какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми

Требования к профессионализму социальных работников, обслуживающих пожилых и старых людей

какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Смотреть фото какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Смотреть картинку какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Картинка про какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Фото какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми

Требования к профессионализму социальных работников, обслуживающих пожилых и старых людей

В настоящее время наблюдается повсеместная тенденция: все моложе становятся лица, посвящающие себя уходу за старыми людьми и работе с ними.

Уход за старыми людьми – это:

• встреча разных поколений, уважение к возрасту со стороны молодых сотрудников, их терпимость к принципам и сложившимся убеждениям старого человека, его жизненным установкам и ценностям;

• внимательное и заботливое наблюдение за другими, умение войти в мир их переживаний с одновременным восприятием и перепроверкой собственных ощущений; умение воспринимать старых людей такими, какие они есть;

• тактичные, запланированные действия, доверие и помощь в процессе адаптации старого человека к изменившимся жизненным условиям;

• сопровождение умирающих, оказание помощи членам семьи в тяжелый момент.

Только восприняв эти принципы и положив их в основу профессионализма, можно выдержать все психические и физические нагрузки, связанные с уходом за старыми людьми.

Навыки, умения, которыми должен обладать социальный работник при работе с пожилыми людьми

Доброта, заботливость, честность, отзывчивость, приветливость, терпимость, человечность, общительность, сострадание, бескорыстность, уравновешенность

Внимание к другим, умение выслушать, обходительность, вежливое отношение к людям

Отношение к работе

Добросовестность, исполнительность, ответственность, требовательность к себе

Неприемлемыми для социальных работников считаются следующие качества

Нервозность, корыстность, душевная черствость, высокомерие, нечестность, жестокость

Грубость, неуважение к старым людям, брезгливость, злость, невежливость, дерзость. Отношение к работе: безразличие к подопечным, постоянная спешка, безответственность, лень, недобросовестность, нежелание помочь, легкомыслие, несобранность, вымогательство

Деонтология в социальной работе с пожилыми и старыми людьми (опорный конспект по )

Деонтология (сочетание греческих слов: деонтос – долг, должное, надлежащее; логос – наука) – это наука, изучающая этические принципы поведения при исполнении своих профессиональных обязанностей. Деонтология как отдельная область, разрабатываемая с древних времен, до настоящего времени больше была связана с медициной, составляя ее отдельный раздел.

Социальная работа в ее теперешнем понимании и трактовке не может обойтись без деонтологии. и определяют деонтологию как совокупность этических норм профессионального поведения работников социальных служб. В деонтологию они включают основные принципы, моральные заповеди, позволяющие обеспечить эффективное социальное обслуживание населения, исключающие неблагоприятные факторы в социальной работе. Эти принципы и заповеди направлены на оптимизацию системы взаимоотношений между различными категориями персонала социальных служб и клиентами, предупреждение негативных последствий социального обслуживания. Они включают в себя верность профессиональному долгу, бескорыстие, профессиональную выдержку и самообладание, доверие между специалистами и клиентами, соблюдение профессиональной тайны и т. д.

Особенно остро деонтологические проблемы встают при общении с тяжелобольными старыми людьми, утратившими способность к самообслуживанию. Общеизвестно, что наиболее успешно справляются с уходом за стариками терпеливые и уравновешенные люди. Разумеется, моральная поддержка является наиболее ценной, поэтому социальный работник, не ограничивающий свою деятельность формальными услугами, сумевший к тому же стать доброжелательным и внимательным собеседником, помощником и советчиком, окажется для старого человека идеальным утешителем.

Слишком суровые, властные, работающие главным образом из-за денег или ради карьеры люди не справляются с таким видом деятельности. В свою очередь, старые люди со своим жизненным опытом очень легко понимают и улавливают фальшь и неискренность в отношении к ним. Никогда не приобретет доверия со стороны старых людей и торопливый человек, не умеющий выслушать, озабоченный своими собственными проблемами.

Социальному работнику нужно особое внимание уделять своей внешности и форме общения со старыми клиентами. Слишком модная одежда, изобилие косметики и украшений не способствуют налаживанию контактов между старыми людьми и социальными работниками.

Особенно недоверчивы старики к легкомысленным, поверхностным людям, дающим обещания, но не выполняющим их. Несобранность, неаккуратность, непоседливость, многоречивость также вызывают настороженность со стороны старого человека к социальному работнику и не способствуют установлению доверительных контактов, которые необходимы обеим сторонам.

При уходе за старыми больными людьми, утратившими способность к самообслуживанию, социальный работник всем своим поведением и действиями должен поддерживать и побуждать желание как можно дольше сохранять максимальную подвижность и выполнять хотя бы самые элементарные действия по самообслуживанию. В любом случае необходимо с уважением относиться к достоинству и чувству независимости старых людей.

Старый человек должен стать для социального работника субъектом индивидуального подхода. Чувство уважения к старому человеку, заинтересованность его жизненным путем и опытом обычно повышают доверие к социальному работнику, его авторитет как специалиста.

Никогда нельзя забывать о том, что при беседе со старым человеком нужно стараться сохранять на лице выражение интереса, сочувствия и доброжелательности. Все это позволит ознакомиться с социальным анамнезом старого человека, местом и условиями проживания, уяснить внутрисемейные отношения, их значимость для старого человека, разобраться в межличностных отношениях между молодыми членами семьи и стариком, помочь разрешить их внутренние несогласия и обиды. Роль реабилитации пожилых и старых людей в этом случае следует оценивать как с социальной, так и с моральной точки зрения. Она также дает значительный экономический эффект, поскольку восстановление способности к самообслуживанию освобождает от ухода за больными стариками большое количество медицинского персонала в случае помещения их в больницу, а также родственников, избавляя их от необходимости оставить профессиональную деятельность.

Источник

Социальная работа с пожилыми и старыми людьми

какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Смотреть фото какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Смотреть картинку какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Картинка про какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Фото какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Смотреть фото какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Смотреть картинку какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Картинка про какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Фото какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Смотреть фото какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Смотреть картинку какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Картинка про какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Фото какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Смотреть фото какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Смотреть картинку какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Картинка про какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Фото какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми

какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Смотреть фото какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Смотреть картинку какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Картинка про какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Фото какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми

какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Смотреть фото какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Смотреть картинку какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Картинка про какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Фото какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми

Преобладающее большинство старых людей нуждаются в самом широком спектре услуг и помощи со стороны членов се­мьи, соседей, медицинских, социальных или благотворительных организаций. Проблемы социальной работы со старыми людьми в настоящее время находятся в центре внимания многих соци­альных институтов, социальных и исследовательских программ, направленных на обеспечение приемлемого уровня жизни по­жилых и старых людей.

Социальная работа с пожилыми и старыми людьми в Рос­сии стала развиваться с начала 90-х годов XX века, и сегодня накоплен определенный опыт в этой области. По мнению соци­альных геронтологов, главная задача социальной работы состо­ит в том, чтобы связать индивида или семью с внешними и внутренними источниками тех ресурсов, которые необходимы для исправления, улучшения или сохранения определенной си­туации.

Изменение социального статуса человека в старости, вызванное, прежде всего прекращением или ограничением трудо­вой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, са­мого образа жизни и общения, а также возникновением различ­ных затруднений, как в социально-бытовой, так и в психологиче­ской адаптации к новым условиям, диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми. Особого внимания за­служивает и отношение самих пожилых и старых людей к той помощи, которую им оказывают социальные работники.

Прак­тический опыт и специально проведенные исследования позво­ляют выделить несколько определенных стереотипов поведения пожилых и старых людей:

1) неприятие социальной помощи в повседневной жизни, недоверие к социальным работникам, нежелание быть зависи­мыми от чужих, посторонних людей;

2) стремление и настойчивость в получении как можно большего количества услуг со стороны социальных работников, возложение на последних выполнения всех бытовых обязанно­стей;

3) перенос недовольства и неудовлетворенности своими жизненными условиями на социальных работников, с которыми непосредственно общаются;

4) восприятие социального работника как объекта, кото­рый несет ответственность за их физическое здоровье, мораль­ное и материальное состояние.

Конечно, основная часть населения старшего возраста, с которым ведется различного рода социальная работа, выражает свою искреннюю благодарность социальным работникам, высо­ко оценивает их труд. Однако нередки случаи и недоброжела­тельного отношения, подозрительности, недовольства оказы­ваемыми услугами.

Социальным работникам нужно с самого начала готовить­ся к тому, что в их работе благодарностей будет значительно меньше, чем подозрительности, необоснованных обвинений, а нередко и незаслуженных оскорблений. Они должны быть тер­пеливыми и заботливыми по отношению к любому, даже очень капризному и надоедливому старому человеку.

Основные задачи социальной работы с пожилыми и пре­старелыми сегодня формулируются следующим образом:

— оказывать помощь в процессах адаптации старых людей к изменившимся жизненным условиям, осознавать и устранять затруднения личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющие на них;

— помогать справляться с этими затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного или коррек­тирующего воздействия;

— защищать их в соответствии с законом, прибегая к ис­пользованию власти;

— способствовать более широкому использованию каж­дым клиентом собственных возможностей для социальной само­защиты;

— использовать все средства и источники для социальной защиты нуждающихся в этом людей.

какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Смотреть фото какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Смотреть картинку какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Картинка про какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Фото какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми

Какими качествами должен обладать специалист при рабо­те с пожилыми и престарелыми?

Исследования показывают, что наиболее значимыми явля­ются следующие качества специалиста социальной работы, ко­торые условно можно разделить на три группы:

— личностные особенности: доброта, заботливость, чест­ность, отзывчивость, приветливость, терпимость, человечность, общительность, сострадание, бескорыстность, уравновешен­ность;

— навыки общения: внимание к другим, умение выслу­шать, обходительность, вежливое отношение к людям;

— отношение к работе: добросовестность, исполнитель­ность, ответственность, требовательность к себе.

Неприемлемыми для социальных работников, по мнению опрошенных считаются:

— личностные особенности: нервозность, корысть, душев­ная черствость, высокомерие, нечестность, жестокость;

— навыки общения: грубость, неуважение к людям, брезг­ливость, злость, невежливость, дерзость;

— отношение к работе: безразличие к подопечным, посто­янная спешка, безответственность, лень, недобросовестность, нежелание помочь, легкомыслие, несобранность, вымогательство.

В целом клиенты хотели бы видеть в социальных работни­ках людей более великодушных, понимающих, способных со­страдать.

Самым главным в социальной работе должно стать умение устанавливать контакты со старыми людьми, владеть искусст­вом общения с ними, так как в противном случае возникают различные межличностные недоразумения, непонимание и даже открытая обоюдная враждебность. Умение слушать считается одним из главных качеств социального работника.

Самым высоким показателем профессионализма социаль­ного работника является доверие к нему старого человека, при­нятие советов. Все усилия должны быть направлены на активи­зацию старого человека, побуждение его самостоятельно разре­шить личные проблемы.

Социальная работа в ее современном понимании и трак­товке не может обойтись без деонтологии. Л.В. Топчий и А.А. Козлов определяют деонтологию как совокупность этиче­ских норм профессионального поведения работников социаль­ных служб. В деонтологию они включают основные принципы, моральные заповеди, позволяющие обеспечить эффективное со­циальное обслуживание населения, направленные на оптимиза­цию системы взаимоотношений между различными категориями персонала социальных служб и клиентами, исключающие не­благоприятные факторы в социальной работе, предупреждаю­щие негативные последствия социального обслуживания, также такие профессионально важные качества, как профессиональ­ный долг, бескорыстие, профессиональная выдержка и самооб­ладание, доверие между специалистами и клиентами и т. д.

Особенно остро деонтологические проблемы встают при общении с тяжелобольными старыми людьми, утратившими способность к самообслуживанию. Общеизвестно, что наиболее успешно справляются с уходом за стариками терпеливые и уравновешенные люди. Разумеется, моральная поддержка явля­ется наиболее ценной, поэтому социальный работник, не огра­ничивающий свою деятельность формальными услугами, сумевший к тому же стать доброжелательным и внимательным собеседником, помощником и советчиком, становится для старого человека идеальным утешителем.

Слишком суровые, властные социальные работники, работающие главным образом из-за денег или ради карьеры, не справляются с таким видом деятельности. В свою очередь, ста­рые люди со своим жизненным опытом очень легко улавливают фальшь и неискренность в отношении к ним. Никогда не приоб­ретет доверия со стороны старых людей и торопливый человек, Не умеющий выслушать, озабоченный лишь своими собствен­ными проблемами.

В общении со старыми людьми немаловажен и такой фак­тор, как внешний вид социального работника. Слишком модная одежда, изобилие косметики и украшений также не способству­ют налаживанию контактов.

Несобранность, неаккуратность, нетерпеливость, многоречи­вость также вызывают настороженность старого человека по от­ношению к социальному работнику и не способствуют установ­лению доверительных контактов, которые необходимы обеим сторонам.

При уходе за старыми больными, утратившими способ­ность к самообслуживанию, социальный сотрудник всем своим поведением и действиями должен поддерживать и пробуждать в них желание как можно дольше сохранять максимальную под­вижность и выполнять хотя бы самые элементарные действия по самообслуживанию. В любом случае необходимо с уважением относиться к достоинству и чувству независимости старых лю­дей.

Источник

StudArctic forum

электронный научный студенческий журнал

какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Смотреть фото какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Смотреть картинку какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Картинка про какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Фото какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Смотреть фото какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Смотреть картинку какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Картинка про какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Фото какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми

Социология и социальная работа

какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Смотреть фото какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Смотреть картинку какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Картинка про какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми. Фото какие навыки не являются основополагающими при работе с пожилыми людьми

Тимонина Вера Александровна
Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Российская Федерация),
veratimonina115@gmail.com

Психологические особенности социальной работы с пожилыми людьми

Аннотация: В статьи рассматриваются характерные для пожилого возраста психологические особенности, которые необходимо учитывать специалисту по социальной работе при взаимодействии с пожилым человеком. Смена ведущего вида деятельности после выхода на пенсию, ухудшающееся здоровье, ослабление социальных связей оказывают негативное воздействие на психологическое здоровье людей пожилого возраста. Появляются или обостряются такие психологические проблемы как: ощущение непонятности и безразличия, внутреннее состояние одиночества, потеря полноты жизни, подозрительность, тревожность. Знание и понимание специалистом психологии пожилого возраста оградит его от нежелательных ошибок, позволит выстроить доверительные отношения с клиентом для эффективной работы.
Ключевые слова:
социальная работа, пожилые люди, психологические особенности, кризис пожилого возраста, общение

Пожилой возраст характеризуется своими физиологическими, психологическими, ценностными особенностями, которые необходимо учитывать специалисту при построении работы с клиентами данной возрастной категории. После выхода на пенсию, у человека происходит смена социального статуса, а соответственно и возложение на себя другой роли с другой ответственностью.

Знания о характеристиках, закономерностях, движущих силах, механизмах, индивидуальных особенностях психического развития и психического старения пожилых людей необходимы для создания оптимальных условий жизни людям разных возрастов, для оказания им социально-психологической помощи [2, 128].

Говоря о психологических особенностях социальной работы с пожилыми людьми, важно понимать, что они складываются из психологических особенностей самого пожилого человека – клиента социальной работы, и психологических особенностей специалиста, оказывающего помощь.

Многие исследователи рассматривают пожилой возраст как кризисный период, это связано с тем, что происходят как внешние, так и внутренние изменения, влияющие на жизненный уклад пожилого человека. К внешним можно отнести: появление большого количества свободного времени, изменение социального статуса. А проявлением внутренних изменений является осознание потери прежних физических и психологических сил, зависимое положение от семьи. Изменение социального статуса, смена образа жизни, сужение круга общения не могут не сказываться на поведении человека, на его психической сфере [1, 27].

По мнению отечественного психолога Н. Ф. Шахматова, с возрастом ориентация человека меняется с окружающих на самого себя. Пожилые люди стараются не выставлять свою жизнь на показ, угасает потребность находиться в центре внимания, отстаивать свою позицию в споре (при этом не изменяя ей). Пожилые люди часто жалуются на пониженное настроение, что происходит из-за ощущения собственной ненужности, осознания старения и непонимания окружающими. Они не отстраняются от общения, а наоборот ищут его, оживляясь во время беседы, но по ее окончанию чувство одиночества и ненужности возвращаются. Как подчеркивает Н. Ф. Шахматов «признание себя старым – важнейший психический фактор старения».

В пожилом возрасте происходит эмоциональная перестройка характера, что вызвано постепенным ослаблением контролирующей и тормозной функции коры головного мозга: на передний план могут выйти черты, которые тщательно контролировались или скрывались в молодые годы. Так люди становятся очень чувствительными, плаксивыми или наоборот агрессивными, подозрительными при этом проявления могут быть даже по незначительным причинам. На личностном уровне изменения в эмоциональной сфере характеризуются снижением самооценки, неудовлетворенностью собой, сомнением в собственных силах, ощущением беспомощности. Возможны психосоматические заболевания, которые возникают из-за ложных установок. Пожилые люди сами убеждают себя, что сильно больны и свыкаются с этими мыслями, а если болезнь не подтверждается, то появляется симуляция симптомов. Возможно, что даже реальные заболевания человек будет перекладывать на своих близких, показывая себя мучеником, но такой стиль поведения выбирается для того, чтобы ощутить собственную значимость, почувствовать заботу.

Можно говорить о том, что большинство переживаний в пожилом возрасте возникает из-за чувства одиночества, при этом его могут испытывать не только люди, живущие одни, но те, кто живет в семье (с супругом). Под термином «одиночество» понимают не столько одинокий образ жизни, сколько состояние души, которое характеризуется тягостным ощущением увеличивающегося разрыва с окружающими, покинутости, бесполезности и ненужности собственного существования [4, 214]. Чувство одиночества имеет двойственный характер в пожилом возрасте, т. е. с одной стороны, человека тяготит разрыв со внешним миром, знакомыми, утрата прежней значимости для общества, но с другой, это может быть проявление целенаправленного отстранение от прежней жизни, желание сохранить свои ценности от посторонних. В то время как одинокий образ жизни – физическое состояние, которое может быть выбрано самим человек.

К одиночеству прилегает ещё одна актуальная проблема для пожилых людей – потеря полноты жизни. Люди пожилого возраста тяжело адаптируются к новшествам, воспринимая их с подозрительностью и опаской. Психологическая защита, необходимая человеку, становится проблемой и для пожилых людей, и для их близких. Замедление умственных процессов, сопровождаемое недоверчивостью, становится одной из причин низкой мобильности пожилых людей, привыкших жить своими уже сложившимися ценностными установками. По началу пожилые люди стремятся поддерживать связи с бывшими коллегами и друзьями, но чем дальше по времени они уходят от трудового периода, тем слабее становятся эти связи. Жизнь становится более размеренной, исчезает необходимость в спешке и суете.

Большое значение отводится рассказам о молодости, о важных жизненных событиях. Геронтологи убеждены, что воспоминания создают эмоциональный и интеллектуальный комфорт для пожилого человека, являются своеобразным видом творчества, они изгоняют апатию, вселяют бодрость [3, 148]. Не исключено преувеличение, искажение некоторых событий, а также идеализация своего поколения, к чему необходимо относиться снисходительно.

Таким образом, психологическое состояние пожилых людей обуславливается сменой ведущего вида деятельности и физиологической перестройкой организма, замедлением умственных процессов. Знание и понимание специалистом специфических особенностей возраста позволит ему правильно выстроить работу и найти наиболее эффективные пути решения проблем. При этом для пожилого человека необходимо сохранение своей самостоятельности, поэтому при выборе неуместного типа общения, который может проявляться в навязывании своего мнения, надменном поведении, излишней самоуверенности, выстроить доверительные отношения с клиентом будет практически невозможно.

Специалист должен учитывать интересы и установки пожилого человека при коммуникации с ним: понимать, где уместно промолчать, а где необходимо поддержать разговор мимикой или жестами. Перед началом беседы нужно осведомиться, есть ли у собеседника проблемы со слухом или речью. Коммуникация должна строиться в нормальном звуковом регистре, при необходимости используются компенсирующие средства: чтение по губам, жестикуляция, рисование, запись вопросов и ответов, присутствие родственников, близких или других специалистов [5, 35]. Важно учитывать желание пожилого человека выступать в роли активного рассказчика, быть готовым к лирическим отступлениям, размышлениям, а может и нравоучениям. Неуместно перебивать клиента. Если у социального работника нет возможности побеседовать с пожилым человеком в данный момент, то с соблюдением правил вежливости он должен попросить перенести разговор на ближайшее время. При ведении беседы пожилому человеку важно видеть заинтересованность своего собеседника, поэтому необходимо поддерживать разговор, не отвлекаться на посторонние ненужные вещи, выступать в роли активного слушателя. Важно реагировать непосредственно на то, о чем говорит пожилой человек, а не на свои мысли в связи услышанным, т. к. фальшь сразу станет заметной и оскорбит чувства рассказчика. Собеседники должны находиться на одном уровне, неправильно если во время диалога специалист будет стоять (если в этом нет определенной потребности). Для расположения человека к себе специалист должен сохранять уместную улыбку, периодически смотреть клиенту в глаза. Не разрешительно употребление в присутствии пожилого человека нецензурных слов. Социальный работник должен быть снисходительным к неточностям, ошибкам, которые могут допускать пожилые люди. Даже если клиент ведет себя раздражительно или плаксиво, специалисту важно сохранять самоконтроль, вежливость и доброжелательность.

Обращаться к пожилому человеку необходимо по имени и отчеству, большое значение приобретает употребление слов «спасибо», «пожалуйста». Если клиент не понял с первого раза, то нужно повторить еще раз, объяснить подробнее. В пожилом возрасте ослабевает память, поэтому желательно напоминать о грядущих событиях, которые запланированы в рамках работы. Большую роль играет четкость и членораздельность речи, неуместным является использование профессиональной терминологии, непонятной пожилому человеку.

Особое внимание нужно уделять своему внешнему виду. Пожилые люди идеализируют свое поколение, которое, по их мнению, было скромнее и порядочнее нынешнего, поэтому изобилие косметики, украшений и новомодная одежда могут стать помехой на пути к установлению доверительных отношений. Важно, чтобы не одежда привлекала внимание клиента, а сама личность специалиста. Не приветствуется небрежность, рассеянность, неисполнение своих обещаний, излишняя болтливость.

При взаимодействии с пожилыми людьми специалисту нельзя забывать о таком профессиональном чувстве как эмпатия. Оно помогает понимать чувства клиента, проявлять сопереживание, но не наполнять себя ими. Это необходимо для профилактики профессионального выгорания.

В заключении необходимо подчеркнуть, что социальная работа предполагает субъект-субъектные отношения, где признается индивидуальность другого человека, его автономность и право на собственный голос. Выход на пенсию становится первым кризисом на новым жизненном этапе, ухудшающим психологическое здоровье пожилых людей. Возраст становится психологическим барьером к полноценной жизнедеятельности, появляется отторжение себя, в сознании начинают главенствовать стереотипы. Знание и понимание специалистом возможных негативных проявлений возрастных изменений оградит его от ошибок при организации работы.

Список литературы

1. Кадырова В. Х. Психологические особенности эмоциональной сферы пожилых людей / В. Х. Кадырова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №7 (Июль). – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12086.htm.

2. Рыбинская А. В. Психологические характеристики кризиса пожилого возраста / А. В. Рыбинская // Вестник ТГУ. – 2013. – №7(123). – С. 128-131.

3. Семенцова Л. И., Николаева Л. С. Социальная работа с пожилыми семьями / Л. И. Семенцова, Л. С. Николаева // Вестник Донского государственного аграрного университета. – 2014. – №. 1(11). – С. 143-155.

4. Тюльтяева Л. А. Проблема одиночества в геронтологии: социальные и половые аспекты / Л. А. Тюльтяева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – №4-2. – С. 212-214.

5. Хисматуллина З. Н. Организационно-методическая и социальная работа с пожилыми и старыми людьми / З. Н. Хисматуллина // Вестник Казанского технологического университета. – 2010. – №3. – С. 31-41.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *