Скол на керамической посуде как исправить
Брак и ремонт керамических изделий ручной работы
Почему возникает брак
Причины, по которым возникают те или иные изъяны готовой посуды, можно условно разделить на три группы. Погрешность возникает на различных этапах обработки: образование черепка, глазурование, декорирование.
Дефекты на этапе заготовки
Основой керамической утвари является смесь из глины (каолина) и примесей. За подготовкой глиняной массы следует формирование предмета. Основные ошибки, возникающие на первичной ступени, выражаются в:
Брак при глазуровании изделия
Товар с дефектной глазировкой встречается чаще, так как найти мелкие изъяны достаточно сложно. Чтобы приобрести качественную посуду следует обратить внимание на:
Трещины под слоем глазури говорят о нарушениях при сушке и обжиге. Слабые места – зоны прикрепления ручек, ножек. Дефект уменьшает срок службы изделия, делает не гигиеничным.
Скол эмали возникает при использовании некачественного состава покрытия или при несоблюдении правил хранения и перевозки товара.
Уплотнения на поверхности изделия заметны по краям. Характеристики товара подобный брак глазури не занижает, но влияет на внешний вид.
В гончарном промысле есть слово «цек»- тонкие волосообразные трещины в керамике. Посуда с подобным изменением не гигиенична и, зачастую, служит непродолжительное время. Из- за негерметичности эмали влага впитывается в глиняный состав, ускоряя разрушение изделия. Товар из фаянса и майолика чаще подвергается цеку.
Отслойка края посуды возникает в случае, когда при обжиге черепок и глазурь расширяются неравномерно. Плешины образуются при недостаточной очистке заготовки от грязи перед нанесением эмали.
Сколы, изменение цвета, трещины на керамической посуде и множество других изъянов, возникающих на первых этапах, не благоприятно сказываются на качестве, гигиеничности и сроке службы товара.
Дефекты декора
Изъяны внешнего вида не влияют на процесс эксплуатации. к дефектам декора относятся царапины, пузырении краски, блеклости, помарок и прочие недочеты.
Ремонт бракованной керамики
Разбитую или бракованную вещь можно отремонтировать самостоятельно. В зависимости от конкретного дефекта реставрация происходит путем:
1. Склеивания разбитых частей предмета.
2. Заполнения сколов и трещин на керамической посуде.
Ремонт керамики своими руками – кропотливое занятие, требующее внимательности и аккуратности. Для того починить разбитое изделие, нужно определиться какой клей использовать. Один извариантов – приобрести в магазине специальную смесь для склеивания фарфора и керамики. Второй способ – сварить состав клея в домашних условиях.
Как приготовить клей в домашних условиях
Ремонт глиняной посуды приготовленным составом
Приклеить осколки супер – клеем или любым другим можно самостоятельно:
Не рекомендуется реставрированную посуду использовать в прямом назначении. Вредные вещества в составе клея выделяется в продукты при приготовлении и хранении.
Как и чем заделать трещину в глиняной посуде
Брак керамических изделий не всегда может проявляться явно. Мелкие изъяны легко не заметить при покупке. Со временем можно трещины на керамике становятся видимыми.
Для реставрации потребуется клей и пигмент под цвет посуды (для белого- разрыхлитель, титановые белила). Смешайте клей и порошок для окрашивания. Обезжирьте изделие ацетоном. Нанесите ватной палочкой приготовленную пасту. Уберите излишки с глазури. При необходимости после просыхания используйте чернильный ластик. Покройте глазурью.
Столовая утварь из керамики должна быть качественной и не иметь брака. Не рекомендуется использовать посуду, если керамика треснула или появились другие изъяны глазури. Разбитую или бракованную, но любимую вещь можно отреставрировать. Ремонт керамической посуды по силу сделать самому или обратиться к мастеру. А если вы хотите научиться создавать качественную посуду своими руками предлагаем посетить гончарная школу Колокол.
Сайт про изобретения своими руками
МозгоЧины
Сайт про изобретения своими руками
Ремонт фарфора и керамики своими руками
Ремонт фарфора и керамики своими руками
Всем привет. Темой ремонта «чего-либо» начинаешь интересоваться, когда это «что-то» уже сломано или перестало работать… Работаем на опережение 🙂 Ознакомившись с информацией, изложенной в данной статье, вы будете знать, что делать в подобных случаях и как исправить сложившуюся ситуацию.
Обычно это происходит так: одно неловкое движение и ценный предмет фарфорового сервиза уже не так и ценен 🙂
Пропустив через себя десятки различных статей/инструкций, выбрал несколько наиболее полезных методов и применил их к своему особому случаю, а именно:
Шаг 1: Склеиваем кусочки вместе
Убедимся, что все кусочки чистые. Возьмём немного воска и слегка разогреем (вручную или с помощью строительного фена), чтобы сделать его податливым. С помощью зубочистки нанесём клей тонким слоем на торцы кусочка и уцелевшей основы. Установим первую отломанную деталь. Следует удостоверится, что края кусочков подходят друг другу, как можно лучше. Раздавим пчелиный воск, чтобы он удержал приклеенный кусок, до того момента пока клей не затвердевает. При необходимости добавим воска. Важно, чтобы поддерживающая структура была стабильной.
Шаг 2: Продолжаем..
Снова сформируем мягкий шар из воска. Вставим его под второй сломанный кусок. Нанесём клей на кромку.
Совет. Намного легче сопоставлять детали, если наносить клей на прикладываемые куски, чем на основной чайник.
С равномерным усилием прижимаем деталь до тех пор, пока она не станет идеально подогнана и не останется там, где она должна находится.
Шаг 3: Совет касательно мелких кусков
Пристальное внимание следует уделить при работе с финальными кусочками. Они должны размещаться с особой точностью. Воспользуемся небольшим куском воска (как держателем) для размещения последних фрагментов «мозаики».
Шаг 4: Заполняем отверстия
Для того, чтобы заполнить недостающие участи, необходимо сделать спец-состав.
Добавим небольшое количество разрыхлителя в клей и начнём перемешивать до тех пор, пока смесь не достигнет консистенции густой пастой.
Наносим пасту в отверстия на поверхности фарфора, пока они не будут закрыты. Через несколько секунд начинаем формировать и разглаживать поверхность пальцами.
Если она всё ещё слишком липкая, посыпьте на неё немного разрыхлителя.
Шаг 5: Удаляем воск
Даём клею достаточно времени для затвердевания (в моём случае шесть часов). Затем используя строительный фен, расплавим воск и удалить его из чайника.
Раз мы уж плавим воск, заранее подготовьте форму с фитилем, чтобы отлить свечу из расплавленного воска.
Скол на керамической посуде как исправить
Республика Башкортостан, г. Бирск, ул. Красноармейская, 2
Керамические изделия ручной работы на заказ
Республика Башкортостан, г. Бирск, ул. Красноармейская, 2
Как восстановить керамическую посуду
Хорошая керамика довольно прочна, но даже она может нечаянно разбиться. Если вещь жалко выбрасывать, нужно попытаться ее отремонтировать. Склеить керамическую посуду так, чтобы она не потеряла привлекательного вида, можно, но необходимо подобрать подходящий клей, а также приложить терпение и старание.
Готовые клеевые составы
Если вы не знаете, чем заклеить керамическую посуду, зайдите в магазин и посоветуйтесь с продавцом. Промышленность предлагает большой выбор клеев для керамики. Чаще всего применяются цианоакрилатный суперклей, «БФ-2», «Марс», Rapid, «Мекол», эпоксидный клей, UHU Porzellan Keramik. Однако склеенную таким средством вещь нежелательно использовать для приготовления еды или хранения продуктов, поскольку при контакте с пищей клеевой состав может выделять вредные для здоровья вещества.
Если хозяева планируют и дальше использовать посуду по прямому назначению, для реставрации ее можно взять ПВА — он считается одним из самых безвредных и экологичных клеев. Сверху нужно будет нанести лак для керамики.
Клеевые растворы самостоятельного приготовления
Клей для керамики можно приготовить дома собственноручно. Приведем несколько популярных рецептов.
Способ 1
Смешайте яичный белок с гипсом. Учтите, что после приготовления клея с ремонтом затягивать нельзя — полученная субстанция очень быстро твердеет.
Способ 2
Растворите казеин в силикатном клее или жидком стекле.
Способ 3
Приготовьте насыщенный раствор алюминиевых квасцов, замочите в нем гипс. Через сутки состав нужно высушить, размолоть в порошок и замесить на воде.
Способ 4
Взбейте яичный белок в пену, оставьте на сутки. Затем добавьте к нему пищевую соду так, чтобы по консистенции смесь была похожа на тесто.
Способ 5
Размелите сухой мел до состояния зубного порошка и растворите его в жидком стекле (соотношение по массе 1:4).
Способ 6
Смешайте казеин, буру, воду в равных долях, добавьте 2 или 3 капли формалина. Клеем можно будет пользоваться, когда он застынет — через 2–3 часа.
Способ 7 («пищевой клей»)
Данный состав сложнее предыдущих, но он считается наиболее эффективным. Если в рецепте не указано по-другому, все клеи должны напоминать по консистенции сметану.
Как клеить керамическую посуду — этапы процесса
1. Подготавливаем склеиваемые поверхности. Если вещь ранее ремонтировалась, удаляем следы старого клея. Для этого смачиваем ватную палочку ацетоном или другим растворителем, очищаем сколы.
2. Моем все части изделия теплой водой с моющим средством для посуды. Керамика имеет пористую структуру — влага может содержаться в порах, даже если скол выглядит сухим. Поэтому оставляем вещь минимум на сутки, чтобы она полностью высохла.
3. Составляем схему расположения частей, раскладываем их перед собой. Поскольку работать нужно быстро, необходимо заранее определить местонахождение каждой детали. Работу нужно начинать с наиболее крупных осколков, заканчивать самыми мелкими. Если частички очень маленькие, их можно брать пинцетом. Поскольку битой керамикой легко порезаться, лучше надеть перчатки.
4. Кисточкой или зубочисткой равномерно наносим на скол тонкий слой клея. Даем ему подсохнуть, мажем деталь клеевым составом во второй раз.
5. Соединяем склеиваемые части и держим, пока клей не схватится. При этом состав частично выдавливается наружу, его нужно аккуратно убрать ватной палочкой. Фрагменты можно фиксировать не руками, а пластилином, скотчем или поделочной глиной.
6. Вторую деталь начинаем клеить после того, как первая хорошо приклеится.
7. Склеенную вещь нужно зафиксировать с помощью струбцины или жгута. Если предмет маленький, его можно поместить в коробочку с песком. Чтобы шов окончательно схватился, керамику оставляют в зафиксированном положении на 2–3 дня. После того как клей высох, его излишки срезают тонким лезвием.
Если изделие не удалось восстановить полностью и на его поверхности остались выемки или трещинки, их заполняют мастикой либо эпоксидной смолой, а затем шлифуют. Чтобы скрыть шов, можно также использовать жидкое стекло и краску для керамики.
Как склеить керамическую посуду для духовки
Бывает, что разбитая вещь не только служит украшением дома, но и имеет практическое значение. Как же отремонтировать глиняную посуду так, чтобы ей можно было пользоваться в дальнейшем? Для этого можно использовать ПВА и специальный лак или медицинский силикон.
Некоторые мастера рекомендуют следующий метод. Нужно смешать творог с негашеной известью, затем растереть смесь до образования вязкой густой массы. Полученный состав используют для склеивания частей предмета.
В любом случае не спешите выбрасывать разбитую вещь — быть может, ее удастся спасти.
Правильный выбор клея для реставрации керамики и фарфора
Керамические и фарфоровые украшения можно найти практически в каждом доме. Статуэтки, которые остались от бабушек, теперь становятся раритетом и с каждым годом приобретают все большую ценность. Единственный недостаток – это их хрупкость. Одно неловкое движение и придется собирать осколки. Но не нужно сразу впадать в отчаяние. Возможно, вещь удастся спасти. Для этого понадобится клей для керамики.
Каким клеем ремонтировать керамику
Керамика в отличие от фарфора не просвечивает, поэтому, если клеевой шов будет тонким, трещина может получиться совсем незаметной.
Склеить керамику можно одним из видов синтетических растворов на основе цианоакрилатов, которые продаются в магазинах или интернете:
Перед началом реставрации нужно все заранее подготовить, потому что материал схватывается в течение 3–5 минут.
Чем склеивать фарфор
Фарфор – это вид тонкой керамики, он просвечивает на свету. Для его починки нужны составы с наиболее легкой структурой, они создают прозрачный тонкий слой. Чтобы при просвечивании, трещина была менее заметна.
Чтобы провести ремонт фарфора, можно применить следующие виды сцепляющих компонентов:
Что понадобится: пол-литра воды, 50 гр. сахара, 50 гр. гашеной извести.
Вода должна быть чистой, без ржавчины, иначе раствор получится желтым.
Все смешать, поставить на малый огонь и выдерживать на плите 3 часа (не давать кипеть). Раствор оставить на 4–5 часов, пока лишняя жидкость не отслоится. Ее нужно аккуратно слить.
Далее в раствор добавить 200–250 гр. сухой смеси для укладки кафеля и перемешать. Плотно закрыть крышкой и оставить на ночь.
После того, как раствор отстоится, опять слить жидкость и прокипятить 10–15 мин. Клей готов.
Если у вас есть белый гипс без примесей, можете изготовить клей для фарфора самостоятельно. Для этого вам понадобится:
Что делать: белок отделить от желтка. Немного взбить, чтобы получилась мягкая пена. Добавить порциями гипс и хорошо перемешать.
Полезное видео по теме:
Универсальный клей для обоих материалов
Когда нет возможности определить тип материала, можно применять универсальные составы для реставрации.
К таким составам относятся:
Важные нюансы в ходе склеивания
Выделяют следующие особенности:
Реставрация фарфоровых статуэток
Чтобы вернуть прежний вид фарфоровым предметам, нужно действовать аккуратно и не торопиться.
Не вытирайте осколки кухонным полотенцем, на острых краях могут остаться волокна ткани.
Интересное видео по теме:
Как ухаживать после реставрации
Когда реставрация фарфора или керамики завершена, к восстановленному предмету требуется особый подход.
Старайтесь, чтобы на посуду или фарфоровые статуэтки не попадала влага. Вода будет вымывать клеевой шов, и он может разрушиться. Протирайте пыль с керамики мягкой сухой тряпочкой, без средств для уборки.
В заключение
Чтобы керамика или фарфор служили дольше и радовали своим видом, убирайте их повыше в шкафы со стеклянными дверцами, чтобы дети или животные не могли их опрокинуть. Если все-таки посуда разбилась, собирайте осколки в перчатках, чтобы не порезаться.
Следуйте нашим рекомендациям и делитесь своим опытом восстановления фарфора и керамики в комментариях и социальных сетях.
Реставрация фарфора
Из-за хрупкости, керамика и фарфор часто нуждаются в ремонте. Разбившуюся повседневную чашку можно заменить новой, но с антиквариатом и семейными реликвиями расстаться так же легко – не получится. Если вещь ценная и служит объектом инвестиций, её лучше отдать профессиональному реставратору, поскольку для устранения дефектов нужны специальные материалы и опыт работы. Самостоятельно восстанавливают предметы, которые дороги только как память и в дальнейшем не будут подарены или проданы третьим лицам.
Когда обращаться к профессионалам
Качественная реставрация керамики и фарфора стоит, порой, дороже самого изделия. При этом нет никакой гарантии, что вложения окупятся, поскольку ликвидность предметов с нарушенной целостностью снижается. Лучше предварительно посоветоваться с профессиональными реставраторами, а потом решить, нужна ли в конкретном случае их помощь. Некоторые особенно редкие и ценные предметы выгоднее продать в изначальном состоянии – их всё равно купят коллекционеры, поскольку альтернативы нет. Бывает и наоборот, если фарфор не относится к раритетам, правильнее найти такой же экземпляр, но целый, а не реставрировать повреждённый.
Решаясь на восстановление, следует учитывать, что:
Поэтому, по возможности нужно собирать все осколки разбитой вазы или статуэтки, в том числе и самые мелкие.
Виды реставрационных работ
Профессиональная реставрация фарфора делится на два направления: музейная и коммерческая. Задачи у них разные. При восстановлении музейного фонда важно сохранить подлинник, используя обратимые технологии и материалы. То есть, при необходимости все добавленные детали можно удалить, вернув изделию первоначальный вид. Применяются клеевые составы, которые впоследствии размягчаются нагреванием или помощью растворителей, позволяя расшить швы. Поздние добавления отличаются от оригинала по цвету и текстуре, следуя так называемому «правилу 6 футов – 6 дюймов». То есть на расстоянии 2 метра и более различия не видны, но приблизив предмет до 15 см, можно увидеть места присоединения чужеродных элементов.
Цель коммерческой реставрации прямо противоположная – сделать её незаметной для глаз. Не только посторонние люди, но и владельцы после проведённых работ, не могут найти места повреждений. У этого есть и обратная сторона. Качественно отреставрированные предметы на аукционах (в первую очередь онлайновых) получают характеристику «в отличном коллекционном состоянии», и предлагаются по цене полного сохрана. Чтобы не попасться на удочку недобросовестных продавцов, нужно понимать, что фарфор XVIII – XIX века, не получивший никаких повреждений, можно пересчитать по пальцам и его крайне редко продают на торговых площадках «средней руки». Лучше всего обращаться в проверенные магазины, а при покупке особенно дорогих предметов консультироваться с экспертами.
Коммерческую реставрацию керамики и фарфора в какой-то степени можно назвать варварской. Владельцы повреждённого антиквариата не стремятся сохранить его в первоначальном виде. Некоторые детали, которые с трудом поддаются восстановлению, удаляются, отчего изделие теряет самобытность, разрушается авторский замысел, невозвратно утрачивается наследие мастеров прошлого.
Что можно сделать в домашних условиях
Фарфоровые предметы декора и посуду, которые не относятся к антиквариату или штучным предметам искусства, но связаны с важными для владельца событиями, можно попытаться восстановить самостоятельно. Для этого необходимы художественные навыки и аккуратность. Понадобится также набор реставрационных материалов: клей, красящие составы, шпаклёвки для заделки трещин, закрепители, лаки и так далее.
Рабочему месту обеспечивают хорошее дневное освещение, поскольку искусственное искажает некоторые цвета и углубляет тени, которые могут скрыть какой-нибудь малозаметный дефект. Желательно застелить столешницу пробковым ковриком – это защитит хрупкий предмет, если он случайно упадёт. Также опытные реставраторы советуют сводить к минимуму любые действия и как можно меньше «травмировать» фарфор: сверлить, подпиливать, обрабатывать наждаком.
Последовательность работ
Независимо от того, что подлежит восстановлению – посуда, ваза или статуэтка, алгоритм действий примерно одинаковый. Сначала нужно оценить ущерб. Для этого изделие осматривают на свету, желательно под лупой, поскольку тончайшая трещинка в дальнейшем может расшириться, став серьёзной проблемой. Однако не стоит пытаться ликвидировать кракелюр, который образуется на глазури с течением времени или из-за нарушения технологии обжига. Он характерен для фаянса или майолики, а на качественных фарфоровых изделиях встречается крайне редко, когда художники используют цек как декоративный приём.
Если объект реставрации ранее уже склеивался, старые швы расшивают, поливая его кипятком и отделяя фрагмент за фрагментом. Но на первом этапе изделие необходимо промыть, очистив от пыли и других загрязнений. Осколки обрабатывают ватным тампоном, смоченным в 10%-ом мыльном растворе, большие поверхности – мягкой, хорошо отжатой губкой. Нежелательно чрезмерно увлажнять тонкостенную керамику, иначе оставшаяся в порах вода, помешает качественному склеиванию. Нельзя использовать средства для мытья посуды или соду, они создадут агрессивную среду, которая может вызвать отслоение глазури.
Для защиты от повреждений, изделия промывают в пластиковом тазу или на пенопластовой подложке. Температура воды не должна превышать 50°С. В труднодоступных местах загрязнения удаляют щетинными кисточками или деревянными палочками. Запрещено царапать фарфор острыми предметами – нарушится глазурное покрытие. Сложные пятна обрабатывают растворителями: ацетоном, формальгликолем или этиловым спиртом, но ни в коем случае не номерными составами. Въевшуюся грязь на краях осколков можно почистить абразивными веществами, набрав их на ватную палочку или спичку. Далее все детали промывают чистой водой и тщательно просушивают.
Отбеливание
Для трещин в глазурном слое применяют отбеливающие компрессы. Можно взять 10%-й раствор лимонной кислоты или 3%-й перекиси водорода, но они не рекомендуются для окрашенных, позолоченных или покрытых росписью участков. Наименее агрессивен 25%-й водный раствор дезинфицирующего средства для ухода за детьми.
Одним из перечисленных составов смачиваем ватный тампон и накладываем на загрязнённое место. Поверхность вокруг желательно увлажнить, иначе при растворении появится тёмный ореол. Компресс держат от 3 до 24 часов. Чтобы жидкость не испарялась, сверху можно уложить несколько слоёв пищевой плёнки или поместить изделие (если оно небольшое) в полиэтиленовый пакет.
Предварительная сборка
Сначала монтируют отбившиеся фрагменты без склеивания, приблизительно запоминая порядок их расположения. На этом этапе можно оценить масштаб разрушений и понять, все ли фрагменты удалось собрать или остаются пустоты. Если осколков очень много, их лучше сначала рассортировать по группам: к примеру, сложить отдельно на столе ручки вазы, горлышко, подставку и так далее.
Между собой фрагменты скрепляют светлым пластилином или скотчем. Важно делать это на внутренней части изделия, чтобы снимая вспомогательные фиксаторы, не «прихватить» декоративный слой. После демонтажа, следы скотча или пластилина удаляют ацетоном.
Монтаж на клей
Все склеиваемые поверхности следует предварительно обезжирить ацетоном или уайт-спиритом. Рекомендуется сначала соединить между собой мелкие фрагменты, уменьшая, таким образом, общее число осколков. Затем переходят к склейке крупных элементов. Обычно при «ремонте» фарфора используются двухкомпонентные составы из смол и отвердителя – разного вида эпоксидные клеи. Сборка происходит постепенно по мере высыхания предыдущих швов. Моментальный клей годится только, если отбит один кусочек изделия. Для сборки большого количества мелких элементов применяют термопластичные составы – ПВБ, ПБМА и БМК-5.
Соединив фрагменты изделия, ватным тампоном сразу удаляют лишний клей. Для светлоокрашенной керамики, в том числе и фарфора, в эпоксидку добавляют порошок титановых белил. Для терракоты используют коричневые и охристые пигменты. Таким образом, маскируются швы.
Реставрация утраченных фрагментов
В процессе склеивания, нужно двигаться снизу вверх. Осколки закрепляют скотчем до полного высыхания предмета. По истечении 24 часов, бритвенным лезвием удаляют выступающий клей. При этом нужно быть предельно внимательными и осторожными, чтобы не повредить фарфор.
Иногда все осколки собрать не удаётся или, из-за смещений в процессе монтажа, остаются пустые места. Для их заполнения (на профессиональном языке реставраторов – мастиковки), применяются те же клеи, что и в процессе сборки. Чтобы улучшить адгезию, клеевой состав предварительно наносят и по контуру «вставки». В цианокрилат или эпоксидку, добавляют сухой наполнитель, например, тальк, пока не достигнут консистенции мягкой глины. При необходимости, вводят также пигменты под цвет фарфорового покрытия. Если имеется небольшое отверстие между склеенными фрагментами или скол, его просто заполняют подготовленной массой, действуя пальцем или мастихином. После высыхания, остатки мастики удаляют шлифовкой.
Если утерян большой фрагмент – край предмета, ручка или лепной декор, нужно создать форму из скульптурного пластилина, используя в качестве «болванки» аналогичные, но целые детали. Затем самодельный «молд» крепят скотчем и заполняют клеевой мастикой. После её высыхания, останется лишь удалить форму и зашлифовать долепленный фрагмент надфилем или наждачной бумагой нескольких номеров, завершая процесс «нулёвкой». Последний штрих – полировка поверхности фарфора чернильным ластиком.
Нанесение декора
После того как мастиковочная масса высохла, её можно расписать (при необходимости). В идеале используются краски для керамики, но можно обойтись и акрилом. Масло не подходит, поскольку темнеет при высыхании и рисунок будет отличаться по оттенку. Если узор достаточно сложный, можно скопировать похожий фрагмент на кальку, а затем перенести с помощью копировальной бумаги на участок, нуждающийся реставрации. Для имитации позолоты лучше всего взять металлизированные акриловые краски.
Иногда колеровки мастиковочной массы оказывается недостаточно и фон приходится дополнительно тонировать. Делают это акварелью, разбавленной белилами, чтобы убрать яркость оттенков. На восстановленный рисунок наносят несколько слоёв акрилового лака – лучше всего взять продукцию итальянского бренда Maimeri.
Роспись, тонировку и финишное покрытие делают только при дневном освещении, тогда они будут максимально соответствовать оригиналу.
Восстановление мелкой пластики
Если с посудой дилетант ещё может «справиться», реставрация статуэток из фарфора требует настоящего профессионализма. Для восстановления утраченных фрагментов мастера используют стоматологические материалы, по внешнему виду напоминающие тонкостенную керамику, но более прочные. Места соединения усиливают штифтами, чтобы избежать повторного скалывания.
В домашних условиях воспроизвести подобные технологии трудно. Но, следуя видео-уроку ниже, можно вернуть жизнь разбитой статуэтке, доставшейся от бабушки или купленной по случаю на блошином рынке. Конечно, если речь идёт о прославленном Мейсене, Гарднере или раннем Императорском фарфоровом заводе, нужно забыть о собственных амбициях и обращаться к профессионалам. А вот на мало востребованном ширпотребе, попробовать силы в реставрации однозначно стоит.