стена памяти цоя в питере адрес
По «цоевским» местам
В среду, 21 июня, исполняется 55 лет со дня рождения Виктора Цоя. Корреспондент «Диалога» побывал в пяти местах, связанных с именем певца в Петербурге.
фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»
Трудно поверить, что человек, который стал кумиром миллионов примерно в то время, когда я начал открывать для себя мир музыки (так что мимо его песен я не смог бы пройти при всём желании), погиб ещё до распада СССР, и, наверное, уже может считаться классиком, — был моложе (и значительно) моего ныне здравствующего отца. Большинство из тех, кто сейчас слушает его песни, носит футболки и «торбы» с надписью «КИНО» и украшает памятными надписями стены приснопамятной котельной «Камчатка», его самого не застали, тем более – в сознательном возрасте. Однако во все прошедшие с тех пор годы поклонниками его были преимущественно молодые, совсем молодые люди. Видимо, певец, чья жизнь оборвалась на 29-м году – до истечения формально относящегося к молодости этапа бытия – знал что-то, что во все времена трогало именно тех, кто ещё не перешагнул окончательно рубеж зрелости. О чём бы он пел сейчас, остаётся только догадываться – вероятно, отчасти его миф стал таким прочным и живучим ещё и потому, что он ушёл очень рано: как до него Пушкин, Лермонтов, Лорка, Моррисон, Хендрикс…
1. Котельная «Камчатка»
Бывшая котельная на улице Блохина, 15, прозванная «Камчаткой» — место, где Виктор Цой трудился кочегаром, чтобы не иметь проблем с законом (а в советское время официально работать было необходимо всем). По прямому назначению это место работало до 2000 года, а в 2003 году здесь был открыт клуб-музей. В 2005 году здание, где он располагается, планировали снести, однако возмущение горожан сыграло свою роль – дом сохранили и даже затеяли ремонт. Сейчас, как убедился фотокорреспондент «Диалога», «народная тропа» сюда не зарастает, свидетельством чему – немалое оживление во дворе и сотни надписей, украшающих стены. «Цой жив!» — самая распространённая, а ещё много названий городов, сёл и республик: по ним можно изучать географию бывшего СССР. «Армения помнит», «Нюрба, Чокурдах, Берелях с тобой» (названия населённых пунктов в Якутии – ИА «Диалог»), «Дружковка – Донбасс», «Минск», «Смоленск», «Ачинск», «Барнаул», «Вытегра», «Всем салам из Кабардино-Балкарской республики»… И, конечно, цитаты из песен – много цитат.
2. Загородный проспект, 40
В небольшом сквере во дворах дома № 40 по Загородному проспекту группа «Кино» сняла в 1986 году свой первый клип — на песню «Видели ночь». По соседству располагалась студия художников, где собирались в ту пору «неформалы», и там американка Джоанна Стингрей, приехавшая в СССР для того, чтобы изучить (и по возможности популяризировать) советскую рок-сцену, на свою видеокамеру сняла «нарезку» с музыкантами группы «Кино», которая перемежается кадрами, сделанными в парках аттракционов.
3. Невский проспект, 49
В этом здании сейчас располагается фешенебельная гостиница Radisson, а в позднесоветское время на его углу находилось кафе «Подмосковье», получившее народное название «Сайгон» во времена Вьетнамской войны. Здесь собирались различные странные люди – от маргиналов до художников, писателей… и, конечно, музыкантов (благо знаменитый Ленинградский рок-клуб находился рядом, на улице Рубинштейна). Вероятно, проще перечислить тех деятелей не совсем официального и совсем неофициального искусства, которые здесь не бывали. Увы, испытания новыми временами заведение не пережило и закрылось в 1989 году, оставшись только в народной памяти и текстах многочисленных песен и прозе, созданной его «резидентами». На его месте открылся сначала магазин сантехники, потом – точка продажи компакт-дисков, а в 2001 году здание было реконструировано под уже упомянутую гостиницу.
фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»
Кстати, ещё одно место притяжения рок-музыкантов и художников в этой части города – «Эльфийский» (или «Эльфовский») садик на недальней Стремянной улице, который в 2008 году «всем миром» отстаивали от вероятной застройки, а в сентябре 2009 года там проводился концерт в честь 45-летия «Сайгона», на котором побывал и автор этих строк.
4. Улица Рубинштейна, 13
Теперь по этому адресу находится театр «Зазеркалье», но в 80-е это место гремело на всю страну как колыбель явления, которое власти ещё не любили, но уже хоть как-то терпели – русского, советского рока. Из стен Ленинградского рок-клуба, открытого в 1981 году, вышла не только группа «Кино», но и многие коллективы, которые и поныне считаются элитой отечественной музыки: «Пикник» (эта группа, кстати, была среди участников самого первого сборного концерта), «Алиса», «Аквариум»… Здесь же получила второе рождение группа «ДДТ». А сколько из подопечных клуба не дожили до наших дней! С 1983 года несколько лет подряд проводились ежегодные большие фестивали, но с распадом СССР, наступлением эпохи «свободного рынка» и тотальной творческой свободы Рок-клуб, увы, не нашёл своего места и канул в Лету, подобно уже упомянутому «Сайгону». Возродился он только в 2010 году – но уже по новому адресу.
5. Граффити-портрет Цоя на улице Восстания
Портрет Виктора Цоя появился на стене трансформаторной подстанции № 778, расположенной во дворе гимназии № 209 (бывшего Павловского женского сиротского института) на улице Восстания, 8, в августе 2014 года – накануне очередной годовщины гибели музыканта. Нарисован он в узнаваемом стиле арт-группы HoodGraff, которая сотворила в Петербурге множество настенных изображений. Чуть позже администрация Центрального района заявила о намерении закрасить граффити, но за него вступился губернатор Георгий Полтавченко.
Подготовил Илья Снопченко / ИА «Диалог»
Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!
Через социальные сети
Еще не зарегистрированы?
Регистрация
Через социальные сети
Восстановление пароля
Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию
Семь мест памяти Виктора Цоя в Петербурге
Мы составили маршрут по самым интересным «цоевским» местам Северной столицы, которые стоит посетить в память о «последнем герое» русского рока.
«Камчатка»
Цой, подкидывающий угли в огонь и рассуждающий о свободе в начале фильма «Рок» Алексея Учителя, — это из «Камчатки». Так называлась котельная на улице Блохина, где поработала добрая половина ленинградских рокеров, которые хотели избежать наказания за тунеядство. Песня Цоя со строчкой «Это сладкое слово „Камчатка“«, кстати, появилась до его трудоустройства в котельную. Потом многие из рокеров стали стадионными звёздами, квазитрудоустройство им уже не требовалось. Одним из последних в середине 1990-х тут работал Сергей Машнин («Машнинбэнд»). Как он потом рассказывал, в те годы «творческих трудящихся» заменили обычными рабочими — и место пришло в упадок. Уже в нулевые тут появится мемориальная доска в память о Цое.
м. Спортивная, улица Блохина, 15
Сквер Виктора Цоя
В паре шагов от легендарной «Камчатки» есть сквер с большим граффити-портретом Витора Роберотовича. Именем рок-музыканта, трудившегося неподалёку, зелёный уголок назвали 20 сентября 2012 года по инициативе активистов движения «Рок-Петроград», которые очень хотели, чтобы городские власти назвали одну из улиц поблизости именем «последнего героя» русского рока.
м. Спортивная, у дома № 2 по Любанскому переулку
Место, где группа «Кино» сняла первый клип
На Загородном была студия художников, где ленинградские рок-музыканты собирались и слушали неизвестную для советских людей зарубежную музыку. Сюда в 1986 году приехала и американка Джоанна Стингрей. Стингрей не просто общалась с рок-музыкантами, но и активно помогала: привозила хорошие инструменты, достать которые было невероятно сложно, и даже помогла группе «Кино» снять первый клип. Так, в сквере неподалёку музыканты пели и танцевали, а Джоанна сняла это всё на свою видеокамеру. В итоге получился клип «Видели ночь».
м. Звенигородская, Загородный пр., 40
Ленинградский рок-клуб
Первая легальная площадка для советских рок-музыкантов. Именно здесь расцвели карьеры Цоя, Башлачева, Гребенщикова. Именно сюда за славой приехал Шевчук. Несмотря на плохое оборудование, не самую лучшую акустику, зал всегда был в экстазе. Фестивали рок-клуба манифестировали появление новой волны русскоязычных музыкантов, творчество которых до сих пор определяет ситуацию как в радиоэфирах, так и в интернете. Здание на Рубинштейна находилось в двух шагах от другого места тусовок, «Сайгона». С распадом Советского Союза рок-клуб оказался ненужным элементом ушедшей эпохи. Объект протеста, советский режим, ушёл в небытие, а герои рок-клуба — на стадионы. В итоге он закрылся, вскоре на его месте появился театр «Зазеркалье».
м. Достоевская, улица Рубинштейна, 13
Скверик «Эльф»
Эльфийский дворик — место встреч петербургского андеграунда, хотя сейчас здесь не очень оживлённо. В былые времена здесь часто проводили время Цой, Гребенщиков, Башлачев и многие другие, не менее известные фигуры музыкальной и культурной сцены нашего города. Именно здесь впоследствии сняли документалку «Йя-Хха» о ленинградских рок-музыкантах.
м. Маяковская, улица Стремянная, 11
Граффити-портрет Цоя
В 2014-м аккурат ко дню памяти знаменитого советского рок-музыканта и лидера группы «Кино», чьё творчество нераздельно связано с городом на Неве, художники всем известной команды HoodGraff создали новую стену памяти в самом центре Петербурга. Администрация Центрального района было попыталась закрасить огромный портрет Виктора Робертовича, но в Смольном их пыл умерили, и изображение удалось спасти.
м. Площадь Восстания, ул. Маяковского, 3б
«Дом со шпилем»
Лучшее произведение сталинского ампира в Петербурге «киноманам» хорошо известно благодаря тому, что здесь с детских лет жил музыкант и символ своего времени Виктор Цой. В 60-х здесь обитали простые советские люди, многие из которых жили в стеснённых условиях. Так было и в случае с Цоем: первые годы своей жизни он провёл в проходной комнате.
Новости
На Малой Конюшенной в Петербурге открыли временную Стену Цоя
В Санкт-Петербурге на Малой Конюшенной улице сегодня состоялась необычная акция приуроченная к годовщине смерти известного советского рок-музыканта Виктора Цоя. В ходе акции на один день на улице была установлена временная, импровизированная стена музыканта. На баннере, изображающем кирпичную кладку, любой желающий мог оставить свои слова для усопшего или выразить свои чувства. Организатором мероприятия стал арт-салон «Невский, 24». Сегодня в нем также проходит прослушивание редкой записи одного из «квартирников» с участием Цоя.
Помимо всего этого, утром 15 августа Фонд памяти Цоя провел акцию с шествием поклонников. Шествие началось на Финляндском вокзале и завершилось на Богословском кладбище, где ныне покоится музыкант. В ходе акции ее участники несли портрет исполнителя гигантских размеров – 2х3 метра. Всего в мероприятии приняло участие около сотни человек. Как рассказали организаторы, заявка была подана всего на 50 человек, однако в момент шествия к ним начали присоединяться еще люди. Шествие сопровождалось сотрудниками полиции и одной машиной ГИБДД.
Когда участники памятного мероприятия добрались до кладбища, они возложили цветы на могилу исполнителя. Под аплодисменты был установлен портрет Виктора Цоя, а после последовала минута молчания. Началась она в 12:28 – с момента смерти певца. После этого демонстранты отправились в клуб-музей «Камчатка», где сегодня проходит вечер памяти. Музей организован в бывшей котельной, где некогда работал Цой.
Напомним о том, что певец и музыкант Виктор Цой погиб в ДТП в Латвии в 1990 году. Сегодня исполнилось 25 лет с момента смерти музыканта. За время своей карьеры Виктор Цой успел создать более 100 песен, снимался в кино. Последняя пластинка «Черный альбом» вышла уже после смерти исполнителя в декабре 1990 года.
«Цой жив!»: ТОП-5 мест в Санкт-Петербурге, где жил и творил лидер группы «Кино»
Дом со шпилем, Московский проспект, 190
Красивое здание на Московском проспекте многие воспринимают как элитное строение. В Советское время здесь, действительно, жили партработники и чиновники высших звеньев, но в другой части. В доме попроще можно было найти коммунальные квартиры, где и обосновался маленький Виктор с отцом-инженером и мамой-педагогом.
Виктор Цой, живя здесь, успел выучиться в школе, поступить в ПТУ, а затем создать первую группу «Гарин и гиперболоиды», которая затем мутировала в «Кино». Кстати, «дом со шпилем» он никогда не забывал и даже указал в своих хитах: «Бездельник» и «Дети проходных дворов».
Загородный проспект, 40 – «декорации» для клипа «Видели ночь»
Фото: Zamir Usmanov/Global Look Press
Когда Цой почувствовал, что музыка стала не только хобби, но и чем-то большем, то захотел расширить свои границы. В этом музыканту помогла американка Джоанна Стингрей – продюсер приехала в СССР в поисках молодых талантов, познакомилась с БГ, Юрием Каспаряном и другими рок-легендами. Ее внимание привлек и Виктор Цой – именно она поспособствовала съемкам клипа на песню «Видели ночь», которая затем стала легендарной.
Ленинградский рок клуб, Рубинштейна, 13
Фото: Zamir Usmanov/Global Look Press
Культовое место для всех рок-музыкантов. Именно сюда приезжали выступать БГ, Вячеслав Бутусов и… группа «Кино» во главе с Виктором Цоем. Но попасть сюда мечтали не только рокеры, но и простые люди, для которых мир рок-музыки был закрыт из-за железного занавеса и идеологии СССР.
Сейчас на месте рок-клуба находится детские театр «Зазеркалье» и периодически там проводят ностальгические концерты памяти. Несколько лет назад, выступая на одном из юбилейных торжеств, Борис Гребенщиков признался: «Звук здесь за 30 лет так и не изменился – как был ужасным, так и остался».
Котельная «Камчатка» на Блохина, 15
Фото: Zamir Usmanov/Global Look Press
Легендарное место, где работал Цой, чтобы прокормить семью. Дело в том, что в 80-е рок-музыка была практически под запретом и доход приносила катастрофически скромный, поэтому все рокеры работали параллельно на официальных работах. Цой был кочегаром. Сейчас это культовое место для всех поклонников творчества Виктора Робертовича.
Квартира на проспекте Ветеранов, 99
Здесь он прожил до своего переезда в Москву. Рядом жил легендарный директор и продюсер Юрий Белишкин, поэтому улицы рядом с Ленинским проспектом можно по праву считать рокерскими. В квартире на Ветеранов он написал такие хиты как «Группа крови», «Звезда по имени солнце» и другие.
Не только «Камчатка». Адреса Виктора Цоя в Петербурге
15 августа 1990 года не стало Виктора Цоя. Он погиб в автокатастрофе. Тридцать лет, как певца нет, но его песни до сих пор с нами. Эта музыка и сейчас звучит современно, а сама личность Цоя вызывает интерес у тысяч его поклонников.
ФОТО Сергея ВДОВИНА/ИНТЕРПРЕСС
Сегодня многие из них приезжают в наш город посетить места, связанные с именем кумира. Это и дом на проспекте Ветеранов, в котором Виктор жил со своей семьей, и, конечно же, легендарная котельная «Камчатка». Однако на самом деле подобных отметок на карте города – бесчисленное множество. Ведь Виктор Цой родился в Ленинграде, здесь учился, работал и прожил до 1988 года, когда переехал в Москву.
Большая часть жизни Виктора прошла в Московском районе. Он появился на свет 21 июня 1962 года в роддоме № 9 (Кузнецовская ул., 25). Отсюда новорожденного привезли на Московский проспект, 193, где тогда жили его родители. Это здание в стиле сталинского ампира на Московской площади. Рядом, стоит лишь перейти Ленинский проспект, детский сад, куда он ходил.
В 1966 году родители купили однокомнатную кооперативную квартиру в типовом девятиэтажном кирпичном доме, опять же в Московском районе, – на пр. Космонавтов, 76. Отсюда Виктор отправился в первый класс школы № 362, находившейся в пяти минутах ходьбы, на Витебском пр., 85. Забегая вперед, скажем, что Виктор сменил четыре школы, и все – в Московском районе.
В 1973-м родители Виктора развелись. Квартиру разменяли. Отец, Роберт Максимович, уехал в комнату в коммуналке, а Вера Васильевна с сыном – в квартиру на Пулковской ул., 17. Затем – вновь переезд, на этот раз в знаменитый «Дом со шпилем» на Московском пр., 190. Там Виктор Цой прожил с 1975-го до начала 1980-х годов. Рядом, на улице Фрунзе, 22, – школа (сейчас № 507, а тогда 378-я), в которой он окончил седьмой и восьмой классы.
Здесь, в здании на углу Московского проспекта и Бассейной улицы, Виктор пережил подростковый возраст. Первые аккорды на гитаре, первый опыт вокала, первая влюбленность. Он не любил проводить время дома: у него была средняя проходная комната – все время на виду, не укрыться. Отсюда и прогулки по городу, и курение на крыше соседнего дома, откуда был виден казавшийся бесконечным парк Победы. Кто знает, может, из подобного досуга впоследствии и родилось: «Гуляю, я один гуляю. ».
Отсюда Виктор ездил в художественную школу на наб. канала Грибоедова, 2б, и в училище им. Серова на площади Пролетарской Диктатуры, 5, в которых, правда, проучился недолго. Из последнего учебного заведения Виктора отчислили за неуспеваемость. Виной тому, надо полагать, послужил растущий интерес к музыке.
Родители, в особенности отец, придерживались строгих жизненных правил: учеба, армия, работа. Видимо, под их влиянием Виктор сначала устроился штамповщиком на завод, а затем поступил в вечернюю школу № 147 у станции метро «Электросила» (Московский пр., 164). Здесь он учился два года, а затем поступил в ПТУ № 61 на ул. Стойкости, 30, где осваивал специальность «резчик по дереву». В этой профессии он делал успехи, и его даже показали в популярной программе «Монитор» ленинградского телевидения – как лучшего учащегося.
В музее бывшего ПТУ, а ныне лицея хранится дипломная работа Виктора – резной наличник. Многие знают, что он делал и нэцке. Он вообще любил все восточное. Многим своим друзьям он дарил пепельницы и прочие поделки из дерева. После смерти певца лицей стал объектом паломничества его фанатов. Многие стремились пройти по стопам Виктора и даже поступали сюда учиться.
Еще в стенах ПТУ он был гитаристом в студенческой группе «Ракурс», а после двух курсов бросил учебу и полностью посвятил себя творчеству.
С 1985-го по 1987 год Цой жил в доме-корабле на пр. Ветеранов, 99. Это была квартира его жены Марианны и ее мамы Инны Николаевны. Известны фотографии счастливой молодой семьи на прогулке в соседнем парке «Александрино» и Виктора с собакой, скотч-терьером Биллом, возле дома. После смерти музыканта деревянная дверь в квартиру № 101 была вся исписана поклонниками.
Осенью 1986 года он устроился кочегаром в котельную на Петроградской стороне. В ту пору именно котельные для многих творческих людей служили своего рода «внутренней эмиграцией». Во-первых, график работы – сутки через трое. Можно меняться сменами. Во-вторых, на работе всегда было время для гостей, написания песен, стихов или картин. И, наконец, платили зарплату.
Котельная на улице Блохина, 15, в начале 1980-х была богом забытым местом с «классическим» пьющим персоналом. Все изменилось с назначением туда бригадиром Анатолия Соколкова. Он и стал набирать команду из непризнанных официально музыкантов.
Котельная отапливала один-единственный дом – женское общежитие 1-го ремонтно-строительного треста Ленинграда. Есть кадры из фильма Алексея Учителя «Рок», где Цой грузит в тележку уголь, а затем бросает его в топку. Известна также шутливая музыкальная зарисовка Виктора «Я хочу быть кочегаром».
Будет несправедливо не упомянуть и других музыкантов, работавших в разное время в котельной. Это Святослав Задерий, Александр Башлачев, Андрей Машнин, Олег Котельников, Виктор Бондарик.
Название «Камчатка» прижилось почти сразу. Дело в том, что Анатолия Соколкова все называли «начальник». Естественно, всем сразу на ум приходил известный советский фильм «Начальник Чукотки». А к тому времени у Цоя уже была написана песня «Камчатка» и альбом «Начальник Камчатки». И по аналогии и созвучию с фильмом все стали называть Соколкова именно так – «начальник Камчатки», а саму котельную – «Камчатка».
Цой проработал там сравнительно недолго. Его популярность стремительно набирала обороты. Начались гастроли, съемки в кино и на телевидении.
Певцу не удавалось оставаться инкогнито. К тому времени в прокате уже вовсю шли фильмы «Асса», «Игла», по телевидению крутили клипы, выходили передачи с участием музыканта. Порой, вернувшись домой, Цой находил под дверью своей квартиры цветы от поклонников.
Впрочем, его ленинградские адреса – это и дома, где жили его многочисленные друзья, и рок-клуб на улице Рубинштейна, 13, и студии, где в разное время Виктор Цой и группа «Кино» записывали свои песни.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 143 (6741) от 14.08.2020 под заголовком «Не только «Камчатка»».