какие навыки и умения развиваются при обучающей истории
Материал по развитию интересов детей.»Обучающая история.»
Мансур ходит в мою группу уже два года. Я заметила, что он очень любит машины. Во время адаптации к детскому саду он каждый день приносил разные виды транспорта, среди них не было ни кранов, ни тракторов, только легковые гоночные машинки и внедорожники. Мальчики и даже девочки просили рассказать его о машинках, которые он приносил.
Увидев заинтересованность детей решила поглубже узнать о хобби Мансура.
-Мансур, почему ты собираешь именно эти машины?
И ты все знаешь о этих машинах?
Он рассказал мне, что старший брат занимается гонками. И он видел разные виды машин для гонок на которых ездил брат. Что еще не все знает, но очень хочет пополнить свои знания.
Я попросила принести несколько видов машин, чтобы Мансур мог рассказать детям о них.
Сама начала просматривать информацию в интернете. Какие виды транспорта принимают участие в гонках. Приготовила слайд о этих машинах.
На следующий день Мансур принес несколько видов машин. В свободное время от занятий во второй половине дня организовала прослушивание о машинах, которые участвуют в гонках.
Мансур показал и рассказал какие виды машин участвуют в гонках.
-Чаще всего используются легковые машины, но есть еще внедорожники и КАМАЗы.
— А что должно быть в машинах?
-Огнетушитель, аккумулятор, шлем, аптечка, трос, знак аварийной остановки.
— Скажи нам, а ты знаешь какие виды гонок бывают?
-Да знаю. 1. Кольцевые гонки.
-А почему их называют кольцевыми?
-Потому что они проходят в закрытом гоночном треке по кольцу.
2. Ралли. Здесь гонки проходят по асфальту, снегу, песку, камням.
3. Трофи. А эти гонки проходят по болоту, рекам, грязи и льду. Дети начали задавать вопросы о каждой машинке, которой он принес.
Детям очень понравился рассказ Мансура. Они попросили его принести еще машинки, которые участвуют в гонках и рассказать о них.
-ребята, а что вы бы хотели еще узнать?
У Мансура было столько восторга, что он сможет еще рассказать о своем увлечении друзьям по группе. Дети захотели тоже поделиться своими увлечениями со всеми.
При проведении обучающей истории я разделила детей на две подгруппы. Первая подгруппа участвовала в рассказе Мансура и задавала интересующие их вопросы, а вторая подгруппа рассматривала машины и находила отличия. На протяжении данной обучающей истории, я обнаружила что детям необходимо такое общение по интересам. Ребенок преодолевает застенчивость, робость. Начинает свободно держать себя перед аудиторией. Мне как воспитателю это помогло осознать, что при проведении таких историй у ребенка будет более обширно развит кругозор, развита речь, критическое мышление, креативность, умение работать в команде.
Для полной реализации истории мне необходимо было самой изучить хобби Мансура. Потому что я сама не знала какие машины участвуют в гонках, и что гонки бывают разными. Поэтому я приготовила слайд с видами гонок. Это очень помогло Мансуру при рассказывании. Затруднения у меня вызвало найти шлем похожий на шлем автогонщиков, чтобы дети ясно представляли его и при рассказывании Мансур мог объяснить для чего он нужен. Мне пришлось самой сделать шлем, но не детский, а взрослый чтобы на примере видно было что он закрывает всю часть головы. В обучающей истории я использовала модель 4К, голос ребенка, дифференцированный подход. С самого начала я не понимала выгоду используемого метода, но данный опыт научил меня что при проведении таких занятий я слышу голос ребенка, могу оказать ему помощь и дать другим детям знания и самой расширить свой кругозор в, каких, то темах. Данный опыт подчеркнул, что мне необходимо развить свои навыки и знания. Для решения этой проблемы я буду продолжать использовать такие истории в своей практике. Чтобы провести обучающую историю мы наблюдаем за детьми и их увлечениями. Помогаем им раскрыть их знания и познакомить с темой истории других детей.
Классификация умений в обучении истории.
Формирование умений учащихся в процессе обучения истории.
План.
1. Роль умений и навыков в обучении истории.
2. Классификация основных умений учащихся по истории. Умения и ключевые образовательные компетенции.
3. Уровни формирования и общие правила формирования умений.
4. Методические особенности формирования основных интеллектуальных умений в процессе обучения истории.
Литература.
1. Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (4-8 классы).- М.: Просвещение, 1978.
2. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. Книга для учащихся. – М., 1990.
3. Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. – Л., 1982.
4. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. – М.: Просвещение, 1993.
5. Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
6. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся учебных умений. – М., 1987.
7. Лазукова Н.Н. Формирование учебных умений на уроках истории.- ПиОШ, 2002, №1, С.34-40.
8. Алексашкина Л.Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе. – ПиОШ, 2005, №9, С.10-20
9. Алексашкина Л.Н. О системном подходе к развитию умений школьников при изучении истории в основной и старшей школе// ПиОШ, 2011, № 5.
10.Ильина М.В. Опыт формирования ключевых компетенций учащихся основной школы. // ПиОШ, 2008, №8
К проблеме формирования умений школьников мы обращаемся практически на каждом занятии и неслучайно. Формирование навыков и умений школьников является важнейшей проблемой современного преподавания истории. Ибо ни одну современную дидактическую идею – развивающего, деятельностного, компетентностного подхода в обучении невозможно реализовать без обучения учащихся приемам самостоятельной учебной и познавательной деятельности, приемам познания.
Проще говоря, школьника надо научить учиться. По меткому выражению В.А. Сухомлинского «Неумение учиться порождает нежелание, а нежелание – лень». «Человек, который много знает, но мало умеет, самый несчастный человек на свете» (Платон).
И под каким бы углом зрения мы ни посмотрели, со всех сторон прослеживается актуальность указанной проблемы.
Отметьте и подумайте над смыслом следующих тезисов, отражающих дидактическую значимость формирования учебных умений.
Овладение учебными умениями и навыками способствует:
· повышению качества знаний
· оперативному применению знаний
· развитию мышления и познавательных возможностей учащихся
· повышению познавательной активности учащихся на уроке
· снижению учебной перегрузки учащихся
· развитию познавательного интереса и мотивации учения
· Является необходимой основой для самообразования и творческой самореализации личности
Таким образом, формирование умений и навыков является важным условием реализации целей развивающего обучения.
А развивающее обучение предполагает развитие:
· Общего и предметного (к истории) познавательного интереса;
· Общекультурного и исторического кругозора;
· Формирование универсальных и предметных умений познавательной деятельности.
Это достигается через организацию системно-деятельностного подхода в обучении.
Под системно-деятельностным подходом понимается планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной, разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьников на всех этапах учебного процесса.
Организация такой деятельности требует овладение учащимися самыми разнообразными умениями и навыками.
Поскольку речь идет о формировании умений и навыков, вспомним или уточним, что это такое. Что общее и в чем отличия умений и навыков?
Навык – это прочно освоенное действие, доведенное до автоматизма.
Умение, всегда основано на осознанном выполнении действий – это способность или подготовленность ученика к сознательному и точному выполнению сложных действий.
В обучении истории преобладают умения, а не навыки.
Например, мы не случайно говорим: навыки работы с исторической картой и умение читать историческую карту; навыки работы с книгой и умение выделять главное в содержании прочитанного.
Как взаимосвязаны умений и навыки?
Их взаимосвязь диалектична. На базе определенных навыков развиваются широкие и сложные умения. В процессе формирования умений отдельные его операции могут перерастать в навык, то есть могут быть доведены до автоматизма. Например, на основе навыка беглого чтения формируются различные умения работы с книгой; в процессе формирования умений работы со справочной литературой могут развиться навыки работы со словарем и т.д.
Таким образом, навыки и умения формируются в единстве и только на базе глубоких и прочных знаний.
Какие умения должны быть выработаны в процессе обучения истории?
В примерной программе по истории они перечислены общим перечнем в разделе «Планируемые (предметные) результаты освоения программного материала курсов истории». Это у вас отражено в материалах самостоятельной работы, связанной с характеристикой примерной программы.
Но поскольку круг формируемых умений очень широк и выходит далеко за рамки предметной области истории представим общую классификацию умений, включающую разные основания для группировки умений:
· по масштабу применения умений
· по структуре умений
· по дидактическим целям использования умений в учебной деятельности
Классификация умений в обучении истории.
по масштабу применения
умений общеучебные
(общепредметные)
по структуре умений
сложные
|
по дидактическим целям
в учебной деятельности
мыслительные
(интеллектуальные,
|
|
|
Даная классификация умений отражает основные группы универсальных учебных действий (УУД), формируемых в системе общего образования школьников.
Особое внимание обратим на такие группы умений, как общеучебные, специфические и интеллектуальные.
