Социально культурный параметр семьи включает в себя

Социально-культурные функции семьи

Свойственная семье высокая степень психологической солидарности обеспечивает успешное выполнение ею задачи социализации детей и родителей, которая составляет основное содержание социокультурного функционирования семьи. Социализация включает в себя задачу воспитания, но не ограничивается ею. Она охватывает также разнообразную деятельность по формированию личности: усвоение ею норм и ценностей культуры, навыков поведения и общения, подготовку к выполнению важнейших социальных ролей. Таким образом, по аналогии с формированием базовых психологических потребностей личности, семья закладывает и базовые культурные ценности, регулирующие будущее поведение человека в разных сферах деятельности, формирует сценарии всех возможных ролей, которые предстоит человеку сыграть.

Социализация осуществляется через взаимодействие поколений, составляющих семью. В зависимости от изменений типа семьи, обусловленных историческими особенностями культуры и конкретного общества, меняется также тип и механизм этого взаимодействия. В современной нуклеарной семье речь идет прежде всего о взаимовлиянии родителей и детей.

Традиционная семья организована так, чтобы сохранить образ жизни старшего поколения, повторить родителей в детях. Дети здесь — объект социализации, задача которой состоит в том, чтобы «вписать» их в четко заданные рамки существующих ролей, норм и ценностей. Механизм социализации в семье традиционного типа действует, опираясь на безусловный авторитет старшего поколения, обычай, ритуал. Четко разграничиваются норма, опирающаяся на традиции, и отклонение от нормы, предполагающее строгие санкции.

Главной чертой социализации в семье нового типа (эгалитарной, демократической) является то, что каждый из ее членов стремится получить возможности для самореализации. Таким образом, авторитет старших не «закрывает» собой мир, утверждая образец, которому предстоит следовать, а открывает возможности свободного развития. В общении старших и младших вырабатываются навыки критического отношения к противоречивым и конкурирующим нормам и ценностям, закладываются основы формирования самостоятельности, ответственности, осознанного отношения к своим поступкам.

В реальной практике социализации эти типы «перемешаны», можно говорить лишь о преимущественном тяготении к тому или другому полюсу. При этом механизмы социализации, характерные для разных этапов исторической эволюции семьи, не только сосуществуют в современных семьях, но и «включаются» по мере прохождения отдельной семьей основных этапов ее жизненного цикла. В начале его — если принять за основу периодизации возраст детей — действуют в основном механизмы традиционной социализации, а безусловность родительского авторитета служит предпосылкой усвоения главных ценностей данной культуры. В дальнейшем идет процесс «либерализации» традиционной семьи: социализирующие воздействия транслируются не только от родителей к детям, но и от детей к родителям.

Одновременно повышается степень автономии членов семьи, увеличивается разнообразие их связей с миром. Включаются механизмы других типов социализации, «дети и взрослые учатся у своих сверстников и взрослые учатся также у своих детей» (М. Мид). Это период включения в процесс социализации наряду с семьей подростковых и молодежных субкультур, усиления влияния других социализирующих институтов, возникновения ситуаций конкуренции образов жизни (с одной стороны, семья, с другой — сверстники или референтная группа). Здесь возникают сложности и конфликты, острота которых зависит от того, какой характер общения принят в семье. Он определяется типом семьи, типом социального взаимодействия в ней, типом организации отношений.

Традиционная семья будет по-прежнему требовать подчинения, послушания и это может привести к конфликту и разрыву. «Демократическая» семья будет стремиться к взаимопониманию, диалогу, на основе которого возникает новый, более зрелый, хотя и более сложный стиль отношений между родителями и детьми. Именно в этот период (переходный для семьи и совпадающий по времени с подростковым возрастом детей) решается одна из самых важных в социокультурной деятельности семьи задач: формирование основ стиля общения, стиля межличностных отношений, которым будет следовать человек. При этом необходимо подчеркнуть неразрывную связь социально-психологической и социально-культурной функций семьи, поскольку успешная социально-культурная деятельность по формированию навыков общения осуществляется на основе полноценного социально-психологического функционирования семьи.

Это не означает, что социализация в традиционной семье обязательно чревата конфликтом, а механизмы социализации в «демократической» семье предполагают только согласие и гармонию. Скорее наоборот, поскольку в традиционной семье основной акцент в воспитании делается на послушании, родительский авторитет часто «срабатывает» в напряженной ситуации, что позволяет избежать открытого конфликта. Но если такой конфликт все же происходит, то в силу отмеченных особенностей социализации в традиционной семье он становится бунтом, чреват разрывом отношений. В «демократической» же семье конфликт — не форма разрыва отношений, а поиск решения в кризисной ситуации. Вывод состоит не в том, что «демократическая» семья бесконфликтна, а в том, что она более, чем традиционная, способна сформировать у личности основу культуры разрешения конфликтов, культуры общения, которая предполагает гибкость, открытость, умение вести диалог и слушать собеседника. Наряду с общей образованностью, информированностью, навыками культуры труда, которые вполне способна воспитать традиционная семья, перечисленные качества становятся важнейшими социально-культурными характеристиками личности, обеспечивающими возможности ее успешной деятельности в современном обществе.

Задачи социализации стоят, как известно, не только перед семьей, по и перед другими социальными институтами (дошкольные учреждения, школа, общественные организации, средства массовой информации и т.д.). Таким образом, первая проблема, с которой сталкивается социальная политика в этой области, состоит в том, как обеспечить взаимодействие этих институтов. Если вопрос заострить, то он будет звучать так: кто из агентов социализации должен выполнять главную роль в формировании человека — семья или институты общественного воспитания? От того или иного ответа на этот вопрос зависит, в конечном счете, культурная политика государства по отношению к семье, которая выражается, во-первых, в формировании определенной семейной идеологии, во-вторых, в системе конкретных мероприятий.

Эти мероприятия должны быть направлены как на развитие системы общественного воспитания, так и на создание оптимальных условий для выполнения семьей ее психологических и культурных функций. Но соотношение обоих направлений может быть разным. Это обусловлено тем, что семья может занимать по отношению к обществу по меньшей мере три разные позиции, каждая из которых будет иметь свой «социализирующий выход».

Семья может быть максимально «вписана» в общество, нормы и ценности которого подразумеваются правильными и само собой разумеющимися. Тогда они не осознаются, критически не осмысливаются и более или менее успешно усваиваются в процессе семейной социализации. Семья при этом не вступает в конфликт с другими социализирующими институтами.

В случае, когда нормы и ценности семьи расходятся с ценностно-нормативными образцами, принятыми в обществе, результатом социализации может быть сознательное неприятие господствующей идеологии, активное противостояние в форме инакомыслия или революционной деятельности или же выработка критического отношения к действительности, которое находит выражение в реформаторской или просветительской деятельности. В обоих случаях речь идет о семьях, имеющих достаточно высокий культурный уровень и «сильный» воспитательный потенциал.

Наконец, семья может не выполнять свою социализирующую, социокультурную функцию в силу очень низкого культурного уровня или нарушения каких-то жизненно важных внутрисемейных связей. Основы неблагополучия могут быть различны: материальная необеспеченность, алкоголизм, наркомания, преступность, отчуждение, «нелюбовь» и т.д.

Переходное общество, в котором мы живем, характеризуется тем, что в нем численно увеличивается число семей второго и третьего типов, причем реальную проблему для семейной политики представляют собой прежде всего семьи, не выполняющие своей социокультурной функции, т.е. семьи третьего типа. Они в наибольшей степени нуждаются в специальной помощи — материальной, правовой, социально-психологической и медицинской.

Описанную ситуацию необходимо учитывать при рассмотрении проблемы соотношения семьи со внесемейными институтами социализации. Долгие годы в нашей стране признавался безусловный приоритет общественного воспитания. Это было особенно характерно для первых послереволюционных лет, когда шел процесс разрушения прежних форм организации семьи. Идеология, формировавшаяся в эти годы, была, по сути, антисемейной — отрицающей семейную собственность, наследство, быт, стабильность отношений.

Начиная с середины 30-х годов, а особенно после Окончания Великой Отечественной войны, предпринимались законодательные и другие меры, направленные на укрепление семьи. Но при этом подчеркивалось, что советская семья основывается на совершенно новых принципах, исповедует новую мораль, имеет совершенно иную природу, чем семья в любом другом обществе. Одной из черт этой новой семейной идеологии, дожившей до наших дней, по-прежнему было признание безусловного приоритета внесемейного воспитания детей.

Сейчас все единодушны в отношении необходимости укрепления семьи, но само понимание того, что такое прочная семья, благополучная семья, не остается неизменным. Оно отражает объективные тенденции семейной эволюции, социально-экономические особенности общества и особенности семейной идеологии. В одном случае упрочение семьи означает усложнение и даже фактическое запрещение разводов, нетерпимость к новым, нетрадиционным формам организации семейных отношений, запрещение абортов. В другом — это предоставление максимальных возможностей выбора стиля семейной жизни, обеспечение реального равенства, предоставление женщинам возможности работать, приобретать профессиональную квалификацию и т.д.

То одна, то другая крайние позиции, которые находят выражение в официальной семейной идеологии и семейном законодательстве, преобладали в разные периоды советской истории. К тому же новая семейная идеология распространялась в стране, имевшей и сохранявшей глубокие патриархальные традиции. Эти традиции неуклонно разрушались — исчезала объективная социально-экономическая основа их существования, но и новые «демократические» традиции только провозглашались, поскольку социально-экономическая основа их существования тоже была разрушена — и более «успешно», чем корни патриархальных отношений. Это связано с тем, что традиции «демократической» семьи (например, в среде городской интеллигенции) развивались на основе определенного уровня культуры и известного материального благосостояния, что было недостижимо для большинства семей в 20-40-е годы. Кроме того, традиции демократической семьи разрушались, поскольку истреблялись семьи — их носители. Сейчас элементы различных взглядов на семью, усвоенных разными поколениями людей, сосуществуют, высказываются средствами массовой информации, «накладываются» на стихийно формирующуюся семейную идеологию, которая всегда присутствует в обществе. Ее источником являются социально-исторические, национальные и религиозные традиции, субкультурные особенности. Эта стихийно складывающаяся семейная идеология отражает противоречивую реальность жизни современной советской семьи, в которой, как показывают многочисленные этнографические, социологические и психологические исследования, глубоко укоренены патриархальные элементы. Такая семья при выполнении своих социализирующих функций встречается с фундаментальными трудностями. Они вытекают из неизбежного конфликта между культурными образцами, на которые семья объективно способна ориентировать социализируемых ею людей, и требованиями, которые предъявляет к человеку современная жизнь. Если в семье человека воспитывают в духе беспрекословного послушания, а ему приходится жить в мире, где постоянно надо принимать самостоятельные решения, основанные на внутренней ответственности, то он может пегко превратиться в преступника. Это и значит, что семья оказывается неспособной к выполнению своих социализирующих функций, с чем сейчас достаточно часто сталкивается наше общество.

Источник

Факторы, характеризующие жизнедеятельность семьи, ее социальное благополучие, воспитательный потенциал

Социально культурный параметр семьи включает в себя. Смотреть фото Социально культурный параметр семьи включает в себя. Смотреть картинку Социально культурный параметр семьи включает в себя. Картинка про Социально культурный параметр семьи включает в себя. Фото Социально культурный параметр семьи включает в себя Социально культурный параметр семьи включает в себя. Смотреть фото Социально культурный параметр семьи включает в себя. Смотреть картинку Социально культурный параметр семьи включает в себя. Картинка про Социально культурный параметр семьи включает в себя. Фото Социально культурный параметр семьи включает в себя Социально культурный параметр семьи включает в себя. Смотреть фото Социально культурный параметр семьи включает в себя. Смотреть картинку Социально культурный параметр семьи включает в себя. Картинка про Социально культурный параметр семьи включает в себя. Фото Социально культурный параметр семьи включает в себя Социально культурный параметр семьи включает в себя. Смотреть фото Социально культурный параметр семьи включает в себя. Смотреть картинку Социально культурный параметр семьи включает в себя. Картинка про Социально культурный параметр семьи включает в себя. Фото Социально культурный параметр семьи включает в себя

Социально культурный параметр семьи включает в себя. Смотреть фото Социально культурный параметр семьи включает в себя. Смотреть картинку Социально культурный параметр семьи включает в себя. Картинка про Социально культурный параметр семьи включает в себя. Фото Социально культурный параметр семьи включает в себя

Социально культурный параметр семьи включает в себя. Смотреть фото Социально культурный параметр семьи включает в себя. Смотреть картинку Социально культурный параметр семьи включает в себя. Картинка про Социально культурный параметр семьи включает в себя. Фото Социально культурный параметр семьи включает в себя

Факторы, характеризующие жизнедеятельность семьи можно подразделить на социально-культурные, социально-экономические, технико-гигиенические и демографические (А.В.Мудрик).

1. Социально-культурный фактор.

Домашнее воспитание во мно­гом определяется тем, как относятся родители к этой деятельности: равнодушно, ответственно, легкомысленно. Наиболее благоприят­ные условия воспитания связаны с гражданской позицией родите­лей: насколько они осознают ответственность за воспитание детей как важнейшей социальной обязанности члена общества.

Научные исследования выявили прямо пропорциональную за­висимость качества домашнего воспитания детей от уровня обра­зования (профессиональной квалификации) родителей. Образова­ние влияет на формирование ценностных ориентации родителей. Чем выше образование, тем важнее для родителей профессиональ­ная деятельность, ее творческий характер, тем выше оценивается ими профессия, требующая применения всех знаний, умений, навы­ков, инициативы, самостоятельности.

Во имя интересной работы родители не жалеют времени и энер­гии на постоянное повышение уровня своих знаний по специально­сти, на расширение своего кругозора, физической закалки. Часто интересная работа и возможности для самореализации оценивают­ся ими выше зарплаты и других материальных благ, что, в свою очередь, не означает недооценки материального благосостояния се­мьи. Наоборот, чем выше уровень культурных потребностей родите­лей, тем выше и их требования к организации быта и качеству окру­жающей материально-вещной, в том числе и жилищной, среды.

Социально культурный параметр семьи включает в себя. Смотреть фото Социально культурный параметр семьи включает в себя. Смотреть картинку Социально культурный параметр семьи включает в себя. Картинка про Социально культурный параметр семьи включает в себя. Фото Социально культурный параметр семьи включает в себя

В то же время повышение образования и профессиональной ак­тивности родителей сопровождается стремлением к более насы­щенному проведению досуга, обогащению и развитию своего ду­ховного мира, созидательной творческой деятельности, что, в свою очередь, способствует сплочению семьи, создает возможности для приобщения детей к культуре. Растет ответственность родителей за воспитание детей, за лучшую организацию семейной и всей обще­ственной жизни. Ответственность за будущее детей побуждает к анализу своей воспитательной деятельности, к приобретению не­обходимых знаний, умений. Таким образом, активность и успеш­ность в одной сфере деятельности (образовательной, профессио­нальной) положительно сказываются на других (воспитательной) и способствуют повышениюпедагогической культуры родителей.

Культура семьи, накладывает свой отпечаток на все сферы ее деятельности (быт, взаимоотношения, характер и содер­жание досуга и др.), одна из важнейших предпосылок полноцен­ного воспитания детей, а также других ее членов. Каче­ство семейного воспитания будет во многом обусловлено культур­ными ценностями, которых придерживаются члены семьи, и умениями использовать различные виды, жанры искусства во благо развития ребенка. Семьи исповедуют разные культур­ные ценности и соответственно получают различные результаты воспитания. Несомненно, что дети значительно «выиграют» в раз­витии, особенно нравственном и художественном, если близкие им люди не только «потребляют» культуру, но сами творят, вовлекая в этот процесс всю семью: рисуют, лепят, поют хором, устраивают концерты, разыгрывают домашние спектакли, ведут летопись семьи, сочиняют сказки и т. д.

Родители, озабоченные судьбой ребенка, серьезнее подходят к выбору для него детского сада, школы, учреждений дополнитель­ного образования (спортивная секция, кружок, музыкальная школа и др.). Деля с общественными институтами воспитания часть забот об образовании и развитии ребенка, родители ищут пути взаимо­действия с профессиональными педагогами, всячески поддержива­ют их авторитет в глазах сына или дочери. Такие родители охотно принимают участие в жизни и деятельности того учреждения, где воспитывается их ребенок.

Заработная плата ниже прожиточного уровня ведет к деградации трудового населения, экономически разрушает семью, способствует росту социальной напряженности в обществе.

Современная жизнь осложняет условия семейного воспитания в силу того, что возросприток женщин на рынок труда. Сложные экономические условия, сло­жившиеся в нашей стране в последние годы, вновь подтвердили вы­сокие адаптивные способности женщин, благодаря чему они быстрее переучиваются (среди специалистов с высшим и средним образованием 61% женщин), легче, чем мужчины, соглашаются, попав в разряд безработных, на малоквалифицированную работу.

Работа вне дома, меняя статус женщины в семье, неоднозначно сказывается на воспитании детей. С одной стороны, сокращается время общения с детьми, но с другой стороны, меняется качество этого общения. Работающая мама рассказывает о своей работе, обязанностях, коллективе и др., что вызывает у детей интерес, по­вышает ее авторитет в их глазах. При дефиците домашнего времени мать больше требований предъявля­ет к самостоятельности детей, поощряет их инициативу, привлекает к помощи по уборке квартиры, при приготовлении пищи, дает им постоянные поручения, положительное значение чего бесспорно.

3. Технико-гигиенический фактор означает, что воспитательный по­тенциал семьи зависит от места и условий проживания, оборудован­ия жилища, особенностей образа жизни семьи.

4. Демографический факторпоказывает, что структура и состав семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная и т.д.) диктуют свои особенности воспитания де­тей.

Источник

Социокультурная среда семьи

Тема 9. Семья как социокультурная среда воспитания и развития личности

Семья — это социокультурный феномен, играющий особую роль в социальной подготовке подрастающего поколения к жизни в обществе. В ней человек рождается и формируется как личность, перенимая культуру этой семьи и через нее и общества (среды жизнедеятельности).

Данная тема предусматривает рассмотрение следующих проблем:

1) социокультурная среда семьи;

2) пути повышения воспитательных возможностей семьи.

Социокультурная среда семьи

Основными функциями (от лат. functio — функции, исполнение) семьи (специфическое назначение) являются:

•репродуктивная — продолжение рода;

•социализация (ресоциализация) — естественное усвоение социального опыта и становления на этой основе человека как личности;

•рекреативная — взаимная моральная и материальная поддержка;

•коммуникативная — общение, т.е. в ней осуществляется изначальная подготовка растущего человека к жизни в обществе.

На формирующуюся личность в семье оказывают влияние многочисленные факторы, каждый из которых имеет свои особые социально-педагогические возможности. К основным факторам, оказывающим существенное влияние на ребенка, относят:

Субкультурные — факторы, обусловленные субкультурным своеобразием семьи:

состав семьи (полная или неполная; расширенная, состоящая по крайней мере из двух взрослых пар, обычно представителей двух поколений; преимущественно женский или мужской состав и др.);

кровнородственные связи членов семьи, определяющие ее своеобразие (родительская или приемная семья; семья второго (третьего) брака; семьи риска и пр.);

жизненные условия, в том числе и материальные, для развития и воспитания детей;

морально-психологический климат семьи (его своеобразие) — фон, определяемый ее социальными ценностями, на котором формируется личность растущего человека.

Факторы, обусловленные воспитательными возможностями родителей. Они отражают возможности членов семьи в передаче (формировании) культуры ребенку:

собственный опыт семейного воспитания;

•педагогическая подготовка (педагогическая культура) родителей;

готовность и способность родителей (родителя) к воспитанию детей и пр.;

уровень образования и личная культура членов семьи как пример для детей;

авторитетность родителей, воспитательная направленность авторитета;

родительская любовь как основа воспитания, ее рациональность во взаимоотношении с ребенком, искусство и умение любить ребенка, родительская нелюбовь;

отношение родителей к воспитанию ребенка.

Факторы, обусловленные непосредственной воспитательной деятельностью родителей:

•уход за ребенком, его педагогическая целесообразность для укрепления здоровья, умственного и нравственного развития, формирования навыков самообслуживания;

преобладающий тип семейного воспитания; искусство воспитания (экспериментальность и разумность, реализация советов «умных» книг, знакомых, «педагогических авторитетов», опыта других, их проявление в педагогической деятельности родителей);

умение создавать условия для стимулирования направленного развития и воспитания ребенка;

управление интересами ребенка с помощью игрушек и игр, бесед, рассказов, литературы, целесообразного использования программ телевидения, обсуждения книг, телепередач, газетных и журнальных статей, разучивания стихов, изготовления подарков и т.д., и т.п.;

создание наиболее целесообразных условий взаимодействия ребенка со сверстниками и другими людьми;

воспитание избирательности в отношении к среде, людям;

динамизм воспитания с учетом индивидуальности ребенка, его возраста, качественных изменений, достигаемых результатов, средовых условий;

приобщение к труду, самообслуживанию — трудовое воспитание;

умение наблюдать и видеть динамику развития и воспитания

ребенка, как позитивную, так и негативную, и использовать полученную информацию в процессе воспитания;

типичные ошибки семейного воспитания.

«Детский» фактор — своеобразие объекта семейной среды субкультурного воспитания:

своеобразие ребенка (единственный, поздний, проблемный, с особыми нуждами и пр.);

особенности положения детей в семье (рождение второго и следующего ребенка; одного пола; разнополые; малая или большая разница в возрасте; многодетная; нормально развивающиеся дети и ребенок с особыми нуждами; дети с особыми нуждами; дети от разных браков; дети от разных браков и общие и др.).

Воспитание ребенка в семье формирует основы социальности человека, становление его как личности, развитие индивидуальности. Семейное воспитание — это воспитание детей, осуществляемое родителями или лицами, их заменяющими (родственниками, опекунами). В нем выделяют различные типы, под которыми понимается своеобразие воспитания ребенка в семье, обусловленное общностью какихлибо внешних и внутренних черт, характерными особенностями личностей родителей, направленности воспитания и пр. В соответствии с типом воспитания и формируется личность. Можно выделить следующие:

—гражданское воспитание — воспитание гражданина — человека, отвечающего требованиям определенного общества, среды жизнедеятельности, утвержденным принципам, нормам и правилам;

светское воспитание — воспитание, отвечающее требованиям изысканного этикета — «требованиям света»;

элитарное воспитание (от фр. elite — элита, наиболее видные представители какой-либо части общества, группировки и т.п.) — воспитание, сложившееся в элитном обществе, группе (направленное воспитание человека для социального предназначения — царских особ, князей и пр.);

маргинальное воспитание (от лат. marginalis — находящийся на краю) — воспитание человека, который по своему уровню культуры находится вне рамок («на краю», «на обочине») основных структурных социальных образований данного общества, господствующих в нем социокультурных норм и нравственных традиций.

б) социального назначения:

—национальное воспитание — воспитание, основанное на национальном опыте, традициях, обычаях и направленное на формирование типа личности — представителя определенной нации;

религиозное (конфессиональное) воспитание — воспитание в соответствии с канонами конфессионального учения и опыта, сложившегося в определенной религиозной среде и конфессии, к которой принадлежат родители;

интегральное воспитание — воспитание, основанное на межнациональном опыте, имеющее общечеловеческий характер, сложившееся под воздействием многочисленных факторов среды и передающееся из поколения в поколение;

классовое воспитание — воспитание человека с учетом своеобразия принадлежности его к определенному общественному классу, которое обосновано отношением к средствам производства, труду, людям;

партийное воспитание — воспитание человека в среде с определенными партийными установками, взглядами, отношениями. В основе его лежит соответствующая идеология. Оно присутствует и в предыдущих воспитаниях. Все зависит от преобладающей у родителей и взрослых формы общественного сознания — научного, религиозного и пр.

в) отличающееся своеобразием характерологических черт (стиль семейного воспитания) — способ взаимодействия между родителями и детьми, выражающийся в степени их взаимопонимания, причастности к решению общих проблем, общности мировоззрения и содержании испытываемых друг к другу чувств:

авторитарное воспитание (от фр. autoritaire — властный) — воспитание властное (часто не признающее и не прислушивающееся к чужому мнению, уверенное в своем непререкаемом авторитете). В семье это часто проявляется в стремлении родителей как можно лучше воспитать свое дитя, но не знающих как это лучше сделать. Иногда такое воспитание отражает своеобразие (властность и ограниченность) личности воспитателя;

либеральное (анархическое) воспитание (от греч. anarchia — безначалие, безвластие) — воспитание человека без ограничений, на основе полной свободы, вседозволенности. Оно способствует формированию человека недисциплинированного, не признающего авторитетов, власти, беспорядочного и своевольного;

гуманистическое воспитание (от лат. humanus — человеческий) — воспитание просвещенного, свободомыслящего и человеколюбивого гражданина;

демократическое воспитание (от греч. demos — народ и kr’tos — власть) — воспитание человека, приверженного к общественному порядку, способного отождествлять свое место и роль с требованиями общества, активно участвующего в общественной жизни;

инфернальное воспитание (от лат. infernalis — находящийся в аду) — воспитание человека, одержимого бурными страстями, демонического;

плюралистическое воспитание (плюрализм — проявление в деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентаций, многовариантности оценок, высказываемых индивидом относительно значимых для него ситуаций) — воспитание человека, способного проявлять в своей деятельности и общении широкую эрудицию и гибкость, терпимо относиться к другим мнениям, суждениям, взглядам;

прагматическое воспитание (от греч. pragma — действие) — воспитание, основанное на практической деятельности воспитанника

иего личном опыте. Оно направлено на воспитание у человека преимущественно тех качеств, которые могут пригодиться ему в реальной жизни (на практике). Результатом являетсячеловек-прагматик—практико-ориентированный,деловой человек, преследующий в своей деятельности, поведении и общении только те интересы, которые имеют для него жизненно важное значение;

творческое воспитание (его называют интеллектуальным, инновационным и пр.) — воспитание, основанное на творчески усвоенном знании данных науки о воспитании и достижений реальной практики, осуществляемое с учетом индивидуальности ребенка.

г) по направленности содержанияумственное, нравственное

ит.п. Данные направления рассматриваются в теории воспитания общей педагогики.

На тип воспитания значительное влияние оказывают взаимоотношения и авторитет родителей, их уровень образования и культуры.

Семейные взаимоотношения—субъективно переживаемые взаимосвязи между членами семьи, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний на личностном уровне в ходе совместной жизнедеятельности и общения. Они определяют эмоциональные и деловые отношения в семье, ее микроклимат. Выделяются следующие типы семейных взаимоотношений (А.В. Петровский):

•диктат — доминирующая позиция одного из родителей, выражающаяся в жестких требованиях, правилах, приказах, насилии, угрозах и иных мерах воздействия на других членов семьи;

•опека — чрезмерное внимание ребенку, освобождающее его от трудностей, избавление от «лишних» требований, забот и волнений;

она сдерживает его развитие, формирует иждивенца, не приспособленного к трудностям в жизни, самостоятельным действиям, поступкам;

•мирное сосуществование — позиция, как правило, образованных родителей, придерживающихся принципа: дети должны, расти самостоятельными, независимыми, раскованными, свободными; в таких семьях родители живут своей жизнью, а дети — своей;

•сотрудничество — взаимодействие родителей и детей на личностном уровне; при этом имеет место баланс любви, уважения и требовательности к ребенку (впрочем, и к другим членам семьи).

Авторитет родителей — это высокая значимость и признание личных качеств и жизненного опыта отца и матери в глазах детей и основанная на этом сила родительского влияния на их поступки и поведение: послушание и выполнение детьми указаний или советов родителей, осуществляемые первыми ими не из страха перед ними или материальной заинтересованности, а признавая их справедливость и целесообразность.

Макаренко выделил родительские авторитеты, негативно сказывающиеся на воспитании ребенка:

авторитет подавления — повседневное воздействие на ребенка своим видом, действиями, жесткое и порой жестокое отношение к нему как личности, его действиям и поступкам;

авторитет расстояния — родители стараются быть подальше от своих детей, встречаясь с ними как начальники;

авторитет чванства — возвышение над окружающими, в связи со своим положением, в том числе и дома;

авторитет педантизма — большое внимание детям на уровне бюрократа, требование к детям, чтобы они относились к ним как к безукоризненному авторитету;

авторитет резонерства — бесконечные назидания и наставления ребенку;

авторитет, любви — стремление повседневно и повсеместно показывать свою любовь к ребенку и ожидание демонстрации любви ребенка к ним;

авторитет доброты — чрезмерная мягкость, доброта, уступчивость по отношению к ребенку;

авторитет дружбы — стремление создать с раннего возраста отношения с ребенком как с равным;

авторитет подкупа — послушание ребенка достигается путем подкупа подарками и обещаниями.

Настоящий родительский авторитет, по мнению Макаренко, основан на примере жизни и работы родителей, их поведении, знании

жизни своих детей и стремлении прийти к ним на помощь ненавязчиво, ненадоедливо, неутомительно, предоставляя им возможность самостоятельно выбираться из трудной ситуации, формируя свой характер.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *