Самостоятельно определять цели задавать параметры по которым можно определить что цель достигнута
Цели по SMART: примеры и антипримеры, чек-лист для постановки
Компания развивается и растёт, если ставит правильные цели и вовремя их достигает. Как поставить цель, которая будет конкретна, измерима и сфокусирует компанию на определенных задачах? Один из наиболее эффективных подходов в постановке целей — метод SMART. В статье разберем, что такое SMART-цели и как с их помощью улучшать показатели в бизнесе.
Что такое SMART-цели
SMART — метод постановки целей. Фреймворк SMART позволяет на этапе целеполагания сформулировать конкретную и измеримую цель, определить сроки и необходимые ресурсы для её достижения.
SMART-цели — реалистичные и конкретные цели с дедлайном. Пример личной цели по SMART — повысить свой уровень английского языка до C1 к ноябрю.
Критерии SMART
SMART-цель должна быть:
Давайте рассмотрим каждый критерий SMART более детально.
Спасибо! Мы уже отправили всё на почту
Specific: Конкретная цель
Specific: цель по SMART— конкретна и однозначна, её нельзя интерпретировать по-разному. Цель должна фокусировать и задавать направление работы. Если цель сформулирована не конкретно, вероятность, что при выполнении задач, все побегут в разные стороны, увеличивается в разы. SMART-цель одинаково понимается и трактуется сотрудниками компании.
Не конкретно | Конкретно |
Зарабатывать больше | Повысить продажи |
Что нужно помнить:
Приоритеты компании на ближайший год — выйти на зарубежный рынок и повысить узнаваемость бренда. SMART-цель для первого направления — открыть 30 новых точек продаж в Турции, для второго — увеличить охваты в социальных сетях до 100 000 просмотров в месяц за счет рекламных интеграций с блогерами.
Вопросы для постановки конкретной SMART-цели:
Measurable: Измеримая цель
Measurable: SMART-цель измеряется в количественных показателях, по которым мы определяем, насколько компания приблизилась к результату. Если цель не выражена в количественном показателе, определить, на каком этапе весь процесс по достижению результата, будет невозможно. У SMART-целей есть конкретные критерии оценки.
Цель компании — увеличение продаж. Если продажи вырастут на 1%, будет ли топ-менеджмент доволен результатом?
Не измеримо | Измеримо |
Повысить продажи | Повысить продажи на 30% |
Что нужно помнить:
SMART-цель измеряется в количественных показателях — увеличить трафик на сайт на 10%, открыть 2 новые точки продаж, увеличить количество новых пользователей до 100 000 в день.
Вопросы для постановки измеримой SMART-цели:
Achievable or Attainable: Достижимая цель
Achievable or Attainable означает, что SMART-цель реалистична и достижима. Цели должны открывать новые возможности, а не становиться заоблачными планками. При постановке цели необходимо опираться на прошлый опыт и ресурсы компании: данных о росте за прошлые месяцы, уровне скиллов в команде, объемах будущих инвестиций. Если цель слишком амбициозна, а ресурсов для ее достижения нет, она может демотивировать команду и причинить вред бизнесу.
Не достижимо | Достижимо |
Увеличить продажи на 300% к концу года | Повысить продажи на 30% к концу квартала |
Что нужно помнить:
Вопросы для постановки достижимой SMART-цели:
Формулируя SMART-цель, необходимо соблюдать баланс между нереалистичными ожиданиями и при этом не занижать результат. Цель должна быть одновременно амбициозной и достижимой.
Relevant: Значимая цель
Цель по фреймворку SMART должна соответствовать актуальным тенденциям на рынке и потребностям компании. Значимая цель приближает нас к достижению глобальных стратегических задач.
Одно из направлений стратегии компании — выйти на зарубежный рынок. Цель — «открыть 30 новых точек продаж в России» не вписывается в рамки стратегии компании.
Не значимо | Значимо |
Открыть 30 новых точек продаж в России | Открыть 30 новых точек продаж в Турции |
Что нужно помнить:
Вопросы для постановки значимой SMART-цели:
Когда вы ставите значимые цели, за их достижением следует реальная выгода для компании.
Time bound: Ограниченная во времени цель
Цель по SMART ограничена во времени. Оптимальный срок достижения цели — три месяца, полгода или год. Более длительные сроки могут расфокусировать команду. Если цель выбрана на три года, существует большая вероятность, что часть сотрудников забудет о ней, другая часть уже уволится из компании, а сама цель потеряет актуальность.
Не ограничено во времени | Ограничено во времени |
Увеличить продажи на 30% | Повысить продажи на 30% к 30.09.2021 |
Что нужно помнить:
Вопросы для постановки ограниченной во времени SMART-цели:
Цель с конкретной датой окончания помогает определить ход работы команд и спланировать задачи на установленный период.
Как SMART-цели помогут вашему бизнесу
В теории любые цели помогают развиваться и выходить на новый уровень, но на практике так происходит не всегда. Если цель абстрактна, нереалистична и бессрочна, то непонятно, как действовать дальше и отслеживать прогресс. SMART-подход помогает фокусироваться на конкретных целях, которые приближают к выполнению стратегических планов.
Примеры и антипримеры SMART-целей
На конкретных примерах разберем, как нужно и как не нужно ставить SMART-цели.
Не SMART | Комментарий | SMART |
За три месяца увеличить трафик на сайт. | Что хорошо? Цель конкретна: увеличить трафик на сайт. Достижима: в прошлом квартале трафик увеличился на 5%. Значима: увеличение трафика повышает количество собранных лидов. Ограничена во времени: три месяца. Что не так? Цель не измерима. Непонятно, насколько должен вырасти показатель. | За три месяца увеличить трафик на сайт на 8%. |
Заработать на 30% больше к концу квартала. | Что хорошо? Цель достижима: за прошлый отчетный период продажи компании увеличились на 25%. Измерима: увеличение дохода на 30%. Значима: цель соответствует стратегии развития — масштабированию. Ограничена во времени: конец квартала. Что не так? | Увеличить продажи на 30% к концу квартала. |
За шесть месяцев увеличить просмотры роликов на YouTube на 75%. | Что хорошо? Цель конкретна: увеличение просмотров. Измерима: увеличение просмотров на 75%. Значима: увеличение просмотров повысит охваты и приведет новых клиентов. Ограничена во времени: 6 месяцев. Что не так? | За шесть месяцев увеличить просмотры на YouTube на 10%. |
За месяц увеличить регистрации на курс на 20%. | Что хорошо? Цель конкретна: увеличение регистраций Измерима: увеличение регистраци на 20%. Достижима: прирост регистраций на прошлом курсе был на 10% Ограничена по времени: месяц. Что не так? | Увеличить количество подписок на рассылку на 15% за полгода. |
Увеличение количества активных пользователей приложения на 15%. | Что хорошо? Цель конкретна: увеличение количества активных пользователей. Измерима: увеличение активных пользователей на 15%. Достижима: В прошлом был стабильный рост на 10%. Значима: от роста активных пользователей зависят будущие продажи. Что не так? | Увеличение количества активных пользователей приложения на 15% за шесть месяцев. |
На что обратить внимание при постановке SMART-целей
От правильной постановки целей зависит будущее развитие компании — как быстро мы вырастем, выйдем на новые рынки и обойдем конкурентов. С первого раза сформулировать идеальные цели невозможно, важно делать работу над ошибками и ставить новые цели с учетом предыдущего опыта компании.
Самые распространенные ошибки при постановки SMART-целей:
Завышенные ожидания
Цель должна соответствовать возможностям компании. Стремиться к улучшению показателей — хорошо, но это не значит, что нужно ставить перед командой невыполнимые цели. Проблема завышенных ожиданий кроется не в формулировке цели, а в том, насколько компания правильно оценивает свои ресурсы. Если у бренда только три швеи, цель — «увеличить прибыль компании до 100 миллионов рублей за год» сильно завышена.
Нерелевантные цели
Цель должна вести компанию вперед и соответствовать стратегии компании. Если основной доход компании от выпуска ежемесячных коллекций, именно в это направление нужно вкладывать основные силы.
Отсутствие гибкости
В процессе достижения цели многое может измениться: непредвиденные обстоятельства, конкуренты запустили новый продукт или случился кризис. Важно вовремя проанализировать ситуацию и подстроиться под изменившиеся обстоятельства. SMART-цель — не заповедь, от неё можно отказаться, если это необходимо.
Отсутствие мотивации
Над достижением целей работают конкретные люди, поэтому важно принимать во внимание человеческий фактор. Чтобы сотрудники достигали результатов, нужны конкретные и выполнимые задачи, а также благоприятная атмосфера внутри компании.
Чек-лист постановки SMART-цели
Составили план по постановке SMART-целей, чтобы процесс целеполагания не превратился в хаос:
Вы изучили отзывы клиентов на разных площадках и обнаружили, что многие не довольны услугами. Оказалось, что сотрудники поддержки долго обрабатывают заявки, некоторые запросы так и остаются нерешенными. Ваши конкуренты решили эту проблему, внедрив чат-бота на сайте.
Цель компании — повысить уровень удовлетворенности клиентов до 70% в текущем году. Вы разбиваете цель на несколько задач: запустить чат-бота, запустить форму оценки операторов, разгрузить команду поддержки и нанять новых сотрудников.
Чтобы запустить чат-бота и форму оценки, необходимо закрепить ответственных сотрудников за эти задачи и определить сроки выполнения. Чтобы нанять новых специалистов — выделить дополнительные средства.
Определите, сколько времени уйдет на запуск чат-бота, форму оценки, найм и обучение новых сотрудников.
Устраивайте встречи по трекингу задач с командой раз в одну или две недели. Отслеживайте и анализируйте результат в специальной таблице по трекингу достижения целей. В библиотеке Carrot quest вы можете скачать универсальный шаблон для трекинга целей и задач и другие практические материалы.
Технология SMART позволяет формулировать конкретные и достижимые цели, которые соответствуют миссии и стратегии компании. Она помогает улучшать показатели в бизнесе, упрощает коммуникации в команде и исключает вариант, когда исполнитель неправильно понял задачу. Используйте SMART-метод, чтобы с большей вероятностью достигать нужных результатов и развивать собственные проекты.
Что еще почитать по теме
SMART — метод, который позволяет на этапе целеполагания сформулировать конкретную и измеримую цель, определить необходимые ресурсы и сроки её достижения.
SMART-цель — реалистичная, конкретная и измеримая цель с дедлайном, которая соответствует стратегии компании.
SMART-цель должна соответствовать 5 критериям:
S — Specific — конкретность;
M — Measurable — измеримость;
A — Achievable — достижимость;
R — Relevant — значимость;
T —Time bound — ограниченность во времени.
Александра Каменских
Знакомлю читателей блога Carrot quest с лучшими зарубежными материалами.
Как правильно ставить цели: от смутной идеи до списка задач за 5 шагов
Плюс три самые эффективные техники тайм-менеджмента.
Приветствую вас, друзья!
Сегодня мы поговорим о таком важном и незаменимом процессе, как целеполагание. Наш мир обрел современный облик только благодаря ему. Если бы эволюция не одарила человека способностью представлять будущий результат своей деятельности и получать мотивацию авансом, мы до сих пор жили бы в пещерах. Давайте вместе учиться использовать этот механизм максимально продуктивно. Я расскажу вам, как правильно ставить цели, чтобы постоянно расти и добиваться желаемого.
Зачем нужно ставить цели
Цели нужно ставить для того, чтобы реализовывать желания и строить по кирпичикам свою жизнь. Это вроде бы всем понятно. Пока ты еще никто и находишься на старте, цель позволяет не киснуть и держать хвост пистолетом. Преодолевать дистанцию проще, когда на горизонте маячит заветный финиш и ты знаешь, куда бежишь.
Однако есть еще несколько функций целеполагания, о которых большинство людей даже не догадываются. Представим двух гипотетических миллионеров. Один заработал свои миллионы, усердно работая и совершенствуясь, а другой получил их в наследство от родителей. Как вы думаете, кто из них будет более удовлетворенным жизнью?
На первый взгляд, особой разницы быть не должно, ведь оба могут позволить себе одинаково высокий уровень жизни. Но все же это не так. Субъективный уровень счастья определяется не внешними условиями, а количеством энергии и жизненных сил. А их уровень зависит от особых гормонов, которые выделяет мозг, – серотонина, дофамина и эндорфина. Можно купаться в деньгах и при этом прозябать в апатии, не имея ни желаний, ни радости, ни вкуса к жизни.
Доступ к заветным гормонам есть у каждого человека. Мозг щедро вознаграждает успешную и плодотворную деятельность. Именно так работает эволюционный механизм, отвечающий за развитие человечества.
Грубо говоря, когда вы делаете что-то и получаете положительную обратную связь, накапливается ваш энергетический потенциал. Вы чувствуете прилив сил, воодушевление и желание покорить следующий рубеж, которые увеличиваются с каждой новой победой. Цели помогают мозгу оценивать прогресс и поощрять вас за каждое достижение.
Факторы, препятствующие постановке целей
Давайте рассмотрим основные внутренние препятствия, которые мешают нам эффективно ставить цели.
Негативный опыт
Если вы когда-то ставили цели и при этом не достигали их, у вас может появиться подсознательный страх перед новыми целями. Кажется, что негативный опыт опять повторится и больно ударит по самооценке.
В этом случае нужно серьезно проанализировать причины неудач и сделать работу над ошибками. Вспомните одну из своих недостигнутых целей и подумайте, что с ней было не так. Может, она была слишком нереалистичной? Или вы выделили мало времени на ее выполнение? Постарайтесь учесть эти нюансы в будущем и не повторять ошибок.
Каждый раз, когда чувствуете сопротивление при попытке сформулировать цель, волевым усилием преодолевайте его. Особенно ответственно подойдите к первым целям после перерыва. Они должны быть не слишком сложными и не слишком отдаленными во времени. Чтобы вы как можно быстрее получили результат и запас мотивации для следующих целей.
Неверие в себя
Многие люди сознательно не ставят цели, потому что не верят в возможность их реализации. Такое избегание называется комплексом неудачника и довольно часто встречается у тревожных инфантильных людей. Их легко можно узнать по привычке ныть и жаловаться на жизнь, посыпать голову пеплом, прибедняться.
Если вы замечаете такие тенденции у себя, первое, что нужно сделать, – осознать ответственность за свою жизнь. Никто не проживет ее за вас. И горечь от разбитых надежд и бесцельно прожитых лет испытывать тоже вам. Пока вы пытаетесь спрятаться от жизни и отсидеться в тылу, все самое прекрасное проходит мимо.
Фрустрация
Фрустрация – это отсутствие желаний, стремлений, амбиций. Наверняка вы встречали людей, которые свысока смотрят на господствующие в обществе мечты и цели. Мировая слава? Нет, спасибо! Выйти замуж? Уж лучше быть одной! Иметь красивую фигуру? Вот еще, пусть любят меня такой, какая я есть!
Эти люди считают себя особенными, не такими, как все, чуть ли не избранными. На самом деле они просто стали жертвами распространенной и очень вредной психологической защиты – обесценивания. И теперь все, что по каким-то причинам им недоступно, воспринимается как ненужное, чуждое и недостойное. Чтобы не испытывать стресс от падения самооценки, мозг блокирует желания и погружает человека во фрустрацию.
Чтобы не попасть в эту ловушку, нужно осознать, что отсутствие возможностей – первично, а ваше нежелание – вторично. То есть сначала вы осознаете невозможность получить что-то, и лишь потом мозг включает обесценивание. Учитесь быть честным с самим собой – это одно из важнейших умений. Мысленно отказывайтесь лишь от того, что вам доступно. Особенно это касается общепризнанных ценностей: высокого уровня жизни, отношений и семьи, красоты, власти, всеобщего признания и т. п.
Общая неорганизованность
Если в жизни царит тотальный хаос, то тут не до целеполагания. Разгрести бы рутинные повседневные задачи. Трудно что-то планировать, когда левая нога не в курсе, что делает правая рука. Поэтому, прежде чем переходить к постановке целей, приведите свою жизнь в порядок. Тайм-менеджмент вам в помощь!
5 этапов целеполагания
Научиться правильно ставить цели не так уж и сложно, как может показаться на первый взгляд. Давайте разбираться, с чего начать. Ловите пошаговую инструкцию по грамотной постановке целей.
1. Определите, чего вы хотите
Для начала нужно разобраться со своими желаниями. Это не так просто, как кажется. Мы уже выяснили, что часть желаний может подавляться сознанием с целью уберечь самооценку. Из тех, что остались, львиная доля ложных желаний, навязанных окружением. Поэтому у нас две задачи: зарытые желания откопать, навязанные – отфильтровать.
Сядьте и подумайте, чего вам не хватает для счастья прямо сейчас, как бы вы хотели улучшить свою жизнь в ближайшей перспективе. Лучше всего составьте список на бумаге, чтобы было удобно с ним работать дальше.
Вот мой список для примера:
Теперь, когда список готов, нужно хорошенько проанализировать каждый пункт. Постарайтесь максимально честно ответить на следующие вопросы:
Проанализировав свой список, я пришла к выводу, что все желания достойны реализации. Но некоторые из них приоритетнее, а именно: сделать ремонт и привести тело в порядок. На них я и сосредоточусь.
2. Максимально конкретизируйте желаемое
С первым шагом разобрались и теперь у нас есть материал, из которого мы будем ваять наши цели дальше. Вы наверняка и сами понимаете, что в таком виде их оставлять нельзя.
Нужно максимально конкретизировать каждое желание, чтобы у вас были четкие ориентиры при работе с ними. Возьмем пример из моего списка: сделать ремонт. Какой ремонт – косметический или капитальный? В каких комнатах? Ремонт чего – стен, пола или потолка? Все это надо определить до начала выполнения.
Если этого не сделать, вы не сможете потом правильно разбить цель на задачи – это раз. Ну и зафиксировать момент, когда цель будет достигнута, тоже не получится – это два.
Берем нашу сырую цель – сделать ремонт – и максимально уточняем ее. Получается так: сделать полный косметический ремонт в зале и прихожей. Вот теперь совсем другое дело! Понятно, что нужно сделать, можно оценить объем работы и отследить динамику ее выполнения.
3. Установите адекватный дедлайн
Движемся дальше. Чтобы у вас не было соблазна откладывать достижение цели на потом, нужно установить дедлайн. Он поможет вам правильно распределить силы и эффективнее использовать временные ресурсы.
Позаботьтесь о том, чтобы дедлайн был адекватным и реалистичным. Предлагаю вам ориентироваться на следующие моменты.
Вернемся к моему ремонту. Я бы с радостью приступила к нему уже сейчас и завершила через три недели, но мастер, с которым мы договорились, освободится только через два месяца. Это и есть то самое обстоятельство, которое от меня не зависит. Придется сдвинуть сроки и установить дедлайн 1 марта 2021 года.
4. Разбейте цель на задачи
Предлагаю вам не откладывать достижение цели в долгий ящик, а сразу приступить к ее выполнению. Для этого нам нужно разбить цель на конкретные задачи. Вы ведь знаете, чем задача отличается от цели? Вот и отлично!
Почему я рекомендую делать это сразу же, как только вы сформулировали свою цель? Дело в том, что готовая цель – это пока всего лишь продукт психологической и ментальной работы. А результат, который вы хотите получить, имеет весьма конкретное материальное выражение. И пока что между ними пропасть. Мозг запросто может растеряться из-за диссонанса и пожадничать мотивации для такого сомнительного предприятия.
Расписывая конкретные задачи, вы как бы протягиваете мостик над этой пропастью и переводите свою цель из ментальной плоскости в практическую. Теперь мозгу есть за что зацепиться и нам можно не волноваться, ведь свою работу он точно выполнит.
Посмотрите, какие задачи я выделила для своей цели:
Теперь я знаю, что нужно сделать в первую очередь, и могу начать уже сейчас.
5. Обеспечьте стартовый запас мотивации
Чтобы дорога к цели была приятной, вдохновляющей и ненапряжной, нужно хорошенько себя замотивировать. Не все задачи из вашего списка могут быть легкими и интересными, над некоторыми придется изрядно попотеть. Сталкиваясь с ними, важно не перегореть.
Наша мотивация – штука капризная, но я помогу найти к ней подход. Вот вам несколько советов, которые помогут накопить мотивационный капитал перед началом работы:
Техники тайм-менеджмента для постановки целей
Мы с вами люди деловые и современные, поэтому и методы у нас должны быть соответствующие. Предлагаю познакомиться с достижениями ведущих экспертов в области управления временем, целеполагания и планирования.
Пирамида Франклина
Эта техника поможет вам выстроить четкую иерархическую структуру целей, ценностей и планов. Вы будете наглядно видеть приоритетность задач и их согласованность между собой.
Начинать строить свою личную пирамиду нужно с нижнего уровня. На нем находятся жизненные ценности человека: то, что для него имеет наибольшую значимость, что сильнее всего мотивирует и делает счастливым. Это может быть семья, творчество, общественная деятельность, самосовершенствование, духовное развитие, благосостояние и т. д.
На основе главных ценностей мы формулируем глобальные цели. Это второй уровень пирамиды. Чего бы вы хотели достичь в жизни, как реализоваться, к какой точке прийти. Кто-то хочет стать знаменитым, попасть в список Forbes, объездить весь мир, а кому-то достаточно иметь свою крышу над головой и любимое дело.
Этажом выше нужно расположить генеральный план достижения глобальной цели. Он представляет собой несколько ключевых жизненных задач.
Далее следует долгосрочный план на ближайшие 3–5 лет. Он составляется в соответствии с задачами предыдущего уровня. После него пишется краткосрочный план на ближайшие несколько месяцев, а вслед за ним – план на каждый день. Таким способом даже ежедневные задачи будут подчинены глобальным ценностям. Именно так и выглядит на деле правильная расстановка целей.
SMART
Самая популярная техника в сфере целеполагания, которой пользуются все кому не лень. И правильно делают. Суть техники в том, что каждая цель должна соответствовать пяти критериям: конкретность, измеримость, достижимость, адекватность, ограниченность по времени. Первые буквы этих критериев на английском языке и составляют аббревиатуру SMART.
Интеллект-карты
Интеллект-карта поможет вам не растеряться в условиях многозадачности. Основной ее плюс – наглядность. Вам не придется шерстить огромные списки задач и разбираться, что к чему относится.
По своему виду интеллект-карты напоминают генеалогическое древо. В центр помещается главная цель, от нее идут ответвления к задачам, от них – к подзадачам. Это просто находка для сложных целей. Посмотрите, как выглядит готовая интеллект-карта для моей цели.
Можно строить интеллект-карты на листе бумаги, а можно воспользоваться специальными программами типа MindMeister.
Заключение
Умение грамотно ставить цели – одно из важнейших навыков человека. Именно оно может сделать вас сильным и успешным.
Мы подробно разобрали, как правильно ставить цели. Теперь вы можете уверенно и целенаправленно достигать желаемых результатов, преодолевая все препятствия. Расскажите в комментариях, как у вас обстоят дела с целеполаганием: что вызывает больше всего проблем, на чем спотыкаетесь. Попробуем разобраться вместе.
А также советую прочитать про целеустремленность, ведь именно это полезнейшее качество поможет вам быстрее прийти к цели.