стена плача в россии место расположения
Стена Плача в Москве: что символизирует и как до нее добраться.
Кто и для чего построил Стену Плача в Москве?
В столице Израиля Стена Плача имеет богатую историю. Когда римляне во время Первой Иудейской войны вторглись в город и начали разрушать храмы, она осталась нетронутой. За сотни лет сооружение приобрело статус величайшего религиозного памятника иудаизма.
Правительство столицы давно было озабочено проблемами верующих, в том числе ортодоксальных евреев. В связи со 110-летием со дня постройки Хоральной синагоги, власти города Москвы во главе с тогдашним мэром Юрием Михайловичем Лужковым приняли решение преподнести всем приверженцам иудаизма уникальный мемориал как дань уважения их традициям.
Этот своеобразный памятник стал настоящей отдушиной для тысяч живущих в нашей стране иудеев, которые по разным причинам не могли посетить Иерусалимскую Стену Плача. Верующие с восторгом и благоговением восприняли отечественную копию, как несомненный символ веры.
Как выглядит московская Стена Плача?
Древняя иерусалимская святыня – это фундаментальное сооружение длиной около 450 метров (для паломничества открыто 57 метров стены) и высотой 19 метров, сложенное из огромных необработанных каменных глыб. Московская Стена Плача внешне очень напоминает иерусалимскую грубым материалом, из которого она построена, и имитацией древней каменной кладки. Похожу горную породу для строительства привезли из месторождения, расположенного в пригороде Москвы. Размеры отечественной копии значительно меньше оригинала и составляют всего 3 метра в высоту и 19 – в длину.
Несмотря на то, что Московский памятник официально не является святыней и объектом поклонения, для последователей иудаизма он стал настоящим местом паломничества. Со стороны сооружение выглядит непримечательно. Внимание привлекает установленная на Стене бронзовая табличка, на которой на двух языках красуется надпись: ”В память об иерусалимском храме”. И люди верят, что произойдет чудо, и Господь услышит их молитвы.
Согласно вековой традиции миллионы паломников ежегодно стекаются в Иерусалим, чтобы вложить записочку с просьбой или молитвой в щель между камней Стены Плача, адресованную богу. Множество подобных записок можно увидеть и в Москве – настолько памятник отождествляется как святыня.
Как добраться до Стены Плача в Москве.
В Москве Стену Плача видно издалека – настолько сильно она выделяется на фоне унылого городского пейзажа. Жители ближайших микрорайонов прекрасно знают, как до нее добраться, и, скорее всего, с удовольствием вам помогут, если вы обратитесь к ним с просьбой. Она находится в Москве на Спасоглинищевском переулке, дом 10. Самостоятельно до нее добраться тоже несложно. Мемориал расположен примерно в 350 метрах от станции метро “Китай-Город”. От метро нужно дойти до Солянского проезда и свернуть налево на Большой Спасоглинищевский переулок и дойти до Хоральной синагоги.
Если вы добираетесь на автомобиле, то обязательно продумайте место парковки, а также учитывайте московские пробки.
Что думают о памятнике москвичи и гости столицы?
Как любая современная постройка религиозного толка московская Стена Плача вызывает у людей разнообразные эмоции.
С одной стороны, ее постройка является знаковым событием для верующих иудеев, которые по различным причинам не могут посетить оригинальную святыню. А теперь у них появилась возможность прикоснуться к святыне, не выезжая за пределы родной страны. Прижившаяся традиция оставлять в стене записки, полные просьб, молитв и личных переживаний, доказывает, как много значит эта постройка для ортодоксальных последователей веры. Она является данью уважения к одной из величайших мировых религий, обычаям и укладу жизни множества людей.
Горожане и гости столицы тоже с удовольствием приезжают на это место, чтобы сделать интересные фото и составить собственное мнение.
Тем не менее, существуют и противоположные мнения. Некоторые москвичи считают установку мемориала святотатством и насмешкой над чувствами верующих. Ведь даже точное копирование святынь не наполняет их высоким духовным смыслом и не наделяет их чудодейственными свойствами. Многие говорят о том, что с культурной точки зрения памятник не имеет никакой ценности и не является украшением города.
Чтобы составить собственное мнение, представить, как выглядит оригинальная Стена Плача в Иерусалиме обязательно посетите это место. А может, вы решите оставить там свою записку с заветной просьбой, и ваши мольбы будут услышаны.
Памятник «Стена плача»
Открытие этого памятника было приурочено к 110-летнему юбилею с момента основания в Москве Хоральной синагоги.
Для владельцев заведений
Автором идеи создания в столице памятника, прообразом которого является иерусалимская святыня, является бывший мэр Москвы Юрий Лужков. Находящаяся в Иерусалиме Стена плача – один из участков стены Иерусалимского храма, который разрушили римские завоеватели. Уже много веков она считается самым священным для любого иудея, в какой бы стране он ни жил, местом. Каждый год в еврейские праздники Стену плача посещает огромное количество верующих паломников. По существующему на протяжении столетий обычаю, в трещины между камнями Стены вкладываются записки с молитвами и просьбами к Богу.
Построенная возле московской Хоральной синагоги Стена плача значительно меньше оригинала – она составляет всего пятнадцать метров, а высота её равняется приблизительно трём метрам. Она сложена из неотесанных камней, добытых в районе Подмосковья. Несмотря на то, что камни, из которых построена стена, добыты совсем недалеко от столицы, она является не меньшей святыней, чем иерусалимская: образовавшиеся между камнями трещины люди вкладывают записки с текстами молитв и изложением своих сокровенных желаний.
Бытует поверье, что соприкосновение со священной Стеной плача дарит твоей записке мощь камней, способствующую исполнению желаний.
Найди свою любовь
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl + ↵
Стена Плача, древняя синагога и кафе «Йоськин кот»: где найти Малый Иерусалим в Крыму
Переполненные пляжи, крики зазывал, запах чебуреков и шаурмы ― порою отдых на побережье выглядит именно так. Но существуют места в Крыму, где у туристов есть возможность окунуться в иной мир, вдохнуть чистый воздух, находясь в нескольких десятках метров от эпицентра курортного хаоса.
В Евпатории это Малый Иерусалим. Вход сюда проходит через Гезлевские ворота, единственные сохранившиеся из пяти основных ворот Старого города. Раньше за ними располагался дровяной базар и крупный невольничий рынок. Пройдя под воротами, попадаешь в другую страну с иными традициями, звуками, запахами, атмосферой. Нога чувствует теплоту кривоватой брусчатки, пахнет свежесваренным кофе, слышен мягкий стук дерева ― свой товар демонстрирует торговец деревянными игрушками.
Проходим чуть дальше, сворачиваем и видим величественный силуэт синагоги Егия-Капай. Это здание 1912 года, которое много лет использовали в качестве продовольственного склада. Недавно завершились реставрационные работы.
Около четырех лет назад здесь открыли малую Стену Плача, где люди пишут сокровенные желания на листках, сворачивают их и закладывают между блоками ракушечника. Если верить видео, которое транслируется с висящего экрана, раз в год эти записки вычищают деревянными палочками и отвозят в Большой Иерусалим.
«Последний раз я привозил записки в Иерусалим в 2019 году. Но вот уже два года из-за коронавирусных ограничений могу их отправлять только почтой. Там коробки ставят к стене, а потом вместе с другими записками и святыми текстами закладывают в глиняные кувшины и закапывают на Масличной горе», ― рассказал корреспонденту ФАН служащий синагоги Леонид.
На крыльце синагоги висят оградительные цепи со звездой Давида. Туристы сюда не заходят. Сквозь приоткрытую дверь видны ряды деревянных скамеек, белые стены и льняные скатерти. На входе ― свод правил. Мужчине необходимо прикрыть голову, женщине не обязательно. Одежда должна быть опрятной, а от селфи в синагоге лучше воздержаться.
Неожиданно видеть рядом с синагогой кафе, которое называется «Йоськин кот». Приятная музыка, скромные столики, кошерные блюда в меню ― все атмосферно, гостеприимно и вкусно.
«Чтобы значительно увеличить шансы на исполнение ваших желаний, в фонтан лучше кидать монетки только желтого цвета. Но за исполнение желаний администрация ответственности не несет! Таки не надо просить счастья за пять копеек», — надпись на маленьком фонтане вызывает улыбку.
Стоит заглянуть в маленький музей, куда евреи всего города сносили раритет: велосипед, абажуры, алюминиевые тазы, деревянную мебель.
«Эта швейная машинка одевала весь город. После войны огромные деньги за нее предлагали — все равно не продали», — рассказывает молодой смотритель музея.
Идем дальше. Домишки в Малом Иерусалиме невысокие, опрятные, выкрашенные в тихие светлые цвета. Автомобилей практически нет, улицы узкие и уютные. Очень чисто. Прогулка по этому месту может занять до нескольких часов. Обязательно стоит посмотреть Караимские кенасы, Турецкие бани, армянскую церковь, греческий храм и мечеть Джума-Джами, которую отделяет всего одна площадь от собора Святителя Николая Чудотворца. Не зря Евпаторию называют котлом религий!
Приток евреев в Крым произошел после окончания Крымской войны в 1853–1856 гг. Люди жили спокойно, занимались ремеслом и ходили на общественный молебен вплоть до 1930-х годов, когда с приходом большевиков для них настали тяжелые времена.
Зачем Москве жуткая копия еврейской «Стены плача» и что она скрывает
Кто построил московскую Стену Плача?
В Иерусалиме Стена Плача – это сохранившийся до наших дней фрагмент стены древнего иудейского храма, разрушенного римлянами. Современный памятник в столице России является идейной уменьшенной копией святыни мирового значения. Памятник «Стена Плача» в Москве был создан по инициативе действующего на тот момент мэра города – Юрия Лужкова. Открытие мемориала было приурочено к 110 юбилею Хоральной синагоги, отмеченному в мае 2001 года.
Этот памятник был создан как подарок всем верующим, посещающим синагогу. Особенно актуален мемориал для иудеев, мечтающих посетить Стену Плача в Иерусалиме и не имеющих такой возможности. Московская копия – это напоминание об оригинальной святыне, а также символ веры. Открытие памятника было встречено верующими с ликованием. Это явный знак внимания властей к последователям иудаизма и их проблемам.
Тоннель Западной стены
Подземная часть доступна по всей длине Стены плача. Тоннель начинается от площади Еврейского квартала, проходит под домами Мусульманского квартала, выходит к античным каналам системы водоснабжения и заканчивается у бассейна Скрутион — большой крытой цистерны эпохи императора Адриана, служившей для сбора дождевой воды в целях обеспечения нужд города.
Первые раскопки проводились британскими исследователями во второй половине XIX столетия. Им удалось получить разрешение от османских властей с условием не приближаться к Храмовой горе ближе чем на 15 метров. Тогда удалось сделать ряд археологических открытий, в том числе обнаружить древнюю арку, предположительно поддерживавшую мост, соединявший когда-то город с Храмовой горой.
Масштабные раскопки с целью обнаружения невидимой части Западной стены начались после Шестидневной войны 1967 г., когда Израиль получил доступ к Стене Плача. Работы были сложными и трудоемкими, поэтому продолжались почти два десятка лет. Трудности вызывали существующие постройки над тоннелем, которым требовалось сохранить стабильность. Кроме того, нельзя было повредить множественные исторические артефакты, находящиеся под землей.
Тоннель Западной стены, © Сергей Симановский
В тоннеле Западной стены была найдена пещера, сотни лет использовавшаяся по разрешению мусульман в качестве синагоги. Иудеи считают, что это самая близкая к Краеугольному камню точка для молитвы. В ходе раскопок был обнаружен самый огромный и массивный блок Западной стены, оголены фрагменты древних улиц и строений, подтверждены факты реконструкции стены в разные периоды мусульманского правления.
Изначально вход в тоннель Западной стены одновременно являлся его выходом, что затрудняло перемещение по подземному коридору. Долгие переговоры израильских властей с мусульманской стороной и представителями монастыря Сестер Сиона о разрешении строительства выхода со стороны бассейна Скрутион, сопровождающиеся спорами и скандалами, результатов не принесли.
Тоннель Стены Плача на Google-maps
Несмотря на несогласия, премьер-министр Израиля Биньямин Нтаньяху в 1996 г. лично распорядился соорудить выход из тоннеля под медресе (мусульманское учебное заведение) в сторону виа Долороза — улицу, по которой пролегал последний путь Иисуса Христа. Тогда в ходе многодневных протестных стычек было убито 80 человек, что не помешало сделать выход. Теперь туристы могут проходить по коридору, не возвращаясь в первоначальную точку.
