какие навыки нужны бизнесмену
Навыки предпринимателя
Если вы хотите начать собственное дело, то, конечно, в первую очередь вам нужны специфические знания, касаемо выбранной сферы бизнеса. Однако этого будет недостаточно, потому что у вас будет огромная конкуренция. В этой статье мы несколько углубимся в тематику и выясним, какие ключевые навыки вам понадобятся для того, чтобы быть готовым к миру бизнеса и преуспевать в нем.
Определение предпринимательства
Одни эксперты считают, что предприниматель — это человек, который берет на себя риски в тех ситуациях, в которых обычный человек боится. Другие считают, что это человек, который построил и развил собственный бизнес. Правы и те, и другие, однако точного определения до сих пор не придумано.
Мы можем выделить четыре основные факторы, влияющие на успешность любого предпринимателя:
Рассмотрим каждый фактор отдельно.
Личные качества
Личные качества стоят на первом месте, потому что формируют уникальную личность и почерк успешного лидера. Если вы читали биографии известных предпринимателей, то наверняка отметили, что каждый из них по-своему уникален. Ингредиенты в них одни и те же, однако смешаны совершенно в разных пропорциях.
Межличностные навыки
Любой предприниматель имеет дело с людьми, причем их количество за день может превышать сотни. И в этой атмосфере они умудряются чувствовать себя, как рыба в воде. Они моментально находят подход к каждому и отлично умеют мотивировать.
Развивайте следующие навыки:
Навыки критического и творческого мышления
Будучи предпринимателем, вам понадобятся новые идеи и умение принимать решения, исходя из большого количества данных.
Практические навыки
Вам также понадобятся практические навыки и знания для того, чтобы запустить свой бизнес и создавать продукты и сервисы.
Также вам понадобятся знания в нескольких областях бизнеса. Например:
Возможно вы скажете, что слишком много навыков и знаний нужно, чтобы стать успешным предпринимателем. Это правда, но также правда и то, что поистине успешных предпринимателей крайне мало и весь мир знает о них. Возможно вы не создадите бизнес, который изменит мир, но постараться вам все же стоит. Желаем вам удачи!
17 навыков успешного предпринимателя
Вопрос, который часто посещает каждого потенциального — и многих действующих предпринимателей каждый день: «Как узнать, есть ли у меня задатки предпринимателя?» Да, в сети полно идей, советов, подсказок и даже великолепных цитат по этому поводу. Но вы уверены, что у вас действительно есть соответствующие навыки? Вот семнадцать навыков, которыми должен обладать каждый успешный предприниматель.
1. Способность управлять деньгами.
Все просто, если вы не можете управлять деньгами, вы не можете управлять бизнесом. Вы знаете, куда каждый месяц уходят ваши деньги? Вы тратите меньше, чем зарабатываете? Если ответ на эти вопросы — нет, вам будет трудно управлять бизнесом, также как вашим бюджетом.
2. Способность заработать деньги.
Если вы можете управлять деньгами, сможете ли вы увеличить их количество? Для того, чтобы получить инвестиции, нужно не только понять, где взять деньги, но и, как их правильно потратить.
3. Способность снять стресс.
Стресс — это не смешно. Если вы позволите себе разочаровываться и расстраиваться, вам будет очень неуютно в качестве предпринимателя. Научитесь использовать стресс в свою пользу.
4. Продуктивность.
Это обширная тема, потому что не существует единственно верного пути быть продуктивным, работающего для всех. Узнайте свои наиболее продуктивные часы работы, режим и приложения для повышения производительности, которые вам подходят, чтобы создать свой собственный план достижения успеха.
5. Талант заводить предпринимателей друзей.
Улучшайте свои шансы на успех, найдя предпринимателей друзей, которые будут в состоянии понять ваши затруднения и смогут, когда потребуется, дать вам необходимые рекомендации.
6. Способность выявлять сильные и слабые стороны.
Как владельцу бизнеса, вам не нужно быть совершенным во всем. Вы, тем не менее, должны понимать свои сильные и слабые стороны. Чтобы оценить эту характеристику нужно обратить внимание на сделанные вами деловые решения, выбранных партнеров и нанятых работников.
7. Талант нанимать эффективных людей.
Найм — один из самых важных навыков, обладать которым должен любой предприниматель. Благодаря наличию замечательных людей в своей команде, вы сможете получить доступ к новым сильным сторонам. Найм правильных людей крайне важен для достижения запланированных целей.
8. Способность к обучению новых сотрудников.
Когда вы приводите новичка, надежный процесс адаптации гарантирует, что он знает, что делать и чего не делать. Это поможет направить компанию в правильном направлении, и будет способствовать повышению уровня ответственности хороших работников и даст вам основания следить за проступками.
9. Способность управлять персоналом.
Если у вас есть правильные люди, вы должны хорошо ими управлять. Еще в самом начале роста вашего бизнеса, вы будете управлять каждым, так что стоит быть эффективнее. Если вы еще незнаете секретов управления, уделите время, чтобы научиться мотивировать, поощрять и развивать свой персонал.
10. Кондиции к простейшему SEO.
В начале, вы будете выполнять работу каждого подразделения компании. Понимаете ли вы основы SEO и маркетинга? Если нет, освежите знания в этой области, прежде чем начать бизнес.
11. Способность проводить A/B тестирование.
Сплит-тест — простейший процесс, который включает в себя одновременный запуск двух сценариев проверки. Обычно используется для повышения эффективности сайтов, но может также использоваться во многих областях управления проектами и маркетинга.
12. Талант нетворкинга.
Наряду с SEO, социальные сети представляют собой ключевую часть любой бизнесмаркетинговой стратегии. Вы не просто должны понимать возможности каждой платформы, вы должны вооружиться лучшими стратегиями, чтобы ваш стартап был замечен в каждой социальной сети.
13. Способность сосредоточиться на клиентах.
Чтобы было ясно, без клиентов, у вас нет бизнеса. Убедитесь, что все ваши презентации, продукты и услуги ориентированы на реальные потребности клиентов. Если вы не знаете, что это такое, исследуйте и задавайте вопросы так, чтобы создать великолепную клиентскую службу.
14. Способность закрыть продажу.
Позволяя клиентам узнать, что вы понимаете важность их потребностей, вы все равно испытываете затруднения, пытаясь продать продукт. Если вы нервничаете на этом шаге, попробуйте посетить семинар или мастер-класс, чтобы приобрести столь необходимые навыки.
15. Способность отслеживать новые тенденции.
Бизнес движется быстро, так что вы должны обладать способностью видеть любые изменения в вашей отрасли. Будьте в курсе появления новых стартапов и технологических достижений в областях, способных нарушить ваш бизнес.
16. Умение проигрывать.
Ни один венчурный бизнес не приходит к успеху гладкой дорожкой. Знания о том, как справиться с взлетами и падениями имеют важное значение. Помните, что каждый успешный человек терпел поражения десятки раз, прежде чем выигрывал. Неудача еще не конец — это просто один из промежуточных пунктов на пути к успеху.
17. Жажда улучшения собственного мира.
В конце концов, самая лучшая и устойчивая мотивация заключается в желании нести положительные изменения миру. Когда вы сосредоточены на своем бизнесе и приоритет отдан успеху, вы найдете себя готовым к любым штормам ради достижения цели.
Не позволяйте этому списку запугать или отговорить вас. Быть предпринимателем сложно, но всем этим навыкам можно научиться. Если вы заметили, что чего то не умеете, постарайтесь научиться! Ваш конечный успех всегда зависит от ваших способностей.
Топ-10 навыков стартапера — без них вам нечего делать в бизнесе
PR-менеджер Puzzle English
Для создания эффективного бизнеса одной идеи будет недостаточно. Основатель должен обладать целым набором скиллов, которые помогут управлять бизнес-процессами, вдохновлять и направлять команду на достижение цели.
Елена Абрамова, PR-менеджер Puzzle English, рассказывает о том, какие навыки обязательно пригодятся фаундерам на пути к успеху.
Стать менеджером или финансистом несложно – академические часы и дисциплины определены программами университетов. А вот предприниматели развиваются самостоятельно, каждый основатель бизнеса проходит собственный курс «молодого фаундера», прежде чем стать лидером успешного бизнеса.
Но траектории развития основателей похожи. И это не случайно. «В начале проекта приоритетны hard skills, так как MVP обычно создают основатели, – поясняет Дмитрий Крутов, генеральный директор и совладелец Skillbox. – По мере развития проекта, его роста и расширения команды на первый план выходят soft skills».
RB.RU организует встречу проекта Founders’ Mondays для начинающих и опытных предпринимателей. Дважды в месяц по понедельникам.
Продажи, нетворкинг и публичные выступления
«Многие необходимые навыки у меня уже были. Я неплохо разбираюсь в технике, роботах и производстве. Развивать нужно было нетворкинг и продажи», – вспоминает Андрей Спиридонов, основатель Aripix Robotics.
«Самым сложным было научиться продавать, делать презентации и выступать, – рассказывает Дмитрий Крутов. – Я никогда не занимался продажами и не работал менеджером. Звонки, встречи, CRM, создание отдела продаж, – всему пришлось учиться в своем первом проекте с нуля».
Для Рубена Бабаева, сооснователя EYWA Kitchen, поначалу самым сложным был навык публичных выступлений. Он уверен, что предприниматель должен научиться быстро питчить, и вспоминает, что ему пришлось прокачать продажи и переговоры. «Без умения красиво говорить, убеждать, переубеждать и вдохновлять на подвиги не обойтись», – подчеркивает Александр Антонов, основатель онлайн-сервиса Puzzle English.
Проджект-менеджмент, самодисциплина и умение верно оценивать свои силы
Умение планировать и выполнять поставленные задачи в срок Рубен Бабаев тоже оттачивал в собственном бизнес-проекте. И не только он.
«Свои ранние проекты я делал полностью сам, что называется, под ключ. Привык делать и контролировать все самостоятельно, даже когда список задач и их объем разрастался, пытался все успеть. Я не понимал, когда уже пора искать подмогу и какую именно, – вспоминает Александр Антонов. – Так что первый навык, который мне пришлось освоить, – умение делегировать задачи. Точнее, это было умение понимать, в какой области уже аврал и куда надо искать человека».
А еще фаундеру не обойтись без самодисциплины – умения делать не то, что хочется, а то, что необходимо проекту в текущий момент, считает Александр Антонов.
Умение подбирать правильных людей и работать в команде
Развивая проект, основатели научились находить идеальных сотрудников и играть в команде.
«Мне понадобилось некоторое время на то, чтобы осознать, что человек в процессе обучения и карьерного роста неизбежно должен проходить через стандартные ошибки», – вспоминает Александр Антонов.
«Невозможно вот так просто сесть рядом с ним, дать ему список всех «граблей» и сказать, что теперь он вооружен знаниями, пусть не наступает. Ну нет, не работает так. Есть такие «грабли», на которые пока не наступишь сам, не веришь, что они там лежат. Было дело, по молодости я порывался ругать сотрудника, что предупреждал же тебя об этом, слушал ты или нет? Осознав неизбежность ошибок, я стал молча наблюдать, как они случаются, и радоваться, что очередной этап пройден», – рассказывает Александр.
Основатели бизнесов на сто процентов уверены в том, что нехватку необходимых навыков можно и нужно компенсировать за счет сотрудников.
«Самому не хватит времени развиться во всех необходимых областях, а даже если и изучить все, то собственных рук не хватит, чтобы справиться со всеми задачами, – отмечает Рубен Бабаев. – Поэтому команда очень важна, с ней можно двигаться быстрее».
По мнению Александра Антонова, один из «золотых» талантов – умение подбирать правильных людей, идеальных для конкретной позиции. Такого сотрудника даже не надо прокачивать, он сделает это сам, просто будучи погруженным в рабочую среду.
«Нанимать людей нужно обязательно круче и компетентнее себя в какой-то области, в идеале – самых топовых специалистов. Такая команда способна свернуть горы и изменить мир», – разделяет позиции «коллег по цеху» Андрей Спиридонов.
Учиться, не унывать и идти к цели
По мнению Дмитрия Крутова, основатель бизнеса должен быть гибким и уметь учиться. «Главное – не ставить себе внутренние ограничения, что я чего-то не смогу или это не мое. Они будут тормозить развитие», – считает Андрей Спиридонов.
«Умение не унывать при полосе неудач точно пригодится любому основателю бизнес-проекта», – уверен Рубен Бабаев.
«Я научился быть довольным тем, что имею. Возможно, это главный секрет счастливой жизни», – отмечает Александр Антонов.
Препятствий на пути развития бизнес-проекта немало, поэтому фаундеру необходимо взращивать в себе стрессоустойчивость и целеустремленность или, говоря словами Александра Антонова, «умение не унывать и не сдаваться, испугавшись первых сложностей», «способность доводить начатое до логического завершения, а не хвататься за новую идею».
Предпринимательское чутье и умение принимать сложные решения
По мнению Андрея Спиридонова, предприниматель должен быть готов принимать нестандартные решения. «И делать это быстро, – добавляет Александр Антонов. – А не игнорировать насущные вопросы и проблемы».
Стартап часто развивается в жестких условиях неопределенности – нет готовых схем, решений и аналогов. Даже в теории они не описаны, и основателям все приходится создавать на лету. И здесь не обойтись без умения брать риски на себя и предпринимательского чутья.
Александр Антонов считает, что фаундер должен понимать, в какую сторону движется прогресс, технологии, ожидания и стремления людей, что будет востребовано и как повлияет на будущее человечества в целом и вашего проекта в частности.
Чем большим числом soft skills овладел основатель бизнеса, тем лучше, считают предприниматели.
«Если фаундер обладает только hard skills – не умеет взаимодействовать с людьми, командно работать, вдохновлять, убеждать – то какой из него основатель? Это обычный исполнитель», – отмечает Александр Антонов.
«Фаундер может не уметь программировать или не знать азов бухгалтерии – для этого есть специалисты. Но предприниматели, конечно, должны глубоко разбираться в своем продукте, находить людей и чувствовать рынок», – уверен Андрей Спиридонов.
Важные скиллы
А для тех, кто собирается разработать курс «молодого фаундера», мы собрали список из десяти навыков, без которых основателю бизнеса никуда.
Топ-10 качеств и навыков успешного бизнесмена
Почему одни люди «делают деньги из воздуха», вторые постоянно терпят убытки в бизнесе и становятся банкротами, а третьи убеждены: «Бизнес не для меня», — и скромно работают в найме? Какие качества нужны успешному бизнесмену и можно ли им научиться?
Умения, необходимые для успешного ведения бизнеса, можно разделить на две группы:
1. Внутренние качества — личностные характеристики человека. Их нельзя измерить, увидеть и просчитать — эти качества проявляются в действиях бизнесмена и решениях, которые он принимает.
2. Приобретенные навыки, необходимые для успешного ведения бизнеса, — это не узкие профессиональные знания, а те, что можно применить к абсолютно любому бизнесу. Если человек разбирается в маркетинге, пиаре и рекламе, он сегодня может рекламировать кафе, завтра — магазин, послезавтра — фитнес-клуб, а через год будет делать рекламу обучающих курсов.
Топ-7 внутренних навыков
1. Личная сила, психологическая зрелость, взрослость
Без этих качеств в бизнесе делать нечего. В успешном бизнесе вы полностью отвечаете за себя, свой бизнес, свою команду, свои результаты и последствия своих решений. Вы сами разгребаете неприятные последствия, которые могут возникнуть после вашего решения, а не прикидываетесь жертвой обстоятельств и не мечетесь в поисках советчиков.
Без личной силы подобного рода человек останется только на уровне самозанятости. Или откроет небольшой бизнес «купи-продай», который рано или поздно сожрут более сильные конкуренты.
У меня тоже был такой бизнес в 1990-е, когда я была не очень зрелой личностью. С помощью «купи-продай» заработала себе на квартиру и машину, но этим все и закончилось. Открылись магазины с одеждой и обувью по адекватным ценам, и рыночный бизнес «схлопнулся». Это обычный печальный итог бизнеса психологических подростков, который не создает никакой ценности для клиента.
2. Осознанность
Осознанность помогает относиться к бизнесу как к искусству, действовать в потоке и получать удовольствие от своих занятий.
Я очень часто интуитивно выбираю сотрудников. Например, пригласила работать копирайтера без опыта. В то время девушка только собиралась идти на курсы копирайтинга и написала об этом пост на своей стене. Я тут же дала ей заказ на текст в качестве учебного задания этого курса, получила совершенно феерические тексты, в итоге она второй год работает на меня, к нашему обоюдному удовольствию.
Аналогичная история произошла у меня с бильдредактором. Я пригласила приятельницу без опыта работы или специального образования, которая просто обладает хорошим вкусом и врожденной грамотностью, и теперь нарадоваться на нее не могу. Вот так и собралась у меня прекрасная команда людей, раньше никогда не работавших в инфобизнесе, но очень любящих свое дело.
3. Этичность
Этичность — свойство зрелого человека. Это умение ставить в приоритет долгосрочную перспективу перед возможностью «урвать прямо здесь и сейчас».
На рынке Рунета вспыхивают и гаснут, как бабочки-однодневки, множество инфобизнесов. Они обещают клиентам небо в алмазах, собирают деньги и тухнут после первых негативных отзывов.
А я работаю уже пятый год, и нигде в Интернете вы не найдете ни одного негативного отзыва на содержание моих курсов. Разве что вялые хейтерские потуги — дескать, я плохая и агрессивная, публично употребляю слово «идиотки».
Ни один клиент не написал, что я не выполняю обещания или обязательства. Наоборот, если люди выполняли задания, то пишут восторженные отзывы — результаты превосходят их ожидания.
К сожалению, на постсоветском пространстве этичных людей в бизнесе мало — дух 1990-х еще не выветрился. Русскоязычный бизнес воспринимает неэтичные проявления как норму, в отличие от Европы и США, где неэтичным бизнесменам никто не подаст руки и уж тем более не будет сотрудничать.
Если вы планируете выйти на международные рынки, этичность вам будет просто необходима.
4. Умение мыслить в долгосрочной перспективе
Если хотите, чтобы ваш бизнес процветал, вам необходимо стратегическое мышление. Большинство людей мыслят как водители в машине, которые видят только участок дороги перед собой и боковым зрением глядят по сторонам. Сможет ли такой водитель построить наилучший маршрут?
Человек, обладающий стратегическим видением, планирует свой путь как спутниковый навигатор. Он видит все городские дороги с пробками, ремонтами и ДТП, поэтому способен построить оптимальный маршрут с учетом всех этих нюансов.
Успешный опытный бизнесмен может создать план развития своего бизнеса на годы вперед. Крупные японские концерны создают бизнес-стратегии на 250 и даже на 600 лет — и процветают.
Конечно, СНГ — это не Япония, и такие долгосрочные планы ставить нельзя. Поэтому, когда я создавала свой инфобизнес, придумала стратегию на 10 лет, и это помогло избежать разных суетливых действий, которые принесли бы мне небольшой результат прямо сейчас, но в долгосрочной перспективе оказались бы потерей времени.
В первую очередь я сама занялась контент-маркетингом, пиаром, построением отношений с клиентами и благодаря этому без фактических вложений в рекламу выстроила надежный инфобизнес. Даже в кризис он не проседает, а растет.
И в то же время остаются без денег и бизнеса мои коллеги, которые хотели заработать «здесь и сейчас».
5. Лидерство, скрытое управление
Следующее важное качество — это умение быть лидером. Я имею в виду не того истеричного «лидера», который бежит впереди всех с криками: «Я великий, посмотрите на меня!» Речь идет о незаметном, скрытом управлении.
Постоянная активность, чрезмерный контроль и давление лидера приводят к тому, что команда становится пассивной и тупо выполняет указания. В такой команде не держатся активные и креативные сотрудники. Чтобы сотрудники развивались и были более осознанными, бизнесмен должен освоить скрытое управление, научиться делегировать полномочия и стать незаметным лидером, «серым кардиналом». Именно по такой схеме я управляю своей командой. Сотрудники раскрывают свои лучшие качества, становятся более ответственными, умными, опытными, личностно зрелыми. На них можно оставить весь бизнес и улететь на неделю в отпуск, как это делаю я. Никто из клиентов не замечает моего отсутствия — как и всегда, им приходят письма, в соцсетях появляются посты, продажи идут, все как положено. Скажу вам больше — основные процессы в моей команде делаются вообще без моего контроля, сотрудники постоянно предлагают какие-то улучшения, и я восхищаюсь многими вещами, которые они придумывают и реализуют.
6. Отсутствие страха провала
У настоящего успешного бизнесмена, лидера нет страха провала. Он не пытается быть хорошим мальчиком или девочкой, не боится проблем и конфликтов, не чурается борьбы за свои интересы. И даже в случае катастрофы, даже в сильном стрессе настоящий успешный бизнесмен действует эффективно и предпринимает адекватные усилия для решения проблемной ситуации.
Внутренние конфликты в коллективе лидер умеет разрешать так, чтобы они не разрушили, а сплотили команду. В случае внешних конфликтов успешный бизнесмен умеет поставить на место своего оппонента, но при этом вполне договороспособен и готов к диалогу. Хороший бизнесмен умеет любой конфликт обернуть себе на пользу, сделать из него пиар и инфоповод. Например, после моих громких скандалов с неэтичными и непорядочными людьми ко мне приходят люди, которые раньше и знать не знали, кто такая Юрковская, и количество клиентов у меня только растет. Этот феномен я описала в статье про экономику внимания. А что касается страха провала — к сожалению, в любом инфобизнесе может наступить такой момент, что курсы могут перестать пользоваться популярностью, их никто не будет покупать. Но я этого не боюсь и живу по принципу: делай что должен, и будь что будет.
7. Умение быстро переходить к действиям
Еще одно отличие успешного бизнесмена от неуспешного — умение сразу после принятия решения быстро переходить к действиям и активно действовать, пока не будет достигнут результат. В любом бизнесе это важно — конкуренты не спят, кто-то может реализовать вашу идею раньше вас. В моей команде так часто бывает — мы придумываем тему курса или вебинара, тут же ставим в календарный план, через неделю-другую у нас сделан лендинг, начинается реклама, через месяц курс продан сотням людей и слушатели начали учиться. Все делается мгновенно — именно поэтому я сделала уже более 80 инфопродуктов за пять лет. У большинства инфобизнесменов, которые долго сомневались и готовились к решительным действиям, за этот же период времени сделано менее 10 инфопродуктов.
Топ-3 приобретенных навыков и умений
Для того чтобы быть успешным в большом бизнесе, недостаточно быть просто этичным, осознанным человеком и получать удовольствие от своего дела. Нужно контролировать все бизнес-процессы, а значит, научиться разбираться в них.
1. Умение продавать, разбираться в пиаре и маркетинге
Казалось бы, зачем владельцу бизнеса разбираться в маркетинге и рекламе, если для этого можно нанять специалиста? Маркетинг, пиар и построение личного бренда — это одни из важнейших вещей, которые нельзя пускать на самотек. Если бизнесмен — плохой маркетолог, есть риск, что наемные сотрудники его обманут или же преподнесут кривые и устаревшие маркетинговые ходы как сказочно крутые. Лучше поручить сотрудникам техническую работу, а самому изучить маркетинг, рекламу и стратегию построения личного бренда. На своих курсах я даю обычные упражнения, похожие на те, что дают другие психологи,— никаких секретных техник тибетских лам. Именно хороший маркетинг — основа успеха моего инфобизнеса. Я сама выстроила маркетинговую стратегию, так как найти хороших маркетологов ни за какие зарплаты мне не удалось. Ни один из кандидатов не мог делать хотя бы половину того, что умела я. Поэтому я продолжаю быть главным маркетологом в своей компании, нанимая подрядчиков на узкие участки работы.
2. Финансовое мышление, контроль прибылей и убытков, умение выстраивать бизнес-процессы
Сейчас скажу вам неприятную правду: все прибыли и убытки компании — это в первую очередь ответственность бизнесмена. Значит, нужно держать их под строгим контролем. Иначе есть риск довериться недобросовестным сотрудникам или подрядчикам. Вы можете слить невероятное количество денег на неэффективную рекламу, на сотрудников, которые принесут очень мало пользы компании, положат вашу прибыль себе в карман, а вам покажут липовые отчеты. Был и у меня такой опыт. Я наняла маркетолога на очень хорошую зарплату, в несколько раз выше рынка, и не контролировала ее. Позже выяснилось —она воровала с первого дня работы, потратила очень много моих денег без окупаемости и работала всего 1–2 часа в день, рассказывая мне при этом сказки про 12 часов загрузки в сутки. По итогу мне повезло — она сбежала, украв несколько тысяч евро, нагло перевела на свой банковский счет вместо оплаты рекламы и подрядчиков. Вот тут и выяснилось, что это был самый бесполезный человек в моей команде, после увольнения которого остальным стало проще работать, контактируя напрямую и не тратя время на ее бестолковые указания. Если бы я контролировала ее работу, то уволила бы ее намного раньше или вообще не нанимала. Убыток или меньшая прибыль в какой-то сфере вашей деятельности — это не просто меньше денег. Это сигнал о том, что либо продукция почему-то не нравится вашим клиентам, либо цены неправильные, либо у вас не выстроены бизнес-процессы, либо проблемы с маркетингом, то есть нужно что-то менять. Я порой ошибаюсь с подбором подходящей цены. Ставлю низкую цену на курс — продаж очень много, но прибыли практически нет. Продаю дорого — продаж мало, прибыли опять практически нет. Так путем проб и ошибок находим оптимальную цену.
3. Умение общаться, влиять, манипулировать, обучать сотрудников
Прокачанные скиллы коммуникации, влияния, решения конфликтов необходимы успешному бизнесмену как воздух. И, разумеется, нужно научиться этичным манипуляциям. Звучит не очень красиво? А что поделать, если ваш наемный персонал — люди инфантильные, иначе у них был бы свой бизнес или крутая карьера в корпорации. Зачастую они не способны сами себя контролировать, мотивировать и работать максимально эффективно. Зато они с удовольствием могут в рабочее время заводить интриги, сплетничать, лениться, тупить в соцсетях и выливать свой негатив на вас и своих коллег. Если не хотите делать все своими руками и работать 25 часов в сутки, вам придется научиться выстраивать бизнес-процессы и грамотно обучать сотрудников, чтобы они следовали этим бизнес-процессам, делали все правильно, вовремя и с достаточным уровнем качества.
Пока я не выстроила бизнес-процессы в своей компании, то была, по сути, почтальоном у своих сотрудников. Все они работали автономно, присылали мне материалы, я пересылала их ответственному лицу и так же в обратном порядке. Когда я осознала, какой ерундой занимаюсь и сколько времени трачу зря, то просто сформулировала и прописала бизнес-процессы. Теперь сотрудники общаются между собой без моего участия, я только радуюсь конечному результату. Большинство моих коллег берут людей с опытом, а потом начинаются проблемы — саботаж, воровство, некачественное выполнение работ, неэтичное поведение. А я сформировала команду из очень умных, этичных, хороших людей без опыта в моей сфере. Я уговорила их работать на себя — а это сложная задача! — обучила нужным навыкам, плачу больше рынка, и теперь у меня прекрасная команда. Помните, что главное в бизнесе — это люди. Чем надежнее ваша команда, тем больше шансов, что корабль вашего бизнеса легко дойдет до цели.