить хозяйственное общество либо принять участие в его создании совместно с другими лицами. Прибыль, полученная ассоциацией (союзом) от предпринимательской деятельности учрежденных хозяйственных обществ, не распределяется между ее участниками, а направляется на реализацию уставных целей и задач.
Возможные цели деятельности ассоциации (союза) некоммерческих юридических лиц в Гражданском кодексе РФ не установлены и должны определяться в соответствии с п. 2 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях, допускающим создание некоммерческих организаций, в том числе их объединений, для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих и иных целей, направленных на достижение общественных благ. Ассоциация (союз) также может создаваться с целью координации деятельности объединяющихся организаций, повышения ее эффективности, реализации совместных программ (социальных, благотворительных) и др.
Гражданский кодекс РФ не предусматривает издания специальных актов, определяющих статус ассоциаций (союзов). Однако принят ряд законов, регулирующих отношения, связанные с созданием и деятельностью объединений некоммерческих организаций отдельных видов. В частности, правовое положение союзов (ассоциаций) потребительских кооперативов определяется Законом «О потребительской кооперации» и Законом «О сельскохозяйственной кооперации».
Юридические лица, объединившиеся в ассоциацию (союз), сохраняют свою самостоятельность, факт участия в объединении не влияет на объем правоспособности юридического лица. Оно обладает теми же правами, что и до вступления в ассоциацию (союз).
Ассоциация (союз) является собственником имущества, складывающегося за счет регулярных и единовременных поступлений от участников, а также иных допускаемых законодательством источников (п. 3 ст. 48, п. 3 ст. 212 ГК). Данное имущество используется объединением в соответствии с его специальной правоспособностью. При ликвидации объединения имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, не распределяется между участниками, а направляется на цели, аналогичные целям ликвидируемого объединения.
В России в последние годы стали создаваться холдинги. Они призваны восстановить утерянный контроль государства и министерств за деятельностью государственных предприятий, технологические и кооперационные связи со странами СНГ, прерванные с распадом СССР, а также оживить инвестиционную деятельность в стране и тем самым повысить эффективность функционирования как государственных, так и частных предприятий.
Холдинг — это акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения акций других компаний. Активы холдинга представлены преимущественно акциями других акционерных обществ. Холдинговые системы включают головную (материнскую) фирму, дочерние и внучатые фирмы. При этом материнской компании не обязательно располагать 5% акций дочерних фирм, достаточно гораздо меньшей доли акций, чтобы эффективно контролировать их деятельность.
На Западе единственным ограничением при создании холдинговых компаний является антимонопольное законодательство. В то же время создание холдингов предпочтительнее слияния компаний. Хотя идея холдинговых компаний заимствована за рубежом, наблюдаются существенные различия между зарубежной и российской практикой образования холдингов, а также целей, преследуемых при их создании. Существуют и общие цели: создание холдинга позволяет значительно расширить инвестиционные возможности входящих в него структур, упростить расчеты между ними, диверсифицировать производство, успешнее конкурировать на международном рынке. Однако имеются и серьезные различия между ними.
Зарубежный холдинг, за очень небольшим исключением, представляет собой частную корпорацию, на которую государство может влиять лишь путем общегосударственных актов регулирования экономики. Российские холдинги в большинстве своем базируются на государственной собственности, и соответственно, образуются и управляются государственными органами.
Зарубежные холдинги образуются: •
выделением из материнской компании дочерних предприятий или созданием новых предприятий; •
присоединением (покупкой) предприятий к материнской компании либо слиянием двух или нескольких компаний.
Во всех случаях ядром холдинга становится та материнская фирма, которая в жестких рыночных условиях смогла доказать свою жизнеспособность и право на роль лидера.
Отечественные холдинги образуются: •
выделением из состава существующего предприятия подразделений в качестве самостоятельных юридических лиц и преобразованием их в дочерние предприятия;
• объединением пакетов акций юридически самостоятельных предприятий или учреждением новых АО.
Создание холдинга в первом случае осуществляется по заявке, направляемой в комитет управления имуществом; во втором — комитетом управления имуществом непосредственно.
Зарубежный холдинг — это корпорация, в уставный капитал которой входят акции дочерних предприятий.
Поэтому создание подобных холдингов в России, помимо положительных сторон, о которых говорилось выше, имеет и отрицательные моменты. Существует реальная возможность возрождения административных методов управления, а также превращения холдингов в монопольные структуры в связи со слабым антимонопольным законодательством.
Существует еще такое объединение юридических лиц, как некоммерческое партнерство — разновидносты договорного ассоциативного объединения коммерческих организаций (возможно некоммерческих организаций и граждан), основанного на членстве участников.
Для реализации своих уставных целей в рамках специальной правоспособности некоммерческое партнерство имеет право участвовать в предпринимательской деятельности, в том числе путем непосредственного производства, реализации товаров, услуг, ценных бумаг, а не только путем создания и участия в хозяйственных обществах.
В наше стране в последнее время создаются и торговые дома. Торговый дом — тип внешнеторговой организации, осуществляющей экспортно-импортные операции по широкой номенклатуре товаров и услуг, организующей международную кооперацию производства, научно-техническое сотрудничество, участвующей в кредитно-финансовых операциях и других формах внешнеэкономических связей.
Согласно Закону РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» поргово-промышленные палаты — это общественные организации, которые образуются в целях содействия развитию экономики Российской Федерации, ее интегрированию в мировую хозяйственную систему, формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, созданию благоприятных условий для предпринимателыской деятелыности, урегулированию отношений предпринимателей с их социалыными партнерами, всемерному развитию всех видов предпринимателыства, торгово-экономических и научно-технических связей предпринимателей Российской Федерации с предпринимателями зарубежных стран.
Торгово-промышленные палаты выполняют следующие задачи: •
оказывают помощь российским предприятиям и предпринимателям, представляют и защищают их интересы по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, в том числе и за границей; •
содействуют развитию всех видов предпринимательской деятельности с учетом экономических интересов субъектов Российской Федерации, отраслей народного хозяйства и предприятий; •
организуют взаимодействие между субъектами предпринимательской деятельности, их взаимодействие с государством в лице его органов, а также с социальными партнерами; •
содействуют развитию системы образования и подготовки кадров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации, участвуют в разработке и реализации государственных и межгосударственных программ в этой области; •
оказывают предпринимателям, их объединениям, союзам, ассоциациям информационные услуги, содействуют в организации инфраструктуры информационного обслуживания предпринимательства; •
содействуют развитию экспорта российских товаров и услуг, оказывают практическую помощь российским предприятиям и предпринимателям в проведении операций на внешнем рынке и освоении новых форм торгово-экономического и научно-технического сотрудничества; •
принимают меры в рамках предоставленных им прав к недопущению и пресечению недобросовестной конкуренции и неделового партнерства; •
содействуют урегулированию споров, возникающих между предприятиями, предпринимателями; •
обеспечивают предоставление услуг, необходимых для осуществления коммерческой деятельности иностранных фирм и организаций; •
выполняют другие задачи с учетом положений международных договоров Российской Федерации.
Торгово-промышленные палаты имеют право: •
осуществлять независимую экспертизу проектов нормативных актов в области экономики, внешнеэкономических связей, а также по другим вопросам, затрагивающим интересы предприятий и предпринимателей; •
представлять и защищать законные интересы своих членов в государственных органах; •
оказывать содействие российским и иностранным предприятиям и предпринимателям в патентовании изобретений, по- лезных моделей, промышленных образцов, регистрации товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров; •
проводить по поручению российских и иностранных предприятий и предпринимателей экспертизы, контроль качества, количества и комплектности товаров; •
удостоверять в соответствии с международной практикой сертификаты происхождения товаров, а также другие документы, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности; •
вести негосударственный Реестр российских предприятий и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации и за рубежом; •
организовывать международные выставки, а также обеспечивать подготовку и проведение выставок российских товаров за границей; •
создавать, реорганизовывать и ликвидировать в Российской Федерации и за границей предприятия и учреждения, а также совместно с иностранными предприятиями и предпринимателями учреждать смешанные торгово-промышленные палаты; •
издавать газеты, журналы и другие печатные материалы для обеспечения предпринимательской деятельности; •
самостоятельно определять методы осуществления своей деятельности, устанавливать структуру, штатное расписание, численность работников, формы и размеры оплаты труда и материального стимулирования их труда; •
открывать свои филиалы и представительства, в том числе за границей; •
для разрешения экономических споров в соответствии с законодательством Российской Федерации образовывать третейские суды, утверждать положения о них и порядок рассмотрения споров третейскими судами; •
осуществлять иные полномочия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Торгово-промышленная палата Российской Федерации (именуемая в дальнейшем ТПП России, Палата) является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на членстве, созданной по инициативе территориальных торгово-промышленных палат, российских коммерческих и некоммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, объединяющей своих членов для реализации целей и задач, определенных Законом Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» и ее уставом.
В российской рыночной экономике, которая все еще находится в стадии развития и в которой основным видом ограничения конкуренции являются естественные монополии, оставшиеся еще с советских времен, такое явление, как картели, картельные соглашения встречается довольно редко, тем более что российское антимонопольное законодательство запрещает практически все (за небольшим исключением) виды картельных соглашений.
С одной стороны, это может быть и хорошо, но есть и другая сторона. В экономике развитых капиталистических стран (США, Германии, Японии) с более совершенным антимонопольным законодательством и грамотным государственным регулированием существует много примеров, когда картели не только не приносили вреда, но и давали немалый положительный эффект.
Например, картельные соглашения помогают развитию малых и средних предприятий, позволяют им удержаться на плаву в конкурентной борьбе с более крупными, облегчают им выход на внешний рынок (экспортные картели).
Картель — это ограничивающее конкуренцию соглашение между предприятиями, которые юридически и экономически остаются самостоятельными.
По своему содержанию картельные соглашения могут быть весьма разнообразны. Вершина их расцвета пришлась на период между Первой и Второй мировыми войнами, поэтому представленные ниже виды картелей являются отчасти «историческими формами», относящимися к тому времени, хотя многие из них и сейчас являются образцом практических действий.
Субмиссионный картель — объединяет предпринимателей, в его рамках распределяются общие оферты предложения на государственные заказы; ставит своей целью, чтобы входящие в него предприятия во время тендеров при размещении государственных заказов получали бы в порядке очередности добавку за завышенные цены. Это достигается тем, что во время торгов все члены картеля из числа участвующих в них предлагают продукцию по черезвычай- но завышенной цене. Часто картельным договором предусматриваются компенсационные платежи «победителей» тендера «проигравшим».
Картель, согласующий только единые условия продажи (но не цены), — устанаваливает для всех предприятий-участников опреде- ленные договором условия относительно их гарантийных услуг, сроков поставок, условий оплаты и т.д.
Картель согласованных размеров скидок — определяет условия и размеры скидок для предприятий-участников.
Картель минимальных цен — определяет цены, которые в процессе торговли не могут быть снижены.
Картель единой цены — устанавливает единые для всех членов картеля цены на рынке сбыта. Такой картель возможно создать лишь в том случае, если все входящие в него предприятия имеют примерно одинаковое качество продукции, так как иначе спрос концентрировался бы на продукции высшего качества. Фактически в прошлом большинство картелей единой цены создавались там, где группа предприятий производила достаточно гомогенный, однородный продукт (например, уголь, сталь, цемент). Обычно поводом для создания картеля рассматриваемого типа было падение цен, которое происходило из-за возникновения в отрасли избыточных производственных мощностей. Предприятия-члены картеля путем согласованного сбивания цены пытались переключить спрос на себя. Это часто приводило к тому, что картель единой цены превращался в квотовый картель.
Квотовый картель — выделяет каждому члену картеля определенную квоту (долю) производства продукции, которая не может быть превышена. При этом должно производиться лишь такое количество продукции, которое может быть реализовано при завышенных единых ценах. Кроме того, квотовый картель равномерно воздействует на все предприятия-участники, заставляя их снижать избыточные производственные мощности. Превышение установленных производственных квот карается штрафом, определенным картельным договором. Однако так как превышения квот часто оставались незамеченными, квотовый картель в конце концов трансформировался либо вливался в синдикат.
Синдикат — самая «жесткая» форма картеля. Реализация продукции всех участников синдиката осуществляется по единым ценам исключительно через центр по продажам, принадлежащий синдикату. Таким образом все предприятия-члены обязаны поставлять всю свою продукцию в синдикат, который благодаря этому имеет возможность контролировать соблюдение производственных квот. Нелегальная продажа продукции отдельными членами синдиката предотвращается с помощью самых различных мер, вплоть до постоянного контроля у заводских ворот.
Региональный картель — соглашения между предприятиями о территориальном разделе рынка сбыта между продавцами, благодаря чему отдельный продавец становится монополистом в своем регионе.
Экспортный картель — соглашение по условиям сбыта продукции на иностранных рынках.
Импортный картелы — соглашение импортеров внутри страны, направленное против иностранных фирм экспортеров.
Картелы специализации — каждый его участник обязывается производить один определенный продукт или тип продуктов. Таким образом каждый член картеля получает монопольное положение на рынке определенной продукции.
Картелы структурных кризисов — соглашение, которое должно обеспечить безболезненное свертывание производственных мощностей при устойчивом, не обусловленном коньюктурой сокращении сбыта. Такого рода картельное соглашение заключается обычно во время циклических спадов производства, в условиях, когда баланс спроса и предложения на продукцию отрасли резко нарушен (имеются большие запасы непроданной продукции), цены падают ниже среднеотраслевой себестоимости и значительное число предприятий отрасли вынуждены прекратить производство. В этом случае компании согласовывают между собой масштабы снижения производства и недогрузки мощностей до тех пор, пока избыток продукции не будет продан.
Объединение малых и средних предприятий служит для повышения их конкурентных шансов.
Таким образом, мы видим, что картели могут преследовать совершенно различные цели. Некоторые из них создаются с намерением добиться монопольной власти на рынке путем выбивания конкурентов, другие для того, чтобы пробиться на новый рынок, третьи — чтобы выйти из кризиса, и т.д. Это еще раз подтверждает, что картели могут давать как негативный, так и позитивный экономический эффект, поэтому все процессы, связанные с образованием и деятельностью картелей, подлежат законодательному регулированию и прямому государственному контролю.