Описание и фото мемориала «Стена Плача»
Оригинальная Стена Плача протянулась на 57 метров, ее высота — 19 метров. Московская копия имеет более скромные размеры. А именно: 15 метров в длину и 3 метра в высоту. Построена Стена Плача в Москве из необработанного камня, добытого в Подмосковье. Стоит заметить, что визуально столичный «новострой» действительно имеет сходство с оригиналом. Грубая кладка, некачественно обработанные блоки – эти черты делают Стену Плача узнаваемой. На памятнике имеется табличка, надпись на которой гласит: «В память о иерусалимском храме». Официально московская копия «святыни» имеет статус мемориала. Но, несмотря на этот факт, памятник пользуется высокой популярностью среди верующих. Последователи иудаизма верят, что если в трещину Стены Плача в Иерусалиме вложить записку с молитвой или желанием, текст послания непременно дойдет до Всевышнего. Прижилась подобная традиция и в Москве. В трещинах памятника можно заметить многочисленные бумажки.
Записки в Стене Плача
К теплым древним камням приходят помолиться или молча постоять, прикоснувшись к святыне. Стало традицией писать на небольших листочках записки с заветными просьбами и вставлять их в Стену. Первая из них появилась в расщелине в начале XVIII века. О том, кто был инициатором или вдохновителем идеи, ходит немало легенд.
В наше время записки пишут обычные туристы и знаменитости, израильтяне и жители других стран. Каких-либо правил и образцов не существует. Люди просят о помощи, здоровье и достатке. Они цитируют библию, обращаются к Богу в стихах и прозе. Значения не имеют ни язык, ни цвет или размер бумаги, ни чернила. Главное, чтобы написанные слова исходили из души и были осознанными.
Записки можно оставлять в видимой части Стены Плача и в тоннеле. Два раза в год главный раввин Западной стены и его помощники собирают людские послания и хоронят их на Масленичной горе.
Современные технологии позволяют отправить записку через интернет. Достаточно написать просьбу на официальном сайте, и волонтеры, распечатав текст на листке, вложат его в святые камни. Конфиденциальность гарантируется.
Молитвы у стены, © Сергей Симановский
Памятник «Стена Плача» в Москве: как добраться на общественном или личном транспорте
Точные координаты мемориала: 55°45’21″N; 37°38’7″E. Стена Плача находится возле хоральной синагоги. Ее адрес: г. Москва, Большой Спасоглинищевский переулок, дом 10. Ближайшая станция метро – «Китай-город», от нее можно дойти пешком за несколько минут. Необходимо выйти на Солянский проезд, затем свернуть налево на Большой Спасоглинищевский переулок. Примерно через 150 метров вы дойдете до желаемой достопримечательности. Стена Плача в Москве заметна издалека. Этот памятник колоритно выделяется на фоне городского пейзажа. Знакома достопримечательность и всем жителям района. Если вы спросите о том, как к ней пройти, вам наверняка подскажут верную дорогу.
Где находится
Стена Плача расположена в Еврейском квартале, занимающем южную часть Старого города Иерусалима — столицы Израиля. На площадь перед Стеной ведут две дороги:
Стена Плача, © Евгения
Несмотря на то, что стена находится в восточной части квартала, ее называют Западной. Это связано с тем, что она примыкает к западному склону Храмовой горы.
Бо́льшая часть древней стены скрыта за возведенными вдоль нее строениями. Существует еще два открытых фрагмента — 80-метровый с южной стороны Храмовой горы и восьмиметровый, называемый Маленькой Западной стеной, — в Мусульманском квартале.
Отели рядом со Стеной Плача
Мужской сектор, © Евгения
Отзывы москвичей и гостей города о достопримечательности
Памятник «Стена Плача» в Москве зачастую вызывает неоднозначные эмоции у наблюдателей. Не все жители и гости столицы имеют возможность при первом же желании отправиться в Иерусалим и посетить древнюю святыню. Соответственно, установку в Москве ее копии можно считать позитивным событием. К московскому памятнику может приехать каждый житель города или турист.
Многим верующим нравится этот мемориал. Они воспринимают его как проявление уважения к религиозным традициям и обычаям. Неслучайно возникла и традиция оставлять записки в щелях кладки. Среди авторов посланий множество искренне верующих людей, молящихся об исполнении заветных желаний. Возможность посетить Стену Плача в Москве вселяет в них надежду и оптимизм.
Есть среди москвичей и те, кому этот памятник не нравится. В своих отзывах некоторые жители столицы говорят о том, что уменьшенная копия мировой святыни – это самое настоящее издевательство над чувствами верующих. Московская Стена Плача намного меньше оригинала и лишена всякого сакрального смысла.
Любое мнение имеет место быть, посещать или нет монумент – личное дело каждого. Теперь вы знаете, где находится Стена Плача в Москве, и при желании сможете без труда найти ее и увидеть собственными глазами.
Зачем Москве жуткая копия еврейской «Стены плача» и что она скрывает
— Оцените статью | Оценок: 4, Рейтинг: 5.00/5
Создание этой стены есть призыв к разделению общества. Эта стена снова делит наше общество на тех, кто гордится нашим прошлым, и на тех, кто его ненавидит
Своим экспертным мнением об этом событии с Накануне.RU поделился доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН Юрий Жуков:
– Я к сооружению этой стены, повторяющей еврейскую «Стену плача» в Иерусалиме, отношусь категорически отрицательно. Под «политическими репрессиями» у нас понимают все аресты и суды по 58-й и 59-й статьям. А точнее, если раскрыть их пункты, получается 27 статей. Среди них – угон военного самолёта за рубеж, изготовление фальшивых денег и прочее. Все осуждённые по ним – «политические преступники».
Более того, в число «политических преступников» почему-то попадают и бандеровцы, и «власовцы», и те украинцы, которые служили в эсэсовской дивизии «Галиция», и те латыши, которые служили в двух эсэсовских дивизиях, и те латыши, которые сожгли Хатынь, и те полицаи, которые измывались над нашим народом на оккупированной территории, и так далее. И вместе с ними настоящие шпионы и настоящие диверсанты.
Всё это у нас почему-то скрывается за словами «сталинские репрессии». Я категорически против этого. Против еще и потому, что если не 80%, то 75% репрессированных – то есть арестованных, судимых и понёсших справедливое наказание – были действительно врагами нашей страны и нашего народа. Поэтому ни в коем случае нельзя абстрактно говорить о, видите ли, «невинных» жертвах «палачей, у которых руки по плечи в крови». Вот моё отношение к этой вздорной затее.
Кроме того, я считаю, что самым неприличным было появление у этой стены на открытии патриарха, потому что церковь не имеет права вторгаться в политику, это не её дело. Патриарх призывал к умиротворению, но создание этой стены есть призыв к разделению общества. Эта стена снова делит наше общество на тех, кто гордится нашим прошлым, и на тех, кто его ненавидит.
Эти лжедемократы, которые разжигают антисталинские страсти, никогда не будут говорить о жертвах столыпинской реакции, о тех 5 тыс. человек, которые были повешены без суда и следствия, о тех десятках тысяч человек, которые в 1907-1909 годах были отправлены на каторгу, высланы. Об этом они хранят молчание, потому что им предпочтительнее слабая отсталая царская Россия, чем одна из двух сверхдержав – Советский Союз.
Главное ударить именно по нашему великому прошлому, облить его лишний раз грязью, чтобы люди забыли, что когда-то мы с гордостью говорили о том, что мы граждане Советского Союза, и за нами стояли и мощная экономика, и мощная армия, и возрастающий уровень жизни. Сегодня мы лишились всего этого, и нам предлагают сравнивать нашу жизнь чуть ли не с 17-м веком.
А если говорить про царское время, то нужно вспомнить и о депортации, которую провёл Столыпин – он отправил треть населения тех территорий, которые сегодня называются Украиной, в Сибирь и на Дальний Восток под предлогом, что он им предоставляет огромное количество земли. Но он не объяснил, что украинцы привыкли сеять хлеб, а хлеб на Дальнем Востоке не растёт, там растёт только капуста. Дальше – больше, были депутаты, которые выступили против правительственных заявлений – сосланы в Сибирь, отправлены в тюрьму. Казахи и киргизы, которые не захотели работать на фронтовых укреплениях в 1916 году, были расстреляны, повешены, сосланы. Была при царском режиме очень жестокая система управления властью. Вспомните 9 января 1905 года – люди идут на демонстрацию с портретами царя, с иконами и хоругвями, и в них по приказу царя стреляют и убивают. Вот олицетворение кровавого самодержавного режима.
У нас говорят – ах, была конституция при царе… До революции у нас была самодержавная монархия!
И был свод основных законов, который царь мог в любой момент перекрестить и ликвидировать. Жесточайшая самодержавная власть. Неслучайно во время переписи населения царь в листе написал о своей профессии: хозяин земли русской. Он – хозяин, не народ, а он.
Если сравнивать сталинский и царский периоды, то в России всегда было очень много жертв. И по политическим причинам, и по чисто уголовным. Но по политическим причинам царская Россия мало чем уступала советской власти, за исключением одного короткого периода 1937-1938 годов, когда действительно наши партократы – Хрущёв, Эйхе, Ежов, которые сегодня числятся жертвами политических репрессий, и проводили эти самые репрессии. Поэтому в 1938-1939 годах все эти первые секретари получили справедливое наказание.
Что уж говорить – в царской истории жертвы были не только у Николая II. Жертвы были и у Александров I, II, III и Николая I и так далее –вся дореволюционная эпоха заполнена политическими жертвами.
Это не политические репрессии? Всё это – политические репрессии – и бироновщина, и всё, что происходило в 18 веке, и любые дворцовые перевороты.
Тела погибших в давке на Ходынском поле 30 мая 1896 г.
Или вот более конкретный пример – разве не репрессии то, что сделал Александр I, когда отменил крепостное право в 1816 году в Эстляндии, Лифляндии и Курляндии, то бишь Прибалтике, Эстонии и Латвии сегодняшней. Про русский народ он забыл, и только спустя 50 лет его освободили и от крепостной зависимости, и от земли. Это что, не репрессии разве, держать ещё полвека русского человека в рабстве? Тоже репрессии.
Наконец, 90-е, о которых тоже нынче «говорить нельзя» – это уже не прошлое, это, к сожалению, настоящее. И ползучая контрреволюция, начиная с 1991 года по 1993, и государственный переворот 1993 года, Чёрный октябрь, когда заговорщики разогнали парламент, стреляли по нему, уничтожили конституцию – во всём мире это рассматривается только как антиконституционный, антигосударственный переворот. У нас почему-то все, кто до сих пор держатся у власти, являются наследниками этого страшного события, но никто им ничего не говорит и не осуждает, хотя с точки зрения мировой практики, они все подлежат аресту и суду, как государственные преступники.
Юрий Жуков
Добавлю, что и депортации придумали ещё при дражайшем царе-императоре :
«Уже в ночь на 18 июля 1914 года (по ст. ст.), то есть еще до официального объявления войны, Россия приступила к арестам и высылкам подданных Германии и Австро-Венгрии (а с конца октября 1914 года — и Турции). А было их немало — в общей сложности не менее 330 тыс. человек; десятками лет проживали они в Петербурге, Москве, Одессе и Новороссии, на Волыни, в Польше и Прибалтике. Депортировали при этом не только «подозреваемых в шпионаже», но и вообще всех лиц призывного возраста (чтобы предотвратить их вступление в ряды армий противника), причем не только немцев, австрийцев или венгров, но и поляков, евреев и др. (исключение делалось только для славян — чехов, сербов и русин, давших подписку «не предпринимать ничего вредного» против России).
Особенно сурово обошлись с немецким населением Волыни, летом 1915 года чуть ли не поголовно высланным в Сибирь. Кстати, высылали — за счет самих высылаемых, а при отсутствии у них средств — по этапу и под конвоем, как осужденных.»
Надо ещё одну секцию будет приварить к батарее на Сахарова.
Смеем предположить, что после открытия «Стены скорби» количество гвоздик, приносимых к бюсту товарища Сталина на Красной площади, увеличится в разы – КВ
Опубликовал: admin | Дата: Ноя 4 2021 | Метки: Хроника | Вы можете добавить свой комментарий ниже. Вы можете отправить новость в социальные сети.
Советы по посещению Стены плача
Перед визитом внимательно ознакомьтесь с основными правилами посещения священного места, дабы избежать неприятных ситуаций. Иерусалим — город контрастов, и любое отклонение от общепринятых норм может быть принято негативно: