Ребенок при разговоре высовывает язык между зубов как исправить упражнения
Сигматизм: причины, виды и методы коррекции
Речевые нарушения у детей встречаются все чаще и чаще, при этом эта тенденция весьма вероятно сохранится и в ближайшие годы. В норме к 3-4 годам дети уже умеют правильно произносить мягкий и твердый звук [С], но если этого нет и наблюдается не правильное звукопроизношение, то такое нарушение называется сигматизмом. Это один из наиболее часто встречающихся дефектов в логопедической практике.
Сигматизм – это дефект звукопроизношения свистящих (С, З, Ц) и шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) звуков. Относится к фонетическим нарушениям. Дефект звукопроизношения и его точная форма диагностируются в ходе обследования устной речи. При этом дети часто заменяют свистящие и шипящие звуки другими – такое нарушение называется «парасигматизмом».
Основные причины возникновения
Возникновение сигматизма может происходить у детей в период физиологической смены зубов. В частности, при выпадении молочных зубов кончик языка может занимать межзубное положение, что и приводит к шепелявости. В ряде случаев проблема исчезает самостоятельно, но когда есть стойкое нарушение, то требуется соответствующая логопедическая коррекция.
Причин возникновения этого дефекта может быть несколько. При этом не всегда удается точно определить тот патологический фактор, который стал причиной сигматизма.
Выделяют несколько основных причин сигматизма:
В ряде случаев сигматизм может иметь органическую природу возникновения, например, бульбарный паралич, парезы мышц рта, неврит, а также нарушения актов глотания, жевания и кусания.
Симптоматика
Неправильное произношение свистящих и шипящих звуков детьми – это абсолютно нормальное явление, потому что детская речь априори не может быть изначально правильной. Наличие дефектного произношения детей является показателем нормы, но только в возрасте до 4 лет – это называется физиологическим косноязычием. Если же проблема есть после 4 лет, то у ребенка диагностируется сигматизм.
К основным симптомам этого дефекта относятся следующие признаки:
Основные виды сигматизма
Классификация этого дефекта основывается на физиологических аспекта метода звукопроизношения.
Выделяют следующие типы:
Межзубный. Кончик языка занимает позицию между нижними и верхними резцами. Наблюдается шепелявое звучание при произношении звуков (вместо С произносится звук, похожий на английскую T).
Для сигматизма также характерно, что некоторые его формы могут присутствовать одновременно, что в значительной степени усложняет коррекцию.
Диагностика
Чтобы определить сигматизм у детей, а также диагностировать ее точную форму, нужно проводить логопедическое обследование.
Коррекция сигматизма
Логопедическая коррекция этого дефекта предполагает использование различных методик. При этом большое значение имеет конкретная форма нарушения. В частности, коррекция бокового сигматизма занимает больше времени, чем исправление носового или межзубного сигматизма.
Проводится артикуляционная гимнастика, которая включает в себя следующие виды упражнений:
Другой вид упражнения – имитация процесса жевания.
Упражнения на укрепление языка:
При наличии показаний проводится логопедический массаж (точечный, мягкого нёба). Можно проводить точечный массаж артикуляционных мышц по методу Л.А. Щербаковой.
Постановка и автоматизация звука
Следующий этап коррекции – это постановка звуков. Она может проводиться разными способами: по подражанию, работа с зеркалом, а также с помощью инструментов (зондов или зондозаменителей). Базовый звук для постановки всех свистящих – это С, для шипящих – Ш.
Когда мы добились правильного произношения звуков в изолированном положении, можно переходить к закреплению, т.е. к автоматизации. Проводится автоматизация звуков в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), в словах, в словосочетаниях, в предложениях, в стихах и в связной речи.
Если сигматизм – это часто другого сложного дефекта речи, то проводится одновременная работа над другими сторонами речи: лексикой, слоговой структурой, просодикой и т.д. Обратите внимание, что в ряде случаев, помимо логопедической коррекции, может требоваться медицинская помощь. В частности, если причиной речевого дефекта является неправильный прикус, то ребенку показано ношение специальных брекетов или капп. Если нарушено свободное дыхание, то проводится удаление аденоидов и т.д.
Коррекционная работа проводится логопедом-дефектологом. Для лучшего закрепления результата, упражнения нужно также проводить в домашних условиях. Здесь важна роль родителей, которые должны следить за правильным произношением звуков своих детей. Точные сроки коррекции назвать сложно, ведь все зависит от конкретной формы сигматизма и сопутствующих факторов.
Ребенок при разговоре высовывает язык между зубов как исправить упражнения
В последние годы количество детей с дефектами речи стало намного больше, чем 10 лет назад. Дефекты речи большинства детей заключается в том, что они картавят при произношении звуков, искажают их, заменяя труднопроизносимые звуки другими или же вовсе их пропуская. Например, вместо «корова» говорят «каова», вместо «рыба» «лыба».
Такие легкие виды дефекта речи называются дислацией, их можно исправить с помощью логопедических занятий. Более сложные дефекты речи, которые обусловлены поражением нервной системы и затруднением движения нижней челюсти, языка и губ исправить очень трудно.
Могут развиться дефекты речи и как следствие перенесенных заболеваний ребенка после рождения, в результате чего наблюдается нарушения кровообращения и поражения нервных клеток. Неправильный прикус тоже может стать причиной того, что ребенок при произношении слов высовывает язык между зубами и сильно картавит. Горловое произношение буквы «р» может быть результатом подражания ребенка кому-то из родителей, которые сами неправильно произносят этот звук.
Современные мультфильмы, где главные герои картавые и шепелявые оказывают влияние на развитие дефектов речи у ребенка. Такие мультфильмы малышам до 5 лет не следует разрешать смотреть, чтобы избежать их неизбежного подражания при разговоре любимым героям из мультфильма.
Если ребенок сильно картавит, не умеет считать до десяти и читать, то поступить в первый класс гимназии или лицея он не сможет. Педагоги считают, что между неправильным произношением и неграмотностью есть прямая связь. Ребенок с дефектами речи обязательно будет писать с ошибками, следовательно, отставать в учебе. Поэтому очень важно уже до школы найти пути исправления дефектов речи у ребенка и подготовить его к поступлению в престижную школу.
Если родители уже в раннем возрасте обнаружат неправильное произношение звуков у ребенка и обратятся к логопеду, то дефекты речи обычно быстро и безвозвратно уходят. Дело в том, что мало кто из родителей маленьких детей понимает, что у ребенка есть дефект речи. Им кажется, что пока маленькие все дети картавят, а с возрастом это проходит.
Однако дефекты речи никогда сами по себе не проходят без регулярных логопедических занятий. Если ребенок к годовалому возрасту не говорит двенадцать слов, то родителям пора задуматься о возможных трудностях у малыша с произношением. Уже к возрасту 1,5 года малыш должен уметь говорить целые фразы, а ребенок старше двух лет должен разговаривать уже почти, как взрослый. Если в 2 года ребенок не говорит, то пора обратиться за помощью к логопеду.
Исправление дефекта речи у каждого ребенка логопед производит индивидуально. Если ребенок неправильно произносит только один звук, например, звук «р», то результат уже бывает виден через несколько занятий. А если дефекты речи связаны с отклонениями в развитии, то посещать занятия с логопедом надо будет в течение полгода. Успех зависит от регулярности занятий, настойчивости и усердия родителей и ребенка.
Очень часто дети произносят неправильно звуки из-за того, что уздечка у ребенка растягивается недостаточно, несмотря на то, что длина у нее не короткая, а сама уздечка не плотная. В этом случае надо самостоятельно в домашних условиях проводить с ребенком занятия для растягивания уздечка. Упражнения для растягивания уздечка надо подбирать вместе с логопедом.
Очень часто причиной того, что ребенок не желает четко выговаривать слова является то, что родители сами мало разговаривают с малышом, при разговоре с ним сюсюкают или же часто ругаются между собой, в результате чего у ребенка наблюдается торможение развития речи. Чтобы научить ребенка говорить четко и правильно, надо создать в доме благоприятную атмосферу, не кричать на малыша и избегать ссор между членами семьи в присутствии малыша.
Для правильного и своевременного развития речи у ребенка необходимо беседовать с ним во время прогулок и игр, заучивать стихи и читать ему книги. Если вы замечаете неправильное произношение отдельных звуков у ребенка, то не оставляйте это без внимания. Уже с маленьких лет вместе развивайте речь у ребенка, устраивайте игровые занятия на произношение звуков, которые трудно ему произнести. Можно петь с ребенком специальные песни, но только в порядке игры.
— Вернуться в оглавление раздела «Неврология.»
Нарушения произношения свистящих звуков «с, з» или «шепелявость»
В этой статье мы продолжим разговор о шепелявости, но уже подробнее остановимся на искаженном «шепелявом» произнесении звуков «с, з». Под понятием «шепелявость» понимается неправильное произнесение звуков, которое сопровождается шипением, присвистом и другими «шумными» оттенками.
Обычно маленькие дети произносят свистящие сначала смягченно (пример: собака – «сябака», зубы – «зюбы»), но к 3.5-4 годам твердое произнесение свистящих должно быть успешно освоено. Чтобы правильно произнести звуки «с, з» необходимо следующее:
В том случае, если есть нарушения в строении зубов, язык плохо подвижен, напряжен или чрезмерно расслаблен, могут возникнуть дефекты произношения свистящих звуков – шепелявость.
Шепелявое произнесение звуков «с, з» разделяется на 2 основные формы:
2. Замена свистящих звуками другими – научное название «парасигматизм».
Чаще всего свистящие звуки заменяются на «сь,зь», «ш,ж» (пример: собака – сябака, шабака), однако бывают и совсем нетипичные замены на звуки «т, х,г» (пример: собака – хабака, зубы – губы, санки – танки и т.д). Только замены на «сь, зь» до3- 3.5 лет являются нормальными, типичными, и есть большая вероятность, что ребенок самостоятельно научится правильно произносить свистящие звуки. Если же сразу появляются нетипичные, режущие слух замены звуков, то родителям следует обратить на это внимание и записаться на консультацию к логопеду.
Детям лучше всего начинать занятия с логопедов в 5 лет – к этому возрасту ребенок уже может контролировать себя, лучше осознает движение мышц губ и языка.
В том случае, если в детстве не удалось исправить шепелявость, то этот дефект остается и мы часто слышим его в речи взрослых и подростков.
В основном у взрослых и подростков наблюдается межзубное произнесение, связанное с неправильным строением зубов, прикуса (особенно передний открытый прикус, когда между зубами получается дыра и кончик языка постоянно высунут). После лечения у ортодонта, ношения брекетов, зубы уже смыкаются, но привычка просовывать язык между зубов и шепелявить остается. Тогда без помощи логопеда не обойтись. На занятиях специалист покажет, как правильно ставить язык, зубы, а затем поможет ввести новый правильный звук в речь.
Из практического опыта:
Жанна, 27 лет: было нарушение прикуса, заканчивает лечение у ортодонта, носит брекеты. Нарушены 6 звуков, в том числе «с, з». За 4 занятия научилась правильно произносить эти звуки и уже в речи активно их использует (постоянно тренируется дома, активно использует новые звуки на работе при общении с коллегами и клиентами).
Если шепелявость мешает вам полноценно общаться, вызывает стеснение при общении, то никогда не поздно записаться на прием к логопеду, который поможет обрести красивую четкую речь.
Ребенок при разговоре высовывает язык между зубов как исправить упражнения
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Александра
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Нехитрые упражнения помогут укрепить или расслабить мышцы артикуляционного аппарата.
Статья:
Наши дети сейчас стали меньше говорить, они все больше слушают и смотрят на экраны телевизоров и мониторов. А говорить в раннем детском возрасте – очень полезно! Развивается не только речь, но и укрепляются мышцы языка, губ, щек. Для органов артикуляции тренировка важна так же, как для ног и рук.
У малоподвижного ребенка – мышцы слабые и вялые. Разговаривать с младенцем начинают всегда со звуков: «а-а-а», «у-у-у», «ау», «агу», «гули-гули», «тыка-тыка-тыка». Эти первые звукокомплексы и являются первой артикуляционной гимнастикой. Неспроста ребенку также дают облизывать разные предметы: игрушки, ложки, блюдца, жевать резиновые соски, прорезыватели для зубов. Так укрепляются мышцы челюсти, щек, языка (при облизывании формируется верхний подъем языка). У большинства современных детишек к пяти годам – «каша во рту», потому что язык «болтается», щеки впали, а губы напряжены и немного спастичны. Нехитрые упражнения помогут укрепить или расслабить мышцы артикуляционного аппарата. Предлагаю несколько несложных упражнений.
Упражнения для губ
«Улыбка»
Если у малыша губы зажаты, напряжены, самое лучшее упражнение – это «Улыбка». Нужно просто растянуть губы в улыбке, можно со звуком: «и-и-и» и удерживать 3-5 секунд, зубы при этом стоят друг на друге в положении «Заборчик».
«Трубочка»
«Трубочка» – губы вытянуты вперед, можно со звуком «у-у-у», при этом вырабатывается и закрепляется движение губ вперед. Можно сопровождать упражнение стихотворением:
Хоботок слоненок тянет,
Он вот-вот банан достанет,
Губки в трубочку сложи
И слоненку покажи.
А затем попеременно «Улыбка»-«Трубочка» со звуками «иу-иу-иу». Так укрепляются боковые мышцы рта, важно при этом, чтобы плечи и шея были не напряжены.
«Окошко»
Для укрепления круговой мышцы рта и активизации верхней губы хорошо делать упражнение «Окошко»: зубки ставим друг на друга, открываем и закрываем рот, снова соединяя зубы. Так мы учим ребенка держать рот щироко открытым. Можно это упражнение делать в игровой форме, показывая ребенку, как скалится волк и стучит зубами. Это упражнение полезно также и в целях профилактики дисграфии. Так как в первом классе, когда ребенок только осваивает письмо, он проговаривает шепотом все звуки и незаметно контролирует движение рта, губ, языка, переводя акустический и кинестетический образ звука в графему. При произнесении отдельных гласных звуков («а», «о») челюсть опускается вниз.
«Ниточка»
«Ниточка» также укрепляет круговую мышцу рта и учит плотно сжимать, а потом разжимать губы, эффект – напряжение, расслабление. Закрыть рот и с силой сжать губы, контролировать, чтобы губы стояли симметрично друг на друге, зубы не выпячивались и не прикусывали нижнюю губу.
Упражнения для щек
«Щечки замерзли»
«Щечки замерзли» – растираем щеки круговыми движениями пальцев рук, разминаем мышцы щек.
«Хомяк»
«Хомяк» – попеременно надуваем и сдуваем щеки, чередуем напряжение-расслабление, сопровождаем упражнение стихотворением:
Хомячок надует щеки,
У него зерно в мешочке,
Мы надуем щечки тоже,
Хомячку сейчас поможем.
«Конфетка»
«Орешек» или «Конфетка» имитируем языком, что сосем конфетку, упирая язык попеременно то в левую, то в правую щеку. Это упражнение хорошо для укрепления щечной мышцы и в дальнейшем для постановки звука [р]. При использовании стихотворения можно закрепить также ориентировку в пространстве – направо-налево:
Белка щелкает орешки,
Основательно, без спешки,
Упираем язычок
Влево, вправо, на бочок.
Упражнения для языка
Упражнения для укрепления и расслабления мышц языка, пожалуй, самые важные в логопедической практике, так как язык участвует в производстве многих звуков. Если у ребенка язычок напряжен, то самое лучшее упражнение для расслабления «Накажем непослушный язычок». Для этого нужно открыть рот, высунуть язык и, пришлепывая его губами, двигать вперед, назад со звуком: «пя-пя-пя». А также хорошо прикусывать зубками кончик языка со звуком: «та-та-та».
Чтобы укрепить вялый, со слабой мускулатурой язык используем следующие упражнения:
«Лопатка»
«Лопатка» – удержание напряженного распластанного на нижней губе языка на счет до пяти. При этом важно, чтобы рот был широко открыт, губы – в улыбке, нижняя губа не поддерживала язык и чтобы он не отклонялся в сторону.
«Иголочка»
«Иголочка» – удержание языка острым. Следует открыть рот вытянуть острый язык вперед, губы немного растянуты, язык не загибается ни вверх, не опускается вниз. Удерживать позу на счет до пяти.
«Часики»
«Часики» – это упражнение развивает подвижность языка, а также учит делать его острым. Рот открыть, высунуть язычок и качать его из стороны в сторону от правого уголка губ к левому, язык при этом не должен загибаться и касаться губ, важно следить, чтобы нижняя челюсть при этом оставалась неподвижной.
«Качели»
«Качели» – упражнение на укрепление мышц языка для верхнего подъема. На верхнем подъеме языка у нас формируются многие звуки: [р], [р’], [л], [л’], [д], [д’], [т], [т’], [ш], [ж], [щ], [ч].Обычно в речи ребенка отсутствуют сонорные и шипящие звуки, причиной тому могут быть ослабленные мышцы языка. Суть упражнения «Качели» – при раскрытом рте поднимать язычок вверх-вниз, имитируя движения качелей. При этом развивается точность и активность кончика языка, умение быстро менять его положение, необходимо следить, чтобы нижняя челюсть и губы оставалась неподвижными, язык был широким, а нижняя губа не помогала поддерживать язык.
Можно также использовать потешку:
Выше дуба, выше ели
На качелях мы взлетели,
А скажите, вы б сумели,
Язычком качать качели?
«Вкусное варенье»
«Вкусное варенье» – упражнение направлено на укрепление и верхний подъем кончика языка. Это упражнение хорошо использовать при подготовке к постановке звук [ш], так как движение передней части языка вперед и вверх близко к форме чашечки, которую язык приобретает при произнесении данного звука. При этом важно следить, чтобы работал только язык, чтобы ему не помогала нижняя губа и челюсть, язык должен оставаться широким, а его боковые края касаться уголков губ.
«Почистим зубки языком»
«Почистим зубки языком» – это упражнение направленно на активизацию кончика языка, как для верхнего подъема, так и его гибкости при нижнем положении. Имитируем чистку зубов языком, рот при этом широко открыт, нижняя челюсть неподвижна, язык должен быть широким и двигаться снизу вверх. Сначала почисти нижние зубки с одной и с другой стороны, затем от коренных зубов к центру верхние зубы с той и с другой стороны, важно, чтобы кончик языка доставал до десен. Упражнение полезно при постановке звуков [ш], [р], [л], [щ].
«Маляр»
«Маляр» – движения кончиком языка по небу, как будто мы красим «потолок» во рту, рот широко открыт. Упражнение укрепляет мышцы языка для верхнего подъема, особенно хорошо использовать при постановке звука [р].
«Киска лакает молоко»
«Киска лакает молоко» – движения языком вперед-назад, при задвижении в ротовую полость боковые края языка немного загибаются, как будто образуя ковшик. Это упражнение тренирует умение быстро менять положение языка, укрепляет его боковые мышцы, растягивает подъязычную связку (уздечку) также хорошо для постановки звука [ш], и [р], при постановке последнего очень важна хорошая растянутость уздечки.
«Лошадка»
«Лошадка» – поцокивание языком, как лошадка. Упражнение хорошо растягивает подъязычную связку, укрепляет верхний подъем языка, используют при постановке звука [р]. При этом очень важно, чтобы рот был открыт, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.
«Грибок»
«Грибок» – распластанный язык останавливается в «Лошадке» наверху и прилипает к небу, это положение растягивает уздечку и закрепляет верхнее положение языка, так необходимое для звуков [ш], [р].
«Дятел»
«Дятел» – одно из важных упражнений для постановки звука [р]. Рот широко открыт, стучим кончиком языка за верхними зубами по альвеолам со звуком: «д-д-д-д». Звук [д], вообще, является основополагающим для постановки [р], так как помогает долго удерживать язычок наверху. Сначала произносим «д-д-д» в замедленном темпе, затем ускоряем темп и произносим более интенсивно и отчетливо. При выполнении этого упражнения очень важно следить, чтобы рот все время был открыт, работает только язык, нижняя челюсть неподвижна, губы в улыбке, кончик языка не должен подворачиваться, а характер звука должен быть в виде четкого удара, а не хлюпающим. Это одно из самых сложных упражнений, поэтому выполнять его следует после закрепления всех вышеперечисленных. Так как необходимо, чтобы были хорошо укреплены мышцы рта и губ, рот должен уметь держаться открытым долгое время неподвижно, язык легко подниматься наверх, нижняя челюсть стоять на одном месте и не мешать.
Все эти нехитрые упражнения можно начинать проводить с малышом с 1 года в игровой форме, имитируя движения разных предметов и животных, сопровождая песенками, потешками, хлопками. Важно при этом сначала самому показать движение, чтобы ребенок закрепил его зрительно. Так, можно весело и с пользой дела провести время с любимым чадом, а к пяти годам иметь хорошее звукопроизношение даже самых сложных групп звуков, ведь артикуляционная гимнастика является одним из самых важных компонентов логопедической работы.
Дислалия у детей дошкольного возраста
Опубликовано 22 июн. 2020 г.
Дислалия (косноязычие) — дефект произношения, который развивается у детей с сохранным слухом, интеллектом и иннервацией. В речи отсутствуют звуки, происходит их замена, смешивание или искажение. Лечение поэтапное. Об особенностях этой болезни у дошкольников, способах его коррекции мы расскажем в статье. Также опишем примеры упражнений при дислалии.
Что такое дислалия у детей
Дефект характеризуется нарушением произношения звуков, патологическим их употреблением. При этом органической патологии нервной системы и органов слуха нет. Является распространенной патологией, которая диагностируется чаще у дошкольников. В норме в этом возрасте формирование речи заканчивается, малыш составляет связные предложения, используя слова, часто используемые в быту. Именно в этот период и выявляются дефекты речи.
Проявления дислалии разнообразны и в дальнейшем приводят к трудностям письма и чтения.
Причины возникновения дислалии у детей
Выделяют механические и функциональные причины развития болезни. Механические причины нарушения при дислалии — это органические патологии органов речи:
В эту группу относят также аномалии развития зубочелюстного аппарата. Они могут носить врожденный характер — первичная дислалия, или приобретенный характер — вторичная, появиться в результате травм и заболеваний. Аномалии представлены аномалиями прикуса, зубных рядов, слишком низким или высоким верхним нёбом.
В группу функциональных причин относятся те факторы, которые не сопряжены с анатомическим дефектом, но негативно влияют на развитие речевых навыков:
Виды дислалии у ребенка
Как видно из причин, выделяют 2 формы патологии. Функциональная дислалия речи делится на 3 вида:
По количеству патологических звуков выделяют простую дислалию, когда малыш неправильно произносит 1 – 4 звука, и сложную дислалию — более 4 звуков.
В зависимости от звуков и характера дефекта
В зависимости от того, какие признаки звуков затронуты (акустические, артикуляторные), и какой характер дефекта присутствует, выделяют следующие виды нарушений при дислалии:
По недостатку произношения звуков
В логопедии применяется классификация с использованием греческого алфавита: она учитывает недостатки произношения звуков разных групп.