какие налоги платят самозанятые граждане вставшие на учет в 2021 году
Какие налоги платят самозанятые в 2021 году
Самозанятый режим действует в России с 2019 года. Однако до сих пор у граждан существует масса вопросов и заблуждений относительно самозанятости. Какие налоги платит самозанятый, входит ли эта деятельность в трудовой стаж, оплатят ли гражданину больничный и, наконец, как зарегистрировать такой статус, расскажет Bankiros.ru.
Что представляет собой налог на профессиональный доход
Налог на профессиональный доход – относительно новый специальный режим для самозанятых лиц. Такой налог не является дополнительным сбором – это полноценный налоговый режим. Физлица и ИП, которые перешли на самозанятость, могут платить с доходов налог в 4 или 6%. Это помогает вести не теневой бизнес и не получить штраф за незаконную предпринимательскую деятельность.
Кому подходит самозанятый режим
Новый режим доступен физлицам и ИП, которые соблюдают следующие условия:
По закону о самозанятых такие лица могут заниматься следующей деятельностью:
Какие налоги нужно платить самозанятым
Самозанятые платят налог на профессиональный доход. Ставка по нему зависит от того, кто оплачивает услуги. Если поступления были от физлица, то ставка по ним – 4%, если от ИП или юрлица, то ставка будет 6%.
Самозанятый может работать с любой категорией заказчиков, просто ставка по налогу будет разной. Если дохода от самозанятости у вас нет, то платить вам ничего не нужно.
Какие платежи заменяет «самозанятый налог»
Налоговый режим для самозанятых имеет свои особенности:
Какие взносы платит самозанятый
Самозанятый не обязан платить никаких взносов. Но при этом такая деятельность не входит в трудовой стаж. Гражданин не может рассчитывать на оплату своего больничного или декретного отпуска. Однако самозанятый может позаботится о своей страховой пенсии и перечислять добровольные взносы в ПФР.
С какого дохода самозанятый должен платить налог
Налог на профессиональный доход следует платить только с тех денег, которые клиент заплатил вам за работу. Платить нужно только с тех операций, которые вы задекларируете самостоятельно. По умолчанию деньги списывать никто не будет.
Налог на профессиональный доход по ставке 4 или 6% можно платить до тех пор, пока ваши доходы не превысят 2,4 млн рублей. Для доходов выше придется уплачивать налог по обычной ставке в 13% для физлиц.
Налоги от продажи недвижимости, авто, другого имущества и ценных бумаг уплачиваются как обычно. Для таких статей доходов самозанятость не применяется.
Как самозанятому платить налоги, если он получает оплату наличными
Доходы наличными тоже необходимо задекларировать. Для этого есть два варианта. Вы можете внести эти наличные на карту и отметить их как доход в личном кабинете. Вы также можете оставить наличные себе, но в личном кабинете отметить их как доход.
Как самозанятому уведомить налоговую о профессиональном доходе
Когда вы отмечаете доход, ФНС пришлет вам квитанцию, которую необходимо сразу передать вашему заказчику. Чек важно передать клиенту не позднее девятого числа следующего месяца. Иначе самозанятому грозит штраф в 20% от суммы расчета при первом нарушении и в 100% при повторном нарушении.
Как зарегистрировать самозанятость
Чтобы использовать такой режим, необходимо зарегистрировать самозанятость. Без этого применить режим не получится.
Как стать самозанятым в 2021 году: особенности спецрежима и регистрация самозанятости
Самозанятость – отличная альтернатива для тех, кому по разным причинам невыгодно открывать ИП. Речь о стартапах с небольшим бюджетом, фрилансерах, репетиторах, таксистах, арендодателях жилых помещений с доходом не выше определенной планки. Как перейти на специальный налоговый режим самозанятости и в чем нюансы – читайте в нашей пошаговой инструкции.
Особенности, плюсы и минусы самозанятости
Режим для самозанятых ввели в 2019 году экспериментально сроком на 10 лет. Поначалу он действовал только для нескольких регионов. С июля 2020 его разрешили применять в любой точке РФ. Сейчас на него перешли уже около 2 000 000 человек.
Самозанятость – неофициальный термин. Но его используют даже в государственных органах. Самозанятыми считаются лица, которые уплачивают НПД – налог на профессиональный доход. Перейти на этот спецрежим могут те, кто работает самостоятельно без наемных сотрудников.
Основное преимущество режима – это возможность легализовать свою деятельность, работать прозрачно и не бояться штрафов за незаконное предпринимательство. К тому же, для самозанятых предусмотрена довольно щадящая налоговая ставка: 4% и 6%. Никаких дополнительных обязательных платежей нет.
В список преимуществ также входят:
Стать самозанятыми могут фотографы и видеооператоры, организаторы праздников, продавцы изделий собственного производства, водители, строители, мастера маникюра, специалисты, работающие удаленно через разные интернет-площадки. Все виды деятельности, допустимые на спецрежиме, прописаны в законе.
Перейти на самозанятость можно, если вы:
НПД заменяет страховые взносы и НДС.
Лимитов по сумме месячного дохода на режиме не существует. Но если выйти за пределы годового ограничения, вас автоматически переведут на другую систему. Все данные строго контролируются через «Мой налог».
Минусы у режима НПД тоже есть. Обычно самозанятые сталкиваются с такими сложностями:
Регистрация самозанятости: алгоритм действий
Чтобы стать пользователем спецрежима, нужно зарегистрироваться и получить соответствующее подтверждение. Все детали процедуры есть в Налоговом кодексе.
Самозанятость оформляется разными способами. Рассмотрим подробнее все случаи.
Через приложение
Первым делом скачайте программу в сервисе Google Play или в AppStore, отталкиваясь от вашего устройства и ОС.
Далее откройте ее, поставьте отметку в поле для согласия на обработку информации и примите правила.
После этого появится экран, предлагающий выбрать подходящий способ регистрации.
№1 – по паспорту:
Когда выполните все перечисленные действия, программа автоматически уведомит инспекцию о постановке на учет.
Это самый простой и удобный способ регистрации, занимающий буквально 3-5 минут. Выбрав его, вы можете не посещать налоговую, а все необходимые процедуры выполнить в режиме онлайн. Кроме того, для дальнейшего взаимодействия с инспекцией программа понадобится в любом случае. Через нее инспекторы контролируют самозанятых.
В самой программе есть еще 2 варианта оформления.
№2 – на Госуслугах:
№3 – через ЛК на официальном ресурсе налоговой:
Последний метод подойдет не только для жителей РФ, но и для иностранцев.
При наличии подтвержденного аккаунта на веб-сайте ФНС или Госуслугах проще и быстрее всего оформлять самозанятость именно через эти ресурсы. Если записи нет, регистрируйтесь по паспорту. В любом случае это удобнее, чем обращаться в службу или МФЦ.
На ПК в браузере
Пройти регистрацию можно и без приложения. Делается это прямо на ресурсе ФНС в ЛК плательщика налогов. Для входа понадобятся те же данные, которые запрашивает приложение (логин/пароль или учетка с Госуслуг).
Схема аналогичная:
На этом оформление для физлиц завершается. Паспорт, фото не нужны. Если самозанятость оформляет ИП, предприниматель должен будет дополнительно уведомить инспекцию о том, что отказывается от другого спецрежима. Например, от УСН или патента. Совмещать режимы нельзя. В противном случае налоговая аннулирует регистрацию. Такое уведомление необходимо подать на протяжении месяца.
Если ИП применяет патент, сначала следует дождаться пока истечет срок его действия или уведомить о прекращении данной деятельности предварительно. И только потом заниматься регистрацией плательщика НПД.
В уполномоченном банке
Еще один канал для оформления – банк, который предлагает такую услугу. Чаще всего получить статус можно в мобильном сервисе учреждения. Для примера возьмем «Сбербанк».
Что нужно сделать для получения статуса:
В целом процедура регистрации через банк занимает не более 6 дней. Но обычно все проходит намного быстрее.
После этого в приложении «Сбербанка» можно будет формировать электронные чеки, которые являются единственным обязательным видом отчетности для самозанятых. Они подтверждают доходы. Позже эта информация учитывается при расчете налога. Чеки в приложении могут формироваться даже на иностранные организации.
При оплате переводом на карту фискальные документы создаются автоматически. Формировать их вручную придется только в случае оплаты наличными, на счет или, если плательщиком является ИП/юрлицо.
Помимо этого, в сервисе банка есть и другие бонусные предложения для самозанятых. Это различные инструменты, облегчающие рутинные ежедневные процессы. К примеру, календарь для записи/учета клиентов, конструктор документов, обучающая платформа с полезными материалами, 3 бесплатные консультации юриста.
Кроме того, самозанятым доступны кредиты с особыми условиями на личные цели или развитие своего дела. Ипотека составляет от 1,4% годовых.
Услуга регистрации самозанятости предоставляется не только в «Сбербанке». Полный список организаций, которые поддерживают обмен данными с налоговой, размещен на официальном ресурсе ФНС.
В нем присутствуют:
В налоговой
Последний вариант – пойти в ближайшую службу по месту проживания. Перед этим нужно заполнить уведомление в бланке соответствующей формы.
В нем указывают:
Чтобы отказаться от статуса в дальнейшем, необходимо подавать аналогичный документ о прекращении деятельности.
Нужно учитывать, что в постановке на учет могут отказать. Но это бывает крайне редко. Основная причина – несоответствия или противоречия между поданными документами и информацией, которой владеет налоговая инспекция.
Как подтвердить получение статуса
Налоговая служба не предоставляет самозанятым никаких уведомлений, которые бы подтверждали факт взятия на учет.
Подтвердить свой новый статус можно двумя способами:
Нюансы расчета налога
Размер ставки определяется тем, кто рассчитывается с самозанятым:
Учет и контроль начислений, а также предварительные расчеты выполняются в программе. Все процессы полностью автоматизированы.
Что необходимо от пользователя:
Чеки в программе формируются автоматически при добавлении новой транзакции. При этом нужно прописывать наименование и стоимость товара/услуги. Во время проведения расчетов с ИП и юрлицами желательно указывать их ИНН. Чек клиенту передается в руки, на email или телефон. Также можно предоставлять QR-код на мобильном.
Главное – отражать получаемые средства непосредственно после расчета. Отложить можно только переводы на счет и посредством агентов. Но они должны быть обязательно отражены до 9-го числа следующего месяца. Если приложение не работает, данные вносятся через веб-кабинет.
Квитанция на оплату формируется налоговой службой автоматически, после чего сразу же появляется в программе.
Доступные способы оплаты:
Сумму меньше 100 рублей переносят на следующий расчетный период.
Заключение
Спецрежим для самозанятых предусматривает максимально простые условия. Процесс регистрации по большей части уведомительный, требует минимум документов и времени. Пройти его и узаконить доходы может любой желающий. Разумеется, если его работа подходит для этого режима. Самый быстрый и удобный вариант – оформление в приложении или в онлайн-сервисе банка.