стена плача о чем плачут евреи
О ЧЕМ ПЛАЧУТ КАМНИ. ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ СТЕНЫ (ЯН СМИЛЯНСКИЙ)
Да, как оказалось, даже немногие израильтяне сегодня знают, что Стена Плача названа так не только потому, что из века в век евреи оплакивают возле нее погибший Храм.
Когда Тит увидел, что Западная Стена осталась почти нетронутой, он спросил у Пангана, как тот осмелился нарушить его приказ.
Пусть они говорят: «Если такова была только одна стена Храма, то как же был укреплен сам Храм, который взял великий Тит?!».
Панган прыгнул вниз со стены и разбился насмерть. Но Западная Стена осталась стоять там, где стояла.
И когда в течение долгих лет римляне запрещали евреям не только селиться в Иерусалиме, но и приближаться к развалинам Храма, евреи обозревали свою разоренную столицу с Масличной горы, и Западная Стена служила им главным ориентиром для определения того места, где стоял Храм.
Потом Святой Землей владели византийцы, которым не было никакого дела до Храмовой горы и Западной Стены, так что место это приходило во все большее запустение.
Так на месте Святая Святых Храма, над камнем Мория, на котором Авраам собирался принести в жертву Ицхака, и у которого Яакову явилось знаменитое видение лестницы, появился Золотой купол Омара, но зато евреям снова разрешили селиться в Иерусалиме и молиться у своей святыни.
Ну, а потом пришли крестоносцы и мамелюки, пожелавшие стереть саму память о том, что Иерусалим когда-то был еврейским городом.
когда Иерусалим оказывается в руках турецкого султана Салима Первого Грозного.
И по этому поводу тоже есть своя замечательная легенда. Рассказывают, что, прибыв в Иерусалим, Салим устроил свою резиденцию прямо напротив Храмовой горы. И вот в тот самый момент, когда он наслаждался видом из окна, Салим увидел, как к расположенному за окном холму подошла какая-то старуха и выбросила на этот холм целую корзину зловонного мусора. Вид этого мусора так оскорбил глаз султана, что он велел немедленно арестовать старуху и доставить ее пред его ясные очи. Когда же Салим узнал, что старуха, христианка по вероисповеданию, живет в Бейт-Лехеме и тащила эту корзину оттуда, чтобы выбросить его именно на этом месте, он вообще пришел в ярость: неужели от Бейт-Лехема до Иерусалима нет ни одной мусорной свалки, так что мусор надо выбрасывать прямо под окнами резиденции султана?!
Заинтересовавшись тайной этого холма, Салим начал ежедневно демонстративно выбрасывать в него несколько мешочков с золотыми монетами, на поиски которых, разрывая мусор, немедленно бросались толпы городских нищих.
Так они постепенно разрывали этот холм, пока однажды из-под груды этого мусора не появилась Стена…
Окончательно очистил Стену от мусора сын Салима Сулейман Великолепный.
Он же не только разрешил евреям вновь молиться у Стены, но и выделил для этого специальный участок длиной в 28 метров и шириной в 3 метра.
На этом участке и молились евреи вплоть до 1949 года, когда по итогам Войны за Независимость Стена Плача оказалась в руках иорданцев.
Кстати, само название «Стена Плача» есть следствие ошибочного перевода.
Но так как слово «кинот» обычно переводится на другие языки как «плачи» (например, «Плач пророка Ирмиягу»), то на другие языки «Котель а-кинот» стали переводить как «Стена Плача», а затем это название закрепилось и у самих евреев…
На свидание с Богом
Что же приводит людей к Стене Плача?
Чтобы внести хоть какую-то ясность в этот вопрос, я решил задать его нескольким мужчинам и женщинам на выходе из этого святого для каждого еврея места.
Чуть-чуть забегая вперед, скажу, что нечто подобное мне говорили и многие другие мои собеседники, но больше всего меня потрясло откровение женщины, представившейся Марией. Как выяснилось, она не еврейка, приехала 10 лет назад в Израиль подработать, да так здесь и задержалась и успела за это время неплохо выучить иврит.
Стена Плача
Стена Плача
Стена Плача (Western Wall) является остатками укрепляющих конструкций, которые были возведены Иродом Великим рядом с Храмовой Горой в Иерусалиме. Здесь располагался Второй Иерусалимский Храм – в 70 году н.э. его разрушили римляне. Стена Плача не была частью Храма, однако она достаточно близка к ней, поэтому превратилась в самую значимую святыню для еврейского народа. Многие столетия здесь собирается большое количество верующих, это место служит центром паломничества и молитв. Наиболее ранний источник, который связывает иудеев со Стеной, относится к IV веку. Длина сооружения составляет 57 м, высота – 19 м.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Стена Плача в Иерусалиме
История и происхождение названия
Стена Плача имеет 45 рядов кладки, 28 из них находятся над землей, остальные – снизу. Сооружение возводилось постепенно – во времена правления Ирода, Омейядов и Османской империи. Для обеспечения прочности все ряды каменных блоков устанавливались с некоторым углублением внутрь конструкции, при этом Стена создавалась без применения специального раствора.
При строительстве укрепления Ирод Великий разработал хитрый план, чтобы получить одобрение Рима. Правитель послал в Рим гонца и в то время, пока тот добирался, начал возводить Стену. Ирод знал, что поездка в Рим будет длиться долго – когда гонец вернулся оттуда, строительство уже завершилось. Ответное письмо было лаконичным, в нем Октавиан Август говорил, что сооружение не стоит возводить, но если работы уже завершены, можно оставить его.
Свое название Стена получила из-за того, что здесь оплакиваются Первый и Второй Храмы, которые были разрушены в один день, но в разные годы. Священные писания содержат сведения о том, что эти события не являлись случайностью – евреев наказали за создание идолов и постоянное кровопролитие.
Сооружение также называют Западной стеной – так звучит его название на иврите. Фрагмент защитного укрепления Храмовой Горы находился именно в западной части, поэтому его так стали именовать. Арабы же, увидев, что евреи приходят сюда молиться Богу и сожалеть о разрушении Храма, прозвали остатки укрепления «Стеной Плача». Это название стало популярно в других странах и сейчас данная достопримечательность имеет два наименования.
Молящиеся Разделение Стены Плача на две зоны
Традиции и обычаи
В современном мире Стена Плача является особенным местом для всех иудеев. Сооружение также привлекает путешественников со всех уголков планеты. Сейчас Стена разделена на две части – левая предназначена для мужчин, а к правой подходят женщины. Существует традиция оставлять записки с заветными желаниями между её камней. Так люди имеют возможность обратиться к Всевышнему.
На площади перед Стеной Плача проводятся торжественные мероприятия во время государственных праздников Израиля. Здесь принято отмечать значимые события в жизни верующих, например, достижение возраста религиозного совершеннолетия. Площадь является местом приношения присяги военнослужащими армии обороны страны. В дни поста иудеи сидят на земле около Стены, молясь и напевая печальные мелодии.
Записки в Стене Плача
Традиция помещения кусочков бумаги с написанными на них желаниями в щели Стены Плача зародилась несколько сотен лет назад. На данный момент здесь находится более миллиона записок от верующих и путешественников. Данный обычай обрел популярность среди знаменитостей, приезжающих в Израиль.
Записки в расщелинах стены Солдаты израильской армии пишут записку
Текст пожелания пишется на любом из языков, а длина сообщения варьируется от пары слов до целых посланий. Достаточно часто в записках цитируют отрывки из Библии. Люди просят у Господа здоровья, достатка, спасения и удачи. Можно использовать любую бумагу – её размер и цвет не имеют никакого значения. Важна лишь искренность желания и его понятное изложение, поэтому стоит продумать текст обращения заранее. После помещения записки между камней принято отдавать немного денег на благотворительность. Можно поделиться едой с нищим или помочь немощному. Если человек хочет обрести то, о чем просил, ему стоит продемонстрировать готовность меняться в лучшую сторону.
Согласно иудейским верованиям, молитвенные записки Стены Плача нельзя выбрасывать или сжигать. Несколько раз в год их собирают и хоронят на еврейском кладбище на Масличной горе. Традиция оставлять послания Богу положительно воспринимается представителями различных вероисповеданий, поэтому записку имеет возможность оставить каждый желающий.
Туннель Западной стены
Туннель пролегает под землей вдоль Стены Плача и находится перед её центральной частью и рядом с северным участком. В подземном комплексе можно увидеть дополнительные 485 м стены, которые недоступны, если смотреть на сооружение сверху. В ходе раскопок археологи обнаружили тут многочисленные находки, относящиеся к разным периодам истории Израиля. В северной части Западной стены нашли остатки водного канала, при помощи которого на Храмовую Гору подавалась вода. Самый крупный камень сооружения весит несколько сотен тонн – это один из тяжелейших объектов, поднятых человеком без применения специальной техники. Посетители имеют возможность войти в туннель с южной стороны и выйти из его северной части.
Сведения для туристов
К Стене Плача можно пройти в любое время года, она доступна для посещения круглые сутки. Добираться рекомендуется автобусом, поскольку места для личных транспортных средств на стоянке обычно заняты. На каждом из трех входов на площадь осуществляется контроль; скромная одежда обязательна. Женщины должны прикрыть плечи и ноги ниже колен, а мужчинам, желающим подойти к стене, выдаются бумажные ермолки (молитвенные шапочки). В субботу и еврейские праздники здесь нельзя курить, фотографироваться и говорить по мобильному телефону. Категорически запрещается приходить сюда с домашними питомцами.
Стоимость визита составляет 25 шекелей для взрослых и 15 шекелей – для детей. Во время праздников оплачивать посещение достопримечательности не нужно.
Вход в туннель Стены Плача разрешается только туристам с гидами по предварительной договоренности. Экскурсии на иврите и английском проводятся с группами до 30 человек. Туристы пребывают внизу в течение полутора часов, посещение доступно с 7 утра до 11 вечера, в пятницу – до обеда. Экскурсии не проводятся в субботу и праздничные дни.
Стена Плача
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Западная стена Иерусалимского Храма — самое святое место молитв после разрушения Храма почти 2000 лет назад. Здесь мы оставляем записки с просьбой к Б-гу, здесь мы молимся о возрождении Храма.
По преданию Б-жественное присутствие никогда не покидает Стены Плача… Западная Стена Храма — Котэль Маарави. Обычаи, факты и даты.
Что такое Стена Плача и почему она так называется
Стена Плача — это единственный фрагмент стены Храмовой Горы, который сохранился до наших дней. В мидраше [устном предании], который был записан 2 тысячи лет назад, сказано, что Творец поклялся: эта часть стены не будет разрушена.
В принципе, сама стена как таковая не является святыней иудаизма. Святыня евреев — это Храм, который был построен на Храмовой Горе. Значение этой стены для евреев, живущих после разрушения Храма, заключается в том, что она — единственное, что осталось от Храма. Однако в мидраше (Бэмидбар Раба 11, 2) сказано, что от этой стены никогда не отходит Шхина (Б-жественное присутствие).
На иврите она не называется «стеной Плача». Её название — Котэль Маарави, что в переводе на русский означает «Западная Стена». И так её часто называют на английском — Тне Western Wall. Её называют так, т.к. это фрагмент западной стены, окружавшей Храмовую Гору.
Арабы же, видя, что евреи приходят к стене молиться Всевышнему и плакать о разрушении Храма, прозвали её «стеной Плача». Отсюда пошло её название и в некоторых других языках, например, в английском (The Wailing Wall) и в русском.
Некоторые факты о Западной Стене
Никогда Шехина не отходит от Западной Стены (Мидраш на стих 2, 9 из Песни Песней: «…вот он стоит за стеной»).
Существуют разные мнения по вопросу о том, частью какого здания была Стена: храмового двора — азары (например, так считает Радбаз) или самого Храма (большинство мудрецов последних поколений).
Традиция молиться у Стены сорок дней без перерыва восходит к раби Шломке из Звиля.
Рав Моше Альберштам, благословенна память праведника, передавал от имени р. Давида из Лелова, что накануне каждой субботы после полудня души святых праотцев и праматерей спускаются к Западной Стене.
Рав Й.-Х. Зоненфельд не ходил к Стене больше одного раза в месяц, чтобы не угасла возвышенность молитвы (Алеф кэ-тав).
Рав Хаим Каневский учил, что лучше молиться у той части стены, где есть кровля, чем у открытой части.
Когда-то существовал обычай втыкать колышки и гвозди в Стену перед тем, как отправиться в дальний путь — это должно было защитить путника. Позже обычай отменили, т. к. подобные действия по отношению к Стене выглядели непочтительно (респонс Исмах Лев).
Площадь, примыкающая к Стене, не считается «палатами», если речь идёт о переносе вещей в субботу, потому что она предназначена для молитвы, а не для торговли.
Длина Западной Стены — около полукилометра (488 м).
Длина видимой части Стены составляет только девятую часть от её настоящей длины (57 м.)
Высота видимой части Стены — 19 м., а высота Стены полностью — 40 м., т. е. высота подземной части — 21 метр.
Стена как бы наклонена вовнутрь, каждый последующий ряд кладки несколько отступает от предыдущего вглубь, поэтому некоторые люди не подходят вплотную к камням, боясь «ступить» на те камни, которые находятся под землёй.
«Туннель» в мужской части был застроен мусульманами около 4400 (640) года, чтобы скрыть Стену, и был очищен лишь недавно. Он был открыт в 5745 (1985) году.
Тысячу лет назад, в 4793 (1033) году, произошло сильное землетрясение, которое разрушило многие строения, ещё сохранявшиеся к тому времени на Храмовой горе.
После разрушения Храма Адриан построил на Храмовой горе языческое святилище.
Затем византийцы построили христианскую церковь.
В 4398 (638) году мусульмане завоевали Иерусалим и построили «Купол над скалой» — Кипат а-Сэла (4451—691) и мечеть Аль-Акса (4473—713).
В 4859 (1099) году крестоносцы завоевали Иерусалим, убивали евреев, но не тронули Храмовую гору.
Позже Салах-ад-Дин, лидер мусульман, завоевал Иерусалим и изгнал христиан.
В результате шестого крестового похода Храмовая гора оказалась в руках христиан на сорок пять лет (с 5059—1299 по 5104—1344 год).
Вслед за ними пришли мамлюки и правили до 5277 (1517) года.
Затем Страной Израиля на четыреста лет завладели турки. По окончании Первой мировой войны они передали все свои полномочия в Эрец-Исраэль в руки британцев.
Начиная с 5708 (1948) года Храмовая гора находилась в руках Иордании, и евреи не могли приходить к Стене вплоть до освобождения Старого города в 5727 (1967) году (во время Шестидневной войны).
Сегодня к Стене в среднем приходят более двух миллионов человек в год.
Западная Стена Храма — Котель Маарави
Западная стена Иерусалимского Храма — самое святое место молитв после разрушения Храма почти 2000 лет назад. Здесь мы оставляем записки с просьбой к Б-гу, здесь мы молимся о возрождении Храма. По преданию Б-жественное присутствие никогда не покидает Стены Плача. Западная Стена Храма — Котель Маарави. Обычаи, факты и даты.
Стена, которую построил Шем?
Рав Овадья Климовский
Что сделал Ирод ради примирения с евреями?
Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии
Массовое благословение коэнов у Стены плача стало доброй иерусалимской традицией. Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов — храмовых священников, потомков брата Моше Ааарона, закутываются в талиты и произносят, обращаясь ко всему еврейскому народу: «Да благословит тебя Г-сподь и сохранит! Да озарит для тебя Г-сподь свое лицо и окажет тебе милость. »
Недельная глава Трума
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Трума
Почему святыня иудаизма так называется?
Сама стена как таковая не является святыней…
Можно ли подниматься на Храмовую гору?
Рав Бенцион Зильбер
Почему вокруг этого столько шумихи?
Храма нет. Только Стена.
Пустыней станет вся земля
Лекция рава Ицхака Зильбера
О чем можно просить Всевышнего, когда молишься у Стены Плача?
Рав Мендель Агранович
Какую молитву читать, чтобы Всевышний помог жениться или выйти замуж?
Стена Плача в Иерусалиме
Стена Плача – одна из самых известных достопримечательностей Иерусалима. Это главное священное место Иудаизма, но сюда пускают всех, вне зависимости от религиозной принадлежности. Туристам интересно посмотреть на традиции и молитвы иудеев, прикоснуться к древней истории, причем и в прямом, и переносном смысле этой фразы. Начнем с истории этого места.
Немного истории
Стена Плача находится на границе места, называемого “Храмовая гора”. Словом “гора” она только называется, а в действительности ее даже холмом назвать сложно. Сейчас она только напоминает возвышенную площадь или плато.
При разрушении храма римляне “схалтурили” – разрушили не все строения. Второй Храм по периметру был обнесен стеной, воздвигнутой царем Иродом Великим. Эта стена не принадлежала непосредственно Второму Храму, а несла техническую функцию – поддерживала грунт. Западную часть этой стены римляне не тронули, и она – это всё, что осталось от главного храма Иудаизма.
Римляне не только разрушили Второй Храм, но и запретили евреям доступ в Иерусалим, кроме одного дня в году. В Византийский период, времена Арабского Халифата и в правление Мамлюков ситуация была не лучше.
В 1517 году Иерусалим попал под власть Османской империи (турок), а турки относились к евреем благосклонно. Официально иудеям разрешил молиться у Стены Плача султан Сулейман Великолепный, которого многие читатели знают по телесериалу “Великолепный век”.
С того момента, Стена Плача стала главным предметом разногласий между еврейской и мусульманской общинами. Иудеи несколько раз пытались купить окрестные здания, но неудачно. Мусульмане очень боялись отдавать какую-либо собственность в округе, опасаясь притязаний иудеев на Иерусалим. Противостояние обострилось после 1917 года, когда Палестина попала под контроль Великобритании.
Это противостояние достигло пика 16 августа 1929 года, когда около стены начались беспорядки. За несколько дней погромов в Иерусалиме было убито 133 еврея и 339 были ранены. Со стороны арабов погибло 110 человек.
В 1930 году британцы собрали комиссию, чтобы разрешить спор общин. Эта комиссия установила неприкосновенность мусульманского квартала около Стены Плача, но разрешила евреем свободный доступ и обряды.
В ходе арабо-израильской войны 1948-49 годов эта часть Иерусалима отошла род контроль Иордании. Согласно договору перемирия, евреи имели свободный доступ к Стене Плача. Но по факту, их сюда не пускали.
5 июня 1967 года началась Шестидневная война. В ходе молниеносной военной операции Израиль разбил армии Египта, Иордании и Сирии. У Египта был захвачен Синайский полуостров, у Сирии Голанские высоты, но самым ценным успехом Израиля в этой войне стал захват Иерусалима. Фото израильских десантников у Стены Плача (смотрите слева) облетело весь мир.
Стена Плача теперь находится на израильской территории, и уже никто не может запретить иудеям доступ к ней. Каждый день тысячи иудеев приходят сюда, чтобы …
Что иудеи делают у Стены Плача?
В первую очередь, они молятся. Для россиян это выглядит немного странно. Они раскачиваются на пятках и одновременно делают короткие наклоны вперед. Причем проделывают это весьма энергично, и некоторым вся эта процедура кажется забавной.
Параллельно читаются священные тексты, и гул стоит неимоверный. Некоторые молятся так, чтобы лбом касаться камней. Как раз в этот момент вспоминается поговорка: “Заставь кое-кого Богу молиться, он себе лоб расшибет”.
Не подумайте, что мы хотим посмеяться. Любой религиозный ритуал достоин уважения, если он направлен на культивацию добра и счастья людей. Просто иудейские ритуалы выглядят для нас очень непривычно.
Вторая важная традиция – вставлять бумажки с молитвами и просьбами к Богу между камнями Стены Плача. Считается, что именно такая молитва имеет максимальные шансы быть услышанной Всевышним.
Некоторые иудеи целуют камни, некоторые плачут и причитают, вспоминая об утерянных святынях своего народа. Отсюда и пошло название “Стена Плача”, хотя во время поездки в Израиль мы не рекомендуем пользоваться этим названием. Пожалуй, поговорим об этом подробнее.
Название
Название “Стена Плача” многие иудеи считают обидным. И их можно понять, такое название намекает на слабость израильтян. А как назвать слабой нацию, которая за шесть дней наголову разбила троих соседей с армиями, превосходящими численностью в десятки раз?
В мире чаще используют другое название – “Западная стена”. Оно логично вытекает из ее расположения на западе от местонахождения храма.
На иврите название произносится как “ХаКотэл ХаМарави” и переводится именно как “Западная стена”.
Еще ее называют “Котэл”, что переводятся как “стена”. Если нужно доехать до Стены Плача на такси, то можно просто сказать слово “котэл”, и таксист всё поймет. Ударение ставиться на второй слог.
Когда иудей говорит “Стена”, он подразумевает именно Стену Плача, как китаец подразумевает в таком случае Великую Китайскую стену. Неудивительно, ведь иудеи молятся лицом в сторону Стены Плача, как мусульмане молятся лицом в сторону Мекки. Но, у иудейских молитв есть свои особенности.
Как и когда иудеи молятся в сторону Стены Плача?
Утверждение, что иудеи молятся в сторону Стены Плача, не совсем верно, а аналогия с исламом также весьма сомнительна. Направление важно только для одной молитвы, называемой “Шмонэ-Эсре” или “Амида”. Это основная молитва, которую правоверному иудею следует читать трижды в день.
Правила направления при молитве “Шмонэ-Эсре” следующие:
Если иудей находится вне Израиля, то он должен повернуться лицом к Израилю.
Если иудей находится в Израиле, но не в Иерусалиме, то он должен повернуться лицом к Иерусалиму.
Если иудей находится в Иерусалиме, то он должен повернуться лицом к Храмовой горе.
Как видно из инструкции, Стена Плача тут значения не имеет.
Вдобавок, из этих правил есть несколько исключений. Если молящийся не может определить направление (к примеру, нет компаса и солнца не видно), если он не силен в географии или не может определить направление по другим причинам, то ничего страшного.
Согласитесь, эти нормы сильно отличаются от исламских, когда мусульмане молятся всегда только в сторону Мекки.
Сама Стена Плача – это самое священное место молитвы для иудеев, ведь на самой Храмовой горе им молиться запрещено.
Что представляет собой Стена Плача сейчас
Она довольно длинная – 488 метров. Большая ее часть скрыта за домами мусульманского квартала и недоступна иудеям и туристам. Открыты только два участка.
Первый участок длиной около 60 метров, и перед ним находится “Площадь Западной стены” (на фото слева). Именно этот участок посещают туристы, и здесь молится большинство паломников. Площадь разделена перегородкой на две части – мужскую и женскую (на фото слева).
Многих российских туристов поражает разделение стены на секции для мужчин и для женщин. Если к подобным вещам в Исламе россияне уже привыкли, то от Иудаизма такого мало кто ждет.
Второй участок имеет длину всего около 8 метров, и его называют “Малая Западная стена”.
Стена Плача высокая – 19 метров над уровнем земли, а еще ее часть находится под землей, а общая высота оценивается примерно в 32 метра. Согласно исследованиям, только нижние крупные блоки относятся к временам Ирода Великого. Блоки выше были установлены в эпоху Арабского Халифата, а самые верхние камни относятся к временам владычества Османской империи.
Вдоль Стены Плача под землей проложены туннели. Можно принять участие в экскурсии по этим туннелям, это займет один час времени. Естественно, за посещение подземелья берется отдельная плата.
Цена входа
К самой Стене Плача можно пройти совершенно бесплатно.
Экскурсия по тоннелям стоит 30 израильских шекелей для взрослого посетителя и 15 для ребенка.
Часы работы
Стена Плача открыта в режиме 24/7/365.
Туннели открыты с воскресенья по четверг с 7 утра до самого вечера, и в пятницу с 7 часов утра до полудня.
Сколько времени туристу планировать на посещение
Если вы не иудей и молиться не собираетесь, то больше 30 минут можете не планировать. Атмосфера тут явно невеселая, и шум раздражает. Большинство туристов около Стены Плача больше 15 минут не выдерживают.
Записку между камнями может оставить любой желающий. Если вы вознамерились это сделать, то рекомендуется написать послание Богу заранее и взять с собой.
Как добраться
Пожалуй, это одна из самых больших проблем для туристов в Иерусалиме.
Доехать на такси – самый удобный способ, но и самый дорогой – около 5 шекелей за километр. Если вам по силам платить такие деньги, то выбирайте именно этот способ. Подробно о тарифах читайте в нашей статье «Такси в Израиле».
Метро в Иерусалиме нет, только автобусы и скоростной трамвай. Главная проблема в использовании автобусов – туристы не знают, на каком доехать и где пересесть. Рекомендуем спросить у персонала вашего отеля, на каком автобусе (каких автобусах) можно доехать до Стены Плача. К слову, билет на автобус в Израиле недешевый – от 6 шекелей.
Можно сэкономить, если посетить местное экскурсионное бюро. Просто купите экскурсию по интересующим достопримечательностям, так будет дешевле и быстрее.
Правила поведения
— Во время шаббата здесь запрещено курить, снимать фото и использовать мобильные телефоны.
— Вход с домашними животными на “Площадь Западной стены” запрещен.
— Запрещено проносить к стене музыкальные инструменты. Весьма странный запрет, как нам кажется.
— Посетители обязаны находиться в головном уборе. Если у вас его нет, то можно взять кепи прямо на площади.
— Одежда должна быть скромной.
— Подходить к Стене Плача и отходить от нее можно только лицом.
— Выполняйте указания сотрудников службы безопасности, не спорьте с ними и не конфликтуйте.
Ещё пара моментов
— Если отдыхаете в Эйлате, то вначале нужно попасть в Иерусалим. Это можно сделать самостоятельно на автобусе или с экскурсией. Обо всех вариантах мы рассказали в статье «Как добраться из Эйлата в Иерусалим»;
— Подробно о дрес-коде читайте в нашей статье «Что туристам нельзя в Израиле».
Желаем интересных экскурсий по Иерусалиму, и читайте другие наши статьи об Израиле (ссылки ниже).