Систематизированный перечень проблем финансирования корпорации с указанием параметров
«ОСНОВНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОРПОРАЦИЙ И ИХ ОТЛИЧИЕ ОТ ДРУГИХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ»
В финансовой сфере корпораций существует множество проблем, многие из которых связаны с несовершенством законов, мировыми финансовыми кризисами и другими причинами. Проанализировав вышесказанное, мы понимаем, что финансовые проблемы предприятий различных форм организации очень актуальны и на сегодняшний день в нашем мире.
Цель моего доклада определить сущность финансов корпораций, основные финансовые проблемы, попытаться выявить, чем же они отличаются от других форм организаций и попытаться найти пути решения этих проблем.
Основы создания корпоративного права заложены в США. Термин «корпорация» наиболее характерен для американского права. Корпорации охватывают достаточно широкий круг организаций, которые можно разделить на четыре группы:
Американские экономисты и юристы высказывают различные точки зрения по поводу определения признаков корпорации как самостоятельного субъекта права.
К числу основных можно отнести следующие:
1. Выступление от собственного имени на правах юридического лица.
2. Долевое участие участников корпорации.
3. Возможность передачи доли участия (обращение акций корпорации на рынке).
4. Ограниченная ответственность участников.
5. Постоянное существование (бессрочность существования).
6. Единое (централизованное) управление.
Корпорация в XX в. стала типичной формой организации бизнеса в условиях индустриального развития стран и формирования рыночных отношений, как на товарных, так и на финансовых национальных рынках и рынке труда. Необходи мость объединения денежных средств множества владельцев была определена большими потребностями в инвестициях формирущихся в начале века индустриаль ных компаний (машиностроительных, металлургических, химических концернах). Се мейный бизнес явно проигрывал в темпах роста и обновлении материального капи тала такой форме организации бизнеса, как корпорация. Под термином «корпора ция» стали подразумевать публичные коммерческие компании рынка, которые актив но привлекали капитал рыночных инвесторов.
Это позволяло им динамично развиваться и обеспечивало конкурентное положение на большинстве рынков.К середине ХХ в. несколько отличий стали характеризовать изучаемые в рамках курса корпорации (открытые (часто подразумевается — публич ные) акционерные общества).
Для традиционно рассматриваемой корпорации характерны:
• коммерческая направленность деятельности организации, нацеленная на максимизацию прибыли или иных денежных выгод в краткосрочном периоде и на рост рыночной оценки капитала при долгосрочном рассмотрении;
• распыленность структуры собственности (множество владельцев собст венного капитала, что количественно выражается в виде низкой концентрации структуры собственного капитала);
• разделение функций управления и владения
• функционирование в рыночной среде, а значит, участие в конкурентной борьбе, как на товарном рынке, так и на рынках труда и капитала;
• логично выстроенная финансовая и организационная структура компании и открытость финансовой отчетности и иной информации,
• наличие рыночных котировок акций (долей собственного капитала), что дает возможность отследить реакцию инвесторов на принимаемые наемным менеджментом решения.[3]
Все юридические лица можно разделить на 2 категории:
— корпорации – организации, основанные на началах, членства их учредителей (участников);
— унитарные организации – юридические лица, в которых учредители не становятся участниками и не приобретают прав членства.
По новым положениям к корпоративным юридическим лицам относятся:
хозяйственные товарищества и общества;
крестьянские (фермерские) хозяйства;
производственные и потребительские кооперативы;
товарищества собственников недвижимости;
казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.[1]
Весь спектр проблем можно было бы разделить на три основных группы:
проблемы организации, контроля и управления.
Финансово-экономические проблемы связаны с основополагающей коммерческой деятельностью акционерных обществ, — реализацией своего производственно-технологического потенциала, а также с эмиссией выпусков различных фондовых активов, (долевых, долговых ценных бумаг), их первичным размещением и, возможно, последующим обращением на вторичных рынках в местах централизованной фондовой торговли (ММВБ, РТС, МФБ).
Законодательно – правовые проблемы связаны, в первую очередь, с государственной регистрацией самого акционерного общества, выпуском его фондовых ценностей, с налогообложением предприятий, а также с взаимодействием и взаимным влиянием акционерных обществ и органов муниципальной и региональной власти.
Проблемы организации связаны, в основном, с деятельностью акционерных обществ, зато в сфере региональных фондовых центров, с вопросами управления и рационального использования акционерного капитала, а также с процедурами экспертной оценки, допуска и листинга фондовых активов на фондовые рынки.
Руководитель должен адекватно оценивать текущую ситуацию и выбирать наиболее эффективные комбинации решений изо всех возможных альтернатив. Его действия должны основываться на трех основных этапах, охарактеризованных ниже.
Основные финансовые проблемы:
1. Неликвидность. (Низкая платежеспособность, дефицит средств)
2. Недостаточное удовлетворение интересов собственника.
3. Снижение финансовой независимости или низкая финансовая устойчивость.
5. Недостаточность финансовых ресурсов.
6. Минимизация прибыли.
7. Дисбаланс движения материальных и денежных потоков.
8. «Правовая неграмотность» управленческого аппарата предприятий.
9. Неквалифицированные (некомпетентные) кадры.
Пути решения финансовых проблем:
1. Совершенствование и расширение знаний финансовых стратегий и соответственно тактических методов финансовой стабильности.
2. Внедрение финансовых инноваций.
3. Повышение инвестиционной активности потребителя.
5. Повышение профессионализма и квалификации кадров.
6. Максимизация деятельности организации на получение прибыли.
7.Грамотное управление и правильно построенная финансовая политика корпорации.
Проанализировав собранные данные мы можем ответить на поставленные вопрос нашей проделанной работы. В чем отличие финансов предприятий и финансов корпораций? Наиболее полный ответ, на наш взгляд, был дан В.С. Карелиным: «…Финанансы предприятий — более широкое понятие по сравнению с финансами корпораций, так как оно охватывает предприятия всех форм собственности и организационно-правовых форм, а финансы корпораций — только частной (смешанной, трудового коллектива) формы собственности и хозяйственных обществ и товариществ, для которых характерно объединение капиталов собственников (участников) в целях последующего ведения предпринимательской деятельности. Корпоративные финансы имеют отличную от финансов других организационно-правовых норм предприятий систему управления. Здесь финансовую политику определяет собственник-акционер и нанятый им аппарат профессиональных менеджеров — финансовых менеджеров. Решения общего собрания акционеров — высшего органа управления общества — являются обязательными для исполнения».[2]
Решать финансовые вопросы как текущего, так и стратегического характера, как на микро-, так и на макроуровне должны профессионалы, имеющие практические навыки обработки и анализа информации о финансовом состоянии хозяйствующего субъекта и его взаимоотношениях с акционерами, поставщиками, покупателями, финансовыми и налоговыми органами, страховыми компаниями, инвесторами и т.д. [1]
В условиях финансовой и экономической нестабильности приоритетным становится усиление корпоративного контроля в качестве основного инструментария оптимизации управления корпоративными финансами.
Список используемой литературы:
1. Е.П. Томилина, Корпоративные финансы : учебник для академического бакалавриата / Е.П. Томилина, Л.В. Агаркова, Б.А. Доронин, И.И. Глотова, Ю.Е. Клишина, О.Н. Углицких,– Ставрополь: АГРУС,– 2016.
2. Ю.М. Чеботарь, Корпоративные финансы и корпоративный контроль: монография / Чеботарь Ю.М. — М.: Автономная некоммерческая организация «Академия менеджмента и бизнес-администрирования» – 2016.
3. Т.В. Теплова, Корпоративные финансы : учебник для бакалавров / Т. В. Теплова. — М. : Издатель ство Юрайт, –2013.
Корпоративные финансы.
в Финансы 06.06.2019 0 29,877 Просмотров
Корпоративные финансы – это широкий термин, который используется для общего определения различных финансовых операций, совершаемых корпорацией. Корпоративные финансы – один из важнейших субъектов финансовой сферы. Она глубоко укоренилась в нашей повседневной жизни. Все мы работаем в больших или малых корпорациях. Эти корпорации собирают капитал, а затем используют его в производственных целях. Финансовые расчеты, которые стоят за привлечением и успешным развертыванием капитала, являются основой корпоративных финансов.
Корпоративные финансы – это финансовое подразделение, которое занимается финансированием, структурированием капитала и инвестиционными решениями. Корпоративные финансы в первую очередь связаны с максимизацией акционерной стоимости посредством долгосрочного и краткосрочного финансового планирования и реализации различных стратегий. Деятельность в области корпоративного финансирования варьируется от принятия инвестиционных решений до инвестиционного банкинга.
Очень простыми словами корпоративные финансы относятся к финансированию, связанному с корпорациями. Финансирование включает в себя следующие компоненты:
Таким образом, по существу, корпоративные финансы детально и с точки зрения корпорации изучают все вышеперечисленные решения.
Управление и владение корпоративными финансами
Важной основой этого отдела является разделение управления и собственности. В текущем сценарии фирма не зависит от капитала, который может финансироваться только владельцем. Общественность также нуждается в различных средствах для осуществления инвестиций или использования излишних сбережений в производственных целях. Простое размещение денег в банках – это не то, что они хотят делать. Им комфортно рисковать, и по этой причине мы наблюдаем появление рынков капитала. Эти рынки служат двум целям: предоставляют общественности различные варианты инвестиций и предлагают различные источники финансирования корпорациям.
Работа корпоративных финансов
Корпоративное финансирование работает в значительной степени, как liasioning между рынками капитала и фирмами. Финансовые менеджеры в этой области играют двоякую роль, одна из которых заключается в том, чтобы проверить, что у фирмы есть достаточные финансы, которые используются надлежащим образом при минимальных затратах. Другой заключается в том, что средства используются продуктивно, что приводит к максимальному возврату их владельцам. Это основные цели или решения, которые составляют работу корпоративных финансов.
Источники финансирования как ключевой элемент устойчивого финансового развития корпорации
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 28.12.2015 2015-12-28
Статья просмотрена: 4677 раз
Библиографическое описание:
Герасименко, О. А. Источники финансирования как ключевой элемент устойчивого финансового развития корпорации / О. А. Герасименко, А. А. Орлов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 1 (105). — С. 335-340. — URL: https://moluch.ru/archive/105/24845/ (дата обращения: 20.09.2021).
В статье раскрывается значение термина «корпорация», изложена классификация источников финансирования корпорации. Проводится анализ внутренних и внешних источников финансирования. Представлена группировка финансовых ресурсов корпорации по источникам их формирования. Рассматриваются значение основных источников финансирования в зависимости от этапа развития корпорации. Анализируются современные тенденции изменения структуры источников финансирования в сторону увеличения доли корпоративных облигационных займов.
Ключевые слова:корпорация, источники финансирования, структура источников, внутреннее финансирование, внешнее финансирование, собственный капитал, заемный капитал, этапы развития корпорации, корпоративные облигации, эмиссия.
Каждая современная корпорация представляет собой группу лиц, образующих самостоятельный субъект права для осуществления совместной деятельности и достижения поставленных общих целей. Так, Федеральным законом от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ [2] в Гражданский кодекс Российской Федерации введена статья 65.1 «Корпоративные и унитарные юридические лица». В соответствии с пунктом 1 данной статьи корпоративными юридическими лицами (корпорациями) являются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган [1].
Одной из главных целей формирования финансовых ресурсов корпорации является выбор источников финансирования ее деятельности. К таким источникам относятся функционирующие и ожидаемые каналы получения финансовых средств, а также список экономических субъектов, способных предоставить данные финансовые средства.
Теоретико-методологические разработки в сфере выбора источников финансирования корпорации и оптимизации их структуры в основном принадлежат западным ученым. Большинство российских концепций являются результатом адаптации зарубежных концепций. В российской и зарубежной теории уделено много внимания вопросу о способах финансирования деятельности корпорации. Исследования в этом направлении велись такими учеными, как Р. Брейли и С. Майерс, Ю. Бригхэм и М. Эрхардт, Э. Боди и Р. Мертон и другими авторами.
В реальных экономических условиях любая корпорация изначально сталкивается с проблемой выбора основного источника финансирования своей деятельности. При этом невозможно анализировать эффективность использования каждого источника финансирования, особенно для крупных корпораций. В подобном случае актуально использовать теоретические разработки в сфере классифицирования источников привлечения финансовых ресурсов по различным признакам. Также необходимо учитывать преимущества и недостатки обобщенных групп.
В рамках рыночной экономики на практике применяется множество источников финансовых ресурсов. Целесообразно рассматривать эти источники в соответствии с классификациями. Большинство авторов по отношению к корпорации выделяют внутренние и внешние источники финансирования. Исходя из данной классификации, деятельность корпорации может быть профинансирована за счет собственных ресурсов или за счет привлечения ресурсов других субъектов. Подобная классификация является наиболее распространенной, так как соотношение собственного и заемного капитала часто используется в финансовом менеджменте. Характеристика источников финансирования по признаку отношения к корпорации представлена в таблице 1 [5].
Характеристика внутренних и внешних источников финансирования
Группа источников
Основные составляющие
Достоинства
Недостатки
Внутренние источники финансирования
— Решение принимается внутри корпорации
— Отсутствие риска потери финансовой устойчивости и платежеспособности
— Сохранение структуры управления корпорацией
— Ограниченность объема привлечения масштабами корпорации
— Ограничение развития из-за невозможности увеличения объема активов в периоды благоприятной конъюнктуры рынка
— Не используются возможности роста прибыли на вложенный капитал
Внешние источники финансирования
— Производные финансовые инструменты
— Широкие возможности привлечения
— Использование финансовых возможностей прироста прибыли на вложенный капитал
— Возможность увеличения объема активов в периоды благоприятной конъюнктуры рынка
— Появление рисков потери финансовой устойчивости и платежеспособности
— Снижение нормы прибыли
— Зависимость от конъюнктуры финансового рынка
Внутреннее финансирование представляет собой использование финансовых ресурсов, источники которых образуются в процессе финансово-хозяйственной деятельности корпорации. В качестве данных источников могут выступать доходы будущих периодов, резервы предстоящих расходов и платежей, чистая прибыль, кредиторская задолженность, амортизация.
Внешнее финансирование предполагает использование денежных средств, поступающих в корпорацию из внешней среды. Источниками внешнего финансирования могут являться учредители, граждане, финансово-кредитные организации, нефинансовые организации, а также государство в целом [8].
Необходимо отметить, что формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет следующих денежных средств: собственные и приравненные к ним средства; мобилизация ресурсов на финансовом рынке; поступления денежных средств от финансово-банковской системы в порядке перераспределения. Группировка финансовых ресурсов корпорации по источникам их формирования отображена на рисунке 1 [6].
Рис. 1. Классификация финансовых ресурсов корпорации по источникам их формирования
В настоящее время большинство российских корпораций относятся к традиционным отраслям экономики. Основные источники финансирования в зависимости от этапа развития корпорации представлены в виде таблицы 2 [9, 12].
Основные источники финансирования по этапам развития корпорации
Этапы развития корпорации
Источники финансирования
– Средства, внесенные учредителями в уставный капитал
— Заемные средства родственников и друзей основателей корпорации
— Эмиссия акций в пользу венчурных капиталистов
— Прибыль в распоряжении корпорации
— Выпуск корпоративных облигаций.
— Кредитные ноты (CreditLinkedNotes)
– Эмиссия акций в пользу следующих лиц:
а) узкого круга лиц посредством отчуждения акций стратегическому или портфельному инвестору в ходе частного размещения акций;
б) широкого круга лиц путем публичного размещения акций (IPO)
На этапе «зарождения» корпорация имеет весьма ограниченное количество источников финансирования. При этом средства учредителей являются основным источником. Получение банковских кредитов на данном этапе проблематично из-за отсутствия кредитной истории. В связи с высоким уровнем риска и неопределенности привлечение средств путем эмиссии акций в пользу венчурных капиталистов возможно, но маловероятно. В результате, на этапе «зарождения» для большинства корпораций заемные средства родственников и друзей основателей фирмы являются единственным источником внешнего финансирования.
На этапе «младенчества» у корпорации появляется нераспределенная прибыль. Банковские кредиты становятся основным источником финансирования. Однако получение банковских кредитов на данном этапе затруднительно, так как корпорации по-прежнему тяжело добиваться наиболее выгодных условий кредитования.
На этапе «быстрого роста» корпорация способна выходить на долговой рынок, выпуская векселя и облигации. Это предполагает постепенное расширение инвесторской базы. Использование векселей и облигаций по сравнению с банковским кредитованием позволяет получить следующие преимущества:
сформировать для корпорации публичную историю заимствований;
варьировать объем задолженности корпорации;
избежать вынужденного принятия условий со стороны такого крупного инвестора, как банк.
Когда корпорация нуждается в долгосрочных финансовых ресурсах, она переходит к выпуску облигаций. Можно выделить следующие преимущества эмиссии облигаций:
возможность обращения облигаций на биржевом рынке;
процентные выплаты по облигационному займу обычно меньше выплат по выпускам векселей и банковским кредитам [10];
больший срок обращения по сравнению с векселями и банковскими кредитами, колеблющийся в пределах 4,4–4,6 года [11];
значительные объемы привлекаемых финансовых ресурсов.
На этапе «юности» у корпорации начинают появляться новые инструменты привлечения различных источников финансирования.В случае, когда ресурсов отдельных банков не хватает для удовлетворения потребностей корпорации в финансировании, начинают применяться синдицированные кредиты. Их основным преимуществом является низкая стоимость привлечения и небольшой срок подготовки (как правило, не более трех месяцев). Однако за это необходимо расплачиваться небольшими сроком (1–2 года) и объемом (обычно менее 50 млн долларов) их привлечения.
Подобные обстоятельства вынуждают корпорацию выходить на международные долговые рынки и выпускать кредитные ноты (CLN — CreditLinkedNotes) и еврооблигации. Выпуск кредитных нот позволяет корпорации привлечь 50–150 млн долларов на весьма длительный срок (от одного года до семи лет). Если корпорации необходим более дешевый источник заемных средств, она приступает к эмиссии еврооблигаций. Выпуск еврооблигаций позволяет корпорации привлечь до 1500 млн. долларов на срок от двух до пяти лет [3].
На этапе «расцвета» корпорация повышает свою узнаваемость у потенциальных инвесторов и постепенно переходит к долевому финансированию. Это необходимо для того, чтобы увеличить финансовую устойчивость и уменьшить размер финансового рычага. Для этого корпорация может проводить эмиссию акций в пользу портфельного или стратегического инвестора. Первый вариант рационально применять эмитенту, который не желает иметь акционеров, активно вмешивающихся в управление корпорацией. Второй вариант предпочтительнее использовать, если корпорация испытывает потребность в новых технологиях, опыте и связях, предоставляемых стратегическим инвестором [14]. В результате успешной эмиссии акций корпорация получит рыночную оценку своей стоимости. В дальнейшем логично проведение эмиссии акций в пользу широкого круга лиц (публичное размещение акций — IPO) [4].
Таким образом, источники финансирования не являются ограниченными и строго заданными. В зависимости от своего жизненного цикла, корпорации могут использовать различные источники финансирования. При этом должны учитываться все преимущества и недостатки. Однако, для конкретных этапов развития корпорации характерны определенные источники финансирования.
Необходимо отметить, что по состоянию на 01.11.2015 г. суммарный объем вторичного рынка рублевых корпоративных облигаций составил 7720,8 млрд руб. (1189 выпусков находятся в обращении), что на 34,6 % превышает объем вторичного рынка на начало ноября 2014 г. (5737,8 млрд руб., 1027 выпусков). Общий объем новых размещений рублевых корпоративных облигаций в ноябре 2015 г. составил 147,4 млрд руб. (по номиналу), что в 4,4 раза больше показателя прошлого года [13]. Динамика новых размещений рублевых корпоративных облигаций представлена в таблице 3.
Динамика новых размещений рублевых корпоративных облигаций в 2014–2015 гг.
Показатель
По состоянию на 01.11.2014 г.
По состоянию на 01.11.2015 г.
Общий объем новых выпусков (по номиналу), млрд руб.
Средний размер выпуска, млрд руб.
Доля размещений банков и финансовых институтов в общем объеме новых размещений
Средний размер выпуска рублевых корпоративных облигаций увеличился за год на 1,6 млрд руб. и в ноябре 2015 г. составил 5,3 млрд руб. В отраслевой структуре преобладали облигационные выпуски банков и финансовых институтов (46,3 %).
Количество эмитентов, разместивших новые выпуски корпоративных облигаций, в 2014 г. по сравнению с 2013 г. снизилось на 28 %, до 180 компаний (рис. 2) [7].
Рис. 2. Динамика количества эмитентов корпоративных облигаций, разместивших новые выпуски облигаций в 2010–2014 гг., шт.
Объем новых выпусков корпоративных облигаций в 2014 г. увеличился до 1805 млрд руб. (рис. 3). Доля нерыночных размещений оказалась рекордной — 67,9 % (1225,6 млрд руб.). Это произошло в связи с нерыночным размещением выпусков облигаций ОАО «НК «Роснефть» на сумму 625 млрд руб., проведенным в декабре 2014 г. [7].
Рис. 3. Динамика объема новых выпусков корпоративных облигаций в 2010–2014 гг., млрд руб.
При этом в 2014 г. количество эмитентов корпоративных облигаций на организованном рынке почти не изменилось (323 компании относительно 328 компаний в 2013 г.). Однако количество выпусков корпоративных облигаций имеет долгосрочную тенденцию к росту. Так, с 2010 г. по 2014 г. число выпусков корпоративных облигаций, представленных на организованном рынке, возросло на 46,6 % и составило 950 выпусков. Такая тенденция обусловлена, на наш взгляд, снижающимся уровнем доступности банковского кредитования.
Таким образом, проведенные исследования свидетельствуют о прямой зависимости устойчивого финансового состояния корпорации от оптимальной структуры источников финансирования ее деятельности. Руководство корпорации должно проводить анализ взаимосвязи источников финансирования и активов, в которые они вложены. Целью данного анализа является оценка правильности размещения источников в конкретные виды активов и проверка соблюдения равновесия между ними. Это является главным условием для обеспечения стабильного функционирования корпорации.