Регистраторами параметров работы должны быть оборудованы
Актуальные вопросы по установке регистраторов параметров и оценке соответствия подъемных кранов
Опубликовано: 20.05.2015 Рубрика: Статьи Автор: Единый Стандарт
Свое мнение к оценке соответствия ресурса подъемных сооружений в рамках действия нового Технического регламента «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011) высказали кандидат технических наук, доцент МАРХИ – Емельянова Г.А., доктор технических наук МГТУ им. Н.Э. Баумана – Липатов А.С. и технический директор ЗАО «РАТТЕ» – Плотников Г.В.
С 2013 года, если быть точнее – с 15 февраля, в странах-участницах Таможенного союза вступили в силу новые стандарты, определяющие требования к подъемным сооружениям (ПС, — ред.), производимых на территории РФ.
Нужно отметить, что оборот продукции, изготовленной в соответствии с ранее принятыми требованиями и имеющей подтверждающие сертификаты, выданные еще до новых технических регламентов, разрешается до 15.03.2015 г. С началом действия ТР ТС 010/2011 подтверждение продукции на соответствие ранее действующим нормативам национального законодательства запрещается. Оценка соответствия выполняется либо в виде декларирования, либо оформления сертификата согласно новому регламенту, утвержденному коллегией ЕЭК от 25.12.2012 за номером 293. Помимо установления «сроков, порядка и форм» акцент в работе делается на утверждение единых требований и разработку методик на соответствие контрольным параметрам безопасности.
Что касается подъемных сооружений, то продление срока эксплуатации технических устройств согласно Постановлению Правительства № 241 от 28.03.2001 осуществляется порядке, установленном Федеральной службой экологического, технологического и атомного надзора. В связи с данным положением организации стали разрабатывать свои методы оценки остаточного ресурса ПС. Каждая из предложенных методик помимо достоинств обладала рядом недостатков, что не давало возможности рекомендовать ее для всеобщего практического применения.
Между тем, в стране начали изготовлять регистраторы параметров, показания которых должны были послужить источником информации о фактической наработке подъемного крана. Но каким образом ее нужно фиксировать и как использовать для оценки остаточного ресурса ПС до сих пор остается не ясно.
Обычно для оценки используется подсчет характеристического числа – произведения количества рабочих циклов и коэффициента распределения масс поднятых грузов. Зафиксировав показания за определенный промежуток времени, число сравнивают «нормативной величиной», соответствующей значениям той группы подъемных сооружений, какая указана в паспорте крана.
Несмотря на широкое применение, данный подход не может считаться корректным. Во-первых, не разработан документ, устанавливающий основные требования к номенклатуре подъемных сооружений, которые необходимо оснащать регистраторами параметров. Во-вторых, нет единого стандарта, в котором было бы указано, какие параметры нужно считывать в процессе работы крана, и как часто, когда производить обновление и корректировку. И, третьих, нет ясности при учете предыдущей наработки крана и выполненных на нем ремонтных работ.
Ответов на последний вопрос не дают ни производители, ни существующие стандарты. С одной стороны, в действующей форме паспорта обозначен нормативный срок службы подъемного устройства, и есть указание на заложенный ресурс, предусмотренный до первого капитального ремонта. Однако на практике никто не закладывает его в алгоритм контроля регистрации параметров. С другой – за несвоевременно установленный регистратор собственник платит искусственной наработкой. Согласно международному стандарту FEM 9.755 рассчитывается она умножением соответствующей паспорту наработке с момента его эксплуатации на некий коэффициент 1,2. Получается, что собственнику придется делать выбор: либо сэкономить на регистраторе и получить уменьшенный на 20 % срок службы крана до планового ремонта, либо сократить срок службы, назначенный производителем.
Вместе с тем, не понятна ситуация с регистраций отдельных параметров, например, ветровой нагрузки во время простоев ПС. При подсчете «характеристического числа» этот показатель не учитывается, поскольку пока обесточен кран, не работают и регистраторы. Тогда как, на открытом пространстве нагрузка под действием ветра сопоставима с нагружением поднимаемого или транспортируемого груза.
Неоднозначная картина складывается и при регистрации параметров на исчерпание ресурса. Оказывается, списать и утилизировать подъемное устройство не так просто. Для принятия объективного решения приглашается эксперт, который в соответствии все с тем же международным стандартом фиксирует наработку ПС до выполнения очередного капремонта, и если она достигла нужной величины – кран оправляют на ремонт. После стандартного набора работ и замены деталей показания регистратора обнуляют, и начинается новый отсчет. Количество последующих ремонтов при этом не регламентировано, на утилизацию кран отправляется не по истечении какого-то конкретного срока, а когда ремонтировать его уже экономически нецелесообразно.
Существует и ряд других вопросов по оценке соответствия, на которую сертификационные органы ориентируют отечественную краностроительную промышленность и службы эксплуатации в свете действия нового регламента. В частности, это касается двух перечней стандартов для всех видов продукции. В ходе изучения данных документов выявлено много несоответствий.
Таким образом, до сих пор существует необходимость создания документов, в основе которых будут положены утвержденные и принятые инженерные методики эксплуатации ПС, что потребует временных и материальных затрат.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Регистраторы, ограничители и указатели
130. Краны должны быть оборудованы ограничителями рабочих движений для автоматической остановки:
а) механизма подъема грузозахватного органа в его крайних верхнем и нижнем положениях;
б) механизма изменения вылета стрелы;
в) механизмов передвижения кранов на рельсовом ходу и грузовых тележек, если скорость крана (тележки) при подходе к крайнему положению может превысить 30 м/мин (механизмы передвижения башенных, козловых кранов и мостовых кранов-перегружателей должны быть оборудованы ограничителями независимо от скорости передвижения);
г) механизмов передвижения кранов или их грузовых тележек, работающих на одном рельсовом пути;
д) механизмов передвижения козловых кранов независимо от скорости передвижения.
131. Ограничители, указанные в пункте 130 настоящих Правил, должны устанавливаться также при необходимости ограничения хода любого механизма (механизма поворота, выдвижения телескопической секции стрелы или секций при монтаже крана, механизмов грузозахватного органа, подъема кабины).
Дальнейшее движение в том же направлении допускается:
б) для механизма опускания стрелы крана стрелового типа в транспортное положение (без груза).
При скорости подъема груза более 30 м/мин на кране должен быть установлен дополнительный ограничитель хода, срабатывающий до основного ограничителя, переключающий схему на пониженную скорость подъема.
137. У кранов стрелового типа, имеющих две или более грузовые характеристики, ОГП должен иметь устройство для переключения его на выбранную характеристику.
138. Краны мостового типа должны быть оборудованы ОГП (для каждой грузовой лебедки), если по условиям эксплуатации возможна их перегрузка. Краны с переменной по длине моста грузоподъемностью также должны быть оборудованы ОГП для каждого из участков моста, имеющих различные грузовые характеристики.
139. ОГП кранов мостового типа не должен допускать перегрузку более чем на 10%.
140. Конструкция ОГП должна обеспечивать:
а) возможность установки ОГП на находящиеся в эксплуатации и на вновь изготавливаемые краны;
б) возможность опускания груза или включение других механизмов для уменьшения грузового момента после срабатывания ОГП;
в) отключение механизма подъема, исключая его перегрузку на 10% или более согласно техническому заданию на кран;
г) отключение механизма подъема при работе на спуск при снижении нагрузки на грузозахватном органе до нагрузки, соответствующей массе грузозахватного органа (грузозахватного приспособления);
д) штатную работу ОГП при подаче питания после обесточивания крана с грузом, зафиксированным грузозахватным устройством;
е) исключение несанкционированного доступа к узлам настройки элементов конструкции ОГП.
Конструкция ОГП должна также:
а) не препятствовать работе крана при подъеме грузов, масса которых не превышает грузоподъемность его механизма подъема;
б) позволять отключать (блокировать) ОГП специальным ключом или кодом при проведении планово-предупредительного ремонта крана и испытаний грузом при полном техническом освидетельствовании.
141. Применяемые в ОГП датчики силы должны устанавливаться в опоры грузовых барабанов, узлы уравнительных или верхних блоков, в неподвижные узлы крепления концов грузовых канатов.
142. Связь между датчиками силы и электронными блоками обработки информации должна осуществляться по гибкому токоподводу к крану и грузовой тележке (за исключением случаев, если ОГП оснащен микропроцессорным блоком с цифровой передачей данных от датчиков силы).
144. Краны, кроме управляемых с подвесного пульта, должны быть оснащены устройством подачи предупредительного звукового сигнала, звук которого должен быть хорошо слышен в зоне работы крана. При наличии у крана нескольких постов управления включение звукового сигнала должно быть возможно с любого из них.
145. Козловые краны должны быть рассчитаны на максимально возможное усилие перекоса, возникающее при их передвижении, или оборудованы ограничителем перекоса автоматического действия.
146. Краны мостового типа должны быть оборудованы блокировкой для автоматического снятия напряжения с электрооборудования, установленного на мосту крана, при выходе обслуживающего персонала на галерею. Электрооборудование с напряжением не более 42 В при этом может не отключаться.
147. У мостовых кранов, вход персонала на которые предусмотрен через галерею моста, дверь для входа на галерею должна быть оборудована блокировкой, указанной в пункте 146 настоящих Правил.
148. Дверь для входа в кабину управления, передвигающуюся вместе с краном, со стороны посадочной площадки должна быть снабжена электрической блокировкой, запрещающей движение крана при открытой двери.
149. Если кабина имеет тамбур, то дверь тамбура должна быть снабжена блокировкой, указанной в пункте 148 настоящих Правил.
150. У кранов стрелового типа при расположении кабины на поворотной части крана для предупреждения возможности зажатия персонала при переходе с поворотной части на неповоротную должен быть предусмотрен ограничитель, автоматически отключающий двигатель механизма поворота при открытом люке или двери.
151. У кранов стрелового типа, грузоподъемность которых меняется с изменением вылета стрелы, должен быть предусмотрен указатель грузоподъемности, соответствующей вылету. Шкала (табло) указателя грузоподъемности должна быть отчетливо видна с рабочего места крановщика.
152. Краны, передвигающиеся по крановому пути, и их грузовые тележки должны быть снабжены:
а) упругими буферными устройствами;
б) опорными деталями на случай поломки колес и осей ходовых устройств.
153. Опорные детали должны быть установлены на высоте не более 20 мм от рельсов (ездовых балок), по которым передвигается кран (тележка), и должны быть рассчитаны на наибольшую возможную нагрузку на эти детали.
154. На краны стрелового типа с изменяющимся вылетом стрелы и гибкой подвеской стрелы должны быть установлены упоры или другие устройства, предотвращающие запрокидывание стрелы.
155. ОГП крана для предотвращения несанкционированного доступа должны быть опломбированы. Места пломбирования ОГП должны быть указаны в руководстве (инструкции) по эксплуатации крана.
156. Регистраторы, ограничители и указатели крана должны быть независимы от действий крановщика при нормальной эксплуатации крана. Ошибки в управлении краном не должны приводить к потере работоспособности регистраторов, ограничителей и указателей крана.
Ростехнадзор разъясняет: Установка регистратора параметров на краны
Вопрос:
По информационным системам общего пользования получено обращение следующего содержания: каким нормативным документом регламентируется необходимость установки на грузоподъемные краны стрелового типа приборов безопасности с регистраторами параметров работы крана.
Ответ: Специалистами Управления государственного строительного надзора подготовлен следующий ответ.
Необходимость установки на грузоподъемные краны стрелового типа приборов безопасности с регистраторами параметров работы крана регламентирована приложением № 2 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» TP ТС 010/2011.
Вопрос:
В ПБ 10-382—00 указано, что регистраторы параметров работы крана устанавливают на грузоподъемные механизмы, работающие по режиму не менее А6, а в ФНП по ПС » таких ограничений нет. Означает ли это, что регистраторы параметров работы должны быть установлены на всех без исключения ПС, в том числе нерегистрируемых в органах Ростехнадзора? Если да, то что дает снижение паспортных показателей ПС, например, грузоподъемности, скоростей механизма? Е.Г. Илюхин
На вопросы читателя отвечает начальник Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора М.А. Климова.
При эксплуатации ПС необходимо руководствоваться действующими с 7 марта 2014 г. на территории Российской Федерации Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» » (далее — ФНП по ПС), утвержденными приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533, зарегистрированным Минюстом России 31 декабря 2013 г., регистрационный № 30992.
В настоящее время на территории Российской Федерации на грузоподъемные краны, подъемно-транспортное оборудование, приспособления для грузоподъемных операций распространяются требования технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № 407 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза» в отношении машин и оборудования и связанных с требованиями к этой продукции процессов проектирования и изготовления (в том числе грузоподъемных кранов, подъемно-транспортного оборудования, приспособлений для грузоподъемных операций) государственный контроль (надзор) осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.
На основании указанного в разработанных взамен Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382—00) ФНП по ПС » не могли быть установлены требования по проектированию и изготовлению грузоподъемных кранов, подъемно-транспортного оборудования, приспособлений для грузоподъемных операций, а также по установке регистраторов, ограничителей и указателей на ПС.
Согласно подпункту «г» п. 10 ФНП по ПС » для предотвращения и (или) минимизации последствий аварий, инцидентов на опасных производственных объектах (ОПО) с учетом возможной потери жизни и (или) здоровья людей ПС должны быть оснащены регистраторами, ограничителями и указателями, отмеченными в паспорте ПС. Пунктом 64 ФНП по ПС » определено, что «ответственность за приведение в соответствие ПС, изготовленного по ранее разработанным проектам и не оборудованного ограничителями, указателями и регистраторами, необходимыми для обеспечения промышленной безопасности технологического процесса, в котором используется ПС, либо продолжение эксплуатации ПС со снижением его паспортных показателей назначения (например, грузоподъемности, скоростей механизмов) возлагается на эксплуатирующую организацию».
Выбор ПС по его оснащенности регистраторами, ограничителями и указателями для применения в конкретном технологическом процессе осуществляют в соответствии с требованиями, установленными проектной документацией ОПО, проектом производства работ или технологическим регламентом (технологической картой).
Согласно п. 27 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» » (далее — ФНП по ЭПБ), утвержденных приказом Ростехнадзора от 14 ноября 2013 г. № 538, зарегистрированным Минюстом России 26 декабря 2013 г., регистрационный № 30855, «заключение экспертизы содержит один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности (кроме экспертизы декларации промышленной безопасности и обоснования без-опасности опасного производственного объекта):…»
На основании указанного в случае, если экспертной организацией по результатам проведенной экспертизы в заключении экспертизы промышленной безопасности грузоподъемного крана не указаны конкретные условия и мероприятия (согласно подпункту 2 п. 27 ФНП по ЭПБ »), в том числе по необходимости установки регистратора параметров и ограничителя грузоподъемности, и в проектной документации на ОПО или в проекте производства работ, технологической карте нет требований по оснащенности ПС ограничителем грузоподъемности, то установка регистратора параметров и ограничителя грузоподъемности на ПС не требуется.
Разделы сайта, связанные с этой новостью:
Последовательность событий и новостей по этой теме
(перемещение по новостям, связанным друг с другом)
О повышении безопасности эксплуатации грузоподъемных кранов
Основной причиной снижения уровня промышленной безопасности в области надзора за подъемными сооружениями является большое количество оборудования, отработавшего свой расчетный ресурс. Из 240 402 ед. зарегистрированных (на 01.01.2014 г.) в органах Ростехнадзора грузоподъемных кранов 64,2% (154 239 ед.) отработали нормативный срок службы [1]
Учитывая известные кризисные явления в экономике РФ, существенный спад производства грузоподъемных кранов, можно сказать, что в России создалась уникальная ситуация, заключающаяся в том, что нам в ближайшем обозримом будущем (10–20 лет) придется работать с парком морально устаревших и физически изношенных кранов. Они по естественным причинам имеют более низкую надежность и более опасны в эксплуатации, чем новая техника. В силу известных законов деградации надежность парка кранов будет иметь тенденцию к дальнейшему падению. Следовательно, можно ожидать дальнейшего снижения безопасности эксплуатации кранов и увеличения травматизма. На предприятиях, где эксплуатировались подъемные сооружения (ПС), в 2013 г. произошло 30 аварий, из них 27 – на грузоподъемных кранах. Было травмировано 24 человека, 12 из которых смертельно.
Компенсация отмеченных отрицательных явлений может быть в значительной мере достигнута за счет предельного повышения организационно-технической и исполнительской дисциплины эксплуатации кранов, заключающегося в скрупулезной реализации всех предписанных операций технического контроля, планово-предупредительного ремонта (ППР) и технического обслуживания (ТО) как по времени и составу этих операций, так и по качеству. Однако в России сервисное обслуживание грузоподъемных кранов как таковое отсутствует. Технический контроль и обслуживание кранов производят исключительно их владельцы. Некоторые специализированные предприятия обладают довольно развитой инфраструктурой и осуществляют технический контроль, ППР и ТО своих кранов на приемлемом уровне. Однако это следует рассматривать скорее как исключение, а не как правило.
Квалификация и исполнительская дисциплина обслуживающего персонала на предприятиях, эксплуатирующих краны, в том числе инженерно-технических работников, во многих случаях недопустимо низкая. Поэтому качество технического контроля и ТО кранов часто оказывается низким и осуществляется с существенными нарушениями регламента, тем более после включения опасных производственных объектов, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, в 4-й класс опасности (п. 6 Приложения 2 к ФЗ-116 от 27.07.1997 г.). Что касается ППР кранов, то его почти повсеместно игнорируют. Все это приводит в итоге к существенному снижению эффективности и безопасности эксплуатации кранов, о чем свидетельствует высокий уровень травматизма, отмеченный выше, как обслуживающего персонала, так и других лиц, связанных с эксплуатацией грузоподъемных кранов.
Для управления и надзора за своевременным и качественным выполнением всех мероприятий по техническому контролю, ППР и ТО грузоподъемных кранов необходима разработка и повсеместное внедрение новейших современных микропроцессорных приборов и устройств безопасности, в том числе регистраторов параметров (РП) работы кранов [2]. Однако в этой области техники на сегодняшний момент создалась абсурдная ситуация. С одной стороны, вступившие в силу с 07.03.2014 г. федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.11.2013 г. № 533) требуют обязательного соответствия оснащенности ПС регистраторами параметров, указанными в паспорте ПС. С другой стороны, Ростехнадзор своим Приказом от 22 апреля 2014 г. № 163 «О признании не подлежащими применению некоторых актов Федерального горного и промышленного надзора России» отменил:
Таким образом, в настоящее время не понятно, какие конкретно параметры грузоподъемного крана необходимо записывать в регистратор параметров, отсутствуют технические требования к этим приборам, не регламентированы процедуры записи и считывания информации РП и пр.
В качестве одного из вариантов частичного исправления сложившейся ситуации техническим комитетом по стандартизации РФ ТК289 «Краны грузоподъемные» в ноябре 2014 г. была вынесена на публичное обсуждение первая редакция проекта межгосударственного стандарта «Краны грузоподъемные. Регистраторы параметров работы. Общие требования» (шифры задания: RU.1.585-2014; 1.2.289-2.008.14-RU) [3].
В данном стандарте были сформулированы требования к РП, как к универсальным экспертно-информационным приборам, способствующим повышению безопасности на основе укрепления дисциплины эксплуатации крана путем адекватной оценки выработанного ресурса, соблюдения сроков проведения и содержания регламентных работ, а также объективного анализа возникновения аварийных ситуаций.
В качестве нормативного (назначенного) срока службы грузоподъемного крана принимают время, в течение которого кран выполняет объем работы, соответствующий группе классификации согласно ИСО 4301/1-86 [4]. Другими словами, это календарная продолжительность от начала эксплуатации крана до выполнения нормативной наработки, соответствующей группе классификации по ИСО 4301/1-86, приведенной в паспорте. После окончания назначенного срока службы грузоподъемный кран должен быть выведен из эксплуатации и списан. Эксплуатация грузоподъемного крана может быть продолжена при наличии достаточной остаточной прочности металлической конструкции [5].
В предлагаемом стандарте было конкретизировано понятие нормативного характеристического числа (для крана Nн и механизмов Nн, мех) <[4, 5, 6] – термин введен впервые в июне 1998 г.>, как интегрального показателя, являющегося мерой наработки крана (или механизма), определяемого по ИСО 4301–1/86, как произведение коэффициента распределения нагрузок (крана Кр или механизмов Кm) для соответствующего режима нагружения [крана (Q1–Q4) или механизмов (L2–L4)] на проектное предельное (максимальное) количество рабочих циклов CT (для крана в целом) или проектное предельное значение общей продолжительности работы механизма tT (в часах) при всех частных уровнях нагрузки (для механизмов), соответствующих классам использования U0–U9 (для крана) и T0–T9 (для механизмов):
(1)
(2)
где: Pn – значения масс отдельных грузов (уровни нагрузок) при типичном применении данного крана в n-м рабочем цикле;
Pmax – масса наибольшего груза (номинальный груз), который разрешается поднимать краном;
Mi – значения частных нагрузок (уровни нагрузок), характерные для применения данного механизма в i-том рабочем цикле;
Mmax – значение наибольшей нагрузки, приложенной к механизму;
ti – средняя продолжительность использования механизма при частных уровнях нагрузки.
Группы классификации кранов в целом | Nн |
---|---|
А1 | 8000 |
А2 | 16 000 |
А3 | 32 000 |
А4 | 63 000 |
А5 | 125 000 |
А6 | 250 000 |
А7 | 500 000 |
А8 | 1 000 000 |
Группы классификации механизмов в целом | Nн, мех, ·час |
---|---|
М1 | 100 |
М2 | 200 |
М3 | 400 |
М4 | 800 |
М5 | 1600 |
М6 | 3200 |
М7 | 6300 |
М8 | 12 500 |
Примечание. В стандарте ИСО 12482:2014 (Е) предложено правые части формул (1–2) умножать на коэффициент безопасности f1, величина которого изменяется в пределах от 1,0 до 1,5 в зависимости соответственно от того, был ли РП (либо счетчик наработки) установлен изначально на новый грузоподъемный кран, либо эти приборы устанавливаются на бывший в эксплуатации кран, сведения о предыдущей наработке которого не известны и не задокументированы. При этом Nн и Nн, мех терминологически названы соответственно как «проектное предельное значение приведенного числа рабочих циклов (для кранов)» и «проектное предельное значение приведенной общей продолжительности работы механизма (для механизмов)», имеют числовые значения в соответствии с таблицами этого стандарта, аналогичными таблицам 1–2.
Согласно ИСО 4301/1-86, «рабочий цикл» – это период работы крана от начала подъема груза до готовности к подъему следующего груза. Разработчиками стандарта на основании многолетнего опыта практической эксплуатации приборов безопасности серий ОНК-140 и ОНК-160 (Арзамасского электромеханического завода) было предложено за рабочий цикл принимать совокупность операций, связанных с перемещением груза (вертикальным и/ или горизонтальным) при действии нагрузки на грузоподъемном органе (грузозахватном приспособлении) не менее 5% непрерывно, в течение не менее 8 сек. Регистрация цикла работы крана прекращается при снижении нагрузки до значения менее 5% или при выходе оборудования крана за пределы рабочей зоны, установленной в паспорте крана.
Зависимость числа допустимых рабочих циклов крана от массы груза представлена в таблице 3.
Группа классификации/ характеристическое число Nн | Число допустимых рабочих циклов при средней относительной массе поднимаемого груза Pn/Pmax | |||
---|---|---|---|---|
0,5 (kp = 0,125) | 0,63 (kp = 0,25) | 0,793 (kp = 0,5) | 1,00 (kp = 1) | |
А1/ 8000 | 64 000 | 32 000 | 16 000 | 8 000 |
А2/ 16 000 | 128 000 | 64 000 | 32 000 | 16 000 |
А3/ 32 000 | 256 000 | 128 000 | 64 000 | 32 000 |
А4/ 63 000 | 504 000 | 256 000 | 128 000 | 64 000 |
А5/ 125 000 | 1 000 000 | 504 000 | 256 000 | 128 000 |
А6/ 250 000 | 2 000 000 | 1 000 000 | 504 000 | 256 000 |
А7/ 500 000 | 4 000 000 | 2 000 000 | 1 000 000 | 504 000 |
А8/ 1 000 000 | 8 000 000 | 4 000 000 | 2 000 000 | 1 000 000 |
Было введено понятие текущего характеристического числа (Nт) для крана – безразмерной величины, являющейся мерой использования наработки крана на текущий момент 0 ≤ Nt ≤ Nн, определяемой с учетом всех рабочих циклов Ct, выполненных от начала эксплуатации крана до момента освидетельствования, и значений масс грузов, поднятых в каждом рабочем цикле:
(3)
Текущее значение характеристического числа для механизма определяется по формуле:
(4)
где n – число уровней регистрации нагрузки.
Для нахождения текущего характеристического числа для крана следует накапливать сумму всех безразмерных значений
постоянно сравнивая эту сумму со значением Nн, до тех пор, пока она не станет равной нормативному характеристическому числу Nн, выбранному для данного крана в соответствии с приведенной таблицей.
Нормативный ресурс крана будет выработан, когда текущее значение характеристического числа Nt для крана окажется равным нормативному характеристическому числу Nн для данной группы классификации согласно ИСО 4301–1/86. Физический смысл величины
(5)
состоит в том, что она характеризует выработку ресурса крана за один рабочий цикл (подъем груза).
Аналогично нормативный ресурс механизма крана будет исчерпан, когда наступит момент равенства нормативного характеристического числа механизма крана его текущему значению Nн. мех=Nt, мех.
Для оценки характеристического числа, соответствующего времени работы крана без РП, может быть выдвинуто общее предположение о том, что эксплуатация крана представляет собой случайный, стационарный в широком смысле, эргодический процесс и известно календарное время работы крана до установки РП. Предположение о стационарности в широком смысле процесса эксплуатации крана позволяет считать теоретически все статистики этого процесса не зависящими от времени постоянными величинами. Сделанное предположение позволяет также считать, что процессы эксплуатации крана до установки РП и после его установки не изменяются. Кроме того, предположение об эргодичности процесса позволяет определять все свойства процесса по одному его отрезку достаточной продолжительности.
(6)
где 12 – число месяцев в году;
Т – известное календарное время работы крана до установки РП в годах.
(7)
Затем определяется расхождение в процентах между N– (1) и N– (2) по формуле:
(8)
Если это расхождение не превышает допустимого значения, в частности 5%, то дальнейшие вычисления можно не производить. Если это условие не соблюдается, необходимо измерения продолжить до тех пор, пока расхождение между предыдущим и последующим приближением не станет равным или менее 5%.
Значение характеристического числа за срок эксплуатации крана с момента пуска определяется как сумма характеристических чисел до N– и после N+ установки РП на грузоподъемный кран:
Получаемые значения наработки крана целесообразно использовать для определения моментов времени проведения регламентных работ (технического обслуживания, освидетельствования, ППР, экспертного обследования и т. п.), с целью обеспечения безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
Допустим, что при календарной оценке наработки кран должен останавливаться для проведения технического обслуживания (ТО1) один раз в квартал. Тогда при календарном сроке службы крана, равном 10 годам, и принятом допущении ТО1 должно быть проведено 40 раз. При оценке наработки крана с помощью текущего значения характеристического числа Nt останавливать кран для проведения ТО1, очевидно, придется каждый раз, когда текущее значение характеристического числа станет равным или кратным Nн/40. Аналогично определяются все другие значения Nt для проведения операций по техническому контролю и обслуживанию.
На рис. 1 показаны два отрезка прямых, из которых верхний соответствует нормативному характеристическому числу, а нижний – текущему характеристическому числу. Крестиками обозначены условия, при которых выполняют операции технического контроля и обслуживания крана.
На рис. 2 показана кривая изменения значения характеристического числа Nt в функции времени t.
Как и на рис. 1, по оси ординат на рис. 2 отложены равные отрезки Nti, соответствующие условиям, при которых выполняют операции контроля и технического обслуживания крана. Несмотря на равенство отрезков Nti, отрезки времени ti в общем случае не равны между собой. Это свидетельствует о том, что планирование технического обслуживания по времени и планирование по текущим значениям характеристического числа не эквивалентны. Поскольку планирование по характеристическому числу учитывает реальную наработку крана, его следует считать более адекватным практическому использованию крана.
Память РП в проекте стандарта предлагается разбить на две области:
Оперативная информация должна содержать основные сведения о работе крана в определенный промежуток времени (не менее 10 циклов работы), в том числе, например:
Регистрация оперативной информации о перегрузках свыше 100% должна производиться с интервалом не более 1 с. Максимальный период записи информации для других диапазонов нагрузки принимается в соответствии с таблицей 4.
Степень загрузки P, % | Максимальный период записи t, с |
---|---|
До 40 | 20 |
Св. 40 до 55 | 10 |
Св. 55 до 90 | 5 |
Св. 90 до 100 | 2 |
Св. 100 | 1 |
Долговременная информация должна содержать основные сведения о работе крана или его механизмов за определенный срок службы, а также идентификационную информацию о кране, в том числе:
Электронные блоки РП и его прибора считывания (СП) должны быть защищены от несанкционированного доступа. Конструктивное исполнение РП и СП должно исключать возможность искажения данных. РП и их СП, выполненные в виде самостоятельных изделий, должны быть оборудованы автономными источниками питания. Запись параметров должна осуществляться РП постоянно в течение всего времени работы крана. Данные в регистраторе параметров должны записываться независимо от действий оператора крана (крановщика) и окружающей обстановки. При отключении питания записанные параметры должны сохраняться в РП. Регистратор должен обеспечивать сохранность оперативной информации в течение не менее 30 дней, а информации длительного хранения – не менее 3 лет с момента последнего отключения электропитания. РП должен обеспечивать подготовку первичной информации для алгоритмов вторичной обработки в компьютерных системах с выводом информации на монитор ПЭВМ в виде анимационных изображений, таблиц и графиков. Информация, содержащаяся в памяти РП, не является заменой регулярных технических осмотров, освидетельствований и экспертных обследований крана в соответствии с действующими нормативными актами. Выводы о реальном состоянии крана можно делать только после тщательного визуально-измерительного контроля, а в некоторых случаях после проведения неразрушающего контроля с применением ультразвуковой, капиллярной или другой диагностики.
В проекте стандарта содержатся и другие требования к конструкции, монтажу, эксплуатации РП и обучению специалистов. Положения, устанавливаемые в данном межгосударственном стандарте, основывались на современных достижениях науки, техники, технологии по отношению к грузоподъемным кранам и их РП с учетом условий использования продукции, выполнения работ и оказания услуг.
Применение регистраторов параметров позволит получать объективную информацию о режимах работы кранов и данные для анализа причин отказов их узлов и механизмов; при проведении экспертизы промышленной безопасности продлевать срок службы кранов и снижать расходы на их обслуживание на основании оценки выработанного ресурса; проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту в зависимости от фактической наработки крана; использовать информацию как оперативную, так и долговременную для оценки наработки крана в моточасах, в том числе при сдаче его в аренду или лизинг; не устанавливать на краны счетчики моточасов.
Литература
[1] Годовой отчет о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2013 г.
[2] А.А. Зарецкий, В.С. Котельников, С.И. Галанов, Ю.П. Лукьянов, С.С. Самойлов, Л.С. Каминский, И.Г. Фёдоров, В.В. Свиридов, А.А. Короткий. Назначение и применение регистраторов параметров эксплуатации кранов – Безопасность труда в промышленности, 2001 г., № 1, стр. 28–31.
[3] Технический комитет № 289. АО«РАТТЕ». Документы для публичного обсуждения.
[4] РД 10-112-6-03 «Методические указания по обследованию специальных металлургических кранов»// ОАО «Научно-технический центр «Промышленная безопасность»», 2006 г., сер. 10, вып. 68, стр. 213–358.
[5] РД 10-112-2-09 «Методические рекомендации по экспертному обследованию грузоподъемных машин. Часть 2. Краны стреловые общего назначения и краны-манипуляторы грузоподъемные».
[6] Свидетельство № 9213 РФ на полезную модель, МКИ В66С 23/90. Ограничитель нагрузки грузоподъемного крана/ Галанов С.И., Зарецкий А.А., Каминский Л.С., Котельников В.С., Самойлов С.С., Фёдоров И.Г. – № 98-110719/20; Заявл. 05.06.1998 г. Опубл. 16.02.1999 г., БИ № 2.