какие налоги платят резиденты сколково
Льготы по налогу на прибыль для участников инновационных проектов
Автор: Егорова С. И., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Российские организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов «Сколково» в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ, могут быть освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика (при выполнении определенных условий). Такая льгота для «сколковцев» действует с 2011 года.
С 01.01.2019 нормы гл. 25 НК РФ, где упоминается сколковский центр (п. 1, 7 ст. 246.1, п. 1 ст. 273, п. 18 ст. 274, п. 5.1 ст. 284, п. 11 ст. 286.1, п. 6 ст. 289 НК РФ), дополнены словами, согласно которым эти нормы распространяются и на участников проекта в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 № 216-ФЗ.
Об особенностях налогообложения у организаций, получивших статус участников проекта в соответствии с названными законами (далее – участники проекта), расскажем в данном материале.
Освобождение от исполнения обязанностей плательщиков налога на прибыль
Согласно п. 1 ст. 246.1 НК РФ организации в течение десяти лет со дня получения статуса участников проекта имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков в порядке и на условиях, предусмотренных гл. 25 НК РФ.
В соответствии с абз. 1 п. 4 указанной статьи участник проекта вправе использовать право на освобождение с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором получил статус участника. Начавший использовать это право должен направить в налоговый орган по месту своего учета (п. 2, 4, 7 ст. 246.1 НК РФ):
письменное уведомление об использовании права на освобождение по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2010 № 196н (приложение 1);
документы, подтверждающие наличие статуса участника проекта;
выписку из книги учета доходов и расходов или отчет о финансовых результатах участника проекта, подтверждающие годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).
Сделать это необходимо не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого участник проекта начал использовать право на освобождение.
По окончании налогового периода не позднее 20-го числа последующего месяца участник проекта, использовавший право на освобождение, направляет в налоговый орган уведомление о продлении использования данного права на последующий налоговый период (с приложением указанных выше документов) или об отказе от освобождения (п. 6 ст. 246.1 НК РФ). Если участник не представил перечисленные документы (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), налог подлежит восстановлению и уплате в бюджет. Также следует перечислить соответствующие пени за неуплату авансовых платежей (абз. 4 п. 6 названной статьи).
Участник проекта вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этих случаях днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма (п. 8 ст. 246.1 НК РФ).
Обратите внимание: учитывая наличие установленного срока представления документов, подтверждающих право на освобождение, по мнению Минфина (Письмо от 23.01.2017 № 03-03-06/1/3009), норма о восстановлении суммы налога и уплате ее в бюджет распространяется и на случаи представления участниками проекта документов после этого срока. Следовательно, не выполнив требование НК РФ о представлении документов в срок, участник проекта обязан исчислить налог на прибыль в целом за предыдущий налоговый период в общем порядке и уплатить его в предусмотренный срок.
Вместе с тем, отметил Минфин, указанный участник проекта не утратил право на освобождение по основаниям, установленным п. 2 ст. 246.1 НК РФ. В этой связи названный участник проекта имеет возможность воспользоваться положениями абз. 2 п. 4 данной статьи и начать применять право на освобождение, направив в налоговый орган уведомление и соответствующие документы не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого он как участник проекта вновь начнет использовать это право.
Если налогоплательщик до использования им права на освобождение в соответствии со ст. 246.1 НК РФ получил убыток, то суммы этого убытка не могут быть перенесены на будущее после признания организации налогоплательщиком (п. 9 указанной статьи).
Если утрачено право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика
Участник проекта утрачивает право на освобождение в следующих случаях (п. 2 ст. 246.1 НК РФ):
при утрате статуса участника проекта – с 1-го числа налогового периода, в котором такой статус был утрачен;
если годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) превысит 1 млрд руб. – с 1-го числа налогового периода, в котором произошло указанное превышение. Объем выручки рассчитывается в соответствии с гл. 25 НК РФ.
К сведению: налогоплательщик также вправе добровольно отказаться от освобождения с начала нового налогового периода. Для этого он должен направить соответствующее уведомление в налоговый орган по месту учета не позднее 1 января года, с которого намерен реализовать эту возможность. Участнику проекта, отказавшемуся от освобождения, повторно освобождение не предоставляется (п. 5 ст. 246.1 НК РФ).
Как следует из п. 5.1 ст. 284 НК РФ, прибыль, полученная после прекращения использования своего права на освобождение в связи с превышением годового объема выручки 1 млрд руб., облагается налогом на прибыль по ставке 0%.
При этом нулевая ставка действует до тех пор, пока в налоговом периоде совокупный размер прибыли (полученной нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором участник проекта прекратил использование права на освобождение в связи с превышением размера выручки в 1 млрд руб.) не превысит 300 млн руб. и (или) организация не утратит статус участника проекта. Как только это произойдет, полученная прибыль подлежит обложению по общей налоговой ставке 20%, установленной п. 1 ст. 284 НК РФ, с начислением пеней за несвоевременную уплату налога и авансовых платежей по нему. При этом данное положение не распространяется на прибыль, полученную в период с 01.01.2017 по 31.12.2021 включительно (абз. 2 п. 5.1 ст. 284 НК РФ).
Для прибыли, полученной в период с 01.01.2017 по 31.12.2021 включительно, предусмотрена другая норма – абз. 3 п. 5.1 ст. 284 НК РФ. Ее отличие от абз. 2 заключается в том, что из «общей массы» участников проекта выделены исследовательские корпоративные центры. Если участник таким центром не является, налогообложение производится по аналогии с абз. 2 п. 5.1 ст. 284 НК РФ.
Если участник проекта является исследовательским корпоративным центром, то полученная им прибыль подлежит обложению по общей ставке 20% (с начислением пеней) в налоговом периоде:
в котором совокупный размер прибыли превысил 1 млрд руб.;
и (или) в котором утрачен статус участника проекта;
и (или) в котором доходы исследовательского корпоративного центра от реализации взаимозависимым лицам товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав составили менее 50% в общей сумме доходов исследовательского корпоративного центра.
Форма расчета базы по налогу у участника проекта и порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 30.12.2010 № 196н (приложение 3).
Порядок определения совокупного размера прибыли изложен в п. 18 ст. 274 НК РФ, согласно которому участник проекта, прекративший использовать право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика в связи с превышением выручки 1 млрд руб., определяет нарастающим итогом совокупный размер прибыли, полученной за истекшие налоговые периоды, с начала того налогового периода, в котором произошло указанное превышение. Совокупный размер прибыли исчисляется как сумма прибыли (убытка), рассчитанной по итогам каждого предыдущего налогового периода. При этом не учитывается прибыль (убыток), полученная (полученный) по итогам налоговых периодов, предшествующих налоговому периоду, в котором годовой объем выручки, полученной участником проекта, превысил 1 млрд руб. Форма расчета совокупного размера прибыли установлена Приказом Минфина России от 30.12.2010 № 196н (приложение 2).
К сведению: расчет совокупного размера прибыли представляется вместе с налоговой декларацией (п. 6 ст. 289 НК РФ).
Итак, организации в течение десяти лет со дня получения статуса участников проекта имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков. Предположим, в каком-либо году у участника проекта годовой объем выручки превысил 1 млрд руб. В этом случае с 1 января года, когда произошло превышение, он теряет право на освобождение от налогообложения. Полученная прибыль подлежит обложению по ставке 0% до тех пор, пока совокупный размер прибыли не превысит 300 млн руб. Как только это случится, прибыль подлежит обложению по общей ставке 20%.
Пример 1.
ООО «АВС» с 2014 года является участником проекта «Сколково» и пользуется правом на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. К концу 2015 года его выручка от реализации превысила 1 млрд руб., ООО утратило право на освобождение. Поэтому за весь 2015 год организация определяла финансовый результат, который составил 100 млн руб.
В последующие годы организация получала прибыль: в 2016 году – 60 млн руб.; в 2017 году – 80 млн руб.; в 2018 году – 90 млн руб.
Налоговые периоды
Совокупный размер прибыли, млн руб.
Налоговые льготы для резидентов «Сколково»
Почему бизнесмены стремятся получить статус резидента «Сколково»?
Какие плюсы дает резидентство «Сколково»?
Прежде всего, присвоение статуса участника проекта «Сколково» дает бизнесмену самый благоприятный налоговый режим, возмещение таможенных платежей, возможность получения грантов, доступ к многочисленным сервисам, льготные условия привлечения к трудовой деятельности иностранцев.
1. Налоговые льготы для резидентов «Сколково»
У компаний-участников проекта «Сколково» самая низкая налоговая нагрузка.
Ведь компании, получившие статус участников проекта, при соблюдении определенных условий освобождаются от исполнения обязанностей плательщика по налогу на прибыль, НДС (кроме НДС, уплачиваемого при ввозе товаров в РФ), по налогу на имущество организаций, а также они вправе применять пониженные тарифы страховых взносов.
Вкратце обозначим основные условия налоговых поблажек.
1.1. Право на освобождение от НДС возникает с 1-го числа месяца, следующего за тем, в котором организация получила статус участника проекта «Сколково».
Чтобы воспользоваться правом на освобождение, в ИФНС по местонахождению компании нужно направить уведомление по определенной форме не позднее 20-го числа месяца, с которого компания применяет освобождение.
К уведомлению прикладывается всего два документа:
Участники проекта «Сколково» могут утратить право на освобождение в следующих случаях (п.2 ст. 145.1 НК РФ):
Право на освобождение от НДС участник теряет с 1 января года, в котором прибыль превысила 300 млн рублей.
В этом случае сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет с взысканием с резидента пеней (п.2 ст.145.1 НК РФ).
При этом участники проекта «Сколково», которые применяют освобождение, вправе отказаться от этой льготы. Отказ от льготы в части НДС возможен с начала любого налогового периода. Для этого компания должна подать уведомление в произвольной форме в срок не позднее 1-го числа первого месяца квартала, с которого компания отказывается от освобождения.
1.2. Право на освобождение от уплаты налога на прибыль.
Компании в течение десяти лет со дня получения статуса участников проекта вправе использовать право на освобождение с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором получил статус участника.
Для этого нужно направить в ИФНС по местонахождению компании письменное уведомление об использовании права на освобождение по определенной форме не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого участник проекта начал использовать право на освобождение.
К уведомлению прикладывается всего два документа (такие же, как и для НДС-освобождения):
Участники проекта «Сколково» могут утратить право на освобождение в следующих случаях (п.2 ст. 246.1 НК РФ):
При этом участники проекта «Сколково» также вправе добровольно отказаться от освобождения с начала нового налогового периода. Но, участник проекта, который отказался от освобождения, уже не вправе претендовать на повторное освобождение (п.5 ст.246.1 НК РФ).
То есть резидент «Сколково» в течение десяти лет со дня получения статуса участника проекта имеет право не платить налог на прибыль при соблюдении определенных условий, но право на освобождение необходимо подтвердить.
1.3. Право на освобождение от уплаты налога на имущество.
Резиденты Сколково освобождаются от налога на имущество организаций. Для подтверждения права на освобождение участник проекта обязан представить в ИФНС всего два документа (такие же, как и для освобождения от уплаты НДС и налога на прибыль — п.20 ст.381 НК РФ).
Участники проекта «Сколково» могут утратить право на освобождение от уплаты налога на имущество в тех же случаях, что и НДС.
Освобождения от уплаты налога на прибыль и НДС, а также освобождение от обложения налогом на имущество, предусмотренные для участников проекта, могут использовать только компании, применяющие общую систему налогообложения (письмо Минфина РФ от 01.11.2011 г. № 03-11-06/2/150).
1.4. Право на пониженные ставки страховых взносов.
Для резидентов Сколково установлены пониженные тарифы страховых взносов в размере 14,0% на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 0%, на обязательное медицинское страхование — 0% (пп.10 п.1, пп.4 п.2 ст.427 НК РФ).
Участники проекта «Сколково» также могут утратить право на применение пониженных тарифов страховых взносов в случае (п.9 ст.427 НК РФ):
1.5. Компенсация таможенных платежей.
Для участников проекта «Сколково» предусмотрена возможность возмещения таможенных платежей (ввозной таможенной пошлины и НДС) управляющей компанией. Возмещение осуществляется путем уплаты таможенных платежей управляющей компанией при их таможенном декларировании при соблюдении ряда условий.
2. Получение грантов на финансирование проектов
Каждый участник проекта имеет право подать заявку на грант согласно установленной Фондом процедуре. Конечно, не каждая заявка удовлетворяется. По статистике самого Фонда, за все время существования Фонд выдал более 3 500 грантов на общую сумму 15 млрд рублей. Самый большой объем финансовой помощи получили проекты в области биологических и медицинских технологий: их доля в портфеле «Сколково» составляет 33%.
3. Иные льготы для участников проекта
Участникам проекта «Сколково» на льготных условиях оказываются услуги по оформлению прав на интеллектуальную собственность, услуги таможенного брокера, предоставляется в аренду исследовательское оборудование и офисы. Участники проекта получают доступ к многочисленным сервисам, в числе которых акселерационные программы и услуги центра сертификации и стандартизации. Резиденты Сколково могут принимать участие в профильных выставках, форумах, конференциях.
Также участники проекта имеют льготные условия привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан:
Необходимый пакет документов оформляется специалистами Технопарка Сколково.
Какие налоги платят резиденты сколково
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Федеральной налоговой службы от 21 апреля 2020 г. № СД-4-3/6667@ “О применении налоговых преференций участником проекта «Сколково»
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ юридическое лицо получает статус участника проекта со дня включения его в реестр участников проекта. Решение о предоставлении статуса участника проекта принимается управляющей компанией (подпункт «а» пункта 3 части 2 статьи 8 Федерального закона).
Таким образом, право на освобождение имеют организации, получившие статус участника проекта «Сколково» в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ. Соответственно, применение налогоплательщиком права на освобождение не зависит от того, поставлена ли организация в налоговом органе на учет в качестве участника проекта или нет.
Снятие налоговым органом организации с учета в качестве участника проекта «Сколково» не требует повторного представления ею уведомлений об использовании права на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС (форма по КНД 1150017) и налога на прибыль организаций (форма по КНД 1150096).
Одновременно сообщаем, что Федеральным законом от 29.09.2019 N 325-ФЗ из пункта 1 статьи 83 Кодекса исключены полномочия Минфина России в части определения особенностей учета в налоговых органах организаций, получивших статус участника проекта «Сколково». В этой связи приказ Минфина России от 08.02.2011 N 14н, которым были утверждены особенности учета таких организаций в налоговых органах, приказом от 09.01.2020 N 1н признан утратившим силу.
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса | Д.С. Сатин |
Обзор документа
Льготы участников проекта «Сколково» и IT-компаний в 2021 году
Минфин России в своем письме от 28.09.2020 № 03-03-10/84983 разъяснил, какие льготы могут применять организации-участники инновационного проекта «Сколково» и IT-компании с 2021 года.
Федеральная налоговая служба России письмом от 29.10.2020 № СД-4-3/17736@ довела эту информацию до нижестоящих налоговых органов.
Вариант 1
Люди, получившие статус участника проекта «Сколково» могут использовать льготы, которые действуют в течение 10 лет с момента получения данного статуса. Их можно применять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения статуса (пп. 10 п. 1, пп. 4 п. 2, п. 9 ст. 427 НК РФ).
Компаниям обязаны соблюдать установленные ограничения:
IT-компания могут избавиться от уплаты по НДС, по налогу на прибыль и оплачивать страховые взносы по сниженному тарифу 14 %.
Вариант 2
С 1 января 2021 года IT-компании могут применить освобождение по НДС, снизить ставку по налогу на прибыль в 3 % и снизить тариф по страховым взносам — 7,6 %. Такие льготы в сфере IT предусмотрены Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ.
Чтобы применять сниженные ставки, нужно соблюдать несколько условий:
Вариант 3
Компания может совместить льготы, предусмотренные проектом «Сколково» и для IT-отрасли. Например, воспользоваться освобождением от налога на прибыль и НДС по правилам для участников проекта «Сколково» и в то же время использовать пониженные тарифы по взносам, которые предусмотрены для IT-компаний с 2021 года.
Хотите узнать больше? Наши специалисты ответят на все ваши вопросы, закажите консультацию прямо сейчас!
Что изменилось по налоговым льготам «Сколково»
Вот не знаю. Но не нравится мне вся эта затея с недавно принятым Федеральном законом № 298-ФЗ.
Но, если читать так как написано (к чему я всегда и стремлюсь), то все обстоит именно так, как мы написали в своем Заключении.
Конечно, я могу предположить, что это, действительно идея, удостоенная своего внимания на высшем государственном уровне, когда шикарные налоговые льготы от «СКОЛКОВО», становятся достоянием периферийных наукоемких бизнесов.
Но, с другой стороны, как-то это всё забко и шатко.
А вы представляете, какие злоупотребления здесь могут начаться? Так что вопрос, пока очень и очень сложный.
К нашим клиентам в последнее время регулярно поступают предложения по поводу участия в проекте «Сколково», с описанием многочисленных налоговых льгот (а льготы там, действительно, очень и очень хорошие). Причем рассказывают в основном о том, что «ситуация „Сколково“ сильно изменилась». Правда ли это?
Как было?
Ранее, когда нас спрашивали о возможности получения налоговых льгот без фактического нахождения организации на территории «Сколково» (а льготы там шикарные), мы писали, что подп. 2 п. 2 ст. 10 «ФЗ Сколково» было установлено — «для включения юридического лица в реестр участников проекта, необходимо, чтобы его постоянно действующий исполнительный орган, а также иные органы или лица, имеющие право действовать от имени юридического лица без доверенности, постоянно находились на территории Центра».
Кроме того, в соответствии со п. 2 ст. 54 ГК РФ, п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация юридического лица осуществляется по
месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа.
Исходя из указанных норм прямо следовало, что участниками проекта «Сколково» могут стать только те юридические лица, которые зарегистрированы в ЕГРЮЛ по юридическому адресу, расположенному на территории НТЦ «Сколково».
Включение организации в реестр участников проекта «Сколково» в нарушение указанного требования, в соответствии с пп. 2 п. 5 ст. 10 «ФЗ Сколково», является основанием для ее досрочного исключения из реестра.
Как сейчас?
Однако, в соответствии с Федеральным закономот 2 августа 2019 года № 298-ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон «Об инновационном центре „Сколково“ и отдельные законодательные акты РФ», с 12 августа 2019 года Центру «Сколково» были предоставлены дополнительные преференции и его полномочия.
Фактически данные поправки означают, что стать резидентом «Сколково» теперь можно в любой точке страны и все территориальные ограничения, обязывающие участников проекта размещать исполнительный орган своей организации исключительно на территории центра «Сколково», отменяются.
Как указывалось в пояснительной записке к вышеуказанному закону: «Таким образом, статус участника проекта может быть присвоен юридическому лицу вне зависимости от его местоположения на территории РФ».
Иными словами, новая схема выглядит следующим образом:
Учитывая строгий подход к резидентам Фонда самим Фондом, налоговые риски резидентов практически минимальны. Например, статуса участника проекта было лишено:
Так же необходимо учитывать, что в открытых данных вообще нет никаких упоминаний по налоговым спорам между налоговыми органами и резидентами Центра «Сколково», что дает все основания полагать, что в настоящее время на уровне правоприменительной практики отсутствуют налоговые риски для тех компаний, которые получают доступ к налоговым льготам «Сколково».
Как будут развиваться события после вступления в силу положений Федерального закона № 298-ФЗ сказать трудно, хотя по нашему мнению высока вероятность того, что в самом скором времени налоговые органы на местах начнут практику по оценке законности применения налоговых льгот компаниями, которые не находятся на территории «Сколково».
Однако такая практика начнет формироваться не ранее 2021, а то и 2022 года.
Что будет дальше со «Сколково» не знает никто, поэтому о будущем налоговых льгот и налоговых рисков говорить сейчас просто не представляется возможным.