какие названия относятся к варно кастовому делению общества в древней индии
Тест по истории Индийские касты 5 класс
Тест по истории Индийские касты для учащихся 5 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, каждый вариант состоит из 2 частей (часть А и часть В). В части А — 5 заданий, в части В — 1 задание.
1 вариант
А1. Принадлежность индийца к определённой касте
1) определял император
2) выбиралась каждым индийцем по собственному желанию
3) передавалась по наследству
А2. Какая религия возникла в Древней Индии?
1) зороастризм
2) буддизм
3) даосизм
А3. К какому веку относится жизнь и деятельность царевича Гаутамы и возникновение новой религии в Индии?
1) V (5-му) веку до н.э.
2) III (3-му) веку до н.э.
3) I ( 1-му) веку до н.э.
А4. «Игра для царей», придуманная в Индии, — это
1) футбол
2) шахматы
3) шашки
А5. Назовите бога, о котором идёт речь.
Жрецы-брахманы появились из его рта, воины — из рук, земледельцы — из его бёдер, а слуги — из ступней его ног.
1) Брахма
2) Будда
3) Ганеша
В1. Назовите имена трёх богов, которым поклонялись жители Древней Индии. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Мардук
2) Вишну
3) Ганеша
4) Амон-Ра
5) Брахма
2 вариант
А1. Варны и касты — это
1) рабы в Древней Индии и Древнем Китае
2) правящие династии императоров
3) особые разряды индийского общества
А2. Неприкасаемыми в Древней Индии считались
1) цари
2) знатные воины
3) слуги
А3. Самыми мудрыми и почтенными в Индии считались
1) земледельцы
2) жрецы-брахманы
3) знатные воины
А4. С какой целью брахманы становились отшельниками?
1) чтобы сохранить тайну религиозных обрядов
2) у брахманов не было семьи, и они жили в одиночестве
3) они верили, что при новом рождении останутся брахманами или даже будут жить вместе с богами
A5. Назовите религию, о которой идёт речь в тексте.
По легенде, индийский царевич Гаутама покинул дворец, долго скитался и решил стать монахом. Он понял, что главное в человеке — это личные достоинства, а не происхождение. Нужно отказаться от насилия и совершенствовать свою душу. Когда Гаутама постиг эти и другие истины, он был назван Буддой, то есть Просветлённым. Его учение распространилось по всей Индии, а впоследствии и во многих других странах.
1) буддизм
2) иудаизм
3) индуизм
В1. Какие три названия из перечисленных относятся к варно-кастовому делению общества в Древней Индии? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Веды
2) брахманы
3) кшатрии
4) шудры
5) гунны
Ответы на тест по истории Индийские касты
1 вариант
А1-3
А2-2
А3-1
А4-2
А5-1
В1-235
2 вариант
А1-3
А2-3
А3-2
А4-3
А5-1
В1-234
Касты и варны, а также общественная иерархия на их почве в Древней Индии
Виды варн в Древней Индии
Ещё в начале первого тысячелетия до нашей эры в индоарийских селениях появились родовая и племенная верхушки, в руках которых оказались сосредоточенны все материальные ресурсы и власть. Их обедневшим сородичам, а также чужакам, которые не связаны отношениями родства с общинниками, ничего не оставалось, как посвятить свою жизнь обслуживающему труду и выполнению производственных обязанностей.
К середине первого тысячелетия до нашей эры – периода создания государственных образований в Северной Индии – все более ярко выраженное имущественное и общественное разделение привело к появлению четырёх сословий, либо варны:
Рис. 1 – Варны Индии
Дхарма наследственных жрецов-брахманов заключалась в том, чтобы исполнять жреческие обязанности, осуществлять жертвоприношения, обучать Ведам.
Жертвоприношение, по мнению индийцев, являлось движущей силой мироздания, так как жертва, размещенная на алтаре, становилась дымом; дым, поднявшийся к небесам, превращался в дождь; дождь, упавший на землю, создавал хлеб; зерно, брошенное в огонь алтаря жрецом, снова активизировало механизмы движения во Вселенной.
Следовательно, брахманы располагались в самом сердце мироздания. Слова священных гимнов, магических формул, жертвенных ритуалов, которые были известны лишь им, как считали индийцы, гарантируют космическое движение, обеспечивают продолжение жизнедеятельности на земле и во Вселенной, регулируют божественные связи с миром людей. Ритуально-магические действия брахманов способны покорить себе волю богов, заставить их действовать на благо людям.
Вторыми после брахманов, образуя замкнутую наследственную группу, являлись кшатрии, дхарма которых включала в себя военное дело и управление. Родоплеменные вожди и приближенная к ним знать мотивировались славой и считали своей окончательной целью «завоевание Вселенной», что для них было гарантией райского блаженства.
Представители трёх первых варн обладали правом участвовать в ведийском культе и читать ведийские тексты. У них было это право, так как их считали «дважды рождёнными». Суть была в том, что они ещё в детстве проходили через обряд посвящения в свою варну, равносильный второму рождению. На их плечах лежал особый «священный» шнур, который был повязан учителем-гуру, свидетельствовавший об участии в обряде инициации.
Таинство «второго рождения» не было доступно шудрам-слугам, так как их дхарма заключалась в «услужении дважды рождённым с покорностью».
Варны были замкнутыми общественными группами. Статус варны передавался по наследству, переход из одной варны в другую категорически запрещался, варны были эндогамными образованиями, так как, по индийским законам, в брак могли вступать только представители одной и той же варны. Сословный характер варн проявлялся в том, что их представители имели передаваемые по наследству права и обязанности, закреплённые в юридических нормах государства.
Характеристика и принципы кастового деления в Древней Индии
Ни в одном государстве Древнего мира жрецам не отводилось настолько привилегированной позиции, как брахманам в Индии. Они освобождались от всякого рода повинностей, налогов; их было невозможно казнить либо покарать телесными наказаниями, рабством за долги; никто не мог себе позволить их оскорбить или обидеть. В ином случае, как думали индийцы, наказание постигнет весь народ Индии, так как боги откажутся принимать жертву, что будет иметь губительные для всего человечества последствия. Помимо этого, унижать брахмана было просто опасно, так как он в гневе мог уничтожить весь мир.
Уголовное право оценивало жизнь брахманов гораздо выше иных сословий, поэтому даже в случае смерти царя родственники погибшего могли рассчитывать лишь на одну четвёртую часть суммы, которая была установлена в случае смерти жреца.
Брахманы участвовали в управлении страной: ученый брахман мог быть заменой царя в полномочиях верховного судьи, а коллегии из четырёх брахманов были подвластны все гражданские и уголовные правонарушения.
Учёного брахмана, как правило, окружали мальчики-ученики, проживающие до наступления юности в его доме, прислуживающие своему учителю-гуру и заучивающие с его слов «священные» тексты Вед, которые обладали гигантским объемом.
Диаметрально противоположными могущественным и высокочтимым индийским жрецам являлись шудры, которые относились к низшей, четвёртой варне. Они не учасствовали в религиозной жизни полноправных индоариев: им было запрещено читать и слушать Веды, принимать участие в жертвоприношениях и поминках. Их отчуждённость от «дважды рождённых» находила свое проявление и в том, что даже самые низкие и незначительные чины в административном аппарате управления были для них закрыты. Шудры не могли приобретать земельный участок в собственность, так как всё нажитое ими являлось имуществом их хозяевам. Всю жизнь шудрам надлежало смиренно выполнять возложенные на них обязанности по дому либо участвовать в так называемых «грязных профессиях», которые были связаны с уборкой мусора и нечистот.
Варновый строй было принято считать одним из самых важных божественных установлений, из-за чего он освящался религией. По мнению жителей Древней Индии, которое сформировалось к середине первого тысячелетия до нашей эры и сохранилось в современной форме индуизма, принадлежность к той или иной варне предопределена кармой человека, то есть суммой добрый и плохих поступков, которые были совершены им в предыдущей земной жизни. После кончины человека душа, которая обладает вечностью, начинает жить в ином теле, принимает другой облик согласно карме (деяниям, заслугам).
Реинкарнация (так именуется процесс переселения души) есть способ вознаграждения человека, который обладал высокой степенью нравственности, либо, напротив, средство возмездия за греховность, несоблюдение религиозных норм, недостойное поведение. Не случайно из-за этого души одних людей снова живут среди высших варн и либо даже божеств, а души иных переселяются в низшие варны и даже в тела животных. Нарушить заведенный порядок вещей нельзя: закон наказания за греховность и вознаграждения за добродетельное поведение не в силах отменить никому из живых существ.
Учение о карме
Учение о карме оказало решающее влияние на развитие цивилизации в Древней Индии. Там никогда не было общественных конфликтов, так как во всех своих проблемах, несчастьях и бедах представители низших слоёв социума винили лишь себя.
Они не думали, что возможно переложение вины за своё угнетённую, униженную позицию на представителей политической либо идеологической верхушки, потому что были совершенно искренне тверды во мнении, что их низкий общественный статус, гнёт и оскорбления есть только следствие неисправимых ошибок, специально либо случайно допущенных в предыдущей жизни. В связи с этим, скорбя по своей неудавшейся судьбе, они могли винить во всех своих злоключениях лишь самих себя, не устоявших перед искушениями и подвергнувшихся влиянию порочного образа жизни.
Религиозное сознание вынуждало индийцев окружать представителей живого мира симпатией и вниманием, так как в физической, материальной оболочке животного могла обитать грешная душа, которая была жестоко наказана за свои неверные поступки возрождением не в теле человека, а животного.
Каждой варне была характерна своя цветовая символика:
Это отразилось в изобразительном искусстве Древней Индии, где все объекты и предметы, которые были связанны с идеями «божественного», «священного», носили белую окраску.
Кастовый строй
К началу нашей эры, когда в индийском государстве начали происходить ощутимые политические изменения, не остались без трансформаций и иные сферы жизни социума, например, на замену варновому строю пришел кастовый. Первые касты появились внутри тех варн, представители которых имели связь с экономической жизнью общества, то есть внутри вайшиев и шудр. Возникновение кастовой системы было спровоцировано социальным разделением труда, в связи с этим представителей каст, которые, как и варны, обладали замкнутым, эндогамным характером, связывало единство профессиональной деятельности, передаваемой по наследству (рисунок 2).
Рис. 2 – Кастовая система в Древней Индии
Касты появлялись в обстановке уже имеющегося социального неравенства, поэтому на равноправие между ними рассчитывать не стоило, и социальное положение представителей разных каст было различным.
Привилегированное положение в кастовом строе заняли представители варны вайшиев, которые занимались земледелием, скотоводством, производством предметов роскоши, торговлей. Касты, которые имели связь с непрестижными в Индии формами ремесленною производства (кузнечным, гончарным, ткацким), а также с обслуживанием земледельческого труда (пастухи, сторожа), были оттеснены в варну шудр.
Ряд каст занимал настолько низкое социальное положение, что считался даже ниже шудр, то есть не входил ни в одну из варн. Таковым, например, было положение чандалов, занимающихся уборкой трупов и нечистот. Вневарновое население жило за рамками сельских общин, на окраинах городов, встреча с ними, любое их прикосновение воспринимались в качестве осквернения, оскорбления.
Рис. 3 – Происхождение варн
Помимо углубления социального разделения трудовой деятельности, создавшего появление первых каст, в Индии имелись и иные причины и предпосылки их возникновения. Объединительные политические процессы, которые начались в период правления династии Маурьев и были ориентированы на создание крупных централизованных империй, охватывавших большую часть полуострова Индостан, стали толчком к возникновению каст, основывающихся на этническом признаке.
Завоеватели, которые остановились в Северной Индии с начала первого тысячелетия нашей эры, также стали причислять себя к новым кастам. Все новые этнические общности боролись за вхождение в систему каст и занятие более высоких, престижных позиций в кастовой иерархии, так как те, кто оставались вне каст, оказывались вне социума, вне закона и могли надеяться лишь на статус рабов. Планомерно деление на касты проникло в варны кшатриев и брахманов.
Например, среди жрецов возникли касты, которые присвоили себе монополию на комментарии одной из четырёх книг Вед. Имущественные различия, которые возникли среди брахманов, вынудили ряд семей примкнуть к профессиям, которые не были связаны с отправлением культа: лекарскому делу, актёрскому мастерству.
Так постепенно, из-за изменившихся реалий, кастовый строй пришел на смену варновому, а подобная иерархия и расслоение общества наблюдается в Индии по сей день.
Касты дифференцировали социум Древней Индии на несколько сотен обособленных, замкнутых, эндогамных корпораций, каждой из которых отводилось строго определённое место в огромной иерархической системе общественного неравенства. Кастовые привилегии и кастовые различия прочно утвердились в общественном сознании в качестве чего-то незыблемого, освящённого вековыми традициями.
Касты, как когда-то варны, имели для каждого индийца гораздо больше ценности, значимости, важности, нежели государство и лица, которые представляли собой государственную власть. Касты, как и варны, являлись системой общественно-идеологического принуждения огромного большинства трудящегося населения Индии. Как и варны, они обеспечивали господствовавшим слоям социума сохранение прав и привилегий, что в условиях этнического разнообразия, частых распадов государственных образований стало эффективным средством сохранения социального неравенства.
Помимо того, управленческие структуры касты следили за соблюдением регламентированного образа жизни, например, за правильностью проведения свадебных и похоронных обрядов, культивировали в молодёжи элементы повседневной культуры, которые были уместны в данной социальной группе.
Таким образом, законы, правила, обычаи, насаждавшиеся и контролирующиеся администрацией касты, делали её маленьким государством, не испытывающим потребности в существовании крупного государства и его администрации: власти касты успешно выполняли политико-административные задачи и защищали права своих членов. Сила варновой, а затем и кастовой систем, следовательно, стала одной из ключевых причин слабости государственности в Древней Индии.
Кастовая система в Индии: происхождение, особенности, влияние на жизнь индийцев
Кастовая система является одной из уникальных особенностей индийского общества. Её история уходит в глубину веков. Кастовая система – объект постоянной критики со стороны прогрессивных индийских общественно-политических сил.
Яна → Яти → Каста
Для обозначения категорий населения в самой Индии использовались термины “джати” (jati).
“Джати” происходит от слова “джана” (jana), которое обозначает “рождение”. Таким образом, слово “джати” связано с рождением.
В настоящее время для обозначения социальных групп прижился термин “каста”.
Понятие “каста” происходит от португальского слова “casta”, что означает “раса”, “происхождение” или “порода”. Португальцы использовали слово “каста” в современном понимании, употребляя его по отношению к наследственным индийским социальным группам, называемым в Индии «джати».
Согласно Андерсону и Паркеру, “каста – это крайняя форма организации социального класса, в которой положение индивидов в статусной иерархии определяется происхождением и рождением”.
Как возникла кастовая система в Индии: различные теории
Есть много теорий, такие как традиционная, расовая, политическая, профессиональная, эволюционная и т. д., которые пытаются объяснить кастовую систему в Индии.
Традиционная теория
Согласно этой теории, кастовая система имеет божественное происхождение, она является продолжением системы варн. Варны, в свою очередь, произошли от тела абсолютного божетсва Брахмы.
На вершине иерархии находятся брамины, которые были в основном учителями и интеллектуалами и происходили из головы Брахмы. Кшатрии, или воины и правители, вышли из его рук. Вайшьи, или торговцы, были созданы из его бедер. Внизу иерархии – шудры, они родились из ног Брахмы.
Происхождение варн в зависимости от части тела Брахмы имеет простое объяснение. Рот означает использование для проповеди, обучения и т. п., руки – защита, бедра – ведение бизнеса, ступни помогают всему телу, поэтому обязанность шудр состоит в том, чтобы служить всем остальным варнам.
Сторонники этой теории ссылаются на Пурушасукту из Ригведы, Манусмрити и т. д., чтобы придать авторитетности своей позиции.
Расовая теория
Санскритское слово для касты – варна, что означает цвет. Кастовая стратификация индийского общества берет свое начало в четырехчленной варновой системе, включающей брахман, каштриев, вайшьи и шудры. Индийский социолог Д.Н. Маджумдар в своей книге “Расы и культура в Индии” пишет, что кастовая система родилась после прибытия арийцев в Индию.
Ведическая литература подчеркивает различия между ариями и неариями (дасами), не только в их цвете лица, но также в их речи, религиозных практиках и физических характеристиках.
Система варн, распространенная в течение ведического периода, была основана главным образом на разделении труда и вида занятий. Три класса – Брахма, Кшатра и Вис – часто упоминаются в Ригведе. Брахма и Кшатра представляли учёных-священников и военачальников. Вис состоял из всех простых людей. Название четвертого класса, «шудра», встречается в Ригведе только один раз. Класс “шудра” состоял из домашних слуг.
Политологическая теория
Согласно этой теории, кастовое устройство представляет из себя хитроумную систему, изобретенную браминами для того, чтобы поставить себя на самую высокую ступень социальной иерархии.
Д-р Гурье заявляет: «Каста – брахманское дитя индоарийской культуры, обитающей в земле Ганга, а затем перенесенной в другие части Индии».
Брахманы даже ввели понятие духовной заслуги для царя через класс священнослужителей, чтобы заручиться поддержкой правителя страны.
Профессиональная теория
Кастовая иерархия, согласно профессиональной теории, “сортирует” людей в соответствии с родом занятий. Те профессии, которые считались лучшими и респектабельными, делали тех, кто их выполнял, выше тех, кто занимался грязными, “недостойными” профессиями.
Согласно Ньюфилду, «одна только функция ответственна за происхождение кастовой структуры в Индии». С функциональной дифференциацией возникла профессиональная дифференциация и многочисленные профессиональные подклассы.
Эволюционная теория
Согласно этой теории, кастовая система возникла не неожиданно. Это результат длительного процесса социальной эволюции.
Причины появления каст согласно эволюционной теории:
Необходимо отметить, что именно с постведического периода древнее различие между ариями и шудрами стало проявляться как “двиджа” и “шудра”. Первые три варны называются “двиджа” (дваждырождённые), потому что они должны пройти церемонию инициации, которая является символом перерождения. “Шудра” называются “экаджати” (“единожды рождённые”).
Кастовая система активно развивалась после Маурского периода, особенно с появлением династии Шунга, основанной Пушьямитрой Шунгой (184 год до н.э.). Эта династия была страстным покровителем «брахманизма». Благодаря Манусмрити, брахманы обосновали своё превосходство и наложили жесткие ограничения на шудр. Манусмрити упоминает, что “у шудры, оскорбляющего дваждырожденного человека, отрежут язык”.
Китайский ученый Хён Цанг, посетивший Индию в 630 году нашей эры, пишет, что «брахманизм господствовал в стране, каста управляла социальной структурой, и люди, занимавшиеся нечистыми профессиями, такие как мясники, падальщики, должны были жить за пределами города».
Основные особенности кастовой системы в Индии
Сегментарное деление общества
Общество делится на различные небольшие социальные группы, называемые кастами. Каждая из этих каст представляет собой хорошо развитую социальную группу, состав которой определяется с учетом рождения.
Иерархия
Согласно Луи Дюмону, касты учат нас фундаментальному социальному принципу иерархии. На вершине этой иерархии находится каста браминов, а внизу – неприкасаемые. Между ними находятся промежуточные касты, относительные положения которых не всегда ясны.
Эндогамия
Эндогамия является главной характеристикой касты, то есть члены касты или подкасты должны вступать в брак в пределах своей касты или подкасты. Нарушение правила эндогамии означало бы остракизм и потерю касты. Тем не менее, гипергамия (практика вступления в брак женщин с кем-то, кто богаче или более высокой касты или социального статуса) и гипогамия (брак с человеком с более низким социальным статусом) также были распространены.
Принцип “готра экзогамия” (gotra exogamy) также поддерживается в каждой касте. Каждая каста подразделяется на разные мелкие единицы на основе готры. Члены одной готры, как полагают, являются наследниками общего предка, следовательно, запрещение брака в одной и той же готре.
Наследственный статус и род занятий
Мегастен, греческий путешественник в Индию в 300 г. до н.э., упоминает наследственную родословную как одну из двух особенностей кастовой системы (другой является эндогамия).
Ограничение на еду и напитки
Обычно каста не принимает приготовленную пищу от любой другой касты, которая стоит ниже, чем она сама в социальном масштабе, из-за понятия загрязнения.
Были также различные табу, связанные с едой. Табу кулинарии, которая определяет людей, которые могут готовить еду. Запрет на питание, который может устанавливать ритуал. Табу, касающееся человека, с которым можно есть пищу. Наконец, табу, связанное с материалом сосуда (из глины, меди или латуни), который можно использовать для питья или приготовления пищи. Например: в северной Индии брамин принимал пищу пакки (приготовленную в топленом масле) только из некоторых каст ниже своей. Тем не менее, ни один человек не примет пищу качча (приготовленную в воде), приготовленную низшей кастой. Пища, приготовленная брамином, приемлема для всех. Говядина не допускалась никакими кастами, кроме хариджанов.
Особое имя
У каждой касты есть свое имя, которое мы можем идентифицировать. Иногда занятие также связано с определенной кастой.
Концепция Чистоты и Загрязнения
Высшие касты утверждали, что обладают ритуальной, духовной и расовой чистотой, которую они поддерживают, удерживая низшие касты от понятия загрязнения. Идея загрязнения означает, что прикосновение человека из низшей касты загрязнит или осквернит человека из более высокой касты. Даже его тень считается достаточной, чтобы загрязнять человека более высокой касты.
Джати Панчаят
Статус каждой касты тщательно защищен не только кастовыми законами, но и конвенциями. Они открыто исполняются сообществом через руководящий орган или совет под названием Jati Panchayat. Эти панчаяты в разных регионах и кастах названы особым образом, например, Кулдрия в Мадхья-Прадеше и Джохила в Южном Раджастхане.
Варны и касты: в чём разница
Варна и каста – это два разных понятия, хотя некоторые люди ошибочно считают, что это одно и то же. Вот несколько критериев, которые различают варны и касты.
1. Буквально “варна” означает цвет и происходит от корня “ври”, что означает выбор своей профессии. Следовательно, Варна заботится о своем “цвете” или профессии.
Каста или “джати” происходит от коренного слова “джана”, которое подразумевает рождение. Таким образом, каста связана с рождением.
2. Варн всего четыре: брахманы, кшатрии, вайшья и шудры.
Каст очень много, их сотни и тысячи. Касты также имеют много подразделений, известных как подкасты.
3. Варны – это общеиндийское явление.
Наличие множества каст основано на региональных и языковых различиях.
4. По сравнению с кастами мобильность внутри варн относительно широка в зависимости от таланта и знаний индивида.
Касты основаны на жестких принципах. Это закрытый тип стратификации.
5. Варненская система свободна от социально-экономических и политических недостатков.
Каста налагает много ограничений на участников.
6. Соотношение варн друг с другом в основном положительное.
Корреляция между кастами не всегда положительна. Возможны различия в связи с экономическим, политическим и образовательным статусом различных групп.
Функции кастовой системы
Негативное влияние кастовой системы
Является ли кастовая система уникальной для Индии?
Кастовая система встречается в других странах, таких как Непал, Пакистан и Шри-Ланка. Кастоподобные системы также встречаются в Индонезии, Китае, Корее, Йемене, а также в некоторых странах Африки, Европы.
Но что отличает индийскую кастовую систему от остальной, так это ключевая тема чистоты и загрязнения, которая является второстепенной или незначительной в других подобных системах мира. В Йемене существует наследственная каста аль-Ахдама, в которую входят работники физического труда. Буракумины в Японии, первоначально принадлежавшие к общинам изгоев японской феодальной эпохи, относятся к профессиям, которые считаются нечистыми или “испорченными” смертью домашних животных.
Индия уникальна в некоторых аспектах.
Подводя итог, следует сказать, что каста как культурный феномен (т. е. как идеология или система ценностей) встречается только в Индии. В случае, когда кастовая система рассматривается как структурный феномен, она встречается и в других обществах.
Существует четыре социологических подхода к касте, которые различают 4 уровня теоретической формулировки: культурный и структурный, а также универсальный и частичный.
Является ли кастовая система уникальной для индуизма?
Кастовые различия практикуются в других религиях, таких как непальский буддизм, христианство, ислам, иудаизм и сикхизм. Но главное отличие заключается в том, что кастовая система в индуизме упоминается в его священных писаниях, в то время как другие религии приняли касту как часть социального устройства общества или религиозных особенностей. Другими словами, кастовая система в индуизме – это религиозный институт, а в других – социальный.
Разрушение кастовой системы
Кастовая система в Индии претерпевает изменения в связи с прогрессом в образовании, технологиях, модернизации и изменениях в общем социальном пространстве. Несмотря на общее улучшение условий низших каст, Индии еще предстоит пройти долгий путь, чтобы искоренить пороки кастовой системы.