Ребенок шепелявит в 6 лет как исправить

Нарушения произношения свистящих звуков «с, з» или «шепелявость»

В этой статье мы продолжим разговор о шепелявости, но уже подробнее остановимся на искаженном «шепелявом» произнесении звуков «с, з». Под понятием «шепелявость» понимается неправильное произнесение звуков, которое сопровождается шипением, присвистом и другими «шумными» оттенками.

Обычно маленькие дети произносят свистящие сначала смягченно (пример: собака – «сябака», зубы – «зюбы»), но к 3.5-4 годам твердое произнесение свистящих должно быть успешно освоено. Чтобы правильно произнести звуки «с, з» необходимо следующее:

В том случае, если есть нарушения в строении зубов, язык плохо подвижен, напряжен или чрезмерно расслаблен, могут возникнуть дефекты произношения свистящих звуков – шепелявость.

Шепелявое произнесение звуков «с, з» разделяется на 2 основные формы:

2. Замена свистящих звуками другими – научное название «парасигматизм».

Чаще всего свистящие звуки заменяются на «сь,зь», «ш,ж» (пример: собака – сябака, шабака), однако бывают и совсем нетипичные замены на звуки «т, х,г» (пример: собака – хабака, зубы – губы, санки – танки и т.д). Только замены на «сь, зь» до3- 3.5 лет являются нормальными, типичными, и есть большая вероятность, что ребенок самостоятельно научится правильно произносить свистящие звуки. Если же сразу появляются нетипичные, режущие слух замены звуков, то родителям следует обратить на это внимание и записаться на консультацию к логопеду.

Детям лучше всего начинать занятия с логопедов в 5 лет – к этому возрасту ребенок уже может контролировать себя, лучше осознает движение мышц губ и языка.

В том случае, если в детстве не удалось исправить шепелявость, то этот дефект остается и мы часто слышим его в речи взрослых и подростков.

В основном у взрослых и подростков наблюдается межзубное произнесение, связанное с неправильным строением зубов, прикуса (особенно передний открытый прикус, когда между зубами получается дыра и кончик языка постоянно высунут). После лечения у ортодонта, ношения брекетов, зубы уже смыкаются, но привычка просовывать язык между зубов и шепелявить остается. Тогда без помощи логопеда не обойтись. На занятиях специалист покажет, как правильно ставить язык, зубы, а затем поможет ввести новый правильный звук в речь.

Из практического опыта:

Жанна, 27 лет: было нарушение прикуса, заканчивает лечение у ортодонта, носит брекеты. Нарушены 6 звуков, в том числе «с, з». За 4 занятия научилась правильно произносить эти звуки и уже в речи активно их использует (постоянно тренируется дома, активно использует новые звуки на работе при общении с коллегами и клиентами).

Если шепелявость мешает вам полноценно общаться, вызывает стеснение при общении, то никогда не поздно записаться на прием к логопеду, который поможет обрести красивую четкую речь.

Источник

Шепелявость у детей: причины, симптомы, лечение

Шепелявость у детей: причины, симптомы, лечение

Расстройство речи у детей. Шепелявость на сегодня – это одно из самых часто встречаемых нарушений речи у малышей. Под ним следует понимать неправильное произношение шипящих звуков.

Ребенок шепелявит в 6 лет как исправить. Смотреть фото Ребенок шепелявит в 6 лет как исправить. Смотреть картинку Ребенок шепелявит в 6 лет как исправить. Картинка про Ребенок шепелявит в 6 лет как исправить. Фото Ребенок шепелявит в 6 лет как исправить

Шепелявость (в педиатрии данное нарушение называется сигматизм шипящих звуков) встречается сейчас повсеместно у детей разного возраста. И чем раньше выявить такое нарушение, тем проще и быстрей можно от него избавиться.

Данный дефект речи трудно отнести к опасным проблемам с точки зрения физического здоровья. Но вот с точки зрения психологии может быть нанесен урон здоровью ребенка. Ведь подобная особенность приносит достаточно большой дискомфорт психологического характера, особенно в подростковом возрасте.

Наблюдая расстройство речи у детей, шепелявость логопеды и дефектологи делят на несколько видов. Кроме того, не стоит путать шепелявость с картавостью, как это делают многие.

Врачи выделяют следующие виды:

призубная: в процессе произношения кончик языка принимает неправильное место относительно зубных рядов вверху и внизу, произносится шипящий громкий звук;

Сразу отметим, что современная педиатрия уже знает методы, как бороться с данным недугом.

Расстройство речи у детей. Шепелявость: причины, симптомы, лечение

На сегодняшний день врачи выделяют несколько причин шепелявости у детей:

Основными симптомами, при которых следует обратиться к специалисту, называют нарушение произношения шипящих звуков, неправильное расположение языка при разговоре. При разговоре ребенок начинает как бы пришептывать. Причем обращать на это внимание стоит, когда у малыша появятся коренные зубы и не останется молочных.

Среди методов корректировки речи и избавления от данного недуга специалисты отдают предпочтение тренировкам речевого аппарата при помощи специальных упражнений, например, проговаривать скороговорки. Причем врач сам подбирает упражнения на каждый день.

При необходимости устранения непроходимости носовых каналов, восстановления слуха специалист-логопед уходит на второй план, а к работе приступает ЛОР, но после все же возвращаемся к логопеду. Среди вероятных мероприятий: постановка речи и артикуляционное восстановление, коррекция языковой уздечки методом подрезания, ортодонтия для нормализации зубного ряда и т.д.

Источник

Ребенок шепелявит в 6 лет как исправить

РЕБЕНОК ШЕПЕЛЯВИТ. ПОЧЕМУ ПРАВИЛЬНО ПОМОЧЬ СМОЖЕТ НЕ КАЖДЫЙ ЛОГОПЕД?

Ребенок шепелявит и не может внятно произнести слова…

Сегодня примерно у половины детей в возрасте до 6-7 лет встречается патология, связанная с нарушением речи.

Одной из причин может быть гипотонус – состояние пониженного мышечного тонуса. Среди прочего, при гипотонусе неправильно работает язык, кажется большим и не очень-то удобным для общения. Еще одним маячком для родителей должен стать непроизвольно открывающийся рот: например, когда ребенок рисует, смотрит мультик или чем-то увлечен.

В этом случае очень важно вовремя заняться миофункциональной коррекцией, в том числе миогимнастикой – зарядкой для языка. Иначе ребенок не научится говорить четко. Но это еще не все последствия: ребенку будет удобно дышать через рот, а это чревато нарушением микрофлоры полости рта и повышенным риском развития кариеса.

К какому специалисту обратиться за помощью?

В «Мегадента Клиник» такой доктор есть: Шатрова Светлана Сергеевна, специалист по миофункциональной коррекции.

Светлана Сергеевна научит ребенка правильному речевому дыханию и предложит гимнастический комплекс для приведения языка в «спортивную» форму, чтобы он не занимал так много пространства в ротовой полости и «не уклонялся» от речевой функции.

Познакомьтесь со Светланой Сергеевной на консультации или во время комплексного осмотра Denta Five!

Источник

Ребенок шепелявит в 6 лет как исправить

Ожидайте

Перезвоните мне

Ребенок шепелявит в 6 лет как исправить. Смотреть фото Ребенок шепелявит в 6 лет как исправить. Смотреть картинку Ребенок шепелявит в 6 лет как исправить. Картинка про Ребенок шепелявит в 6 лет как исправить. Фото Ребенок шепелявит в 6 лет как исправить

Ваш персональный менеджер: Александра
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ребенок шепелявит в 6 лет как исправить. Смотреть фото Ребенок шепелявит в 6 лет как исправить. Смотреть картинку Ребенок шепелявит в 6 лет как исправить. Картинка про Ребенок шепелявит в 6 лет как исправить. Фото Ребенок шепелявит в 6 лет как исправить

Аннотация: В статье будет рассказано о том, как развивается речевая особенность, почему появляется и как с ней бороться.

Статья:

Одним из самых распространенных речевых нарушений является шепелявость (на втором месте после картавости), характеризуется неправильным произношением шипящих и свистящих звуков. От нее страдают дети и взрослые, иногда дефект произношения так выражен, что может стать препятствием в общении. В статье будет рассказано о том, как развивается речевая особенность, почему появляется и как с ней бороться.

Что такое шепелявость

Шепелявость – речевое нарушение, характеризующееся неправильным произношением свистящих и шипящих звуков. Ребенок испытывает трудности с «с-з», «ш-щ», «ж», «ц». Слова у ребенка с таким дефектом звучат как «шметана», а не «сметана». При этом, грамматика или логичность речи никак не страдает, но могут быть некоторые сложности с пониманием того, что произносят такие люди.

До пяти лет у ребенка только развивается речевой аппарат, происходит формирование артикуляции, поэтому допустимо «перешептывание» в разговоре. Шепелявый ребенок вызывает умиление и улыбку, но совсем другое дело, когда подобный дефект встречается у взрослого. Но не стоит отчаиваться, шипящий стигматизм можно исправить. И чем раньше заняться коррекцией произношения, тем успешнее будет результат.

Симптомы шепелявости

Произношение звуков «ш, ж» автоматизируется примерно в 4-5 лет, часто без помощи логопеда процесс проходит некорректно. Эти звуки отличаются своей звонкостью, «Ш» — это глухой, а «Ж» — звонкий, нарушение чаще всего парное. «Ч» и «Щ» нарушаются реже, обычно они заменяются на «чть» или «щсь» или произносятся с округленными губами. Чтобы произнести «Ш» и «Ж» правильно, язык изгибается в форме широкой чаши и немного приподнимается вверх.

Боковые края прижимаются к коренным зубам. Сами зубы приближены друг другу, губы округлены. Если язык поднимается недостаточно, появляется шепелявость. Это может быть из-за нарушения мышечного тонуса, когда язык слишком вялый или наоборот слишком напряжен. В данном случае может быть показан логопедический массаж.

Шепелявость может появиться при неправильном прикусе. Особенно это заметно при наличии большого расстояния между верхними и нижними зубами, и они не могут до конца сомкнуться. Это называется передним открытым прикусом или прогнатией.

Кроме шепелявости также существуют:

Если пятилетний ребенок не произносит эти звуки правильно или их заменяет на другие во время смены молочных зубов на постоянные, есть вероятность, что со временем проблема сама собой разрешится. Однако, если зубной ряд уже сменился постоянными зубами, а малыш все еще произносить звуки неверно, шепелявость не исчезнет без работы со специалистом.

Шепелявость Ш и Ж может проявляться по-разному:

Если у взрослых есть подозрения на шепелявость, когда ребенку исполнится 5 лет, желательно отправиться на прием к логопеду. Специалист должен определить шепелявость это, или иная проблема с артикуляцией.

Признаки у подростков и взрослых

Основными причинами шепелявости служат:

Причины шепелявости у детей и взрослый могут быть разными. Основными причинами такого дефекта у взрослых служат:

Взрослый также должен обратиться к специалисту при первых признаках шепелявости, который примет необходимые меры для исправления данной ситуации.

Выявление причин патологии

Речевое расстройство часто связано с изменениями и неправильным строение ротовой полости, как прикус. В данном случае, логопедические занятия будут бесполезны. Чтобы ответить на вопрос — как перестать шепелявить, необходимо провести обследование и точно определить причины этого.

Проводится это согласно строгому алгоритму:

В некоторых случаях могут быть назначены более сложные анализы и исследования, такие как МРТ головного мозга и другие. Назначать их должен только специалист. Не стоит пытаться проводить лечение самостоятельно, так как это может только усугубить ситуацию, особенно если есть неврологические расстройства.

Методы коррекции

Исправить шепелявость у малышей проще, чем у взрослого, его речевой аппарат мягок и податлив. С возрастом мышцы могут быть в тонусе или начать атрофироваться, что потребует более длительной работы. Коррекция шепелявости – это сложный процесс, длительность которого зависит от степени тяжести и причин появления. Терапия может состоять из логопедической помощи, психоневрологической, педагогической, коммуникативной.

Логопеды для коррекции шепелявости используют:

Иногда шепелявость может пройти самостоятельно к семи годам. Количество взрослых людей с таким нарушением примерно 2%. Для исправление этого может потребоваться хирургическая, стоматологическая помощь.

Артикуляционная гимнастика

Основная причина шепелявости – положение языка при произношении С и Ш. Подобное явление исправляется регулярными логопедическими тренировками и артикуляционной гимнастикой. Такие занятия могут проводится дома, логопед дает методические указания и следит за прогрессом, правильностью их выполнения.

Занятия начинаются с расслабления языка. Им несколько раз проводится по верхней губе, не напрягая его. Если повышенный тонус остался, упражнение повторяется еще раз. Упражнения для шепелявости выглядят так:

Постепенно ребенок усвоит правильные фонемы, приобретет их автоматизацию. Это возможно только при регулярных занятиях. На первых этапах это нужно проводить под контролем логопеда.

Такой специалист есть в дошкольном учреждении и поликлиниках. Когда ребенок усвоит порядок проведения упражнений, эту работу можно проводить самостоятельно в домашних условиях. Шепелявый пациент должен начинать работу со звуком Ш как можно раньше. От этого зависит длительность и сложность коррекционной работы.

Дыхательная гимнастика

Есть специальные занятия, позволяющие снизить проявления шепелявости. Такими являются дыхательные упражнения, используемые для устранения многих речевых нарушений, в том числе и для детей. Дыхательная гимнастика для шепелявости состоит из нескольких упражнений:

Ребенку будет полезно пить через трубочку. Можно сделать игру, выдыхая воздух через трубочку в стакан с водой, делая «бурю в стакане».

Использование скороговорок

Доказали свою эффективность скороговорки. Они призваны установить и автоматизировать звуки «Ш» и «Ж». Есть различные скороговорки, направленные на разные проблемные звуки, так например для «Щ» существует «хищник в роще рыщет − хищник пищу ищет». Произносить их нужно быстро, но четко, сохраняя правильную фонетику и порядок слов. Постепенно скорость увеличивается.

Упражнения с логопедом

Упражнения с логопедом проводятся с ребенком и взрослым пациентом. Для первых используются занятия в игровой форме. Занятия у выбор упражнений зависит от возраста ребенка, причин шепелявости, тяжести и других индивидуальных факторов. Упражнения должны подбираться для каждого конкретного ребенка непосредственно самим специалистом и проводится под его контролем. Когда пациент полностью усвоит их, можно проводит такие занятия дома вместе с родителями.

В некоторых случаях логопед может назначать логопедический массаж, который также проводится специалистом.

Задания для коррекции «Ш» и «Щ»

Для постановки и дальнейшей автоматизации звуков Ш и Щ подойдет скороговорка про кукушонка — «кукушка кукушонку купила капюшон». Она сформирует правильную артикуляцию этих звуков. Необходимо губы вытянуть вперед и приподнять кончик языка к небу и зубам, но не касаться их. Сам язык не должен быть узким. Края соприкасаются с обоими рядами зубов, тем самым блокируя поток воздуха по обеим сторонам ротовой полости. Струя воздуха должна двигаться только вперед, чтобы получить звук Ш и Щ. Для буквы Щ подойдет скороговорка про хищника.

Работа над звуком «Ч»

Звук «Ч» считается сложным с логопедической точки зрения. Она требует проведения сложных артикуляционных движений. Губы должны двигаться вперед и немного округлится. Зубы находятся в сомкнутом положении, но с небольшим промежутком между них. Кончик языка имеет расплющенную форму, он поднимается к небу и находится у верхнего ряда зубов. При выдохе в щели получается «Ч». Для этого можно использовать также скороговорки, например, «у нас в печурочке золотые чурочки», «чудак под диванчик прячет чемоданчик».

Во время таких упражнений, складывается правильный артикуляционный механизм, вырабатывается его автоматическое произношение. На начальном этапе может не получаться, но не стоит отчаиваться, следует продолжать занятия. Логопедическая коррекция позволят через некоторое время нормализовать произношение проблемных фонем, скорректировав признаки шепелявости.

Советы логопедов для профилактики

Многие дефекты можно устранить с помощью логопедических занятий, шепелявость не исключение. Чтобы этот процесс прошел быстрее и результативнее, стоит придерживаться некоторых советов от логопедов:

Нужно иметь правильный настрой, важно обеспечить полноценный отдых, исключить или снизить стрессовость. Не стоит забывать, что шепелявость иногда вызывается неправильным прикусом и строением челюсти. В данном случает без помощи стоматологов и ортодонтов не обойтись.

Заключение

Источник

Действенные методы лечения шепелявости

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи − это патология речевой функции, характеризующаяся несформированностью произношения звуков. Одним из ее проявлений, является шепелявость. Логопеды считают, что она развивается в результате нарушения тонуса мышц артикуляционного аппарата, проблем со слухом и других факторов. Исправление дефекта у взрослых и детей требует длительных логопедических занятий под контролем специалиста.

Общая информация

Шепелявость характеризуется нарушением произношения шипящих и свистящих звуков. У человека сохраняется грамматика, лексикон и понимание речи окружающих людей. Патология развивается в результате различных причин:

Указанные факторы способны приводить к развитию шепелявости у ребенка или взрослого человека. В этом случае речь больного изменяется характерным образом: нарушается произношение свистящих и шипящих звуков, отмечается расстройство движений языка и возникает перешептывание.

В зависимости от конкретных причин, человек может шепелявить по-разному. В некоторых случаях речевой дефект может быть едва заметен, а иногда приводить к выраженному нарушению общения между людьми.

Выявление причин патологии

Почему всем людям с шепелявостью и другими дефектами речи следует обращаться к терапевту? Часто, речевое расстройство связано с органическими изменениями в ротовой полости, например, с неправильным прикусом. Занятия с логопедом в этом случае будут иметь ограниченную эффективность.

Обследование проводится по следующему алгоритму:

Интерпретировать получаемые результаты должен только врач. Попытки самостоятельного лечения могут привести к прогрессированию речевого дефекта на фоне органических изменений в полости рта или нервной системе.

Подходы к лечению

Специалисты знают, как избавиться от шепелявости. Для этого рекомендуется пройти комплексную коррекцию под контролем логопеда. Цели лечения следующие:

С этой целью в терапии используют: логопедические упражнения, дыхательную гимнастику и массаж языка. Важно отметить, что после начала лечения у логопеда, больной должен самостоятельно заниматься в домашних условиях.

Если расстройство выявлено в детском возрасте, то ребенок может избавиться от него к 7-8 годам. В этом случае, шепелявость не приводит к каким-либо негативным последствиям для социализации или обучения детей. При возникновении нарушений речи во взрослом возрасте, требуются длительные мероприятия по коррекции.

Внимание! К шепелявости приводят различные факторы. Перед лечением требуется выявить возможные органические причины для их коррекции с помощью медикаментозных методов.

Лечение в медицине

Шепелявость может быть связана с различными органическими причинами, которые требуют совместного лечения с врачом. При возникновении речевого дефекта у детей, частой причиной являются хронические воспалительные заболевания носовой полости и аденоиды, нарушающие дыхание. Проведение хирургического вмешательства по удалению разрастаний ткани миндалин и медикаментозная терапия позволяют устранить проблемы со звукопроизношением.

Одна из частых причин шепелявости − неправильный прикус зубов. Его устраняют с помощью ношения брекетов или ретейнеров, позволяющих сформировать нормальное строение ротовой полости. Если у человека отсутствуют зубы, то проводится их протезирование. Своевременная коррекция проблем в полости рта в лечебных учреждениях позволяет избавиться от речевых дефектов и предупредить изменения в артикуляционном аппарате.

Артикуляционная гимнастика

Частая причина развития шепелявости − неправильное положение языка во время произношения звуков «с» и «ш». Человек может исправить подобное расстройство с помощью логопедических тренировок. Они основываются на регулярном проведении артикуляционной гимнастики. Логопеды при работе с пациентом дают методические указания по ее выполнению.

Перед тем, как начинать занятия, необходимо расслабить язык. Для этого нужно несколько раз провести им по верхней губе, стараясь не напрягать во время движений. Если чувство напряжения остается, то задание необходимо повторить. Практикуют следующие движения:

В первые недели коррекции речевую гимнастику следует выполнять под контролем логопеда. Такой специалист существует в дошкольных и школьных учреждениях, а также занимается лечением речевых дефектов в поликлиниках. После того как человек осваивает технику выполнения упражнений, он может продолжать выполнять их дома, периодически посещая логопеда.

Дыхательная гимнастика

Плохое и неглубокое дыхание, нарушения которого возникают во время разговора, приводят к различным речевым дефектам, в том числе к шепелявости. Для устранения причины необходимо выполнять упражнения на развитие речевого дыхания:

Дыхательную гимнастику выполняют каждый день на протяжении 3-4 недель. Убирать упражнения следует после коррекции речи и консультации с логопедом.

Если шепелявость связана с неправильным прикусом или другими изменениями в ротовой полости, то логопедические упражнения и дыхательная гимнастика имеют ограниченную эффективность.

Использование скороговорок

Проговаривание скороговорок − эффективный метод устранения шепелявости. Логопеды выделяют ряд заданий для отработки звука «ч», «ш» и «щ». Первоначально человек может испытывать трудности с их проговариванием, однако переставать выполнять упражнения не стоит.

Задания для коррекции «ш» и «щ»

Скороговорка «кукушка кукушонку купила капюшон» позволяет сформировать правильное произношение звука «ш». Для этого, требуется вытягивать губы вперед и поднимать кончик языка к твердому небу и зубам, не касаясь их. Язык должен быть широким, а не узким. Его края касаются обоих рядов зубов, блокируя выход воздуха по сторонам ротовой полости. Воздух должен двигаться только вперед, формируя правильный звук «ш».

Скороговорка для улучшения произношения звука «щ» следующая: «хищник в роще рыщет − хищник пищу ищет». Произносить ее следует быстро, но, сохраняя правильность фонетики. Постепенно скорость увеличивают, что позволяет человеку нормализовать разговорную речь.

Работа над звуком «ч»

Фонема «ч» относится логопедами к сложным. Для ее произнесения требуются достаточно сложные артикуляционные движения: губы выдвигаются вперед и округляются, зубы сомкнуты, но между ними имеется небольшая щель. Расплющенный кончик языка поднимается к небу и располагается около верхних зубов. В момент выдоха небольшая щель между зубами и формирует звук «ч».

Скороговорки для улучшения произношения фонемы следующие: «у нас в печурочке золотые чурочки», «чудак под диванчик прячет чемоданчик». Во время тренировок человек постепенно ускоряет их произнесение, добиваясь сохранения правильного звучания.

Шепелявость − распространенный речевой дефект, который может встречаться у детей и взрослых людей. Нарушение речи не сопровождается нарушениями грамматики и снижением словарного запаса, в связи с чем не приводит к негативным последствиям для человека. При своевременном обращении за помощью логопед проводит необходимое обследование и консультируется с врачом. Подобранные мероприятия по логопедической коррекции, а также медицинские подходы к лечению, позволяют нормализовать произношение отдельных фонем и избавиться от шепелявости.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *