какие навыки включает в себя физическая грамотность
Развитие функциональной грамотности на уроках физической культуры
Развитие функциональной грамотности
на уроках физической культуры
учитель физической культуры
п.г.т.Безенчук Самарской обл.
Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.
Модернизация системы российского образования требует коренной перестройки физического воспитания. В настоящее время деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач:
• формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;
• развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся;
• воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;
• формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;
• воспитание моральных и волевых качеств;
• развитие опыта межличностного общения.
Процесс вооружения занимающихся конкретными знаниями, умениями и навыками необходимо направлять в каждом уроке так, чтобы он оказывал положительное влияние на развитие интеллектуальных и волевых качеств и последовательное формирование новых познавательных интересов, правильных взглядов, а в конечном счете и достаточно прочных убеждений в области двигательной деятельности. В этих целях надо настойчиво активизировать мышление занимающихся, добиваться понимания ими сути выполняемых действий, создавать условия для проявления самостоятельности, личной ответственности за свою работу, за поведение в целом, приучать их владеть своими эмоциями.
Как развивать функциональную грамотность на уроках физической культуры? Ведь наш предмет в корне отличается от других предметов школьной программы. Главная задача урока физкультуры – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать и о теоретических сведениях. С каждого урока учащиеся должны подчерпнуть знания, а не только умения и навыки. Каждый учитель в процессе урока дает объяснение по теме занятия. Это могут быть: исторические сведения о виде спорта, правила соревнований, техника выполнения упражнения, примеры возможных ошибок и как их избежать и т.д. Но нужно не только рассказывать все это детям, но и проверять усвоение ими этих знаний.
Как это сделать? Самое простое – рефлексия, т.е. опрос в конце урока. Можно предложить выполнение домашнего задания в виде теста, заполнения таблицы, подготовки сообщения по теме, написания реферата. А можно подойти к этому более творчески.
Участие с детьми в различных интернет конкурсах, олимпиадах навело меня на мысль: можно применять задания такого характера для проверки знаний учащихся на уроках и в виде домашних заданий. Это могут быть карточки с вопросами, тесты. Задания должны быть творческого характера: ребусы, кроссворды, загадки, головоломки, задания с выбором ответа, а так же открытые задания, где учащийся сам вписывает ответ и т.п.
Такие задания активизируют мыслительные процессы, тренируют память, развивают умение анализировать, сопоставлять, логически мыслить.
Разгадай ребус. Полученное слово запиши в ответе без кавычек и каких-либо знаков препинания. Например: организм
«По пушистому животу
бьют меня невмоготу,
метко сыплют игроки
В любом беговом упражнении выделяют 4 фазы движения. Расставь их в необходимой последовательности, запиши в ответе без кавычек, пробелов и каких-либо знаков препинания. Например: вагб
а) бег по дистанции б) финиширование в) стартовый разгон г) старт
Разгадай кроссворд, и узнаешь, как называлась в Древней Греции гимнастическая школа для мальчиков. Ключевое слово запиши в ответе без кавычек и каких-либо знаков препинания. Например: команда
*в ячейки с цифрами буквы не вписывать
2. Место для купания.
4. «Бросание» предметов.
5. Физическое качество человека.
6. Начало дистанции.
7. Скоростное физическое качество.
8. Инвентарь для прыжков на месте и в движении.
Технологии критического мышления.
Критическое мышление — навык, который помогает человеку успешно справляться с требованиями 21 века, понимать для чего он учится, что и для чего он делает.
Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные ЗУНы, представленные в виде задания, а формой организации — проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т. е. в функциональную грамотность.
Критическое мышление проходит 3 стадии: вызов, осмысление, рефлексия.
Приемы формирования функциональной грамотности учащихся посредством ТКМ на уроках физической культуры:
2. «Диаграмма Вена» – графический организатор, строящийся на двух пересекающихся кругах. Можно использовать для сравнения гимнастических упражнений, спортивных игр, правил игры, судейства. Например: сравните кувырок вперед и назад, пионербол и волейбол. Учащиеся описывают отличия и сходства, им предлагается работать в паре, в группе. Данный прием учит слушать и слышать, развивает речь, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес.
4. Ключевые слова. Учащиеся получают карточку со словами, при помощи которых готовят выступление по определенной теме.
Задание №2 (составлено самостоятельно)
Тематическая область: здоровье
Текст учебного задания:
Частота сердечных сокращений (ЧСС).
ЧСС – один из важнейших показателей состояния сердечно-сосудистой системы, который можно использовать для самостоятельного контроля. Частота пульса измеряется в количестве ударов в минуту.
Нормы ЧСС по возрастам
Новорождённые
от 0 до 3 мес.
Младенцы от
3 до 6 мес.
Младенцы от
6 до 12 мес
Дети от
1 года до 10 лет
Дети старше 10 лет и
взрослые, включая пожилых
Хорошо тренированные
взрослые спортсмены
Статья «Формирование функциональной грамотности на уроках физической культуры»
Е.Н. учитель физической культуры
МБОУ «СШ № 17 им. Героя Российской Федерации А.Б.Буханова»
Формирование функциональной грамотности
на уроках физической культуры
В настоящее время деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач:
• формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умениях и навыков;
• развитие индивидуальных двигательных способностей с целью дальнейшего совершенствования личности;
• формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;
• воспитание моральных и волевых качеств;
• развитие опыта межличностного общения.
Необходимо на каждом уроке проводить работу по овладению учащимися конкретными знаниями, умениями и навыками. Данное занятие должно оказывать влияние на развитие интеллектуальных и волевых качеств обучающихся и формировать новые познавательные интересы, правильные взгляды, а в конечном счете и убеждения в необходимости занятия спортом. С этой целью необходимо настойчиво активизировать мышление обучающихся, добиваться понимания ими сути выполняемых действий, создавать условия для проявления самостоятельности, личной ответственности за свою работу, за поведение в целом, приучать их владеть своими эмоциями.
В реализации данных целей поможет функциональная грамотность, которую необходимо развивать на уроках физической культуры. Главная задача урока физкультуры – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать и о теоретических основах предмета, поскольку учащиеся на каждом уроке должны почерпнуть и знания, а не только выработать умения и навыки.
Каждый учитель в процессе урока дает объяснение по теме занятия. Это могут быть исторические сведения о виде спорта, правила соревнований, техника выполнения упражнения, примеры возможных ошибок и как их избежать
Однако нужно не только объяснять все это детям, но и проверять усвоение ими знаний.
Как это сделать? Самое простое – рефлексия, т.е. опрос в конце урока. Можно предложить выполнение домашнего задания в виде теста, заполнения таблицы, подготовки сообщения по теме, написания реферата. А можно подойти к этому более творчески.
Подобная работа активизирует мыслительные процессы, тренирует память, развивает умение анализировать, сопоставлять, логически мыслить.
Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний,
умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня обществу (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные п роблемы. Отсюда вытекает главная цель уроков физической культуры- подготовка выпускника такого уровня, чтобы для преодоления проблемной ситуации он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.
Под функциональной грамотностью понимается « способность использовать ЗУН, приобретенные в школе для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, а также в межличностном общении и социальных отношениях».
Одним из индикаторов функциональной грамотности является грамотность в вопросах собственного здоровья. Как никогда возрастает роль физической культуры в обеспечении жизнедеятельности человека. Из всех школьных предметов он, едва ли не единственный, прививает ребенку сознательное и грамотное отношение к своему телу, своему здоровью, способствует физическому развитию человека, совершенствованию двигательных качеств, формированию знаний в области ведения здорового образа жизни.
Для того чтобы здоровый образ жизни стал не неким общественным эталоном, а осознанной индивидуальной потребностью, необходимо прививать обучающимся функциональную грамотность в сфере созидания собственного здоровья. Помочь ребенку в этом деле должен педагог, используя личностно-ориентированные методы обучения и воспитания.
С целью формирования функциональной грамотности при работе со старшеклассниками мною используется методика мониторинговых исследований физического развития и физической подготовленности обучающихся. Цель методики – дать знания, умения и навыки, необходимые для оценки показателей собственного здоровья, развития физических кондиций.
Порядок исследования и измерения не представляют большой сложности, поэтому ребята, начиная с 9 класса, легко справляются с ним. Научившись выполнять его в школе под руководством учителя, они смогут выполнять экспресс-оценку собственного здоровья самостоятельно.
Уровень физической подготовленности определяется обязательными тестами, отражающими уровень развития шести жизненно необходимых физических качеств: скоростных (бег 30м, 60м, 100м), координационных (бег 3х10м, прыжки через скакалку), скоростно-силовых (прыжок в длину с места, подъем туловища за 30 сек.), силовых (подтягивание, отжимание, вис на перекладине), выносливости (бег на 1000 м, 2000 м, 3000 м, передвижение на лыжах), гибкости (наклон туловища вперед характеризует способность гибкости в позвоночном столбе).
При увеличении количества тестов по физической подготовленности предоставляется возможность свободного выбора тех упражнений, которые лучше удаются обучающимся, где они могут достичь большого результата. Анализ тестирования каждого ребенка информирует об уровне его физической подготовленности (низкий, средний, высокий). На основе их сопоставления можно сравнивать подготовленность как отдельных учащихся, так и всего класса в целом.
Контроль за уровнем физической подготовленности выступает как оперативное управление в соответствии с намеченными планами. Оно заключается в периодическом и непрерывном сравнении полученных результатов с планируемыми результатами и последующей коррекцией процесса физической подготовки (при необходимости). Кроме этого, задачи тестирования сводятся к следующему: научить самих учащихся определять уровень своей физической подготовленности и планировать необходимые для себя комплексы физических упражнений; стимулировать учащихся к дальнейшему повышению своего физического состояния (формы); знать не столько исходный уровень развития двигательной способности, сколько его изменение за определённое время; стимулировать учащихся, добившихся высоких результатов, но не столько за высокий уровень, сколько за запланированное повышение личных результатов.
Эти личностные новообразования, на мой взгляд, и являются индикативными показателями формирующейся функциональной грамотности обучающегося в сфере созидания собственного здоровья, где проявлениями основных компетенций являются действия ребенка – «изучать», «находить», «мыслить», «содействовать», «приниматься за дело».
Данные компетенции функционально грамотной личности находят свое отражение в портрете современного выпускника школы: «креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир; способный осуществлять информационно-познавательную деятельность; осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, целесообразного образа жизни».
Доклад по физической культуре «Развитие функциональной грамотности на уроках физической культуры»
Развитие функциональной грамотности
на уроках физической культуры
учитель физической культуры
п.г.т.Безенчук Самарской обл.
Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.
Модернизация системы российского образования требует коренной перестройки физического воспитания. В настоящее время деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач:
• формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;
• развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся;
• воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;
• формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;
• воспитание моральных и волевых качеств;
• развитие опыта межличностного общения.
Процесс вооружения занимающихся конкретными знаниями, умениями и навыками необходимо направлять в каждом уроке так, чтобы он оказывал положительное влияние на развитие интеллектуальных и волевых качеств и последовательное формирование новых познавательных интересов, правильных взглядов, а в конечном счете и достаточно прочных убеждений в области двигательной деятельности. В этих целях надо настойчиво активизировать мышление занимающихся, добиваться понимания ими сути выполняемых действий, создавать условия для проявления самостоятельности, личной ответственности за свою работу, за поведение в целом, приучать их владеть своими эмоциями.
Как развивать функциональную грамотность на уроках физической культуры? Ведь наш предмет в корне отличается от других предметов школьной программы. Главная задача урока физкультуры – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать и о теоретических сведениях. С каждого урока учащиеся должны подчерпнуть знания, а не только умения и навыки. Каждый учитель в процессе урока дает объяснение по теме занятия. Это могут быть: исторические сведения о виде спорта, правила соревнований, техника выполнения упражнения, примеры возможных ошибок и как их избежать и т.д. Но нужно не только рассказывать все это детям, но и проверять усвоение ими этих знаний.
Как это сделать? Самое простое – рефлексия, т.е. опрос в конце урока. Можно предложить выполнение домашнего задания в виде теста, заполнения таблицы, подготовки сообщения по теме, написания реферата. А можно подойти к этому более творчески.
Участие с детьми в различных интернет конкурсах, олимпиадах навело меня на мысль: можно применять задания такого характера для проверки знаний учащихся на уроках и в виде домашних заданий. Это могут быть карточки с вопросами, тесты. Задания должны быть творческого характера: ребусы, кроссворды, загадки, головоломки, задания с выбором ответа, а так же открытые задания, где учащийся сам вписывает ответ и т.п.
Такие задания активизируют мыслительные процессы, тренируют память, развивают умение анализировать, сопоставлять, логически мыслить.
Дидактический материал для развития функциональной грамотности на уроках физической культуры
Примеры использования разнообразных материалов для развития функциональной грамотности на уроках физической культуры.
Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал для развития функциональной грамотности на уроках физической культуры»
«МУ МХЦ Управления образованием администрации Перелюбского муниципального района Саратовской области»
Муниципальная дистанционная научно-практическая конференция
педагогов – предметников общеобразовательных учреждений
Перелюбского муниципального района
для развития функциональной грамотности
на уроках физической культуры
Секция «Развитие функциональных качеств личности на уроках»
Князев Алексей Анатольевич,
учитель технологии и физической культуры
МБОУ «ООШ п. Пригорки Перелюбского муниципального района Саратовской области»
для развития функциональной грамотности
на уроках физической культуры
Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.
Модернизация системы российского образования требует коренной перестройки физического воспитания. В настоящее время деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач:
• формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;
• развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся;
• воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;
• формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;
• воспитание моральных и волевых качеств;
• развитие опыта межличностного общения.
Процесс вооружения занимающихся конкретными знаниями, умениями и навыками необходимо направлять в каждом уроке так, чтобы он оказывал положительное влияние на развитие интеллектуальных и волевых качеств и последовательное формирование новых познавательных интересов, правильных взглядов, а в конечном счете и достаточно прочных убеждений в области двигательной деятельности. В этих целях надо настойчиво активизировать мышление занимающихся, добиваться понимания ими сути выполняемых действий, создавать условия для проявления самостоятельности, личной ответственности за свою работу, за поведение в целом, приучать их владеть своими эмоциями.
Как развивать функциональную грамотность на уроках физической культуры? Ведь наш предмет в корне отличается от других предметов школьной программы. Главная задача урока физкультуры – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать и о теоретических сведениях. С каждого урока учащиеся должны подчерпнуть знания, а не только умения и навыки. Каждый учитель в процессе урока дает объяснение по теме занятия. Это могут быть: исторические сведения о виде спорта, правила соревнований, техника выполнения упражнения, примеры возможных ошибок и как их избежать и т.д. Но нужно не только рассказывать все это детям, но и проверять усвоение ими этих знаний.
Как это сделать? Самое простое – рефлексия, т.е. опрос в конце урока. Можно предложить выполнение домашнего задания в виде теста, заполнения таблицы, подготовки сообщения по теме, написания реферата. А можно подойти к этому более творчески.
Участие с детьми в различных интернет конкурсах, олимпиадах навело меня на мысль: можно применять задания такого характера для проверки знаний учащихся на уроках и в виде домашних заданий. Это могут быть карточки с вопросами, тесты. Задания должны быть творческого характера: ребусы, кроссворды, загадки, головоломки, задания с выбором ответа, а так же открытые задания, где учащийся сам вписывает ответ и т.п.
Такие задания активизируют мыслительные процессы, тренируют память, развивают умение анализировать, сопоставлять, логически мыслить.
Разгадай ребус. Полученное слово запиши в ответе без кавычек и каких-либо знаков препинания. Например: организм
«По пушистому животу
бьют меня невмоготу,
метко сыплют игроки
а) б)
в)
г)
В любом беговом упражнении выделяют 4 фазы движения. Расставь их в необходимой последовательности, запиши в ответе без кавычек, пробелов и каких-либо знаков препинания. Например: вагб
а) бег по дистанции б) финиширование в) стартовый разгон г) старт
Разгадай кроссворд, и узнаешь, как называлась в Древней Греции гимнастическая школа для мальчиков. Ключевое слово запиши в ответе без кавычек и каких-либо знаков препинания. Например: команда
*в ячейки с цифрами буквы не вписывать
2. Место для купания.
4. «Бросание» предметов.
5. Физическое качество человека.
6. Начало дистанции.
7. Скоростное физическое качество.
8. Инвентарь для прыжков на месте и в движении.
Пример 5. Технологии критического мышления.
Критическое мышление — навык, который помогает человеку успешно справляться с требованиями 21 века, понимать для чего он учится, что и для чего он делает.
Средствами формирования и развития навыков мышления являются те же предметные ЗУНы, представленные в виде задания, а формой организации — проблемные ситуации. При этом сами навыки мышления служат инструментом перехода ЗУНов в компетенции, т. е. в функциональную грамотность.
Критическое мышление проходит 3 стадии: вызов, осмысление, рефлексия.
Приемы формирования функциональной грамотности учащихся посредством ТКМ на уроках физической культуры:
2. «Диаграмма Вена» – графический организатор, строящийся на двух пересекающихся кругах. Можно использовать для сравнения гимнастических упражнений, спортивных игр, правил игры, судейства. Например: сравните кувырок вперед и назад, пионербол и волейбол. Учащиеся описывают отличия и сходства, им предлагается работать в паре, в группе. Данный прием учит слушать и слышать, развивает речь, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес.
3. Чтение с пометками. Предлагают учащимся прочесть текст, делая пометки для того, чтобы подготовить выступление на 1-2 минуты для одноклассников. Темы текстов могут быть самыми разнообразными. Например, о технике безопасности, о ЗОЖ, каких-то интересных фактах и т.д. Данный приём способствует развитию читательской грамотности.
4 . Ключевые слова. Учащиеся получают карточку со словами, при помощи которых готовят выступление по определенной теме.