какие намазы читают вслух а какие про себя
Что лучше для человека который молится один, читать вслух или про себя.
Если молящийся совершает намаз в одиночку, тогда в этих двух (дневных) намазах, ему следует читать про себя, как это делал бы имам. Если же он совершает те намазы, где читается вслух, тогда он волен выбирать: хочет читает про себя, а хочет — вслух. Потому что цель чтения вслух это дать услышать тем, кто позади него, а позади его никого нет. Если же хочет, то может читать вслух, и это лучше для него. Потому что таким образом о н подстраивает свой намаз к форме группового намаза, а это является желательным действием для того, кто молится индивидуально.
Точно так же и с тахаджудом (ночным намазом после пробуждения). Если хочет читает про себя, а хочет вслух, но вслух лучше. Подтверждение этому хадис от Айши, да будет доволен ею Аллах:
«أَنَّ النَّبِيَّ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — فِي تَهَجُّدِهِ كَانَ يُؤْنِسُ الْيَقْظَانَ وَلَا يُوقِظُ الْوَسْنَانَ»، «وَمَرَّ النَّبِيُّ — صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ — بِأَبِي بَكْرٍ، وَهُوَ يَتَهَجَّدُ وَيُخْفِي بِالْقِرَاءَةِ وَبِعُمَرَ، وَهُوَ يَجْهَرُ بِالْقِرَاءَةِ وَبِبِلَالٍ، وَهُوَ يَنْتَقِلُ مِنْ سُورَةٍ إلَى سُورَةٍ فَلَمَّا أَصْبَحُوا سَأَلَ كُلَّ وَاحِدٍ مِنْهُمْ عَنْ حَالِهِ فَقَالَ أَبُو بَكْرٍ — رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ — كُنْتُ أُسْمِعُ مَنْ أُنَاجِيهِ وَقَالَ عُمَرُ — رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ — كُنْتُ أُوقِظُ الْوَسْنَانَ وَأَطْرُدُ الشَّيْطَانَ وَقَالَ بِلَالٌ — رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ — كُنْتُ أَنْتَقِلُ مِنْ بُسْتَانٍ إلَى بُسْتَانٍ فَقَالَ لِأَبِي بَكْرٍ ارْفَعْ مِنْ صَوْتِكَ قَلِيلًا وَلِعُمَرَ أَخْفِضْ مِنْ صَوْتِكَ قَلِيلًا وَلِبِلَالٍ إذَا ابْتَدَأْتَ سُورَةً فَأَتِمَّهَا»
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершая намаз тахаджуд, давал пользоваться (радовал) чтением бодрствующим, но не будил дремлющих (т.е. читал не слишком громко). И вот как-то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проходил мимо абу Бакра, когда тот делал тахаджуд при этом читая про себя. Также прошел мимо Умара, который читал (громко) вслух. И прошел мимо Биляля, который (читал нормальным голосом, но) переходил с одной суры на другую (читая отрывочно). Когда их застало утро, посланник, мир ему и благословение от Аллаха, спросил каждого из них о том, что они делали. Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, ответил: «(Главное) я даю услышать тому кому молюсь (Аллах меня слышит)», а Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я же будил спящих и прогонял шайтана». Биляль, да будет доволен им Аллах, ответил: «Я перехожу (порхаю) от сада к саду». Абу Бакру посланник сказал: «Повысь немного свой голос», а Умару: «Убавь свой голос», а Билялю: «Если уж начал какую-то суру, то закончи ее». (Мабсут Сарахси)
О чтении намазов вслух
Также в известной книге «Маусу’атуль-фикъхия» 25/281 в разделе «Что желательно и порицаемо в Сунан ар-рауатиб?» сказано: «Желательно читать тихо, если нафиля совершается в дневное время, и он выбирает сам между чтением вслух и про себя, если совершает в одиночку молитву в ночное время. Но вслух читать лучше, при условии, чтобы он не отвлекал других».
Вопрос: Если имам в молитве, которую надо читать по себя, прочитал Фатиху вслух, например в Зухре или Асре, и ему напомнили об этом стоящие позади него, должен ли он сделать суджуд-саху после этого? И к какой категории это относится, добавлению к намазу или же к упущению в нем?
Ответ: Суджуд-саху в описанном случае необязателен, так как максимум что он сделал, так это оставил сунну, а она заключается в том, чтобы читать этот намаз про себя. Тогда как из сунны является также то, чтобы имам иногда читал вслух так, чтобы его слышали, что ясно пришло в хадисе от Абу Катады, да будет доволен им Аллах, приводимом в сборниках аль-Бухари и Муслима, то что пророк, мир ему и благословения Аллаха, иногда читал вслух аят в намазе, который читается про себя. По этой причине он не обязан совершать суджуд-саху в этом случае, однако если совершит, то не проблема. И если он совершит, то место суджуда-саху в данном случае будет после саляма, так как чтение вслух является добавлением, но если совершит до саляма, то тоже не проблема. (Маджмуъ фатауа уа расаиль 14 том, глава «Саджха-саху» №667)