Эти группы умений традиционно выделяются в качестве основополагающих при обучении истории.
Общеучебные (общепредметные):
1. Умения работать с учебником, исторической литературой, самостоятельно пользоваться различными источниками знаний
2. Умения владеть различными приемами изложения исторического материала
3. Умения составлять план, тезисы, конспекты, подготовить доклад, сообщение, реферат на основе различных источников и литературы.
4. Коммуникативные умения (вести диалог с учителем и одноклассниками, принимать участие в совместной дискуссии).
Специфические умения ( предметные):
1. Умение локализовать исторические факты во времени (хронологические умения)
2. Умения локализовать исторические факты в пространстве (картографические умения)
3. Умения работать с историческим документом как источником знаний.
1. анализировать и обобщать факты
2. выявлять и объяснять причинно-следственные связи
3. сравнивать события и явления, выявлять общее и различия
4. формулировать и аргументировать выводы
6. высказывать и обосновывать собственную позицию
7. владеть приемами критического мышления и т.п.
Методика формирования указанных умений достаточно проработана в образовательной практике, сложились определенные методические подходы к обучению учащихся разным видам деятельности, выработанные многолетним педагогическим опытом. Но в традиционно сложившейся работе следует хорошо понимать и учитывать особенности современной образовательной практики, связанной с переходом на ФГОС и реализацией требований к результатам освоения основной образовательной программы.
Особенности современной образовательной практики:
Ø Усиление метапредметного подхода к формированию умений
Ø Важно определить вклад конкретных предметов в формирование универсальных учебных действий и объединить усилия предметников в этом направлении.
Ø Универсальные учебные действия – это обобщенные учебные действия и способы выполнения различных операций, которые ученик может применить в любой ситуации, независимо от содержания. Возникают в результате интеграции всех сформированных предметных действий. Они обеспечивают способность ученика к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
4 группы универсальных учебных действий.
Ø Личностные УУД(система ценностных ориентаций школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы учения и деятельности, отношения к различным сферам окружающего мира).
Ø Регулятивные УУД(действия, обеспечивающие управление и организацию учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и самооценка).
Ø Коммуникативные УУД(речевая деятельность: умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, вести диалог, умения и навыки сотрудничества).
Не стоит забывать и то, что современная компетентностная парадигма образования предполагает как результат обучения овладение ключевыми компетенциями.
Вспомните, какие компетенции обозначены в примерной программе по истории как ключевые? (Информационно-технологическая, когнитивная – историко-познавательная, ценностно-мировоззренческая, гражданственная или социально-адаптивная, коммуникативная)
А что такое «компетенция»? (то, чем владеет человек/ученик: знания, умения, навыки, опыт их применения, ценностные ориентиры, мотивы деятельности, т.е., все, что позволяет действовать успешно и результативно для достижения цели, решения учебных проблем).
Из определения видно, что умения и навыки являются важнейшими составляющими любой образовательной компетенции. Причем, каждая компетенция базируется на целом комплексе умений, ей соответствующих.
Давайте проследим связь конкретных умений с ключевыми образовательными компетенциями по истории.
Умения и ключевые образовательные компетенции.
Только, владея соответствующими умениями и способами действий с историческим материалом, ученик может свободно оперировать знаниями.
Переходя к общим методическим подходам в формировании умений стоит обратить внимание на разные уровни их формирования.
Формирование умений может осуществляться на двух уровнях – эмпирическом и теоретическом.
Каждый из них имеет границы применения, зная их, учитель сам определяет наиболее предпочтительный уровень формирования умения.
Отметим суть и отличие названных уровней или подходов к формированию умений.
На эмпирическом уровне умение вырабатывается в результате многочисленных упражнений без предварительного специального разъяснения приемов работы и правил действия.
Это, так называемый, путь проб и ошибок, когда учащиеся выполняют предложенные виды работ или задания как могут. Затем в ходе проверки их действия корректируются, ошибки исправляются, даются некоторые рекомендации на будущее и постепенно умение вырабатывается. Это довольно длительный путь формирования умений, но без него не обойтись в реальном учебном процессе (ведь многие мыслительные операции, которые совершают ученики на уроке, сложны по своей структуре и объяснение правил мышления оказывается неоправданным из-за возрастных познавательных возможностей учеников).
В определенных ситуациях появляется необходимость формирования интеллектуальных умений не только на эмпирическом, но и на теоретическом уровне.
Теоретический уровень предполагает специальное предварительное разъяснение способов учебно-познавательной деятельности и последующее осознанное применение учениками полученных знаний о способах деятельности в самостоятельной практической работе.
Специальное разъяснение мыслительных операций и способов действий целесообразно тогда, когда действие сложное, но принципиально важное для усвоения содержания материала и без предварительных разъяснений правил его выполнения ученики не справятся с работой (например, анализ альтернатив исторического развития или критика исторического источника);
Когда можно будет без значительного разрыва во времени на ближайших уроках закрепить этот прием работы.
При формировании умений на теоретическом уровне действуют следующие общие методические правила.
1. Знакомство с новым приемом работы начинается с разъяснения учителем сущности приема работы и правил ее выполнения. Возможна демонстрация приема учителем (образец использования приема в процессе изучения материала).
2. Первичное практическое овладение приемом работы осуществляется в коллективной деятельности учащихся под руководством учителя на данном и последующих уроках.
3. Постепенное возрастание самостоятельности учащихся по использованию приема учебной работы в разных ситуациях.
Главным критерием сформированности умения является способность ученика перенести усвоенный прием в новые условия, применить его в работе с принципиально новым историческим материалом или источником знаний.
Следует иметь в виду и два общих правила формирования любых умений.
· Формирование умений должно идти от простого к сложному ( анализ – сравнение – вывод – доказательство).
· Формирование умений должно идти постепенно: неоправданно введение и разъяснение одновременно двух и более сложных приемов учебной деятельности.
В развитии умений учащихся велика роль вопросов и заданий.
Именно вопросы и задания являются главным инструментом формирования и развития учебных и предметных умений.
Какие навыки и умения развиваются при обучающей истории
Главная страница конференции Секция 3
Айтмухамбетова Д.Т.
воспитатель ГККП Ясли сад №13 «Золотой ключик» г.Уральск
Обучающие истории служат мощным инструментом, посредством которого развитие детей можно документировать в течение определенного периода времени. Они пишутся в распространительно-повествовательном стиле и дают контекстную информацию, касающуюся факторов, могущих повлиять на обучение ребенка, а также содержат соображения педагога на счет развития ребенка.
Обучающие истории – структурированные письменные рассказы о значительных моментах обучения, в которых подчеркиваются сильные стороны детей, их интересы, способности и диспозиции.
Основная цель обучающих историй – показать детям их уверенность, компетентность и отразить ответные, реагирующие отношения, которые происходят ежедневно в различных контекстах. Несмотря на это, данный целостный подход к оценке позволяет педагогам замечать прогресс ребенка и предлагает другим внести вклад в изучение их обучения. Этот метод требует того, чтобы педагоги наблюдали за детьми и писали рассказы, повествования для интерпретации обучения, которое происходит в определенных ситуациях. И я решила написать свой рассказ о ребенке, который меня очень заинтересовал.
Бексултан ходит в мою группу уже два года. Я заметила, что он очень любит собирать пазлы. На мой взгляд, довольно ловко и быстро их собирает: Бексултан каждый день приносил с собой в детский сад пазлы, по размеру они были разные, пазлы были из четырех и пятидесяти частей, он даже знал сколько всего деталей находиться в каждой коробке с пазлами.. На следующий день я организовала игру с пазлами и наблюдала за детьми, я заметила что дети затруднялись в постройке пазлов, а Бексултан с большим удовольствием помагал им. Увидев его заинтересованность к пазлам, я решила больше узнать о его способностях.
— Бексултан, почему тебе нравится собирать именно пазлы? Спросила я?
Он рассказал мне свою историю: Когда мне было три годика, мне родители подарили на день рождение пазлы. Пазл были из 4 частей, были очень яркими и красивыми. Мне было очень интересно, как из таких маленьких кусочков может получиться целая картинка. Вместе с родителями я собирал пазлы, и у меня действительно получалось красивая картинка. Я всегда обращался за помощью к родителям, но у них не всегда было время помочь мне. Мое желание научиться собирать пазлы становилось все сильнее и сильнее,и вот я научился сам собирать пазлы.
— А какая это игра спросила я Бексултана?
— Это настольная игра – ответил он. А знаешь ли ты историю возникновения пазлов: нет ответил Бексултан.
Развитие навыков XXI века на уроках истории
История в школе XXI века
Школа потеряла монополию на знания. Сегодня в школе подросток получает лишь треть той информации, которой обладает. В условиях доступности информации встает вопрос: знания — по-прежнему сила? Конечно, знания остаются ценностью, одним из важнейших условий роста личности. Это основа, которая позволяет развивать компетенции — те самые, о которых так много говорится.
Важно, чтобы ребенку было интересно прийти на урок истории. Интерес связан с объемами информации и теми манипуляциями, которые вокруг этого объема совершаются. В процессе работы с информацией необходимо развить в ребенке качества, которые пригодятся ему в будущем — через двадцать, тридцать лет. Ориентация на совмещение общих компетенций и предметных результатов на уроках истории позволяет решить две ключевые задачи:
1. Проведение эмоционально привлекательных уроков.
2. Переход от предоставления информации как цели к формированию личности.
Нужно, чтобы ребенок не просто знал понятия и даты, а мог проследить историческую судьбу страны, мог вести дискуссии на исторические темы.
Опыт других стран
Обратимся к взглядам на общее образование в других странах, добившихся успехов в данной области — это Канада, Финляндия, Китай, Южная Корея. В последней, например, все образовательные результаты связаны с личностным развитием ребенка: управление собой, селф-менеджмент, самоорганизация, самостоятельная постановка цели, поиск средств и способов действий, мотивация к изменениям. Также в ключевых компетенциях числятся: работа со знаниями и информацией (обратите внимание: процесс), креативное (аналитическое) мышление, эстетика и эмоциональность, коммуникация, гражданская грамотность. В Китае «три кита» целостно развитого человека — это саморазвитие, социальная вовлеченность, культурные основы. Почти ни в одной из зарубежных моделей компетенций не указана энциклопедическая подкованность.
Какие навыки нужно развивать
Списки ключевых навыков остаются предметами споров. При их составлении необходимо опираться и на универсальность, и на требования работодателей (если рассматривать образование как вклад в экономическое развитие общества). Обратимся к интересной модели, составленной The Boston Consulting Group в 2015 году:
Базовые навыки. Помогают решать повседневные задачи: навыки чтения и письма, математическая грамотность, финансовая грамотность, естественнонаучные знания, ИКТ-грамотность, культурная и гражданская грамотность.
Компетенции. Помогают решать более сложные задачи: критическое мышление, творческое мышление, умение общаться, умение работать в коллективе.
Черты характера. Помогают справляться с изменениями окружающей среды: любознательность, инициативность, настойчивость, способность адаптироваться, лидерские качества, социальная и культурная осведомленность.
Какие же методы работы помогут учителю истории привить подросткам навыки XXI века.
Методы работы на уроках истории
Фишбоун («Рыбья кость»)
Данная стратегия предлагает ученикам «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение стратегии похоже на рыбную кость (или, если эту «кость» расположить вертикально, на елочку). Особенно помогает при рассмотрении неявных проблем.
В «голове» скелета обозначается проблема. На самом скелете, на верхних «косточках» ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. На нижних — факты, отражающие суть. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяет говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме.
Исторические явления описываются в виде пирамиды, от верхушки к основанию:
1. Имя героя истории (им может быть человек, животное, неодушевленный предмет).
2. Два слова, описывающих героя (внешность, возраст, черты характера, качества).
3. Три слова, описывающих место действия (страна, местность, общественные места и др.).
4. Четыре слова, описывающих проблему истории (деньги, заблудиться, встретить, любовь и др.).
5. Пять слов, описывающих первое событие (что явилось причиной проблемы в истории?).
6. Шесть слов, описывающих второе событие истории (что происходит с героем и его окружением по ходу сюжета?).
7. Семь слов, описывающих третье событие (что предпринимается для решения проблемы?).
8. Восемь слов, описывающих решение проблемы.
Роль — Аудитория — Форма — Тема. Ученик выбирает для себя некую роль и пишет авторский текст (не от своего лица, а от лица выбранного героя истории). В процессе он учится критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования. Для робких, неуверенных в себе учащихся, данный прием — спасение, поскольку такой ход снимает страх перед самостоятельным высказыванием. Текст может быть представлен в формате письма, сочинения и т.д. Выбор темы может происходить как индивидуально, так и в парах и в малых группах с распределением ролей или предоставлением разных вариантов презентаций исторического явления.
Технологическая карта работы со словом/термином/понятием
Очень гибкий прием, в котором помимо слов могут использоваться рисунки, математические данные. Вокруг исторического понятия — «Новое слово» — выстраивается карта примерно с такими полями: