Ребенок заменяет к на т как исправить

План-конспект по коррекции замены звука [К] на [Т]

Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть фото Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть картинку Ребенок заменяет к на т как исправить. Картинка про Ребенок заменяет к на т как исправить. Фото Ребенок заменяет к на т как исправить Гулько Виктория
План-конспект по коррекции замены звука [К] на [Т]

1. Подготовительный этап

Артикуляционная гимнастика: «Наказать непослушный язычок», «Лопаточка», «Горка», «Блинчик»

Воздушная струя: «Фокус», «Сдуй снежинку»

Фонематический слух: «Хлопни когда услышишь звук [к]»

2. Постановка звука

Звукоподражание: «ква-ква», «ку-ку», «капель»

3. Автоматизация звука

Произносить (читать) слоги

Произносить слова со звуком [к ]

каша, калач, казна, казак, карандаш, Катя, калоши, кабачок, каркает

кот, кошка, Коля, корь, коршун, копья, кольт, кость, Костя, коклюш

курица, кулёк, кукла, кукушка, кушак, кусок, кулич, кубик, куртка

Произносить чмстоговорки со звуком [к]

Ка-ка-ка, ка-ка-ка: эта стенка высока.

Ка-ка-ка, ка-ка-ка: кто пришёл издалека?

Ко-ко-ко, ко-ко-ко: мяч подкинем высоко.

Ко-ко-ко, ко-ко-ко: звук услышим мы легко.

Ку-ку-ку, ку-ку-ку: вот кукушка на суку.

Ку-ку-ку, ку-ку-ку: пирожки для всех пеку.

Ак-ак-ак, ак-ак-ак: скачет на коне казак.

Ок-ок-ок, ок-ок-ок: мы по кочкам прыг да скок!

Ук-ук-ук, ук-ук-ук: это что ещё за стук?

Ык-ык-ык, ык-ык-ык: на ковёр наш котик – прыг!

Произносить (читать) предложения

Кораблем управляет капитан

Катя упала в канаву

На клумбе цветут красные маки

В конюшне стоят кони

Катя и Коля слепили ком

У детей летние каникулы

Костя кладет брюки в бок

У Кати клюквенный кисель

Катя купила коньки

Произносить (читать) стихотворения

К празднику сапожки.

Только как их надевать?

Хвостик некуда девать.

Кот ловил мышей и крыс,

Кролик лист капустный грыз.

Дифференциация звука

Игра «Ласковые слова»

«Животные и их детёныши»: кот- котёноК, лиса – лисёноК, волк – волчоноК, медведь – медвежоноК, скворец – скворчоноК, грач – грачоноК, бобр – бобрёноК и т. д.

Конспект занятия по профилактике и коррекции плоскостопия «Здоровые ножки» «Здоровые ножки» Цели: Закаливание организма. Восполнение нехватки тактильных ощущений. Профилактика и коррекция плоскостопия. Развития.

Конспект индивидуальной ООД по коррекции звукопроизношения «Автоматизация звука [ш]» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №48 «Тополёк» Г. о. Королёв ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ.

Конспект индивидуальной ООД по коррекции звукопроизношения «Дифференциация звуков [р]-[р’]» КОНСПЕКТ индивидуальной организованной образовательной деятельности по коррекции звукопроизношения. ТЕМА: «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Р,РЬ».

Конспект логопедического занятия по коррекции нарушений звукопроизношения Цели: • Коррекционно-образовательные: автоматизировать звук «Р» в словах и в предложениях. Активизировать словарь детей по теме «Профессии»,.

Конспекты логопедических занятий по постановке, коррекции и автоматизации звука [С] Конспекты логопедических занятий. Занятие 1. Конспект занятия по постановке звука [С]. Подготовительный этап. Цель: подготовка артикуляционного.

План-конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [С] Цель: закрепить правильное произношение звука «С». Задачи: 1. Закрепление правильной артикуляции звука «С»; 2. Закрепление правильного.

План-конспект занятия коррекции и контроля знаний по английскому языку первого года обучения «Моя семья» Тема: «My family». Цель: Обобщение и систематизация умений и навыков по теме: «My family». Задачи: 1. Расширить знания по теме «My family»,.

План-конспект занятия коррекции и контроля знаний по английскому языку второго года обучения «Зимние праздники» Тема: «Winter holidays» («Зимние праздники») Цель: Обобщение и систематизация умений и навыков за 1 полугодие по темам: «Времена года. Осень»,.

Источник

Ребенок заменяет к на т как исправить

Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть фото Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть картинку Ребенок заменяет к на т как исправить. Картинка про Ребенок заменяет к на т как исправить. Фото Ребенок заменяет к на т как исправить

Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть фото Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть картинку Ребенок заменяет к на т как исправить. Картинка про Ребенок заменяет к на т как исправить. Фото Ребенок заменяет к на т как исправить

Предыдущая тема :: Следующая тема
АвторСообщение
klubnika22
Профессор
Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть фото Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть картинку Ребенок заменяет к на т как исправить. Картинка про Ребенок заменяет к на т как исправить. Фото Ребенок заменяет к на т как исправить

Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть фото Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть картинку Ребенок заменяет к на т как исправить. Картинка про Ребенок заменяет к на т как исправить. Фото Ребенок заменяет к на т как исправить

NadyNsk
Профессор
Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть фото Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть картинку Ребенок заменяет к на т как исправить. Картинка про Ребенок заменяет к на т как исправить. Фото Ребенок заменяет к на т как исправить

На сайте с 06.03.09
Сообщения: 9025
В дневниках: 405
Откуда: Васхнил

Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть фото Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть картинку Ребенок заменяет к на т как исправить. Картинка про Ребенок заменяет к на т как исправить. Фото Ребенок заменяет к на т как исправитьРебенок заменяет к на т как исправить. Смотреть фото Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть картинку Ребенок заменяет к на т как исправить. Картинка про Ребенок заменяет к на т как исправить. Фото Ребенок заменяет к на т как исправить

На сайте с 28.11.05
Сообщения: 5655
В дневниках: 102

Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть фото Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть картинку Ребенок заменяет к на т как исправить. Картинка про Ребенок заменяет к на т как исправить. Фото Ребенок заменяет к на т как исправить

Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть фото Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть картинку Ребенок заменяет к на т как исправить. Картинка про Ребенок заменяет к на т как исправить. Фото Ребенок заменяет к на т как исправить

Лайрик
Подготовишка
Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть фото Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть картинку Ребенок заменяет к на т как исправить. Картинка про Ребенок заменяет к на т как исправить. Фото Ребенок заменяет к на т как исправить

На сайте с 24.05.07
Сообщения: 6112
В дневниках: 5847
Откуда: По соседству с ЗООпарком..

Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть фото Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть картинку Ребенок заменяет к на т как исправить. Картинка про Ребенок заменяет к на т как исправить. Фото Ребенок заменяет к на т как исправитьРебенок заменяет к на т как исправить. Смотреть фото Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть картинку Ребенок заменяет к на т как исправить. Картинка про Ребенок заменяет к на т как исправить. Фото Ребенок заменяет к на т как исправить

Да фея, я, фея.. что говорите? топор? да он вместо волшебной палочки.

Ольгушка
Профессор
Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть фото Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть картинку Ребенок заменяет к на т как исправить. Картинка про Ребенок заменяет к на т как исправить. Фото Ребенок заменяет к на т как исправить

На сайте с 17.10.07
Сообщения: 13992
В дневниках: 7
Откуда: Академ, Щ

Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть фото Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть картинку Ребенок заменяет к на т как исправить. Картинка про Ребенок заменяет к на т как исправить. Фото Ребенок заменяет к на т как исправитьРебенок заменяет к на т как исправить. Смотреть фото Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть картинку Ребенок заменяет к на т как исправить. Картинка про Ребенок заменяет к на т как исправить. Фото Ребенок заменяет к на т как исправитьРебенок заменяет к на т как исправить. Смотреть фото Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть картинку Ребенок заменяет к на т как исправить. Картинка про Ребенок заменяет к на т как исправить. Фото Ребенок заменяет к на т как исправить

На сайте с 05.06.06
Сообщения: 2105
В дневниках: 8
Откуда: Новосибирск, Октябрьский район, ул. Восход
Карта № 008259

Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть фото Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть картинку Ребенок заменяет к на т как исправить. Картинка про Ребенок заменяет к на т как исправить. Фото Ребенок заменяет к на т как исправитьРебенок заменяет к на т как исправить. Смотреть фото Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть картинку Ребенок заменяет к на т как исправить. Картинка про Ребенок заменяет к на т как исправить. Фото Ребенок заменяет к на т как исправитьРебенок заменяет к на т как исправить. Смотреть фото Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть картинку Ребенок заменяет к на т как исправить. Картинка про Ребенок заменяет к на т как исправить. Фото Ребенок заменяет к на т как исправить

Добавлено спустя 1 минуту 12 секунд:

На сайте с 24.10.07
Сообщения: 52
Откуда: Томск

Источник

Способы эффективной постановки звука [К]

У детей дошкольного возраста возникают разные нарушения звукопроизношения. Все они должны быть устранены до школы. Сделать это можно с помощью логопеда. Специалист определит причину проблемы и научит правильно говорить.

Постановка звука [К] проходит в несколько этапов. Это позволяет закрепить звук в речи, автоматизировать его и устранить дефектное звучание.

Правильная артикуляция

Любая работа начинается с того, что ребенку показывают образец звучания. Звук [К] относят к группе заднеязычных, то есть для их произношения поднимается задняя часть языка. Именно от этого звука ставят остальные — [Х], [Г] и их мягкие пары.

Поэтому целесообразно коррекцию начинать со звука [К]. Для его произношения губы принимают нейтральную позицию либо становятся раскрытыми. Зубы разомкнуты, кончик языка лежит у нижних зубов, но не упирается в них. Передняя и средняя спинка опущены, задняя поднята и упирается в мягкое небо. Боковые части языка слегка касаются твердого неба. Голосовые связки не напрягаются, воздух проходит через смычку языка и неба, разрывает ее и получается звук [К].

В норме заднеязычная группа появляется в раннем возрасте. Благодаря сосанию язык принимает вид «горки» и у ребенка получается произносить отдельные звуки.

Затруднения могут возникать из-за высокого или узкого неба – в таком случае не получится образовать смычку. При дизартрии возникает слабость или напряжение отдельных мышц языка. Иногда у детей плохо формируется фонематический слух. Благодаря ему люди различают разные звуки речи.

Нельзя путать фонематический (речевой) слух с физическим! При нарушении первого ребенок будет хорошо различать неречевые звуки, реагировать на речь других людей, но сам будет плохо воспринимать то, что произносит сам.

Дефектное произношение звука [К] называется каппацизмом. Иногда звук отсутствует, тогда вместо «Кот» получается «’от». Звук может искажаться и вместо него будет слышаться щелчок – так происходит из-за слишком плотной смычки.

Замену [К] на другие звуки называют паракаппацизмом. Чаще всего звук меняется на [Г], [Х] и иногда на [Т]. В таком случае, помимо постановки звука, логопед занимается дифференциацией.

Важные правила

Прежде чем начинать постановку любого звука нужно усвоить некоторые моменты. Нельзя пытаться «проскочить» один этап и перейти к следующему. В таком случае не получится исправить дефект.

Необходимо уделять время артикуляционной, дыхательной гимнастике. Динамические упражнения выполняют на счет до десяти, статические – до пяти. Правила выполнения:

При дизартрии может уходить несколько месяцев на отработку правильных движений. Не стоит торопиться переходить к постановке. В тяжелых случаях используют медикаментозную терапию, которая корректирует повышенный или пониженный тонус. Физиопроцедуры тоже могут помочь ускорить процесс.

Подготовительный этап

Перед тем как приступать к постановке звука, необходимо выработать базу для него. Это артикуляция и дыхание. В логопедии принят поэтапный подход к коррекции звукопроизношения. Нельзя пренебрегать последовательностью, иначе не получится исправить дефект.

Цель подготовительного этапа в устранении каппацизма — это научить ребенка чувствовать движения языка. Для этого предлагается ряд упражнений.

Артикуляционная гимнастика всегда выполняется перед зеркалом. Так у детей вырабатывается зрительный контроль.

Первое упражнение называется «Силач». Ребенок открывает рот, широко улыбается. Логопед оборачивает палец платком или бинтом, кладет его на кончик языка, который лежит в расслабленном виде у нижних зубов. Он начинает аккуратно отодвигать орган вглубь рта. В это время ребенок сопротивляется и выталкивает палец.

Следующий этап — палец кладут на среднюю часть языка, отодвигая его вглубь рта. Постепенно у дошкольника сформируется новое ощущение, он сможет самостоятельно пододвигать язык.

Второе упражнение – «Горка». Логопед показывает образец выполнения перед зеркалом. Широкая улыбка при открытом рте. Кончик языка упирается в нижние зубы, задняя часть поднята к небу. Если ребенок испытывает затруднения, то можно помочь ему прижать кончик.

Третье упражнение – «Месим тесто». Предназначено для снятия тонуса, расслабления. Широкий язык кладется на нижнюю губу, затем слегка шлепается верхней губой.

Для того чтобы научить дошкольника делать язык широким, используют упражнение «Лопаточка». Рот открыт, язык высунут и распластан на нижней губе. Поза удерживается в течение пяти секунд.

Еще один способ укрепить мышцы языка. Ребенок высовывает язык, логопед оборачивает его платком, аккуратно удерживает орган, а дошкольник пытается его убрать в рот.

Для выработки правильной артикуляции используют дыхательную гимнастику. Для этого предлагают упражнение «Ветерок». Ребенок должен сделать «Горочку», после чего сдуть бумажку или фантик с руки логопеда.

Для отработки «Горочки» дают пожевать спринцовку самого маленького размера. Ее тщательно моют и крупной частью кладут в рот. Груша будет прижимать кончик языка, а ребенка попросят ее несильно пожевать.

При сильном рвотном рефлексе тренировки проводят постепенно. Зондом для постановки звука [Р] гладят язык, постепенно продвигаясь все дальше. Можно гладить шариком верхнее небо, постепенно сдвигаясь к корню языка.

В тяжелых случаях помогает логопедический массаж. Он может быть ручным и зондовым. Назначает его только специалист.

Способы постановки

Постановка звука происходит на индивидуальных занятиях. Первый способ – по подражанию. Для этого логопед показывает образец артикуляции, но сам звук не произносит. Только демонстрирует, как язык собирается «горочкой» и предлагает дошкольнику повторить. После перед ним кладут на ладони ватный шарик, просят сдуть. На выходе получится правильный звук [К], который можно автоматизировать.

Но по подражанию редко удается ввести звук, поэтому используют механическую помощь. В наборе зондов Рау есть специальный зонд для заднеязычных звуков. Он похож на широкий шпатель.

Дошкольник поизносит безостановочно слог «ТА», в это время логопед зондом задвигает язык вглубь рта. После манипуляции послышится нужный звук. Зонд удерживают, чтобы ребенок запомнил произношение.

На этом моменте необходимо придумать обозначение звуку. Нельзя называть его [К], так как это вызовет старый стереотип произношения. Подойдет «Кашель».

Зонд убирают и предлагают ребенку самостоятельно воспроизвести «Кашель». Придется немного помогать зондом, чтобы дошкольник мог найти правильную позу для языка. К автоматизации переходят только тогда, когда будет идеальное звучание в изолированной позиции.

Можно попробовать поставить звук от имитации. Логопед тихо кашляет, выдавая что-то вроде [КХЭ]. Делать это нужно тихо, почти шепотом, сокращая разрыв между покашливаниями. Такой трюк позволит убрать призвук [Х]. Для визуализации просят ребенка поднести ладонь ко рту. Он будет ощущать толчки воздуха.

Есть еще способ постановки на вдохе. Для этого дошкольника учат втягивать язык, собирать его словно «улитка в раковину прячется». Кончик кладется на нижнюю губу, резко сползает по нижней части рта и складывается «Горочкой». Логопед произносит шепотом нечто похожее на «КА».

Из этого же положения «улитка в раковине» ребенок произносит «КА» — ему предлагается «выпустить улитку наружу». Такой обманный маневр позволит вызвать изолированный звук, показать новую позицию.

Постановка звука [К] при замене на [Т] эффективнее всего проводится с механической помощью. В качестве заменителя зонда используют обычный шпатель или детскую силиконовую соску.

Постановка с опорой

В некоторых ситуациях [К] можно вызвать от правильного звука. Если есть хороший [Х], то можно попробовать от него. Для этого акцентируют внимание ребенка на особенностях произношения – корень языка касается неба, нужно запомнить это ощущение. Кончиком нужно хорошо упереться в небо, как бы закрыть языком «щель», нажим должен быть сильным. В этот момент нужно «кашлянуть» и получится звук [К].

После начинают тренировать ребенка изолированно произносить [К]. Звук может быть громким, взрывным, напряженным. В таком случае нужно попросить его говорить шепотом. Призвук уйдет со временем.

Для того чтобы закрепить изолированное звучание, нужно использовать игровые приемы. Дошкольнику предлагают перебирать стеклянные камешки, выкладывая их в виде дорожки. После по ним «шагают» пальцы, каждый шаг — это звук.

Подойдут разные дорожки: которые нужно обводить пальцем, выкладывание узоров, закрашивание картинок. Детям нравятся динамичные игры: попрыгать столько, сколько раз прозвучал звук. Можно выкладывать дорожку из разных позиций. Каждый прыжок – смена позы. Например, прыгнул и повернулся направо, потом налево и т. п. Каждое движение сопровождается звуком.

Особенности автоматизации

Если для постановки использовали механический способ, то лучше сразу начинать вводить слоги. Для начала используют прямую позицию – согласный плюс гласный звук.

Во время автоматизации нельзя торопиться и переходить сразу к предложениям. Иначе не получится закрепить правильное звучание.

Сначала используют слоговые дорожки из одинаковых слогов: «КА-КА-КА». После добавляют другой слог: «КА-КА-КО». Если ребенку сложно запомнить такое количество, то используют два слога.

На начальном этапе автоматизации используют чистоговорки. Задача дошкольника произнести слоги, а логопеда уже оставшуюся фразу.

После успешного усвоения прямых слогов берут обратные − гласный плюс согласный. Снова начинают с одинаковых слоговых дорожек: «АК-АК-АК». Потом добавляют еще слог: «АК-АК-ОК».

Детям обычно неинтересно повторять слоги, поэтому используют игровые приемы. Пальцами прошагивают дорожки, мотают клубок ниток, собирают игрушки с пола – каждое движение сопровождается повторением слога. Можно кидать мячик в корзину, рисовать узоры, собирать картинку.

Только после того, как слоги будут усвоены, переходят к словам. Параллельно уделяют внимание развитию речевого слуха. Для этого ребенку объясняют артикуляцию разных звуков, акцентируя внимание на особенностях произношения – для этого используют зрительный анализатор.

После учат различать их на слух. Особенно это важно для проведения дифференциации звуков. Если этот этап дается тяжело, то начинают с неречевых звуков – музыкальных инструментов, природных шумов и т. п. Важно не торопиться и отрабатывать каждый этап. Тогда получится закрепить хороший результат.

Источник

Постановка звука Т

Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть фото Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть картинку Ребенок заменяет к на т как исправить. Картинка про Ребенок заменяет к на т как исправить. Фото Ребенок заменяет к на т как исправить

Формирование звуков заканчивается к 5 годам. Если после 5 лет малыш не произносит какие-либо звуки, обратитесь к логопеду за консультацией. Чтобы поставить ребенку правильные звуки, регулярно проводите гимнастику даже в том случае, если не видите проблем с речью. Чтобы проводить занятия с пользой, важно самому научить правильно выполнять все упражнения.

Произношение звука Т

Можно выделить частые ошибки, допускаемые в произношении звука Т:

Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть фото Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть картинку Ребенок заменяет к на т как исправить. Картинка про Ребенок заменяет к на т как исправить. Фото Ребенок заменяет к на т как исправить

У деток, которые заменяют звук Т на какой-либо другой, часто наблюдается неправильная артикуляция. Ребенок поднимает язык к небу, в то время как кончик языка должен упираться в передние зубы.

Причины неправильного произношения заключаются в следующем:

Диагноз может поставить только логопед. А родители в свою очередь могут заниматься дома теми упражнениями, которые порекомендовал профессионал.

Артикуляционная гимнастика для звука т

Заниматься артикуляционными упражнениями необходимо ежедневно. Приучитесь к тому, что в любое свободное время вы с малышом развиваете речевой аппарат.

Постановка звука Т

Постановка звука Ть

Логопедические упражнения

Необходимо работать над общей артикуляцией и четкостью речи. Для этого используются простые и интересные логопедические комплексы. Один из таких предлагаем вашему вниманию.

Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть фото Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть картинку Ребенок заменяет к на т как исправить. Картинка про Ребенок заменяет к на т как исправить. Фото Ребенок заменяет к на т как исправить

Постановка звука т при замене на к

Постановка звука т при дизартрии

В самом начале нужно уделить вниманию разминке языка и снятию тонуса, а также общей гимнастике для речевого аппарата. Для этого применяются логопедические упражнения, перечисленные выше.

Источник

Методическая разработка «Коррекция произношения звука К при замене К на Т»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Программа коррекции произношения звука К (замена К на Т)

1. Губы находятся в положении следующего за К гласного, не напряжены.
2. Расстояние между резцами зависит от следующего за К гласного.
3. Кончик языка опущен и не касается нижних резцов. Передняя и средняя части стенки языка опущены, задняя часть стенки языка образует смычку с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
4. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость.
5. Голосовые складки разомкнуты. Выдыхаемая струя взрывает смычку между языком и нёбом, в результате образуется характерный шум.

Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть фото Ребенок заменяет к на т как исправить. Смотреть картинку Ребенок заменяет к на т как исправить. Картинка про Ребенок заменяет к на т как исправить. Фото Ребенок заменяет к на т как исправить

Артикуляция звука: губки слегка в улыбке; зубки сближены; кончик язычка за нижними зубками, спинка язычка приподнята к твердому небу, образуя щель, через которую проходит воздушная струя; мягкое небо поднято и закрывает проход в полость носа; горлышко «работает». Артикуляция звуков к’ отличается от артикуляции звука к подъемом средней части спинки языка. Таким образом, в группе заднее-язычных звуков основной является артикуляция звука к, и значит, он будет базовым в этой группе.

Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), задне-язычный, взрывной, глухой, твердый или мягкий в зависимости от последующего гласного.

Замена звука К на звук Т относится к акустико-фонематической (сенсорной) дислалии. Если фонемы к, к’ заменяются другими фонемами, например: к — т (кот — «тот»), такие нарушения называются паракаппацизмами.

Звук К нарушается реже. Его дефектное произношение чаще всего сводится к замене на разные согласные г,

Сбой в артикуляции : Твердый звук К нарушаются чаще, чем х, так как при артикуляции х не происходит полного смыкания задней части спинки языка с мягким нёбом. Мягкие звуки к’, г’, х’ обычно нарушаются все вместе, поскольку их произношение обусловлено дополнительной артикуляцией — подъемом средней части спинки языка, что и может вызывать затруднения.

Среди предрасполагающих факторов неправильного произношения заднеязычного звука К могут быть такие причины:

— слишком высокое и узкое твердое нёбо, что затрудняет образование смычки между ним и языком;

— слабость отдельных групп мышц языка;

— нарушение фонематического слуха.

Подготовительный этап. Цель его – устранение патологического механизма.

I этап: дифференциация неречевых звуков.

На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки.
На cамых первых занятиях можно предложить детям послушать звуки за окном: что шумит? (деревья), что гудит? (машина), кто кричит? (мальчик), кто разговаривает? (люди). Затем предлагается внимательно послушать и

определить, какие звуки доносятся из коридора, соседней группы и т.д.
На данном этапе можно использовать следующие игры:

Игра «Что ты слышишь?» Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздаются в комнате: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок воспроизводит те же действия и по возможности называет их.

Дети, закрыв глаза, «слушают тишину». Через 1-2 минуты детям предлагается открыть глаза и рассказать, что они услышали.

Игра «Угадай, на чём играю»

Цель: развитие устойчивости слухового внимания, умения различать инструмент на слух по его звучанию.

Цель: упражнять в определении на слух вид крупы.

II этап: дифференциация звуков по долготе, силе, высоте, тембру голоса.

Дифференциация звуков по долготе:

Дифференциация по силе голоса:

Игра «В лесу»: Оборудование: картинка с изображением леса, две игрушки (медведь и медвежонок).

Ход игры: логопед показывает картинку с изображением леса и говорит: «Медвежонок потерял свою маму. Он ходит по лесу и зовет ее: «Мама!».

Когда он далеко от нас, его голос слышен тихо, когда близко – громко. Послушайте и определите, далеко медвежонок или близко». Логопед произносит за ширмой слово «мама» то громко, то тихо, опять громко. Затем показывает медвежонка и от его имени просит помочь найти маму, которая зовет его: «Миша!». Логопед произносит это слово, меняя силу голоса, а дети определяют, далеко медведица или близко. В конце игры появляется медведица и благодарит ребят.

Эту игру можно предложить в начале фронтального или индивидуального занятия, ставя перед детьми игровую задачу. Можно предложить эту игру в конце занятия, «провожая домой» сказочного героя.

Дифференциация голосов по тембру:

Ход игры: ребёнок поворачивается спиной к остальным детям. Один из них (до кого дотронется логопед) называет имя ведущего. Тот должен определить, кто его позвал.

Дифференциация по высоте:

Игра «Угадай, кто сказал».

Описание игры: детей предварительно знакомят со сказкой. Логопед произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая персонажам. Дети определяют, кто так говорит. Рекомендуется нарушать последовательность персонажей, указанную в сказке.

III этап: дифференциация слов

1.Слова разные по длине и разные по звукопроизношению:

Игра «Лишнее слово». Логопед произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:

лимон, вагон, кот, бутон;

2 .Слова одинаковые по длине и разные по звукопроизношению :

Игра «Назови одним словом». Логопед предлагает детям прослушать слова и назвать одним слова, которые звучат похоже (мышка, мишка, зайка ; Маша, Саша, Даша и т. д.).

Игра «Будь внимателен» ( Оборудование: предметные картинки: банан, альбом, клетка.)

Ход игры: Перед ребенком раскладывают картинки и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку

Игра «Чем отличаются слова». Логопед предлагает детям рассмотреть пару картинок и назвать изображенные на них предметы. Дети должны определить с помощью наводящих вопросов логопеда разницу в звучании этих слов.

б) Дифференциация сонорных и шумных звуков : к л асс-к в ас, р ечка- п ечка, М аша- к аша

в) Дифференциация шумных звуков : б инт- в инт, б очка- д очка

г) Дифференциация между сонорными звуками : иг л а-иг р а, ко р обок-ко л обок

д) Дифференциация мягких и твердых звуков : л ук- л юк, м ышка- м ишка

е) Дифференциация звонких и глухих звуков : г орка- к орка, и г ра-и к ра

ё) Дифференциация свистящих и шумных звуков : с анки- т анки, С еня- В еня

з) Дифференциация шипящих и шумных звуков : шапки-танки, шина-тина

и) Дифференциация шипящих внутри шипящих звуков : ш ар- ж ар, ле щ –ле ч ь

к) Дифференциация шипящих и свистящих звуков : мишка-миска

IV этап: Дифференциация слогов.

Игра «Поймай слог ». Логопед произносит ряд слогов. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит слог К…(а, о,у, ы).

— КА-ТА-ЙА-ПА КО-ЙО-ПО-ТО ТУ-ЙУ-КУ-ПУ ПЭ-ЙЭ-КЭ-ТЭ ( гл. взр.)

V этап: Дифференциация фонем

На пятом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Причем начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

Игра «Покажи картинку»
Ход игры: взрослый раздает детям картинки с изображением поезда, девочки, птички и объясняет: «Поезд гудит: у – у – у», «Девочка плачет: а – а – а » и т.д. Затем логопед попеременно произносит эти звуки сначала удлиненно: а – а – а – а, или у – у – у – у или и-и-и. Реагируя на названный звук, дети поднимают соответствующие картинки.

Затем эта игра должна усложняться следующим образом:
1) Взрослый произносит эти звуки кратко: а, и, у.
2) Детям раздаются вместо картинок кружки трех цветов. Воспитатель объясняет детям, что красный, например, соответствует звуку [а], желтый – звуку [и], зеленый – звуку [у].

Игра «Поймай звук ». Логопед произносит ряд слогов. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит звук К

Да- ра-ко-со Са-ло-ку-мы

VI этап: Формирование элементарных форм фонематического анализа и синтеза.

Задачей последнего, шестого, этапа занятий является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.

Игра «Выбери правильно» Среди пяти-шести картинок ребёнок находит те, в названии которых есть заданный звук.

Игра «Слово рассыпалось» Произносятся три звука, например: С, О, К. Так как к этому времени дети уже обычно знают буквы, они быстро составляют слово – СОК.

-Игра « Разложи картинки». Выбрать те картинки, в названии которых есть заданный звук й

На доске прикрепляется контур цветка с прорезями для лепестков. У детей находятся лепестки с изображениями различных предметов. Дети выбирают только те изображения, в названии которых есть заданный звук. Выбранный лепесток прикрепляется к контуру цветка.

Для постановки звука К используют следующие артикуляционные упражнения:

Описание. Улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык, чтобы он принял положение мостика или горки, затем расслабить его. Удерживать каждую позицию 3-5 секунд.

— Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.

Санки привезли ребятки
Горка есть и – всё в порядке!

«Кошка сердится» — язык выгибается, конец его смотрит вниз.

Подготовительными упражнениями к постановке звука й могут служить следующие движения: кончик языка упирается с напряжением в нижние зубы, причем выгибается кверху передняя часть спинки языка; если дотронуться до выгиба языка, он должен быть твердый, напряженный, затем напряжение расслабляется (язык делается мягким, выгиб снижается).

Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

Постановка звука К.

Цель –сформировать первичные умения правильного произношения звуков.

Сначала пробуют вызвать звук К по подражанию. Логопед показывает перед зеркалом, как круто выгибается задняя часть спинки языка, но не дает образец произношения звука, так как, услышав его, ребенок может вернуться к привычной дефектной артикуляции. Затем он предлагает ребенку выгнуть язык «горкой», прижать к нёбу и, не опуская, сдуть ватный шарик с тыльной стороны руки, поднесенной ко рту («Ветер сдувает снежинки с горки»). У ребенка при этом должен получиться звук К. Многократно повторяя упражнение, можно закрепить изолированное произношение этого звука.

Если вызвать звук К по подражанию не удается, его ставят с механической помощью. Ребенку предлагают, достаточно широко открывая рот, произносить слог та (та-та-та. ). Кончик языка поднимается при этом вверх. Потом взрослый нажимает на переднюю часть спинки языка деревянным шпателем или чистым пальцем самого ребенка (рот остается открытым). Удерживая язык в таком положении, просит малыша произносить слог та (та-та-та. ). Во время многократного повторения ребенком этого слога воспитатель медленно отодвигает язык назад, равномерно нажимая на его переднюю часть. Сначала будут слышаться звуки тя-тя-тя, потом кя-кя-кя и, наконец, ка-ка-ка.

Нельзя стремиться за один раз получить слог КА, это может вызвать у ребенка неприятные ощущения, нежелание выполнять упражнение. Произнесения слога КА добиваются постепенно, от занятия к занятию, все дальше отодвигая язык назад. Когда ребенок начнет легко и быстро произносить КА, механическая помощь постепенно устраняется. Воспитатель, нажимая пальцем ребенка на переднюю часть спинки языка, отодвигает его назад и предлагает говорить слоги ка-ка-ка. После двух-трех повторений он убирает палец изо рта, и ребенок продолжает говорить эти звуки уже самостоятельно.

Затем можно предложить ребенку «Сдуть снежинки с горки», т. е. правильно сказать изолированный звук к, давая ему при этом возможность ощутить тыльной стороной руки толчок воздуха. Когда звук к будет постоянно легко произноситься при сдувании ватного шарика с руки, воспитатель может сказать: «Воздух сдувает снежинки с горки так, как мы говорим звук к. Подними язык горкой, скажи к; к-к-к». Соотнеся правильно произносимое звукоподражание с соответствующим звуком, переходят к следующему этапу.

После подготовки артикуляции, а иногда и без нее часто удается поставить звук по подражанию, со слуха; полезно присоединить показ артикуляции и тактильное ощущение экспираторной струи при длительном произнесении ййй.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *