стена скорби в москве на садовом
«Стена скорби» и коллективная вина
В Москве на пересечении проспекта Сахарова и Садового кольца установлена «Стена скорби» – монумент жертвам репрессий советского периода. Событие знаковое, поэтому особую важность приобретает вопрос: способен ли данный монумент выполнить своё предназначение? Может ли он встроить тему ГУЛАГа в общую картину национальной истории таким образом, чтобы не углубить гражданский раскол вековой давности, но снять напряжение, обратив чувства граждан к общим ценностям, которые не могли быть уничтожены даже революцией, гражданской войной и террором?
Репрессии и их центральную «сакральную» дату, 1937 год, определяют как причину всех бед, постигших СССР. На самом же деле репрессии – это не причина, а следствие. Причина – народный раскол и гражданское противоборство. 1917 год – причина, а 1937 год – следствие. Революция – причина, ГУЛАГ – следствие.
Запрос общества на концептуализацию темы репрессий и увековечение памяти погибших существует давно. Но, к несчастью, всё это время, примерно последние 30 лет, проблема не выводилась за рамки идеологических и политических противостояний. Она использовалась разными политическими сторонами в ходе актуальной политики (вспомним хотя бы 1993-й или 1996-й годы). Такой подход лишь сообщал трагедии национального раскола новую энергию, углублял его.
Неблагоприятную тенденцию необходимо переломить. Попытки сделать это предпринимались. Например, в виде храма Новомучеников и Исповедников Церкви Русской на крови, что на Лубянке. Концепция этого храма отражает современное звучание темы репрессий и выполняет важнейшую задачу – примирение нации. Ведь без этого примирения мы не застрахованы от новых противостояний.
К сожалению, приходится усомниться в том, что «Стена скорби» скульптора Георгия Франгуляна в должной мере выполняет задачу гражданского примирения. Монумент представляет собой скульптурный рельеф, заполненный грудой человеческих фигур, с надписями «Помни» на разных языках. Первое, что обращает на себя внимание – искажённые и стёртые лица. Они сливаются в безликую серую массу. Так они отражались, скорее всего, в сознании начлагов и вертухаев. Посетителю представлен, как это ни парадоксально, взгляд палача, а не жертвы. Стилистически монумент выдержан в духе авангарда 1980-х (безумно устаревшего сегодня), хотя подлинная трагедия – явление, во-первых, архетипическое а, во-вторых, должна возвышать чувства зрителя. В данном случае все происходит ровно наоборот. Не отпускает ощущение какой-то фатальности, затягивающей воронки истории, непрекращающегося ада, к которому как бы приговорены и прежние и все последующие поколения – те, кто, по мысли автора, должен «помнить». Поэтому здесь царят скорбь, безысходность, отверженность, одиночество, осуждение.
Иными словами, отсутствует нравственное переосмысление и мудрая дистанция по отношению к трагедии. Идеология проекта утверждает, что лагеря и репрессии – это не преступления конкретных людей, а неотъемлемая часть идентичности наших соотечественников. Именно этот месседж заложен в данной работе, равно как и во многих предшествующих. Таких как «Маска скорби» Эрнста Неизвестного в Магадане или «Сфинксы» Михаила Шемякина, установленные напротив Крестов в Петербурге. Это не случайность и не «авторское прочтение», это системное продвижение определённой идеологии.
Обществу нужен памятник невинным жертвам, а не памятник ГУЛАГу. Вряд ли является хорошей идеей совмещение ракурсов палача и жертвы – напротив, их надо всемерно разделять. Ведь каждое преступление имеет вполне конкретных заказчиков и исполнителей. А тяжесть вины определяется конкретным перечнем деяний. Вместо этого нам – потомкам невинных жертв – предлагается чувствовать себя соучастниками преступления.
Такой подход продиктован концепцией «коллективной вины», которая активно продвигается либеральной трактовкой темы репрессий. Если это так, то ситуация с монументом вызывает не просто сожаление, но серьёзную тревогу.
Памятники закрепляют психологическое отношение народа к определённым историческим фигурам, явлениям, понятиям. Памятники репрессиям, выражающие только бесконечную скорбь, – воспитывают в обществе чувство вины.
Такие памятники как «Стена скорби» накладывают на общество и государство груз вины за прошлое. Один из идеологов проекта прямо говорил, что Российская Федерация является правопреемницей «тоталитарного» СССР. Идея коллективной вины очень удобна для политического освоения темы репрессий. Если возложить вину на весь народ, то использовать его «покаяние», конвертируя его в ощутимые политические бонусы, можно сколь угодно долго: «Ты виноват! Искупи вину в протесте!».
Тема репрессий сегодня приватизирована политическим меньшинством и рассматривается как долгосрочная психологическая подпитка протеста. Увы, но и этот монумент, и все подобные будущие монументы, которыми планируется покрыть все российские города, призывают направить гнев против собственного отечества, против самого себя. Вот главная политическая задача, которая концептуально зашита в сооружении на проспекте Сахарова на десятилетия вперёд. Сам выбор места указывает, что этот политический ресурс отдаётся на откуп современным протестным меньшинствам.
Какие эмоции будет вызывать «Стена скорби»?
У одних – чувство личной вины: «Мы тут радуемся, а им там плохо». То есть чувство слабости, беспомощности, ослабление воли – все симптомы чувства вины, в данном случае немотивированной. У других – чувство совершающейся сатисфакции, победы над «этим» государством, которое «само себя высекло» и над обществом, которое виновато в том, что создало такое «душегубное» государство.
Идея «Стены скорби» на Сахарова работает на фрагментацию общества и политическую коммерциализацию истории. Это, конечно, неестественная и ненормальная ситуация.
Нам сегодня необходимо раскрыть и понять глубинную природу репрессивных практик советского периода. Нельзя соглашаться с лукавым утверждением, что ГУЛАГ в России возникает неизбежно и закономерно, а Освенцим, Бухенвальд и Талергоф в Европе – исключение и случайность.
Рассматривать репрессии следует как составную часть всей череды трагедий и испытаний всего народа, не отделяя их от Первой мировой войны, революций, гражданской войны, голода, гонений на Церковь, Великой Отечественной войны.
В ситуации, когда само государство увековечивает память жертв репрессий через языческую идею неисцелимой скорби, виноватым становится народ. Но народ – главная жертва тех трагических лет, которые привели к массовому разрыву мировоззренческих, родственных и культурных связей. Забота о народе, недопущение подобных разрывов в будущем – вот лучшее средство от репрессивных рецидивов в будущем.
«Стена скорби» закладывает в современную идентичность народа противоречие, основанное на чувстве коллективной вины, закрепляет в общественном сознании тезис о нас как народе-убийце, служит не консолидации, а фрагментации общества, не предотвращает возможность повторения репрессий в будущем, а конвертирует этот исторический сюжет в протестную политическую энергию.
Крупнейший мемориал жертвам политических репрессий открыли в центре Москвы
Репрессии стали трагедией для народа, последствия которой мы ощущаем до сих пор. «Наш долг — не допустить забвения», — подчеркнул Президент России. Вместе с Патриархом Кириллом и Сергеем Собяниным он возложил цветы к мемориалу. В этот день к «Стене скорби» пришли около сотни человек, в том числе представители разных конфессий, правозащитники, чиновники.
«Стена скорби» скульптора Георгия Франгуляна стала крупнейшим мемориалом жертвам политических репрессий в России.
Это двусторонний горельеф с несколькими арками, составленный из многочисленных бронзовых человеческих фигур — жертв репрессий. Монумент установлен полукругом на специально подготовленной площадке. В длину он достигает 32 метров, а в высоту — шести.
По обеим сторонам от «Стены скорби» находятся бронзовые листы с текстом, на которых высечено слово «Помни» на языках бывших республик СССР, официальных языках ООН и немецком языке. На самом монументе нет ни цифр, ни имен.
Пространство мемориала облицовано различного вида гранитными плитами, дополняющими образ памятника, а площадь вокруг вымощена черным сланцем из Карелии. Кроме того, мемориал включает композицию «Плачущие скалы», расположенную за бронзовым горельефом. В ее основании — природные камни из 58 российских регионов, от Соловков до Колымы, связанных с историей репрессий. Там же высажены 10 голубых елей.
Перед стеной установлены семь гранитных столбов с прожекторами, лучи которых направлены в небо. По задумке скульптора свет прожекторов олицетворяет души погибших. В ночные часы монумент освещается специальными лампами с мягким желтым свечением.
После монтажа самого монумента было проведено благоустройство сквера — по проекту автора памятника. Общая площадь благоустройства составила 0,54 гектара. В сквере выполнен ремонт лестниц, установлена архитектурно-художественная подсветка.
Создание мемориала финансировалось за счет частных пожертвований, собранных Фондом увековечения памяти жертв политических репрессий, и столичного бюджета. Город обеспечил необходимую работу по проведению конкурса и организации строительства мемориала.
Общественная инициатива по возведению в Москве мемориала жертвам политических репрессий была поддержана Президентом России еще в 2015 году (указ от 30 сентября 2015 года № 487). Тогда же Музей истории ГУЛАГа провел открытый конкурс на создание лучшего проекта монумента. Всего было подано 336 заявок.
Лучшую из работ выбирало жюри, в состав которого вошли деятели культуры и представители общественных организаций. Среди них — правозащитники Людмила Алексеева, Алексей Симонов, Алла Гербер и Арсений Рогинский, писатель Даниил Гранин, член Совета Федерации Владимир Лукин, президент Фонда Солженицына Наталия Солженицына, главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов, кинорежиссеры Станислав Говорухин, Павел Лунгин, Владимир Бортко, Сергей Мирошниченко и другие.
Экспертную помощь жюри оказывали руководитель Департамента культуры Москвы Александр Кибовский, главный архитектор столицы Сергей Кузнецов, председатели комиссий Мосгордумы по монументальному искусству и культуре Лев Лаврёнов и Евгений Герасимов, президент Союза архитекторов России Андрей Боков, ректор МАРХИ Дмитрий Швидковский и другие специалисты.
С 6 августа в Москве начнется установка горельефа «Стена скорби»
Горельеф «Стена скорби» авторства народного художника России скульптора Георгия Франгуляна и архитектора Андрея Франгуляна начнут устанавливать в столице 6 августа. Скульптурная композиция в память о жертвах политических репрессий появится на пересечении проспекта Академика Сахарова и Садового кольца. Бронзовый монумент из-за его масштабности планируют перевозить из мастерской скульптора в подмосковном городе Химки до места установки по частям. Монтаж памятника завершится 28 августа. Ограничений для проезда транспорта не будет.
«Днем 6 августа начнется установка только первой части памятника. В целом же он состоит из 11 фрагментов, которые полностью привезут в сквер к 23 августа. Высота сооружения составляет шесть метров, а длина — 30 метров. Поэтапная установка столь масштабной скульптурной композиции не создаст неудобств для горожан», — рассказали в столичном Департаменте капитального ремонта.
«Стена скорби» — это двусторонний горельеф с несколькими арками. Он состоит из множества безликих бронзовых человеческих фигур, сливающихся воедино. Они будто бы отрываются от земли и устремляются к небу. С двух сторон от «Стены» находятся бронзовые листы с текстом, на которых высечено слово «Помни» на разных языках мира.
В сквере монумент установят полукругом на специально подготовленной площадке и закрепят все его элементы. Скульптурную композицию будут обрамлять подпорные стенки, выложенные из гранитных плит. Перед горельефом поставят семь гранитных столбов с прожекторами, лучи которых направлены в небо. По задумке скульптора, свет прожекторов олицетворяет души людей. В ночные часы весь монумент будут освещать специальные лампы с мягким желтым свечением. Площадку вокруг памятника вымостят круглыми камнями. Рядом со «Стеной скорби» высадят деревья.
Благоустроить планируют и сам сквер на пересечении проспекта Академика Сахарова и Садового кольца. Ремонт проведут на площади 5,4 тысячи квадратных метров. В сквере частично выполнены работы по устройству кабельной канализации и основания для нового мощения. После чего будут установлены гранитные бортовые камни и выполнено гранитное мощение. В сквере отремонтируют лестницы, на газонах сделают ландшафтное освещение.
В 2015 году состоялся конкурс по выбору проекта монумента. На нем представили 340 концепций. В итоге был выбран проект скульптора Георгия Франгуляна и архитектора Андрея Франгуляна.
Работы Георгия Франгуляна можно увидеть в Москве — это памятник Булату Окуджаве на Арбате, памятник Иосифу Бродскому на Новинском бульваре, памятник Араму Хачатуряну в Брюсове переулке, памятник Дмитрию Шостаковичу на Космодамианской набережной и другие. Открыть «Стену скорби» планируется до октября 2017 года.
Монумент «Стена скорби»
30 октября 2017 года, в День памяти жертв политических репрессий, в Москве на пересечении проспекта Академика Сахарова и Садового кольца был открыт первый общенациональный мемориал жертвам политических репрессий «Стена скорби».
«Репрессии не щадили ни талант, ни заслуги перед Родиной, ни искреннюю преданность ей, каждому могли быть предъявлены надуманные и абсолютно абсурдные обвинения. Миллионы людей объявлялись «врагами народа», были расстреляны или покалечены, прошли через муки тюрем, лагерей и ссылок. Это страшное прошлое нельзя вычеркнуть из национальной памяти и, тем более, невозможно ничем оправдать, никакими высшими так называемыми благами народа, — сказал президент России, открывая мемориал «Стена скорби».
Мемориал «Стена скорби» представляет собой расположенный полукругом двусторонний горельеф длиной 30 и высотой 6 метров с несколькими арками. Основу композиции, выполненной из литой бронзы, составляют множество взмывающих ввысь фигур, символизирующих хрупкость человеческой жизни на фоне многотонной беспощадной системы.
Частью мемориала стали природные камни из регионов России, чья история тесно связана с массовыми репрессиями ХХ века. Акцию, в ходе которой было собрано 173 камня из 58 регионов РФ, организовали Музей истории ГУЛАГа и Фонд Памяти.
В 2015 году Музей истории ГУЛАГа организовал открытый творческий конкурс на лучший проект памятника, на который было прислано 336 работ. Проекты 10 финалистов стали основной передвижной выставки «Стена скорби», которую Фонд Памяти показал в десяти российских городах.
Инициатива по созданию Монумента памяти жертв политических репрессий принадлежала российским правозащитным организациям и получила поддержку Президента России Владимира Владимировича Путина. 30 сентября 2015 года президент подписал Указ «О возведении мемориала жертвам политических репрессий».
«Стена скорби» – первый крупный проект, реализованный в рамках Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий, принятой Правительством РФ в 2015 году на государственные средства и народные пожертвования.
Ежегодно в День памяти жертв политических репрессий у Монумента проходит акция «Колокол памяти».
Скульптор «Стены скорби» в Москве: «Это зазубренная коса смерти, которая прошлась по людям»
Лента новостей
Все новости »
Памятник посвящен жертвам репрессий. Его автор был выбран из 340 участников. Идея монумента пришла к нему сразу: понадобилось три-пять минут, чтобы перенести замысел на бумагу
В Москве память жертв репрессий увековечат «Стеной скорби» высотой с двухэтажный дом. Сегодня в центре города началась установка мемориала. Автор памятника — 72-летний советский и российский скульптор, профессор, академик Георгий Франгулян. Его работа победила на конкурсе из почти 340 участников.
Монументальный памятник разместится на пересечении проспекта Академика Сахарова и Садового кольца. Это будет двусторонний горельеф с несколькими арками. В небо будут устремляться массивные безликие бронзовые фигуры людей, которые сливаются в единую стену; просветы в форме силуэтов оставляют место для тех, кто уцелел. По краям — большие бронзовые полотна, словно стены тюремной камеры, на которых многократно нацарапано слово «Помни!» на разных языках. В комплексе также есть «плачущие» камни — по ним должна сочиться вода.
Георгий Франгулян является автором десятиметрового памятника Борису Ельцину, который был установлен в центре Екатеринбурга шесть лет назад, также он создал надгробие на могиле экс-президента России на Новодевичьем кладбище. Руке мастера, в частности, принадлежат памятники Окуджаве на Арбате и Бродскому на Садовом кольце столицы.
Общая сметная стоимость монумента — 460 млн рублей. Из них 300 млн уже выделено правительством Москвы, еще 160 млн должны были собрать с помощью народных пожертвований. Мемориал столкнулся с нехваткой финансирования, но автор не отказался ни от одной детали своей идеи. Business FM удалось взять интервью у скульптора. С Георгием Франгуляном беседовала продюсер радиостанции Анна Моргунова.
Скажите, а вы изначально видели такой свою работу, или в процессе что-то менялось, добавлялось?
Монумент планируется открыть в Москве 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий. Возвести его предложили российские правозащитные организации, и эта инициатива получила поддержку президента Владимира Путина.