стена плача в евпатории история создания
Стена Плача, древняя синагога и кафе «Йоськин кот»: где найти Малый Иерусалим в Крыму
Переполненные пляжи, крики зазывал, запах чебуреков и шаурмы ― порою отдых на побережье выглядит именно так. Но существуют места в Крыму, где у туристов есть возможность окунуться в иной мир, вдохнуть чистый воздух, находясь в нескольких десятках метров от эпицентра курортного хаоса.
В Евпатории это Малый Иерусалим. Вход сюда проходит через Гезлевские ворота, единственные сохранившиеся из пяти основных ворот Старого города. Раньше за ними располагался дровяной базар и крупный невольничий рынок. Пройдя под воротами, попадаешь в другую страну с иными традициями, звуками, запахами, атмосферой. Нога чувствует теплоту кривоватой брусчатки, пахнет свежесваренным кофе, слышен мягкий стук дерева ― свой товар демонстрирует торговец деревянными игрушками.
Проходим чуть дальше, сворачиваем и видим величественный силуэт синагоги Егия-Капай. Это здание 1912 года, которое много лет использовали в качестве продовольственного склада. Недавно завершились реставрационные работы.
Около четырех лет назад здесь открыли малую Стену Плача, где люди пишут сокровенные желания на листках, сворачивают их и закладывают между блоками ракушечника. Если верить видео, которое транслируется с висящего экрана, раз в год эти записки вычищают деревянными палочками и отвозят в Большой Иерусалим.
«Последний раз я привозил записки в Иерусалим в 2019 году. Но вот уже два года из-за коронавирусных ограничений могу их отправлять только почтой. Там коробки ставят к стене, а потом вместе с другими записками и святыми текстами закладывают в глиняные кувшины и закапывают на Масличной горе», ― рассказал корреспонденту ФАН служащий синагоги Леонид.
На крыльце синагоги висят оградительные цепи со звездой Давида. Туристы сюда не заходят. Сквозь приоткрытую дверь видны ряды деревянных скамеек, белые стены и льняные скатерти. На входе ― свод правил. Мужчине необходимо прикрыть голову, женщине не обязательно. Одежда должна быть опрятной, а от селфи в синагоге лучше воздержаться.
Неожиданно видеть рядом с синагогой кафе, которое называется «Йоськин кот». Приятная музыка, скромные столики, кошерные блюда в меню ― все атмосферно, гостеприимно и вкусно.
«Чтобы значительно увеличить шансы на исполнение ваших желаний, в фонтан лучше кидать монетки только желтого цвета. Но за исполнение желаний администрация ответственности не несет! Таки не надо просить счастья за пять копеек», — надпись на маленьком фонтане вызывает улыбку.
Стоит заглянуть в маленький музей, куда евреи всего города сносили раритет: велосипед, абажуры, алюминиевые тазы, деревянную мебель.
«Эта швейная машинка одевала весь город. После войны огромные деньги за нее предлагали — все равно не продали», — рассказывает молодой смотритель музея.
Идем дальше. Домишки в Малом Иерусалиме невысокие, опрятные, выкрашенные в тихие светлые цвета. Автомобилей практически нет, улицы узкие и уютные. Очень чисто. Прогулка по этому месту может занять до нескольких часов. Обязательно стоит посмотреть Караимские кенасы, Турецкие бани, армянскую церковь, греческий храм и мечеть Джума-Джами, которую отделяет всего одна площадь от собора Святителя Николая Чудотворца. Не зря Евпаторию называют котлом религий!
Приток евреев в Крым произошел после окончания Крымской войны в 1853–1856 гг. Люди жили спокойно, занимались ремеслом и ходили на общественный молебен вплоть до 1930-х годов, когда с приходом большевиков для них настали тяжелые времена.
Малая Стена Плача в Евпатории — фото и описание
Крым известен мирным сосуществованием разных культур, традиций и религий – там не приветствуются национализм и религиозный фанатизм. Символом этого единства по праву считается туристический маршрут «Малый Иерусалим» в Евпатории. Малая стена плача – новая достопримечательность в его составе.
