какие налоги платят белорусы в россии
Белорусы могут стать самозанятыми в России
Граждане Белоруссии могут использовать режим самозанятости и платить налоги в России наравне с россиянами. Об этом сообщила в своем письме Федеральная налоговая служба России (ФНС). Белорусам, как и гражданам других стран – членов ЕАЭС (Армении, Казахстана и Киргизии), предоставляется право применять российский льготный налоговый режим и получать налоговый вычет.
Налог на профессиональный доход (НПД) появился в 2019 г., когда право регистрироваться в качестве самозанятых получили жители четырех регионов – Москвы, Московской и Калужской областей и Республики Татарстан. В 2020 г. к эксперименту присоединились еще 75 регионов. Сейчас ежедневно в качестве самозанятых регистрируется в среднем 3500 человек, а число плательщиков НПД достигло 1 млн человек, сообщает налоговая служба.
«Популярность НПД связана с простотой регистрации в качестве самозанятого, – считает адвокат, партнер международного центра защиты прав Globallaw Анна Балакина. – Индивидуальный предприниматель (ИП) даже на упрощенной системе налогообложения должен подавать декларацию, вести книгу покупок и продаж, платить страховые отчисления и отчисления в пенсионный фонд. Самозанятый этим не обременен, что упрощает процесс взаимодействия с налоговой инспекцией. Кроме того, даже если ИП не ведет деятельность, он должен производить страховые и пенсионные отчисления, а самозанятый – нет».
Ставка НПД составляет 4% для физических лиц, что существенно ниже налога на доходы физических лиц (13%), которые обычно должны платить граждане при получении доходов. При этом примерно треть отчислений самозанятого (из ставки 4%) идут в ФФОМС, а еще две трети – в бюджет субъекта РФ, в котором он работает как самозанятый, поясняет Балакина.
Благодаря низкой ставке и простоте регистрации режим стал популярным с момента своего появления. «На практике, особенно в связи с развитием удаленной работы (особенно в сфере услуг), компании все чаще предпочитают заключать договоры со специалистами, имеющими статус самозанятых или ИП, – поясняет Балакина. – Это позволяет компаниям экономить на налоговых отчислениях (освобождает от уплаты 13% НДФЛ) и отчислениях в фонд социального страхования и в ПФР за работников. Особенно договоры с самозанятыми популярны в среде малого и микробизнеса, небольших стартапов». По ее словам, компаниям удобнее сотрудничать с контрагентами-предпринимателями – с ними проще и быстрее расторгать сотрудничество, чем со специалистами, с которыми заключены трудовые договоры.
Громких случаев применения НПД крупными и средними компаниями пока не было. Хотя именно они могли бы существенно сэкономить на фонде оплаты труда. Возможно, их сдерживает активная позиция контролирующих органов, которые выявляют случаи подмены трудовых отношений сотрудничеством компаний с самозанятым. «Если человек работает в компании по трудовому договору, то с ним как с самозанятым нельзя заключать контракт в течение двух лет после увольнения – это будет считаться незаконной налоговой оптимизацией», – поясняет Балакина.
В июле «Опора России» написала письмо в Минтруд с просьбой пересмотреть инструкции по выявлению таких схем по трудоустройству. В обращении указывалось, что сотрудники контролирующих органов квалифицируют отношения компании с самозанятым как трудовые при регулярных платежах единственного заказчика. Но это не всегда свидетельствует об оптимизации налогообложения, указывают эксперты. Такое может происходить, например, когда компания привлекает фрилансера, специалиста на какой-то отдельный проект либо специалиста, к услугам которого компания планирует прибегать от случая к случаю (дизайнер, специалист по рекламе в интернете, PR-специалист, удаленный бухгалтер, а иногда и юрист). Однако массовым такое трудоустройство все же не становится, считают эксперты.
С другой стороны, есть целый ряд сфер, для работы в которых постоянно привлекается огромное число людей, которые часто рассматривают такую занятость как временную, а потому соглашаются стать самозанятыми при трудоустройстве. К таким сферам можно отнести, например, службы доставки. «Кстати, и раньше некоторые небольшие компании оформляли и продолжают оформлять часть своих сотрудников в качестве ИП: это делается в тех случаях, когда человек действительно берет на себя определенные предпринимательские риски, сотрудничая с компанией, – рассказала Балакина. – Крупный и средний бизнес все же с основной массой специалистов заключает трудовые соглашения, это связано со спецификой работы таких компаний, с информационной безопасностью, с организационной культурой и, естественно, с желанием снизить излишние налоговые риски».
Какие налоги платят белорусы в россии
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
В соответствии с пунктом 2 статьи 209 Кодекса объектом налогообложения физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации.
Согласно абзацу второму подпункта 5 пункта 1 статьи 208 Кодекса доходы от реализации имущества, находящегося в Российской Федерации, относятся к доходам от источников в Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 210 Кодекса предусмотрено, что для доходов, в отношении которых применяется налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 Кодекса.
При этом, в соответствии с пунктом 4 статьи 210 Кодекса, налоговые вычеты при определении налоговой базы физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, доходы которых облагаются по ставке 30%, не применяются.
В отношениях между Россией и Белоруссией действует соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество.
Пунктом 1 статьи 21 «Недискриминация» данного Соглашения предусмотрено, что граждане и предприятия одного Договаривающегося Государства не будут подвергаться в другом Договариющемся Государстве иному или более обременительному налогообложению, или связанному с ним обязательству, чем налогообложению и связанному с ним обязательству, которым подвергаются или могут подвергаться граждане и предприятия этого другого Государства при тех же обстоятельствах.
Применительно к гражданам Республики Беларусь это, в частности, означает, что их доходы, получаемые от источников в Российской Федерации, не могут облагаться в Российской Федерации по иным ставкам, чем доходы граждан России. То есть, под недискриминацией понимается применение в каком-либо государстве равного налогообложения доходов физических лиц независимо от их гражданства.
Для целей уплаты налога на доходы физических лиц в Российской Федерации значение имеет налоговый статус физического лица, то есть является ли физическое лицо налоговым резидентом Российской Федерации или нет.
Доходы налоговых резидентов облагаются по основной ставке 13%, а физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, по ставке 30%.
Налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в году. При этом гражданство физического лица значения не имеет.
Например, доходы российских граждан от продажи квартиры в Российской Федерации, но при этом проживающих на территории Российской Федерации менее 183 дней в году, то есть не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, подлежит, в соответствии с Кодексом, налогообложению по ставке 30% без применения налоговых вычетов, а доходы граждан Республики Беларусь от продажи принадлежащей им квартиры в Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации не менее 183 дней в году, и на этом основании признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, будут облагаться по ставке 13% с применением соответствующих налоговых вычетов.
Таким образом в части налогообложения доходов от продажи имущества (долей в нем) граждане Республики Беларусь имеют равные права с гражданами Российской Федерации. Налогообложение граждан Республики Беларусь, также как и российских граждан, зависит от времени их пребывания в Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 и подпунктами 2 и 3 статьи 228 Кодекса, физические лица, получающие доходы от продажи имущества, должны самостоятельно исчислить суммы налога, подлежащие уплате в бюджет, исходя из сумм таких доходов и представить в налоговый орган налоговую декларацию до 30 апреля 2016 г.
Заместитель директора Департамента | Р.А. Саакян |
Обзор документа
Разъяснено, что в силу соответствующего соглашения между правительствами двух стран граждане Беларуси имеют равные права с гражданами России в части налогообложения доходов от продажи имущества (долей в нем).
Налогообложение граждан Беларуси, как и российских граждан, зависит от времени их пребывания в России, т. е. от того, является ли физлицо налоговым резидентом России или нет.
Например, доходы россиян от продажи квартиры в России, проживающих в нашей стране менее 183 дней в году, облагаются НДФЛ по ставке 30% без применения налоговых вычетов, а доходы белорусов от продажи принадлежащей им квартиры в России, проживающих в нашей стране не менее 183 дней в году, облагаются по ставке 13% с применением соответствующих налоговых вычетов.
Вопрос: Работаю в России вахтовым методом месяц на месяц (налог 13% плачу там), заработная плата приходит в российских рублях на счет в белорусском банке. Облагается ли налогом этот перевод в иностранной валюте?
Ответ: Надо ли платить подоходный налог с получаемых Вами переводов или нет зависит от того, являетесь ли Вы для целей налогообложения налоговым резидентом Республики Беларусь или нет.
При этом, налоговыми резидентами признаются физические лица, которые фактически находились на территории Республики Беларусь в календарном году более 183 дней. Физические лица, которые фактически находились за пределами территории Республики Беларусь 183 дня и более в календарном году, не признаются налоговыми резидентами Республики Беларусь.
Для подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации, Вы должны располагать документами, подтверждающими факт Вашего нахождения на территории России более 183 дней в течение определенного календарного, которые, при необходимости, предъявляются в налоговый орган Республики Беларусь.
Порядок подтверждение времени фактического нахождения физического лица на территории Республики Беларусь в целях признания (не признания) его налоговым резидентом Республики Беларусь производится в соответствии с главой 3 Инструкции о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по подоходному налогу с физических лиц и сбору на развитие территорий, определения времени фактического нахождения физического лица на территории Республики Беларусь, представления сведений налоговыми агентами, банками и операторами почтовой связи, представления физическим лицом подтверждения статуса резидента иностранного государства, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 17 января 2007 г. № 9.
Согласно данной Инструкции, день въезда (выезда) в Республику Беларусь физических лиц из Российской Федерации (в Российскую Федерацию) определяется на основании проездных документов, разрешения на временное проживание, оформленное в установленном законодательством порядке, отметок, вносимых в документы, удостоверяющие личность, иных документов, позволяющих определить день въезда (выезда). Если перечисленные документы не позволяют однозначно определить время фактического нахождения физического лица на территории Республики Беларусь, то для решения вопроса о времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь плательщик представляет в налоговый орган документы, подтверждающие место его фактического нахождения в течение налогового периода (периодов), а также любые другие документы, которые могут служить основанием для определения места его фактического нахождения, согласно следующему перечню:
документ, удостоверяющий личность;
документ, подтверждающий место жительства (при его наличии) на территории Республики Беларусь (договор найма (поднайма) жилого помещения, договор купли-продажи жилого помещения и другие);
документ, подтверждающий получение на территории Республики Беларусь доходов по трудовым или гражданско-правовым договорам;
иные документы, подтверждающие въезд в Республику Беларусь (выезд из Республики Беларусь) и время пребывания на территории Республики Беларусь.
Количество дней фактического нахождения физического лица на территории Республики Беларусь определяется начиная со дня, следующего за днем въезда в Республику Беларусь, и заканчивается днем выезда из Республики Беларусь (включительно) или последним днем текущего налогового периода.
Таким образом, если Вы в течение календарного года фактически находитесь за пределами Республики Беларусь более 183 дней, то для целей налогообложения Вы не признаетесь налоговым резидентом Республики Беларусь. Следовательно, обязанности по представлению налоговой декларации (расчета) и уплате налогов с доходов, полученных от источников за пределами республики у Вас нет.
Если Вы находитесь на территории Республики Беларусь более 183 дней в календарном году, то у Вас есть обязанность по представлению в налоговый орган Республики Беларусь налоговой декларации (расчета) и уплате (доплате) подоходного налога с доходов, полученных в Российской Федерации. Налоговая декларация (расчет) представляется по окончании календарного года, в котором Вы получали доходы из источника в Российской Федерации, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. В представляемой декларации отражаются сведения о доходах, полученных в России: даты получения дохода, суммы начисленного дохода и уплаченного подоходного налога.
При исчислении подоходного налога, фактически уплаченные (удержанные) в соответствии с законодательством Российской Федерации суммы налога с доходов, полученных в этом государстве, подлежат зачету при уплате подоходного налога с физических лиц в Республике Беларусь. Для проведения зачета физическое лицо обязано представить в налоговый орган Республики Беларусь документы о полученном доходе и об уплате им налога в России, подтвержденные налоговым этого государства. По письменному заявлению физического лица зачет может быть произведен налоговым органом на основании документов о полученном плательщиком доходе и об уплате им налога в России, подтвержденных источником выплаты дохода (предприятие, на котором Вы работаете). Проведение зачета на основании таких документов не освобождает физическое лицо от обязанности представить в налоговый орган Республики Беларусь документы о полученном доходе и об уплате им налога в России, подтвержденные налоговым этого государства. В случае непредставления физическим лицом документов о полученном доходе и об уплате им налога в России, подтвержденных налоговым органом этого государства, в течение одного года со дня подачи заявления о проведении зачета подоходный налог с физических лиц подлежит перерасчету и доплате в бюджет с начислением пени. Зачитываемые суммы налога, уплаченные (удержанные) в соответствии с законодательством России с доходов, полученных в этом государстве, не могут превышать сумму подоходного налога с физических лиц, исчисленную с таких доходов в соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь. Справочно сообщаем, что ставка подоходного налога в Республике Беларусь составляет 12 %.
Ставки НДФЛ для иностранных работников: разъяснения по гражданам из ЕАЭС, иностранцам с патентом и ВКС
В общем случае при определении ставки НДФЛ основополагающее значение имеет налоговый статус физлиц (резидент/нерезидент). Однако из этого правила есть ряд исключений для иностранных граждан. В этом материале разберем, по какой ставке удерживать налог из зарплаты иностранных работников.
13 % и 30 % в зависимости от статуса
Налоговые ставки регулируются статьей 224 НК.
Принцип определения налогового резидентства для всех одинаков. Оно определяется по итогам налогового периода в зависимости от времени нахождения физлица в России в данном налоговом периоде.
При этом для резидентов, уплачивающих налог по ставке 13 %, предусмотрены налоговые вычеты по НДФЛ (стандартные, имущественные, социальные, инвестиционные). У нерезидентов при ставке 30 % права на вычеты нет.
Исключения
Для ряда иностранных граждан ставка 13 % применяется независимо от наличия статуса налогового резидента. Это, в частности, следующие категории иностранцев:
Иностранцы из ЕАЭС
Если у вас работают граждане из стран ЕАЭС (армяне, белорусы, казахи, киргизы), то их зарплата с первого рабочего дня облагается по ставке 13 %.
Это правило предусмотрено статьей 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.
Налоговый статус таких работников при приеме не имеет значения. Вместе с тем определять этот статус к концу года все-таки надо.
Дело в том, что налоговые вычеты по НДФЛ предоставляются только налоговым резидентам.
Поэтому иностранцы из стран ЕАЭС вправе воспользоваться налоговыми вычетами по НДФЛ только после приобретения ими статуса налогового резидента РФ.
Добавим, что мнение Минфина и ФНС относительно ставки НДФЛ для иностранцев из стран ЕАЭС, не имеющих по итогам года статуса резидента РФ, расходятся.
Налоговики указывают на тот факт, что положениями статьи 73 Договора не предусмотрен перерасчет налоговых обязательств граждан из ЕАЭС в случае неприобретения ими статуса налогового резидента по ставкам, предусмотренным для нерезидентов.
То есть независимо от того, есть у этих работников статус налогового резидента или нет, ставка в любом случае будет 13 %. Перерасчет на 30 % делать не надо.
Кроме того, есть Постановление Конституционного суда от 05.06.2015 № 16-П, в котором говорится, что положениями Договора о ЕАЭС была достигнута договоренность о безусловном распространении на физлиц, являющихся налоговыми резидентами государств — членов ЕАЭС, национальных налоговых режимов в части применения ставки налогообложения доходов, полученных в связи с работой по найму в других государствах — членах данного Союза.
При этом Минфин утверждает, что такое мнение не противоречит вышеназванному Постановлению КС №16-П.
Вместе с тем, в письме Минфина № 03-04-06/74275 от 25.08.2020 сообщается, что в случае если после даты увольнения выплаты не производятся, перерасчетов сумм налога, удержанных по ставке 13 %, налоговым агентом не производится.
Впрочем, ФНС сейчас также придерживается мнения, которое высказывает Минфин.
В ФНС отмечают, что порядок определения налогового статуса физлица применяется независимо от гражданства и распространяется, в том числе, на граждан государств – членов ЕАЭС.
Таким образом, в вопросе необходимости пересчета НДФЛ из-за отсутствия резидентства 100-процентной определенности нет.
Иностранцы с патентом
Уточним, что ставка 13 % применяется к доходам, не превышающим 5 млн. рублей. С превышения ставка будет уже 15 %.
Вместе с тем, хотя для резидентов и нерезидентов с патентом применяется ставка НДФЛ 13 %, порядок расчета налога будет отличаться.
Особенность расчета НДФЛ с доходов патентных иностранцев заключается в том, что эта категория работников платит свой налог авансом, самостоятельно, в виде фиксированных платежей.
При этом они имеют право обратиться к работодателю с заявлением об уменьшении суммы НДФЛ на фиксированные платежи.
Работодатель запрашивает соответствующее уведомление в налоговой инспекции и уменьшает налога на сумму фиксированных авансов, уплаченных иностранцем.
Уведомление налоговиками должно выдаваться на каждый налоговый период. Если иностранец оплатил «переходящий» патент, то и уведомление нужно получить на каждый год.
Если вдруг работник заплатил в бюджет больше, чем исчислено с его зарплаты по итогам года, то остаток фиксированного платежа сгорает. Вернуть эти деньги из бюджета нельзя.
Еще один нюанс – право на уменьшение НДФЛ на сумму уплаченных фиксированных авансовых платежей иностранец может реализовать только у одного налогового агента.
То есть если у иностранца с патентом несколько работ, вычет будет давать только один, выбранный им работодатель.
Иностранцы-ВКС
Напомним, высококвалифицированный специалист ─ это иностранный гражданин, имеющий опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если по условиям заключенного с ним в РФ трудового договора он получает высокую зарплату. Ее уровень в зависимости от сферы деятельности оговорен в п. 1 ст. 13.2 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».
Для иностранцев ВКС, в отношении доходов, получаемых от осуществления трудовой деятельности, всегда применяется ставка НДФЛ 13 %, независимо от того, являются они налоговыми резидентами или нет.
Однако от наличия статуса резидента зависит право на вычеты по НДФЛ.
Уточним, что ставка 13 % применяется к доходам, не превышающим 5 млн. рублей. С превышения ставка будет уже 15 %.
Еще, что касается иностранца-ВКС, не забывайте, что налогообложению по ставке 13 % подлежат не любые доходы, получаемые им, а только доходы от осуществления трудовой деятельности.
В письме № 03-04-06/55674 от 07.08.2018 Минфин также напоминает, что доходы высококвалифицированного специалиста-нерезидента РФ, не связанные с его трудовой деятельностью, подлежат обложению НДФЛ по ставке 30 %.
Налоги и страховые взносы с белорусских граждан
Граждане Республики Беларусь пользуются особыми условиями при трудоустройстве в России, и для них действуют нормы международных соглашений. Работодателям будет полезно узнать, как начисляются налоги и страховые взносы при заключении трудовых и гражданско-правовых договоров с гражданами бывшей союзной республики.
Для резидентов и нерезидентов РФ налоговым законодательством предусмотрены различные ставки НДФЛ. Приближается конец года. Организации, в которых работают иностранные работники, должны определиться с ставкой по НДФЛ. Для этого следует внимательно отследить срок пребывания иностранцев в России и учесть другие нюансы нормативно-правовых актов, в том числе международных. Договоры с иностранными государствами предусматривают различные налоговые преференции, а также правила социального страхования иностранных граждан. Рассмотрим особенности трудовых отношений с гражданами Белоруссии, которые не являются резидентами РФ.
Основные понятия и трудовые отношения с иностранцами
Кто же признается иностранцем в Российской Федерации с точки зрения отечественного законодательства? Статус иностранца определен в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Исходя из выше изложенного, гражданин Республики Беларусь признается иностранным гражданином.
Статус иностранца в свою очередь может быть различным, и от этого зависит, какие нормы законодательства регулируют налоговые отношения с ним.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — это лицо, прибывшее на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
Трудовой деятельностью иностранного гражданина признается работа иностранца в Российской Федерации на основании трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность, признается иностранным работником.
Согласно статье 11 Трудового кодекса нормы трудового законодательства распространяются в том числе на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц. Следовательно, с иностранным работником из Белоруссии могут заключаться трудовые договоры как срочные, так и бессрочные.
Бессрочные трудовые договоры заключаются на неопределенный срок.
В срочных трудовых договорах предусматривается условие об определенном сроке действия, но не более пяти лет, если иной срок не установлен Трудовым кодексом и иными федеральными законами. Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 59 Трудового кодекса. В случаях, предусмотренных частью 2 статьи 59 Трудового кодекса, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения.
В статье 13 Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» приведены условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях.
Однако указанные условия в отношении граждан Белоруссии не применяются согласно пункту 1 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий». Это подтверждают разъяснения налоговых и миграционных служб в письмах ФНС России от 22 октября 2008 г. № ШС-6-3/751, ФМС России от 20 декабря 2007 г. N МС-1/9-25552.
НДФЛ с нерезидентов граждан Республики Беларусь
Если физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, получают доходы от российских источников, то возникает доход, облагаемый НДФЛ (п. 1 ст. 207, п. 2 ст. 209 НК РФ).
При определении налогооблагаемой базы НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные в денежной, натуральной формах, право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.
Не уменьшают налоговую базу удержания из дохода по распоряжению налогоплательщика, по решению суда или иных органов.
В отношении доходов от источников в РФ, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, налоговая ставка установлена в размере 30 процентов (п. 3 ст. 224 Налогового кодекса).
Однако, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах, применяются правила и нормы международных договоров РФ (ст. 7 Налогового кодекса). Между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь заключено Соглашение от 21 апреля 1995 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество». Следовательно, в рассматриваемой ситуации действуют нормы указанного Соглашения. Согласно подпункту «а» статьи 14, пункту 1 статьи 21 Соглашения доходы от работы по найму лиц с постоянным местожительством в Республике Беларусь не могут подвергаться более обременительному налогообложению, чем предусмотренное для заработной платы граждан РФ.
Вознаграждение, получаемое по договору найма гражданином Белоруссии с постоянным местожительством в Республике Беларусь, может облагаться налогом в России в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с постоянным местожительством в России. Такой порядок действует, если доход получен работником за время нахождения в России, составляющего не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней (п. 1 ст. 1 Протокола от 24 января 2006 г. «К Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года»). Налоговый режим, установленный в пункте 1 статьи 1 указанного Протокола, применяется с даты начала работы по трудовому договору сроком не менее 183 дней.
Если с гражданином Белоруссии заключен срочный трудовой договор на более чем 183 дня или бессрочный трудовой договор, то срок его пребывания соответствует требованиям, установленным вышеуказанными пунктами 1, 2 статьи 1 Протокола от 24 января 2006 г.
Исходя из вышесказанного доход гражданина Республики Беларусь, временно пребывающего на территории России, облагается НДФЛ по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ).
Организация, являясь налоговым агентом, обязана исчислить сумму НДФЛ, удержать ее из доходов налогоплательщика при их фактической выплате и перечислить в бюджет (п. п. 1, 4, 6 ст. 226 НК РФ).
Официальное подтверждение
Для получения налоговых привилегий гражданин Белоруссии должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом Республики Беларусь, а также документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный белорусским налоговым органом. Подтверждение может быть представлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания налогового периода, за который предполагается получить налоговые привилегии.
Возможно ситуация, когда сотрудник является гражданином Республики Беларусь, а местом его постоянного проживания является другое иностранное государство. Если с таким иностранным государством не заключен о соответствующее международное соглашение, то положения статьи 1 Протокола к доходам указанного физического лица не применяются и его налоговый статус определяется в общем порядке с учетом положений пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса. То есть до момента признания налоговым резидентом доходы такого иностранного работника от источников в России подлежат обложению по ставке 30 процентов (см. письмо Минфина России от 28 сентября 2011 г. N 03-04-06/6-240).
Страховые взносы
Взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование с суммы выплат по трудовым договорам заключенным с гражданами Белоруссии, временно пребывающими на территории Российской Федерации, не начисляются. На это указывает прямая норма пункта 15 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ, а также разъяснения в Информации ФСС РФ от 03 марта 2011 г. «О порядке обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию граждан Республики Беларусь, работающих на территории Российской Федерации».
А взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний следует начислить, поскольку действие Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (п. 2 ст. 5 Закона № 125-ФЗ).
Алла Юхневич-Лелива, налоговый консультант
Будьте всегда в курсе последних изменений в бухучёте и налогооблажении!
Подпишитесь на Наши новости в Я ндекс Дзен!