Социально культурный параметр семьи включает в себя
Социально-культурные функции семьи
Свойственная семье высокая степень психологической солидарности обеспечивает успешное выполнение ею задачи социализации детей и родителей, которая составляет основное содержание социокультурного функционирования семьи. Социализация включает в себя задачу воспитания, но не ограничивается ею. Она охватывает также разнообразную деятельность по формированию личности: усвоение ею норм и ценностей культуры, навыков поведения и общения, подготовку к выполнению важнейших социальных ролей. Таким образом, по аналогии с формированием базовых психологических потребностей личности, семья закладывает и базовые культурные ценности, регулирующие будущее поведение человека в разных сферах деятельности, формирует сценарии всех возможных ролей, которые предстоит человеку сыграть.
Социализация осуществляется через взаимодействие поколений, составляющих семью. В зависимости от изменений типа семьи, обусловленных историческими особенностями культуры и конкретного общества, меняется также тип и механизм этого взаимодействия. В современной нуклеарной семье речь идет прежде всего о взаимовлиянии родителей и детей.
Традиционная семья организована так, чтобы сохранить образ жизни старшего поколения, повторить родителей в детях. Дети здесь — объект социализации, задача которой состоит в том, чтобы «вписать» их в четко заданные рамки существующих ролей, норм и ценностей. Механизм социализации в семье традиционного типа действует, опираясь на безусловный авторитет старшего поколения, обычай, ритуал. Четко разграничиваются норма, опирающаяся на традиции, и отклонение от нормы, предполагающее строгие санкции.
Главной чертой социализации в семье нового типа (эгалитарной, демократической) является то, что каждый из ее членов стремится получить возможности для самореализации. Таким образом, авторитет старших не «закрывает» собой мир, утверждая образец, которому предстоит следовать, а открывает возможности свободного развития. В общении старших и младших вырабатываются навыки критического отношения к противоречивым и конкурирующим нормам и ценностям, закладываются основы формирования самостоятельности, ответственности, осознанного отношения к своим поступкам.
В реальной практике социализации эти типы «перемешаны», можно говорить лишь о преимущественном тяготении к тому или другому полюсу. При этом механизмы социализации, характерные для разных этапов исторической эволюции семьи, не только сосуществуют в современных семьях, но и «включаются» по мере прохождения отдельной семьей основных этапов ее жизненного цикла. В начале его — если принять за основу периодизации возраст детей — действуют в основном механизмы традиционной социализации, а безусловность родительского авторитета служит предпосылкой усвоения главных ценностей данной культуры. В дальнейшем идет процесс «либерализации» традиционной семьи: социализирующие воздействия транслируются не только от родителей к детям, но и от детей к родителям.
Одновременно повышается степень автономии членов семьи, увеличивается разнообразие их связей с миром. Включаются механизмы других типов социализации, «дети и взрослые учатся у своих сверстников и взрослые учатся также у своих детей» (М. Мид). Это период включения в процесс социализации наряду с семьей подростковых и молодежных субкультур, усиления влияния других социализирующих институтов, возникновения ситуаций конкуренции образов жизни (с одной стороны, семья, с другой — сверстники или референтная группа). Здесь возникают сложности и конфликты, острота которых зависит от того, какой характер общения принят в семье. Он определяется типом семьи, типом социального взаимодействия в ней, типом организации отношений.
Традиционная семья будет по-прежнему требовать подчинения, послушания и это может привести к конфликту и разрыву. «Демократическая» семья будет стремиться к взаимопониманию, диалогу, на основе которого возникает новый, более зрелый, хотя и более сложный стиль отношений между родителями и детьми. Именно в этот период (переходный для семьи и совпадающий по времени с подростковым возрастом детей) решается одна из самых важных в социокультурной деятельности семьи задач: формирование основ стиля общения, стиля межличностных отношений, которым будет следовать человек. При этом необходимо подчеркнуть неразрывную связь социально-психологической и социально-культурной функций семьи, поскольку успешная социально-культурная деятельность по формированию навыков общения осуществляется на основе полноценного социально-психологического функционирования семьи.