СОДЕРЖАНИЕ
Где находится евпаторийская Стена плача
Карта Евпатории показывает ее нам частью синагоги Егия Капай. Рядом можно обнаружить кафе «Йоськин кот», магазины «Подарки и сувениры» и «Лавгас», Караимские кенассы, Турецкие бани, протестантскую церковь «Живая вода» и др. интересные места.
Идейные параллели
Малый Иерусалим получил свое название из-за тесного соседства храмов нескольких религий на относительно небольшой территории – как в том Иерусалиме, что в Палестине. Мира и взаимного уважения в Евпатории при этом больше, но и параллели со Святым Градом одной не исчерпываются.
В частности, в палестинском городе есть Стена плача. Считается, что она единственная сохранилась от древнего Иерусалимского храма, заложенного еще царем Соломоном. Верующие иудеи закладывают между ее камнями записочки с обращениями к Богу. Считается, что это помогает получить заступничество для больных и нуждающихся.
Ремесленная синагога Егия Капай в Евпатории была построена в 1912 г. Но то здание ныне увидеть нельзя – во время Великой Отечественной немцы использовали помещение еврейского храма под конюшню, а затем строение было почти полностью уничтожено в ходе боев. Восстановление же культовых сооружений без статуса общегосударственного наследия в то время не считалось важным делом.
Сейчас синагога восстановлена и с 2003 года действует. Но сохранилась одна стена от старой постройки – часть ограждения территории. Ее-то и решили превратить в «филиал» иерусалимской достопримечательности.
Нюансы посещения
Обычно синагогу Егие Капай посещают в процессе экскурсии по Малому Иерусалиму (они разнообразны, о них хорошие отзывы), но можно сделать это и самостоятельно.
Цены никого не должны беспокоить – платить надо за экскурсионное обслуживание, а требования скромны. В остальном – можно сделать денежное пожертвование по желанию. Но просто право входа бесплатно для всех.
В синагоге также демократично относятся к внешнему виду туристов. Туда разрешено приходить по «дресс-коду» обычного, светского музея. На соблюдении условий посещения, принятых для верующих иудеев, тут не настаивают.
Единственное ограничение – в таком виде нельзя снимать себя (методом селфи или с помощью спутников) в интерьере или на фоне Стены плача. На сами объекты это не распространяется.
Просьба о помощи в Евпатории
Сама же Стена плача в Евпатории представляет собой участок старой кладки, похожий на руины старинного укрепления. Действительно, в 1912 г. святыню построили в «крепостном» стиле.
На сохранившемся фрагменте можно видеть заложенный воротный проем и особые камни, которые теоретически из стены можно вынуть (в крепостях так делалось ради возможности быстро устроить дополнительную бойницу).
Стена находится не в идеальном состоянии, но ее не реставрируют ради возможности исполнять сакральную обязанность. В трещины и выбоины между камнями кладки можно вкладывать записочки с краткими молитвами так же, как это делают в Иерусалиме.
Руководство еврейской общины просит только делать тексты возможно более краткими и писать помельче – чтобы записка легче влезла в щель и не способствовала дальнейшему разрушению сооружения.
В принципе оставить в стене записку с молитвой может и турист – это никому не запрещено. Тут дело в наличии или отсутствии веры в действенность этого обряда. Платить за это тоже не обязательно, это дело совести.
Стена плача в Евпатории официально связана с израильской – есть договоренность об отправке ежемесячно изъятых в Егие Капай записок в Израиль. Это еще одна причина не делать их слишком объемными – их ведь еще везти далеко!
Не пропустите — Старый город в Евпатории
Как добраться (доехать) до святыни
Ближе всего к Стене плача расположена остановка «улица Больничная» («Евпаторийская детская больница») – в 400 м к северо-западу. До нее вы сможете доехать на маршрутках №№ 4, 6, 9 и 17.
На машине от центра Евпатории добираться до достопримечательности несложно так:
Туристу на заметку
Достопримечательности уникального религиозного маршрута привлекают и людей неверующих – ведь все они являются памятниками архитектуры и истории, оригинальными культурными центрами. Не обязательно верить в силу засунутой в Стену плача записки. Можно ее вовсе не писать. Но стена-то все равно останется кусочком из прошлого, чудом пережившим войну. В заключение – видео в тему, приятного просмотра!
Синагога Егия-Капай в Евпатории
Еврейский дом молитв или синагога Егия-Капай в Евпатории известна также под названием Ремесленная. Она входит в состав экскурсионного маршрута Евпатории «Малый Иерусалим» и открыта для посещения всем желающим.
Синагога Егия-Капай на карте Крыма:
На территории также расположена выставка, посвященная еврейскому быту прошлого века, сувенирная лавочка (в основном фигурки и картинки евреев и котиков), а также работает отличный ресторанчик «Ёскин Кот», приглашающий отведать блюда еврейской кошерной кухни.
История синагоги Егия-Капай в Евпатории
Более 10 лет назад, в 1911 году заложили ее первый камень. На торжестве присутствовала вся городская еврейская община. Помимо ремесленников деньги на строительство, причем немалые, выделила и Городская Дума. Поэтому здание было возведено быстро, и уже через год в стенах Егия-Капай состоялась первая молитва.
Но в 30-е годы синагогу, как и другие храмы, закрыли, переоборудовав в складское помещение. Когда Евпаторию заняли фашисты, они устроили в этом здании конюшню, окончательно уничтожив его красоту. В послевоенные годы здание использовалось под разные нужды, что в итоге довело его до аварийного состояния. И городские власти решили его снести. Но еврейской общине удалось добиться не только отмены сноса, но и начать реконструкцию здания. Благодаря усилиям членов общины в 2003 году Егия-Капай вновь открыла свои двери для прихожан.
Архитектура Егия-Капай, единственной синагоги Евпатории
Проект здания разработал А.Л. Генрих, евпаторийский архитектор, являющийся приверженцем стиля модерн. Оно имеет базиликальную форму с входом на западе и алтарем – на востоке, смотрящем в сторону Иерусалима. Для строительства использовали желтый мамайский известняк. Каменная кладка состоит из широких и узких рядов. Внутренняя часть разделена на 3 нефа.
Основным элементом фасада здания синагоги является витраж, выполненный в виде шестиконечной звезды. Над ней видны библейские символы: скрижали с Десятью Заповедями на Ковчеге и жертвенный треножник Моисея. Над тремя дверями есть выступающие из стены стреловидные арки.
Каждую осень во дворе синагоги Егия-Капай в Евпатории возводят из зелени шалаш, который называется «сукко». Он устанавливается по случаю праздника Суккот в память о предках, которые 40 лет бродили по Синайской пустыне и жили в подобных шалашах.
За синагогой находится аналог «Стены плача» — Малая стена плача, где верующие оставляют записки со своими просьбами богу.
Стена плача в евпатории история создания
В день празднования десятилетнего юбилея экскурсионного маршрута «Малый Иерусалим» — 9 июня в Евпатории под плач дождя открыли символическую малую «Стену плача» в ремесленной синагоге «Егия Капай». В торжественном открытии «Стены плача» принял участие президент Все-крымского еврейского конгресса Ян Эпштейн, министр курортов и туризма Республики Крым Сергей Стрельбицикй, глава города Олеся Харитоненко и представители городской общественности.
Открытие малой «Стены плача» в евпаторийской синагоге приурочено к двум знаковым датам истории иудеев. В этом году исполняется 69 лет со дня провозглашения Государства Израиль в 1948 году — День независимости Израиля, отмечается ежегодно, как главный государственный праздник. В этом году 50 лет с момента объединения Иерусалима, провозглашённого в честь воссоединения Иерусалима после Шестидневной войны (1967 г.). В ходе войны евреям впервые за две тысячи лет удалось установить контроль над Старым городом и его священными местами — Храмовой горой и Стеной плача (Ха-Котель ха-Маарави — «Западная стена») главной иудейской святыня Израиля, и религиозной достопримечательности Иерусалима.
Сама по себе «стена плача» — остаток укрепления основания на западном склоне Храмовой Горы в Старом Городе Иерусалиме после увеличения территории Храма на вершине горы.
Строилась стена вокруг Храмовой горы ещё при царе Соломоне, который повелел строить её всему народу ради единства: южную стену строили знатные и богатые, восточную — родственники и члены семей иудейского священства, северную — торговцы, а западную стену строила беднота.
Когда строительство стены вокруг Храмовой горы было закончено разверзлись Небеса и был слышен Голос: «Да не разрушится никогда западная стена Храма Моего».
Так и случилось. Несмотря на многочисленные войны и конфликты, рассеяние евреев по всему миру и даже полное забвение этого места, западная Стена Храма стоит до сего дня в ожидании Мессии
Знаковым для Стены Плача является 9 число месяца ава, обычно приходится на июль или август. Это самый траурный и трагичный день для любого верующего иудея, так как, именно в этот день в разные годы был разрушен первый и второй Храмы, объявлен первый крестовый поход, принесший столько бед евреям, народ Израилев был изгнан из Англии, Испании, Франции. Считается, что именно 9 ава на Стену Плача садится белый голубь и не шелохнувшись сидит весь день.
В записках еврейского путешественника Биньямина из Туделы, посетившего Эрец Исраэль в 1168 году, есть рассказ об обычае вбивать гвоздь между камнями Стены Плача, отправляясь в дальние странствия. Бытовало поверье, что это талисман, охраняющий от опасностей в пути. По возвращении домой было принято вытаскивать свой гвоздь из стены. Ещё один обычай — писать или выбивать на камнях «Котеля Маарави» имена больных, и нуждающихся в помощи свыше. До сих пор на камнях стены сохранилось около сорока надписей с выбитыми именами.
Раввины Иерусалима осуждали эти поверья и считали такие действия осквернением святыни, а в качестве альтернативы предлагали вкладывать записки — это и стало началом ныне бытующего убеждения в действенности такой своеобразной молитвы.
С тех пор люди несут свои записки с молитвой Богу и оставляют их в расщелинах между камнями Западной стены. Раввин Шмуэль Рабинович считает, что обычай вкладывать в «стену плача» записки для не умеющих молиться становится своеобразной молчаливой молитвой и единственной возможностью выразить своё религиозное чувство. В этом нет ни суеверия, ни невежества.
Раз в месяц записки, оставленные в «стене плача» в синагоге Евпатории будут передавать в Иерусалим.
Сегодня туристический маршрут «Малый Иерусалим» показал и доказал, что Евпатория — место единства трёх мировых религий. В «Малом Иерусалиме» на площади выставлены изделия народных ремёсел, предметы быта, кулинарные изыски национальной кухни разных народов. Президент Все-крымского еврейского конгресса Ян Эпштейн искренне надеется, что этот день ещё больше объединит жителей города и послужит проявлением общественной дипломатии. Ведь гости приехали сегодня сюда из разных регионов России.
Глава Всекрымского еврейского конгресса рассказал также, что 20 июня в Евпатории состоится концерт по проекту «Золотой Иерусалим». На этот праздник приглашены известные всему миру таланты — лауреаты международных конкурсов и солисты Московской мужской еврейской капеллы, которую ценители называют «жемчужиной музыки».
По материалам газеты «Евпаторийская здравница» №43 (19265) от 14.06.2017 г.
Казалось бы, что после знакомства с Балаклавой надо было побывать в
Севастополе. Мы же вернулись к месту своего отдыха, в Симеиз, а, когда
получили приглашение отдохнуть в небольшом курортном посёлке Витино,
расположенном недалеко от города Евпатории, наше знакомство с Крымом
продолжилось в ином направлении. Появилась возможность вновь проехать по
старой автостраде, полюбоваться меняющимися природными картинами и Чёрным
морем, расстилающимся в бесконечность и сопровождающим нас большую часть
дороги.
День был солнечный, море играло всеми оттенками голубого, синего и лазоревого
цветов. Несколько раз мы останавливались, выходили из машины полюбоваться
восхитительными видами Черноморского побережья. А местность стала меняться:
исчезли утёсы и отроги скал, и вдруг неожиданно на возвышенной равнине, хорошо
видной из окна машины, мы увидели большое скопление самых различных мотоциклов,
расцвеченных разноцветными маленькими флажками. Любопытно было узнать, что же
там происходит. Остановились, узнали: тусовка байкеров, облюбовавших это
место для своих встреч.
Проехали дорожный указатель «Саки», известный грязевой курорт. И спустя время
въехали в Евпаторию, по праву считающейся столицей степного Крыма. Знакомство с
городом началось с ужина в кафе «Любовь-морковь» и короткой прогулкой в
сторону набережной, где уютно расположился красивый отель с бассейном.
Старинная Евпатория — город смешанных культур, религий и обычаев. Здесь
православные храмы мирно уживаются с мечетями, армянскими церквушками и
синагогами. Среди наиболее известных культовых объектов Крымского полуострова
выделяется синагога Егия Капай, построенная более века назад. Местные жители
называют эту синагогу Купеческой.
Существует версия, что название «Егия Капай» произошло от общества
ремесленников, которые жертвовали средства на возведение синагоги и
непосредственно участвовали в её строительстве. До 1930-х годов еврейское
сообщество Евпатории жило спокойно, в будни каждый занимался каким-то ремеслом,
а в субботу и праздники собирались на общественный молебен. В период
коллективизации и борьбы с религией синагога прекратила своё существование, а
здание стали использовать как продовольственный склад. Благодаря усилиям членов
еврейской общины, в 2003 году Егия-Капай вновь открыла свои двери для прихожан.
Сейчас она открыта для всех желающих, конечно, побывали в ней и мы. Службы в то
время не было, мы просто рассмотрели внутреннее помещение, достаточно скромное.
Затем прошли по узкой улочке и вышли в самый центр туристического старого
Иерусалима, где бойко шла торговля с развёрнутых и расставленных столов прямо
на самой улице, а мастера различных ремёсел демонстрировали своё мастерство. Мы
задержались у стола молодого гончара, который изготавливал из глины различные
предметы домашней утвари: миски, кувшины, салатницы. Всё можно было купить.
Яркие и красочные постеры приглашали к разным лавочкам, представляющим
сувениры, изделия старины, выполненные мастерами-умельцами. Не случайно, эту
часть города и ныне называют «Городом мастеров», а когда-то здесь располагались
купеческие лавки.
Большим событием для жителей города Евпатории стал приезд в мае 1916года в
город императора Николая Второго с императрицей Александрой Фёдоровной и
детьми. Огромное художественное панно с изображением императора Николая
Второго и членов его семьи мы увидели, когда направлялись в старый город по
туристическому маршруту «Малый Иерусалим», панно было создано к 100-летию
посещения города императорской семьёй, в 2016году. В этом же районе города
находится и собор святого Николая Чудотворца, одного из крупнейших и
величественных храмов Крыма. Этот храм посетила вся семья императора, о чём
сегодня туристам рассказывают крупные фотографии, изображающие членов
императорской семьи, расположенные рядом с входом в храм. Храм был заложен
в 1893 году в память об окончании Крымской войны, внутреннее убранство и
красота храма не оставили нас равнодушными.
Когда скрывается южное солнце, оживает великолепная набережная города,
освещённая не только изящными уличными фонарями, но и огнями кафе, ресторанов,
торговых центров. Набережная очень широкая, буквально расположенная на
прибрежной полосе моря, что делает её ещё привлекательнее. Поющие цветовые
фонтаны, улыбающиеся лица гуляющих- всё создаёт атмосферу праздника.
Город Евпатория произвёл на нас самое благоприятное впечатление своим
архитектурным разнообразием, возможностью испытать чудодейственное свойство
лечебных грязей, песочным пляжем и очень спокойным безмятежным морем.
Этот город, как и те райские уголки Крыма, где нам удалось побывать за две
недели отдыха, оставил желание вновь в него вернуться, чтобы узнать город
лучше, а полюбить его мы успели за два коротких дня, проведённых в Евпатории.