Это не означает, что социализация в традиционной семье обязательно чревата конфликтом, а механизмы социализации в «демократической» семье предполагают только согласие и гармонию. Скорее наоборот, поскольку в традиционной семье основной акцент в воспитании делается на послушании, родительский авторитет часто «срабатывает» в напряженной ситуации, что позволяет избежать открытого конфликта. Но если такой конфликт все же происходит, то в силу отмеченных особенностей социализации в традиционной семье он становится бунтом, чреват разрывом отношений. В «демократической» же семье конфликт — не форма разрыва отношений, а поиск решения в кризисной ситуации. Вывод состоит не в том, что «демократическая» семья бесконфликтна, а в том, что она более, чем традиционная, способна сформировать у личности основу культуры разрешения конфликтов, культуры общения, которая предполагает гибкость, открытость, умение вести диалог и слушать собеседника. Наряду с общей образованностью, информированностью, навыками культуры труда, которые вполне способна воспитать традиционная семья, перечисленные качества становятся важнейшими социально-культурными характеристиками личности, обеспечивающими возможности ее успешной деятельности в современном обществе.
Задачи социализации стоят, как известно, не только перед семьей, по и перед другими социальными институтами (дошкольные учреждения, школа, общественные организации, средства массовой информации и т.д.). Таким образом, первая проблема, с которой сталкивается социальная политика в этой области, состоит в том, как обеспечить взаимодействие этих институтов. Если вопрос заострить, то он будет звучать так: кто из агентов социализации должен выполнять главную роль в формировании человека — семья или институты общественного воспитания? От того или иного ответа на этот вопрос зависит, в конечном счете, культурная политика государства по отношению к семье, которая выражается, во-первых, в формировании определенной семейной идеологии, во-вторых, в системе конкретных мероприятий.
Эти мероприятия должны быть направлены как на развитие системы общественного воспитания, так и на создание оптимальных условий для выполнения семьей ее психологических и культурных функций. Но соотношение обоих направлений может быть разным. Это обусловлено тем, что семья может занимать по отношению к обществу по меньшей мере три разные позиции, каждая из которых будет иметь свой «социализирующий выход».
Семья может быть максимально «вписана» в общество, нормы и ценности которого подразумеваются правильными и само собой разумеющимися. Тогда они не осознаются, критически не осмысливаются и более или менее успешно усваиваются в процессе семейной социализации. Семья при этом не вступает в конфликт с другими социализирующими институтами.
В случае, когда нормы и ценности семьи расходятся с ценностно-нормативными образцами, принятыми в обществе, результатом социализации может быть сознательное неприятие господствующей идеологии, активное противостояние в форме инакомыслия или революционной деятельности или же выработка критического отношения к действительности, которое находит выражение в реформаторской или просветительской деятельности. В обоих случаях речь идет о семьях, имеющих достаточно высокий культурный уровень и «сильный» воспитательный потенциал.
Наконец, семья может не выполнять свою социализирующую, социокультурную функцию в силу очень низкого культурного уровня или нарушения каких-то жизненно важных внутрисемейных связей. Основы неблагополучия могут быть различны: материальная необеспеченность, алкоголизм, наркомания, преступность, отчуждение, «нелюбовь» и т.д.
Переходное общество, в котором мы живем, характеризуется тем, что в нем численно увеличивается число семей второго и третьего типов, причем реальную проблему для семейной политики представляют собой прежде всего семьи, не выполняющие своей социокультурной функции, т.е. семьи третьего типа. Они в наибольшей степени нуждаются в специальной помощи — материальной, правовой, социально-психологической и медицинской.
Описанную ситуацию необходимо учитывать при рассмотрении проблемы соотношения семьи со внесемейными институтами социализации. Долгие годы в нашей стране признавался безусловный приоритет общественного воспитания. Это было особенно характерно для первых послереволюционных лет, когда шел процесс разрушения прежних форм организации семьи. Идеология, формировавшаяся в эти годы, была, по сути, антисемейной — отрицающей семейную собственность, наследство, быт, стабильность отношений.
Начиная с середины 30-х годов, а особенно после Окончания Великой Отечественной войны, предпринимались законодательные и другие меры, направленные на укрепление семьи. Но при этом подчеркивалось, что советская семья основывается на совершенно новых принципах, исповедует новую мораль, имеет совершенно иную природу, чем семья в любом другом обществе. Одной из черт этой новой семейной идеологии, дожившей до наших дней, по-прежнему было признание безусловного приоритета внесемейного воспитания детей.
Сейчас все единодушны в отношении необходимости укрепления семьи, но само понимание того, что такое прочная семья, благополучная семья, не остается неизменным. Оно отражает объективные тенденции семейной эволюции, социально-экономические особенности общества и особенности семейной идеологии. В одном случае упрочение семьи означает усложнение и даже фактическое запрещение разводов, нетерпимость к новым, нетрадиционным формам организации семейных отношений, запрещение абортов. В другом — это предоставление максимальных возможностей выбора стиля семейной жизни, обеспечение реального равенства, предоставление женщинам возможности работать, приобретать профессиональную квалификацию и т.д.
То одна, то другая крайние позиции, которые находят выражение в официальной семейной идеологии и семейном законодательстве, преобладали в разные периоды советской истории. К тому же новая семейная идеология распространялась в стране, имевшей и сохранявшей глубокие патриархальные традиции. Эти традиции неуклонно разрушались — исчезала объективная социально-экономическая основа их существования, но и новые «демократические» традиции только провозглашались, поскольку социально-экономическая основа их существования тоже была разрушена — и более «успешно», чем корни патриархальных отношений. Это связано с тем, что традиции «демократической» семьи (например, в среде городской интеллигенции) развивались на основе определенного уровня культуры и известного материального благосостояния, что было недостижимо для большинства семей в 20-40-е годы. Кроме того, традиции демократической семьи разрушались, поскольку истреблялись семьи — их носители. Сейчас элементы различных взглядов на семью, усвоенных разными поколениями людей, сосуществуют, высказываются средствами массовой информации, «накладываются» на стихийно формирующуюся семейную идеологию, которая всегда присутствует в обществе. Ее источником являются социально-исторические, национальные и религиозные традиции, субкультурные особенности. Эта стихийно складывающаяся семейная идеология отражает противоречивую реальность жизни современной советской семьи, в которой, как показывают многочисленные этнографические, социологические и психологические исследования, глубоко укоренены патриархальные элементы. Такая семья при выполнении своих социализирующих функций встречается с фундаментальными трудностями. Они вытекают из неизбежного конфликта между культурными образцами, на которые семья объективно способна ориентировать социализируемых ею людей, и требованиями, которые предъявляет к человеку современная жизнь. Если в семье человека воспитывают в духе беспрекословного послушания, а ему приходится жить в мире, где постоянно надо принимать самостоятельные решения, основанные на внутренней ответственности, то он может пегко превратиться в преступника. Это и значит, что семья оказывается неспособной к выполнению своих социализирующих функций, с чем сейчас достаточно часто сталкивается наше общество.
Факторы, характеризующие жизнедеятельность семьи, ее социальное благополучие, воспитательный потенциал
Факторы, характеризующие жизнедеятельность семьи можно подразделить на социально-культурные, социально-экономические, технико-гигиенические и демографические (А.В.Мудрик).
1. Социально-культурный фактор.
Домашнее воспитание во многом определяется тем, как относятся родители к этой деятельности: равнодушно, ответственно, легкомысленно. Наиболее благоприятные условия воспитания связаны с гражданской позицией родителей: насколько они осознают ответственность за воспитание детей как важнейшей социальной обязанности члена общества.
Научные исследования выявили прямо пропорциональную зависимость качества домашнего воспитания детей от уровня образования (профессиональной квалификации) родителей. Образование влияет на формирование ценностных ориентации родителей. Чем выше образование, тем важнее для родителей профессиональная деятельность, ее творческий характер, тем выше оценивается ими профессия, требующая применения всех знаний, умений, навыков, инициативы, самостоятельности.
Во имя интересной работы родители не жалеют времени и энергии на постоянное повышение уровня своих знаний по специальности, на расширение своего кругозора, физической закалки. Часто интересная работа и возможности для самореализации оцениваются ими выше зарплаты и других материальных благ, что, в свою очередь, не означает недооценки материального благосостояния семьи. Наоборот, чем выше уровень культурных потребностей родителей, тем выше и их требования к организации быта и качеству окружающей материально-вещной, в том числе и жилищной, среды.
В то же время повышение образования и профессиональной активности родителей сопровождается стремлением к более насыщенному проведению досуга, обогащению и развитию своего духовного мира, созидательной творческой деятельности, что, в свою очередь, способствует сплочению семьи, создает возможности для приобщения детей к культуре. Растет ответственность родителей за воспитание детей, за лучшую организацию семейной и всей общественной жизни. Ответственность за будущее детей побуждает к анализу своей воспитательной деятельности, к приобретению необходимых знаний, умений. Таким образом, активность и успешность в одной сфере деятельности (образовательной, профессиональной) положительно сказываются на других (воспитательной) и способствуют повышениюпедагогической культуры родителей.
Культура семьи, накладывает свой отпечаток на все сферы ее деятельности (быт, взаимоотношения, характер и содержание досуга и др.), одна из важнейших предпосылок полноценного воспитания детей, а также других ее членов. Качество семейного воспитания будет во многом обусловлено культурными ценностями, которых придерживаются члены семьи, и умениями использовать различные виды, жанры искусства во благо развития ребенка. Семьи исповедуют разные культурные ценности и соответственно получают различные результаты воспитания. Несомненно, что дети значительно «выиграют» в развитии, особенно нравственном и художественном, если близкие им люди не только «потребляют» культуру, но сами творят, вовлекая в этот процесс всю семью: рисуют, лепят, поют хором, устраивают концерты, разыгрывают домашние спектакли, ведут летопись семьи, сочиняют сказки и т. д.
Родители, озабоченные судьбой ребенка, серьезнее подходят к выбору для него детского сада, школы, учреждений дополнительного образования (спортивная секция, кружок, музыкальная школа и др.). Деля с общественными институтами воспитания часть забот об образовании и развитии ребенка, родители ищут пути взаимодействия с профессиональными педагогами, всячески поддерживают их авторитет в глазах сына или дочери. Такие родители охотно принимают участие в жизни и деятельности того учреждения, где воспитывается их ребенок.
Заработная плата ниже прожиточного уровня ведет к деградации трудового населения, экономически разрушает семью, способствует росту социальной напряженности в обществе.
Современная жизнь осложняет условия семейного воспитания в силу того, что возросприток женщин на рынок труда. Сложные экономические условия, сложившиеся в нашей стране в последние годы, вновь подтвердили высокие адаптивные способности женщин, благодаря чему они быстрее переучиваются (среди специалистов с высшим и средним образованием 61% женщин), легче, чем мужчины, соглашаются, попав в разряд безработных, на малоквалифицированную работу.
Работа вне дома, меняя статус женщины в семье, неоднозначно сказывается на воспитании детей. С одной стороны, сокращается время общения с детьми, но с другой стороны, меняется качество этого общения. Работающая мама рассказывает о своей работе, обязанностях, коллективе и др., что вызывает у детей интерес, повышает ее авторитет в их глазах. При дефиците домашнего времени мать больше требований предъявляет к самостоятельности детей, поощряет их инициативу, привлекает к помощи по уборке квартиры, при приготовлении пищи, дает им постоянные поручения, положительное значение чего бесспорно.
3. Технико-гигиенический фактор означает, что воспитательный потенциал семьи зависит от места и условий проживания, оборудования жилища, особенностей образа жизни семьи.
4. Демографический факторпоказывает, что структура и состав семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная и т.д.) диктуют свои особенности воспитания детей.
Социокультурная среда семьи
Тема 9. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности
Семья — это социокультурный феномен, играющий особую роль в социальной подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе. В ней человек рождается и формируется как личность, перенимая культуру этой семьи и через нее и общества (среды жизнедеятельности).
Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем:
1) социокультурная среда семьи;
2) пути повышения воспитательных возможностей семьи.
Социокультурная среда семьи
Основными функциями (от лат. functio — функции, исполнение) семьи (специфическое назначение) являются:
•репродуктивная — продолжение рода;
•социализация (ресоциализация) — естественное усвоение социального опыта и становления на этой основе человека как личности;
•рекреативная — взаимная моральная и материальная поддержка;
•коммуникативная — общение, т.е. в ней осуществляется изначальная подготовка растущего человека к жизни в обществе.
На формирующуюся личность в семье оказывают влияние многочисленные факторы, каждый из которых имеет свои особые социально-педагогические возможности. К основным факторам, оказывающим существенное влияние на ребенка, относят:
Субкультурные — факторы, обусловленные субкультурным своеобразием семьи:
• состав семьи (полная или неполная; расширенная, состоящая по крайней мере из двух взрослых пар, обычно представителей двух поколений; преимущественно женский или мужской состав и др.);
•кровнородственные связи членов семьи, определяющие ее своеобразие (родительская или приемная семья; семья второго (третьего) брака; семьи риска и пр.);
•жизненные условия, в том числе и материальные, для развития и воспитания детей;
•морально-психологический климат семьи (его своеобразие) — фон, определяемый ее социальными ценностями, на котором формируется личность растущего человека.
Факторы, обусловленные воспитательными возможностями родителей. Они отражают возможности членов семьи в передаче (формировании) культуры ребенку:
•собственный опыт семейного воспитания;
•педагогическая подготовка (педагогическая культура) родителей;
•готовность и способность родителей (родителя) к воспитанию детей и пр.;
•уровень образования и личная культура членов семьи как пример для детей;
•авторитетность родителей, воспитательная направленность авторитета;
•родительская любовь как основа воспитания, ее рациональность во взаимоотношении с ребенком, искусство и умение любить ребенка, родительская нелюбовь;
•отношение родителей к воспитанию ребенка.
Факторы, обусловленные непосредственной воспитательной деятельностью родителей:
•уход за ребенком, его педагогическая целесообразность для укрепления здоровья, умственного и нравственного развития, формирования навыков самообслуживания;
•преобладающий тип семейного воспитания; искусство воспитания (экспериментальность и разумность, реализация советов «умных» книг, знакомых, «педагогических авторитетов», опыта других, их проявление в педагогической деятельности родителей);
•умение создавать условия для стимулирования направленного развития и воспитания ребенка;
•управление интересами ребенка с помощью игрушек и игр, бесед, рассказов, литературы, целесообразного использования программ телевидения, обсуждения книг, телепередач, газетных и журнальных статей, разучивания стихов, изготовления подарков и т.д., и т.п.;
•создание наиболее целесообразных условий взаимодействия ребенка со сверстниками и другими людьми;
•воспитание избирательности в отношении к среде, людям;
•динамизм воспитания с учетом индивидуальности ребенка, его возраста, качественных изменений, достигаемых результатов, средовых условий;
•приобщение к труду, самообслуживанию — трудовое воспитание;
•умение наблюдать и видеть динамику развития и воспитания
ребенка, как позитивную, так и негативную, и использовать полученную информацию в процессе воспитания;
•типичные ошибки семейного воспитания.
«Детский» фактор — своеобразие объекта семейной среды субкультурного воспитания:
•своеобразие ребенка (единственный, поздний, проблемный, с особыми нуждами и пр.);
•особенности положения детей в семье (рождение второго и следующего ребенка; одного пола; разнополые; малая или большая разница в возрасте; многодетная; нормально развивающиеся дети и ребенок с особыми нуждами; дети с особыми нуждами; дети от разных браков; дети от разных браков и общие и др.).
Воспитание ребенка в семье формирует основы социальности человека, становление его как личности, развитие индивидуальности. Семейное воспитание — это воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами). В нем выделяют различные типы, под которыми понимается своеобразие воспитания ребенка в семье, обусловленное общностью какихлибо внешних и внутренних черт, характерными особенностями личностей родителей, направленности воспитания и пр. В соответствии с типом воспитания и формируется личность. Можно выделить следующие:
—гражданское воспитание — воспитание гражданина — человека, отвечающего требованиям определенного общества, среды жизнедеятельности, утвержденным принципам, нормам и правилам;
—светское воспитание — воспитание, отвечающее требованиям изысканного этикета — «требованиям света»;
—элитарное воспитание (от фр. elite — элита, наиболее видные представители какой-либо части общества, группировки и т.п.) — воспитание, сложившееся в элитном обществе, группе (направленное воспитание человека для социального предназначения — царских особ, князей и пр.);
—маргинальное воспитание (от лат. marginalis — находящийся на краю) — воспитание человека, который по своему уровню культуры находится вне рамок («на краю», «на обочине») основных структурных социальных образований данного общества, господствующих в нем социокультурных норм и нравственных традиций.
б) социального назначения:
—национальное воспитание — воспитание, основанное на национальном опыте, традициях, обычаях и направленное на формирование типа личности — представителя определенной нации;
—религиозное (конфессиональное) воспитание — воспитание в соответствии с канонами конфессионального учения и опыта, сложившегося в определенной религиозной среде и конфессии, к которой принадлежат родители;
—интегральное воспитание — воспитание, основанное на межнациональном опыте, имеющее общечеловеческий характер, сложившееся под воздействием многочисленных факторов среды и передающееся из поколения в поколение;
—классовое воспитание — воспитание человека с учетом своеобразия принадлежности его к определенному общественному классу, которое обосновано отношением к средствам производства, труду, людям;
—партийное воспитание — воспитание человека в среде с определенными партийными установками, взглядами, отношениями. В основе его лежит соответствующая идеология. Оно присутствует и в предыдущих воспитаниях. Все зависит от преобладающей у родителей и взрослых формы общественного сознания — научного, религиозного и пр.
в) отличающееся своеобразием характерологических черт (стиль семейного воспитания) — способ взаимодействия между родителями и детьми, выражающийся в степени их взаимопонимания, причастности к решению общих проблем, общности мировоззрения и содержании испытываемых друг к другу чувств:
— авторитарное воспитание (от фр. autoritaire — властный) — воспитание властное (часто не признающее и не прислушивающееся к чужому мнению, уверенное в своем непререкаемом авторитете). В семье это часто проявляется в стремлении родителей как можно лучше воспитать свое дитя, но не знающих как это лучше сделать. Иногда такое воспитание отражает своеобразие (властность и ограниченность) личности воспитателя;
—либеральное (анархическое) воспитание (от греч. anarchia — безначалие, безвластие) — воспитание человека без ограничений, на основе полной свободы, вседозволенности. Оно способствует формированию человека недисциплинированного, не признающего авторитетов, власти, беспорядочного и своевольного;
—гуманистическое воспитание (от лат. humanus — человеческий) — воспитание просвещенного, свободомыслящего и человеколюбивого гражданина;
—демократическое воспитание (от греч. demos — народ и kr’tos — власть) — воспитание человека, приверженного к общественному порядку, способного отождествлять свое место и роль с требованиями общества, активно участвующего в общественной жизни;
—инфернальное воспитание (от лат. infernalis — находящийся в аду) — воспитание человека, одержимого бурными страстями, демонического;
—плюралистическое воспитание (плюрализм — проявление в деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентаций, многовариантности оценок, высказываемых индивидом относительно значимых для него ситуаций) — воспитание человека, способного проявлять в своей деятельности и общении широкую эрудицию и гибкость, терпимо относиться к другим мнениям, суждениям, взглядам;
—прагматическое воспитание (от греч. pragma — действие) — воспитание, основанное на практической деятельности воспитанника
иего личном опыте. Оно направлено на воспитание у человека преимущественно тех качеств, которые могут пригодиться ему в реальной жизни (на практике). Результатом являетсячеловек-прагматик—практико-ориентированный,деловой человек, преследующий в своей деятельности, поведении и общении только те интересы, которые имеют для него жизненно важное значение;
—творческое воспитание (его называют интеллектуальным, инновационным и пр.) — воспитание, основанное на творчески усвоенном знании данных науки о воспитании и достижений реальной практики, осуществляемое с учетом индивидуальности ребенка.
г) по направленности содержания— умственное, нравственное
ит.п. Данные направления рассматриваются в теории воспитания общей педагогики.
На тип воспитания значительное влияние оказывают взаимоотношения и авторитет родителей, их уровень образования и культуры.
Семейные взаимоотношения—субъективно переживаемые взаимосвязи между членами семьи, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний на личностном уровне в ходе совместной жизнедеятельности и общения. Они определяют эмоциональные и деловые отношения в семье, ее микроклимат. Выделяются следующие типы семейных взаимоотношений (А.В. Петровский):
•диктат — доминирующая позиция одного из родителей, выражающаяся в жестких требованиях, правилах, приказах, насилии, угрозах и иных мерах воздействия на других членов семьи;
•опека — чрезмерное внимание ребенку, освобождающее его от трудностей, избавление от «лишних» требований, забот и волнений;
она сдерживает его развитие, формирует иждивенца, не приспособленного к трудностям в жизни, самостоятельным действиям, поступкам;
•мирное сосуществование — позиция, как правило, образованных родителей, придерживающихся принципа: дети должны, расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными; в таких семьях родители живут своей жизнью, а дети — своей;
•сотрудничество — взаимодействие родителей и детей на личностном уровне; при этом имеет место баланс любви, уважения и требовательности к ребенку (впрочем, и к другим членам семьи).
Авторитет родителей — это высокая значимость и признание личных качеств и жизненного опыта отца и матери в глазах детей и основанная на этом сила родительского влияния на их поступки и поведение: послушание и выполнение детьми указаний или советов родителей, осуществляемые первыми ими не из страха перед ними или материальной заинтересованности, а признавая их справедливость и целесообразность.
Макаренко выделил родительские авторитеты, негативно сказывающиеся на воспитании ребенка:
•авторитет подавления — повседневное воздействие на ребенка своим видом, действиями, жесткое и порой жестокое отношение к нему как личности, его действиям и поступкам;
•авторитет расстояния — родители стараются быть подальше от своих детей, встречаясь с ними как начальники;
•авторитет чванства — возвышение над окружающими, в связи со своим положением, в том числе и дома;
•авторитет педантизма — большое внимание детям на уровне бюрократа, требование к детям, чтобы они относились к ним как к безукоризненному авторитету;
•авторитет резонерства — бесконечные назидания и наставления ребенку;
•авторитет, любви — стремление повседневно и повсеместно показывать свою любовь к ребенку и ожидание демонстрации любви ребенка к ним;
•авторитет доброты — чрезмерная мягкость, доброта, уступчивость по отношению к ребенку;
•авторитет дружбы — стремление создать с раннего возраста отношения с ребенком как с равным;
•авторитет подкупа — послушание ребенка достигается путем подкупа подарками и обещаниями.
Настоящий родительский авторитет, по мнению Макаренко, основан на примере жизни и работы родителей, их поведении, знании
жизни своих детей и стремлении прийти к ним на помощь ненавязчиво, ненадоедливо, неутомительно, предоставляя им возможность самостоятельно выбираться из трудной ситуации, формируя свой характер.